Современные требования государства и общества

Современные требования государства и общества

Одним из важнейших условий экономического роста в современном обществе являются знания. По мнению экспертов Всемирного банка реконструкции и развития, «способность общества создавать знания, отбирать, адаптировать, превращать и использовать их в качестве источника прибыли имеет решающее значение для устойчивого экономического роста и повышения жизненного уровня населения» [1, с.7].

Экономический рост государства определяется не только объёмом накопления капитала или расширением масштабов производства, но объёмом используемых обществом знаний. Экономически развитые страны «по меньшей мере, треть своих инвестиций вкладывают в основанный на знаниях нематериальный капитал, а именно в профессиональное обучение кадров, НИОКР, патенты, лицензирование, проектирование, маркетинг» [1, с.8]. Активное использование знаний способствует повышению эффективности национальных экономик, в то время как отсутствие механизмов, обеспечивающих интеграцию экономики и знаний, существенно снижают уровень развития экономики страны. Экономика, развивающаяся на знаниях, обеспечивает развитие глобального рынка человеческого капитала и способствует международной миграции рабочей силы, мобильности высококвалифицированных специалистов.

Однако недостаточно развитый рынок труда создаёт проблемы так называемой «утечки умов», что влечет отток высококвалифицированных специалистов в страны или отрасли экономики с высокой заработной платой, оптимальными условиями для работы и реальной перспективой самореализоваться. И если раньше явление текучести рабочей силы было характерно для какой-то определенной территории или отрасли и чаще всего ограничивалось рамками депрессивных регионов, то сегодня движение специалистов в различные страны мира приобретает постоянный характер.

Необходимо подчеркнуть, что миграция специалистов в долгосрочном периоде создает не предсказуемые финансовые риски для вложения в их подготовку. Практика показывает, что трансформация знаний в экономику сама по себе не происходит. Никто не может дать гарантий, что вложенные финансовые инвестиции окупятся и дадут нужный эффект для экономики. Например, страны Бразилия, Индия, Россия и др. внесли немалые денежные средства в создание научно-технического потенциала, но не получили нужного экономического результата от вложенных ресурсов. Знания дают высокий экономический эффект, если они используются в рамках национальной инвестиционной системы страны, которая позволяет эффективно применять все её компоненты для достижения поставленных задач. Национальная инвестиционная система включает организации высшего профессионального образования, нормативно-правовую базу, эффективную финансовую и торговую политику, инновационные предприятия, хорошо развитую коммуникационную инфраструктуру, доступ к глобальной сети Интернет как источнику знаний. Большую роль в национальной инвестиционной системе должно быть уделено высшему профессиональному образованию, отвечающему за подготовку высокопрофессиональных специалистов для государства, общества и бизнеса.

Глобальные изменения, происходящие в экономике, повышение роли знаний, внедрения современных информационных технологий, выдвигают новые требования к подготовке специалистов. Современный специалист должен уметь применять полученные знания на практике, в совершенстве владеть информационными технологиями в своей профессиональной области, обладать навыками в получении знаний, необходимыми компетенциями, быть подготовлен к работе в группе, уметь адаптироваться к возникающим ситуациям.

Эти требования находят отражение в образовательных программах, учебных планах, учебных и дидактических материалах, а также формах, методах и современных технологиях обучения.

Образовательные программы, учебные планы должны быть ориентированы на формирование у студентов фундаментальных знаний, усиление взаимосвязи теоретической и практической подготовки молодого специалиста к профессиональной деятельности. Особое значение придается глубокому и системному освоению научно-теоретических знаний по всем дисциплинам учебного плана образовательной системы вуза. Содержание учебных программ, своевременно реагирующее на изменения, происходящие в социально-экономическом развитии страны, позволит повысить качество подготовки специалиста в соответствии с требованиями работодателя и рынка труда.

Одной из составляющих системы подготовки специалиста в вузе является разработка модели его профессиональной деятельности, которая становится системообразующим фактором определения содержания образования, форм и методов, образовательных технологий, а также результата его обучения, как показателя качества образования.

В Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» качество образования рассматривается как комплексная характеристика подготовки обучающегося, выражающая степень достижения им планируемых результатов освоения образовательной программы.

Качество образования следует рассматривать как готовность субъекта к выполнению своих профессионально-функциональных обязанностей. Выпускник вуза, выступая в качестве субъекта профессиональной деятельности, должен владеть определенной системой знаний, умений и компетенций, а также личностно и профессионально значимыми качествами, без которых невозможно эффективно выполнять свои функциональные обязанности.

В России необходимость разработки модели профессиональной деятельности, определения предметной и функциональной стороны труда, системы требований к профессиональному облику специалиста неоднократно и достаточно широко обсуждалась научной общественностью [2]. Так, в 80-е годы прошлого столетия широко применялась разработка и введение квалификационных характеристик специалиста.

Квалификационная характеристика являлась государственным документом, который определял и описывал обобщенные требования к личности специалиста и его профессиональной компетентности. Она разрабатывалась для каждой конкретной профессии и включала такие характеристики, как: значение профессии, содержание труда, требования к общеобразовательной и профессиональной подготовке, уровень квалификации, особенности профессии и др.

Вступление России в Болонский процесс выдвигает новые требования к уровню подготовки бакалавров, специалистов/магистров, необходимость разработки компетентностной модели специалиста, в которой найдут отражение качественные результаты образовательного процесса, выраженные в компетенциях.

Под моделью современного специалиста понимают отражение объема и структуры профессиональных и социально-психологических качеств, знаний, умений специалиста, в совокупности представляющих его обобщенную характеристику [3]. Она является необходимой составляющей образовательного процесса вуза и выполняет ориентировочную, интегрирующую, программную и контрольную функции. Обобщенная модель специалиста включает представления о цели деятельности специалиста, функциональных обязанностях, профессионально значимых качествах, нормативных условиях организации будущей профессиональной деятельности и используется в качестве основы для построения индивидуальной образовательной траектории обучения будущего специалиста.

У современного специалиста, на наш взгляд, должны быть сформированы представления о личностном смысле деятельности, развиты навыки самостоятельного и ответственного принятия решений, умение личности адаптироваться в условиях профессиональной деятельности, проектировать и осуществлять свою специально-профессиональную деятельность; личностно и профессионально самореализовываться, строить межличностные деловые, профессиональные, социальные связи и отношения, продолжать свое профессиональное образование в течение всей жизни, что, безусловно, будет способствовать его успешной профессиональной деятельности. Четкое представление о модели специалиста, как совокупности компетенций, позволит студентам осознать цели своей подготовки и пути её достижения, осуществить интеграцию усилий всех участников образовательного процесса, учесть интересы и потребности работодателей, включать всех студентов в процесс овладения компетенциями в разных видах деятельности. Таким образом, модель, выступая эталоном качества, делает процесс подготовки будущего специалиста осознанным, упорядоченным и эффективным.

Вполне очевидно, что модель специалиста разных специальностей будет отличаться по своим целям и задачам, содержанием и технологиями подготовки, набором компетенций и качеств личности. Принципиальные различия будут наблюдаться и в моделях специалиста, обучающихся на разных уровнях образования (бакалавр, магистр). Эти различия будут проявляться как в определении компетенций специалиста, так и в их критериальных оценках.

Модель специалиста разрабатывается на основе методологических подходов:

1) аксиологического (ценностного) подхода, с позиций которого рассматриваются личностно значимые для субъекта образовательного процесса ценности, а также нравственные и социальные ценности, являющиеся наиболее значимыми для профессиональной деятельности;

2) компетентностный подход, позволяющий определить профессиональные компетенции и значимые личностные качества, необходимые для успешной профессиональной деятельности. Действующие в нашей стране Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования дают достаточно полное представление о компетентностной модели специалиста.

Анализ научных трудов, психолого-педагогических исследований проблемы компетентностного подхода убедил нас в том, что существуют различные и зачастую противоположные точки зрения на дефиниции понятий «компетенция», «компетентность», «профессиональная компетентность».

В Большом энциклопедическом словаре понятие «компетенция» определяется как: 1) круг полномочий, предоставленный законом, уставом или иным актом конкретному органу или должностному лицу; 2) знания и опыт в той или иной области» [4, с. 625]. То есть компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями, умениями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней, мобилизовав систему усвоенных им в учебном процессе знаний и умений. Понятие компетенции относится больше к области умений, а не знаний.

По мнению С.Е. Шишова и В.А. Кальней, «быть компетентным не означает быть ученым или образованным» [5, с. 79]. Действительно, встречаются люди, обладающие обширными познаниями в различных областях наук, но, к сожалению, не умеющие мобилизовать и применить их в практической деятельности. Таким образом, компетенция не может быть изолирована от конкретных условий ее реализации. Не проявленная компетенция, оставшаяся в ряду потенциальностей, не является компетенцией, а остается всего лишь скрытой возможностью.

Практический опыт работы в вузе позволил нам сделать вывод о том, что компетенция в человеческой практике отражает отношения между действиями и знаниями. Подобная связь очевидна, потому что без знаний не может быть компетенции, но не всякое знание и не во всякой ситуации проявляет себя как компетенция. Ее следует рассматривать как общую способность человека, основанную на склонностях, ценностях, опыте, знаниях, приобретенных благодаря обучению, и проявленную в конкретной ситуации. Иначе говоря, владение совокупностью различных компетенций нами рассматривается как компетентность человека.

Согласно «Словарю иностранных слов» понятие компетентность определяется как: 1) обладание компетенцией; 2) обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо [6, с. 582]. То есть компетентность можно понимать как способность результативно действовать; способность достигать результатов; эффективно разрешать проблемы, возникающие в процессе жизнедеятельности человека.

По мнению И.А. Зимней, компетентность следует рассматривать как «готовность к осуществлению практических деятельностей, требующих наличия знаний, обобщенных способов деятельности, познавательных и практических умений, компетенций, что позволит оперативно и творчески решать возникающие задачи и проблемы, достигать жизненных целей [7].

Компетентность – это способность к актуальному выполнению деятельности, постоянному усвоению новой информации, овладению новыми способами деятельности, что способствует успешному решению профессиональных задач, а также повышению качества подготовки специалиста. Таким образом, компетентность можно рассматривать, как способность и готовность человека результативно действовать, эффективно разрешать проблемы, возникающие в реальной жизни.

В литературе встречается понятие «профессиональные компетенции», которое рассматривается как готовность и способность целесообразно действовать в соответствии с требованиями дела, самостоятельно и ответственно решать задачи и проблемы, а также объективно оценивать результаты своей деятельности [3]. Другими словами, профессиональные компетенции – это навыки, связанные с предметом деятельности. Данное понятие часто интерпретируют как овладение профессиональными знаниями, умениями и способами деятельности, необходимыми для работы по специальности, принимать быстрые и конструктивные решения профессиональных проблем; сотрудничать с коллегами, адаптироваться в профессиональной межличностной среде.

Цель подготовки специалиста не сводится только к формированию профессиональных знаний, приобретению профессиональной квалификации. У будущего специалиста необходимо развивать умения самостоятельно разрешать различные жизненные и профессиональные ситуации и нести ответственность за принятые решения.

Безусловно, профессиональная квалификация не может отождествляться с профессиональной компетентностью, которая рассматривается как интегральная профессионально-личностная характеристика специалиста, определяющая его готовность и способность выполнять профессиональные функции в соответствии со стандартами.

Для отечественной системы образования переход от квалификационной модели и компетентностной представляется крайне актуальным. В рамках компетентностного подхода учебная деятельность приобретает исследовательский и практико-ориентированный характер и становится предметом усвоения знаний и умений. Результат деятельности, оцененный в его компетенциях/компетентностях, повышает конкурентоспособность специалиста, расширяет область его трудоустройства, вызывая заинтересованность работодателей в высококвалифицированных специалистах.

Следует отметить, что долгое время основной целью российского образования была подготовка специалистов для стабильного производства, с редко меняющимися технологиями и постоянной номенклатурой выпускаемой продукции. В настоящее время ситуация становится другой: быстро меняются современные технологии, значительно гибким становится производство. Повышение требований к уровню подготовки и квалификации специалиста вызвало необходимость обратиться к компетентностному подходу, который не отрицает основополагающей роли знаний и навыков в подготовке специалистов, а акцентирует внимание обучения на формирование способностей и их продуктивное использование.

Читайте так же:  Нет страховки и техосмотра какой штраф 2020

На наш взгляд, модель специалиста должна носить системный характер, интегрируя в себе преимущества и квалификационной, и компетентностной моделей.

В своем исследовании мы предлагаем один из вариантов модели бакалавра, специалиста/магистра, включающей следующие группы компетенций:

  • социально-личностные компетенции, включающие знания о личности, особенностях деятельности, межличностных взаимодействиях человека и др.;
  • общепрофессиональные, включающие информационные, управленческие, организационные, конструкторские и проектировочные компетенции;
  • специальные компетенции, включающие профессиональные знания и умения, относящиеся к конкретному виду деятельности.
  • В предлагаемой модели акцент в подготовке специалиста делается на социально-личностные и общепрофессиональные компетенции, которые позволяют выпускнику ориентироваться в профессиональном рынке труда. Задачи предметной подготовки решает группа специальных компетенций, включающих профессионально ориентированные знания и навыки, что обеспечит специалисту востребованность и конкурентоспособность на рынке труда, профессиональный успех, а также будет способствовать его профессиональному росту.

    В заключение отметим, что, разрабатывая модель современного специалиста, необходимо учитывать требования к специалисту, вытекающие из экономики, в основе которой лежат знания; психологическую структуру трудовой деятельности; критерии оценки качества образования на основе сформированных у специалиста компетенций.

    ТРЕБОВАНИЯ К ОБРАЗОВАНИЮ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

    ТРЕБОВАНИЯ К ОБРАЗОВАНИЮ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

    Победоносцева Мария Георгиевна
    кандидат педагогических наук

    ФГБОУ ВО «Московский педагогический
    государственный университет»
    Россия, г.Москва, e-mail: [email protected]

    Современное общество заинтересовано в повышении качества образования — развитие в русле цивилизации невозможно вне рамок высококачественного образования. Но что же такое это высококачественное образование? Что оно в себя включает?

    В настоящее время накоплен обширный арсенал методик, требований, моделей оценки качества образования. В конечном итоге, актуальность разработки критериев оценки качества образования такова, что ее можно оценить как особый социальный заказ, предложенный общественным наукам в современных условиях. К сожалению, часто формализованный подход, опирающийся не на комплексную оценку, а на «фрагментированную», не учитывает такие параметры оценки результативности образования, как уровень его соответствия современным потребностям перспективного развития страны, интересы различных социальных и территориальных групп. Если рассматривать подходы к оценке качества образования с точки зрения требований к современному выпускнику, можно выделить несколько групп, непосредственно заинтересованных в этих результатах.

    Первая, самая глобальная – государство в целом. Для данной группы наиболее подходит определение качества образования, данное Шишовым С.Е. и Кальней В.А.: «Качество образования — это социальная категория, отражающая состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям общества в развитии и формировании гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности».

    В Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования указаны требования к личностным, метапредметным и предметным результатам обучения, которые и должны определить «портрет» современного выпускника. При этом важно помнить, что без системного подхода к формированию планируемых образовательных результатов сложно построить образовательный процесс, приводящий к ожидаемым результатам. Следовательно, на первый план выходят специально конструируемые педагогические ситуации, требующие от учащихся конкретных видов деятельности (исследовательской, инновационной, проектировочной, коммуникативной, рефлексивной, управленческой), основанной на конкретном предметном содержании и ограниченном включении педагога в образовательный процесс на протяжении определенного времени. Такое построение приходит в противоречие со своей формой, заставляет по-другому организовать процесс, изменяет саму деятельность школьного коллектива, требования к подготовке учителей.

    Другая группа, заинтересованная в результатах обучения – родители подрастающего поколения. Еще несколько лет назад главным требованием данной социальной группы являлась подготовка школьника к сдаче экзаменов в школе, а в дальнейшем и при поступлении в институт. В настоящее время имеется тенденция к смене приоритетов. Родители, оценивая быстро меняющиеся социальные и экономические условия, требования рынка труда, оценивают уже не только баллы, полученные на экзамене, но и приобретенные практические навыки деятельности, сформированность личностных качеств, способность к образовательной и профессиональной мобильности. Это ведет к перестройке образовательного процесса, переориентации с передачи знаний на использование интерактивных моделей обучения.

    Еще одна немаловажная группа – это работодатели. Нужна ли ориентация на данную социальную группу в образовательном процессе? Несомненно. Это было отмечено еще в 2008 году в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года как основной приоритет социальной и экономической политики вместе с ориентацией на фундаментализацию образования. Реализацией запросов данной категории может служить введение практикоориентированных элективных курсов, т.е. курсов, ориентированных на потребности рынка труда. При этом можно отметить две сложности, которые могут служить препятствием для реализации такого подхода. Это, в первую очередь, несоответствие темпом модернизации школы и ранка труда. С другой стороны – ресурсная ограниченность возможностей разработки качественных элективных курсов такой направленности. И учителям приходится самостоятельно, в зависимости от профиля, конструировать новые элективные курсы, удовлетворяющие потребностям каждой конкретной школы с точки зрения ее расположения и бизнес–окружения. При этом потенциальные работодатели, которые выходят на связь со школой не ищут совокупность предметных знаний. Они направлены на подбор самостоятельных, профессионально мобильных личностей, нацеленных на результат, со способностями к коммуникации и нестандартному подходу к решению задач, т.е. определенный набор личностных качеств, определяющих лидера. Таким образом, мы опять возвращаемся к вопросу о построении педагогических ситуаций.

    И, наконец, далеко не последняя группа – сами учащиеся. Для достижения образовательных результатов, повышения качества образования, в их шкале потребностей далеко не последнее место занимает мотивация. С точки зрения учащегося важным стимулом к учебе является Интерес. Это также позволяет говорить о необходимости отхода от традиционной классно–урочной системы и включения многообразия форм организации образовательной деятельности учащихся в учебный процесс.

    Информатика – предмет, позволяющий в рамках существующей классно–урочной системы расширить границы возможностей как своего предмета, так и других для перенацеливания учебного процесса на современные потребности информационного общества. Подготовка современного учителя к решению задач модернизации образования не в полной мере включает такие аспекты и является одной из ключевых проблем подготовки современного специалиста.

    Современные требования к моральному облику служащих государственных и муниципальных органов власти

    Как отмечалось выше, все большее число специалистов во многих странах приходит к убеждению, что современный административный процесс нельзя выстроить только на принципах рациональной бюрократии. Это особенно важно иметь в виду, когда речь идет о сфере государственного и муниципального управления, где ориентация лишь на технократические, формально-правовые и рационально-прагматические подходы не только недостаточна, но и часто недопустима. Государственное и муниципальное управление, как и политика, должны оцениваться с точки зрения морали уже потому, что имеют дело с людьми, их интересами, необходимостью их справедливого выражения и разрешения. С этой позиции то, что вполне допустимо в правовом и организационно-административном плане, не всегда может означать то, что это также приемлемо и справедливо для конкретного человека.

    Сегодня считается общепризнанным, что государственное и муниципальное управление является своеобразной формой гражданского воспитания. От того, кто находится на государственной и муниципальной службе, каковы нравственные ориентиры чиновников, их моральный облик, во многом зависит и состояние общества. Исходя из этого во многих странах принимаются усилия по формированию у государственных и муниципальных чиновников таких качеств, как ответственность перед законом, честность, личная нравственность, стремление к совершенству в работе, самодисциплина, уважительное отношение к гражданам. Главное, что всегда требуется от служащего – быть ориентированным на общественные интересы и ценности.

    Не секрет, что именно нравственность государственных и муниципальных служащих во многом определяет авторитет и прочность государственной и муниципальной власти. И именно она, как считают специалисты, выражает степень осознания государственным и муниципальным служащим ответственности перед обществом за свои действия и принимаемые решения. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в оценках поведения государственных и муниципальных служащих населением преобладают нравственные критерии и характеристики. Следует согласиться с теми исследователями, кто считает, что значение нравственного фактора в оценке государственных и муниципальных служащих будет возрастать.

    Значимость нравственно-этических характеристик государственной и муниципальной службы особенно велика для общественного и государственного развития России. В условиях несовершенства системы социального управления, господства правового нигилизма в различных слоях общества и неподготовленности значительной части управленческих кадров к работе в демократических условиях только прочные нравственные ориентиры и личная ответственность, равно как и связанное с ними добросовестное служение могут сегодня стать, по мнению большинства ученых и специалистов, надежным регулятором действий и поведения работников аппарата государственной и муниципальной власти. Особенное значение с точки зрения воспитательного воздействия государственной и муниципальной службы на общество имеют такие ценности в государственном и муниципальном управлении, как единство слова и дела, демократизм управления, гласность и открытость в деятельности институтов власти, а также их гарантии.

    В то же время, как мы уже отмечали в предыдущих параграфах, факты свидетельствуют, что в сфере нравственности в нашем обществе далеко не все благополучно, поведение чиновников и депутатов оставляет желать лучшего. С одной стороны, данные опросов населения указывают на довольно высокий социальный статус государственных служащих. Значительная часть наших граждан выражает желание, чтобы их дети и внуки выбрали для себя работу в каком-либо органе государственного управления. Точно также вполне достойно и убедительно выглядят приоритеты служащих в отношении выбора своего жизненного пути и своей профессиональной деятельности. К ним служащие относят прежде всего творческий характер управленческого труда, стремление к высокому профессионализму и компетентному решению служебных задач, защиту прав и свобод граждан, поддержку малоимущих и обездоленных. С другой стороны, специалисты обращают внимание на тот факт, что такие ценности, как честность, порядочность, патриотизм оказываются в этом ряду лишь на шестом-седьмом месте, что не может не настораживать.

    Как общественно полезная работа, обеспечивающая продуктивную деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, государственная и муниципальная служба в России, как и во многих других странах, регулируется на уровне закона. В целом ряде законодательных документов (таких, как федеральные законы «О государственной гражданской службе в Российской Федерации», «О муниципальной службе в Российской Федерации», «О противодействии коррупции», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», указы Президента РФ «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих», «Об утверждении Перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей»; «О представлении гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» и др.) нашли отражение нормы о моральной ответственности государственных и муниципальных служащих, были регламентированы правила поведения представителей государственной и муниципальной власти.

    Однако в реальной практике государственно-управленческих отношений многое зависит, как мы уже отмечали, от нравственных качеств самих государственных и муниципальных служащих, их морально-психологических установок. Более того, чаще всего не внешний контроль, а внутренняя мотивация, личная совесть, высокий моральный облик государственного и муниципального служащего и общественное мнение оказываются лучшей гарантией против злоупотребления властью и иных служебно-этических нарушений. Именно они являются ведущим стимулом в моральном выборе служащего между личными интересами и интересами общества, между служением делу и служением начальству. При этом опыт показывает, что чем выше квалификация и статус должностного лица, тем более самостоятельным становится процесс принятия им решений, требующих творческого подхода и личной инициативы.

    В одном из реферативных сборников «Государственная служба. Вопросы этики. Зарубежный опыт», издававшихся РАГС, были приведены пять основных нормативных уровней морали государственных должностных лиц, которые излагались в одной из книг, подготовленной Международной ассоциацией муниципальных администраторов. Суть их сводится к следующему:

  • • государственный служащий должен обладать честностью и неукоснительно следовать закону;
  • • уметь находить правильный подход к разрешению конфликтных ситуаций;
  • • ориентироваться на честное выполнение служебных обязанностей и процедурных норм учреждения;
  • • быть достаточно компетентным в определении государственной и муниципальной политики;
  • • уметь достигать компромиссов и не допускать социального игнорирования.
  • В литературе по административной этике сформулирован определенный комплекс нравственных требований, составляющих структуру административной морали государственных и муниципальных служащих. К ним, в частности, относятся:

  • нравственные ценности как совокупность моральных принципов, норм, убеждений, мотивирующих деятельность государственной службы как социального института и составляющих основу ценностной структуры каждого государственного служащего (основными из них являются: социальная справедливость, гуманизм, профессионализм, исполнительность, свобода, патриотизм, интернационализм);
  • личностные добродетели служащих, их нравственные чувства и привычки (честность, скромность, дисциплинированность, уважительность, сострадание, профессиональная гордость, чувство собственного достоинства), выражающие отношение служащих к себе, своему месту в обществе, на службе, в среде ближайшего окружения;
  • оценочные понятия (добро, справедливость, неподкупность, порядочность, честь, долг), являющиеся исходной базой нравственных основ управленческой деятельности и позволяющие гармонично сочетать личные, корпоративные и государственные интересы;
  • основополагающие принципы и нормы поведения на службе и в обществе (высококачественное выполнение служебного долга, лояльность к власти, патриотизм), формирующие мотивацию мыслей и действий служащего, его моральную позицию, нравственное кредо.
Читайте так же:  Земельный налог инвалидам 3 группы

Наиболее важными из перечисленных качеств работников государственного аппарата, безусловно, являются доброжелательность, чуткость и отзывчивость к людям. Государственный и муниципальный служащий никогда не должен забывать, что его главная задача и предназначение – служить людям, заботиться об их благе. Со способностью быть внимательным к людям непосредственно связана такая норма, как корректность в обращении, которая, в свою очередь, является выражением таких важных личностных свойств, как самообладание, уравновешенность, выдержка. Как показывает практика управленческих отношений, в самых различных ситуациях корректность в общении, вежливость и уважительное отношение к человеку не только помогают достижению лучшего взаимопонимания и лучшего контакта с людьми, но и сокращают отчуждение человека от власти, усиливают доверие людей к ней. Социологические опросы показывают, что люди выше всего ставят такие качества государственного служащего, как четкость в работе, оперативность в принятии решений, строгость и простоту в обращении.

Точно так же значение таких качеств государственного и муниципального служащего, как честность и правдивость во взаимоотношениях с людьми, коллегами и подчиненными объясняется не только тем, что служащий должен проявлять заботу о своей личной репутации. Государственный и муниципальный служащий должен помнить, что любое его неправдивое слово, невыполненное обещание, равно как и любая сделка с совестью наносят непоправимый ущерб авторитету государства и государственной власти в целом.

Особое значение административная этика придает скромности государственного и муниципального служащего как его важнейшему личностному качеству, которое по своей сути не только противоположно, но и исключает такие негативные явления, как высокомерие, самодовольство, зазнайство, чванство и честолюбие. В своем истинном значении скромность означает способность человека к объективной оценке своих достоинств и прав, терпимому отношению к недостаткам других людей, а также готовность добровольно подчиниться требованиям общей дисциплины. И наоборот, излишняя самоуверенность, а тем более пренебрежительное и высокомерное отношение к людям, их знаниям и опыту, стремление приобрести не столько общественное признание, сколько высокую должность, почести и награды недопустимы на государственной и муниципальной службе, способны нанести лишь вред престижу государственного и муниципального служащего.

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»

Комментарии Российской Газеты

1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (далее — Стратегия).

2. Минобрнауки России:

с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти в 6-месячный срок разработать план мероприятий по реализации Стратегии и внести его в Правительство Российской Федерации;

совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти обеспечить реализацию Стратегии.

Председатель Правительства Российской Федерации Д. Медведев

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года

I. Общие положения

Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (далее — Стратегия) разработана во исполнение Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», в части определения ориентиров государственной политики в сфере воспитания.

Стратегия учитывает положения Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, затрагивающих сферы образования, физической культуры и спорта, культуры, семейной, молодежной, национальной политики, а также международных документов в сфере защиты прав детей, ратифицированных Российской Федерацией.

Стратегия развивает механизмы, предусмотренные Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», который гарантирует обеспечение воспитания как неотъемлемой части образования, взаимосвязанной с обучением, но осуществляемой также в форме самостоятельной деятельности.

Стратегия создает условия для формирования и реализации комплекса мер, учитывающих особенности современных детей, социальный и психологический контекст их развития, формирует предпосылки для консолидации усилий семьи, общества и государства, направленных на воспитание подрастающего и будущих поколений.

Стратегия опирается на систему духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России, таких как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством.

Стратегия ориентирована на развитие социальных институтов воспитания, обновление воспитательного процесса в системе общего и дополнительного образования, в сферах физической культуры и спорта, культуры на основе оптимального сочетания отечественных традиций, современного опыта, достижений научных школ, культурно-исторического, системно-деятельностного подхода к социальной ситуации развития ребенка.

II. Цель, задачи, приоритеты Стратегии

Целью Стратегии является определение приоритетов государственной политики в области воспитания и социализации детей, основных направлений и механизмов развития институтов воспитания, формирования общественно-государственной системы воспитания детей в Российской Федерации, учитывающих интересы детей, актуальные потребности современного российского общества и государства, глобальные вызовы и условия развития страны в мировом сообществе.

Воспитание детей рассматривается как стратегический общенациональный приоритет, требующий консолидации усилий различных институтов гражданского общества и ведомств на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Для достижения цели Стратегии необходимо решение следующих задач:

создание условий для консолидации усилий социальных институтов по воспитанию подрастающего поколения;

обеспечение поддержки семейного воспитания, содействие формированию ответственного отношения родителей или законных представителей к воспитанию детей;

повышение эффективности воспитательной деятельности в системе образования, физической культуры и спорта, культуры и уровня психолого-педагогической поддержки социализации детей;

создание условий для повышения ресурсного, организационного, методического обеспечения воспитательной деятельности и ответственности за ее результаты;

формирование социокультурной инфраструктуры, содействующей успешной социализации детей и интегрирующей воспитательные возможности образовательных, культурных, спортивных, научных, экскурсионно-туристических и других организаций;

создание условий для повышения эффективности воспитательной деятельности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, находящихся в сельских поселениях;

повышение эффективности комплексной поддержки уязвимых категорий детей (с ограниченными возможностями здоровья, оставшихся без попечения родителей, находящихся в социально опасном положении, сирот), способствующей их социальной реабилитации и полноценной интеграции в общество;

обеспечение условий для повышения социальной, коммуникативной и педагогической компетентности родителей.

Приоритетами государственной политики в области воспитания являются:

создание условий для воспитания здоровой, счастливой, свободной, ориентированной на труд личности;

формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России;

поддержка единства и целостности, преемственности и непрерывности воспитания;

поддержка общественных институтов, которые являются носителями духовных ценностей;

формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой гражданской идентичности россиян и главным фактором национального самоопределения;

обеспечение защиты прав и соблюдение законных интересов каждого ребенка, в том числе гарантий доступности ресурсов системы образования, физической культуры и спорта, культуры и воспитания;

формирование внутренней позиции личности по отношению к окружающей социальной действительности;

развитие на основе признания определяющей роли семьи и соблюдения прав родителей кооперации и сотрудничества субъектов системы воспитания (семьи, общества, государства, образовательных, научных, традиционных религиозных организаций, учреждений культуры и спорта, средств массовой информации, бизнес-сообществ) с целью совершенствования содержания и условий воспитания подрастающего поколения России.

III. Основные направления развития воспитания

1. Развитие социальных институтов воспитания

Поддержка семейного воспитания включает:

содействие укреплению семьи и защиту приоритетного права родителей на воспитание детей перед всеми иными лицами;

повышение социального статуса и общественного престижа отцовства, материнства, многодетности, в том числе среди приемных родителей;

содействие развитию культуры семейного воспитания детей на основе традиционных семейных духовно-нравственных ценностей;

популяризацию лучшего опыта воспитания детей в семьях, в том числе многодетных и приемных;

возрождение значимости больших многопоколенных семей, профессиональных династий;

создание условий для расширения участия семьи в воспитательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность и работающих с детьми;

расширение инфраструктуры семейного отдыха, семейного образовательного туризма и спорта, включая организованный отдых в каникулярное время;

поддержку семейных клубов, клубов по месту жительства, семейных и родительских объединений, содействующих укреплению семьи, сохранению и возрождению семейных и нравственных ценностей с учетом роли религии и традиционной культуры местных сообществ;

создание условий для просвещения и консультирования родителей по правовым, экономическим, медицинским, психолого-педагогическим и иным вопросам семейного воспитания.

Развитие воспитания в системе образования предполагает:

обновление содержания воспитания, внедрение форм и методов, основанных на лучшем педагогическом опыте в сфере воспитания и способствующих совершенствованию и эффективной реализации воспитательного компонента федеральных государственных образовательных стандартов;

полноценное использование в образовательных программах воспитательного потенциала учебных дисциплин, в том числе гуманитарного, естественно-научного, социально-экономического профилей;

содействие разработке и реализации программ воспитания обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, которые направлены на повышение уважения детей друг к другу, к семье и родителям, учителю, старшим поколениям, а также на подготовку личности к семейной и общественной жизни, трудовой деятельности;

развитие вариативности воспитательных систем и технологий, нацеленных на формирование индивидуальной траектории развития личности ребенка с учетом его потребностей, интересов и способностей;

использование чтения, в том числе семейного, для познания мира и формирования личности;

совершенствование условий для выявления и поддержки одаренных детей;

развитие форм включения детей в интеллектуально-познавательную, творческую, трудовую, общественно полезную, художественно-эстетическую, физкультурно-спортивную, игровую деятельность, в том числе на основе использования потенциала системы дополнительного образования детей и других организаций сферы физической культуры и спорта, культуры;

создание условий для повышения у детей уровня владения русским языком, языками народов России, иностранными языками, навыками коммуникации;

знакомство с лучшими образцами мировой и отечественной культуры.

Расширение воспитательных возможностей информационных ресурсов предусматривает:

создание условий, методов и технологий для использования возможностей информационных ресурсов, в первую очередь информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в целях воспитания и социализации детей;

информационное организационно-методическое оснащение воспитательной деятельности в соответствии с современными требованиями;

содействие популяризации в информационном пространстве традиционных российских культурных, в том числе эстетических, нравственных и семейных ценностей и норм поведения;

Читайте так же:  Штраф за парковку на газоне в татарстане

воспитание в детях умения совершать правильный выбор в условиях возможного негативного воздействия информационных ресурсов;

обеспечение условий защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и психическому развитию.

Поддержка общественных объединений в сфере воспитания предполагает:

улучшение условий для эффективного взаимодействия детских и иных общественных объединений с образовательными организациями общего, профессионального и дополнительного образования в целях содействия реализации и развития лидерского и творческого потенциала детей, а также с другими организациями, осуществляющими деятельность с детьми в сферах физической культуры и спорта, культуры и других сферах;

поддержку ученического самоуправления и повышение роли организаций обучающихся в управлении образовательным процессом;

поддержку общественных объединений, содействующих воспитательной деятельности в образовательных и иных организациях;

привлечение детей к участию в социально значимых познавательных, творческих, культурных, краеведческих, спортивных и благотворительных проектах, в волонтерском движении;

расширение государственно-частного партнерства в сфере воспитания детей.

2. Обновление воспитательного процесса с учетом современных достижений науки и на основе отечественных традиций

Гражданское воспитание включает:

создание условий для воспитания у детей активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества;

развитие культуры межнационального общения;

формирование приверженности идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов;

воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;

развитие правовой и политической культуры детей, расширение конструктивного участия в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;

развитие в детской среде ответственности, принципов коллективизма и социальной солидарности;

формирование стабильной системы нравственных и смысловых установок личности, позволяющих противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, коррупции, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;

разработку и реализацию программ воспитания, способствующих правовой, социальной и культурной адаптации детей, в том числе детей из семей мигрантов.

Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности предусматривает:

создание системы комплексного методического сопровождения деятельности педагогов и других работников, участвующих в воспитании подрастающего поколения, по формированию российской гражданской идентичности;

формирование у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России на основе развития программ патриотического воспитания детей, в том числе военно-патриотического воспитания;

повышение качества преподавания гуманитарных учебных предметов, обеспечивающего ориентацию обучающихся в современных общественно-политических процессах, происходящих в России и мире, а также осознанную выработку собственной позиции по отношению к ним на основе знания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;

развитие у подрастающего поколения уважения к таким символам государства, как герб, флаг, гимн Российской Федерации, к историческим символам и памятникам Отечества;

развитие поисковой и краеведческой деятельности, детского познавательного туризма.

Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей осуществляется за счет:

развития у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);

формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра;

развития сопереживания и формирования позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам;

расширения сотрудничества между государством и обществом, общественными организациями и институтами в сфере духовно-нравственного воспитания детей, в том числе традиционными религиозными общинами;

содействия формированию у детей позитивных жизненных ориентиров и планов;

оказания помощи детям в выработке моделей поведения в различных трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных.

Приобщение детей к культурному наследию предполагает:

эффективное использование уникального российского культурного наследия, в том числе литературного, музыкального, художественного, театрального и кинематографического;

создание равных для всех детей возможностей доступа к культурным ценностям;

воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации;

увеличение доступности детской литературы для семей, приобщение детей к классическим и современным высокохудожественным отечественным и мировым произведениям искусства и литературы;

создание условий для доступности музейной и театральной культуры для детей;

развитие музейной и театральной педагогики;

поддержку мер по созданию и распространению произведений искусства и культуры, проведению культурных мероприятий, направленных на популяризацию российских культурных, нравственных и семейных ценностей;

создание и поддержку производства художественных, документальных, научно-популярных, учебных и анимационных фильмов, направленных на нравственное, гражданско-патриотическое и общекультурное развитие детей;

повышение роли библиотек, в том числе библиотек в системе образования, в приобщении к сокровищнице мировой и отечественной культуры, в том числе с использованием информационных технологий;

создание условий для сохранения, поддержки и развития этнических культурных традиций и народного творчества.

Популяризация научных знаний среди детей подразумевает:

содействие повышению привлекательности науки для подрастающего поколения, поддержку научно-технического творчества детей;

создание условий для получения детьми достоверной информации о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, повышения заинтересованности подрастающего поколения в научных познаниях об устройстве мира и общества.

Физическое воспитание и формирование культуры здоровья включает:

формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни;

формирование в детской и семейной среде системы мотивации к активному и здоровому образу жизни, занятиям физической культурой и спортом, развитие культуры здорового питания;

создание для детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, условий для регулярных занятий физической культурой и спортом, развивающего отдыха и оздоровления, в том числе на основе развития спортивной инфраструктуры и повышения эффективности ее использования;

развитие культуры безопасной жизнедеятельности, профилактику наркотической и алкогольной зависимости, табакокурения и других вредных привычек;

предоставление обучающимся образовательных организаций, а также детям, занимающимся в иных организациях, условий для физического совершенствования на основе регулярных занятий физкультурой и спортом в соответствии с индивидуальными способностями и склонностями детей;

использование потенциала спортивной деятельности для профилактики асоциального поведения;

содействие проведению массовых общественно-спортивных мероприятий и привлечение к участию в них детей.

Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение реализуется посредством:

воспитания у детей уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям;

формирования у детей умений и навыков самообслуживания, потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, включая обучение и выполнение домашних обязанностей;

развития навыков совместной работы, умения работать самостоятельно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий;

содействия профессиональному самоопределению, приобщения детей к социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии.

Экологическое воспитание включает:

развитие у детей и их родителей экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира;

воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов, умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии.

IV. Механизмы реализации Стратегии

В целях реализации Стратегии применяются правовые, организационно-управленческие, кадровые, научно-методические, финансово-экономические и информационные механизмы.

Правовые механизмы включают:

развитие и совершенствование федеральной, региональной и муниципальной нормативной правовой базы реализации Стратегии;

совершенствование системы правовой и судебной защиты интересов семьи и детей на основе приоритетного права родителей на воспитание детей;

развитие инструментов медиации для разрешения потенциальных конфликтов в детской среде и в рамках образовательного процесса, а также при осуществлении деятельности других организаций, работающих с детьми;

нормативно-правовое регулирование порядка предоставления участникам образовательных и воспитательных отношений необходимых условий в части ресурсного (материально-технического, финансового, кадрового, информационно-методического) обеспечения реализации задач и направлений развития воспитания, предусмотренных Стратегией.

Организационно-управленческими механизмами являются:

совершенствование в субъектах Российской Федерации условий для обеспечения эффективной воспитательной деятельности на основе ее ресурсного обеспечения, современных механизмов управления и общественного контроля;

консолидация усилий воспитательных институтов на муниципальном и региональном уровнях;

эффективная организация межведомственного взаимодействия в системе воспитания;

укрепление сотрудничества семьи, образовательных и иных организаций в воспитании детей;

системное изучение и распространение передового опыта работы педагогов и других специалистов, участвующих в воспитании детей, продвижение лучших проектов и программ в области воспитания;

формирование показателей, отражающих эффективность системы воспитания в Российской Федерации;

организация мониторинга достижения качественных, количественных и фактологических показателей эффективности реализации Стратегии.

Кадровые механизмы включают:

повышение престижа таких профессий, связанных с воспитанием детей, как педагог, воспитатель и тренер, создание атмосферы уважения к их труду, разработка мер по их социальной поддержке;

развитие кадрового потенциала в части воспитательной компетентности педагогических и других работников на основе разработки и введения профессионального стандарта специалиста в области воспитания, совершенствования воспитательного компонента профессиональных стандартов других категорий работников образования, физической культуры и спорта, культуры;

модернизацию содержания и организации педагогического образования в области воспитания;

подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников образования и других социальных сфер деятельности с детьми в целях обеспечения соответствия их профессиональной компетентности вызовам современного общества и задачам Стратегии.

Научно-методические механизмы предусматривают:

формирование системы организации научных исследований в области воспитания и социализации детей, процессов становления и развития российской идентичности, внедрение их результатов в систему общего и дополнительного образования, в сферы физической культуры и спорта, культуры;

изучение влияния новых информационных и коммуникационных технологий и форм организации социальных отношений на психическое здоровье детей, на их интеллектуальные способности, эмоциональное развитие и формирование личности;

проведение прикладных исследований по изучению роли и места средств массовой информации и информационно-телекоммуникационной сети Интернет в развитии личности ребенка;

проведение психолого-педагогических и социологических исследований, направленных на получение достоверных данных о тенденциях в области личностного развития современных российских детей.

Финансово-экономические механизмы включают:

создание необходимых организационно-финансовых механизмов для развития эффективной деятельности социальных институтов воспитания;

обеспечение многоканального финансирования системы воспитания за счет средств федерального, региональных и местных бюджетов, а также за счет средств государственно-частного партнерства и некоммерческих организаций;

создание гибкой системы материального стимулирования качества воспитательной работы организаций и работников.

Информационные механизмы предполагают:

использование современных информационных и коммуникационных технологий, электронных информационно-методических ресурсов для достижения цели и результатов реализации Стратегии;

организацию информационной поддержки продвижения положений и реализации Стратегии с привлечением общероссийских и региональных средств массовой информации.

V. Ожидаемые результаты

Реализация Стратегии обеспечит:

укрепление общественного согласия, солидарности в вопросах воспитания детей;

повышение престижа семьи, отцовства и материнства, сохранение и укрепление традиционных семейных ценностей;

создание атмосферы уважения к родителям и родительскому вкладу в воспитание детей;

развитие общественно-государственной системы воспитания, основанной на межведомственной и межрегиональной координации и консолидации усилий общественных и гражданских институтов, современной развитой инфраструктуре, правовом регулировании и эффективных механизмах управления;

повышение роли системы общего и дополнительного образования в воспитании детей, а также повышение эффективности деятельности организаций сферы физической культуры и спорта, культуры;

повышение общественного авторитета и статуса педагогических и других работников, принимающих активное участие в воспитании детей;

укрепление и развитие кадрового потенциала системы воспитания;

доступность для всех категорий детей возможностей для удовлетворения их индивидуальных потребностей, способностей и интересов в разных видах деятельности независимо от места проживания, материального положения семьи и состояния здоровья;

создание условий для поддержки детской одаренности, развития способностей детей в сферах образования, науки, культуры и спорта, в том числе путем реализации государственных, федеральных, региональных и муниципальных целевых программ;

утверждение в детской среде позитивных моделей поведения как нормы, развитие эмпатии;

снижение уровня негативных социальных явлений;

развитие и поддержку социально значимых детских, семейных и родительских инициатив, деятельности детских общественных объединений;

повышение качества научных исследований в области воспитания детей;

повышение уровня информационной безопасности детей;

снижение уровня антиобщественных проявлений со стороны детей;

формирование системы мониторинга показателей, отражающих эффективность системы воспитания в Российской Федерации.