Лицензия в области шифрования информации

Общая информация по лицензированию

В соответствии с возложенными функциями Центр по лицензированию, сертификации и защите государственной тайны ФСБ России и территориальные органы безопасности осуществляют лицензирование деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по следующим видам деятельности:

1. Осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну (только для юридических лиц).

Лицензии предоставляются Центром по лицензированию, сертификации и защите государственной тайны ФСБ России и территориальными органами безопасности по месту осуществления заявителем заявленного вида деятельности.

Консультацию по вопросам, связанным с лицензированием данного вида деятельности на территории г. Москвы и Московской области можно получить по телефону: (495) 914-38-59, (495) 914-37-69, (495) 623-32-06, (495) 914-82-96, (495) 914-36-80, (495) 628-39-13.

Консультацию по вопросам, связанным с лицензированием данного вида деятельности на территории других субъектов Российской Федерации можно получить по телефонам соответствующих территориальных органов безопасности (уточнив телефон подразделения лицензирования у дежурного по территориальному органу безопасности).

2. Деятельность, связанная с созданием средств защиты информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну (только для юридических лиц).

Лицензии предоставляются Центром по лицензированию, сертификации и защите государственной тайны ФСБ России.

3. Осуществление мероприятий и (или) оказание услуг в области защиты государственной тайны (только для юридических лиц).

Лицензии (в части услуг в области защиты государственной тайны, оказываемых режимно-секретным подразделением, а также в части функционирования шифровального органа) предоставляет Центр по лицензированию, сертификации и защите государственной тайны ФСБ России, а также территориальные органы безопасности по месту осуществления заявителем заявленного вида деятельности.

Консультацию по вопросам лицензирования данного вида деятельности можно получить по телефонам: (495) 628-39-13, (499) 149-82-85.

4. Деятельность по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

Консультацию по вопросам лицензирования данного вида деятельности можно получить по телефонам: (499) 141-15-04, 149-90-58.

5. Деятельность по разработке, производству, реализации и приобретению в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации.

Лицензии предоставляет Центр по лицензированию, сертификации и защите государственной тайны ФСБ России (если соискатель лицензии (лицензиат) зарегистрирован на территории г. Москвы и Московской области), а также территориальные органы безопасности на территории которого, зарегистрирован соискатель лицензии (лицензиат).

Консультацию по вопросам лицензирования данного вида деятельности можно получить по телефону: (495) 628-63-79.

6. Деятельность по выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) (только для юридических лиц).

Лицензии предоставляет Центр по лицензированию, сертификации и защите государственной тайны ФСБ России.

Консультацию по вопросам лицензирования данного вида деятельности можно получить по телефону: (499) 149-82-85.

7. Деятельность по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации.

Телефон доверия: (495) 224-2222 (круглосуточно)
Электронный адрес:
Почтовый адрес: г.Москва. 107031, ул.Большая Лубянка, дом 1/3

© 2020. © Центр по лицензированию, сертификации
и защите государственной тайны ФСБ России. 1999 — 2020 г.
При использовании материалов ссылка на сайт ЦЛСЗ ФСБ России обязательна.

Лицензии на шифрование (криптография)

Лицензирующий орган – Федеральная служба безопасности Российской Федерации (ФСБ России) и территориальные органы безопасности.Лицензирование указанного вида деятельности для заявителей, зарегистрированных на территории Москвы и Московской области осуществляет Центр по лицензированию, сертификации и защите государственной тайны ФСБ России (ЦЛСЗ ФСБ России).

В качестве заявителей могут выступать юридические лица и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в установленном порядке на территории Российской Федерации.

Виды деятельности, подлежащие лицензированию:

1. Разработка шифровальных (криптографических) средств.

2. Разработка защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем.

3. Разработка защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств телекоммуникационных систем.

4. Разработка средств изготовления ключевых документов.

5. Модернизация шифровальных (криптографических) средств.

6. Модернизация средств изготовления ключевых документов.

7. Производство (тиражирование) шифровальных (криптографических) средств.

8. Производство защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем.

9. Производство защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств телекоммуникационных систем.

10. Производство средств изготовления ключевых документов.

11. Изготовление с использованием шифровальных (криптографических) средств изделий, предназначенных для подтверждения прав (полномочий) доступа к информации и (или) оборудованию в информационных и телекоммуникационных системах.

12. Монтаж, установка (инсталляция), наладка шифровальных (криптографических) средств.

13. Монтаж, установка (инсталляция), наладка защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем.

14. Монтаж, установка (инсталляция), наладка защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств телекоммуникационных систем.

15. Монтаж, установка (инсталляция), наладка средств изготовления ключевых документов.

16. Ремонт шифровальных (криптографических) средств.

17. Ремонт, сервисное обслуживание защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем.

18. Ремонт, сервисное обслуживание защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств телекоммуникационных систем.

19. Ремонт, сервисное обслуживание средств изготовления ключевых документов.

20. Работы по обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, предусмотренные технической и эксплуатационной документацией на эти средства (за исключением случая, если указанные работы проводятся для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

21. Передача шифровальных (криптографических) средств.

22. Передача защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем.

23. Передача защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств телекоммуникационных систем.

24. Передача средств изготовления ключевых документов.

25. Предоставление услуг по шифрованию информации, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну, с использованием шифровальных (криптографических) средств в интересах юридических и физических лиц, а также индивидуальных предпринимателей.

26. Предоставление услуг по имитозащите информации, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну, с использованием шифровальных (криптографических) средств в интересах юридических и физических лиц, а также индивидуальных предпринимателей.

27. Предоставление юридическим и физическим лицам защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств каналов связи для передачи информации.

28. Изготовление и распределение ключевых документов и (или) исходной ключевой информации для выработки ключевых документов с использованием аппаратных, программных и программно-аппаратных средств, систем и комплексов изготовления и распределения ключевых документов для шифровальных (криптографических) средств.

Правовое регулирование в данной сфере осуществляется следующими правовыми актами:

— Федеральный закон от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

— Постановление Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 №313 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)»;

— Постановление Правительства Российской Федерации от 21.11.2011 №957 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности»;

— Приказ Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 30.08.2012 №440 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы безопасности Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по осуществлению лицензирования деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)».

За предоставление лицензирующим органом лицензии, уплачивается государственная пошлина в размере 6000 рублей

Срок действия лицензии – 5 лет.

Международная Юридическая Компания – экспертная помощь в получении лицензий для всех видов деятельности! Мы гарантируем профессиональный подход, полное сопровождение процесса оформления лицензии! Оперативно и без отказа!

Примечание: Специалисты Международной Юридической Компании дополнительно к основному перечню оказываемых нами услуг готовы выполнить поручения (согласно законодательно установленным лицензионным требованиям):

1. Содействие с проведением аттестации помещения;

8-800-100-1351

e-mail:[email protected]

Лицензия на предоставление услуг в области шифрования информации

Компания «Европейская Консалтинговая Группа» предлагает услуги по получению лицензии на предоставление услуг в области шифрования информации.

К лицензированию деятельности, в отношении шифровальных (криптографических) средств относятся:
— Разработка шифровальных (криптографических) средств, информационных и телекоммуникационных систем, средств изготовления ключевых документов.
— Передача шифровальных (криптографических) средств, информационных и телекоммуникационных систем, средств изготовления ключевых документов.
— Модернизация шифровальных (криптографических) средств и средств изготовления ключевых документов.
— Производство (тиражирование) шифровальных (криптографических) средств, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных и телекоммуникационных систем, средств изготовления ключевых документов.
— Ремонт, сервисное обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных и телекоммуникационных систем, средств изготовления ключевых документов.
— Изготовление с использованием шифровальных (криптографических) средств изделий, предназначенных для подтверждения прав (полномочий) доступа к информации и (или) оборудованию в информационных и телекоммуникационных системах.
— Монтаж, установка (инсталляция), наладка шифровальных (криптографических) средств, информационных и телекоммуникационных систем, средств изготовления ключевых документов.
— Работы по обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, предусмотренные технической и эксплуатационной документацией на эти средства (за исключением случая, если указанные работы проводятся для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).
— Предоставление услуг по шифрованию информации, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну, с использованием шифровальных (криптографических) средств в интересах юридических и физических лиц, а также индивидуальных предпринимателей.
— Предоставление услуг по защите информации, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну, с использованием шифровальных (криптографических) средств в интересах юридических и физических лиц, а также индивидуальных предпринимателей.
— Предоставление юридическим и физическим лицам защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств каналов связи для передачи информации.
— Изготовление и распределение ключевых документов и (или) исходной ключевой информации для выработки ключевых документов с использованием аппаратных, программных и программно-аппаратных средств, систем и комплексов изготовления и распределения ключевых документов для шифровальных (криптографических) средств.

Орган, выдающий лицензию

Орган, выдающий лицензию: местные центры по лицензированию, сертификации и защите государственной тайны Федеральной службы безопасности России (ЦЛСЗ ФСБ России); Управление Федеральной службы безопасности России для региональных органов.

Стоимость

Средняя стоимость лицензий на предоставление услуг в области шифрования информации при условии соответствия лицензионным требованиям составляет 100 000 рублей. Клиент после заключения договора вносит аванс в размере 70% от стоимости выбранных услуг.

Название лицензии Стоимость
Лицензия на разработку, производство, распространение, техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств 165 000 рублей
Лицензия на ввоз в РФ шифровальных средств, предназначенных для негласного получения информации 100 000 рублей
Лицензия на вывоз из РФ шифровальных средств, предназначенных для негласного получения информации 100 000 рублей
Устная юридическая консультация 2 400 рублей
Письменная юридическая консультация 3 600 рублей

Перечень услуг по получению лицензии

Консультирование клиента по вопросам получения лицензии на предоставление услуг в области шифрования информации.
— Получение от клиента необходимых документов для получения лицензии на предоставление услуг в области шифрования информации.
— Оформление заявления на получение лицензии на предоставление услуг в области шифрования информации.
— Оформление всех необходимых документов для получения лицензии на предоставление услуг в области шифрования информации.
— Сдача лицензионного пакета в орган лицензирования.
— Представление интересов клиента в необходимых государственных органах.
— Контроль и продвижение лицензионного пакета клиента.
— Оплата государственных пошлин и лицензионных сборов.
— Получение лицензии на предоставление услуг в области шифрования информации.

Результат наших юридических услуг

Результатом наших юридических услуг становится получение лицензии на предоставление услуг в области шифрования информации.

Действия клиента, необходимые для получения лицензии

— Позвонить или отправить запрос по электронной почте и сообщить о своём желании получить лицензию на предоставление услуг в области шифрования информации.
— Получить у сотрудника нашей компании Договор поручения на получение лицензии на предоставление услуг в области шифрования информации.
— Ознакомиться и подписать Договор на получение лицензии на предоставление услуг в области шифрования информации.
— Предоставить согласно списку документы, необходимые для получения лицензии на предоставление услуг в области шифрования информации.
— Подписать с нашей компанией доверенность на оказание юридических услуг, связанных с получением лицензии на предоставление услуг в области шифрования информации.
— Оплатить аванс в размере 70 % от стоимости услуг по получению лицензии.
— Получить уведомление о готовности лицензии на предоставление услуг в области шифрования информации.
— Оплатить остаток от стоимости юридических услуг по получению лицензии и согласовать с представителем компании время передачи лицензии.
— Получить лицензию на предоставление услуг в области шифрования информации.

Преимущества сторонних юридических услуг

Зачастую юристы, которые работают в штате Вашей компании, являются универсальными специалистами и, как правило, не могут оказать профессиональную правовую помощь по вопросам получения лицензии на различные виды деятельности. Для того чтобы грамотно оказать Вам юридическую помощь в получении лицензии такому специалисту необходимо потратить большое количество времени чтобы углубиться в законодательство в области лицензирования, и он не сможет полноценно выполнять свои ежедневные обязанности. В случае, если вы всё таки обратились за правовой помощью в получении лицензии к юристу Вашей компании, это не избавит от материальных и моральных потрясений от ошибок и потерь времени при получении путем проб и ошибок необходимой лицензии.
Если Вы обратитесь в нашу компанию, профильные юристы нашей компании окажут высококвалифицированную правовую помощь и смогут гарантировать получение необходимой лицензии. Наши юридические услуги не ограничены устными консультациями по вопросам получения лицензии, мы предлагаем полное сопровождение процесса лицензирования от консультации до представительства в судах разных. Заказать наши услуги и оценить профессионализм наших юристов вы можете прямо на нашем сайте, наши специалисты в течение получаса свяжутся с Вами.

Устная консультация по лицензированию

Цена: 2 400 рублей.

Наши юристы профессионально проведут устную юридическую консультацию, которая позволит оценить Ваше положение и просчитать возможность возникновения рисков и различных неприятных ситуаций, которые могут возникнуть в процессе лицензирования вашего вида деятельности. Наша компания оказывает высококвалифицированные юридические услуги по получению лицензии даже в самых тяжёлых случаях. Наши юридические услуги не ограничены устной консультацией, мы предлагаем полное сопровождение процесса лицензирования от консультации до представительства в судах разных инстанций по всем областям права. Заказать консультацию и оценить профессионализм наших юристов вы можете прямо на нашем сайте, наши специалисты в течение получаса свяжутся с Вами.

Письменная консультация по лицензированию

Цена: 3 600 рублей. Клиент вносит аванс в размере 80 % от стоимости.

Срок подготовки: до 7 дней. Длительность оказания услуги зависит от сложности и согласовывается с каждым клиентом индивидуально.

Средний объем консультационного заключения: 3 листа формата А4, без учета прилагаемых к ответу нормативных и иных актов (извлечений), судебных решений (извлечений).

Опытные юристы нашей компании профессионально подготовят консультационное заключение в виде подробных ответов на поставленные клиентов вопросы по интересующим аспектам лицензирования. Письменная юридическая консультация минимизирует последствия сделанных правовых ошибок до обращения в нашу компанию и поможет предотвратить будущие ошибки. Для предоставления письменной консультации с клиентом заключается договор на оказание данного вида юридических услуг. На этапе заключения договора клиент однозначно определяет тему консультации и в письменном виде формулирует вопросы, затем передаёт юристу нашей компании при встрече или с помощью электронной почты.

Перечень юридических услуг

— Составление заявления в лицензирующий орган.
— Подача пакета документов в лицензирующий орган с направлением уведомления о сдаче документов.
— Корректное заполнение требуемых лицезнирующим органом форм.
— Проверка достаточности количества документов.
— Проверка соответствия законодательству содержания документов.
— Составление заявления в органы Роспотребнадзора и Государственного пожарного надзора.
— Сопровождение клиента выездным специалистом в лицензирующем органе.
— Получение готовых документов и их отправка по почте.

Выезд специалиста на встречу, в офис, на дом

Этот вид услуг является дополнением к заказанным экспертизе документов на предмет полноты и правильности, консультациям по вопросам лицензирования и т.д. Он существует для оперативного и качественного разрешения непредвиденных проблем клиента. Наши специалисты быстро оценят, как ликвидировать возникшее затруднение, проконсультируют и подготовят все необходимые документы.
Стоимость услуги высчитывается отдельно и зависит от конкретного случая.
Заказать услугу вы можете по телефону или электронной почте.

Как получить лицензию?

Многие виды бизнеса представляют потенциальную угрозу для граждан, экологии и других охраняемых законом объектов. Лицензирование того или иного вида деятельности, представляет собой форму административного контроля за ее безопасностью. Для того, чтобы заниматься приносящей доход деятельностью, не нарушая закон, некоторые участники рынка должны пройти процедуру лицензирования. Рассмотрим ее основные этапы.

Первый этап — подача заявки. Лицензирование начинается с инициативы соискателя лицензии, который подает заявку в лицензирующий орган по форме и с приложением тех документов, которые определены положением о лицензировании конкретного вида деятельности.
К счастью или к сожалению, многообразие видов деятельности выливается в то, что порой нельзя однозначно определить под какой из видов лицензируемой (или нелицензируемой) деятельности подпадает именно Ваша.
Существует устойчивое словосочетание – лицензионные требования и условия. Поскольку лицензирование – это форма контроля за безопасности, лицензионные требования и условия связаны с контролем за тем, насколько конкретная организация способна обеспечить в своей профессиональной предпринимательской деятельности требования безопасности этой самой деятельности.
При подаче заявки документарно демонстрируется наличие необходимого оборудования, помещений, их соответствие установленным обязательным стандартам, наличие необходимого персонала, квалифицированных сотрудников, которые уровнем своей квалификации способны обеспечить безопасность осуществления определенного вида деятельности. Соответствие документов требованиям ГОСТов, СНиПов, СанПиНов, законам и подзаконным актам является неотъемлемым условием того, что Вам не откажут в предоставлении лицензии.

Читайте так же:  Нотариус на посадской орел

Второй этап — проверка соблюдения лицензионных требований и условий. Она может осуществляться в двух формах.
1. Формальная проверка — проверка документов.
2. Фактическая проверка – непосредственное инспектирование того юридического лица, которое подало заявку на получение лицензии.
Лицензирующий орган имеет право осмотреть помещения, оборудование, проверить, есть ли оно вообще или существует только на бумаге.

Третий этап — принятие решения о выдаче лицензии. В этом отношении лицензирование предполагает определенное усмотрение государственного органа, которое выражается в возможности оценки соответствия лицензионным требованиям и условиям и принятия решения.
Вот на этом этапе и проверяется качество заполнения и соответствие документов заявленным текущим законодательством требованиям.

Четвертый этап – выдача лицензии.
Вы можете оформить всю документацию самостоятельно, однако экономически более рационально доверить эту работу профессионалам. Ведь если выдача лицензии сорвется, приступать к деятельности, которая приносит заявителю доход нельзя. Это порождает убытки. Однако их легко избежать, обратившись в нашу компанию. Опыт работы, квалифицированный персонал и наработанные механизмы взаимодействия с лицензирующими органами позволят получить разрешение без головной боли и в короткий срок.

Для начала сотрудничества позвоните т.8-981-814-7767, 8-8OO-3O1-O389

Электронная почта

[email protected], [email protected], http://nlstar.com/ref/ZdEnmg

Напишите что есть/нет по списку. Можем взять на себя помощь в получении всех недостающих документов. Вышлите реквизиты для договора.

Заместитель Генерального директора ЗАО «ЕВРОПЕЙСКАЯ КОНСАЛТИНГОВАЯ ГРУППА»

Сафронов Георгий [email protected], т. т.8-981-814-7767,8-8OO-3O1-O389

Работаем во всех субъектах Российской Федерациии.

Например, по рейтингу аудиторско-консалтинговых компаний в СЗФО издания «Эксперт Северо-Запад» ( №26 (673) 09 июн 2014), в 2013 году ГК «ЕВРОПЕЙСКАЯ КОНСАЛТИНГОВАЯ ГРУППА» занимает 4 место среди аудиторских и консалтинговых компаний,

5 место в рейтинге финансового и налогового консалтинга,

Лицензия ФСБ на криптографию

Лицензия ФСБ на криптографию и шифрование: назначение и особенности оформления

Лицензия оформляется при взаимодействии заявителя с средствами криптографической защиты информации (далее СКЗИ).

Срок действия документа — бессрочная

Средствами криптографии являются:

  • устройства шифрования, например: программные, аппаратные или программно-аппаратные, которые реализовывают алгоритмы шифрования для ограничения доступа;
  • имитозащитные: программные, аппаратные и смешанные, реализующие способы защиты от навязываемых (некорректных) данных, преобразования информации, ее фальсификации и т.д.;
  • электронная подпись;
  • утройства кодирования – где часть крипто преобразований выполняется с использованием ручных операций или с использованием компьютеров;
  • устройства изготовление ключевых документов — программные, аппаратные, програмно-аппаратные;
  • ключевые документы – электронные документы, как на бумажных носителях, так и электронные документы на любых носителях;
  • аппаратные средства для шифрования и переработки данных; — программы для ЭВМ;
  • программно-аппаратное шифровальное оборудование с предусмотренной комплектацией, данными и опцией преобразования.
  • А так же в последнее время Лицензия ФСБ на шифрование (криптографию) нужна для мастерских по установке тахографов и передачи карт СКЗИ по их ремонту, обслуживанию и.т.д.

    Минимальный набор категорий при оформлении лицензии ФСБ на криптографию (шифрование):

  • Передача шифровальных (криптографических) средств
  • Передача защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем
  • Передача защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств телекоммуникационных систем
  • Передача средств изготовления ключевых документов

Получение лицензии ФСБ — разовое действие или системный процесс?

Получить лицензию ФСБ на работы и услуги, выполняемые со средствами криптографической защиты информации (СКЗИ), достаточно один раз. Намного сложнее не потерять ее в ходе деятельности при проверке. Чтобы подтвердить виды деятельности, квалификацию специалистов, владение определенным ПО и пр., надо хорошо знать все нюансы законодательства. Предлагаем взвесить за и против, чтобы оценить реальную необходимость в лицензии ФСБ.

Для чего нужна лицензия ФСБ России на криптографию и шифрование

Деятельность в области работ, связанных с СКЗИ и шифрованием, регулируется Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 313, уточняющим 99-ФЗ в части лицензирования околокриптографических работ. Напомним, что Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» перечисляет виды деятельности, которые могут осуществляться лишь на основании специального разрешения, то есть лицензии.

Основные условные категории лицензиатов (организаций, которые получают лицензию):

Вид деятельности

Сложность получения лицензии

Когда актуально

Чуть ниже среднего

При необходимости расширить реализуемый спектр товаров средствами шифрования

Перепродажа, установка и обслуживание (настройка) СКЗИ

При выдаче сертификатов электронной подписи (например, для работы с электронными торговыми площадками), при установке и настройке СКЗИ или систем, неразрывно связанных со СКЗИ для клиентов, при услугах по шифрованию информации

Перепродажа, установка, обслуживание и разработка собственных систем с использованием СКЗИ

При разработке или производстве продуктов, включающих СКЗИ, либо при встраивании СКЗИ в свои продукты, при ремонте СКЗИ

На практике за лицензией ФСБ обращаются в двух случаях: после проверки контролирующего органа, чтобы деятельность не была приостановлена (обычно в предписании на устранение замечаний одним из требований как раз и является получение лицензии), либо когда компания решает расширить ассортимент товаров и/или услуг за счет лицензируемых видов деятельности, чтобы не потерять доходы или долю на рынке, а возможно и расширить круг клиентов.

Читаем документы

Федеральный закон № 99 и Постановлением Правительства РФ № 313 описывают общий вектор действий, необходимых для получения лицензии ФСБ в области криптографии. На практике действия по лицензированию в каждом регионе Российской Федерации типичны, но могут иметь свои особенности, поскольку лицензированием занимаются отдельные региональные управления ФСБ. Заявление на получение лицензии подается в то территориальное отделение ФСБ, где зарегистрирована компания.

Постановление Правительства № 313 содержит уточнения и разъяснения к основополагающему федеральному закону. Этот документ включает 14 пунктов, множество подпунктов и обилие ссылок на другие уточняющие документы. Например, в постановлении указано требование к соискателю лицензии — квалификация и стаж сотрудников, которые должны быть в штате у соискателя. Однако следует учитывать, что таких сотрудников еще нужно правильно оформить: в штат организации, на основное место работы, с записью в трудовой книжке. На них должны быть возложены определенные функции по работе со СКЗИ, и все это определенным образом должно быть зафиксировано во внутренних документах компании. В итоге подготовка документов для небольшого заявления выльется в месяцы работы, а после подачи заявления на выдачу лицензии может поступить отрицательный ответ.

Контур.Безопасность: грамотный сбор и подготовка документов для лицензирования ФСБ на шифрование

Узнать больше

Изучаем исходные данные

Прежде чем решиться на подготовку к получению лицензии ФСБ на шифрование, разумно будет проанализировать собственные будущие финансовые и временные затраты, а именно:

1. Оценить рынок. О получении лицензии на шифрование часто задумываются, когда хотят расширить спектр услуг и товаров или чтобы не потерять клиентов, желающих в довесок к основному продукту приобретать что-то, требующее лицензии ФСБ. В данном случае желательно соотнести потенциальные доходы от услуг с объемом работы по получению лицензии и ее стоимостью. Не исключено, что выгоднее окажется на разовые работы привлекать подрядчика и отказаться от самостоятельного получения лицензии.

2. Оценить собственные кадровые возможности. Закон предъявляет ряд требований к лицензиату относительно кадров и оборудования. Возможно, придется провести ряд кадровых перестановок или найти сотрудников на рынке труда, чтобы выполнить (и выполнять все время, пока будете заниматься лицензируемыми видами деятельности!) требования по лицензированию. Может оказаться, что содержать дорогостоящего специалиста будет весьма затратно, а занять его в компании чем-то иным, кроме работы с криптосредствами, возможности не представится.

3. Оценить серьезность собственных намерений. Закон требует веского обоснования необходимости получения лицензии. Если лицензиат не занимается данным видом деятельности какое-то время, может быть поставлен вопрос об отзыве лицензии. Перед вложением средств желательно оценить поток заказов по выбранному направлению.

4. Заглянуть на три года вперед. Лицензия ФСБ выдается бессрочно, в течение первых трех лет возможны только внеплановые проверки. Первая плановая проверка может состояться лишь через три года или позднее. Проверяться будет всё: реальная квалификация специалистов, наличие оборудования и ПО, указанного в заявительных документах, своевременность актуализации истекающих со временем параметров — сертификаты, лицензии на ПО, договоры с контрагентами по аренде, охране, поставке иных услуг. По сути, проверка мало чем отличается по объему от первоначального получения лицензии.

Если вы решили, что выгода от получения лицензии ФСБ на криптографию превышает объемы затрат, необходимо обстоятельно изучить нормативную базу по данному вопросу, оценить возможность выполнения требований лицензирующего органа, прояснить непонятные моменты у компетентных лиц — и лицензироваться! Любой регулятор относится намного лояльнее к тем, кто хочет работать согласно законодательству, чем к желающим обойти закон и работать нелегально.

Никита Ярков, эксперт компании «СКБ Контур», проект Контур.Безопасность

Подробная информация

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 сентября 2002 г. N 691

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЙ
О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СВЯЗАННЫХ С ШИФРОВАЛЬНЫМИ (КРИПТОГРАФИЧЕСКИМИ) СРЕДСТВАМИ

В соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые
Положение о лицензировании деятельности по распространению шифровальных (криптографических) средств;
Положение о лицензировании деятельности по техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств;
Положение о лицензировании предоставления услуг в области шифрования информации;
Положение о лицензировании разработки, производства шифровальных (криптографических) средств, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных и телекоммуникационных систем.
2. Установить, что лицензии на осуществление деятельности в области защиты информации с использованием шифровальных (криптографических) средств, выданные до принятия настоящего Постановления, действуют в отношении видов деятельности, перечисленных в пункте 1 настоящего Постановления, в течение указанного в них срока.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.КАСЬЯНОВ

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 23 сентября 2002 г. N 691

ПОЛОЖЕНИЕ
О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ШИФРОВАЛЬНЫХ (КРИПТОГРАФИЧЕСКИХ) СРЕДСТВ

1. Настоящее Положение определяет порядок лицензирования деятельности по распространению шифровальных (криптографических) средств, включая их продажу и передачу.

3. Настоящее Положение не распространяется на деятельность по распространению:
а) шифровальных (криптографических) средств, являющихся компонентами доступных для продажи без ограничений посредством розничной торговли, либо сделок по почтовым запросам, либо электронных сделок, либо сделок по телефонным заказам программных операционных систем, криптографические возможности которых не могут быть изменены пользователями, которые разработаны для установки пользователем самостоятельно без дальнейшей существенной поддержки поставщиком и техническая документация (описание алгоритмов криптографических преобразований, протоколы взаимодействия, описание интерфейсов и т.д.) на которые является доступной, в том числе для проверки;
б) персональных кредитных карточек со встроенной микроЭВМ, криптографические возможности которых не могут быть изменены пользователями;
в) портативных или мобильных радиотелефонов гражданского назначения (типа радиотелефонов, предназначенных для использования в коммерческих гражданских системах сотовой радиосвязи), которые не имеют функции сквозного шифрования;
г) приемной аппаратуры радиовещания, коммерческого телевидения или иной аппаратуры коммерческого типа для вещания на ограниченную аудиторию без шифрования цифрового сигнала, в которой шифрование ограничено функциями управления видео- или аудиоканалами;
д) специально разработанных и применяемых только для банковских и финансовых операций шифровальных (криптографических) средств в составе терминалов единичной продажи (банкоматов), криптографические возможности которых не могут быть изменены пользователями;
е) специально разработанных и применяемых только в составе контрольно — кассовых машин шифровальных (криптографических) средств защиты фискальной памяти;
ж) шифровальных (криптографических) средств независимо от их назначения, реализующих симметричные криптографические алгоритмы и обладающих максимальной длиной криптографического ключа менее 40 бит, а также реализующих асимметричные криптографические алгоритмы, основанные либо на разложении на множители целых чисел, либо на вычислении дискретных логарифмов в мультипликативной группе конечного поля, либо на дискретном логарифме в группе, отличной от названной, и обладающих максимальной длиной криптографического ключа 128 бит.

4. Лицензирование деятельности по распространению шифровальных (криптографических) средств осуществляется Федеральным агентством правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации (далее именуется — лицензирующий орган).

5. Лицензионными требованиями и условиями при распространении шифровальных (криптографических) средств являются:
а) выполнение нормативных правовых актов Российской Федерации и соблюдение государственных стандартов, относящихся к лицензируемой деятельности;
б) выполнение нормативных документов лицензирующего органа, регламентирующих осуществление лицензируемой деятельности, зарегистрированных в установленном порядке Министерством юстиции Российской Федерации, и методических документов по лицензируемой деятельности, издаваемых лицензирующим органом в пределах своей компетенции;
в) представление в лицензирующий орган перечня шифровальных (криптографических) средств, используемых при осуществлении лицензируемой деятельности (с предоставлением по запросу технической документации и (или) образцов шифровальных (криптографических) средств, которые не имеют сертификата Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации);
г) ввоз на территорию Российской Федерации в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, шифровальных (криптографических) средств иностранного производства, которые предполагается распространять в Российской Федерации;
д) представление в лицензирующий орган по его запросу образцов шифровальных (криптографических) средств иностранного производства, которые предполагается распространять в Российской Федерации, и документации, определяющей их состав, характеристики и условия эксплуатации (с официальным переводом ее на русский язык);
е) наличие принадлежащих лицензиату на праве собственности или на ином законном основании сооружений, помещений, технологического, испытательного, контрольно — измерительного оборудования и иных объектов, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности в соответствии с установленными технологическими требованиями;
ж) соответствие указанных помещений требованиям, предъявляемым к такого рода помещениям технической документацией на находящееся в них оборудование;
з) обслуживание указанного оборудования в соответствии с регламентом, предусмотренным эксплуатационной документацией;
и) проведение своевременной поверки технологического, испытательного и контрольно — измерительного оборудования, используемого при осуществлении лицензируемой деятельности;
к) использование программ для электронно — вычислительных машин или баз данных третьими лицами (пользователями) на основании договора с правообладателем;
л) наличие системы поэкземплярного учета шифровальных (криптографических) средств и документации к ним;
м) установление порядка доступа лиц к конфиденциальной информации, связанной с осуществлением лицензируемой деятельности, и обеспечение контролируемого допуска персонала лицензиата к работам, связанным с такой информацией;
н) обеспечение безопасности хранения, обработки и передачи по каналам связи конфиденциальной информации, связанной с осуществлением лицензируемой деятельности;
о) применение средств обработки информации, аттестованных в соответствии с требованиями по защите информации;
п) наличие охраны и (или) специального оборудования, а также распорядка работ, исключающих неконтролируемый доступ к шифровальным (криптографическим) средствам;
р) хранение шифровальных (криптографических) средств, их отдельных узлов и блоков, дистрибутивов программных и программно — аппаратных шифровальных (криптографических) средств, инсталляционных дискет, нормативной, эксплуатационной и ключевой документации к ним в хранилищах (металлических шкафах, сейфах), оборудованных внутренними замками;
с) обеспечение условий, исключающих возможность неконтролируемого доступа к шифровальным (криптографическим) средствам при их транспортировке, их физического повреждения и внешнего воздействия на носители ключевой информации;
т) наличие следующего квалифицированного персонала: руководитель и (или) лицо, уполномоченное им руководить работами по лицензируемой деятельности, имеющие высшее профессиональное образование и (или) профессиональную подготовку в области информационной безопасности, а также стаж работы в этой области не менее 2 лет;
инженерно — технический персонал, имеющий высшее профессиональное образование или прошедший переподготовку (повышение квалификации) в области информационной безопасности с получением специализации, соответствующей виду шифровальных
(криптографических) средств.

6. Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган следующие документы:
а) заявление о предоставлении лицензии с указанием:
лицензируемой деятельности;
наименования, организационно — правовой формы и места нахождения — для юридического лица;
фамилии, имени, отчества, места жительства, данных документа, удостоверяющего личность, — для индивидуального предпринимателя;
б) копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица либо копия свидетельства о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве индивидуального предпринимателя (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом);
в) копия свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом);
г) документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение заявления о предоставлении лицензии;
д) сведения о квалификации работников соискателя лицензии, подписанные руководителем (лицом, его замещающим) и заверенные печатью юридического лица или индивидуального предпринимателя.

7. Документы принимаются по описи, копия которой с отметкой о дате приема документов направляется (вручается) соискателю лицензии.
За предоставление недостоверных или искаженных сведений соискатель лицензии несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

8. Лицензирующий орган вправе запрашивать у соискателя лицензии подтверждение соответствия лицензируемой деятельности лицензионным требованиям и условиям.

9. Лицензирующий орган в течение 60 дней со дня поступления заявления со всеми необходимыми документами принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии и направляет (вручает) соискателю лицензии соответствующее уведомление (в случае отказа в предоставлении лицензии — с указанием причин отказа).

Читайте так же:  Нотариус на садовой спасской

10. Решение о предоставлении либо об отказе в предоставлении лицензии принимается по результатам проверки достоверности представленных сведений и проверки соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям.
В случае если представленной в соответствии с пунктом 6 настоящего Положения информации недостаточно, проверка проводится по месту нахождения соискателя лицензии.
Проверка достоверности представленных сведений и проверка соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям по месту его нахождения проводятся должностными лицами лицензирующего органа на основании предписания лицензирующего органа в согласованные с соискателем лицензии сроки. Продолжительность проверки не должна превышать 30 дней.
Соискатель лицензии обязан предоставить проверяющим беспрепятственный доступ к необходимой документации, связанной с лицензируемой деятельностью, объектам, на которых или с помощью которых будет осуществляться лицензируемая деятельность, документации на эти объекты, обеспечить условия проведения проверки и присутствие при этом соответствующих должностных лиц.

11. Лицензия выдается на 5 лет.
Срок действия лицензии по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата в порядке, предусмотренном для переоформления лицензии.

12. Лицензирующий орган ведет реестр лицензий, в котором указываются:
а) наименование лицензирующего органа;
б) сведения о лицензиате:
наименование, организационно — правовая форма, место нахождения — для юридического лица;
фамилия, имя, отчество, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность, — для индивидуального предпринимателя;
в) код лицензиата по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций и идентификационный номер налогоплательщика;
г) лицензируемая деятельность;
д) срок действия лицензии;
е) номер лицензии;
ж) дата принятия решения о предоставлении лицензии;
з) дата предоставления лицензии;
и) сведения о регистрации лицензии в реестре лицензий;
к) основания и даты приостановления и возобновления действия лицензии;
л) основание и срок продления лицензии;
м) основание и дата аннулирования лицензии.

13. Ведение реестра лицензий осуществляется уполномоченными должностными лицами лицензирующего органа. Данные вносятся в реестр не позднее 3 дней с даты подписания лицензии или даты принятия руководством лицензирующего органа решения о приостановлении, возобновлении действия или аннулировании лицензии

14. Контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий осуществляется в форме проверок в порядке, определяемом руководителем лицензирующего органа.
О проведении проверки лицензирующий орган уведомляет лицензиата не позднее чем за 10 дней до ее начала.
Плановая проверка проводится не чаще одного раза в 2 года по утвержденному лицензирующим органом плану.
Внеплановая проверка проводится лицензирующим органом в случае:
получения от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти информации о нарушении лицензиатом лицензионных требований и условий;
обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушение их прав и законных интересов в результате действия (бездействия) лицензиатов, которые связаны с невыполнением лицензиатами лицензионных требований и условий.
Продолжительность проверки не должна превышать 30 дней.
Лицензиат обязан предоставить проверяющим беспрепятственный доступ к необходимой документации, объектам, на которых или с помощью которых осуществляется лицензируемая деятельность, документации на эти объекты, обеспечить условия проведения проверки и присутствие при этом соответствующих должностных лиц.
По результатам проверки оформляется акт, в котором указываются конкретные нарушения и срок их устранения.
С актом проверки в обязательном порядке должен быть ознакомлен лицензиат.

15. Лицензиат уведомляет лицензирующий орган об устранении нарушений лицензионных требований и условий в установленный актом проверки срок.
По решению лицензирующего органа проверка устранения лицензиатом нарушений лицензионных требований и условий осуществляется в течение 15 дней со дня получения от лицензиата уведомления об устранении нарушений.

16. Принятие решений о предоставлении, переоформлении, приостановлении действия, аннулировании лицензии, а также взимание лицензионных сборов осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности».

ПОЛОЖЕНИЕ
О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ ШИФРОВАЛЬНЫХ
(КРИПТОГРАФИЧЕСКИХ) СРЕДСТВ

1. Настоящее Положение определяет порядок лицензирования деятельности по техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств.

2. К шифровальным (криптографическим) средствам относятся:
а) средства шифрования — аппаратные, программные и аппаратно — программные средства, системы и комплексы, реализующие алгоритмы криптографического преобразования информации и предназначенные для защиты информации при передаче по каналам связи и (или) для защиты информации от несанкционированного доступа при ее обработке и хранении;
б) средства имитозащиты — аппаратные, программные и аппаратно — программные средства, системы и комплексы, реализующие алгоритмы криптографического преобразования информации и предназначенные для защиты от навязывания ложной информации;
в) средства электронной цифровой подписи — аппаратные, программные и аппаратно — программные средства, обеспечивающие на основе криптографических преобразований реализацию хотя бы одной из следующих функций: создание электронной цифровой подписи с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи, подтверждение с использованием открытого ключа электронной цифровой подписи подлинности электронной цифровой подписи, создание закрытых и открытых ключей электронной цифровой подписи;
г) средства кодирования — средства, реализующие алгоритмы криптографического преобразования информации с выполнением части преобразования путем ручных операций или с использованием автоматизированных средств на основе таких операций;
д) средства для изготовления ключевых документов (независимо от вида носителя ключевой информации);
е) ключевые документы (независимо от вида носителя ключевой информации).

3. Деятельность по техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств включает в себя:
а) монтаж, установку, наладку шифровальных (криптографических) средств;
б) ремонт, сервисное обслуживание шифровальных (криптографических) средств;
в) утилизацию и уничтожение шифровальных (криптографических) средств;
г) работы по обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, предусмотренные технической и эксплуатационной документацией на эти средства (за исключением случая, если указанные работы проводятся для обеспечения собственных нужд).

4. Настоящее Положение не распространяется на деятельность по техническому обслуживанию:
а) шифровальных (криптографических) средств, являющихся компонентами доступных для продажи без ограничений посредством розничной торговли, либо сделок по почтовым запросам, либо электронных сделок, либо сделок по телефонным заказам программных операционных систем, криптографические возможности которых не могут быть изменены пользователями, которые разработаны для установки пользователем самостоятельно без дальнейшей существенной поддержки поставщиком и техническая документация (описание алгоритмов криптографических преобразований, протоколы взаимодействия, описание интерфейсов и т.д.) на которые является доступной, в том числе для проверки;
б) персональных кредитных карточек со встроенными микроЭВМ, криптографические возможности которых не могут быть изменены пользователями;
в) портативных или мобильных радиотелефонов гражданского назначения (типа радиотелефонов, предназначенных для использования в коммерческих гражданских системах сотовой радиосвязи), которые не имеют функции сквозного шифрования;
г) приемной аппаратуры радиовещания, коммерческого телевидения или иной аппаратуры коммерческого типа для вещания на ограниченную аудиторию без шифрования цифрового сигнала, в которой шифрование ограничено функциями управления видео- или аудиоканалами;
д) специально разработанных и применяемых только для банковских и финансовых операций шифровальных (криптографических) средств в составе терминалов единичной продажи (банкоматов), криптографические возможности которых не могут быть изменены пользователями;
е) специально разработанных и применяемых только в составе контрольно — кассовых машин шифровальных (криптографических) средств защиты фискальной памяти;
ж) шифровальных (криптографических) средств независимо от их назначения, реализующих симметричные криптографические алгоритмы и обладающих максимальной длиной криптографического ключа менее 40 бит, а также реализующих асимметричные криптографические алгоритмы, основанные либо на разложении на множители целых чисел, либо на вычислении дискретных логарифмов в мультипликативной группе конечного поля, либо на дискретном логарифме в группе, отличной от названной, и обладающих максимальной длиной криптографического ключа 128 бит.

5. Лицензирование деятельности по техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств осуществляется Федеральным агентством правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации (далее именуется — лицензирующий орган).

6. Лицензионными требованиями и условиями при осуществлении деятельности по техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств являются:
а) выполнение нормативных правовых актов Российской Федерации и соблюдение государственных стандартов, относящихся к лицензируемой деятельности;
б) выполнение нормативных документов лицензирующего органа, регламентирующих осуществление лицензируемой деятельности, зарегистрированных в установленном порядке Министерством юстиции Российской Федерации, и методических документов, касающихся лицензируемой деятельности, издаваемых лицензирующим органом в пределах своей компетенции;
в) представление в лицензирующий орган перечня шифровальных (криптографических) средств, используемых при осуществлении лицензируемой деятельности (с предоставлением по запросу технической документации и (или) образцов шифровальных (криптографических) средств, которые не имеют сертификата Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации);
г) использование шифровальных (криптографических) средств иностранного производства при условии, что эти средства были ввезены на территорию Российской Федерации и распространялись в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации;
д) наличие принадлежащих лицензиату на праве собственности или на ином законном основании сооружений, помещений, технологического, испытательного, контрольно — измерительного оборудования и иных объектов, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности в соответствии с установленными технологическими требованиями;
е) соответствие указанных помещений требованиям, предъявляемым к такого рода помещениям технической документацией на находящееся в них оборудование;
ж) обслуживание указанного оборудования в соответствии с регламентом, предусмотренным эксплуатационной документацией;
з) проведение своевременной поверки технологического, испытательного и контрольно — измерительного оборудования, используемого при осуществлении лицензируемой деятельности;
и) использование программ для электронно — вычислительных машин и баз данных третьими лицами (пользователями) на основании договора с правообладателем;
к) наличие системы поэкземплярного учета шифровальных (криптографических) средств и документации к ним;
л) установление порядка доступа лиц к конфиденциальной информации, связанной с осуществлением лицензируемой деятельности, и обеспечение контролируемого допуска персонала лицензиата к работам, связанным с этой информацией;
м) обеспечение безопасности хранения, обработки и передачи по каналам связи конфиденциальной информации, связанной с осуществлением лицензируемой деятельности;
н) применение средств обработки информации, аттестованных в соответствии с требованиями по защите информации;
о) наличие охраны и (или) специального оборудования, а также распорядка работ, исключающих неконтролируемый доступ к шифровальным (криптографическим) средствам;
п) хранение шифровальных (криптографических) средств, их отдельных узлов и блоков, дистрибутивов программных и программно — аппаратных шифровальных (криптографических) средств, инсталляционных дискет, нормативной, эксплуатационной и ключевой документации к ним в хранилищах (металлических шкафах, сейфах), оборудованных внутренними замками;
р) наличие следующего квалифицированного персонала:
руководитель и (или) лицо, уполномоченное им руководить работами по осуществлению лицензируемой деятельности, имеющие высшее профессиональное образование и (или) профессиональную подготовку в области информационной безопасности, а также стаж работы в этой области не менее 5 лет;
инженерно — технический персонал, имеющий высшее профессиональное образование или прошедший переподготовку (повышение квалификации) в области информационной безопасности с получением специализации, соответствующей виду шифровальных (криптографических) средств.

8. Документы принимаются по описи, копия которой направляется (вручается) соискателю лицензии с отметкой о дате приема документов.
За предоставление недостоверных или искаженных сведений соискатель лицензии несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

12. Лицензия выдается на 5 лет.
Срок действия лицензии по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата в порядке, предусмотренном для переоформления лицензии.

13. Лицензирующий орган ведет реестр лицензий, в котором указываются:
а) наименование лицензирующего органа;
б) сведения о лицензиате:
наименование, организационно — правовая форма, место нахождения — для юридического лица;
фамилия, имя, отчество, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность, — для индивидуального предпринимателя;
в) код лицензиата по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций и идентификационный номер налогоплательщика;
г) лицензируемая деятельность;
д) срок действия лицензии;
е) номер лицензии;
ж) дата принятия решения о предоставлении лицензии;
з) дата предоставления лицензии;
и) сведения о регистрации лицензии в реестре лицензий;
к) основания и даты приостановления и возобновления действия лицензии;
л) основание и срок продления лицензии;
м) основание и дата аннулирования лицензии.

14. Ведение реестра лицензий осуществляется уполномоченными должностными лицами лицензирующего органа. Данные вносятся в реестр лицензий не позднее 3 дней с даты подписания лицензии или даты принятия руководством лицензирующего органа решения о приостановлении, возобновлении действия или аннулировании лицензии.

15. Контроль за выполнением лицензиатом лицензионных требований и условий осуществляется в форме проверок в порядке, определяемом руководителем лицензирующего органа.
О проведении проверки лицензирующий орган уведомляет лицензиата не позднее чем за 10 дней до ее начала.
Плановая проверка проводится не чаще одного раза в 2 года по утвержденному лицензирующим органом плану.
Внеплановая проверка проводится лицензирующим органом в случае:
получения от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти информации о нарушении лицензиатом лицензионных требований и условий;
обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) лицензиатов, которые связаны с невыполнением лицензиатами лицензионных требований и условий.
Продолжительность проверки не должна превышать 30 дней.
Лицензиат обязан предоставить проверяющим беспрепятственный доступ к необходимой документации, объектам, на которых или с помощью которых осуществляется лицензируемая деятельность, документации на эти объекты, обеспечить условия проведения проверки и присутствие при этом соответствующих должностных лиц.
По результатам проверки оформляется акт, в котором указываются конкретные нарушения и срок их устранения.
С актом проверки в обязательном порядке должен быть ознакомлен лицензиат.

17. Принятие решений о предоставлении, переоформлении, приостановлении действия, аннулировании лицензии и взимание лицензионных сборов осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности».

ПОЛОЖЕНИЕ
О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ УСЛУГ В ОБЛАСТИ
ШИФРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИИ

1. Настоящее Положение определяет порядок лицензирования предоставления услуг в области шифрования информации.

2. К шифровальным (криптографическим) средствам относятся:
а) средства шифрования — аппаратные, программные и аппаратно — программные средства, системы и комплексы, реализующие алгоритмы криптографического преобразования информации и предназначенные для защиты информации при передаче по каналам связи и (или) для защиты информации от несанкционированного доступа при ее обработке и хранении;
б) средства имитозащиты — аппаратные, программные и аппаратно — программные средства, системы и комплексы, реализующие алгоритмы криптографического преобразования информации и предназначенные для защиты от навязывания ложной информации;

3. Деятельность по предоставлению услуг в области шифрования информации включает в себя:
а) шифрование информации, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну, с использованием шифровальных (криптографических) средств в интересах юридических и физических лиц;
б) имитозащиту информации, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну, с использованием шифровальных (криптографических) средств в интересах юридических и физических лиц;
в) предоставление юридическим и физическим лицам защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств каналов связи для передачи информации, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну;
г) обеспечение пользователей системы электронного документооборота ключевой информацией (включая ее формирование и распределение) независимо от вида носителя ключевой информации, предназначенной для защиты информации, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну.

4. Настоящее Положение не распространяется на предоставление услуг в области шифрования информации с использованием:
а) шифровальных (криптографических) средств, являющихся компонентами доступных для продажи без ограничений посредством розничной торговли, либо сделок по почтовым запросам, либо электронных сделок, либо сделок по телефонным заказам программных операционных систем, криптографические возможности которых не могут быть изменены пользователями, которые разработаны для установки пользователем самостоятельно без дальнейшей существенной поддержки поставщиком и техническая документация (описание алгоритмов криптографических преобразований, протоколы взаимодействия, описание интерфейсов и т.д.) на которые является доступной, в том числе для проверки;
б) персональных кредитных карточек со встроенными микроЭВМ, криптографические возможности которых не могут быть изменены пользователями;
в) портативных или мобильных радиотелефонов гражданского назначения (типа радиотелефонов, предназначенных для использования в коммерческих гражданских системах сотовой радиосвязи), которые не имеют функции сквозного шифрования;
г) приемной аппаратуры радиовещания, коммерческого телевидения или иной аппаратуры коммерческого типа для вещания на ограниченную аудиторию без шифрования цифрового сигнала, в которой шифрование ограничено функциями управления видео- или аудиоканалами;
д) специально разработанных и применяемых только для банковских и финансовых операций шифровальных (криптографических) средств в составе терминалов единичной продажи (банкоматов), криптографические возможности которых не могут быть изменены пользователями;
е) специально разработанных и применяемых только в составе контрольно — кассовых машин шифровальных (криптографических) средств защиты фискальной памяти;
ж) шифровальных (криптографических) средств (независимо от их назначения), реализующих симметричные криптографические алгоритмы и обладающих максимальной длиной криптографического ключа менее 40 бит, а также реализующих асимметричные криптографические алгоритмы, основанные либо на разложении на множители целых чисел, либо на вычислении дискретных логарифмов в мультипликативной группе конечного поля, либо на вычислении дискретных логарифмов в группе, отличной от названной, и обладающих максимальной длиной криптографического ключа 128 бит.

5. Лицензирование предоставления услуг в области шифрования информации осуществляется Федеральным агентством правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации (далее именуется — лицензирующий орган).

6. Лицензионными требованиями и условиями при предоставлении услуг в области шифрования информации являются:
а) выполнение нормативных правовых актов Российской Федерации и соблюдение государственных стандартов, относящихся к лицензируемой деятельности;
б) выполнение нормативных документов лицензирующего органа, регламентирующих осуществление лицензируемой деятельности, зарегистрированных в установленном порядке Министерством юстиции Российской Федерации, и методических документов по лицензируемой деятельности, издаваемых лицензирующим органом в пределах своей компетенции;
в) представление в лицензирующий орган перечня шифровальных (криптографических) средств, используемых при осуществлении лицензируемой деятельности (с предоставлением по запросу технической документации и (или) образцов шифровальных (криптографических) средств, которые не имеют сертификата Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации);
г) использование шифровальных (криптографических) средств иностранного производства при условии, что эти средства были ввезены на территорию Российской Федерации и распространялись в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации;
д) наличие принадлежащих лицензиату на праве собственности или на ином законном основании сооружений, помещений, технологического, испытательного, контрольно — измерительного оборудования и иных объектов, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности в соответствии с установленными технологическими требованиями;
е) соответствие указанных помещений требованиям, предъявляемым к такого рода помещениям технической документацией на находящееся в них оборудование;
ж) обслуживание указанного оборудования в соответствии с регламентом, предусмотренным эксплуатационной документацией;
з) проведение своевременной поверки технологического, испытательного и контрольно — измерительного оборудования, используемого при осуществлении лицензируемой деятельности;
и) использование программ для электронно — вычислительных машин или баз данных третьими лицами (пользователями), на основании договора с правообладателем;
к) наличие системы поэкземплярного учета шифровальных (криптографических) средств и документации к ним;
л) установление порядка доступа лиц к конфиденциальной информации, связанной с осуществлением лицензируемой деятельности, и обеспечение контролируемого допуска персонала лицензиата к работам, связанным с этой информацией;
м) обеспечение безопасности хранения, обработки и передачи по каналам связи конфиденциальной информации, связанной с осуществлением лицензируемой деятельности;
н) применение средств обработки информации, аттестованных в соответствии с требованиями по защите информации;
о) наличие охраны и (или) специального оборудования, а также распорядка работ, исключающих неконтролируемый доступ к шифровальным (криптографическим) средствам;
п) осуществление учета и хранения носителей ключевой информации и инсталляционных дискет, содержащих программы шифрования, специально выделенными должностными лицами, которые непосредственно работают с ними и несут персональную ответственность за сохранность носителей ключевой информации и инсталляционных дискет, содержащих программы шифрования;
р) ведение учета изготовленной для пользователей ключевой информации, регистрация выдачи ключевых документов, их возврата и уничтожения в выделенных для этих целей журналах;
с) хранение шифровальных (криптографических) средств, их отдельных узлов и блоков, дистрибутивов программных и программно — аппаратных шифровальных (криптографических) средств, инсталляционных дискет, нормативной, эксплуатационной и ключевой документации к ним в хранилищах (металлических шкафах, сейфах), оборудованных внутренними замками;
т) обеспечение раздельного безопасного хранения рабочих и резервных носителей ключевой информации, предназначенных для использования в случае компрометации рабочей ключевой информации; обеспечение условий, исключающих непреднамеренное уничтожение или иное не предусмотренное нормативной и эксплуатационной документацией на шифровальные (криптографические) средства применение носителей ключевой информации и инсталляционных дискет, содержащих программы шифрования, в случае их хранения в одном хранилище с другими документами;
у) обеспечение уничтожения исходно
й ключевой информации путем физического уничтожения носителя ключевой информации, на котором она расположена, или путем стирания (разрушения) исходной ключевой информации без повреждения носителя (для обеспечения возможности его многократного использования) в соответствии с эксплуатационной и технической документацией к соответствующим шифровальным (криптографическим) средствам, а также указаниями организации, производившей запись исходной ключевой информации;
ф) обеспечение условий, исключающих возможность неконтролируемого доступа к шифровальным (криптографическим) средствам при их транспортировке, а также возможность их физического повреждения и внешнего воздействия на носители ключевой информации;
х) обеспечение сохранности, целости и работоспособности шифровальных (криптографических) средств, работающего совместно с шифровальными (криптографическими) средствами оборудования, а также используемого программного обеспечения;
ц) наличие следующего квалифицированного персонала:
руководитель и (или) лицо, уполномоченное им руководить работами по осуществлению лицензируемой деятельности, имеющие высшее профессиональное образование и (или) профессиональную подготовку в области информационной безопасности, а также стаж работы в этой области не менее 5 лет;
инженерно — технический персонал, имеющий высшее профессиональное образование или прошедший переподготовку (повышение квалификации) в области информационной безопасности с получением специализации, соответствующей виду шифровальных (криптографических) средств.

Читайте так же:  Заключить прямой договор с энергосбытом

7. Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган следующие документы:
а) заявление о предоставлении лицензии с указанием:
лицензируемой деятельности;
наименования, организационно — правовой формы и места нахождения — для юридического лица;
фамилии, имени, отчества, места жительства, данных документа, удостоверяющего личность, — для индивидуального предпринимателя;
б) копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица либо копия свидетельства о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве индивидуального предпринимателя (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом);
в) копия свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом);
г) документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение заявления о предоставлении лицензии;
д) сведения о квалификации работников соискателя лицензии, подписанные руководителем (лицом, его замещающим) и заверенные печатью юридического лица или индивидуального предпринимателя.

8. Документы принимаются по описи, копия которой с отметкой о дате приема документов направляется (вручается) соискателю лицензии.
За предоставление недостоверных или искаженных сведений соискатель лицензии несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

9. Лицензирующий орган вправе запрашивать у соискателя лицензии подтверждение соответствия лицензируемой деятельности лицензионным требованиям и условиям.

10. Лицензирующий орган в течение 60 дней со дня поступления заявления со всеми необходимыми документами принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии и направляет (вручает) соискателю лицензии уведомление о предоставлении лицензии либо об отказе в предоставлении лицензии с указанием причин отказа.

11. Решение о предоставлении либо об отказе в предоставлении лицензии принимается по результатам проверки достоверности представленных соискателем лицензии документов и проверки соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям.
В случае если представленной в соответствии с пунктом 7 настоящего Положения информации недостаточно, проверка проводится по месту нахождения соискателя лицензии.
Проверка достоверности представленных сведений и проверка соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям по месту его нахождения проводятся должностными лицами лицензирующего органа на основании предписания лицензирующего органа в согласованные с соискателем лицензии сроки. Продолжительность проверки не должна превышать 30 дней.
Соискатель лицензии обязан предоставить проверяющим беспрепятственный доступ к необходимой документации, связанной с лицензируемой деятельностью, объектам, на которых или с помощью которых будет осуществляться лицензируемая деятельность, документации на эти объекты, обеспечить условия проведения проверки и присутствие при этом соответствующих должностных лиц.

13. Лицензирующий орган ведет реестр лицензий, в котором указываются:
а) наименование лицензирующего органа;
б) сведения о лицензиате:
наименование, организационно — правовая форма, место нахождения — для юридического лица;
фамилия, имя, отчество, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность, — для индивидуального предпринимателя;
в) код лицензиата по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций и идентификационный номер налогоплательщика;
г) лицензируемая деятельность;

14. Ведение реестра лицензий осуществляется уполномоченными должностными лицами лицензирующего органа. Данные вносятся в реестр лицензий не позднее 3 дней после подписания лицензии или даты принятия руководством лицензирующего органа решения о приостановлении, возобновлении действия или аннулировании лицензии.

15. Контроль за выполнением лицензиатом лицензионных требований и условий осуществляется в форме проверок в порядке, определяемом руководителем лицензирующего органа.
О проведении проверки лицензирующий орган уведомляет лицензиата не позднее чем за 10 дней до ее начала.
Плановая проверка проводится не чаще одного раза в 2 года по утвержденному лицензирующим органом плану.
Внеплановая проверка проводится лицензирующим органом в случае:
получения от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти информации о нарушении лицензиатом лицензионных требований и условий;
обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) лицензиатов, которые связаны с невыполнением лицензиатами лицензионных требований и условий.
Продолжительность проверки не должна превышать 30 дней.
Лицензиат обязан предоставить проверяющим беспрепятственный доступ к необходимой документации, связанной с лицензируемой деятельностью, объектам, на которых или с помощью которых осуществляется лицензируемая деятельность, документации на эти объекты, обеспечить условия проведения проверки и присутствие при этом соответствующих должностных лиц.
По результатам проверки оформляется акт, в котором указываются конкретные нарушения и срок их устранения.
С актом проверки в обязательном порядке должен быть ознакомлен лицензиат.

16. Лицензиат уведомляет лицензирующий орган об устранении нарушений лицензионных требований и условий в установленный актом проверки срок.
По решению лицензирующего органа проверка устранения лицензиатом нарушений лицензионных требований и условий осуществляется в течение 15 дней со дня получения от лицензиата уведомления об устранении нарушений.

17. Принятие решений о предоставлении, переоформлении, приостановлении действия, аннулировании лицензии, а также взимание лицензионных сборов осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Утверждено
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 23 сентября 2002 г. N 691

ПОЛОЖЕНИЕ
О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ РАЗРАБОТКИ, ПРОИЗВОДСТВА
ШИФРОВАЛЬНЫХ (КРИПТОГРАФИЧЕСКИХ) СРЕДСТВ, ЗАЩИЩЕННЫХ
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ШИФРОВАЛЬНЫХ (КРИПТОГРАФИЧЕСКИХ)
СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИОННЫХ И ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ СИСТЕМ

1. Настоящее Положение определяет порядок лицензирования разработки, производства шифровальных (криптографических) средств, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных и телекоммуникационных систем.

2. К шифровальным (криптографическим) средствам относятся:
а) средства шифрования — аппаратные, программные и аппаратно — программные средства, системы и комплексы, реализующие алгоритмы криптографического преобразования информации и предназначенные для защиты информации при передаче по каналам связи и (или) для защиты информации от несанкционированного доступа при ее обработке и хранении;
б) средства имитозащиты — аппаратные, программные и аппаратно — программные средства, системы и комплексы, реализующие алгоритмы криптографического преобразования информации и предназначенные для защиты от навязывания ложной информации;
в) средства электронной цифровой подписи — аппаратные, программные и аппаратно — программные средства, обеспечивающие на основе криптографических преобразований реализацию хотя бы одной из следующих функций: создание электронной цифровой подписи с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи, подтверждение с использованием открытого ключа электронной цифровой подписи подлинности электронной цифровой подписи, создание закрытых и открытых ключей электронной цифровой подписи;
г) средства кодирования — средства, реализующие алгоритмы криптографического преобразования информации с выполнением части преобразования путем ручных операций или с использованием автоматизированных средств на основе таких операций;
д) средства изготовления ключевых документов (независимо от вида носителя ключевой информации);
е) ключевые документы (независимо от вида носителя ключевой информации).

3. Лицензируемая деятельность включает в себя:
а) разработку шифровальных (криптографических) средств, указанных в пункте 2 настоящего Положения;
б) разработку защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем;
в) разработку защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств телекоммуникационных систем;
г) производство шифровальных (криптографических) средств, указанных в пункте 2 настоящего Положения;
д) изготовление с использованием шифровальных (криптографических) средств изделий, предназначенных для подтверждения прав (полномочий) доступа к информации и (или) оборудованию в информационных и телекоммуникационных системах.

4. Настоящее Положение не распространяется на разработку и производство:
а) портативных или мобильных радиотелефонов гражданского назначения (в том числе предназначенных для использования в коммерческих гражданских системах сотовой радиосвязи), которые не имеют функции сквозного шифрования;
б) приемной аппаратуры радиовещания, коммерческого телевидения или иной аппаратуры коммерческого типа для вещания на ограниченную аудиторию без шифрования цифрового сигнала, в которой шифрование ограничено функциями управления видео- или аудиоканалами;
в) применяемых только для банковских и финансовых операций шифровальных (криптографических) средств в составе терминалов единичной продажи (банкоматов), криптографические возможности которых не могут быть изменены пользователями;
г) шифровальных (криптографических) средств независимо от их назначения, реализующих симметричные криптографические алгоритмы и обладающих максимальной длиной криптографического ключа менее 40 бит, а также реализующих асимметричные криптографические алгоритмы, основанные либо на разложении на множители целых чисел, либо на вычислении дискретных логарифмов в мультипликативной группе конечного поля, либо на дискретном логарифме в группе, отличной от названной, и обладающих максимальной длиной криптографического ключа 128 бит.

5. Лицензирование разработки, производства шифровальных (криптографических) средств, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных и телекоммуникационных систем, осуществляется Федеральным агентством правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации (далее именуется — лицензирующий орган).

6. Лицензионными требованиями и условиями при осуществлении разработки, производства шифровальных (криптографических) средств, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных и телекоммуникационных систем, являются:
а) выполнение нормативных правовых актов Российской Федерации и соблюдение государственных стандартов, относящихся к лицензируемой деятельности;
б) выполнение нормативных документов лицензирующего органа, регламентирующих осуществление лицензируемой деятельности, зарегистрированных в установленном порядке Министерством юстиции Российской Федерации, и методических документов по лицензируемой деятельности, издаваемых лицензирующим органом в пределах своей компетенции;
в) наличие принадлежащих лицензиату на праве собственности или на ином законном основании сооружений, помещений, технологического, испытательного, контрольно — измерительного оборудования и иных объектов, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности в соответствии с установленными требованиями;
г) соответствие указанных помещений требованиям, предъявляемым к такого рода помещениям технической документацией на находящееся в них оборудование;
д) обслуживание указанного оборудования в соответствии с регламентом, предусмотренным эксплуатационной документацией;
е) проведение своевременной поверки технологического, испытательного и контрольно — измерительного оборудования, используемого при осуществлении лицензируемой деятельности;
ж) использование программ для электронно — вычислительных машин и баз данных третьими лицами (пользователями) на основании договора с правообладателем;
з) использование при осуществлении лицензируемой деятельности криптографических алгоритмов, утвержденных в качестве государственных стандартов или определенных утвержденными Правительством Российской Федерации по представлению Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации перечнями;
и) наличие системы поэкземплярного учета шифровальных (криптографических) средств и документации к ним;
к) установление порядка доступа лиц к конфиденциальной информации, связанной с осуществлением лицензируемой деятельности, и обеспечение контролируемого допуска персонала лицензиата к работам, связанным с такой информацией;
л) обеспечение безопасности хранения, обработки и передачи по каналам связи конфиденциальной информации, связанной с осуществлением лицензируемой деятельности;
м) применение средств обработки информации, аттестованных в соответствии с требованиями по защите информации;
н) оборудование средствами контроля вскрытия аппаратных и программно — аппаратных шифровальных (криптографических) средств, а также системных блоков электронно — вычислительных машин с инсталлированными шифровальными (криптографическими) средствами;
о) наличие охраны и (или) специального оборудования, а также распорядка работ, исключающих неконтролируемый доступ к шифровальным (криптографическим) средствам;
п) хранение шифровальных (криптографических) средств, их отдельных узлов и блоков, дистрибутивов программных и программно — аппаратных шифровальных (криптографических) средств, инсталляционных дискет, нормативной, эксплуатационной и ключевой документации к ним в хранилищах (металлических шкафах, сейфах), оборудованных внутренними замками;
р) наличие следующего квалифицированного персонала:
руководитель и (или) лицо, уполномоченное им руководить работами по осуществлению лицензируемой деятельности, имеющие высшее профессиональное образование и (или) профессиональную подготовку в области информационной безопасности, а также стаж работы в этой области не менее 5 лет;
инженерно — технический персонал, имеющий высшее профессиональное образование или прошедший переподготовку (повышение квалификации) в области информационной безопасности с получением специализации, соответствующей виду шифровальных (криптографических) средств.

10. Лицензирующий орган в течение 60 дней со дня поступления заявления со всеми необходимыми документами принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии и направляет (вручает) соискателю лицензии соответствующее уведомление (в случае отказа в предоставлении лицензии — с указанием причин отказа).

11. Решение о предоставлении либо об отказе в предоставлении лицензии принимается по результатам проверки достоверности представленных сведений и соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям.
В случае если представленной в соответствии с пунктом 7 настоящего Положения информации недостаточно, проверка проводится по месту нахождения соискателя лицензии.
Проверка достоверности представленных сведений и проверка соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям по месту его нахождения проводятся должностными лицами лицензирующего органа на основании предписания лицензирующего органа в согласованные с соискателем лицензии сроки. Продолжительность проверки не должна превышать 30 дней.
Соискатель лицензии обязан предоставить проверяющим беспрепятственный доступ к необходимой документации, связанной с лицензируемой деятельностью, объектам, на которых или с помощью которых будет осуществляться лицензируемая деятельность, документации на эти объекты, обеспечить условия проведения проверки и присутствие при этом соответствующих должностных лиц.

14. Ведение реестра лицензий осуществляется уполномоченными должностными лицами лицензирующего органа. Данные вносятся в реестр не позднее 3 дней с даты подписания лицензии или даты принятия руководством лицензирующего органа решения о приостановлении, возобновлении действия или аннулировании лицензии.

15. Контроль за выполнением лицензиатом лицензионных требований и условий осуществляется в форме проверок в порядке, определяемом руководителем лицензирующего органа.
О проведении проверки лицензирующий орган уведомляет лицензиата не позднее чем за 10 дней до ее начала.
Плановая проверка проводится не чаще одного раза в 2 года по утвержденному лицензирующим органом плану.
Внеплановая проверка проводится лицензирующим органом в случае:
получения от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти информации о нарушении лицензиатом лицензионных требований и условий;
обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) лицензиатов, которые связаны с невыполнением лицензиатами лицензионных требований и условий.
Продолжительность проверки не должна превышать 30 дней.
Лицензиат обязан предоставить проверяющим беспрепятственный доступ к необходимой документации по лицензируемой деятельности, объектам, на которых или с помощью которых осуществляется лицензируемая деятельность, документации на эти объекты, обеспечить условия проведения проверки и присутствие при этом соответствующих должностных лиц.
По результатам проверки оформляется акт, в котором указываются конкретные нарушения и срок их устранения.
С актом проверки в обязательном порядке должен быть ознакомлен лицензиат.

16. Лицензиат уведомляет лицензирующий орган об устранении нарушений лицензионных требований и условий в установленный актом проверки срок.
По решению лицензионного органа проверка устранения лицензиатом нарушений лицензионных требований и условий осуществляется в течение 15 дней со дня получения от лицензиата уведомления об устранении нарушений.