Пособие для кукольного театра

Методическое пособие. «Методика использования перчаточных кукол и кукольного театра на уроке иностранного языка».

Содержание.

  • Введение.
  • Роль перчаточных кукол на уроке иностранного языка.
  • Ролевые игры с куклами.
  • Куклы в беседе с классом.
  • 5. Изучение грамматики с куклами.

    6. Кукольный театр как способ изучения языка.

    9. Практические советы по организации кукольного театра в школе.

    10. Список использованной литературы.

    Просмотр содержимого документа
    «Методическое пособие. «Методика использования перчаточных кукол и кукольного театра на уроке иностранного языка».»

    МБОУ гимназия № 3

    перчаточных кукол и кукольного театра

    на уроке иностранного языка».

    Роль перчаточных кукол на уроке иностранного языка.

    Ролевые игры с куклами.

    Куклы в беседе с классом.

    7. Формы игры с перчаточными куклами.

    8. Рекомендации и советы по жестикуляции с куклами.

    «Скажи мне — и я забуду,

    покажи мне — и может быть, я запомню,

    вовлеки меня — и тогда я постигну».

    В условиях работы по новому ФГОС начального и среднего образования возрастает роль предмета «Иностранный язык». Особое внимание уделяется целям изучения иностранного языка, его вкладу в решение основных педагогических задач в системе образования. Целью обучения иностранному языку на начальном этапе является формирование элементарной коммуникативной компетенции школьника на доступном для него уровне в основных видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме. Предмет «Иностранный язык» носит деятельностный характер, что соответствует природе младшего школьника, воспринимающего мир целостно, эмоционально и активно. Это позволяет использовать на уроке разные виды деятельности, свойственные ребенку (игровую, познавательную, художественную, эстетическую ) В этих условиях урок должен перестать быть единицей планирования и обучения, освободить место для появления других форм организации учебного процесса. Одной из таких форм является кукольный театр как разновидность ролевой игры на уроке.

    Игровые технологии разработаны, изучены и используются давно, но сегодня они актуальны, как никогда. В условиях работы по новому ФГОС приоритетными становятся общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся. Ключевой становится такая компетенция образования, как «научить учиться». Обучение строится на системно-деятельностном подходе, оно должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Основными принципами системно-деятельностного подхода являются принцип деятельности, принцип непрерывности, принцип целостности, принцип психологической комфортности, принцип вариативности и творчества.

    Эти принципы СДП можно реализовать, используя на уроках самые разные виды игры.

    Принцип деятельности — заключается в том, что ученик, получает знания не в готовом виде, а добывает их сам. Так, например, участвуя в кукольном представлении и умея рассказать о себе, ученик должен научиться рассказывать свою историю от имени другого персонажа- куклы. В игре формируются его деятельностные способности, общеучебные умения.

    В процессе игры снимаются стрессообразующие факторы учебного процесса, создаётся доброжелательная атмосфера, т.е. реализуется принцип психологической комфортности.

    Именно в игре реализуется принцип творчества. Это означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

    Кукольный театр как разновидность ролевой игры на уроках иностранного языка обладает всеми её свойствами и достоинствами в организации речевой деятельности.

    Кукольный театр выполняет в учебном процессе 4 функции:

    Мотивационно-побудительную: Кукольный театр – оптимальный способ достичь успеха в изучении иностранного языка. Известно, что нельзя заставить ребенка свободно общаться на иностранном языке формальными способами. Важно создать такие условия, что бы общение стало необходимым, что бы ребенок захотел говорить. И делал бы это не ради оценки, а ради самовыражения.

    2) Обучающую: стимулирует его фантазию, развивает память, внимание, эрудицию, дисциплину, делает его более активным, приучает к работе в группе

    3) Воспитательную: Занимаясь элементами театральной деятельности, ребенок может воспитать в себе творческие и человеческие качества. Дети – самые лучшие актеры, поскольку они непосредственны, активны, эмоциональны. Игра для них – естественная потребность. Участие в создании самих кукол, декораций и представления в целом позволяет приобрести так же дополнительные практические навыки

    4) Ориентирующую: игра формирует у школьников способность сыграть роль другого человека, увидеть себя с позиции партнера по общению, учит планировать речевое поведение, оценивать других.

    Роли перчаточных кукол на уроке иностранного языка.

    Есть много видов перчаточных кукол и множество возможностей их изготовления.

    На уроке кукла может выступать в различных ролях:

    Кукла на руках у учителя разговаривает с учениками.

    Кукла на руках у ученика разговаривает с другими учениками.

    Учитель сам разговаривает с куклами, а ученики смотрят.

    Беседе за круглым столом на руках у учителя или у ученика.

    Ученики играют для учеников, эпизоды из кукольного спектакля.

    Ролевые игры с перчаточными куклами.

    На передний план коммуникативно- ориентированного урока иностранного языка выдвигается языковое взаимопонимание с партнером в простых ситуациях. Принимая во внимание эту цель, использование перчаточных кукол представляет собой разнообразные возможности.

    Прямое спонтанное общение с детьми возможно используя куклу как собеседника, положительный чуткий образец для подражания с магическими способностями как посредник между детьми и взрослыми.

    — Мы просим прощения.

    — Нам нужна информация.

    — Мы просим помощи.

    — Мы делаем покупки.

    — Мы планируем путешествие.

    — Мы заказываем еду.

    — Мы планируем визит в театр.

    Необходимо обратить внимание, что нужно проговаривать не только подготовленные и отрепетированные диалоги. В диалогах дети должны реагировать в соответствии со сложившейся ситуацией.

    В спонтанных сценах создается опасность, что теряется контроль над текстом. Это на уроке не приветствуется. Поэтому сцены должны быть отрепетированы.

    Вопросы, которые необходимо решить перед игрой:

    — Какие роли выступают?

    — Какие роли будут играть куклы. Почему?

    — Какие выражения должны быть отработаны и выучены?

    — Как ввести куклу в игру?

    — Как закрепить куклу на сцене, куда поставить?

    — Какие задания дать учащимся для подготовки к сценке?

    — Как распределить роли в классе?

    Куклы во время беседы в классе.

    Игра с куклой как специфическая форма ролевой игры имеет некоторые особенности. Возможны следующие функции куклы на уроке

    Кукла, особенно кукла – зверюшка, имеет ясно выраженный характер, подходящий, например, для обучения диалогу – волеизъявлению. Упрямый ослик на любое побуждение ответит отказом, хитрая лиса переадресует приказ или просьбу другому, а медлительный медвежонок переспросит, чем вызовет хоровое повторение приказа. Капризная кукла ничего не хочет делать и на любое утверждение:

    «Du musst…» отвечает: «Ich will nicht…» Идёт тренировка употребление модальных глаголов.

    Кукла – модель ситуации:

    Перед классом появляется незнакомая кукла. Это создает стимул к диалогу – расспросу: «Как тебя зовут? Сколько тебе лет? Ты ходишь в школу? Как ты учишься?» и т. д. За диалогом следует обобщение всего, что ученики узнали о кукле.
    Кукла – собеседник, партнёр:

    Вот примеры игровых заданий с куклой в этой функции: «Мы взрослые, а куклы наши дети. Объясните вашим детям, как надо переходить улицу, как дойти до школы. Скажите им, чтобы они тепло оделись, потому что сегодня холодно и ветрено. «Если при обычной парной работе такого рода половине группы отводится роль слушающих (часто пассивная), то с помощью куклы – партнера увеличивается индивидуальное время говорения учащихся вдвое.
    Кукла – третье лицо, предмет разговора:

    «Ваша кукла уже большая. Она умеет бегать, прыгать, петь, танцевать и так далее. Расскажите соседу обо всем, что умеет ваша кукла, и спросите его, что умеет делать его кукла. Чья кукла умеет делать больше?»
    С куклой можно пойти в магазин, чтобы купить ей одежду, её можно повести к врачу и т. д.

    Роль, которую кукла выполняет на уроке как партнер может хвалить, помогать, давать советы, исправлять, критиковать, делать ошибки, шутить, веселиться, объясняет правила, ведет дискусии. Конечно же многие куклы могут играть различные роли. Не только учитель может играть с куклой, но и ученики тоже. На уроке закрепленные за учеником роли помогают на уроке:

    — Кукла освобождает учителя от его управляющей и оценивающей функции.

    — Ученики ведут себя с куклой свободнее , чем с учителем.

    — Ученики учатся вести себя в группе.

    — Ученики учатся точному и критическому слушанию.

    — Ученики находят правила.

    Изучение грамматики с помощью кукол.

    В некоторых классах есть своя грамматическая кукла. Например Мото. Она желтого цвета, ей 12 лет, бесконечно ленив, самый старший из 7 детей, всегда голодный необразованный и т. д. С такими качествами, которые знают все дети, действующее лицо выступает при тренировке грамматических правил.

    Пример. Тема « Цифры»

    Ганс: Мне уже 10 лет.

    Мария: Мне только 9 лет.

    Мото: Мне уже 12, но мне скоро будет 13.

    Конечно же кукла может принимать участие во время изучения других грамматических тем, например, модальных, вспомогательных глаголов, окончаний прилагательных, образовании степени сравнений, отрицаний, вопросительных предложений и т.д.

    Преимущества: Тренировка происходит менее абстрактнее, больше фантазии, группа действующих лиц более раскрепощеннее и веселее.

    Так же как и в ролевых играх учитель может проиграть роли с куклой, учащиеся учатся и перенимают от учителя эти роли.

    Кукольный театр как способ изучения языка.

    Кукольный театр всегда имеет место на уроке иностранного языка. Учащиеся видят представление профессионального кукольного театра или они сами ставят спектакль. В кукольной игре дети переживают сознательнее и бессознательные желания и состояния и могут их разыграть при помощи кукол. Игра с куклами имеет большую ценность в сложном процессе самосознания ребенка.

    Особенно дети младшего возроста наслаждаются представлениями кукольного театра со всеми историями и иллюзиями. Во многих представлениях бывает мало слов и представлением можно понимать по действиям.

    Формы игры с перчаточными куклами

    Можно различать следующие формы игры с перчаточными куклами:

    — Закрытая форма: при этом разыгрывается конкретное действие. Зрители воспринимают действие и их реакция ограничивается одобрением, отклонением и аплодисментами.

    — Открытая форма- при этом зрители задают импульс действию. Зрители управляют игрой, они предлагают, какие фигуры должны выступать, что должны делать куклы.

    — Полуоткрытая форма- В этом случае установлена определенная сценарий игры.

    8. Практические рекомендации и советы по жестикуляции куклой.

    -У куклы должно быть имя, предыстория и определенное место положения, где он постоянно находится, в случае если она не в действии. Она не должна где-нибудь безжизненно на виду валяться. Она так же не должна оставаться на руках у учителя, если она не в действии.

    — Кукла должна находиться так, чтобы голова находилась выше чем голова игрока. Так она будет смотреть чуть пригнув голову на игрока и зрителя.

    — Кукла будет тогда живая, если она будет дышать. Движения дыхания кукле придаются легкими движениями ладони.

    — Важным является вертикальное положение куклы. Только из этого положения возможны такие действия как наклон, махи т. д.

    — Все движения должны быть бережливыми, должны соответствовать росту и возможностям движения маленькой куклы. Особенно при говорении важными являются движения головы и рук.

    — Походка куклы должна соответствовать размерам куклы. При этом важно симулировать горизонтальную линию и избегать больших вертикальных размахов.

    — Если кукла не говорит и не действует, тогда она должна принять нейтральное положение. Лучше всего если она скрестит руки и только дышит.

    — Кукла может рассказывать и при звать к рассказу, она может отражать, повторять сказанное.

    — В конечном счете ученик должен продумать свои действия по отношению к действиям куклы. Чем больше игрок и кукла будут вести себя как единое целое, тем ситуация воспринимается более правдоподобнее.

    9. Практические советы по организации кукольного театра.

    Наш, пусть пока ещё небольшой, опыт проведения кукольных спектаклей позволяет дать ряд практических советов по их организации и проведению.

    1.На начальном этапе лучше выбирать пьесы одноактные, без перемены декораций. Если в пьесе мало действующих лиц, лучше делать спектакль двумя составами, чем выбирать пьесу многоактную, хотя и удовлетворяющую по количеству действующих лиц весь кружок, но требующую частой перестановки.

    2.Не следует затягивать период репетиций «за столом», а большую часть времени уделить репетициям «на ширме».

    3.Начинающим актерам необходимо упражняться в вождении куклы без слов, работать над этюдами, т.е. сценками, заключающими в себе одно законченное действие.

    4.Не следует перегружать сцену декорациями. Чем лаконичнее оформлена сцена, тем проще управлять куклами.

    5.Идеально иметь настоящую ширму – с порталом, задником и занавесом. Но для любительского театра, каковым является школьный кукольный театр, подойдет и более простая конструкция (см. приложение 3), а фоновые декорации можно ставить в случае необходимости на шестах.

    6.Процесс подготовки спектакля должен быть оптимально растянут во времени, так как в этот период особенно ярко выявляются характеры детей – их положительные и отрицательные черты. Кроме того, ребенок во время работы над спектаклем узнает много нового, приобретает полезные трудовые навыки, его кругозор расширяется, идет интенсивное познание окружающего мира, утверждаются взаимоотношения.

    7. Проводить спектакль нужно с тем расчетом, чтобы у его участников после выступления было время выплеснуть накопившееся напряжение, обсудить все плюсы и минусы, найти позитивное даже в своих ошибках и настроиться на дальнейшую работу.

    Список использованной литературы:

    Августин, Шерлинг: Аурелия . Мюнхен. Лангеншайдт 1994.

    Даублебски, Бенита. Игра в школе. Штуттгарт. Клетт 1978.

    Элвангер, Громмингер, Арнольд. Перчаточные куклы в детском саду и начальной школе. Фрайбург.1978.

    Граффман, Хайнрих. Иностранный язык- немецкий 25/ 2001- Игра-Мысли- Действия. Издательство. Hueber 2007.

    Читайте так же:  Полномочия пользователя эцп

    Дидактическое пособие «Настольно кукольный театр»

    ГАЛИНА СЕРЖАНТ
    Дидактическое пособие «Настольно кукольный театр»

    Самый простой и доступный театр — это театр кукол на столе. Игрушки для него можно сшить из кусочков:ткани,меха и т. д. Также можно сделать из картона на устойчивых подставках,бумажных конусов,цилиндров,коробочек различной высоты. Фигуры не должны быть большими. Этот театр привлекает детей не только сюжетными возможностями,но и декорациями. Играя,ребенок с удовольствием озвучивает роли всех персонажей. Для театрализованной игры с довольно объемным пространством действия, каковым является стол, а не стенд, например, не представляет проблем использование театральных кукол самого разного объема. Если исходить из общепринятой характеристики, то в на-стольном театре представлены куклы всех объемов.

    Плоские – их основой служат картон, фанера, пластмасса, которые окрашиваются, тонируются, оклеиваются.

    Настольный кукольный театр может быть использован в творческих играх детей и в обучающих играх на занятиях. При подготовке спектаклей для детей следует отбирать произведения с простым, ясным и забавным сюжетом, знакомыми персонажами, благополучным концом. Лучшие спектакли для детей дошкольного возраста, и особенно младшего, где этот театр наиболее используемый, — по мотивам народных сказок «Репка», «Теремок», «Заяц и Петух» и др.

    Дидактическое пособие «Матёшкины сказки». Настольно-печатное пособие художественно-речевой направленности Возраст детей: от 3 до 5 лет Количество человек: от 1 до 7 Цель: расширить знания детей о русской народной игрушке – матрёшке; обобщать.

    Дидактическое пособие «Театр» для детей Дидактическое пособие «Театр» для детей Вся жизнь детей — это игра. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Играя, перевоплощаясь в разные.

    Домашний кукольный театр 1. Домашний кукольный театр Если вы хотите, чтобы в вашем доме надолго поселился праздник, а друзья и знакомые по достоинству оценили ваши.

    Дидактическое пособие «Вязаный пальчиковый театр» ДЕТСКИЙ ТЕАТР (Мариша Лапина) Любимый наш театр Со сценою-малышкой, Он сказку открывает И дружит с детской книжкой. Весёлые артисты –.

    Дидактическое пособие из фетра «Книга-театр «Курочка Ряба» Воспитатель Брагина Мария Михайловна. книга- панно сказка «Курочка Ряба». Сделана книга- панно «Курочка Ряба» из фетра. Все жители.

    Дидактическое пособие «Кукольный домик» Свет зажигаем — уют, красота! В кукольном домике все настоящее, Даже цветы на окошке стоящие, Столик, посудка и даже плита! Мы для гостей.

    Фотоотчёт о походе в кукольный театр средней и второй младшей групп. Спектакль «Здравствуй, театр! Три поросёнка» Цель мероприятия:. Познакомить детей с театром. прививать интерес и любовь к театральному искусству. расширять кругозор детей, вызвать.

    Кукольный театр в ДОУ Статья КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР В ДОУ Кукольный театр – одно из самых любимых зрелищ детей дошкольного возраста. Он привлекает детей своей яркостью,.

    Дидактическое пособие «Театр картинок на фланелеграфе» Цель: — развивают творческие способности; -содействуют эстетическому воспитанию; — развивают ловкость,умение управлять своими движениями;.

    Дидактическое пособие «Театр на стаканчиках» Детям весьма интересен театр во всех его проявлениях: пальчиковый, театр теней, магнитный. Им нравится перевоплощаться, примерять другие.

    Методическое пособие «Кукольный театр»

    Идёт приём заявок

    Подать заявку

    Для учеников 1-11 классов и дошкольников

    ГККП «Дворец школьников Акимата г.Астана»

    «Кукольный театр — как средство

    детей дошкольного возраста»

    АвторПедагог дополнительного образования,

    руководитель кружка «Раннее музыкальное развитие»

    1. Введение. Актуальность. Задачи…………………………………. 3

    2. Эффективность использования кукольного спектакля

    как средство приобщения детей к театрализованной деятельности…….. 4

    3. Проектирование предметно-пространственной среды……………..9

    4. Роль педагога в организации театральной деятельности………… 10

    6. Список использованной литературы……………………………… 12

    «Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества.

    Без этого он – засушенный цветок.» В.А.Сухомлинский

    На протяжении длительного времени в педагогике господствовало убеждение, что на определенном этапе развития навыков, деятельность ребенка становится творческой. Но современные психолого-педагогические исследования (Т.Риасс, Н. Басина, Е.Храмцова и др.) доказывают, что у большинства детей в результате многочисленных упражнений, направленных на формирование навыков, вообще исчезает интерес к творческой деятельности.

    В настоящее время появился новый подход, при котором деятельность детей должна сохранять субъективный характер. Ведь куклы никого не могут оставить равнодушными, потому что они напоминают игрушки, с которыми дети играют в повседневной жизни. Чем раньше и богаче жизненный опыт ребёнка, тем ярче он будет проявлять себя в различных видах творческой деятельности. Поэтому так важно с раннего детства приобщать маленького ребёнка к кукольному театру. Кукла в руках педагога или родителей — незаменимый помощник в деле воспитания и обучения детей. Именно игрушка создаёт атмосферу сердечности, теплоты, доброты, взаимопонимания, даёт положительные эмоции. Получая положительный заряд, организм открывается добру и красоте. (Врачи и психологи, Ермолаева М.В. и Миланович Л.Г. ставят знак равенства между весельем, лучистой улыбкой и физическим здоровьем человека). Анализ существующих образовательных программ «Детство», программа М.А. Васильевой и методических пособий, М.А. Васильева «Музыкальное воспитание в детском саду», М.Д.Маханева «Театрализованные занятия в детском саду», И.Ф.Сорокина «Играем в кукольный театр», Щеткин приводит к выводу, что «театрализованная деятельность» — это наименее разработанный раздел в системе художественного воспитания дошкольника, который характеризуется отсутствием единой целостной методики и образовательной технологии, отвечающей современными требованиям.

    Понимая значение кукольного театра в деле воспитания и обучения ребенка дошкольного возраста, возникла актуальность создания кукольного театра, который является благоприятной средой для творческого развития детей, так как в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка. Кукольный театр располагает целым комплексом средств: художественные образы-персонажи, оформление, слово и музыка — все это вместе взятое, в силу образно-конкретного мышления дошкольника, помогает ребенку легче, ярче и правильнее понять содержание литературного произведения, влияет на развитие его художественного вкуса.

    обеспечение интеллектуального, нравственного и эстетического

    развития дошкольника: воспитание творческой индивидуальности ребенка; пробуждение интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности.

    — создавать эмоционально — благоприятную обстановку, способствующую каждому ребенку обучаться с увлечением, развивать виды речевой деятельности (словарь, грамматический строи речи, диалогическую речь) и двигательную активность детей, формировать их готовность к школьному обучению.

    — обучение дошкольников разыгрыванию несложных постановок по знакомым литературным произведениям, распределению между собой обязанностей и ролей, умению вести себя на сцене и в жизни непринужденно.

    — включение в различные виды деятельности этюдов, театрализованных игр и упражнений, способствующих развитию памяти, мышления, внимания.

    Театрально — игровая деятельность — это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребёнок хочет воплотить в живые образы и действия. Беря в руки куклу, он не заметно для других, входит в образ. Он играет любые роли, стараясь подражать тому, что он видел, что его заинтересовало, и от этого действия получает огромное эмоциональное наслаждение.

    Эффективность использования кукольного спектакля как средство приобщения детей к театрализованной деятельности.

    О роли театрального искусства в воспитании детей известно давно. Л.Макаренко называет театр одним из самых любимых зрелищ дошкольников, привлекающий своей яркостью, красочностью, динамикой, доставляющий большое удовольствие и много радости. В кукольном театре дети видят знакомые и близкие персонажи (медведь, заяц, собака и др.), которые оживают, говорят и необычность зрелища захватывает ребенка, переносит в совершенно особый, увлекательный мир, где все необыкновенно, и все возможно.

    Психологами (М.В.Ермолаева, Г.А.Урунтаева и др.) доказано, что дошкольники очень впечатлительны, быстро поддаются эмоциональному воздействию, активно включаются в действие, отвечают на вопросы персонажей, охотно выполняют их поручения, дают советы, предупреждают об опасности. Эмоционально пережитый спектакль помогает определить отношение детей к действующим лицам и их поступкам, вызывает желание подражать положительным героям и быть не похожими на отрицательных. Увиденное в театре расширяет кругозор и надолго остается в памяти ребенка.

    Спектакль нельзя рассматривать, как простое развлечение; его воспитательное значение намного шире, ведь дошкольный возраст — период формирования вкусов, интересов, отношений к окружающему. Очень важно с раннего возраста показывать детям примеры дружбы, правдивости, отзывчивости, находчивости, храбрости. Многолетняя практика доказывает, что именно театр располагает возможностями воздействовать на зрителей целым комплексом средств художественных образов (персонажи, оформление, слово, музыка), которые вместе взятые (в силу образно-конкретного мышления дошкольника) помогают каждому ребенку легче, ярче и правильнее понять содержание литературного произведения, влияют на развитие художественного вкуса.

    Процесс наблюдений за детьми позволил выделить такой факт: самое яркое отражение спектакля проявляется в творческих играх, когда малыши устраивают театр, и сами или при помощи игрушек разыгрывают увиденное. Такие игры развивают творческие силы и способности детей.

    Итак, театр играет большую роль для всестороннего развития и воспитания детей, что в свою очередь и побудило нас пересмотреть, изменить систему работы по развитию творческих способностей дошкольников. Считаю, что современному педагогу следует знать и помнить, что «образование XXI века — это образование через ощущения; игра — метод развития ассоциативного мышления, при этом чувства становятся инструментом фантазии», а «если ребенок не может ни с кем поделиться миром своей фантазии, то этот мир, живущий внутри него, зачахнет».

    Кукольный театр – особое волшебство, целый мир, который ребёнок может создать сам вместе с вами.

    Известно, что любые ролевые игры развивают детскую фантазию, помогают понять себя и окружающих. Участвуя в театральной постановке, ребёнок раскрывается, в результате чего учится общаться.

    «Весь мир театр, а люди в нём актёры», -сказал Шекспир. И это действительно так, ведь наше ежедневное общение – это своеобразный ритуал, очень похожий на театральный. Все мы надеваем маски, все играем роли в той или иной ситуации, даже дети. Научиться общению, развить воображение и овладеть даром слова поможет театр. Это – прекрасный опыт публичных выступлений, здесь можно научиться говорить и не бояться публики.

    Кстати, театр кукол – замечательный способ преодолеть застенчивость и страх перед зрителями. Многие дети порой стесняются не только выходить на сцену, но даже рассказывать стихи перед аудиторией. А когда играешь с куклой, можно вообразить себя кем угодно, говорить разными голосами, даже дурачиться. Кукла совершенно избавляет от стеснительности, ведь на сцену выходит она!

    Каждый человек желает быть признанным, и ребенок – не исключение. Театр – самый мощный способ получить отдачу от зрителей и признание. Он в хорошем смысле способствует повышению самооценки. Вы можете начать пробовать ставить спектакли с ребенком, начиная уже с трехлетнего возраста. Однако не забывайте, что с малышами нужно работать особенно внимательно, их нельзя перегружать. Поэтому заканчивайте репетицию до того, как ребенок устанет.

    Дети, в отличие от взрослых, очень легко включаются, буквально «вживаются» в любую игру. Игра – их стихия, они с удовольствием погружаются в нее. Для ребенка естественно одушевлять неодушевленные предметы. Слово, жест, действие – все это элементы игры. Пользуйтесь этим! Способность играть надо развивать и поддерживать.

    Ребенок может быть заинтересован в процессе гораздо больше, чем взрослый. Важно понять, что именно его особенно интересует и дать ему возможность заняться этим.

    Задача педагога – нарисовать ситуацию в воображении и помочь детям воплотить ее. Поэтому репетируйте спектакль только в дружелюбной теплой атмосфере, в форме игры, ни в коем случае не принуждая детей к действию. Кукольный театр не требует выразительной мимики от актера. Слишком стараться над голосом тоже нет необходимости. Важно, чтобы ребенок знал, чего хочет его персонаж и каким способом он это делает – хитрит или, наоборот, говорит напрямую, лезет драться или старается уладить все мирным путем.

    Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка.

    Театр кукол – наиболее распространённая форма организации детского досуга. Кукольные спектакли пользуются заслуженной любовью детей и приносят огромное удовольствие организаторам постановок. Кукла сама по себе очень близка детскому восприятию, ведь с этой игрушкой они знакомы с самого раннего детства, поэтому и воспринимают её как близкого друга. А если этот до сих пор безмолвный друг неожиданно оживает у них на глазах, сам рассказывает истории, поёт, смеётся и плачет – это зрелище превращается для них в настоящий праздник.

    Однако нельзя рассматривать кукольный театр только как развлечение. Очень важно его воспитательное и познавательное значение. В дошкольный период у ребёнка начинают формироваться отношение к окружающему, характер, интересы. Именно в этом возрасте очень полезно показывать детям примеры дружбы, доброты, правдивости, трудолюбия.

    Роль кукольного театра в развитии ребёнка-дошкольника невозможно переоценить. Прежде всего, кукла помогает установить контакт с ребёнком, если он «закрепощён», эмоционально «зажат», боится незнакомых людей. Маленькая кукла вызывает меньше страха, опасений, и с ней ребёнок, особенно младшего возраста, быстрее идёт на контакт, нежели со взрослым. Дети, которые избегают прикосновений, скорее соглашаются дать руку и поздороваться с куклой, чем с педагогом. Активно взаимодействуя с куклой, ребёнок постепенно становится более открытым, смелым в прямых контактах с окружающим миром, с людьми. Это позволяет ребёнку-дошкольнику наиболее безболезненно пройти период адаптации к школе, новым педагогам, учебным программам, а зачастую, и к новому детскому коллективу.

    Театр является одной из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства. Он доставляет детям радость, развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребенка и формированию базиса его личной культуры. По эстетической значимости и влиянию на общее развитие ребенка театрализованной деятельности по праву принадлежит почетное место рядом с музыкой, рисованием и лепкой.

    Играя роль, ребенок может не только представлять, но и эмоционально переживать поступки своего персонажа. Это, безусловно, влияет на развитие сферы чувств дошкольника. Эстетические переживания помогают ребенку испытать восхищение теми проявлениями жизни, которые он раньше не замечал, и передать их с помощью движений, жестов, мимики и других средств выразительности.

    Читайте так же:  Размер детского ежемесячного пособия в 2020 году в москве

    По мнению известного психолога А.Н. Леонтьева, «развитая игра-драматизация

    — это уже своеобразная «предэстетическая» деятельность. Игра-драматизация является, таким образом, одной из возможных форм перехода к продуктивной, а именно эстетической деятельности с характерным для нее мотивом воздействия на других людей».

    Занимаясь с детьми театром , мы делаем жизнь наших воспитанников интересной и содержательной , наполняем её яркими впечатлениями и радостью творчества. А самое главное – навыки . полученные в театрализованных играх, дети смогут использовать в повседневной жизни.

    Каково же значение кукольного театра для развития детей дошкольного возраста?

    Кукольный театр воздействует на маленьких зрителей целым комплексом художественных средств.

    При показе спектаклей кукольного театра применяются и

    художественное слово, и наглядный образ: кукла, живописно-декоративное оформление, песня, музыкальное сопровождение.

    Профессиональное использование кукольного театра оказывает большую помощь в повседневной работе с детьми для развития в детях умственного, нравственного, эстетического воспитания.

    Создает детям хорошее настроение, обогащает впечатлениями, вызывает у них эмоции, способствует развитию патриотизма и художественного воспитания.

    Счастливые улыбки, горящие глаза и радостные лица наших малышей во время спектакля убедительно свидетельствуют, как дети любят кукольный театр, ждут с нетерпением открытия занавеса.

    Очень важно его воспитательное значение. В дошкольный период у ребенка начинают формироваться характер, интересы, отношение к окружающему. Именно в этом возрасте очень полезно показывать детям примеры дружбы, доброты, любви к родине, честности,

    правдивости, трудолюбия, показать слезы и смех и образ современной жизни.

    Такую большую радость доставляют детям музыкальный руководитель, воспитатели, применяя кукольный театр.

    Это поучительно и интересно, ярко и содержательно.

    Кукольный театр, по своей природе близок и понятен маленьким детям и поэтому имеет для них огромное эмоциональное воздействие.

    На сцене нашего театра они видят знакомые и любимые куклы, игрушки. Когда же «ожившие» куклы начинают двигаться, говорить, они переносят детей в совершенно новый, увлекательный мир, мир живых игрушек, где всё необыкновенно, всё возможно и привлекательно.

    На глазах у маленьких зрителей кукла может превратиться в

    цветок, раздуться как пузырь и даже лопнуть, лить слезы в два ручья, снять и тут же надеть свою или даже другую голову. Всё это, очень увлекательно для малышей.

    Музыка важная составляющая спектакля и эстетического воспитания малышей. Она оттеняет, задает характер и ритм каждому герою, каждой мизансцене, подчеркивает ритмичность движений кукол их настроение. Спектакль кукольного театра не проходит без пения и плясок кукол, которые очень любят и знают дети. Музыка оформляет, дает объем и харизму спектаклю. Знакомые мелодии и песни сближают детей и героев.

    Очень хорошо, когда дети сами поют песенку с героем и танцуют в перерыве спектакля вместе с героями, выполняя знакомые движения в играх ив танцах.

    С помощью музыкального фона малыши слышат разные музыкальные инструменты и видят их в руках кукол.

    Этим способом мы приоткрываем мир музыки и учим различать голоса музыкальных инструментов, музыкальные жанры. Знакомим с понятиями:

    оркестр, ансамбль, соло артиста, оперное пение, развивая познавательную сферу детей.

    Основная идея проекта: помочь детям раскрыть свои потенциальные возможности, развить творческие способности средствами театра. Заинтересовать ребенка сможет только увлеченный человек, поэтому главная цель — заинтересовать каждого дошкольника миром прекрасного, всячески поддерживая его малейшие успехи. Кому посчастливилось в раннем возрасте окунуться в атмосферу волшебства театра, тот всю жизнь будет воспринимать мир прекрасным, душа его не очерствеет, не ожесточится и духовно не обеднеет, а театр, как вид искусства, только наиболее полно способствует творческому развитию личности дошкольников.

    Причем целенаправленно решали ряд подзадач: создавать эмоционально — благоприятную обстановку, способствующую каждому ребенку обучаться с увлечением, развивать виды речевой деятельности (словарь, грамматический строй речи, диалогическую речь) и двигательную активность детей, формировать их готовность к школьному обучению.

    Проектирование предметно-пространственной среды

    Предметно-пространственная среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Причем предметно-пространственная среда не только должна обеспечивать совместную театрализованную деятельность детей, но и являться основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования.

    Поэтому при проектировании предметно-пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность детей, следует учитывать:

    — индивидуальные социально-психологические особенности ребенка;

    — особенности его эмоционально-личностного развития;

    — интересы, склонности, предпочтения и потребности;

    — любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;

    Занятия детей в кукольном театре развивают у детей фантазию, память, речь, мышление, артистические способности, знакомят с множеством детских сказок, способствуют развитию общительности, коммуникабельности ребёнка, развивают моторику рук и пальцев ребёнка, двигательную активность ребёнка. Уже театр игрушек воздействует на маленьких зрителей целым комплексом средств: это и художественные образы, и яркое оформление, и точное слово, и музыка.

    На этапе работы с малышами при обучении их простейшим приемам кукловождения используем резиновые, мягкие, пластмассовые игрушки. Работу начинается со знакомства с куклами (подержать в руках, рассмотреть, поиграть с ними), задавая вопросы детям (например, из какой сказки куклы), и предлагается кому-нибудь рассказать эту сказку, а остальным — дополнить товарища. И этот прием используется для того, чтобы каждый ребенок мог проявить творчество, придумать диалог, найти выразительные интонации, то есть пытаюсь «разбудить» детскую фантазию через наводящие вопросы, не давая готового образца для подражания.

    В дальнейшей работе, чтобы способствовать развитию воображения, фантазии, речи дошкольников используется такой метод: выбор кукол из разных сказок, придумывание новой сказки с участием этих героев. Роль воспитателя выходит на первый план, ведь речь детей еще развита недостаточно, внимание неустойчиво, и крайне необходимы вопросы наводящего характера. Но как бы примитивны не были сочиненные малышами истории, возникает чувство радости любому проявлению творчества, стремимся, чтобы желание поиграть с куклой появилось у каждого из них, создаём атмосферу доброжелательности и взаимного доверия, одновременно решая воспитательные задачи. Только тогда ребенок

    сможет проявить свою фантазию и творчество, когда почувствует уважительное отношение к себе и своим способностям со стороны других: взрослых и ровесников. Разыгрывание подобных сказок духовно раскрепощает малыша, дает возможность поверить в свои силы.

    Театрализованная деятельность в детском саду может включаться во все занятия, совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, самостоятельную деятельность, в работу студий и кружков, праздников, развлечений.

    Роль педагога в организации театрализованной деятельности

    Для всестороннего развития ребёнка средствами театрально-игровой деятельности в первую очередь организуется педагогический театр в соответствии с целями дошкольного образования. Работа самих педагогов требует от них необходимых артистических качеств, желания профессионально заниматься над развитием сценической пластики и речи, муз ыкальных способностей. При помощи театральной практики педагог накапливает знания, умения и навыки, необходимые ему в образовательной работе. Он становится стрессоустойчивым, артистичным, приобретает режиссёрские качества, умение заинтересовать детей выразительным воплощением в роли, его речь образна, используются «говорящие» жесты, мимика, движение, интонация. Педагог должен уметь выразительно читать, рассказывать, смотреть и видеть, слушать и слышать, быть готовым к любому превращению, т.е. обладать основами актёрского мастерства и навыками режиссуры.

    Главные условия — эмоциональное отношение взрослого ко всему происходящему искренность и неподдельность чувств. Интонация голоса педагога — образец для подражания. Педагогическое руководство игровой деятельностью в детском саду включает:

    воспитание у ребенка основ общей культуры.

    приобщение детей к искусству театра.

    развитие творческой активности и игровых умений детей.

    Роль педагога в воспитании основ общей культуры состоит в том, чтобы воспитать у ребёнка потребности духовного свойства, выступающие главной побудительной силой поведения личности, источником её активности, основанием всей сложности системы мотивации, составляющей ядро личности. Этому способствуют привитие норм морали, нравственно — ценностная ориентация детей на высокохудожественные образцы (в музыке, изобразительном, в хореографическом, театральном искусстве, архитектуре, литературе), привитие навыков общения и взаимодействия с партнёром в раз ного рода деятельности. Театрализованные игры основаны на

    разыгрывание сказок. Разыгрывание подобных сказок духовно раскрепощает малыша, дает возможность поверить в свои силы.

    Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром. Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребёнка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средств.

    С казка радует детей своим оптимизмом, добротой любовью ко всему живому, мудрой ясностью в понимании жизни, сочувствием слабому, лукавством и юмором, при этом формируется опыт социальных навыков поведения, а любимые герои становятся образцами для подражания.

    Театрально-игровая деятельность дала свои результаты: ребята в группе стали активнее, смелее. Дети стали верить в свои силы и возможности. Театральная деятельность не только развила фантазию, внимание, память, речь, мелкую моторику пальцев, но и улучшили доброжелательную атмосферу в детском коллективе.). Специальные актерские тренировки, игры — занятия помогли детям овладеть средствами образной выразительности (интонацией, мимикой, жестами и др.), что позволяет им артистично и эмоционально выступать на вечерах, концертах. На 95% у воспитанников сформированы способности выражать эмоции, понимать свое эмоциональное состояние и состояние другого человека. Но на достигнутом останавливаться рано, необходимо пополнять и расширять накопленный опыт по созданию верховых кукол, а так же реализовать мечту по созданию театра кукол с «живой рукой», больших напольных кукол, а ещё кукол системы «люди — куклы».

    Итак, развитие творческих способностей дошкольников средствами театрального искусства — занятие трудоемкое, но увлекательное и результативн ое. Поэтому считаю опыт работы доступным и возможным для применения в учреждениях дополнительного образования .

    Баряева Л., Вечканова И., Загребаева Е., Зарин А. Театрализованные

    игры — занятия, — СПб.: Союз, 2001,

    Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие

    для работников дошк. учреждений. — М.: ТЦ «Сфера», 2001.-с.9-

    3. Генов Г В, Театр для малышей. — М.: Просвещение, 1968.

    4. Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр —

    дошкольникам. — М,: Просвещение, 2002. — 191 с.

    5. Щеткин М.Н. Театральная деятельность в д етском саду с детьми 4-5

    лет. -М.: АСТ.2003 — 81 с.

    6. Соловьева Н. Театр кукол, — М.: Госиздат. 1960.

    7. Сорокина Н.Ф, Играем в кукольный театр // Дошкольное

    воспитание. 2002. № 6. С 61-63; 2003. №2. С 129-130.

    Программа дополнительного образования детей «Кукольный театр»
    учебно-методическое пособие по теме

    Скачать:

    Вложение Размер
    Программа = Кукольный театр=.doc 429.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное учреждение дополнительного образования детей

    «Центр развития творчества детей и юношества»

    Каменского муниципального района

    на заседании педагогического совета Директор МОУДОД ЦРТДиЮ

    Протокол № 1 от …………………В.А.Терских

    «08» сентября 2011г. Приказ № ………………..от

    «08» сентября 2011г.

    Председатель профсоюзного комитета

    дополнительного образования детей

    Педагог дополнительного образования

    высшей квалификационной категории

    Возраст детей: от 7 до 17 лет

    Срок реализации программы: 3 года

    п. Каменка

    Пояснительная записка

    Трудно точно припомнить с каких времен люди начали играть. Игра – естественное состояние человека. Детство каждого происходит в мире ролевых игр, помогающих ему освоить правила и законы взрослых.

    Детские игры подобны импровизационным театральным постановкам, где кукла, как и реальный человек, имеет свою одежду, свои игрушки и свои вещи. Ребенок становится и постановщиком, и режиссером, и актером. Он руководит своим маленьким кукольным миром, копируя то, как делают это взрослые. Но каждый ребенок играет по-своему: кому-то нравится строить, а кому-то воевать. По тому, как и в какие игры играют наши дети, судить о том, как будет в будущем выглядеть мир, когда они станут взрослыми.

    Сформировать правильные модели поведения, показав, как можно и должно играть – одна из важнейших задач, в осуществлении которой может помочь кукольный театр.

    Театр кукол – одна из лучших моделей человечества. Среди качеств, выделяющих кукольный театр из других форм театрального искусства, можно назвать такие, как долговечность и универсальность. Персонажи кукольного театра способны жить целые столетия, а музейная кукла, ведомая рукой опытного кукловода, в любой момент может ожить, разыграв перед нами ту самую комедию, которой еще несколько веков назад восхищались зрители – короли и ремесленники, дворяне и наемные солдаты.

    Кукольный театр универсален – его спектакли увлекают в равной степени и взрослых, и детей. Давая возможность взрослому вновь окунуться в детство, а ребенку немного повзрослеть, погружая его в мир эмоций и переживаний, переданных на доступном ему уровне, кукольный театр их сближает.

    Актуальность предлагаемой программы заключается в деятельном подходе к воспитанию, образованию и развитию ребенка средствами кукольного театра.

    Во-первых, поскольку в традиционном театре вещи являются одной из важнейших составляющих, в кукольном их роль возрастает многократно – здесь они представляют человека. Кукольные герои живут на сцене человеческой жизнью, заставляя и актера, и зрителя сочувствовать и сопереживать им.

    Во-вторых, на сцене идеи и образы раскрываются, прежде всего в словесных и физических действиях живого человека — актера или актера — кукольника (с помощью куклы) непосредственно в момент творчества, воздействующего на зрителя.

    Такая непосредственность эмоционального воздействия требует от зрителей особой активности восприятия, воображения, мысли.

    В-третьих, чем значительнее по своему идейному смыслу исполняемая на сцене пьеса, чем богаче и ярче характеры действующих лиц, чем глубже и тоньше раскрыты эти характеры, тем многограннее зритель постигает смысл произведения. Одновременно с этим становится богаче его представление о многообразии средств выражения духовного мира человека.

    Программа «Кукольный театр» по форме является модифицированной, по целевому обеспечению потребностей творческого развития – образовательно-развивающей (при разработке программы были использованы учебно-методические пособия Н.Ф. Сорокиной, И.Б. Караманенко, С.М. Альхимович, Ю.Л. Алянского, Л.Б. Баряевой, И.Б. Белюшкиной, Н.Трифоновой, Л.Иванцовой, О.Коржовой, в которых рассматриваются вопросы организации театра, в том числе и кукольного).

    Развитие детей осуществляется посредством приобретения знаний, умений и навыков о театральном действии, а также за счет расширения сферы их духовных потребностей.

    Театральная деятельность развивает личность ребёнка, прививает

    устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определённые переживания, побуждает к созданию новых образов. Благодаря занятиям в театре кукол жизнь ребят становится более интересной и содержательней, наполняется яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

    Основная — театрализованная — деятельность этой программы – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Кроме того, коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребенка, его раскрепощение, вовлечение в действие, активизируя при этом все имеющиеся у него возможности; на самостоятельное творчество; развитие всех ведущих психических процессов. Способствует самопознанию, самовыражению личности при достаточно высокой степени свободы; создает условия для социализации ребенка, усиливая при этом его адаптационные способности, корректирует коммуникативные отклонения; помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, значимости, возникающих в результате выявления скрытых талантов и потенциала.

    Реализация программы рассчитана на 3 года. По форме организации и содержанию педагогической деятельности данная программа является модульной и состоит из трёх модулей:

    Дети первого года обучения знакомятся с историей русского кукольного театра, получают начальные представления о театре, как виде искусства, его художественно-воспитательном значении в жизни общества, о роли коллективного творческого труда в искусстве театра, об основных компонентах спектакля и их выразительном значении.

    Воспитанники овладевают основами зрительской культуры, учатся руководствоваться чувством коллективизма и дружбы при подготовке и обсуждении спектаклей, игр-драматизаций, сценических отрывков и т. д.

    Дети второго и третьего года обучения получают более полное представление о театре, его синтетической природе, его связях с другими видами искусства (кино, литература, изобразительное искусство, музыка), а также о театральных жанрах (комическом и героическом). Воспитанники учатся умению выразить свое представление о том или ином персонаже пьесы, индивидуально или коллективно проинсценировать увиденное, услышанное, получая тем самым возможность развивать навыки анализа исполнителя.

    Основные цель программы «Кукольный театр» — развитие творческих способностей детей средствами кукольного театрального искусства.

    Данная цель реализуется через решение следующих задач :

  • реализация творческого потенциала личности воспитанников
  • систематическое и целенаправленное развитие зрительного восприятия, пространственного мышления, фантазии, речи детей
  • знакомство с основами кукольной театрализации (театральная игра и актёрское мастерство, приёмы кукловождения, сценическое движение, сценическая речь, музыкальное оформление пьесы, декорации, история кукольного театра)
  • развитие художественного и ассоциативного мышления
  • обогащение эмоционально-образной сферы
  • формирование художественных предпочтений, этических, эстетических оценок искусства, природы, окружающего мира
  • формирование нравственных качеств, гуманистической личностной позиции, позитивного и оптимистического отношения к жизни
  • развитие коммуникативной культуры детей
  • формирование у детей представления об искусстве, как высшей форме общения;
  • формирование отношения к спектаклю, как к произведению искусства, способному изменить мир;
  • формирование потребностей проявлять интерес к народному творчеству; показать лучшие традиции русского народа, помочь воспитанникам глубже освоить свой край, его культуру и историю на примере изучения традиций русского кукольного театра.
  • создание условий для проявления творческой активности, воспитание ответственности и творческой дисциплины.
  • В основу программы положен принцип историзма , сочетающийся с постоянным обращением к практике современного театра, что обусловлено художественно-воспитательными задачами и самой спецификой театрального искусства.

    Принцип историзма оберегает от случайного и чисто вкусового отбора материала, помогает педагогу и воспитанникам ориентироваться в безбрежном мире искусства, в потоке поступающей к ним разнообразной информации.

    В программу включен исторический материал, позволяющий отчетливо выявить связь театрального искусства с определенной эпохой и общественным движением.

    К числу стержневых принципов обучения относится и принцип систематичности.

    В связи с анализом практики современного кукольного театра и театра вообще в программе рассматривается его общественно-воспитательная роль в различные эпохи, а также виды и жанры драматургии кукольного театра в их развитии и обогащении; театр как синтетическое искусство: жизненный материал – пьеса –спектакль, драматург – актер – режиссер, их творческое содружество и особенности творческого труда каждого; спектакль как целостное произведение искусства; театр и зритель.

    Программа методически ориентирована на принцип последовательности – это помогает школьникам наглядно и конкретно представить исторические факты и явления (чтение и обсуждение глав книг и т.д.) и принцип коллективности : развитие навыков восприятия и анализа спектакля, просмотр и обсуждение пьес и фильмов по произведениям устного народного творчества, а также классиков детской литературы; беседы с использованием грамзаписей; сопоставление разных спектаклей по одному и тому же произведению и т. д.

    Принцип доступности предполагает опыт «актерской» работы над текстом пьесы или литературного произведения другого рода (басня, былина, лирическое стихотворение и т. д.) и действенный анализ текста, импровизацию, этюды, чтение в лицах и т. п.

    Программа рассчитана на 3 года обучения (1 год обучения – 108 учебных часов; 2 год обучения – 108 учебных часов, 18 факультативных занятий и 54 индивидуально-групповых занятий;

    3 год обучения – 108 учебных часов, 108 индивидуально-групповых занятий).

    Количество воспитанников в группах:

    1 год обучения – 15 человек;

    2 год обучения – 12 человек;

    3 год обучения – 10 человек.

    1 год обучения – 2 раза в неделю (1час+2 часа);

    2 год обучения – 3 раза в неделю (1 час+2 часа+2 часа);

    3 год обучения – 3 раза в неделю (2 часа+2 часа+2 часа).

    Количество детей в группах: 15 человек. При изучении отдельных тем предусмотрены индивидуально-групповые занятия.

    Группы детей комплектуются с учетом возраста, интересов, умений и навыков, что выявляется в ходе собеседования. Набор в группы 1 года обучения – свободный.

    Основанием перевода ребенка на 2 й , 3 й год обучения является усвоение программы 1 го или 2 го года обучения, желание продолжать занятия в объединении, хорошая посещаемость.

    Воспитанники 1-го года обучения должны знать:

  • сведения об истории русского кукольного театра, истоках его зарождения
  • историю возникновения детского театра; владеть теоретическим материалом о драматургии, об известных актерах-кукольниках
  • сведения об античном театре
    1. что представлял собой русский национальный театр в первой половине XIX века, как он развивался и что представляет собой сейчас.
    2. объяснить термин УНТ (устное народное творчество), иметь представление о русском фольклоре, его формах и видах.
    3. что такое техника речи
    4. какие понятия она в себя включает
    5. что такое пауза, логическое ударение, интонация и т.д.
    6. привести примеры упражнений по развитию динамического диапазона, дыхательной разминке
    7. чем отличаются понятия: техника речи и развитие речи
    8. что такое дикция
    9. — что такое скороговорка , привести примеры изученных скороговорок

      — что такое этюд, виды сценических этюдов

      Воспитанники должны уметь:

      — объяснить понятия: жест, мимика, сценическая пластика, сценическое движение

      — выполнить этюды на заданную тему, выполнить этюды на свободную тему

      -выполнять индивидуальные и коллективные речевые этюды

      -выполнять самостоятельно артикуляционные упражнения

      Воспитанники 2-го года обучения должны знать:

      — основные амплуа актеров, информацию о возникновении подвидов сценической маски

      — иметь представление о русском фольклоре , о городском зрелищном фольклоре, его видах, формах;

      -на примере одного из мероприятий рассказать о том, как такие праздничные гуляния проходят в нашем поселке и т.д.

      — информацию о Ф.Волкове, М.Щепкине, В.Комиссаржевской и других великих актерах русского национального театра

      Дети должны уметь:

      — грамотно выполнять упражнения артикуляционные упражнения, освобождать тело от мышечных зажимов и блокад

      -владеть навыком работы над речевой моторикой

      — вносить индивидуальную корректировку в исполнение от рывка

      — работать над тембровой подвижностью голоса

      — уметь использовать максимальный тоновый объем речевого голоса

      -грамотно выполнять этюды на заданную тему

      -владеть навыком сценической импровизации

      -достигать максимальной сценической выразительности

      — грамотно объяснять понятия: чувство баланса, чувство координации, чувство скорости, чувство инерции, чувство напряжения и т.д.

      — осуществлять взаимодействие с проработкой невербальных средств общения (интонаций, мимики, движений и т.п.).

      -применять полученные знания в создании характера
      сценического образа

      — находить средства реализации заданного характера, осуществлять поиск средств органичности и выразитель ности.

      Воспитанники 3-го года обучения должны знать:

      -сведения о значении театрального искусства в жизни человека

      — иметь представления об искусстве, как высшей форме общения

      -сведения о национальной специфике театральной культуры

      -сведения о новинках театральной жизни в воронежских театрах

      — значение понятий: ритмичность, музыкальность, быстрота реакции, координация движений, пластическая гибкость, подвижность, гибкость

      — значение следующих понятий: интерпретация, эпизод, эпизодическая роль, идея спектакля, режиссерский замысел, сверхзадача спектакля, целостный образ спектакля

      Воспитанники должны уметь :

      -владеть своим телом, создавать пластические образы

      — выполнять специальные упражнения в попеременном напряжении и расслаблении различных групп мышц

      — развивать пластическую выразительность

      -создавать индивидуальные и коллективные пластические композиции.

      — выполнять речевые этюды – тренинги

      -владеть голосовым диапазоном

      -грамотно выполнять упражнения на резонирование, работая индивидуально или в подгруппе

      -заниматься самообразованием по данной теме, совершенствуя свои умения и навыки.

      — грамотно владеть техникой актера, навыками импровизации и перевоплощения, навыками кукловождения

      — точно объяснять замысел спектакля, грамотно владеть знаниями о мизансцене

      — самостоятельно работать над сценарием

      -создавать индивидуальные и коллективные мини-сценки и мини-спектакли.

      -владеть навыками самопроизвольной концентрации и расслабления;

      — применять знания, навыки и умения, полученные на занятиях по сценической речи в самостоятельной работе над ролью;

      Поскольку воспитательный потенциал кукольного театра не ограничен образно-семантическим направлением интеллектуального развития личности, в работе по программе «Кукольный театр» можно выделить поисково-системное направление , цель которого – выработка навыка сбора информации из различных источников, необходимой для созданий художественного образа персонажа и, конечно же, сравнительно-оценочное направление, которое предполагает развитие чувства гармонии и формирования критериев оценки.

      Контролем эффективности обучения по программе служат тест-опросы по основным разделам:

    10. «История театрального искусства»
    11. «Техника речи. Выразительное чтение»
    12. «Дикция»
    13. «Устное народное творчество»
    14. «Художественно — театральные этюды»,
    15. а также карты оценки знаний, умений и навыков , составляемые на каждый год.

      Показателем эффективности в ходе работы по предполагаемой программе являются:

    16. приобретенные организаторские навыки
    17. желание работать на коллективный творческий результат
    18. умение устанавливать добрые отношения в коллективе, преодолевать трудности
    19. приобретенные навыки работы с перчаточной, тростевой, ростовой куклами
    20. приобретенные навыки сценического движения, навыки развития речи
    21. необходимость в планировании своей деятельности
    22. умение определиться в своей позиции, отстоять собственное мнение
    23. стремление прийти другим на помощь.
    24. Кукольный театр – это не только средство развлечения, он оказывает большое воспитательное воздействие на детей. В связи с этим необходимо серьёзно относится к подбору репертуара. Пьесы должны быть увлекательными, они должны «будить» и развивать фантазию ребёнка, способствовать формированию положительных черт характера. При выборе репертуара театра кукол учитываются интересы, возрастные особенности детей, их развитие. Предложенный в программе репертуар на каждый год обучения может изменяться. В репертуар кукольного театра включены:

    25. инсценировки литературных произведений для детей младшего школьного возраста;
    26. адаптированные к условиям школьного кукольного театра готовые пьесы;
    27. новые, самостоятельно разработанные, пьесы.
    28. Обучение по данной программе предполагает тесное сотрудничество воспитанников и педагога с психологической службой учреждения дополнительного образования, которая подбирает необходимый воспитаннику индивидуальный комплекс коррекционно-развивающих упражнений.

      Программа «Кукольный театр» предполагает использование методов психолого-педагогической диагностики творческих возможностей воспитанников:

      которые помимо творческих и учебных задач помогают педагогу анализировать развитие каждого учащегося и создавать комфортный микроклимат. Анкетирование, как один из самых популярных методов психолого-педагогической диагностики, может быть как открытым, так и закрытым. Но закрытый вид анкетирования предпочтительнее, поскольку обеспечивает большую степень искренности детей. Анкетирование рекомендуется в начале и в конце учебного года. Это помогает педагогу более определённо выстроить планы предстоящей работы, корректировать их в течение года и провести итоговый анализ достигнутого в конце учебного года. Кроме того, даст необходимый аналитический материал для корректировки образовательных задач (в рамках программы), требующих решенияв следующем учебном году. Это обеспечивает личностно-ориентированный подход в обучении и позволяет оперативно вносить необходимые коррективы в индивидуальную работу с детьми.

      Формы подведения итогов реализации образовательной программы:

    29. открытое занятие
    30. Индивидуальные занятия-тренинги (тестирование, речевые и пластические этюды)
    31. индивидуально-групповые занятия-тренинги (речевые и пластические этюды, тестирование)
    32. спектакль
    33. театрализованное представление
    34. творческий отчёт
    35. участие в районных и региональных конкурсах самодеятельного театрального искусства.

    С целью выявления уровня развития способностей и личностных качеств ребенка, их соответствия прогнозируемым результатам образовательной программы на 1-м и 2-м году обучения проводится промежуточная аттестация в следующие сроки: с 15-30 декабря и с 15-30 мая, а на 3-м году – промежуточная(с 15-30 декабря) и итоговая аттестация (с 15-30 мая).

    Нормативную основу разработки образовательной программы «Кукольный театр» составили:

  • Закон Российской Федерации об образовании ;
  • Типовое положение об учреждении дополнительного образования;
  • Конвенция о правах ребёнка;
  • Приказ Минобрнауки России № 06-1844 от 11.12.2006г. «Примерные требования к программам дополнительного образования»;
  • Устав МОУДОД «Центр развития творчества детей и юношества», утверждённый…..
  • Образовательная программа МОУДОД ЦРТДиЮ;
  • Положение о промежуточной аттестации обучающихся МОУДОД ЦРТДиЮ.
  • II. Учебно-тематический план

    Основные задачи, решаемые в группах

    I го года обучения

  • Умение ориентироваться в знаниях о театре, как одном из видов искусства. Навык общения с партнером.
  • Выполнение этюдов с анализом пластической реакции: устремление, отказ, торможение и т. д. Выполнение набросков мимических портретов.
  • развитие изначальной природной одарённости воспитанников;
  • обучение элементарным основам по предметам театральных

    воспитание общей культуры поведения и общения в творческом

  • развивать способность к перевоплощению через создание этюдов;
  • развивать навык абстрагирования от окружающей действительности при выполнении сценического действия через психофизический тренинг;
  • развивать наблюдательность и память через актёрские упражнения.
  • научить основам психофизического тренинга;
  • научить основам верного дыхания;
  • научить оценивать сценические события;
  • познакомить с законами выстраивания простейшего сценического
    1. воспитать навык корректной оценки собственных поступков и поступков других студийцев;
    2. привить бережное отношение к театральному реквизиту, костюмам,
    3. репетиционному помещению и т.д.;

    4. воспитывать в студийцах творческую потребность постоянного
    5. совершенствования актерской психотехники путем индивидуального тренинга и самовоспитания.

      Читайте так же:  Благодарность минэнерго льготы