Льготы в оплате земельного налога

Налог на землю: пенсионерам и предпенсионерам установлены льготы

В последние несколько лет появились новые льготы по уплате земельного налога для отдельных категорий физических лиц третьего возраста. Так, налог на землю пенсионерам в 2020 году рассчитывают с учетом частичного освобождения от данной финансовой повинности на определенную сумму. Объясним, что собой представляет эта льгота и как ее получить?

Общие положения и перечень льготников

Земельный налог является региональным и уплачивается в бюджет субъектов РФ. Ставки взносов определяются местными властями, но они не могут быть выше показателей, установленных в Налоговом кодексе Российской Федерации (ст. 394 НК РФ). В соответствии со ст. 387 НК РФ законами Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя устанавливаются дополнительные категории льготников.

До 2020 г. в число льготников по НК РФ входили следующие категории граждан:

  • герои РФ и СССР;
  • инвалиды 1 и 2 групп;
  • чернобыльцы;
  • лица, принимавшие участие в боевых действиях и др.
  • Позже в Налоговый кодекс внесли изменения Федеральным законом от 28.12.2017 N 436-ФЗ и Федеральным законом от 30.10.2020 N 378-ФЗ. Эти два нормативных акта дополнили список льготников пенсионеров и предпенсионеров. Теперь в НК РФ закреплено право на льготное налогообложение для мужчин, достигших 60 лет, и женщин старше 55 лет, которые являются владельцами земельных участков.

    С учетом изменений плата за участки высчитывается иначе. По ст. 391 НК РФ налог на землю для пенсионеров в 2020 г. и для всех вышеперечисленных категорий землевладельцев исчисляется особым образом:

    Особенности предоставления льготы

    Взимается земельный налог по правилам ст. 391 НК РФ. У предоставления вычета есть особенности:

  • вычет в размере 10 000 рублей отменен, теперь действует новое правило, согласно которому для расчета налога производится уменьшение кадастровой стоимости на 600 квадратных метров;
  • в перечень категорий — льготников вошли все пенсионеры и предпенсионеры. Право на уменьшение налоговой базы имеют и вышедшие досрочно на пенсию, и лица, достигшие оговоренного возраста (60 и 55 лет для мужчин и женщин соответственно), которые получают ежемесячное пожизненное содержание;
  • при наличии нескольких участков земли привилегию разрешено использовать только в отношении одного из них – по выбору заинтересованного лица;
  • право на уменьшение кадастровой стоимости имеют собственники земельных участков и лица, у которых они находятся в постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении.
  • Как получить льготу

    Для реализации установленной привилегии необходимо обратиться в Налоговую инспекцию (ИФНС) по месту жительства или месту нахождения земельного участка и представить необходимые документы:

  • паспорт;
  • соответствующее удостоверение, подтверждающее тот факт, что гражданин является льготником;
  • документы, подтверждающие права на земельный участок (с 2016 года правоподтверждающим документом является только выписка из ЕГРН).
  • Но учтите: льгота на земельный налог для пенсионеров 2020 г. предоставляется, если до 1 ноября налоговики получат уведомление, в котором указано, в отношении какого земельного участка вы хотите применить налоговый вычет. Если такое уведомление отправлено не будет, ФНС сама выберет для применения вычета тот участок, по которому рассчитанный размер налога оказался больше.

    Льготы по уплате земельного налога и порядок их предоставления*

    Р.Г. Габбасов,
    советник налоговой службы I ранга

    Н.В. Голубева,
    советник налоговой службы I ранга

    От уплаты земельного налога освобождаются высшие учебные заведения, научно-исследовательские учреждения, предприятия и организации Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования, Российской академии архитектуры и строительных наук, государственные научные центры, а также высшие учебные заведения и научно-исследовательские учреждения министерств и ведомств Российской Федерации по перечню, утверждаемому Правительством РФ. При определении льготы следует руководствоваться перечнем научно-исследовательских учреждений, утвержденным постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 28.04.1993 N 729-р.

    Такое же положение и со льготой по земельному налогу, предоставляемой высшим учебным заведениям, научно-исследовательским учреждениям, министерствам и ведомствам Российской Федерации, которые вошли в перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 22.12.1992 N 2399-р, так как этими нормативными документами Правительства РФ не установлен срок, на который указанные выше организации освобождаются от уплаты налога.

    Следующая категория льготников — это государственные предприятия связи, акционерные общества связи, контрольный пакет акций которых принадлежит государству, обеспечивающие распространение (трансляцию) государственных программ телевидения и радиовещания, а также осуществляющие деятельность в интересах обороны, государственные предприятия водных путей и гидросооружений Минтранса России, предприятия, государственные учреждения и организации морского и речного транспорта, уплачивающие земельный налог в том числе и за земли, покрытые водой, и искусственно созданные территории при строительстве гидротехнических сооружений, за земли, занятые федеральными автомобильными дорогами общего пользования, аэродромами, аэропортами и ремонтными заводами гражданской авиации, сооружениями и объектами аэронавигации, отнесенными к федеральной собственности.

    При предоставлении льготы предприятиям связи необходимо иметь в виду, что право на льготы имеют те организации, которые обеспечивают трансляцию государственных программ телевидения и радиовещания, а также те предприятия, которые осуществляют деятельность в интересах обороны. Районные (городские) предприятия связи (почта, телеграф) привлекаются к уплате земельного налога в общем порядке. Согласно действующему совместному письму Госналогслужбы России, Минфина России и Минсвязи России от 13.01.1993 N ВГ-6-02/18, 2 предприятия связи освобождаются от уплаты налога за все земли приемных и передающих центров (радиостанций) радиосвязи и радиовещания, коммутационно-распределительных аппаратных радиовещания и радиобюро, радиотрансляционных узлов, загородных узлов связи с приемно-передающими площадками, коммутационно-распределительных аппаратных, радиобюро, основных и резервных площадок развертывания подвижных радиостанций, кабельных, радиорелейных, воздушных линий и объектов междугородной телефонной связи внутризоновых сетей приграничных областей, районов Севера, Уральского, Восточно-Сибирского регионов и другие. Государственные предприятия связи, осуществляющие деятельность в интересах обороны наряду с деятельностью, не связанной с интересами обороны, освобождаются от уплаты земельного налога за земельные участки, специально отведенные для размещения технических средств связи и обеспечивающие эксплуатацию их строений и сооружений, осуществляющих деятельность в интересах обороны. Если технические средства связи, используемые в интересах обороны, расположены в специальных помещениях строений отдельно от других технических средств, сумма земельного налога за земельные участки, обслуживающие эти строения, уменьшается пропорционально доле площади указанных помещений в общей площади строения.

    Что касается определения льготы, предоставляемой государственным предприятиям водных путей и гидросооружений Минтранса России, следует отметить, что к ним относятся 10 госпредприятий водных путей тех или иных бассейнов рек (например, госпредприятие «Водные пути Волжского бассейна», в которое на правах его структурных подразделений, не являющихся юридическими лицами, входят 6 районов водных путей и 5 районов гидросооружений) и 4 госпредприятия тех или иных каналов (например, госпредприятие «Канал имени Москвы», в которое также на правах его структурных подразделений, не являющихся юридическими лицами, входят Серпуховской и Муромский районы водных путей и 8 районов гидросооружений). Кроме того, подлежат освобождению от уплаты земельного налога также Саратовский судоремонтный и Жигаловский судостроительный заводы, входящие в систему предприятий водных путей и гидросооружений Минтранса России.

    К предприятиям, государственным учреждениям и организациям морского и речного транспорта, освобождаемым от уплаты налога, относятся морские и речные судоходные компании, морские и речные порты, пароходства, администрации морских и речных портов, районные управления речного транспорта, судоремонтные и судостроительные заводы, базы технического обслуживания флота, ремонтно-технологическое предприятие атомного флота, завод «Теплоход», верфи, ремонтно-эксплуатационные базы флота, Киренский строительный участок, бассейновые аварийно-спасательные управления и отряды аварийно-спасательных и судоподъемных работ, управления морских путей, Гидрографическое предприятие и входящие в его состав подразделения (гидробазы); строительный трест «Арктикстрой» и его строительно-монтажные управления; предприятия спутниковых систем и связи морского и речного транспорта; экспедиция спецморпроводок, объединение «Подводречстрой» и его предприятия; «Совмортранс» с принадлежащими ему предприятиями, филиалами и представительствами.

    От земельного налога освобождены земли, занимаемые федеральными дорогами общего пользования в пределах полосы их отвода, то есть земли в пределах полосы отвода этих дорог со всеми входящими в их состав зданиями и сооружениями, а именно: земляное полотно, проезжая часть дороги, мосты, трубы, водоотводные, защитные и другие инженерно-дорожные сооружения, дорожные знаки и указатели, здания линейно-эксплуатационной службы и другие объекты, имеющие специальное назначение по обслуживанию указанных дорог. В полосу отвода автомобильных дорог входят также земельные участки, необходимые для защитных лесонасаждений и устройств в местах, подверженных снежным и песчаным заносам и другим природным воздействиям. Размер земельных участков для защитных лесонасаждений и устройств, равно как и полосы отвода в целом, определяются органами местного самоуправления в соответствии с утвержденными нормами и проектно-сметной документацией. Законом РФ от 11.10.1991 N 1738-1 «О плате за землю» от земельного налога не освобождены дороги областного значения, внутрирайонные дороги общего пользования, а также ведомственные дороги. В некоторых регионах местными органами власти приняты решения по льготированию земельных участков, занятых этими дорогами. В случае если не принято решение об освобождении от уплаты налога, ДРСУ или другие аналогичные организации, имеющие на своем балансе дороги, а также земельные участки под административными зданиями и материально-технической базой, должны ежегодно представлять налоговую декларацию по уплате земельного налога и уплачивать налог.

    При этом любые дороги в пределах черты города, а также проходящие по территории любой деревни, считаются землями общего пользования, которые в соответствии с Законом РФ «О плате за землю» не подлежат налогообложению, поэтому из расчетов при представлении налоговой декларации на уплату земельного налога их площади следует исключать.

    Освобождаются от уплаты земельного налога предприятия, государственные учреждения и организации воздушного транспорта и Комиссии по регулированию воздушного движения «Росаэронавигации» за земли, занятые аэродромами, аэропортами и ремонтными заводами гражданской авиации, сооружениями и объектами аэронавигации, отнесенными к федеральной собственности. При этом отметим, что аэропортом является комплекс сооружений, предназначенный для приема и отправки воздушных судов и обслуживания воздушных перевозок, имеющий для этих целей аэродром, аэровокзал и другие наземные сооружения и необходимое оборудование, а аэродром — это земельный участок, включая здания, сооружения и оборудование, предназначенный для взлета, посадки и обслуживания воздушных судов. Границы отвода земельных участков для указанных целей определяются генпланом, утвержденным органами местного самоуправления.

    Вызывает многочисленные вопросы порядок предоставления льгот по налогу за земли, предоставленные для обеспечения деятельности органов государственной власти и управления. В настоящее время во многих регионах продолжает иметь место широкое толкование выражения «земли, предоставленные для обеспечения деятельности органов государственной власти и управления», и в связи с этим от налогообложения уклоняются юридические лица, ведущие хозрасчетную деятельность, занимаясь обслуживанием организаций, так же как автохозяйства, жилищно-коммунальные предприятия, дома отдыха, санатории.

    Пример.

    Являются ли плательщиками земельного налога подразделения вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации, отнесенные законодательными и нормативными актами к органам управления или, например, относимые Классификатором отраслей народного хозяйства к прочим видам деятельности сферы материального производства, то есть совсем не как к органам управления?

    Действительно, в соответствии с действующим Общесоюзным Классификатором отраслей народного хозяйства (ОКОНХ) организации вневедомственной охраны, являющиеся юридическими лицами, относятся к отрасли «Прочие виды деятельности сферы материального производства» по группировке «Вневедомственная охрана», код 87400.

    Однако следует учитывать, что ОКОНХ используется применительно к статистическим целям для отнесения деятельности организаций к отдельным отраслям народного хозяйства. Для целей налогообложения ОКОНХ может применяться только с учетом норм, установленных налоговым законодательством

    В соответствии со ст. 1, 7, 9 Закона РФ от 18.04.1991 N 1026-1 «О милиции» (с изменениями и дополнениями), Положением о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 14.08.1992 N 589 «Об утверждении Положения о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации», п. 1 и 2 Положения о милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 12.02.1993 N 209 «О милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации», подразделения вневедомственной охраны включены в структуру органов государственного управления. Подпунктом 14 ст. 12 Закона РФ «О плате за землю» установлено, что земли, предоставляемые для обеспечения деятельности органов государственной власти и управления, освобождаются от уплаты земельного налога. Таким образом, подразделения вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации, отнесенные к органам управления, не являются плательщиками земельного налога.

    Что касается льгот, предоставляемых предприятиям, научным организациям и научно-исследовательским учреждениям за земельные участки, непосредственно используемые для хранения материальных ценностей, заложенных в мобилизационный резерв Российской Федерации, следует обратить внимание на то, что очень часто возникают вопросы: что подразумевается под понятием «материальные ценности»? Какой орган власти утверждает номенклатуру, размеры и сроки накопления материальных ценностей в мобилизационном резерве? Как уплачивается земельный налог за земельные участки, используемые для хранения материальных ценностей мобилизационного резерва?

    Отметим, что Федеральный закон от 26.02.1997 N 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» устанавливает, что федеральные органы государственной власти, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации, имеющие мобилизационные задания (заказы) или задачи по мобилизационной работе, создают мобилизационные органы для организации мероприятий по мобилизационной подготовке и мобилизации и контроля за их проведением. Функции, права и обязанности мобилизационных органов, создаваемых в федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и организациях, устанавливаются в соответствии с примерным Положением о мобилизационных органах, утверждаемым Правительством РФ.

    Мобилизационный резерв определяется запасом материальных ценностей, создаваемым организацией в мирное время для обеспечения выполнения мобилизационных заданий. Номенклатура материальных ценностей, подлежащих накоплению в мобилизационном резерве, включает основные и дефицитные виды сырья, материалов, важнейших комплектующих изделий, специальной техники и полуфабрикатов, а также отдельные виды средств технологического оснащения, необходимые для выполнения мобилизационного плана обеспечения развертывания производства и специальных воинских формирований.

    Определение номенклатуры и размеров материальных ценностей осуществляется организацией в соответствии с Положением о мобилизационном резерве, утвержденным постановлением Правительства РФ от 14.05.1997 N 570-27.

    Номенклатура, размеры и сроки накопления материальных ценностей в мобилизационном резерве организаций утверждаются федеральным органом исполнительной власти, деятельность которого связана с деятельностью указанных организаций или в сфере ведения которого они находятся.

    Таким образом, организации самостоятельно проводят расчеты по платежам за землю, в которых из общей площади исключают земли, приходящиеся на льготоналогооблагаемые земельные участки, непосредственно используемые для хранения материальных ценностей, заложенных в мобилизационный резерв Российской Федерации, показывая их отдельной строкой. Основанием для расчетов являются перечни таких организаций, утверждаемые федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации.

    Следующая категория плательщиков, которая вызывает многочисленные вопросы по правильному применению льготы по земельному налогу, — это военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и имеющие общую продолжительность военной службы двадцать лет и более, члены семей военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, потерявшие кормильца при исполнении им служебных обязанностей.

    Для определения льготной категории следует обратиться к Закону РФ от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», в соответствии с которым к военнослужащим относятся офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту, офицеры, призванные на военную службу в соответствии с Указом Президента Российской Федерации; сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта. Офицеры, призванные на военную службу в соответствии с Указом Президента Российской Федерации, приравниваются по своему правовому положению к офицерам, проходящим военную службу по контракту, если иное не предусмотрено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Основанием для предоставления льгот служат удостоверения воинских частей, справки рай(гор)военкоматов, пенсионные удостоверения.

    Читайте так же:  Как оформить стенд к гиа

    Льгота членам семей военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, потерявшим кормильца при исполнении им служебных обязанностей, предоставляется на основании пенсионного удостоверения, в котором проставлен штамп «вдова (вдовец, мать, отец) погибшего воина» или имеется соответствующая запись, заверенная подписью руководителя учреждения, выдавшего пенсионное удостоверение, и печатью этого учреждения. В случае если указанные члены семей не являются пенсионерами, льгота предоставляется на основании справки о гибели военнослужащего.

    При определении льгот по уплате земельного налога военнослужащим также следует руководствоваться Федеральным законом от 31.05.1996 N 61-ФЗ «Об обороне» и Указом Президента Российской Федерации от 14.12.1993 N 2140 «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации», в соответствии с которыми к категории военнослужащих относятся военнослужащие Вооруженных Сил, Пограничных войск, Внутренних войск МВД России, Железнодорожных войск и Войск гражданской обороны; военнослужащие системы федеральных органов государственной безопасности Президента Российской Федерации, Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации; военнослужащие Государственной противопожарной службы МВД России; военные строители военно-строительных отрядов МО России; военнослужащие других министерств и ведомств.

    Однако Указ Президента Российской Федерации от 10.03.1997 N 197 «О признании утратившим силу Указа Президента Российской Федерации от 12 июня 1992 г. N 620 “Об образовании Пограничных войск Российской Федерации”» и внесении изменений в некоторые Указы Президента Российской Федерации» исключил военнослужащих Государственной противопожарной службы МВД России из Указа Президента Российской Федерации от 14.12.1993 N 2140, в связи с этим действие общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации не распространяется на военнослужащих Государственной противопожарной службы МВД России.

    В связи с многочисленными запросами о предоставлении льгот по уплате земельного налога сотрудникам органов внутренних дел, а также ветеранам боевых действий в Афганистане следует обратить внимание на то, что Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от 23.12.1992 N 4202-1 «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации», предусмотрены льготы по уплате земельного налога сотрудникам органов внутренних дел. Однако следует заметить, что названное Положение не относится к актам налогового законодательства. Предусмотренные указанным выше Положением льготы по уплате земельного налога сотрудникам органов внутренних дел, сотрудникам, уволенным из органов внутренних дел с правом на пенсию и имеющим выслугу 20 лет и более, могут предоставляться лишь при условии внесения соответствующих изменений в законодательные акты о налогах, то есть для предоставления льготы указанным категориям граждан законодателем должны быть внесены изменения в Закон РФ «О плате за землю».

    Члены семей сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, потерявшие кормильца при исполнении им служебных обязанностей, с 27 июля1998 года, с момента вступления в силу Федерального закона от 21.07.1998 N 117-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы», были освобождены от уплаты земельного налога.

    Льготы по уплате земельного налога Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации, Героям Социалистического Труда и полным кавалерам орденов Славы, Трудовой Славы и «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» предоставляются на основании соответствующих орденских книжек.

    Часто задаются вопросы о льготах по земельному налогу семьям, в которых проживают льготные категории граждан, но документы на землю оформлены не на них, а на других членов семьи, например, на супругу. Статьей 15 Закона РФ «О плате за землю» определено, что основанием для установления налога и арендной платы за землю является документ, удостоверяющий право собственности, владения и пользования (аренды) земельным участком. Таким образом, данная льгота может быть предоставлена только тем гражданам, на кого оформлен документ на землю.

    Учреждения и органы уголовно-исполнительной системы освобождаются от уплаты налога по перечню, определяемому Законом РФ от 21.07.1993 N 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (в ред. от 21.07.1998 N 117-ФЗ), согласно которому уголовно-исполнительная система Минюста России включает: учреждения, исполняющие наказания; территориальные органы уголовно-исполнительной системы; центральный орган уголовно-исполнительной системы Минюста России. Следует напомнить, что функции по регулированию деятельности учреждений, предприятий, подразделений уголовно-исполнительной системы перешли от МВД России к Минюсту России.

    Несмотря на это продолжает действовать Перечень предприятий, учреждений и организаций МВД России, входящих в уголовно-исполнительную систему, утвержденный постановлением Правительства РФ от 09.07.1994 N 814 «Об утверждении Перечня предприятий, учреждений и организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации, входящих в уголовно-исполнительную систему», в который включены следующие предприятия и организации:

    следственные изоляторы, специальный следственный изолятор «Лефортово»;

    предприятия, учреждения и организации, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы;

    центральные базы и базы материально-технического обеспечения и сбыта; строительно-монтажные управления;

    центральные ремонтно-механические мастерские и ремонтно-эксплуатационные предприятия;

    автомобильные и железнодорожные хозяйства;

    межобластные, республиканские, краевые и областные больницы для осужденных, лечебные учреждения и лечебно-оздоровительные комплексы для обслуживания персонала уголовно-исполнительной системы и членов их семей;

    научно-производственные объединения, проектно-технологические институты и центры нормативно-исследовательских работ.

    Постановление Правительства РФ от 30.10.1998 N 1254 «Вопросы уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации» распространило на учреждения, органы, предприятия и подразделения уголовно-исполнительной системы Минюста России действие нормативных правовых актов Правительства РФ, регулировавших деятельность учреждений, органов, предприятий и подразделений уголовно-исполнительной системы МВД РФ, в части, касающейся их.

    Льготная ставка земельного налога в размере 25 % от ставки земельного налога, установленной за сельскохозяйственные угодья согласно Приложению 1 Закона РФ «О плате за землю», применяется при расчете налога за землю, расположенную в полосе отвода железных дорог. Исчисление земельного налога юридическими лицами железнодорожного транспорта за указанные земли должно производиться по единой средней ставке за сельскохозяйственные угодья в целом по территории субъектов Российской Федерации независимо от нахождения полосы отвода железных дорог (в городской или сельской местности). При исчислении земельного налога за земли полосы отвода железных дорог на территории г. Москвы и г. Санкт-Петербурга принимаются средние ставки налога за сельскохозяйственные угодья соответственно Московской и Ленинградской областей.

    Понятие «полоса отвода железной дороги» применяется в значении, определенном в ст. 2 Федерального закона от 25.08.08.1995 N 153-ФЗ «О федеральном железнодорожном транспорте», в соответствии с которым полоса отвода — это земля железнодорожного транспорта, занимаемая земляным полотном, искусственными сооружениями, линейно-путевыми и другими зданиями, устройствами железнодорожной связи, железнодорожными станциями, защитными лесонасаждениями и путевыми устройствами. При исчислении земельного налога за земли полосы отвода железных дорог следует руководствоваться также Положением о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог, утвержденным приказом МПС России от 15.05.1999 N 26Ц. Согласно Положению размер полосы отвода определяется в соответствии с нормами и правилами проектирования отвода земель для железных дорог, утверждаемыми МПС России, а также проектно-сметной документацией и генеральными схемами развития и реконструкции федерального железнодорожного транспорта и станций. Установление границ полосы отвода осуществляется территориальными органами Госкомзема России совместно с железными дорогами. Кроме того, пересмотр границ и размеров полосы отвода, изъятие временно не используемых земельных участков и их перевод из одной категории в другую производится уполномоченными на то органами по согласованию с железными дорогами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

    Свободные земельные участки в полосе отвода, относящиеся к землям железнодорожного транспорта, могут предоставляться в срочное пользование физическим и юридическим лицам для сельскохозяйственных целей, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, устройства погрузочно-разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов и иных целей. Кроме того, железные дороги предоставляют отдельным категориям работников в полосе отвода служебные земельные наделы для сельскохозяйственного использования в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. Порядок использования земель железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода определяется федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта с учетом требований земельного законодательства Российской Федерации. При этом отвод участков осуществляется с учетом очередности их освоения в соответствии с земельным законодательством.

    При определении льготы по землям общего пользования населенных пунктов следует обратиться к ст. 76 Земельного кодекса РСФСР, согласно которой к таким землям относятся земли, используемые в качестве путей сообщения (площади, улицы, проезды, дороги, набережные), полигонов для захоронения неутилизированных промышленных отходов, полигонов бытовых отходов и мусороперерабатывающих предприятий, для удовлетворения культурно-бытовых потребностей населения (парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водоемы), а также другие земли, служащие для удовлетворения нужд города, поселка, сельского населенного пункта.

    Часто возникают вопросы: относятся ли к землям общего пользования территории, занятые сооружениями водопроводно-канализационного хозяйства, для удовлетворения нужд города, поселка, и освобождаются ли они от уплаты земельного налога?

    Законом РФ «О плате за землю» не предусмотрено освобождение от уплаты налога как предприятий жилищно-коммунального хозяйства, так и предприятий и организаций, обслуживающих жилищно-коммунальное хозяйство. Поэтому предприятия и организации по эксплуатации водопроводных, тепловых и газовых распределительных сетей и по распределению воды, тепла и газа на коммунально-бытовые нужды и населению, организации по эксплуатации канализационных сетей и организации других подотраслей коммунального хозяйства подлежат обложению земельным налогом на общих основаниях как за земли, предоставленные для осуществления их деятельности, так и за земли, занятые их строениями и сооружениями (водозаборными узлами, станциями перекачки, котельными, очистными сооружениями, коллекторами и др., кроме подземных и внутридомовых водопроводных, канализационных, тепловых и газовых трубопроводов). На практике встречаются случаи, когда руководители, например, таких организаций и предприятий, как «Водоканал», а также руководители организаций общественного транспорта (автобусные, троллейбусные, трамвайные парки) считают, что земли, на которых расположены их организации, являются землями общего пользования, так как их услугами пользуются все граждане данной территории. Здесь необходимо иметь в виду, что указанные организации являются коммерческими предприятиями, и выделенные им земли они используют для своей производственной деятельности и в конечном счете для получения прибыли.

    Следует отметить, что земли, используемые пожарной охраной, освобождаются от уплаты налога. При определении льготы можно обратиться к Федеральному закону от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (в ред. Федерального закона от 24.01.98 N 13-ФЗ), в соответствии с которым пожарная охрана подразделена на следующие виды: Государственная противопожарная служба, ведомственная пожарная охрана и добровольная пожарная охрана и объединения пожарной охраны. Статьей 5 Закона установлено, что в систему Государственной противопожарной службы входят федеральный орган управления Государственной противопожарной службы, пожарно-технические научно-исследовательские учреждения и пожарно-технические учебные заведения, специальные подразделения Государственной противопожарной службы и их органы управления, территориальные органы управления Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации, подразделения Государственной противопожарной службы и их органы управления, а также предприятия данной службы.

    И последняя категория льготников — это государственные унитарные предприятия и государственные учреждения, осуществляющие строительство и эксплуатацию государственных мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений.

    Как рассчитывается земельный налог

    1. Кто обязан платить земельный налог?

    Уплачивать земельный налог обязаны граждане, которые обладают земельными участками:

    • на праве собственности;
    • на праве постоянного (бессрочного) пользования;
    • на праве пожизненного наследуемого владения.
    • Не обязаны платить налог лица, земельные участки которых находятся в праве безвозмездного пользования, или переданы им по договору аренды.

      2. Как рассчитывается земельный налог?

      Земельный налог рассчитывается, исходя из кадастровой стоимости участка. Налоговая служба начисляет его, основываясь на сведениях из Росреестра.

      Объект налогообложения, налоговая база, сумма налога и срок уплаты указываются в едином налоговом уведомлении, которое налоговая служба направляет налогоплательщику не позднее чем за 30 дней до срока уплаты.

      3. Кто имеет право на льготы по земельному налогу?

      Для граждан некоторых льготных категорий , а также людей предпенсионного возраста (в течение 5 лет до наступления пенсионного возраста, в том числе досрочно) и пенсионеров, налоговая база уменьшается на кадастровую стоимость 600 кв. м площади земельного участка на одного налогоплательщика в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении.

      Кроме федеральной льготы в Москве для некоторых категорий граждан действует дополнительное уменьшение налоговой базы по земельному налогу на одного налогоплательщика на один миллион рублей.

      Полностью освобождены от уплаты земельного налога лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока России, а также общины таких народов — в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов.

      Обратите внимание! Налоговые льготы не распространяются на земельные участки, сдаваемые в аренду.

      Для оформления льготы вам потребуются:

    • заявление о предоставлении льготы;
    • уведомление о выбранных объектах налогообложения;
    • документы, подтверждающие право на льготу.
    • Предъявить документы можно в удобную вам налоговую инспекцию или любой центр госуслуг «Мои документы». Сделать это нужно до 31 декабря того года, начиная с которого будет предоставляться льгота.

      В случае если вы уже оформляли московские льготы по земельному налогу, а также федеральные льготы по другим видам налогов, направлять заявление и документы в налоговую не нужно. Если у вас в собственности несколько земельных участков, и вы не предоставите уведомление о выбранных объектах налогооблажения, льгота будет предоставлена в отношении земельного участка с максимальной исчисленной суммой налога.

      4. Нужно ли самостоятельно сообщать в налоговую о своем земельном участке?

      Информацию о земельных участках, подлежащих налогообложению, налоговая инспекция получает из Росреестра.

      Однако, если вы никогда не получали единого налогового уведомления и при этом не относитесь к льготным категориям, вы обязаны сообщить в налоговую о своем имуществе. Если вы не сделаете этого, с вас могут взыскать штраф в размере 20% от неуплаченной суммы налога в отношении этого земельного участка. Такое правило действует с 1 января 2017 года.

      В налоговую нужно представить:

    • сообщение об имуществе (можно заполнить как от руки, скачав бланк на сайте Федеральной налоговой службы (ФНС), так и в электронном виде, использовав специальную программу в личном кабинете налогоплательщика);
    • копии правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов (представляются заявителем по собственной инициативе).
    • Подать документы можно:

    • лично или через представителя (требуется нотариально удостоверенная доверенность) в удобную вам налоговую инспекцию или в любой центр госуслуг «Мои документы»;
    • по почте с описью вложения;
    • онлайн через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС.
    • 5. Как уплатить налог?

      Указанную в едином налоговом уведомлении сумму налога нужно уплатить не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (налоговый период представляет собой один календарный год). Уплачивается налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих году направления налогового уведомления. Вы также можете оплатить транспортный, земельный налог и налог на имущество физических лиц единым платежом.

      Уплатить налог можно:

    • лично (в банке);
    • онлайн, при помощи специального сервиса на сайте ФНС.
    Читайте так же:  Ответственный за электрохозяйство требования 2020

    На сайте налоговой службы также можно сформировать квитанцию для уплаты в банковском отделении.

    Для формирования платежного поручения пользователю необходимо ввести фамилию, имя, отчество, адрес, ИНН, выбрать налог, адрес местонахождения и сумму.

    Узнать актуальные налоговые ставки можно на сайте ФНС.

    Льготы по уплате земельного налога и порядок их предоставления

    Льготы по уплате земельного налога и порядок их предоставления

    Н.В. Голубева,
    советник налоговой службы I ранга

    Налогообложение земли регулируется в настоящее время Законом РФ от 11.10.1991 N 1738-1 «О плате за землю», с изменениями и дополнениями (далее — Закон о плате за землю). Данный законодательный акт устанавливает значительное число налоговых льгот по уплате земельного налога. Подробный перечень льготников приведен в инструкции Госналогслужбы России от 17.04.1995 N 29 «По применению Закона Российской Федерации “О плате за землю”». Напомним, что и органы законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации, и органы местного самоуправления в соответствии со ст. 13 и 14 Закона о плате за землю имеют право устанавливать дополнительные льготы по земельному налогу в пределах суммы земельного налога, находящейся в их распоряжении. До недавнего времени ст. 56 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) в исключительных случаях разрешала устанавливать индивидуальную льготу для налогоплательщиков. Однако следует заметить, что данное положение изменилось в связи с принятыми к НК РФ изменениями. Индивидуальные налоговые льготы, предоставленные представительными органами власти субъектов Российской Федерации и представительными органами местного самоуправления в период с 1 января 1999 года до дня вступления в силу Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации», действуют в течение того срока, на который эти льготы были предоставлены. Если при установлении индивидуальных налоговых льгот не был определен период времени, в течение которого этими льготами можно воспользоваться, указанные индивидуальные налоговые льготы прекращают свое действие с 1 января 2000 года. Несмотря на то, что индивидуальная налоговая льгота отменена, из этого не следует, что органы законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации не имеют права предоставлять льготы по земельному налогу целым категориям налогоплательщиков.

    Заметим, что за счет средств от платы за землю финансируются необходимые в каждом регионе мероприятия по землеустройству, ведению земельного кадастра, охране земель и повышению их плодородия, освоению новых земель. Предоставление дополнительных льгот по земельному налогу и неправильное применение этих льгот препятствуют проведению указанных мероприятий. Практически постоянно возникают многочисленные вопросы со стороны налоговых органов, руководителей предприятий и организаций, а также отдельных граждан о порядке применения этих льгот. В связи с этим считаем возможным прокомментировать отдельные вопросы, связанные с правильным применением льгот по уплате земельного налога.

    Сначала рассмотрим порядок предоставления льгот по уплате земельного налога гражданам, впервые организующим крестьянские (фермерские) хозяйства. Напомним, что в соответствии с частью второй ст. 12 Закона о плате за землю граждане, впервые организующие крестьянские (фермерские) хозяйства, освобождаются от уплаты земельного налога в течение пяти лет с момента предоставления им земельных участков.

    Закон РСФСР от 22.11.1990 N 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (в ред. от 24.12.1993 N 2287) установил, что крестьянское (фермерское) хозяйство (КФХ) является самостоятельным хозяйствующим субъектом с правами юридического лица, представленным отдельным гражданином, семьей или группой лиц, осуществляющим производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции на основе использования имущества и находящихся в их пользовании, в том числе в аренде, в пожизненном наследуемом владении или собственности земельных участков. КФХ регистрируется органом местного самоуправления после выдачи государственного акта на право пожизненного наследуемого владения, собственности на земельный участок или подписания договора на его аренду. Льготный период по уплате земельного налога, установленный Законом о плате за землю, исчисляется с того срока, с которого органами местного самоуправления принято решение о создании и предоставлении земельного участка крестьянско-фермерскому хозяйству.

    В случае если в состав крестьянского (фермерского) хозяйства вошли другие лица со своими земельными наделами (паями), это не меняет общего положения, то есть новые льготные сроки по уплате земельного налога не возникают как в целом для КФХ, так и для отдельных вновь присоединенных земельных участков. Это же касается положения, когда крестьянскому (фермерскому) хозяйству в течение ряда лет последовательно были предоставлены новые земельные участки.

    При замене правового статуса главы крестьянского (фермерского) хозяйства на статус индивидуального предпринимателя без образования юридического лица глава хозяйства состоит на учете как индивидуальный предприниматель, но льгота по земельному налогу распространяется на срок до 5 лет со дня первоначального образования данного крестьянского (фермерского) хозяйства.

    Если до истечения пятилетнего срока глава крестьянского (фермерского) хозяйства организуется в хозяйственное товарищество или производственный кооператив, то в данном случае образуется новое юридическое лицо и уже вновь образованные сельскохозяйственные кооперативы и товарищества уплачивают земельный налог на общих основаниях, так как Законом о плате за землю льготы по земельному налогу им не предусмотрены.

    К числу льгот по уплате земельного налога, которыми могут воспользоваться налогоплательщики, относится льгота, предоставляемая предприятиям, гражданам, занимающимся традиционными промыслами в местах проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов и этнических групп, а также народными художественными промыслами и народными ремеслами в местах их традиционного бытования. Федеральным законом от 06.01.1999 N 7-ФЗ «О народных художественных промыслах» дано определение народного художественного промысла. Это — форма народного творчества, деятельность которой по созданию художественных изделий утилитарного и декоративного назначения осуществляется на основе коллективного освоения и преемственного развития традиций народного искусства в определенной местности в процессе творческого ручного и механизированного труда мастеров народных художественных промыслов.

    К организациям народных художественных промыслов указанным Законом отнесены организации любых организационно-правовых форм и форм собственности, в выпуске товаров и услуг которых изделия народных художественных промыслов, по данным федерального государственного статистического наблюдения за предыдущий год, составляют не менее 50 %. Художественно-экспертные советы по народным художественным промыслам по результатам изучения представленных типовых образцов и уникальных изделий народных художественных промыслов принимают решения об отнесении этих изделий к изделиям народных художественных промыслов.

    При рассмотрении вопроса о предоставлении льгот по земельному налогу данным организациям можно воспользоваться Методическими рекомендациями Минэкономики России и Госкомстата России по отнесению продукции к изделиям художественных промыслов, доведенными совместным письмом от 27.07.1993 N МЮ-634/14-150, 10-6-1/247 до министерств и ведомств, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, региональных комитетов и управлений статистики. В этих рекомендациях приведен перечень изделий, отнесенных к изделиям художественных промыслов, а также перечень изделий, которые по способу их изготовления не могут быть отнесены к изделиям художественных промыслов.

    В настоящее время у граждан часто возникают вопросы, освобождаются ли предприятия по изготовлению народных художественных изделий от уплаты земельного налога за земельные участки, выделенные им для ведения подсобного сельского хозяйства, садоводства и огородничества. При рассмотрении этой проблемы необходимо иметь в виду, что в соответствии с законодательством льготы по уплате земельного налога предоставляются организации, выпускающей изделия художественных промыслов, как юридическому лицу, а не гражданам, работающим по найму в этой организации. Если гражданин, занимающийся производством изделий художественных промыслов, получил патент на право заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, который был выдан ему на основании решения, принимаемого художественно-экспертным советом по декоративно-прикладному искусству при органах исполнительной власти, он имеет право на льготу. Граждане, работающие на предприятиях, выпускающих изделия художественных промыслов, являются налогоплательщиками за земли под своими подсобными хозяйствами, участками земель в садоводческих и огороднических товариществах.

    Следующая льгота, на которую хотелось бы обратить внимание читателей, — это льгота по уплате земельного налога, предоставляемая научным организациям, опытным, экспериментальным и учебно-опытным хозяйствам научно-исследовательских учреждений и учебных заведений сельскохозяйственного и лесохозяйственного профиля, а также научным учреждениям и организациям другого профиля за земельные участки, непосредственно используемые для научных, научно-экспериментальных, учебных целей и для испытания сортов сельскохозяйственных и лесохозяйственных культур.

    В связи с тем, что на практике зачастую трудно определить, какие площади используются организациями для учебных, научных, научно-экспериментальных целей, а какие используются для выращивания сельскохозяйственных культур, рассмотрим более подробно, как определить эти площади и какими документами воспользоваться, чтобы получить право на подобные льготы.

    Прежде всего следует иметь в виду, что льготы по уплате земельного налога могут быть предоставлены не всем учреждениям и организациям, а тем, которые используют земельные участки только для научных и научно-экспериментальных целей. Определение таких земельных участков производится на основании справки, составляемой районными и городскими комитетами по земельным ресурсам и землеустройству по запросу налоговых органов с участием заинтересованных землепользователей, в которой содержатся данные о целевом назначении земель, то есть земель, используемых учреждениями или организациями для научных и научно-экспериментальных целей в полном или частичном объеме.

    Кроме того, в документах, удостоверяющих право собственности, владения или пользования земельным участком и служащих основанием для установления и взимания налога, выданных указанным учреждениям и организациям, содержатся данные о категории земель, о целевом использовании земель и другие данные государственного учета земель, в связи с этим такие документы можно использовать для определения льготируемых земельных участков.

    Следует иметь в виду, что постановлением Правительства РФ от 11.10.1997 N 1291 «О государственной аккредитации научных организаций» утверждено Положение о государственной аккредитации научных организаций, в соответствии с которым определен порядок подачи документов для проведения государственной аккредитации и выдачи свидетельств о государственной аккредитации. Как установлено в Положении, если выполняется условие, что объем научно-технической деятельности организации составляет в среднем не менее 70 % от общего объема выполненных работ за последние 3 года, то научной организации выдается свидетельство о государственной аккредитации. Выданное свидетельство будет являться документом, подтверждающим право на льготы по уплате земельного налога для научных организаций.

    В соответствии с законодательством льгота по уплате земельного налога предоставляется учреждениям искусства, кинематографии, образования, здравоохранения, государственным и муниципальным учреждениям социального обслуживания, финансируемым за счет средств соответствующих бюджетов либо за счет средств профсоюзов, детским оздоровительным учреждениям независимо от источников финансирования, государственным органам охраны природы и памятников истории и культуры, а также религиозным объединениям, на земле которых находятся используемые ими здания, охраняемые государством как памятники истории, культуры и архитектуры. По отдельным из перечисленных выше категориям налогоплательщиков возникают многочисленные вопросы по правильному применению льгот по уплате земельного налога. В связи с этим рассмотрим на конкретном примере порядок предоставления льготы образовательным учреждениям.

    К коммерческому высшему учебному заведению налоговая инспекция предъявляет требования по уплате земельного налога. Почему данное учебное заведение не освобождается от уплаты налога?

    Законом РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» (с изменениями и дополнениями) установлено, что негосударственные образовательные организации могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством для некоммерческих организаций. Образовательное учреждение должно быть образовано в соответствии с этим Законом, иметь соответствующую организационно-правовую форму (государственное, муниципальное, негосударственное) и лицензию, полученную в установленном порядке.

    Таким образом, право на образовательную деятельность и льготы, предусмотренные налоговым законодательством, возникают у предприятия с момента выдачи лицензии и при соблюдении вышеуказанных условий.

    Согласно Закону РФ «Об образовании» образовательные учреждения независимо от их организационно-правовых форм в части их уставной непредпринимательской деятельности освобождаются от уплаты всех видов налогов, включая плату за землю.

    Однако предусмотренная указанным выше Законом льгота по уплате земельного налога образовательным учреждениям не является нормой прямого действия, так как согласно ст. 23 Закона РСФСР от 10.10.1991 N 1734_1 «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» не допускается внесение изменений в налоговую систему и предоставление налоговых льгот, не предусмотренных налоговым законодательством. Изменение режима налогообложения по налогам осуществляется путем внесения изменений в законодательные акты о налогах, которым в данном случае является Закон о плате за землю.

    В связи с этим до внесения изменений в Закон о плате за землю вопрос о предоставлении образовательным учреждениям независимо от их организационно-правовых форм в части их уставной непредпринимательской деятельности льготы по земельному налогу в настоящее время может быть рассмотрен и решен органами законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации.

    Для определения организаций, которые непосредственно относятся к учреждениям социального обслуживания и в связи с этим имеют право на льготу по земельному налогу, необходимо обратиться к Федеральному закону от 10.12.1995 N 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации». В ст. 17 Закона приведен перечень юридических лиц, относящихся к учреждениям социального обслуживания. В связи с этим использование данной льготы применительно к следующим учреждениям:

    комплексные центры социального обслуживания населения;

    территориальные центры социальной помощи семье и детям;

    центры социального обслуживания;

    социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних;

    центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;

    социальные приюты для детей и подростков;

    центры психолого-педагогической помощи населению;

    центры экстренной психологической помощи по телефону;

    центры (отделения) социальной помощи на дому;

    дома ночного пребывания;

    специальные дома для одиноких престарелых;

    стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома-интернаты для умственно отсталых детей, дома-интернаты для детей с физическими недостатками);

    Одновременно следует отметить, что государственные и муниципальные учреждения социального обслуживания имеют право на льготу по земельному налогу при условии, если они финансируются за счет средств соответствующих бюджетов либо за счет средств профсоюзов.

    При рассмотрении вопроса об освобождении от уплаты земельного налога государственных органов охраны природы следует обратить внимание на то, что право на льготу может быть реализовано только теми из них, которые являются специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды и объектов животного мира и обозначены в постановлениях Правительства РФ от 30.12.1998 N 1594 «О специально уполномоченных государственных органах Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды» и от 19.01.1998 N 67 «О специально уполномоченных государственных органах по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания».

    Предприятия, учреждения, организации, а также граждане, получившие для сельскохозяйственных нужд нарушенные земли (требующие рекультивации), на первые 10 лет пользования или в целях добычи торфа, используемого на повышение плодородия почв, освобождаются от уплаты земельного налога. Для получения такой льготы юридическими и физическими лицами должны представляться в налоговые органы документы, утвержденные местной администрацией о предоставлении таким лицам земельных участков, где должно быть указано, что им выделены земли, которые нарушены и требуют рекультивации. На практике торф как добывается в целях удобрения полей, так и используется в виде топлива. Безусловно, что для получения льготы торфодобывающие предприятия должны предъявлять в налоговые органы обоснованные расчеты по факту реализации торфа для различных целей.

    Читайте так же:  Мировой суд миасс 7

    Следующая льгота действующим законодательством предоставлена участникам Великой Отечественной войны, а также гражданам, на которых законодательством распространены социальные гарантии и льготы участников ВОВ.

    При этом возникает вопрос, как правильно определить категории граждан, на которых распространяются льготы участников ВОВ. Таких категорий имеется несколько. Первая — участники гражданской и Великой Отечественной войн, боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, и бывших партизан. Основанием для предоставления им льготы является «Удостоверение участника войны».

    Вторая категория граждан — лица вольнонаемного состава Советской Армии, Военно-Морского Флота, органов внутренних дел СССР и государственной безопасности СССР, занимавшие штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период ВОВ, либо лица, находившиеся в этот период в городах, участие в обороне которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих частей действующей армии. Основанием для предоставления льготы по земельному налогу является «Удостоверение о праве на льготы».

    Бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, также относятся к категории граждан, на которых законодательством распространены социальные гарантии и льготы участников ВОВ, и в связи с этим имеют право на льготу по земельному налогу. Указ Президента Российской Федерации от 15.10.1992 N 1235 «О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны» распространил льготы, установленные для участников ВОВ из числа военнослужащих, на бывших несовершеннолетних узников фашизма. Основанием для предоставления льготы является «Удостоверение о праве на льготы», выданное территориальными органами социальной защиты населения.

    Следующая категория граждан, на которую были распространены льготы участников ВОВ, — это граждане, награжденные медалью «За оборону Ленинграда» и знаком Ленинградского городского Совета народных депутатов «Жителю блокадного Ленинграда». Указ Президента Российской Федерации от 18.01.1994 N 163 «О социальных гарантиях и льготах гражданам, награжденным медалью «За оборону Ленинграда» и знаком «Жителю блокадного Ленинграда» в свое время распространял льготы, предоставляемые участникам ВОВ, на указанные категории граждан. Однако Указом Президента Российской Федерации от 09.09.1999 N 1186 «О признании утратившими силу некоторых указов Президента Российской Федерации» Указ Президента Российской Федерации от 18.01.1994 N 163 был отменен.

    Часто возникают вопросы относительно применения льготы по земельному налогу на основании Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах». Поясним эту ситуацию на конкретном примере.

    Ветеран ВОВ награжден за работу в тылу медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и согласно Федеральному закону «О ветеранах» ему предоставляется льготное налогообложение. Права ли налоговая инспекция, предъявляя к нему требования по уплате земельного налога?

    Подпункт 6 п. 5 инструкции Госналогслужбы России от 17.04.1995 N 29 «По применению Закона Российской Федерации “О плате за землю”» содержит исчерпывающий перечень физических лиц, освобождаемых от уплаты земельного налога, в числе которых лица, проработавшие в тылу во время ВОВ в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года, не указаны.

    Согласно ст. 2 Федерального закона «О ветеранах» к ветеранам ВОВ относятся участники ВОВ; лица, работавшие в годы Великой Отечественной войны в пределах границ действующих фронтов; лица, работавшие на предприятиях, в учреждениях и организациях города Ленинграда в период блокады с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года и награжденные медалью «За оборону Ленинграда» и знаком «Жителю блокадного Ленинграда»; лица, проработавшие в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо проработавшие менее шести месяцев и награжденные орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в годы Великой Отечественной войны.

    В соответствии с инструкцией от 26.07.1995 «О порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий на территории других государств, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом “О ветеранах”», разработанной Минсоцзащиты России и другими ведомствами, зарегистрированной в Минюсте России 18.08.1995 за N 934, ветеранам ВОВ из числа лиц, проработавших в тылу во время войны, льготы предоставляются на основании удостоверения о праве на льготы. Удостоверение выдается по обращению гражданина органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, на основании трудовых книжек, справок архивных и иных учреждений, подтверждающих факт работы в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо менее 6 месяцев при предоставлении удостоверений о награждении орденами и медалями СССР за самоотверженный труд в годы Великой Отечественной войны. В удостоверении производится отметка — «Имеет право на льготы, установленные статьей 20 Федерального закона ”О ветеранах”».

    Если обратиться к ст. 20 Федерального закона «О ветеранах», то в ней сказано, что лицам, проработавшим в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо проработавшим менее шести месяцев и награжденным орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в годы Великой Отечественной войны, предоставляется льготное налогообложение только в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Кроме того, в указанном Федеральном законе не содержится норма о полном распространении социальных гарантий и льгот, установленных для участников ВОВ, на лиц, проработавших в тылу в годы войны, а также не содержится норма об освобождении от уплаты земельного налога указанных лиц. Льготы по земельному налогу могут быть предоставлены только при условии, что они содержатся в законе о налогах, что подтверждает ст. 23 Закона РФ «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР», в соответствии с которой не допускается внесение изменений в налоговую систему и предоставление налоговых льгот, не предусмотренных налоговым законодательством.

    Для предоставления льготы по уплате земельного налога указанным категориям граждан законодателем должны быть внесены соответствующие изменения в Закон о плате за землю. Таким образом, действия налоговых органов по привлечению к уплате земельного налога ветеранов ВОВ, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года, правомерны.

    На поддержку социальной защищенности граждан направлена еще одна льгота. Освобождаются от уплаты земельного налога граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных аварий на атомных объектах гражданского или военного назначения, а также в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику.

    Предоставление льгот по земельному налогу пострадавшим в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС производится по нормам Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (с изменениями и дополнениями). В подпункте 8 п. 5 инструкции Госналогслужбы России N 29 «По применению Закона Российской Федерации “О плате за землю”» приведен большой перечень граждан, льготируемых по земельному налогу в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС. Более подробно остановимся на изменениях, которые произошли до недавнего времени.

    Так, Федеральным законом от 05.05.1999 N 127_ФЗ «О внесении изменений в примечание к разделу III Закона Российской Федерации “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС”» изменены условия, по которым предоставляются льготы по земельному налогу гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с правом на отселение и постоянно проживающим (работающим) в зоне отселения до их переселения в другие районы. В связи с этим следует отметить, что гражданам, постоянно проживавшим в зоне отселения и зоне проживания с правом на отселение в период после 26 апреля 1986 года до 1 января 1991 года, выехавшим из них, а затем вернувшимся в указанные зоны для постоянного проживания, льготы могут предоставляться исходя из времени проживания или работы в соответствующей зоне, исчисленного с начала проживания в этой зоне до выезда из нее, при условии, что указанные граждане не получили благоустроенное жилье на новом месте жительства или ссуду, а также в случае возврата органам исполнительной власти жилья, построенного за счет средств, направленных на ликвидацию последствий аварии на ЧАЭС. При этом документы, подтверждающие неполучение гражданами на новом месте жительства указанного жилья или ссуды, выдаются соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

    Наиболее часто вопросы возникают в связи с потерей льгот по земельному налогу гражданами, проживающими в населенных пунктах на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом. Рассмотрим такое положение на примере.

    Законом РФ от 15.05.1991 N 1244-1 определены зоны радиоактивного загрязнения, которые подразделялись на зоны отчуждения, зоны отселения, зоны проживания с правом на отселение и зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, а также установлены категории граждан, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, в том числе проживающие (работающие) в населенных пунктах на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, которым было предусмотрено освобождение от уплаты сельхозналога, налога со строений и налога с транспортных средств.

    Закон РФ от 18.06.1992 N 3061-1 «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС”» подтвердил перечень категорий граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, в который были включены граждане, проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом. Согласно ст. 13 данного Закона (с учетом п. 12 ст. 18 Закона) граждане, проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, освобождались от уплаты земельного налога, налога на строения, помещения и сооружения и налога на транспортные средства.

    13 августа 1994 года вступил в действие Федеральный закон от 09.08.1994 N 22-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР “О плате за землю”». В Закон была включена норма по освобождению от уплаты земельного налога граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных аварий на атомных объектах гражданского или военного назначения, а также в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику. В связи с этим с 13 августа 1994 года указанные категории граждан, в том числе граждане, проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, получили право на льготу по земельному налогу.

    Льготу по уплате земельного налога гражданам, проживающим (работающим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, исключил Федеральный закон от 24.11.1995 N 179-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС”». Поскольку дата опубликования этого Закона 27 ноября 1995 года, то с этого дня и утрачивается льгота по уплате земельного налога для такой категории граждан.

    Федеральный закон от 26.11.1998 N 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении “Маяк” и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» определяет льготную категорию граждан, подвергшихся воздействию радиации. Указанным выше законодательным актом установлено, что правом на льготу по земельному налогу могут воспользоваться две категории граждан. Первая — граждане, получившие лучевую болезнь, другие заболевания, включенные в перечень заболеваний, возникновение или обострение которых обусловлены воздействием радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, и ставшие инвалидами вследствие воздействия радиации. Вторая — это граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча. Следует подчеркнуть, что как первая категория граждан, так и вторая дополнены еще определенным кругом льготников.

    С 30 ноября 1998 года, то есть с момента опубликования Федерального закона от 26.11.1998 N 175-ФЗ, право на льготу по земельному налогу имеют военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы, лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, принимавшие в 1957-1958 годах непосредственное участие в работах по ликвидации последствий аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк», а также те, кто был занят на работах по проведению защитных мероприятий и реабилитации радиоактивно загрязненных территорий вдоль реки Теча в 1949-1956 годах. Кроме того, заметим, что и без того большой круг льготников пополнился еще дополнительной категорией.

    С 30 ноября 1998 года имеют право на льготу по земельному налогу также граждане, проживавшие в 1949-1956 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, и получившие накопленную эффективную дозу облучения свыше 35 сЗв (бэр), а также граждане, проживавшие в 1949-1956 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, и получившие накопленную эффективную дозу облучения свыше 7 сЗв (бэр), но не более 35 сЗв (бэр).

    Однако гражданам, проживавшим в населенных пунктах и добровольно выехавшим на новое место жительства из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению, льгота по земельному налогу может быть предоставлена при условии, что средняя годовая эффективная доза облучения составляет в настоящее время свыше 1 мЗв (0,1 бэр), то есть условие предоставления льготы для такой категории граждан с введением в действие Федерального закона от 26.11.1998 N 175-ФЗ изменилось, так как ранее им льгота предоставлялась при условии получения среднегодовой эффективной дозы облучения свыше 1 мЗв, приходящейся на 20 мая 1993 года. Основанием для предоставления льгот указанным выше категориям граждан являются специальные удостоверения инвалидов, удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и нагрудные знаки, удостоверения участников ликвидации аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, выданные в соответствии с положениями, разработанными Госкомчернобылем России и МЧС России и другими министерствами и зарегистрированными в Минюсте России.

    Федеральным законом от 19.08.1995 N 149-ФЗ распространены отдельные льготы, предусмотренные Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», на граждан, проживавших в 1949-1963 годах в населенных пунктах Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством РФ перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие испытаний на Семипалатинском полигоне. Основанием для предоставления льгот указанным гражданам являются удостоверения единого образца, которые дают право на получение компенсаций и льгот с момента их предъявления. Порядок оформления и выдачи гражданам удостоверений единого образца утвержден постановлением Правительства РФ от 23.04.1996 N 522 «Об утверждении Положения о порядке оформления и выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне».