Срок действия правительства российской федерации

Конституционное право России

Учебники для вузов

7.4.3. Срок полномочий Правительства Российской Федерации. Отставка Правительства Российской федерации

Правительство РФ действует в пределах срока полномочий Президента РФ (4 года) и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом.

Конституция РФ предусматривает возможность досрочного прекращения полномочий Правительства в результате его отставки. Вопросы отставки Правительства РФ регулируются ст. 117 Конституции РФ:

1) Правительство может по собственному решению, принятому коллегиально, подать в отставку. Отставка Правительства принимается или отклоняется Президентом;

2) Президент может по собственной инициативе принять решение об отставке Правительства;

3) Государственная Дума может выразить недоверие Правительству. Постановление о недоверии Правительству принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. После выражения Государственной Думой недоверия Правительству Президент вправе объявить об отставке Правительства;

4) Председатель Правительства может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству. Если Государственная Дума в доверии отказывает, то Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства или о роспуске Государственной Думы.

В случае отставки Правительства, при сложении полномочий перед вновь избранным Президентом Правительство продолжает выполнять свои обязанности до сформирования нового состава Правительства.

Наряду с коллективной отставкой Правительства возможна и персональная отставка отдельных его членов. Члены Правительства вправе подавать заявления об отставке. По предложению Председателя Правительства Президент вправе освободить от должности любого члена Правительства. Президент может освободить от должности Председателя Правительства. Освобождение от должности Председателя Правительства одновременно влечет за собой отставку Правительства.

Срок действия правительства российской федерации

Глава 6. Правительство Российской Федерации

1. Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.

2. Правительство Российской Федерации состоит из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.

1. Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы.

2. Предложение о кандидатуре Председателя Правительства Российской Федерации вносится не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента Российской Федерации или после отставки Правительства Российской Федерации либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой.

3. Государственная Дума рассматривает представленную Президентом Российской Федерации кандидатуру Председателя Правительства Российской Федерации в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре.

4. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.

1. Председатель Правительства Российской Федерации не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту Российской Федерации предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти.

2. Председатель Правительства Российской Федерации предлагает Президенту Российской Федерации кандидатуры на должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.

Председатель Правительства Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и указами Президента Российской Федерации определяет основные направления деятельности Правительства Российской Федерации и организует его работу.

1. Правительство Российской Федерации:

а) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;

б) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;

в) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

г) осуществляет управление федеральной собственностью;

д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;

е) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

ж) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.

2. Порядок деятельности Правительства Российской Федерации определяется федеральным конституционным законом.

1. На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

2. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации.

3. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации могут быть отменены Президентом Российской Федерации.

Перед вновь избранным Президентом Российской Федерации Правительство Российской Федерации слагает свои полномочия.

1. Правительство Российской Федерации может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом Российской Федерации.

2. Президент Российской Федерации может принять решение об отставке Правительства Российской Федерации.

3. Государственная Дума может выразить недоверие Правительству Российской Федерации. Постановление о недоверии Правительству Российской Федерации принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. После выражения Государственной Думой недоверия Правительству Российской Федерации Президент Российской Федерации вправе объявить об отставке Правительства Российской Федерации либо не согласиться с решением Государственной Думы. В случае если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу.

4. Председатель Правительства Российской Федерации может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству Российской Федерации. Если Государственная Дума в доверии отказывает, Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов.

5. В случае отставки или сложения полномочий Правительство Российской Федерации по поручению Президента Российской Федерации продолжает действовать до сформирования нового Правительства Российской Федерации.

Правительство РФ: состав, порядок формирования, срок полномочий. Правовые акты Правительства РФ: виды, порядок подготовки и принятия

Правительство РФ: состав, порядок формирования, срок полномочий

Состав Правительства определен гл. 6 Конституции РФ, ст. 6 ФКЗ «О Правительстве РФ» и включает членов Правительства РФ:

  • Председателя Правительства РФ;
  • заместителей Председателя Правительства РФ;
  • федеральных министров.
  • В соответствии с указами Президента РФ заместители Председателя Правительства РФ и федеральные министры могут замещать должности полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах.

    Структура федеральных органов исполнительной власти установлена Указом Президента РФ от 21.05.2012 N 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти».

    Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы из числа граждан РФ, не имеющих гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, в порядке, установленном Конституцией РФ.

    Освобождение от должности Председателя Правительства РФ одновременно влечет за собой отставку Правительства РФ.

    Предложение о кандидатуре Председателя Правительства РФ вносится не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента РФ или после отставки Правительства РФ либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой. Государственная Дума рассматривает представленную Президентом РФ кандидатуру Председателя Правительства РФ в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства РФ Государственной Думой Президент РФ назначает Председателя Правительства РФ, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.

    Заместители Председателя Правительства РФ и федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ. Заместители Председателя Правительства РФ и федеральные министры назначаются из числа граждан РФ, не имеющих гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства.

    Председатель Правительства РФ не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти и предлагает Президенту РФ кандидатуры на должности заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров.

    Срок полномочий Правительства РФ

    Конституция РФ не устанавлива­ет срок полномочий Правительства РФ. Но оно обязательно формируется в связи с избранием или переизбранием Президента РФ и слагает свои полномочия перед вновь избранным Прези­дентом РФ . Основная формула, следовательно, такова:

  • новый Президент — новое Правительство, что косвенно устанавливает максимальный срок полномочий состава Правительства.

Но при этом встает важный вопрос о легитимности согласия Думы на назначение Председателя Правительства при изменении ее состава. Ведь в середине срока легислатуры Президента РФ могут пройти парламентские выборы, которые сменят состав Го­сударственной Думы. Вернее даже сказать, что такие выборы все­гда будут происходить в период президентской легислатуры, по­скольку даже очередные парламентские выборы обычно не син­хронизированы с датой выборов Президента РФ, тем более это не происходит, если парламентские выборы внеочередные. Одна­ко в полном соответствии с логикой президентской формы прав­ления Конституция РФ не требует нового согласия Думы на на­значение Председателя и переназначения членов действующего Правительства РФ. Решающее значение, следовательно, имеет срок легислатуры Президента РФ, а не срок легислатуры Госу­дарственной Думы.

Положение Конституции РФ (ст. 116) о том, что Правительст­во РФ слагает свои полномочия перед вновь избранным Прези­дентом РФ, не означает, что это происходит в день объявления о результатах президентских выборов или что оно немедленно пре­кращает свою деятельность. Президент вправе принять отставку Правительства только тогда, когда он уже вступил в должность, при этом ему ничего не остается делать, как поручить Правительству и его Председателю продолжать действовать до сформирова­ния нового Правительства.

Закрепляя право Государственной Думы давать согласие (или отказывать в нем) на назначение Председателя Правительства РФ, Конституция РФ в то же время не предусматривает такого права в отношении освобождения от должности главы Прави­тельства. Из этого умолчания вытекает безусловное право Прези­дента РФ освобождать Председателя Правительства, не обраща­ясь за согласием на это в Государственную Думу, но немедленно уведомляя об этом палаты. Положение Президента РФ более предпочтительно (пресловутая «вертикаль власти»): он вправе по собственному усмотрению, ни с кем не согласовывая, принять решение об отставке Правительства РФ. Это положение Консти­туции РФ корреспондирует с его функцией определять основные направления внутренней и внешней политики и обеспечивать со­гласованное функционирование и взаимодействие органов госу­дарственной власти (ч. 2 и 3 ст. 80 Конституции РФ). Ясно, что в случае принципиальных расхождений между Президентом и Правительством предпочтение в интересах стабильности государ­ственной власти должно быть отдано Президенту РФ.

Председатель Правительства РФ по собственной инициативе может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству . Такое право, очевидно, предоставлено для того, чтобы в момент острого противостояния Правительство могло убедиться в доверии большинства депутатов Думы и сбить остро­ту критики в свой адрес. Если же Дума в ответ на инициативу Председателя выразит недоверие Правительству, то реакция Пре­зидента РФ опять же может быть двоякой: в течение семи дней принять решение об отставке Правительства или о роспуске Го­сударственной Думы и назначении новых выборов. Трудно себе представить, чтобы Председатель Правительства РФ предпринял такую акцию без согласия Президента РФ (хотя юридически это возможно, да и практически не так уж невероятно), но тогда яс­но и то, что она исходит из договоренности о принятии Прези­дентом в случае вынесения Думой недоверия именно второго ре­шения: роспуска Думы и назначения новых выборов. Дума, ко­нечно, должна понимать, что постановка вопроса о доверии Председателем Правительства РФ (понятно, что он к этому при­бегает в условиях выгодной для себя политической конъюнктуры), по существу, не оставляет для нее выбора: она должна выра­зить доверие, если не хочет своего роспуска.

Следует заметить, что согласно Конституции (ч. 4 ст. 117) право постановки вопроса о доверии принадлежит не Правитель­ству РФ, а его Председателю. Это закономерно рождает предпо­ложение, что Председатель вправе совершить эту акцию без кол­легиального решения Правительства. Но тогда затруднительно ответить на вопрос, каковы должны быть его действия, если Пра­вительство большинством голосов примет обратное решение. Поэтому представляется более верным понимать данное право Председателя как полномочие, основанное на коллегиально при­нятом решении Правительства РФ, тем более что при выражен­ном недоверии Президент принимает решение об отставке всего Правительства.

Но все же недобровольная отставка Правительства РФ — по инициативе ли Председателя Правительства или Президента, а также в связи с недоверием со стороны Государственной Думы — возможна. Во всех этих случаях, как и при сложении полномо­чий в связи с истечением срока, Правительство РФ по поруче­нию Президента РФ продолжает действовать до сформирования нового Правительства РФ. Этим закрепляется объективная необ­ходимость непрерывности деятельности Правительства РФ при всех условиях.

Следует учитывать, что практическая применимость рассмот­ренных конституционных положений в существенной степени зависит от расклада политических сил в Думе. Положение Пра­вительства более прочно, когда большинство в палате принадле­жит партии, поддерживающей Президента РФ.

Правовые акты Правительства РФ: виды, порядок подготовки и принятия

Виды правовых актов Правительства РФ

Общие положения, определяющие статус актов, издаваемых Правительством РФ, закреплены в ст. 115 Конституции РФ, а также в Федеральном конституционном законе «О Правительстве РФ».

Конституция РФ устанавливает, что на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ Правительство РФ издает и обеспечивает исполнение:

Этим определяется подзаконный характер актов, издаваемых Правительством, обязательность их соответствия Конституции, законам и нормативным указам Президента РФ. На основании Конституции РФ — это значит и то, что в пределах своей компетенции Правительство РФ вправе издавать нормативные правовые акты.

Постановления — наиболее значительные акты Правительства, имеющие нормативный характер. Постановления регулируют основные вопросы, входящие в компетенцию Правительства РФ.

Распоряжениями обычно оформляются решения по оперативным и текущим вопросам: распоряжения, имеющие нормативное значение, встречаются сравнительно редко, хотя порядок их принятия не отличается от порядка принятия постановлений.

Как постановления, так и распоряжения Правительства часто принимаются на заседании Президиума Правительства РФ и только в некоторых случаях — единолично Председателем Правительства. Как постановления, так и распоряжения подписываются Председателем Правительства РФ.

Устанавливая правовые формы актов, издаваемых Правительством РФ, Конституция РФ в то же время возлагает на Правительство обязанность обеспечивать их исполнение. Это помогает их оперативному и точному практическому внедрению, поскольку чаще всего тяжесть исполнения падает на те же органы исполнительной власти, которые подготавливают соответствующие акты.

Конституция РФ не дает прямого ответа на вопрос, могут ли акты Правительства РФ отменять или приостанавливать акты исполнительной власти субъектов РФ. Однако для утвердительного ответа на этот вопрос все же можно увидеть конституционное основание. Оно заключено в положении ч. 2 ст. 77, согласно которому в пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в РФ.

В Федеральном конституционном законе от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» говорится, что в целях обеспечения сочетания интересов РФ и субъектов РФ Правительство РФ по предметам совместного ведения в сфере осуществления исполнительной власти координирует деятельность органов исполнительной власти субъектов РФ. В пределах своих полномочий Правительство разрешает споры и устраняет разногласия между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ. Для разрешения споров и устранения разногласий создаются согласительные комиссии из представителей заинтересованных сторон. Правительство РФ вносит предложения Президенту РФ о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина.

Постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ могут быть отменены Президентом РФ . Такое правило выглядит совершенно естественным:

  1. Президент РФ является гарантом Конституции РФ;
  2. Президент РФ по существу возглавляет исполнительную власть.

Федеральным конституционным законом «О Правительстве РФ» установлено, что постановления и распоряжения Правительства РФ подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

Акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее дня их опубликования. Иные постановления вступают в силу со дня их подписания, если самими постановлениями не предусмотрен иной порядок их вступления в силу. Распоряжения Правительства РФ вступают в силу со дня их подписания.

Порядок подготовки и принятия правовых актов Правительства РФ

Деятельность Правительства РФ осуществляется в соответст­вии с Федеральным конституционным законом «О Правительстве РФ», с Регламентом, утвержденным поста­новлением Правительства РФ.

Рассмотрение в Правительстве вопросов, относящихся к его полномочиям, проводится на заседаниях Правительства, Прези­диума Правительства Председателем Правительства и его замес­тителями (в соответствии с распределением обязанностей), на за­седаниях образуемых Правительством координационных и сове­щательных органов с участием представителей заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, иных органов и организаций.

Заседания Правительства проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц. Заседание Правительства счита­ется правомочным, если на нем присутствует не менее половины членов Правительства. Заседания проходят под руководством Председателя Правительства или его заместителя. На заседаниях Правительства, согласно Конституции РФ, может председатель­ствовать Президент РФ. Решения Правительства принимаются, как правило, общим согласием; по решению председательствую­щего может быть проведено голосование, в этом случае решение принимается большинством голосов присутствующих.

Подготовительная работа к заседаниям строго упорядочена. Руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъек­тов РФ, других государственных органов и организаций, на ко­торых возложена подготовка соответствующих материалов, несут персональную ответственность за их качество и своевременность представления. Проект повестки дня заседания Правительства формируется руководителем Аппарата Правительства по согла­сованию с заместителями Председателя Правительства и пред­ставляется Председателю Правительства. Одобренный им проект повестки дня заседания и соответствующие материалы не позд­нее чем за пять дней до даты заседания рассылаются его участ­никам.

В заседаниях Правительства участвуют как члены Правитель­ства, так и лица, приглашенные на заседание для участия в рас­смотрении соответствующих вопросов. По каждому из рассмат­риваемых на заседании Правительства вопросов приглашаются лица, имеющие непосредственное отношение к соответствующе­му вопросу.

По вопросам, рассмотренным на заседании Правительства, оформляются протокольные решения, принимаются и издаются в установленном порядке постановления и распоряжения Прави­тельства. Протокол подписывается председательствовавшим на заседании.

Контроль за исполнением поручений, данных на заседаниях Правительства, осуществляет Аппарат Правительства. Аппарат Правительства образуется в соответствии с Федеральным консти­туционным законом для обеспечения деятельности Правительст­ва и организации контроля за выполнением органами исполни­тельной власти решений, принятых Правительством РФ. Аппарат Правительства взаимодействует с Администрацией Президента РФ и аппаратами палат Федерального Собрания.

Поскольку Правительст­во принимает большое количество решений, внесение их проек­тов должно быть строго упорядочено. С этой целью установлено, что проекты решений (постановлений и распоряжений) Прави­тельства и иных актов вносятся в Правительство его членами, федеральными органами исполнительной власти и иными орга­нами государственной власти. Поступающие в Правительство предложения граждан, предприятий, организаций и учреждений о принятии решений Правительства направляются для предвари­тельного рассмотрения органам исполнительной власти. До их внесения в Правительство проекты решений подлежат обязатель­ному согласованию с заинтересованными органами государст­венной власти, с государственными, а при необходимости и дру­гими организациями. Если проекты решений имеют норматив­ный характер, то они подлежат согласованию с Министерством юстиции РФ после их согласования с заинтересованными орга­нами и организациями.

Правительство рассматривает проекты актов Президента РФ и проекты федеральных законов, которые вносятся Правительст­вом Президенту РФ или в Государственную Думу.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Постановление Правительства РФ от 15 марта 2020 г. № 260 «О переоформлении договоров о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов в соответствии с частью 8 статьи 60 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации” (не вступило в силу)

В соответствии с частью 8 статьи 60 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

Правила переоформления договоров о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов, указанных в части 1 статьи 60 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», срок действия которых истекает после 31 декабря 2020 г.;

примерную форму договора о закреплении доли квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, Каспийском море для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства;

примерную форму договора о закреплении доли квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов, предоставленной Российской Федерации в районах действия международных договоров Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства;

примерную форму договора о закреплении доли квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов во внутренних водах Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации, для осуществления промышленного рыболовства;

изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации.

2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 апреля 2020 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д. Медведев

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 15 марта 2020 г. № 260

Правила
переоформления договоров о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов, указанных в части 1 статьи 60 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», срок действия которых истекает после 31 декабря 2020 г.

1. Настоящие Правила устанавливают порядок переоформления договоров о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов для осуществления промышленного рыболовства на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации (далее — квоты добычи (вылова) для осуществления промышленного рыболовства), договоров о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов для осуществления промышленного рыболовства в пресноводных водных объектах (во внутренних водах Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации) (далее — квоты добычи (вылова) в пресноводных водных объектах), договоров о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов для осуществления прибрежного рыболовства во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, Каспийском море (далее — квоты добычи (вылова) для осуществления прибрежного рыболовства), договоров о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов для Российской Федерации в районах действия международных договоров Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов (далее соответственно — международные договоры, квоты добычи (вылова) в районах действия международных договоров), срок действия которых истекает после 31 декабря 2020 г.

2. Переоформление договоров, указанных в пункте 1 настоящих Правил, осуществляется путем их расторжения и заключения с лицами, с которыми такие договоры расторгнуты, договоров, указанных в пункте 21 настоящих Правил.

3. Переоформление договоров, указанных в пункте 1 настоящих Правил, осуществляют следующие уполномоченные органы:

а) Федеральное агентство по рыболовству — в отношении договоров о закреплении долей квот добычи (вылова) для осуществления промышленного рыболовства, договоров о закреплении долей квот добычи (вылова) в пресноводных водных объектах в отношении анадромных и катадромных видов рыб, договоров о закреплении долей квот добычи (вылова) для осуществления прибрежного рыболовства и договоров о закреплении долей квот добычи (вылова) в районах действия международных договоров;

б) орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации — в отношении договоров о закреплении долей квот добычи (вылова) в пресноводных водных объектах (за исключением договоров, касающихся закрепления долей квот добычи (вылова) анадромных и катадромных видов рыб).

4. Для переоформления договоров, указанных в пункте 1 настоящих Правил, юридические лица и индивидуальные предприниматели, намеревающиеся переоформить такие договоры (далее — заявители), подают с 1 апреля по 10 мая 2020 г. заявку в письменной форме непосредственно или почтовым отправлением либо в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, или с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».

5. Заявители представляют в орган, указанный в пункте 3 настоящих Правил (далее — уполномоченный орган), отдельные заявки по каждому виду водных биологических ресурсов в соответствующих районах добычи (вылова) таких водных биологических ресурсов в следующем порядке:

а) в случае наличия закрепленных за заявителем нескольких долей квот добычи (вылова) в пресноводных водных объектах определенного вида водных биологических ресурсов в соответствующем районе их добычи (вылова) заявка подается в отношении всех действующих договоров о закреплении долей квот добычи (вылова) в пресноводных водных объектах, заключенных с заявителем, в которых закреплены доли такой квоты;

б) в случае наличия закрепленных за заявителем нескольких долей квот добычи (вылова) для осуществления промышленного рыболовства и (или) долей квот добычи (вылова) для осуществления прибрежного рыболовства определенного вида водных биологических ресурсов в соответствующем районе их добычи (вылова) заявка подается в отношении всех действующих договоров о закреплении долей квот добычи (вылова) для осуществления промышленного рыболовства и (или) договоров о закреплении долей квот добычи (вылова) для осуществления прибрежного рыболовства, заключенных с заявителем, в которых закреплены такие доли квот добычи (вылова) для осуществления промышленного рыболовства и (или) доли квот добычи (вылова) для осуществления прибрежного рыболовства;

в) в случае если международным договором водные биологические ресурсы в районе действия такого международного договора не признаны совместным запасом Российской Федерации и иностранного государства (иностранных государств), заявка подается в отношении всех действующих договоров о закреплении долей квот добычи (вылова) в районах действия международных договоров;

г) в случае если международным договором водные биологические ресурсы в районе действия такого международного договора признаны совместным запасом Российской Федерации и иностранного государства (иностранных государств), заявка подается в отношении всех действующих договоров о закреплении долей квот добычи (вылова) в районах действия международных договоров, и (или) договоров о закреплении долей квот добычи (вылова) для осуществления промышленного рыболовства, и (или) договоров о закреплении долей квот добычи (вылова) для осуществления прибрежного рыболовства, заключенных с заявителем, по одному виду водных биологических ресурсов.

6. В случае поступления от заявителя нескольких заявок по одному виду водных биологических ресурсов в соответствующем районе добычи (вылова) водных биологических ресурсов к рассмотрению принимается заявка, поступившая первой, остальные заявки к рассмотрению не принимаются и возвращаются заявителю в той форме, в которой поступили заявки.

Заявки, поступившие в уполномоченный орган по истечении срока приема заявок, к рассмотрению не принимаются и возвращаются заявителям в той форме, в которой поступили заявки.

7. В заявке указываются следующие сведения:

а) полное наименование, адрес и место нахождения, банковские реквизиты, идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер — для юридических лиц;

б) фамилия, имя, отчество (при наличии), данные документа, удостоверяющего личность, место жительства, банковские реквизиты, идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя — для индивидуальных предпринимателей;

в) реквизиты действующих договоров, указанных в пункте 5 настоящих Правил (даты и номера договоров, наименования органов исполнительной власти, заключивших договоры о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов с заявителем);

г) вид водного биологического ресурса и район добычи (вылова) такого вида водного биологического ресурса, в отношении которых заявитель намеревается переоформить договоры, указанные в пункте 5 настоящих Правил;

д) сведения о нахождении или ненахождении заявителя под контролем иностранного инвестора — для юридического лица;

е) реквизиты решения Федеральной антимонопольной службы, оформленного на основании решения Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации, — для юридического лица в случае, если в заявке указана информация о нахождении заявителя под контролем иностранного инвестора.

8. К заявке прилагается документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя (для индивидуальных предпринимателей — в случае необходимости, для юридических лиц — при отсутствии указанных сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени заявителя, в Едином государственном реестре юридических лиц).

9. Заявка, поданная на бумажном носителе, должна содержать опись входящих в ее состав документов, быть скреплена печатью заявителя (при наличии) и подписана заявителем или лицом, уполномоченным заявителем.

Все листы заявки прошиваются в один том и постранично пронумеровываются, места прошивки проклеиваются бумажной наклейкой, на которую наносится надпись, включающая наименование должности (при наличии) лица, заверившего заявку, личную подпись, расшифровку подписи, дату заверения и печать (при наличии). Соблюдение заявителем указанных требований означает, что все сведения, указанные в заявке, и прилагаемые к заявке документы поданы от имени заявителя и что заявитель подтверждает подлинность и достоверность указанных в заявке сведений и прилагаемых к ней документов.

10. Уполномоченный орган в течение 3 рабочих дней со дня поступления заявки и прилагаемых к ней документов запрашивает посредством межведомственного запроса, в том числе в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, в Федеральной налоговой службе в отношении заявителя сведения из Единого государственного реестра юридических лиц (Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей).

11. Федеральная налоговая служба в течение 1 рабочего дня со дня получения межведомственного запроса представляет в уполномоченный орган сведения, указанные в пункте 10 настоящих Правил, в той форме, в которой поступил запрос.

12. Уполномоченный орган в течение 3 рабочих дней со дня поступления заявки и прилагаемых к ней документов посредством межведомственного запроса, в том числе в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, запрашивает в Федеральной антимонопольной службе в отношении заявителя сведения о решении Федеральной антимонопольной службы, оформленном на основании решения Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации (в случае, если в заявке указано, что в отношении заявителя установлен контроль иностранного инвестора).

13. Федеральная антимонопольная служба в течение 1 рабочего дня со дня получения межведомственного запроса представляет в уполномоченный орган копию решения Федеральной антимонопольной службы, указанного в пункте 12 настоящих Правил, в той форме, в которой поступил запрос.

14. В случае если заявителем в Федеральное агентство по рыболовству представлена заявка, содержащая сведения о договоре о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов, заключенном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, Федеральное агентство по рыболовству в течение 1 рабочего дня со дня поступления заявки и прилагаемых к ней документов запрашивает посредством межведомственного запроса, в том числе в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, в соответствующем органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения о действии такого договора (подтверждение действия договора о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов с реквизитами, указанными в заявке на дату подачи заявки заявителем, наименование водного биологического ресурса и район добычи (вылова) водного биологического ресурса (районы, подрайоны, промысловая зона, промысловая подзона), указанные в таком договоре, размер доли квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов, закрепленной за заявителем в таком договоре).

15. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение 1 рабочего дня со дня получения запроса предоставляет в Федеральное агентство по рыболовству сведения, указанные в пункте 14 настоящих Правил, в той форме, в которой поступил запрос.

16. Заявитель вправе по собственной инициативе представить в уполномоченный орган документы, подтверждающие сведения, указанные в пунктах 10, 12 и 14 настоящих Правил. Документы, предусмотренные пунктами 10, 12 и 14 настоящих Правил, представляются заявителем в той форме, в которой была подана заявка.

17. Требовать от заявителя представления документов и сведений, не предусмотренных пунктами 4, 7 и 8 настоящих Правил, не допускается.

18. За представление недостоверных сведений заявитель несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

19. Учет и хранение документов, представленных заявителем в соответствии с пунктами 4, 8 и 16 настоящих Правил, осуществляются уполномоченным органом.

20. Уполномоченный орган не позднее 10 рабочих дней со дня окончания срока подачи заявок размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информацию о замечаниях по заявкам в части их несоответствия пунктам 7 — 9 настоящих Правил.

Заявитель в течение 10 календарных дней после размещения информации, указанной в абзаце первом настоящего пункта, вправе устранить замечания путем представления в уполномоченный орган лично или почтовым отправлением либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, или с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» в дополнение к ранее представленной заявке сведений и документов, позволяющих считать заявку поданной в соответствии с положениями настоящих Правил.

В случае непредставления заявителем в уполномоченный орган в дополнение к ранее представленной заявке сведений и документов, указанных в абзаце втором настоящего пункта, договоры, указанные заявителем в заявке, не переоформляются.

21. Уполномоченный орган по результатам рассмотрения заявок, в том числе с учетом рассмотрения представленных заявителями в соответствии с пунктом 20 настоящих Правил сведений и документов в дополнение к ранее представленной заявке, принимает следующие акты:

а) в течение 45 календарных дней со дня окончания приема заявок:

об утверждении перечня заявителей, с которыми заключаются договоры о закреплении доли квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов во внутренних водах Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации, для осуществления промышленного рыболовства (далее — квота добычи (вылова) во внутренних водных объектах) с указанием размера доли квоты добычи (вылова) во внутренних водных объектах, закрепляемой за каждым заявителем, — по результатам рассмотрения заявок, поданных в соответствии с подпунктом «а» пункта 5 настоящих Правил;

об утверждении перечня заявителей, с которыми заключаются договоры о закреплении доли квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов, предоставленной Российской Федерации в районах действия международных договоров для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства (далее — международная квота), с указанием размера доли международной квоты, закрепляемой за каждым заявителем, — по результатам рассмотрения заявок, поданных в соответствии с подпунктом «в» пункта 5 настоящих Правил;

б) в течение 76 календарных дней со дня окончания приема заявок:

об утверждении перечня заявителей, с которыми заключаются договоры о закреплении доли квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, Каспийском море для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства (далее — квоты добычи (вылова) в морских водах), с указанием размера доли квоты добычи (вылова) в морских водах, закрепляемой за каждым заявителем, — по результатам рассмотрения заявок, поданных в соответствии с подпунктом «б» пункта 5 настоящих Правил;

об утверждении перечня заявителей, с которыми заключаются договоры о закреплении доли международной квоты, с указанием размера доли международной квоты, закрепляемой за каждым заявителем, — по результатам рассмотрения заявок, поданных в соответствии с подпунктом «г» пункта 5 настоящих Правил.

22. Информирование заявителей о результатах рассмотрения заявок осуществляется путем размещения на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» актов, указанных в пункте 21 настоящих Правил, в течение 10 календарных дней со дня их принятия.

23. Уполномоченный орган в течение 25 календарных дней со дня принятия актов, указанных в пункте 21 настоящих Правил, передает проект договора о закреплении доли квоты добычи (вылова) в морских водах, или проект договора о закреплении доли квоты добычи (вылова) во внутренних водных объектах, или проект договора о закреплении международной квоты в 2 экземплярах заявителю, подавшему заявку, для подписания лично или направляет заказным письмом с уведомлением о вручении.

24. Заявитель в течение 10 календарных дней со дня получения проекта договора о закреплении доли квоты добычи (вылова) в морских водах или проекта договора о закреплении доли международной квоты в 2 экземплярах подписывает их и представляет в уполномоченный орган лично или направляет заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения либо уведомляет об отказе в подписании такого договора.

Заявитель в течение 20 рабочих дней со дня получения проекта договора о закреплении доли квоты добычи (вылова) во внутренних водных объектах в 2 экземплярах подписывает их и представляет в уполномоченный орган лично или направляет заказным письмом с уведомлением о вручении либо уведомляет уполномоченный орган об отказе от подписания такого договора.

25. Поступление в уполномоченный орган уведомления об отказе в подписании договора о закреплении доли квоты добычи (вылова) в морских водах, или договора о закреплении доли квоты добычи (вылова) во внутренних водных объектах, или договора о закреплении международной квоты, непредставление лично или ненаправление почтовым отправлением заявителем в срок, указанный в пункте 24 настоящих Правил, подписанного договора о закреплении доли квоты добычи (вылова) в морских водах, или договора о закреплении доли квоты добычи (вылова) во внутренних водных объектах, или договора о закреплении международной квоты в 2 экземплярах признается отказом заявителя от заключения такого договора и отказом от права на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, предусмотренного таким договором.

26. Уполномоченный орган в течение 10 календарных дней со дня получения подписанного договора о закреплении доли квоты добычи (вылова) в морских водах, или договора о закреплении доли квоты добычи (вылова) во внутренних водных объектах, или договора о закреплении международной квоты в 2 экземплярах подписывает его и передает 1 экземпляр договора заявителю лично или направляет заказным письмом с уведомлением о вручении.

27. Договоры, указанные в пункте 1 настоящих Правил, срок действия которых истекает после 31 декабря 2020 г., признаются расторгнутыми с 1 января 2020 г. Сведения о расторжении таких договоров подлежат внесению в государственный рыбохозяйственный реестр.

28. Копия договора о закреплении доли квоты добычи (вылова) во внутренних водных объектах после его подписания сторонами и его регистрации направляется в течение 10 рабочих дней органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, заключившим такой договор, в Федеральное агентство по рыболовству для внесения сведений о заключении такого договора в государственный рыбохозяйственный реестр.

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 15 марта 2020 г. № 260

ПРИМЕРНАЯ ФОРМА ДОГОВОРА
о закреплении доли квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, Каспийском море для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства

(место заключения договора) «___» _____________ 20__ г. (дата заключения договора)

Федеральное агентство по рыболовству в лице ________________________

(наименование должности, фамилия, имя, отчество (при наличии)

(правоустанавливающий документ или доверенность,

в дальнейшем именуемое Агентством, с одной стороны, и ___________________

(полное наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество

(при наличии) индивидуального предпринимателя)

в лице __________________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданина или лица,

действующего от имени

организации либо от имени индивидуального предпринимателя)

действующего на основании ______________________________________________,

I. Предмет договора

1. Согласно настоящему Договору на основании

(реквизиты акта Агентства 1 )

принимая во внимание договор (договоры)__________________________________

экономической зоне Российской Федерации и (или) договора (договоров) о

осуществления прибрежного рыболовства во внутренних морских водах

континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной

экономической зоне Российской Федерации, Каспийском море, срок действия

которых истекает после 31 декабря 2020 г.)

Агентство предоставляет, а Пользователь приобретает право на добычу

(вылова) водных биологических ресурсов во внутренних морских водах

Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на

экономической зоне Российской Федерации, Каспийском море для

осуществления добычи (вылова) ___________________________________________

(вид водных биологических ресурсов)

(доля квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов, процентов)

2. Право на добычу (вылов) водных биологических ресурсов в районе

добычи (вылова) водных биологических ресурсов, указанное в пункте 1

с законодательством Российской Федерации.

3. Агентство вправе:

а) распределять Пользователю каждый календарный год в течение срока, указанного в пункте 7 настоящего договора, квоту добычи (вылова) водных биологических ресурсов во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, Каспийском море для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства по соответствующему виду водных биологических ресурсов и району добычи (вылова) водных биологических ресурсов исходя из утвержденных в установленном порядке на этот год соответствующих видов квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов и доли, закрепленной за Пользователем;

б) публиковать ежегодно информацию о распределенных между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями и об утвержденных в установленном порядке соответствующих видах квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов;

в) осуществлять контроль за освоением квот добычи (вылова) водного биологического ресурса, распределенных Пользователю;

г) осуществлять контроль за соблюдением Пользователем правил рыболовства, иных норм законодательства Российской Федерации и условий настоящего Договора.

а) приобретать право собственности на добытые (выловленные) водные биологические ресурсы, а также рыбную и иную продукцию из водных биологических ресурсов;

б) осуществлять добычу (вылов) водных биологических ресурсов на основании ежегодно распределяемой ему квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов в соответствии с закрепленной настоящим Договором долей;

а) осуществлять промышленное рыболовство и (или) прибрежное рыболовство во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, Каспийском море в пределах тех объемов, сроков, районов и в отношении тех видов водных биологических ресурсов, которые указаны в разрешении на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, в соответствии с законодательством Российской Федерации;

б) соблюдать законодательство Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, а также требования Международного кодекса по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения;

г) предоставлять в установленном порядке отчетность о добыче (вылове) водных биологических ресурсов и производстве рыбной продукции.

7. Срок действия настоящего Договора устанавливается с 1 января 2020 г. по 31 декабря 2033 г.

IV. Порядок прекращения и расторжения договора

б) при отказе Пользователя от права на добычу (вылов) этих водных биологических ресурсов, предоставленного ему настоящим Договором;

в) в связи с ликвидацией юридического лица, которому было предоставлено право на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, или со смертью гражданина (индивидуального предпринимателя), которому было предоставлено право на добычу (вылов) водных биологических ресурсов;

г) в иных случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами.

V. Ответственность Сторон

13. Сторона, не исполнившая или ненадлежащим образом исполнившая обязательства по настоящему Договору, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при соответствующих условиях обстоятельств.

14. Все споры и разногласия, которые могут возникнуть в связи с реализацией настоящего Договора, Стороны будут стремиться решить путем переговоров.

15. В случае если споры и разногласия не могут быть решены путем переговоров, они подлежат разрешению в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

17. В случае изменения адресов и (или) реквизитов Сторон, та Сторона, у которой изменились адрес и (или) реквизиты, обязана уведомить другую Сторону о таких изменениях в течение 3 рабочих дней в письменном виде.

18. Если иное не предусмотрено настоящим договором, уведомления и иные юридически значимые сообщения Стороны направляют посредством почтовой связи заказным письмом с уведомлением о вручении или вручают под расписку.

Агентство ____________________________________ (наименование) Пользователь ___________________________________ (наименование)
Место нахождения ____________________________________ ____________________________________ ИНН ________________________________ Банковские реквизиты _________________ ____________________________________ Должность лица, уполномоченного на подписание настоящего
Договора

(подпись) (ф.и.о.)
М.П.
Место нахождения (место жительства — для индивидуального предпринимателя) ___________________________________ ___________________________________ ИНН _______________________________ Банковские реквизиты ________________ ___________________________________ Должность лица, уполномоченного на подписание настоящего Договора

(подпись) (ф.и.о.)
М.П. (при наличии)

1 Предусмотрен абзацем вторым подпункта «б» пункта 21 Правил переоформления договоров о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов, указанных в части 1 статьи 60 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», срок действия которых истекает после 31 декабря 2020 г., утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 марта 2020 г. № 260 «О переоформлении договоров о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов в соответствии с частью 8 статьи 60 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

2 Размер д оли квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, Каспийском море для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства определяется в порядке, установленном пунктами 28 — 32 Правил распределения квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, Каспийском море для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства между лицами, указанными в части 3 статьи 16 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», у которых срок действия договоров о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов для осуществления промышленного рыболовства на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации и (или) договоров о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов для осуществления прибрежного рыболовства во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, Каспийском море истекает до 31 декабря 2020 г., и закрепления доли квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, Каспийском море для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2020 г. № 88 «О распределении в соответствии с частью 7 статьи 57 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, Каспийском море для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства».

ПРИМЕРНАЯ ФОРМА ДОГОВОРА
о закреплении доли квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов, предоставленной Российской Федерации в районах действия международных договоров Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства

________________________ (место заключения договора) «____» _______________ 20____ г. (дата заключения договора)

(должность, фамилия, имя, отчество (при наличии)

(правоустанавливающий документ или доверенность, их реквизиты)

(наименование юридического лица, его организационно-правовая форма

в лице _________________________________________________________________,

от имени юридического лица либо от имени индивидуального предпринимателя)

(документ, удостоверяющий личность, или доверенность

(при необходимости), их реквизиты)

именуемые Сторонами, заключили настоящий Договор о следующем:

принимая во внимание договор (договоры) _________________________________

на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной

экономической зоне Российской Федерации, и (или) договора (договоров) о

закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов для

экономической зоне Российской Федерации, Каспийском море, и (или)

договоров о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических

ресурсов для Российской Федерации в районах действия международных

договоров Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных

биологических ресурсов, срок действия которых истекает после 31 декабря

(вылов) водных биологических ресурсов в соответствии с долей квоты добычи

(вылова) водных биологических ресурсов, предоставленной Российской

Федерации в районе действия международного договора Российской Федерации

в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов для

(вид водного биологического ресурса)

в размере 2 _____________________________________________________________.

настоящего Договора, предоставляется Пользователю для осуществления

промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства в соответствии

с законодательством Российской Федерации. Если международными договорами

Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных

биологических ресурсов установлены иные правила, чем те, которые

предусмотрены законодательством о рыболовстве и сохранении водных

биологических ресурсов, применяются правила этих международных договоров.

II. Права и обязанности Сторон

б) запрашивать информацию у Пользователя, касающуюся выполнения условий настоящего Договора.

4. Агентство обязано:

а) распределять Пользователю каждый календарный год в течение срока, указанного в пункте 7 настоящего Договора, квоту добычи (вылова) водных биологических ресурсов, предоставленную Российской Федерации в районе действия международного договора Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства, по соответствующему виду водных биологических ресурсов и району добычи (вылова) водных биологических ресурсов исходя из утвержденных в установленном порядке на этот год соответствующих видов квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов и доли, закрепленной за Пользователем;

г) осуществлять контроль за соблюдением Пользователем правил рыболовства, иных норм законодательства Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов и условий настоящего Договора.

5. Пользователь вправе:

а) приобретать право собственности на добытые (выловленные) водные биологические ресурсы и рыбную и иную продукцию из водных биологических ресурсов;

б) осуществлять добычу (вылов) водных биологических ресурсов на основании ежегодно распределяемых ему квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов в соответствии с закрепленной настоящим Договором долей;

в) получать информацию от Агентства, касающуюся исполнения настоящего Договора.

а) осуществлять промышленное и (или) прибрежное рыболовство в районе действия международного договора Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов в пределах тех объемов, сроков, районов и в отношении тех видов водных биологических ресурсов, которые указаны в разрешении на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, в соответствии с законодательством Российской Федерации;

б) соблюдать законодательство Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, правила рыболовства, условия международных договоров Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, а также требования Международного кодекса по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения;

в) соблюдать условия настоящего Договора;

г) предоставлять в установленном порядке отчетность о добыче (вылове) водных биологических ресурсов и производстве рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов.

7. Срок действия настоящего Договора устанавливается с 1 января 2020 г. по «__» ____________ 20__ г. 3

а) в связи с истечением срока его действия;

9. Настоящий Договор может быть расторгнут до истечения срока его действия по соглашению Сторон.

10. По требованию одной из Сторон настоящий Договор может быть расторгнут в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

12. Стороны несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему Договору в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Договором.

13. Сторона, не исполнившая или ненадлежащим образом исполнившая обязательства по настоящему Договору, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть вследствие чрезвычайных и непредотвратимых при соответствующих условиях обстоятельств.

VII. Заключительные положения

16. Настоящий Договор составлен в 2 экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному экземпляру для каждой из Сторон.

17. В случае изменения адресов и (или) реквизитов Сторон, та Сторона, у которой изменились адрес и (или) реквизиты, обязана уведомить другую Сторону о таких изменениях в течение 3 рабочих дней в письменной форме.

До получения уведомления все извещения, направленные с указанием предыдущего адреса и (или) реквизитов, считаются действительными.

18. Если иное не предусмотрено настоящим Договором, уведомления и иные юридически значимые сообщения направляются Сторонами посредством почтовой связи заказным письмом с уведомлением о вручении или вручаются под расписку.

Агентство Пользователь
____________________________________ (наименование) ____________________________________ (наименование)
ИНН ________________________________ ИНН ________________________________
Место нахождения ____________________________________ Место нахождения (место жительства — для индивидуального предпринимателя) ____________________________________
____________________________________ ____________________________________
Должность лица, уполномоченного на подписание настоящего Договора Должность лица, уполномоченного на подписание настоящего Договора
____________________________________ ____________________________________
____________________________________ ____________________________________
____________________________________ (подпись) (ф.и.о.) ____________________________________ (подпись) (ф.и.о.)
М.П. М.П. (при наличии)

1 Предусмотрен абзацем третьим подпункта «а» пункта 21 Правил переоформления договоров о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов, указанных в части 1 статьи 60 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», срок действия которых истекает после 31 декабря 2020 г., утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 марта 2020 г. № 260 «О переоформлении договоров о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов в соответствии с частью 8 статьи 60 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

2 Размер доли квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов, предоставленной Российской Федерации в районах действия международного договора Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства, определяется:

а) в соответствии с пунктом 27 Правил распределения квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов, предоставленной Российской Федерации в районе действия международного договора Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства, между лицами, указанными в части 3 статьи 16 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», у которых срок действия договоров о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов для Российской Федерации в районах действия международных договоров Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, и (или) договоров о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов для осуществления промышленного рыболовства на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, и (или) договоров о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов для осуществления прибрежного рыболовства во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, Каспийском море истекает до 31 декабря 2020 г., и закрепления долей квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов, предоставленной Российской Федерации в районе действия международного договора Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 января 2020 г. № 79 «О распределении квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов, предоставленной Российской Федерации в районе действия международного договора Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства, в соответствии с частью 10 статьи 59 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», — в случае если в соответствии с международным договором Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов водные биологические ресурсы в районе действия такого международного договора не признаны совместным запасом Российской Федерации и иностранного государства (иностранных государств); б) в соответствии с пунктами 29 — 33 Правил распределения квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов, предоставленной Российской Федерации в районе действия международного договора Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства, между лицами, указанными в части 3 статьи 16 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», у которых срок действия договоров о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов для Российской Федерации в районах действия международных договоров Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, и (или) договоров о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов для осуществления промышленного рыболовства на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, и (или) договоров о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов для осуществления прибрежного рыболовства во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, Каспийском море истекает до 31 декабря 2020 г., и закрепления долей квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов, предоставленной Российской Федерации в районе действия международного договора Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 января 2020 г. № 79 «О распределении квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов, предоставленной Российской Федерации в районе действия международного договора Ро
ссийской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства, в соответствии с частью 10 статьи 59 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», — в случае если международным договором Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов водные биологические ресурсы в районе действия такого международного договора признаны совместным запасом Российской Федерации и иностранного государства (иностранных государств).

3 Договор о закреплении доли квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов, предоставленной Российской Федерации в районе действия международного договора Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства заключается на срок не более срока действия такого международного договора или на 15 лет в случае, если такой международный договор заключен на 15 и более лет или является бессрочным.

ПРИМЕРНАЯ ФОРМА ДОГОВОРА
о закреплении доли квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов во внутренних водах Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации, для осуществления промышленного рыболовства

(наименование органа исполнительной власти)

в дальнейшем именуемый Уполномоченным органом, с одной стороны, и

(полное наименование юридического лица, его организационно-правовая форма

или фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя)

(фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданина или лица, действующего

от имени юридического лица или индивидуального предпринимателя)

действующего на основании ______________________________________________

в дальнейшем именуемый Пользователем, с другой стороны, совместно

1. Согласно настоящему Договору на основании _______________________

(реквизиты договора (договоров) о закреплении долей квот добычи (вылова)

водных биологических ресурсов для осуществления промышленного рыболовства

во внутренних водах Российской Федерации, за исключением внутренних

морских вод Российской Федерации)

Уполномоченный орган предоставляет, а Пользователь получает право на

добычу (вылов) водных биологических ресурсов в соответствии с долей квоты

добычи (вылова) водных биологических ресурсов во внутренних водах

Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской

Федерации (далее — внутренние водные объекты), для осуществления

промышленного рыболовства для осуществления добычи (вылова)

(район добычи (вылова) водных биологических ресурсов)

2. На основании настоящего Договора Пользователь осуществляет

промышленное рыболовство во внутренних водных объектах в соответствии с

законодательством Российской Федерации.

3. Уполномоченный орган вправе:

а) осуществлять взаимодействие с Пользователем по вопросам осуществления рыболовства;

б) запрашивать у Пользователя информацию, касающуюся выполнения условий настоящего Договора.

4. Уполномоченный орган обязан:

а) распределять Пользователю каждый календарный год в течение срока, указанного в пункте 7 настоящего Договора, квоту добычи (вылова) водных биологических ресурсов во внутренних водных объектах для осуществления промышленного рыболовства по соответствующему виду водных биологических ресурсов и району добычи (вылова) водных биологических ресурсов исходя из утвержденных в установленном порядке на этот год соответствующих видов квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов и доли, закрепленной за Пользователем;

в) осуществлять контроль за освоением квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов, распределенных Пользователю;

г) осуществлять контроль за соблюдением условий настоящего Договора.

в) получать информацию от Уполномоченного органа, касающуюся исполнения настоящего Договора.

6. Пользователь обязан:

а) осуществлять промышленное рыболовство во внутреннем водном объекте в пределах тех объемов, сроков, районов и в отношении тех видов водных биологических ресурсов, которые указаны в разрешении на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, в соответствии с законодательством Российской Федерации;

б) соблюдать законодательство Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов:

г) предоставлять в уполномоченный орган информацию о добыче (вылове) водных биологических ресурсов и производстве рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов.

III. Срок действия договора

7. Настоящий Договор считается заключенным с 1 января 2020 г. и действует до 31 декабря 2033 г. включительно.

Стороны оговорили, что обязательства по настоящему Договору действуют до полного их исполнения Сторонами.

8. Настоящий Договор прекращается:

б) при отказе Пользователя от права на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, предоставленного ему настоящим Договором;

г) в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

11. Настоящий Договор может быть расторгнут до окончания срока его действия по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 13 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов».

13. Сторона, не исполнившая или ненадлежащим образом исполнившая обязательства по настоящему Договору, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при соответствующих условиях обстоятельств.

VI. Рассмотрение и урегулирование споров

16. Настоящий Договор составлен в 2 экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по 1 экземпляру для каждой из Сторон.

17. В случае изменения адресов и (или) реквизитов Сторон, Сторона, у которой изменились адрес и (или) реквизиты, обязана уведомить другую Сторону о таких изменениях в течение 3 рабочих дней в письменной форме.

18. Если иное не предусмотрено настоящим Договором, уведомления и иные юридически значимые сообщения Стороны направляют посредством почтовой связи заказным письмом с уведомлением о вручении или вручаются под расписку.

VIII. Адреса и реквизиты Сторон

Уполномоченный орган Пользователь
____________________________________ (наименование) ____________________________________ (наименование)
ИНН ________________________________ ИНН ________________________________
Место нахождения ____________________________________ Место нахождения (адрес места жительства — для индивидуального предпринимателя) ____________________________________
____________________________________ ____________________________________
Должность лица, уполномоченного на подписание настоящего Договора Должность лица, уполномоченного на подписание настоящего Договора
____________________________________ ____________________________________
____________________________________ ____________________________________
____________________________________ (подпись) (ф.и.о.) ____________________________________ (подпись) (ф.и.о.)
М.П. М.П. (при наличии)

1 Предусмотрен абзацем вторым подпункта «а» пункта 21 Правил переоформления договоров о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов, указанных в части 1 статьи 60 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», срок действия которых истекает после 31 декабря 2020 г., утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 марта 2020 г. № 260 «О переоформлении договоров о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов в соответствии с частью 8 статьи 60 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

2 Размер доли квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов во внутренних водах Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации, для осуществления промышленного рыболовства, определяется в соответствии с частью 5 статьи 60 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов».

Изменения,
которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации

1. Подпункт «д» пункта 24 Правил распределения квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов, предоставленной Российской Федерации в районе действия международного договора Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства, между лицами, указанными в части 3 статьи 16 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», у которых срок действия договоров о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов для Российской Федерации в районах действия международных договоров Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, и (или) договоров о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов для осуществления промышленного рыболовства на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, и (или) договоров о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов для осуществления прибрежного рыболовства во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, Каспийском море истекает до 31 декабря 2020 г., и закрепления долей квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов, предоставленной Российской Федерации в районе действия международного договора Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 января 2020 г. № 79 «О распределении квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов, предоставленной Российской Федерации в районе действия международного договора Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства, в соответствии с частью 10 статьи 59 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, № 7, ст. 1027), исключить.

2. Подпункт «д» пункта 24 Правил распределения квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, Каспийском море для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства между лицами, указанными в части 3 статьи 16 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», у которых срок действия договоров о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов для осуществления промышленного рыболовства на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации и (или) договоров о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов для осуществления прибрежного рыболовства во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, Каспийском море истекает до 31 декабря 2020 г., и закрепления доли квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, Каспийском море для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2020 г. № 88 «О распределении в соответствии с частью 7 статьи 57 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, Каспийском море для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, № 7, ст. 1029), исключить.

3. Подпункт «д» пункта 22 Правил закрепления долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов во внутренних водах Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации, для осуществления промышленного рыболовства за лицами, у которых срок действия договоров о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов для осуществления промышленного рыболовства в пресноводных водных объектах истекает до 31 декабря 2020 г., и заключения с такими лицами договоров о закреплении доли квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов во внутренних водах Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации, для осуществления промышленного рыболовства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2020 г. № 131 «О закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов во внутренних водах Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации, для осуществления промышленного рыболовства за лицами, у которых срок действия договоров о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов для осуществления промышленного рыболовства в пресноводных водных объектах истекает до 31 декабря 2020 г.» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, № 8, ст. 1206), исключить.

Обзор документа

Установлен порядок переоформления договоров о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов для осуществления промышленного и прибрежного рыболовства, а также для Российской Федерации в районах действия международных договоров.

Речь идет о переоформлении договоров, срок действия которых истекает после 31 декабря 2020 г.

Договоры о закреплении долей квот добычи (вылова) в пресноводных водных объектах (кроме добычи (вылова) анадромных и катадромных видов рыб) переоформляются региональными органами власти, в остальных случаях — Росрыболовством.

Заявки на переоформление договоров принимаются с 1 апреля по 10 мая 2020 г. Их можно подать в письменном виде непосредственно, направить по почте или через Единый портал госуслуг.

Приведены примерные формы договоров о закреплении квоты.

Постановление вступает в силу с 1 апреля 2020 г.

Читайте так же:  Пенсия по мрот

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *