Парижский договор об учреждении еоус

Парижский Договор 1951 1924

Особенностью Европейского Союза является то, что в его основе лежат несколько международных договоров, учредительного характера. В первую очередь это Парижский договор об учреждении ЕОУС 1951 г.»План Шумана» была основой для последующего 1950-51 МПК и первый шаг на пути европейской интеграции. Он был одобрен французским правительством 9 мая 1950 года.

Реакции на французские предложения были смешанными,Некоторые скептики видели в них новый картель между стальными фабрикантами, другие считали, что они представляют американский контроль над Европой, особенно учитывая открытую поддержку Плана выраженное американским Верховным комиссаром Германии, Джоном Макклой. Коммунисты рассматривали его как первый шаг к новым объявлением войны против Советского блока.

Германия, Франция, Италия и страны Бенилюкса позитивно отреагировали на план Роберта Шумана и министры иностранных дел этих стран вступили в переговоры, основанные на принципах, сформулированных в плане. Решение организационных вопросов было на первом месте.

Страны Бенилюкса требовали подлинно независимой Высшего органа опасаясь доминирующей франко-германской оси.Министры решали экономические вопросы, в частности демонтаж тяжелых картелей промышленности в Руре и политические вопросы, такие как засидание Верховного органа и его состав.

1950-51 Межправительственная конференция была основным моментом в истории союза. В МПК, которая началась в мае 1950 года и закончилась подписанием договора 18 апреля 1951 года, приняли участие Франция, Германия, Италия и страны Бенилюкса под председательством Жана Монне. Среди других участников были Уолтер Холлстейн, возглавлявший немецкую делегацию и впоследствии ставший президентом Комиссии, так и для голландской делегации, Дирк Шпиренберг, впоследствии видный общественный служащий в европейских делах

Ратификации Парижского договора — Договор об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС) — было достигнуто без серьезных препятствий, в большинстве из шести подписавших его государств.Только коммунистическая партия выступала против финансирования из Европейского объединения угля и стали, которая интерпретировала ее как инструмент американского империализма, ведущего к новой войне, и как способ углубить конфликт между Западом и Востоком. В некоторых странах также Социалистическая (Бельгия) и социал-демократов (Германия) депутаты отклонили проект и во Франции, было много голлистических оговорок относительно наднационального характера Верховного органа. После ратификации во всех шести государств,подписавших,Парижский договор вступил в силу 25 июля 1952года
Римский договор 1957

В апреле 1955 года в Мессине министры иностранных дел шести стран(Бельгия, Франция, Германия, Италия, Люксембург, Нидерланды) решили работать вместе для достижения более тесной экономической интеграции.Поль-Анри Спаак(бельгийский министр иностранных дел), был назначен главой комитета и ему было поручено подготовить доклад по этой теме. Этот доклад, который был доставлен в мае 1956 года, рекомендовал создание общего рынка на все товары и услуги, основанные на таможенном союзе с общим внешним тарифом. Доклад также предлагал союз в области ядерной энергии.

29 мая 1956 года, министры иностранных дел (Бельгия, Франция, Германия, Италия, Люксембург, Нидерланды), согласились начать Межправительственную конференцию для подготовки двух новых договоров (ЕЭС и Евратом).

Договора об учреждении Европейского экономического сообщества (ЕЭС);

Договора об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом или ЕврАзЭС);

Конвенции о некоторых учреждениях общих для ЕЭС,ЕВРАЗЭС и Европейского сообщества угля и стали(ЕОУС)

После опыта времен застоя в процессе европейской интеграции, шесть государств-членов хотели чтобы Римский договор был ратифицирован как можно быстрее. Они были ратифицированы в каждой стране, только во Франции основные оппозиции голлистов, коммунистов и Poujadists отклонили проект. После ратификации во всех шести государств,подписавших договора о создании ЕЭС и ЕВРАЗЭС,вступили в силу1 января 1958года.

Европейское право 11 Маастрихтский договор(1992)

Маастрихтский договор — договор, подписанный 7 февраля 1992 года в городе Маастрихт (Нидерланды), положивший начало Европейскому союзу. Договор вступил в силу 1 ноября 1993. Договор завершил дело предыдущих лет по урегулированию денежной и политической систем европейских стран.

Согласно данному договору учреждался Европейский союз. Союз создавался на базе Европейского экономического сообщества, которое по условиям договора переименовывалось вЕвропейское сообщество, дополненного сферами политики и формами сотрудничества в соответствии с вновь заключаемым договором.

Ответственность за денежно-кредитную политику Евросоюза возложена на Европейскую систему центральных банков (ЕСЦБ), в составе Европейского центрального банка (ЕЦБ) и национальных центральных банков (НЦБ) государств ЕС.

Последствием договора было введение евро как европейской валюты и установление трёх основ союза — экономики и социальной политики, международных отношений и безопасности, правосудия и внутренних дел.

Ратификация договора вызвала трудности в ряде стран. Референдум во Франции поддержал договор на 51.05 %, а Дания отказалась от изначальной формулировки. В Великобритании договор был ратифицирован парламентом с минимальным перевесом правительственной группировки (выступавшей за ратификацию) над противниками договора.

Страны, подписавшие Маастрихтское соглашение, одобрили пять критериев, которым должны удовлетворять страны, вступающие в Европейский валютный союз:

1. Дефицит государственного бюджета не должен превышать 3 % ВВП.

2. Государственный долг должен быть менее 60 % ВВП.

3. Государство должно в течение двух лет участвовать в механизме валютных курсов и поддерживать курс национальной валюты в заданном диапазоне.

5. Долгосрочные процентные ставки по государственным облигациям не должны превышать более чем на 2 % среднее значение соответствующих ставок в странах с самой низкой инфляцией.

Европейское право 12 Ниццкий договор(2001)

Ниццкий договор был принят в феврале 2001 года, но вступил в силу только 1 февраля 2003 года. Свое название он получил по месту подписания, подписан он был в городе Ницца. Этот договор внес изменения в Маастрихтский договор( или договор о Европейском Союзе), а также в Римский договор(или договор о создании Европейского Сообщества).

Он призван решить очень непростую задачу перестройки институционного механизма, обеспечить защиту достижений интеграции и парирование тех весьма реальных рисков, с которыми связано дальнейшее расширение Евросоюза. Это довольно отчетливо сформулировано в самом тексте учредительного акта, который уже в преамбуле устанавливает, что его главная цель подготовить институты ЕС к функционированию в расширяющемся Союзе и, продолжая переговоры о присоединении, привести их к успешному завершению. Следует, очевидно, сразу отметить, что в целом Договор выходит за рамки только трансформации институтов. Он содержит также целый ряд положений, относящихся к регулированию вопросов юрисдикции, вносит определенные и порой существенные изменения в механизм осуществления общей внешней политики и особенно политики безопасности, а также сотрудничества полиций и судов.

В том, что касается Европейского Парламента, речь идет об изменении общей численности парламентариев, которая Амстердамским договором была ограничена в 700 депутатов, а Ниццским — предусмотрена возможность увеличения общей численности депутатского корпуса до 732. Здесь, пожалуй, наибольший интерес представляет не столько само изменение цифр, сколько закрепление непосредственно в приложении к Договору схемы распределения мандатов между государствами-членами ЕС, обладающими уже в настоящее время своим представительством в Европейском Парламенте, и кандидатами на вступление, которые не имеют своего представительства в Парламенте. То есть учредительный договор и определяет как бы долевое участие будущих государств-членов в деятельности Европейского Парламента.

Предусмотрены изменения и в процедуре формирования Европейской комиссии. Здесь, пожалуй, основная новелла будет заключаться в том, что пятерка ведущих государств-членов ЕС(на 2001год) (Соединенное Королевство, ФРГ, Франция, Италия и Испания) имеющие по 2 места в Комиссии лишаются этой привилегии. Как бы в порядке компенсации за изменение числа своих представителей в составе Европейской Комиссии великие державы настояли на пересмотре числа взвешенных голосов.

Среди важнейших новелл — перераспределение юрисдикции между Судом ЕС и СПИ. Второе важнейшее изменение касается возможности создания специализированных палат.И, наконец, третье изменение, которое тоже безусловно заслуживает внимания, это введение процедуры единоличного разрешения споров судьей.

Парижский договор об учреждении еоус

Начало созданию европейских экономических организаций было положено в 1950 г. Европейским объединением угля и стали (ЕОУС), в которое вошли шесть государств. Таким образом был создан первый Общий рынок, начало функционирования которого относят к 1953 г. В него вошли страны Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды, Люксембург), ФРГ, Франция, Италия. [c.716]

Европейское объединение угля и стали (ЕОУС) [c.293]

Европейского объединения угля и стали (ЕОУС) Парижский договор о создании ЕОУС вступил в силу в 1951 г. [c.841]

Еще в 1951 г. создано Европейское объединение угля и стали (ЕОУС), куда. вошли металлургические и угольные предприятия шести стран Европы Франции, ФРГ, Италии, Бельгии, Голландии и Люксембурга. Объединение выполняет все присущие международной монополии функции распределение квот производства, раздел рын- [c.257]

Начало Евросоюзу было обложено заключением в 1951 г. Договора об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС) шести западноевропейских стран — Франции, ФРГ, Италии, Бельгии, Нидерландов и Люксембурга. Уже в рамках этого Договора действовали наднациональные полномочия его высшего руководящего органа, и сотрудничество в ЕОУС оказалось весьма успешным как в политическом, так и экономическом отношениях, позволив безболезненно реструктуризировать угольную и металлургическую промышленность, находившуюся после войны в состоянии глубокого кризиса. [c.139]

Европейское объединение угля и стали (ЕОУС) — 248, 253 [c.462]

ЕВРОПЕЙСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ УГЛЯ И СТАЛИ (ЕОУС) — межотраслевая западноевропейская промышленная группировка, функционирующая с 1951 г. в интересах модернизации добычи угля, руды, производства металла. [c.214]

Исходной точкой создания Европейского союза (ЕС) следует считать парижское заявление 9 мая 1950 г. министра иностранных дел Франции Р. Шумана, предложившего поставить все производство угля и стали Франции и ФРГ под общее межнациональное руководство. ФРГ поддержала предложение Франции ив 1951 г. был подписан Парижский договор об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), в состав которого вошли шесть государств Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург. Деятельность ЕОУС в 1952—1957 гг. была весьма успешной. [c.63]

Черная металлургия Западной Европы представлена крупнейшим государственно-интеграционным объединением в составе Европейского союза, которое выросло из созданного в начале 50-х годов Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), на долю которого приходится до 85% европейского и около 17% мирового производства стали. Используя достижения научно-технического прогресса и богатые технические традиции европейской металлургии в условиях послевоенного экономического подъема, а также преимущества интеграции и государственную поддержку, компании ЕС сумели в сравнительно короткий срок создать современное производство, значительно превосходящее по масштабам США и Японию. [c.348]

Примерами могут служить установление цен на уголь и черные металлы Европейским объединением угля и стали (ЕОУС), ежегодное установление закупочных цен на сельскохозяйственные продукты в ЕС, меры по унификация транспортных тарифов и налогов внутри ЕС, участие стран в международных конференциях, организациях по отдельным видам товаров, тарифам на морские и воздушные перевозки. [c.253]

У истоков ЕС стояло образование в 1952 г. Европейскою объединения угля и стали (ЕОУС) — отраслевой интеграционной группировки с участием ФРГ, Франции, Италии, Бельгии, Нидерландов и Люксембурга. Эти шесть стран подписали 25 марта 1957 г. Римский договор об образовании Европейского экономического сообщества (ЕЭС), вступивший в силу с 1 января 1958 г. С начала 1973 г. к группировке присоединились Великобритания, Дания и Ирландия, в 1981 г. — Греция, 1986 г. — Испания и Португалия, 1995 г. — Австрия, Швеция и Финляндия. [c.47]

Реструктуризация мощностей стран Западной Европы продолжается практически с момента образования ЕОУС (Европейского объединения угля и стали), т.е. с начала 50-х годов. Эти процессы существенно расширили трансграничные и межфирменные связи, способствовали рационализации производства, росту загрузки мощностей и повышению конкурентоспособности. [c.264]

Процесс сближения, взаимопереплетения национальных экономик, направленный на образование единого хозяйственного комплекса в рамках группировок, нашел выражение в ЕС. Европейское сообщество — наиболее развитая региональная интеграционная группировка стран Западной Европы функционирует с 1 января 1958 г. на основе Римского договора, подписанного в марте 1957г. шестью странами — ФРГ, Францией, Италией, Бельгией, Нидерландами, Люксембургом. С 1973 г. в ЕС вошли Великобритания, Ирландия, Дания, с 1981 г. — Греция с 1986 г. — Португалия и Испания, затем Австрия, Швеция, Финляндия. Ломейскую конвенцию (1984 и 1989 гг.) об ассоциации с ЕС развивающихся стран подписали 66 государств Африки, Карибского и Тихоокеанского бассейнов (АКТ). Группа средиземноморских стран (Турция, Алжир, Тунис, Марокко, Ливан, Египет, Иордания, Сирия), а также Кипр и Мальта ассоциированы с ЕС на основе двухсторонних соглашений. Созданию Общего рынка предшествовало образование странами ЕС интеграционной группировки Европейского объединения угля и стали (ЕОУС) в 1951 г. Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом) создано одновременно [c.94]

Валютная интеграция в Европейском союзе берет свои истоки в сентябре 1950г., когда через полгода после подписания Парижского договора об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС) был создан Европейский платежный союз (ЕПС). В исторической ретроспективе ЕПС можно рассматривать как реальный первый шаг на пути к ныне действующему Экономическому и валютному союзу (ЭВС). [c.507]

Как известно, наиболее далеко на пути хозяйственной интеграции продвинулся Европейский союз (ЕС), который возник на базе Европейских сообществ, созданных в 1967 г. в результате слияния органов трех прежде самостоятельных региональных организаций — Европейского объединения угля и стали (ЕОУС, 1951 г.), Европейского экономического сообщества (ЕЭС, 1957 г.) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом, 1958 г.). С 1 ноября 1993 г., после вступления в силу Маастрихтских договоренностей, официальным названием этой интеграционной группировки стал Европейский союз. [c.59]

Читайте так же:  Оформление жилья в собственность на несовершеннолетнего

Европейские сообщества (ЕС) — обобщающее название трех региональных интеграционных группировок Западной Европы Европейского экономического сообщества (ЕЭС, создано в 1957 г.), Европейского объединения угля и стали (ЕОУС, 1951 г.), а также Европейского сообщества по атомной энергии (Евроа-том, 1958 г.). [c.289]

ЕВС создала необходимые предпосылки для формирования валютно-финансовой сферы единого внутреннего рынка стран ЕС, включая переход к единой валюте. ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ (ЕС) — интеграционная группировка, включающая 12 европейских государств (Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Португалия, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Франция). ЕС образовалось из трех сообществ — Европейского экономического сообщества (ЕЭС) Европейского сообщества по атомной энергии (Евроатом) Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), созданных в 50-е годы. [c.76]

ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ, ЕС — официальное название интеграционного комплекса, в состав которого входят три организации Европейское сообщество, Европейское объединение угля и стали (ЕОУС), Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом). Членами ЕС в настоящее время являются Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Финляндия, Франция и Швеция. [c.105]

ЕВРОПЕЙСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ УГЛЯ И СТАЛИ, ЕОУС — отраслевая интег-, рационная организация, входящая, наряду с Европейским сообществом и Европейским сообществом по атомной энергии (Евратом), в состав Европейского союза. Членами ЕОУС являются те же 15 стран, а руководящие органы объединения (с 1967 г.) те же, что и для Европейского сообщества и Евратома. [c.106]

Одновременно с ЕЭС 6 первоначальных стран создали Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом), а еще ранее (в 1952 г.) Европейское объединение угля и стали (ЕОУС). В 1967 г. руководящие органы трех сообществ были объединены, в результате чего они стали называться органами Европейских сообществ (Комиссия Европейских обществ и Совет Европейских сообществ). [c.108]

Между РФ и ЕС в 1994 г. было заключено Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС), заменившее Соглашение о торговле и торгово-экономическом сотрудничестве между СССР и ЕС от 1989 г. Процесс ратификации СПС продолжался три года, и оно вступило в силу 1 декабря 1997 г. В июне 1995 г. было подписано Временное соглашение между РФ и ЕС по торговле и связанным с торговлей вопросам (вступило в силу с 1 февраля 1996 г.), действовавшее до вступления в силу СПС. ЕВРОПЕЙСКОЕ СООБЩЕСТВО ПО АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ, Евратом — отраслевая интеграционная организация, входящая, наряду с Европейским сообществом (ЕС) и Европейским объединением угля и стали (ЕОУС), в состав Европейского союза. Членами Е. являются 15 западноевропейских стран, входящих также в ЕС и ЕОУС. Руководящие органы и штаб-квартира — общие для ЕС, ЕОУС и Е. [c.110]

ЕВРОПЕЙСКИЙ СОКЭЗ (ЕС), официальное название интеграционного комплекса, в состав которого входят три организации Европейское сообщество, Европейское объединение угля и стали (ЕОУС), Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом). Включает 15 западноевропейских стран, цель объединения — интеграция экономик, а также сотрудничество в других областях наиболее развитая форма экономической и политической интеграции в Западной Европе. [c.79]

Формирование Европейского союза началось на основе Римского договора, подписанного в марте 1957 г. (вступил в силу с 1 января 1958 г.), о создании шестью западноевропейскими странами -ФРГ, Францией, Италией, Нидерландами, Бельгией и Люксембургом — Европейского экономического сообщества (ЕЭС, ныне Европейское сообщество). С 1 января 1973 г. членами ЕЭС стали Великобритания, Дания и Ирландия, с 1 января 1981 г.— Греция, с 1 января 1986 г.- Испания и Португалия, с 1 января 1995 г.- Австрия, Финляндия и Швеция. В 1957 г. было также создано Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом), а ещё ранее (в 1952 г.) Европейское объединение угля и стали (ЕОУС). В 1967 г. руководящие органы трёх сообществ были объединены, в результате чего эта триединая организация стала официально именоваться Европейскими сообществами. В своё время в ЕЭС были созданы наднациональные экономические органы. Основным органом, принимающим принципиальные решения, касающиеся деятельности организации, стал Совет министров. Исполнительным органом выступала Комиссия, которая после объединения трёх сообществ стала именоваться Комиссией Европейских сообществ (КЕС). Законодательный орган ЕС — Парламент, который с 1979 г. избирается гражданами стран ЕС на основе прямых выборов. Кроме того, существует Суд ЕС. Число мест для стран-участниц в органах ЕС установлено на основе соглашения между ними с учётом численности их населения и экономического потенциала. Наибольшее число мест во всех органах имеют Германия, Франция, Италия и Великобритания. С 1975 г. три раза в год собираются сессии — совещания глав государств и правительств стран-членов. [c.79]

Усиление государственно-монополистич. капитализма придает М. м. новые черты. Значительное развитие получают межправительственные товарные соглашения, монополии с подавляющим участием государственного капитала. Агрессивная политика империалистич. гос-в, резко усилившаяся после второй мировой войны, нашла свое отражение в создании ряда М. м., связанных с Североатлантическим пактом Европейское объединение угля и стали (ЕОУС), Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом) и др. ЕОУС, созданное в 1951 г. с участием пр-в ФРГ, Франции, Бельгии, Люксембурга, Нидерландов и Италии, контролирует 2/з зап.-европ. выплавки стали и св. 50% добычи каменного угля. В 1957 г. пр-ва этих же стран заключили договор о создании Евратома — международного атомного пула, представляющего собой единый рынок атомного сырья. [c.22]

К началу 90-х стало возможным констатировать, что ЕЭС свои функции выполнило и должно продолжить свою работу. Параллельно ЕЭС на территории Европы работали по частным вопросам Европейское объединение угля и стали (ЕОУС) и Европейское сообщество по атомной энергии (Евроатом), также, безусловно, внесшие значительный вклад в процесс интеграции. В 1986 г. был принят Единый европейский акт, провозглашавший стремление к созданию Европейского Союза. [c.21]

ЕС) — интеграционная группировка, состоящая из 12 стран (Бельгия, Великобритания, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Франция, ФРГ ). Включает Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом), Европейское объединение угля и стали (ЕОУС). Цель ЕС — создание единого внутреннего рынка. Ликвидированы барьеры на пути свободного перемещения товаров, услуг, капитала, рабочей силы. Финансовые расчеты между странами ЕС производятся с помощью ЭКЮ. [c.60]

Специфической формой существования сверхмонополий после второй мировой войны явились соглашения о дележе мировых рынков между империалистическими государствами. К их числу относятся Европейское объединение угля и стали (ЕОУС), Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ) и др. [c.352]

ШУМАНА ПЛАН, план объединения кам.-уг., железорудной и металлургии, пром-сти ряда зап.-еврон. гос-в, выдвинутый в 1950 министром иностр. дел Франции Р. Шуманом (R. S hnman). На основе Ш. п. 18 аир. 1951 в Париже пр-вами ФРГ, Франции, Италии, Бельгии, Нидерландов и Люксембурга был заключён договор о создании Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), одной из крупнейших в каииталистич. мире междунар. гос.-монополпстич. орг-ции, контролирующей (1976) ок. 90% выплавки стали, почти 100% добычи угля и 50% добычи железной руды в Зап. Европе (1 нвв. 1973 в ЕОУС вступили Великобритания, Ирландия и Дания). Осуществление Ш. п. явилось одним из первых шагов в направлении капиталистич. интеграции в Зап. Европе. [c.428]

Общий рынок. Построение общего рынка между отдельными странами предполагает обычно осуществление четырех свобод свободы торговли товарами, услугами, движения капиталов и, наконец, свободы миграции рабочей силы. Общий рынок можно лишь условно считать особой правовой интеграционной формой, поскольку образование его обычно сопряжено с другими интеграционными мерами, осуществляемыми в рамках создания экономического сообщества, союза. Общий рынок экономически наиболее продвинутая стадия построения полного интегрированного объединения государств и по существу означает уже состоявшуюся интеграцию. Впервые в наше время общий рынок был образован в рамках Европейского экономического сообщества (ЕЭС), Европейского объединения угля и стали (ЕОУС) и Евратома. [c.67]

Европейское сообщество — союз трех формально самостоятельных, но взаимосвязанных региональных экономических организаций Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), созданного в 1951 г., Европейского сообщества по атомной энергии (ЕВРАТОМ) и Европейского экономического сообщества (ЕЭС), созданных в 1957 г. К настоящему времени в систему ЕС входит также значительное количество других европейских интеграционных институтов. В 1965 г. в соответствии с Брюссельским договором созданы единые органы трех сообществ. После заключения в 1992 г. Маастрихтских соглашений (в силу вступили в 1993 г.), предусматривающих создание к концу XX в. политического союза, включая общую оборону и валютно-финансовую систему, ЕС стало именоваться Европейским союзом. [c.214]

Европейского объединения угля и стали — ЕОУС (E S ) соответствующий договор вступил в силу в 1952 г. [c.486]

1.3 Учреждение трех европейских сообществ – Европейского сообщества угля и стали, Европейского экономического сообщества, Европейского сообщества по атомной энергии

Первым шагом в сторону создания современного ЕС стало подписание в 1951 г. в Париже ФРГ; Бельгией, Нидерландами, Люксембургом, Францией, Италиией Договора об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС, ECSC – European Coal and Steel Community).

Идея создания ЕОУС была сформулирована французским чиновником Жаном Моне и оглашена французским министром иностранных дел Робером Шуманом в Декларации от 9 мая 1950 г В стремлении создать общий франко-германский рынок стали и угля (сырья, используемого повсеместно в ключевых отраслях промышленности и энергетике данных стран) предлагалось объединить производство указанной продукции франко-германскими сталелитейными и угольными комбинатами под единым руководством (англ. High Authority of the European Coal and Steel Community) по модели, создающей организацию, открытую для участия в ней других европейских стран. Еще одной причиной создания ЕОУС было укрепление франко-германских экономических отношений и недопущение возможности военных действий между этими странами в будущем. План Моне – Шумана стал основой для создания ЕОУС.

Создание отраслевого интеграционного формирования ЕОУС предусматривало в первую очередь создание общего рынка угля и стали, модернизацию и повышение эффективности производства в угольной и металлургической отраслях, а также улучшение условий труда и решение проблем занятости в этих отраслях. По договору о создании ЕОУС государства-участники обязались поставить производство угля и стали под контроль международного верховного органа, решения которого становились для них обязательными; таможенные пошлины на товары, производимые угледобывающей и металлургической промышленностью шести стран, упразднялись в целях объединения экономических ресурсов участников ЕОУС. Вместе с тем данная организация имела далекоидущие планы – создание предпосылок для более тесного объединения европейских народов в целях содействия экономическому и социальному прогрессу, а также укрепления мира в Европе. Договор заложил институциональную основу европейской интеграции.

В рамках ЕОУС впервые в международной практике государства-участники делегировали часть своего суверенитета в обмен на представительство в органах ЕОУС, действовавших в их общих интересах. Договор о ЕОУС заложил институциональную основу европейской интеграции.

Высший руководящий орган ЕОУС формировался из представителей государств-участников и, действуя независимо от их правительств, получил полномочия принимать обязательные для исполнения решения. Члены руководящих органов назначались по рекомендациям правительств государств-членов и с их согласия, но действовали в личном качестве, не следуя инструкциям своих правительств, что и обеспечивало наднациональный элемент в деятельности руководящих органов ЕОУС.

Совет министров состоял из членов правительств соответствующих государств. Высший руководящий орган и Совет министров обладали компетенцией принимать все решения в рамках ЕОУС. Создание наряду с Высшим руководящим органом Совета министров обеспечивало необходимый баланс между национальными интересами и элементами наднациональности.

В компетенцию Суда входило разрешение споров между Высшим руководящим органом и правительствами государств – членов ЕОУС.

Ассамблея на первых порах была «декоративным» представительным органом, поскольку не имела законодательных полномочий и лишь давала свои заключения.

К концу 1954 г. практически все пошлины, квоты и другие барьеры внутри ЕОУС, относившиеся к торговле углем, коксом, сталью, чугуном и металлоломом, были отменены.

После подписания Договора о ЕОУС последовала попытка перенести его принципы на военную и общеполитическую сферы: Договор об учреждении Европейского оборонного сообщества (Договор о ЕОС), подписанный в 1952 г., и проект Статута Европейского сообщества должны были объединить ЕОУС и ЕОС в единую политическую организацию. Однако эта попытка потерпела фиаско, поскольку учредительный договор Европейского оборонного сообщества отказался ратифицировать парламент страны, выступившей инициатором его подписания – Франции.

Неудачная попытка создания военно-политического блока не помешала, однако, усилиям стран будущего Европейского союза по развитию взаимной интеграции в других областях. Эти усилия было решено вновь сконцентрировать на экономической сфере. В ходе встречи министров иностранных дел государств – участников ЕОУС, был одобрен доклад бельгийского государственного деятеля П.-А. Спаака, посвященный проблемам экономического союза и союза в области использования ядерной энергии в мирных целях. Результатом этого обсуждения стало заключение «шестеркой» ЕОУС 25 марта 1957 г. Римских договоров, учредивших Европейское сообщество по атомной энергии, Евратом (European Atomic Energy Community) и Европейское экономическое сообщество[12], ЕЭС (European Community). Римские договоры вступили в силу 1 января 1958 г. и являются бессрочными.

Читайте так же:  Срочный договор на 6 месяцев испытательный срок

Основная цель создания ЕЭС и Евратома – способствовать экономическому росту и повышению жизненного уровня государств-участников, опирающимся на политический союз: объединение национальных экономик шести стран в единое экономическое пространство, создание общего рынка.

Евратом был призван обеспечить мирное использование ядерной энергии путем общих исследований, единых норм безопасности, снабжения потребителей ядерным топливом и рудой, а также контроля над потребителями. Евратом был создан в целях приоритетного развития атомной энергетики в рамках Сообщества, поэтому для данной отрасли в более короткие сроки был запущен механизм создания общего рынка, предусматривающий упразднение всех таможенных пошлин и сборов на импорт и экспорт продукции согласно ее специальному назначению. Государства-участники были обязаны применять атомную энергию в мирных целях, при этом страны гарантировали поставку необходимого сырья.

Договор о ЕЭС ставил своей целью создание Таможенного союза. Были также учреждены Европейский инвестиционный банк и Европейский социальный фонд, оказывающий влияние на координацию и помощь в экономическом развитии Сообщества.

Главные направления деятельности ЕЭС:

• устранение между государствами-участникам и таможенных сборов и количественных ограничений на импорт и экспорт товаров, а также всех других эквивалентных по своим последствиям мер;

• введение общего таможенного тарифа и общей торговой политики по отношению к другим государствам;

• устранение ограничений, препятствующих свободному движению лиц, услуг и капиталов между государствами-участниками;

• ведение общей политики в области сельского хозяйства и общей политики в области транспорта; предотвращение нарушений правил конкуренции на общем рынке;

• согласование экономической политики государств-участников и устранение диспропорций в платежных балансах;

• сближение законодательств государств-участников в той мере, в какой это необходимо для функционирования общего рынка;

• создание Европейского социального фонда с целью улучшения возможностей занятости для трудящихся и содействия повышению их жизненного уровня;

• создание Европейского инвестиционного банка, призванного способствовать экономическому развитию ЕЭС путем привлечения новых ресурсов;

• сотрудничество с другими странами и территориями с целью роста торговли и совместного содействия экономическому и социальному развитию.

Римские договоры предполагали развитие ряда других направлений общей политики, таких как сельское хозяйство, транспорт, гармонизация законодательства, социальная политика, внешнеторговая политика. Некоторые статьи Римских договоров уполномочивали органы Евратома на создание дополнительных направлений общей политики, начиная с региональной политики и заканчивая политикой защиты потребителя.

Франция и проблемы европейской интеграции: политико-правовой аспект Текст научной статьи по специальности « Государство и право. Юридические науки»

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Бида Дарья Александровна

Статья посвящена роли Франции в процессе западноевропейской интеграции во второй половине XX в. Автор рассматривает создание первых трех Европейских сообществ в правовом и, частично, историческом аспектах и анализирует проекты и методы европейской интеграции на начальном этапе. Особое внимание уделяется выявлению основных тенденций европейского строительства, заложенных при создании трех первых сообществ и реализуемых в дальнейшем.

Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Бида Дарья Александровна,

France and problem of European integration. Political and jur >The article covers the role of France in the process of the European integration in the second half the XX century. The author considers the foundation of European Communities in the juridical and political aspects and analyses plans and methods of the Еuropean integration at the initial stage. Special attention is paid to principal tendencies of the european building which were laid down at the time of the foundation of the European Communities and realised in the sequel.

Текст научной работы на тему «Франция и проблемы европейской интеграции: политико-правовой аспект»

?ФРАНЦИЯ И ПРОБЛЕМЫ ЕВРОПЕЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ: ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

Ключевые слова: европейская интеграция, декларация Шумана, Парижский договор, Европейское объединение угля и стали (ЕОУС), ком-мутарный метод, план Плевена, Римские договоры, ЕЭС, Евроатом.

Создание Европейского союза — одно из крупнейших событий XX в., которое привело к существенным изменениям в общественной жизни в Европе.

Идея единой Европы возникла в процессе длительного исторического развития, отмеченного периодами раздробленности и объединения европейского пространства, и лишь к середине XX в. она получила свое реальное воплощение. Инициатором активизации данного процесса стала Франция.

На рубеже 1940-1950-х годов Франция столкнулась с целым комплексом нерешенных внешнеполитических проблем. Наиболее острыми из них являлись германский вопрос и послевоенное экономическое развитие Франции. Нестабильная международная обстановка, характеризовавшаяся окончательным расколом Германии на два новых государства, подписанием Североатлантического

пакта, созданием СССР ядерной бомбы поставила французское правительство перед необходимостью найти «новую формулу французской политики», которая позволила бы разрубить «гордиев узел» нерешенных проблем1. Таковая нашлась достаточно быстро: уже в апреле 1950 г. появился вполне реальный проект, автором которого стал Жан Моннэ, в то время — Генеральный комиссар по планированию Французской Республики, а затем — первый Председатель Высшего органа ЕОУС (1952-1955 гг.).

Проект разрабатывался Ж. Моннэ и группой его единомышленников, в которую входили: заместитель Генерального комиссара по вопросам планирования Э. Ирш, профессор международного права, юрисконсульт министерства иностранных дел П. Рейтер, эксперт по экономическим вопросам П. Ури2. Проект предполагал объединение двух базовых отраслей промышленности — угольной и сталелитейной — Франции и ФРГ. Однако, по мнению Моннэ, поставить угольную и сталелитейную промышленность нескольких стран под общий контроль было бы слишком простым предложением. Необходимо было определить институциональную форму будущего объединения и механизмы принятия решений. В этом Моннэ помогли П. Рейтер, Э. Ирш и П. Ури. Именно они предложили и развили идею создания наднациональной структуры -Высшего руководящего органа — для управления объединенными отраслями промышленности. В учреждении такой структуры они видели начало процесса реального строительства единой экономической, а затем и политической Европы3.

Речь шла, таким образом, о добровольном ограничении государственного суверенитета европейских стран, учреждении нового — наднационального — уровня политической власти, в ведение которого должны были перейти две, в то время ключевые, отрасли промышленности.

План Моннэ готовился в обстановке строгой секретности, консультации с правительством не проводились. Однако для осуществления требовалось правительственное вмешательство. Поэтому после того, как план был закончен, Моннэ стал искать человека, который смог бы убедить французский кабинет министров принять проект и выдвинуть такое предложение от имени правительства4.

Таким человеком стал министр иностранных дел Франции Робер Шуман. 9 мая 1950 г. Р. Шуман выступил на пресс-конференции со своей, ставшей впоследствии знаменитой, декларацией. Предложения, озвученные им в декларации от лица своего правительства, в настоящее время принято называть «планом Шумана»,

а дату его оглашения отмечать как «День Европы» (официальный праздник Европейского союза).

Декларация Шумана не ограничивалась исключительно текущими инициативами (урегулирование франко-германского конфликта), но и предлагала цельную концепцию строительства единой Европы, которая определяет дальнейшее развитие и углубление европейской интеграции. Эта концепция известна сейчас под названием «коммутарный метод» — в отличие от «межправительственного метода», принятого в международных организациях и основанного на традиционных формах дипломатии и сотрудничества государств-участников без какого бы то ни было ограничения их самостоятельности, суверенитета5.

«Коммутарный метод», разработанный Ж. Моннэ и его единомышленниками, включает в себя следующие основные положения6.

Во-первых, поэтапность. Федерация как конечная цель интеграционного процесса не означает немедленного учреждения Соединенных Штатов Европы. План Шумана рассчитан на время, на развитие сотрудничества в отдельных областях, которое должно способствовать сближению людей и их взглядов. «Европа не возникает сразу целостной конструкцией. Она появится через конкретные мероприятия, которые сначала создадут общность интересов» — заявил французский министр7.

Во-вторых, федеративная цель. Как указывалось в декларации: «объединение угля и стали обеспечит немедленное возведение общих основ экономического развития, первого этапа строительства европейской федерации, необходимой для сохранения мира»8.

В-третьих, интеграция как способ решения общественных проблем. Одно из главных отличий плана Шумана от предыдущих проектов единой Европы — его ориентированность на конкретные практические задачи. Объединять Европу не ради «высокой идеи», а чтобы сделать лучше жизнь людей.

В-четвертых, ограничение государственного суверенитета и создание наднациональных органов власти. «Коммутарный метод» интеграции предполагал объединение Европы в рамках единой организации, наделенной наднациональными полномочиями. Государства при этом не исчезают, но передают часть своих суверенных прав наднациональным институтам.

Таким образом, для достижения конечной цели — образования федерации — предлагался новый подход, согласно которому объединение должно было произойти не одномоментно, а в результате достижения конкретных практических успехов в установленных

сферах сотрудничества, и постепенной передачи функций национальных государств наднациональным институтам. Нельзя не согласиться с мнением, утвердившимся среди отечественных исследователей: декларация Шумана легла в основу французской европейской политики и всего последующего развития процесса европейского объединения9.

Реализация первого этапа плана Шумана заняла около двух лет. Вскоре после оглашения знаменитой декларации в Париже открылась межправительственная конференция по выработке текста договора об учреждении Европейской организации угля и стали. Французскую делегацию возглавил Ж. Моннэ.

Парижская конференция длилась десять месяцев. Сторонам предстояло достичь компромисса по многим вопросам, поскольку речь шла о создании новой европейской структуры, которой страны-члены должны были делегировать часть своего суверенитета. Поэтому наиболее остро встал вопрос об институциональной системе организации.

План Шумана предполагал лишь учреждение Высшего руководящего органа, состоявшего из представителей государств -членов ЕОУС и действовавшего независимо от национальных правительств. Однако существование только одного этого органа не устроило бы представителей «малых стран» — Бенилюкса, опасавшихся диктата со стороны Франции и ФРГ. По их требованию в рамках организации угля и стали было решено создать орган, представлявший правительства стран-участниц — специальный Совет Министров10.

Уже к началу августа 1950 г. комитет юристов конференции, возглавляемый П. Рейтером, в общих чертах разработал всю систему институтов новой европейской организации: помимо Высшего руководящего органа и специального Совета Министров, предусматривалось также учреждение общей Ассамблеи, состоящей из представителей национальных парламентов, и Суда.

К 1951 г. стороны урегулировали все нерешенные вопросы: количество членов Высшего руководящего органа, необходимый кворум для принятия решений, количество голосов, принадлежащих каждой из стран-участниц в Ассамблее и др.

18 апреля 1951 г. в Париже состоялось торжественное подписание Договора об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС, неофициальное название — Парижский договор). Документ вступил в силу после его ратификации всеми участниками 23 июля 1952 г.

Сторонами Договора о ЕОУС и, соответственно, членами новой организации выступили шесть стран Западной Европы: Бельгия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Франция и ФРГ. К участию в ЕОУС активно приглашалась и Великобритания, однако правительство этой страны в тот момент еще не было готово к подобному шагу.

Как и предполагалось по плану Шумана, Договор о ЕОУС охватывал все три важнейшие сферы общественной жизни, которые одновременно становились и сферами интеграционного процесса.

В экономической сфере предусматривалось слияние национальных хозяйств в общий рынок, который распространялся только на угледобычу и сталелитейное производство. Помимо учреждения общего рынка, устанавливались и его гарантии (например, отмена импортных и экспортных пошлин, а также количественные ограничения на движение товаров). Правовой режим общего рынка одновременно включал в себя единообразное регулирование ключевых аспектов экономической деятельности (ценовая политика, охрана конкуренции и др.).

В политической сфере Договор предусматривал создание общих наднациональных институтов, к которым относились: Высший руководящий орган и состоящий при нем Консультативный комитет, общая Ассамблея, специальный Совет Министров и Суд.

Главным среди них стал Высший руководящий орган, обладающий как правотворческими, так и административными полномочиями. Он включал девять человек, выбираемых правительствами государств-членов сроком на 6 лет, которые должны были действовать независимо и принимать решения большинством голосов. Решения, принимаемые Высшим органом, являлись обязательными.

В отличие от Высшего органа, специальный Совет Министров был создан в качестве органа выражения интересов государств-членов. Он состоял из министров иностранных дел или министров экономики стран-членов и являлся, тем самым, межгосударственным органом. Его полномочия носили весьма ограниченный характер, в частности, его согласия требовали некоторые решения Высшего органа.

Общая Ассамблея — еще один орган ЕОУС, обладающий наднациональной природой — не обладала законодательными полномочиями, но могла давать свои заключения по различным вопросам, касающимся функционирования ЕОУС. Кроме того, члены Ассамблеи, избираемые национальными парламентами из числа

своих депутатов, имели право выносить вотум недоверия Высшему органу.

Органом судебной власти ЕОУС стал наднациональный Суд, который был призван обеспечить законное истолкование и применение Договора, а также разрешать споры между Высшим органом и правительствами или гражданами стран-участниц.

Таким образом, Парижским договором был создан наднациональный институциональный механизм, который продолжает действовать и сейчас, но уже в рамках Европейского союза. Институциональная модель ЕОУС будет использоваться в дальнейшем и станет прообразом институтов других Сообществ, а затем и ЕС в целом11.

Необходимо отметить, что система институтов ЕОУС включала в себя органы двух типов: межгосударственного — Совет Министров и наднационального — Высший руководящий орган, Ассамблею и Суд. Поэтому суть всех последующих преобразований институтов будет заключаться в том, полномочия какого типа институтов следует расширять. Сторонники конфедеративного подхода выступали за усиление межгосударственных институтов, а приверженцы строительства федерации — за наднациональные учреждения12.

Читайте так же:  Как встать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий минск

Создание ЕОУС положило основу интеграционным процессам и в юридической сфере. Именно с Парижского договора начала формироваться новая правовая система — право Европейского союза, первым источником которого стал Договор о ЕОУС. Наделение ЕОУС правосубъектностью, в том числе международной, послужило основой еще одной группы источников — международных договоров, которые ЕОУС заключает от имени всех своих стран с другими государствами и международными организациями.

Наряду с проектом экономической интеграции, выдвинутым Р. Шуманом в 1949 г. и успешно реализованным в 1952 г., была предпринята попытка интеграции в другой сфере — военно-политической.

В июне 1950 г., через пять дней после открытия Парижской конференции по разработке Договора о ЕОУС, началась Корейская война, что потребовало сосредоточия усилий уже в военно-политическом плане. В сложившихся обстоятельствах вопросы экономической интеграции тесно переплелись с проблемами укрепления безопасности и повышения обороноспособности Европы и даже, на каком-то этапе, зависели от ее решения13. Успешная реализация плана Шумана была поставлена под угрозу.

Под давлением США, которые провозгласили перевооружение ФРГ условием предоставления кредитов, необходимых Европе для военных нужд и увеличения численности американских контин-гентов на континенте, а также в условиях реальной угрозы срыва реализации плана Шумана Германией, Франция, стремившаяся не допустить воссоздание национальной немецкой армии, была вновь вынуждена предложить свое решение проблемы.

Поиск решения был поручен премьер-министру Франции Р. Плевену. Однако и в этот раз Ж. Моннэ, стремясь убедить французское правительство в необходимости урегулировать вопрос о перевооружении ФРГ в духе плана Шумана, предложил новое оригинальное решение. Предложение Ж. Моннэ заключалось в создании европейской армии с единым командованием (предполагалось учреждение должности министра обороны), вооружением и финансированием, и поставленной под управление наднационального органа14. Группа его единомышленников (Э. Ирш, П. Рейтер, П. Ури, а также Э. Альфон) стала разрабатывать конкретный проект, так же как весной 1950 г.

Таким образом, Моннэ уже во второй раз выступил инициатором проекта, ставшего для Франции выходом из сложной международной ситуации. Новый французский план, выдвинутый вновь от имени правительства Франции, являлся продолжением начатого 9 мая 1950 г. процесса франко-германского сближения, сохранял за страной инициативу в деле построения единой Европы и позволял продолжить переговоры о создании ЕОУС.

Проект по созданию единой европейской армии вошел в историю как «план Плевена», озвученный им от имени французского правительства в сентябре 1950 г. на совещании Комитета обороны НАТО в Нью-Йорке. С февраля 1951 г. началось заседание европейской комиссии по вооружениям, которая должна была выработать текст договора. В переговорах участвовали представители тех шести стран, которые подписали Договор о ЕОУС. Переговоры шли нелегко, часто спотыкаясь на технических проблемах сотрудничества, которое должно было включать немецкие формирова-ния15. В конечном итоге согласие было достигнуто. 27 мая 1952 г. был подписан Договор об учреждении Европейского оборонительного сообщества (ЕОС). Договор предусматривал объединение армий, флотов и воздушных сил шести подписавших стран (в том числе и 12 дивизий ФРГ) с целью проведения единой оборонной политики, основанной на создании наднациональных органов и общего бюджета.

В институциональном плане Договор о ЕОС мало чем отличался от Договора о ЕОУС. По выражению Ж. Моннэ, составители ограничились лишь тем, что «скопировали применительно к европейской армии механизмы плана Шумана», «институты были такими же, только исполнители — другими»16. Конечно, было важно, чтобы новая организация являлась логическим продолжением предыдущей и усиливала федералистские структуры, но, учитывая различные цели организаций, подобная симметрия была явно неуместной.

Тем не менее плану Плевена не суждено было осуществиться. С самого начала проект вызвал обширные дискуссии, как в правительственных, так и в общественных кругах. Однако его шаткость стала особенно очевидной на этапе ратификации, который Договор так и не смог преодолеть. Более того, именно Франция, выступившая с инициативой его образования, усилиями голлистов и коммунистов, которые по разным причинам выступали против федеративной направленности Договора, отказалась его ратифицировать17. Договор не вступил в силу, несмотря на то, что страны Бенилюкса и ФРГ его уже одобрили.

После провала плана Плевена Франция оказалась в состоянии замешательства. Раскол французского общества поставил точку в реализации плана военной и политической интеграции. Однако успешное функционирование ЕОУС показал высокую эффективность секторальной экономической интеграции. Положительный пример первой наднациональной организации подтолкнул сторонников единой Европы во Франции и других странах — членах ЕОУС к мысли о продолжении европейского объединения с помощью того же секторального подхода, который был положен в основу ЕОУС, а именно: через расширение полномочий Организации угля и стали. Выразителями этой идеи стали Ж. Моннэ и министр иностранных дел Бельгии П.-А. Спаак.

По мнению Моннэ, нужно было действовать в рамках ЕОУС, постепенно расширяя ее рамки, причем расширять там, где это было действительно необходимо. В первую очередь речь шла о транспорте и электроэнергии. Что касается атомной энергии, то Ж. Моннэ считал совершенно закономерным создание «специализированного международного учреждения, наподобие Высшего органа ЕОУС, для развития атомной энергии в мирных целях»18.

Со своим планом расширения компетенции ЕОУС за счет транспортной сферы и создания нового европейского сообщества (Евроатома) Ж. Моннэ как председатель Высшего руководящего

органа ЕОУС обратился к П.-А. Спааку, предложив озвучить его на официальном уровне, поскольку после провала ЕОС Франция больше не подходила на роль вдохновителя европейской интеграции.

Однако инициатива П.-А. Спаака была воспринята достаточно прохладно. Более смелое предложение, как ни странно, поступило из Бенилюкса. Министр иностранных дел Нидерландов, Й. Бейен, выступил с критикой секторального подхода к европейскому объединению и предложил создать наднациональное сообщество, целью которого бы стала экономическая всеотраслевая интеграция Западной Европы19.

Видя явную благосклонность правительств «шестерки» к предложению Й. Бейена, Моннэ решил изменить свой проект секторальной интеграции. Новый план предусматривал поэтапное формирование таможенного союза, ведущего к общей интеграции, на что согласились бы партнеры Франции, и создание нового Верховного органа по атомной промышленности, в котором Франция была заинтересована больше других20. В отличие от предложения Бейна, этот проект предполагал двигаться к единому экономическому пространству этапами, т. е. опять же через сотрудничество в отдельных сферах.

После нескольких консультаций Моннэ со Спааком и Бейеном был составлен меморандум стран Бенилюкса, в основу которого все же легли идеи голландского министра. Моннэ в итоге согласился с его предложениями, которые «шли чуть дальше и чуть быстрее», чем его собственные21. Документ был поставлен на повестку дня конференции министров иностранных дел государств ЕОУС, проходившей в итальянском городе Мессина в 1955 г. По итогам этой конференции был создан межправительственный комитет под председательством П.-А. Спаака, которому поручалось определить пути реализации задуманного и выработать проекты договоров.

Таким образом, Мессинская конференция положила начало новому этапу строительства единой Европы. Работа межправительственного комитете, продолжавшаяся почти два года, завершилась подписанием 25 марта 1957 г. в Риме двух соглашений — об учреждении Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и создании Европейского Сообщества по атомной энергии (Евро-атом). По месту их подписания они вошли в историю европейской интеграции под названием «Римские договоры».

Договор о ЕЭС перенес принципы, установленные в ЕОУС на всю сферу экономических отношений.

В экономической сфере создавался общий рынок, который охватывал все отрасли и секторы хозяйств (кроме угля и стали). С учетом масштаба преобразований был установлен переходный период — 12 лет, в течение которого принципы общего рынка должны были вводиться в действие. Помимо общего рынка, в ведение ЕЭС перешли разработка и осуществление общей политики в различных сферах экономической и социальной жизни: общей аграрной, транспортной политики и т. д.

В институциональном плане построение ЕЭС своеобразно и оригинально. Одни институты создавались изначально только для ЕЭС, а другие были общими для всех трех сообществ. По характеру органы ЕЭС, также как и органы ЕОУС, можно разделить на межправительственные и наднациональные.

Основные институты ЕЭС.

1. Совет — главный правотворческий орган, состоящий, как и ЕОУС, из представителей национальных правительств. Его основные функции: координация общей экономической политики государств-членов, принятие и исполнение решений в установленных рамках.

2. Комиссия — главный исполнительный орган, занимающийся текущим управлением делами ЕЭС. Этот орган, по сути, является аналогом Высшего руководящего органа ЕОУС. Его основная задача определялась весьма объемно — обеспечивать надлежащее функционирование и развитие общего рынка.

3. Европейская парламентская ассамблея — общая для всех трех сообществ — призвана осуществлять лишь функции консультации и контроля. Таким образом, ее статус по сравнению с ЕОУС не претерпел существенных изменений.

4. Суд Европейских сообществ обеспечивает единообразие права ЕЭС. Его создание в качестве общего для всех сообществ было предопределено достаточно успешной и активной деятельностью Суда ЕОУС. Компетенция нового Суда определена гораздо шире, а его роль в укреплении правопорядка сообществ существенно возросла. Суд Европейских сообществ стал во многих отношениях символом правопорядка сообществ22.

В юридической сфере еще в большей степени, чем Парижский договор, Договор о ЕЭС открыл путь для наднационального правотворчества институтов, посредством нормативных актов, судебных прецедентов и международных договоров сообщества. При этом нормы права, создаваемые в рамках ЕЭС, имели своим предметом гораздо более широкий круг общественных

отношений (вся хозяйственная сфера и вопросы социального характера)23.

Одновременно с ЕЭС появилась и третья наднациональная организация — Евроатом. По причине одновременного подписания двух Римских договоров, два сообщества носят практически идентичный характер. Особенно это касается статуса институтов Евроатома (Совет, Комиссия, Ассамблея и Суд), а также видов и порядка принятия ими правовых актов. Отличия имеются, главным образом, в экономической сфере. Евроатом, как и ЕОУС, был секторальной интеграционной структурой. Основным здесь является не общий рынок, хотя он тоже был создан. Приоритетное значение в рамках Евроатома имеют вопросы научного исследования и промышленного использования ядерной энергии. Договор о Евроатоме содержит также положения в области права собственности на ядерные материалы, которое переходило к Евроатому, а осуществлять правомочия собственника и другие действия в области снабжения было поручено специальному учреждению Ев-роатома — Агентству.

Таким образом, к концу 1950-х годов в Западной Европе было создано три Европейских сообщества общеэкономической (ЕЭС) и специальной компетенции (ЕОУС и Евроатом), которые позднее, уже в 1990-е годы, вместе послужили первой и главной опорой Европейского союза. Наиболее важным из них являлось Европейское экономическое сообщество, которое было призвано осуществлять общую политику во всех областях экономической и социальной жизни государств-членов. Именно успешное функционирование общего рынка, созданного в рамках ЕЭС, рассматривалось как непременное условие не только экономической интеграции, но и дальнейшей европейской интеграции вообще.

Франция, решая свои внутри- и внешнеполитические проблемы, инициировала процесс объединения Европы, заложила основу этого процесса и во многом определила его дальнейшее развитие. Жан Моннэ, стоявший у истоков европейской интеграции, на каждом этапе развития Сообществ и при каждом кризисе находился за кулисами европейской политики и, с упорством защищая европейское строительство, предлагал действия, которые нужно было срочно предпринять. Ж. Моннэ не обязательно было быть автором выдвигаемых им идей. Его вкладом было определение общего направления деятельности предлагаемых институтов, методов их создания и умение определить подходящий момент и убедить в целесообразности своего предложения. Многочисленными исследо-

вателями истории европейской интеграции Ж. Моннэ единогласно назван главным «архитектором», «отцом-основателем» Европейских сообществ. Решающий вклад этой личности в процесс объединения Европы был отмечен присвоением ему в 1976 г. звания «почетный гражданин Европы».

1 Чеснова И.Е. Франция и проблемы западноевропейской интеграции в годы IV Республики: 1946-1958 гг. Дис. . канд. ист. наук. М., 2003. С. 94.

2 Болдырева О.М. Жан Монне. У истоков единой Европы. Елец, 2008. С. 57.

3 Чеснова И.Е. Указ. соч. С. 98.

4 Монне Ж. Реальность и политика. Мемуары. М.: Московская школа политических исследований, 2001. С. 369.

5 Право Европейского Союза: Учебник для вузов / Под ред. С.Ю. Кашкина. М.: Юристъ, 2002. С. 69.

7 Цит. по: Чеснова И.Е. Указ. соч. С. 101.

8 Шуман Р. За Европу. М., 2002. С. 92.

9 Канинская Г.Н., Наумова Н.Н. История западноевропейской интеграции. Ярославль, 1998. С. 12.

10 Маевский Ю.А. Франция и «малая Европа»: Планы и реальность. М., 1987. С. 58.

11 Blumanne C, Dubouis L. Droit institutionnel de l’Union europeenne. P., 2004. P. 123.

12 Татарчук Н.Б. Проблема углубления европейской интеграции: Дебаты во французском парламенте (1997-1999). М., 2008. С. 15.

13 Монне Ж. Указ. соч. С. 415.

14 Blumanne C, Dubouis L. Op. cit. P. 154.

15 Топорнин Б.Н. Европейское право: Учебник. М.: Юристъ. 1998. С. 52.

16 Монне Ж . Указ. соч. С. 443.

17 Топорнин Б.Н. Указ. соч. С. 53.

18 Монне Ж. Указ соч. С. 494.

19 Чеснова И.Е. Указ. соч. С. 198.

20 Blumanne C., Dubouis L. Op. cit. P. 166.