Кем устанавливается пошлина

Виды, размеры и порядок уплаты таможенных платежей

Поскольку Таможенная служба РФ обеспечивает львиную долю фискальных поступлений в федеральный бюджет, государство контролирует соблюдение участниками ВЭД норм и правил таможенного оформления – в том числе, расчет и уплату всех видов таможенных платежей. Все это требует немалого опыта и специальных знаний в области таможенного регулирования ВЭД. В данном обзоре представлены состав, ставки, порядок расчета и уплаты таможенных платежей, а также существующие льготы по ним.

Ключевым нормативным документом, регламентирующим процедуру уплаты таможенных платежей, является Таможенный кодекс Таможенного союза (далее – ТК ТС), раздел 2 которого полностью посвящен затронутой в статье теме.

Виды таможенных платежей

Рассмотрим так называемые экспортную и импортную группы таможенных платежей и их состав.

Ввозные (импортные) таможенные платежи

В соответствии с частью 1 статьи 70 ТК ТС к ввозным таможенным платежам относятся:

  • Ввозная таможенная пошлина. 25-й пункт части 1-й статьи 4 ТК ТС гласит: «таможенная пошлина – обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу».
  • Налог на добавленную стоимость (НДС), который взимается при ввозе товаров на таможенную территорию ТС, является косвенным налогом. Порядок его уплаты регулируется как ТК ТС, так и внутренним налоговым законодательством стран-участников ТС, в нашем случае – НК РФ.
  • Акцизы, взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию ТС, также относятся к косвенным налогам и регулируются аналогично НДС.
  • Таможенные сборы, согласно статье 72 ТК ТС, – это обязательные платежи, взимаемые таможенными органами за совершение ими действий, связанных с выпуском товаров с таможенной территории (таможенные операции) и их таможенным сопровождением, или иных действий, установленных ТК ТС и/или законодательством стран-участников ТС. Список действий, которые могут служить основанием для уплаты таможенного сбора, является открытым, то есть он может быть дополнен исходя из действующего ТК ТС и нормативно-правовых актов государств-участников ТС. Так, часть 1 статьи 123 Закона № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» указывает на виды действий таможенных органов, за которые могут взиматься таможенные сборы.
  • Вывозные (экспортные) таможенные платежи

    1. Вывозная таможенная пошлина. Данный термин отсутствует не только в нормативно-правовых актах РФ, но и ТС. Однако его можно определить по аналогии с ввозной таможенной пошлиной.
    2. Таможенные сборы. Часть 3 статьи 72 ТК ТС говорит о том, что «размер таможенных сборов не может превышать примерной стоимости затрат таможенных органов за совершение действий, в связи с которыми установлен таможенный сбор», в противном случае по заявлению плательщика возможен возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных сборов и иных денежных средств (но не позднее, чем через 3 года с даты их уплаты).

    Все таможенные платежи можно подразделить с юридической и экономической точки зрения на имеющие таможенную природу формирования – это сборы и пошлины, и налоговую – НДС и акцизы. Список таможенных платежей, приведен в статье 70 ТК ТС.

    Таможенные льготы, квоты и преференции

    Система льгот по уплате таможенных платежей в соответствии со статьей 74 ТК ТС выглядит следующим образом.

    Тарифные преференции, или преференциальные ставки

    Применяются в отношении отдельных стран и товаров, ввозимых из этих государств на таможенную территорию ТС. Они определены решениями Межгосударственного Совета ЕврАзЭС № 18 и Комиссии ТС № 130 от 27.11.2009 г. в виде перечней:

  • «Перечень развивающихся стран – пользователей системы тарифных преференций Таможенного союза»;
  • «Перечень наименее развитых стран – пользователей системы тарифных преференций Таможенного союза»;
  • «Перечень товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции».
  • Происхождение товаров из развивающихся и наименее развитых стран определяется по Правилам, которые утверждены в Соглашении между правительствами Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан от 12.12.2008 г.

    В статье 36 Закона РФ «О таможенном тарифе» говорится, что государства, образующие вместе с Россией зону свободной торговли, освобождаются от уплаты ввозных пошлин при перемещении товаров на территорию РФ. В некоторых случаях на отдельные виды товаров устанавливаются тарифные квоты. Под тарифной квотой понимается мера регулирования ввоза в РФ отдельных видов сельскохозяйственных товаров, происходящих из третьих стран, предусматривающая применение в течение определенного периода более низкой ставки ввозной таможенной пошлины при ввозе определенного количества товара (в натуральном или стоимостном выражении) по сравнению со ставкой ввозной таможенной пошлины, применяемой в соответствии с Единым таможенным тарифом ТС.

    При этом участники зоны свободной торговли существенно не влияют и не координируют действия в отношении применения таможенных пошлин и других мер регулирования ВЭД с третьими странами.

    Тарифные квоты

    Ввозные тарифные квоты как мера регулирования ввоза в РФ конкретных сельхозтоваров, имеющих происхождение третьих стран, вводится на строго определенный период и распространяется на утвержденный Комиссией ТС либо Правительством РФ перечень. Так, на 2015 г. он утвержден Решением Коллегии ЕЭК от 19.08.2014 г. № 131. Ввозные тарифные квоты определяются в отношении отдельных товаров в натуральном (тыс. тонн) или стоимостном выражении. Они распределяются между участниками ВЭД ТС и РФ, а при необходимости – между третьими странами. Распределение установленных объемов квот между участниками ВЭД РФ может производиться либо пропорционально квоте, либо на основе конкурсов.

    В статье 36 Закона РФ «О таможенном тарифе» вывозные тарифные квоты определены в точности по аналогии с ввозными. Они устанавливаются на определенный срок к отдельным видам товара, в определенных объемах, с пониженной ставкой таможенной пошлины. Вводятся Правительством РФ. Объектом вывозных тарифных квот обычно являются перемещаемые через таможенную границу природные ресурсы, в частности, лес, углеводороды и их производные. Условия и механизм применения тарифных квот раскрываются в «Протоколе о едином таможенно-тарифном регулировании».

    Льготы по уплате таможенных пошлин, или тарифные льготы

    В отличие от тарифных преференций, они не носят персонифицированный характер и применяются независимо от страны происхождения товаров. Тарифные льготы предоставляются в соответствии с «Протоколом о едином таможенно-тарифном регулировании». Согласно ТК ТС вопрос предоставления тарифных льгот безоговорочно отнесен к ведению ТС вне зависимости от того, применяются ли они при ввозе или вывозе товаров.

    Ставки и порядок исчисления таможенных платежей

    Итак, для расчета сумм таможенных платежей необходимо располагать достоверной и актуальной информацией о:

    1. Базовых ставках таможенных пошлин, таможенных сборов, налога на добавленную стоимость и акцизов на перемещаемый через таможенную границу товар согласно его коду в товарной номенклатуре ВЭД;
    2. Действии особых ставок: специальных защитных, антидемпинговых, компенсационных, сезонных, преференциальных, льготных, квотируемых в отношении перемещаемого через таможенную границу товара;
    3. Правилах и методах определения ввозной или вывозной таможенной стоимости товара;
    4. Формулах расчета итоговых сумм уплачиваемых платежей;
    5. Существующей нормативно-правовой базе, в соответствии с которой реализуются вышеизложенные пункты.
    6. Размер таможенных пошлин

      Ввозные пошлины утверждаются решениями Совета ЕЭК, в то время как вывозные – Правительством РФ. Ввозные пошлины исчисляются на основе Единого таможенного тарифа (ЕТТ) – свода ставок ввозных таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на территорию ТС из третьих стран, систематизированного в соответствии с ТН ВЭД Евразийского экономического союза (ЕЭС). Они устанавливаются по Решению Совета ЕЭК от 16.06.2012 г. Вывозные пошлины определяются по ставкам, утверждаемым в постановлении Правительства РФ от 30.08.2013 г. № 754. Сумма таможенной пошлины находится в зависимости от таможенной стоимости товара и ставок.

      Виды ставок таможенных пошлин

      Статья 71 ТК ТС выделяет три вида таможенных ставок: адвалорные, специфические и комбинированные. В соответствии с ними существует три механизма расчета таможенных пошлин.

      Адвалорная ставка

      Устанавливается как процент к таможенной стоимости товара, которая может быть разной для ввоза и вывоза.

      Вывозная стоимость на текущий момент определена постановлением Правительства РФ № 191 «Об утверждении Правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации».

      Ввозная стоимость может устанавливаться 6 методами в соответствии с Соглашением от 25.01.2008 г. «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза» и главой 8 «Таможенная стоимость товаров» ТК ТС.

      Пошлина по адвалорной ставке исчисляется по формуле:

      СТП – сумма таможенной пошлины;
      ТС – таможенная стоимость товара;
      СП – ставка таможенной пошлин.

      Например, вывозная ставка для камчатского краба составляет 5%, его вывозная таможенная стоимость – 1 450 руб./кг, СТП=1450?5%=72,5 руб./кг.

      Специфическая ставка

      Устанавливается в валюте (долларах или евро) по отношению к весу, объему, площади, количеству товара – то есть ставится в зависимость от физических характеристик продукции, список которых является открытым.

      Формула расчета пошлины по специфической ставке выглядит следующим образом:

      СТП – сумма таможенной пошлины;
      ФХ – физическая характеристика товара;
      СП – ставка в иностранной валюте за единицу исчисления;
      КВ – курс иностранной валюты, установленный ЦБ РФ на момент регистрации таможенной декларации.

      Например, вывозная ставка для битумных смесей – 400 евро за 1 000 кг (солодовое пиво будет исчисляться в литрах, ламинат – в квадратных метрах и т.д.), курс евро – 65 руб., тогда СТП=1000?400?65=26 руб./кг или 26 000 руб. за тонну.

      Комбинированная ставка

      Как следует из названия, комбинированная ставка предполагает сочетание двух предыдущих механизмов расчета: к адвалорной ставке может прибавляться фиксированная величина, а также устанавливается минимальное ограничение.

      Например, вывозная ставка для пшеницы и муки – 15% + 7,5 евро, но не менее 35 евро за 1 тонну.

      Особые виды ввозных таможенных пошлин

      Данные виды пошлин взимаются таможенными органами стран-членов ТС независимо от стандартной ввозной таможенной пошлины.

      • Специальные. Носят заградительный характер, защищая определенный товарный рынок от избыточного импорта. Суть этих пошлин сводится к установлению повышенной ставки на определенные товары (группы товаров) в сравнении с обычной.
      • Антидемпинговые. Задача сводится к приведению цен импортных товаров к их сложившемуся уровню в экспортирующей стране, но только в том случае, если это обстоятельство вредит отечественному производству аналогичных товаров (его организации или расширению).
      • Компенсационные. Данные ввозные пошлины взимаются сверх обычных в целях снижения конкурентоспособности импортной продукции на национальном рынке.
      • В случае неуплаты специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных пошлин предусмотрено наступление административной ответственности. Административные меры применяются в соответствии с Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 19.11.2010 г. № 59. Однако стоит отметить, в арбитражной практике есть прецеденты, когда частный бизнес выигрывал споры об обоснованности установления антидемпинговых мер.

        • Сезонные. Закон РФ «О таможенном тарифе» рассматривает данный вид пошлины в статье 6, где отмечается, что они могут вводиться на срок не более полугода и устанавливаются в целях оперативного регулирования вывоза товаров. Перечень товаров, ставки сезонных пошлин по ним, порядок уплаты и формулы расчета утверждаются Правительством РФ. Для сезонных пошлин характерно то, что они применяются взамен ставок, предусмотренных ЕТТ. Традиционно вывозные сезонные пошлины распространяются на сырую нефть марки «Юралс».
        • Как видно, процесс расчета таможенных платежей крайне сложен. Лишь доскональное знание законодательства в сфере таможенного оформления товаров гарантирует выбор оптимальной схемы выплат и беспрепятственное пересечение продукцией таможенной границы.

          Важ­но по­ни­мать, что боль­шинст­во та­мо­жен­ных бро­ке­ров име­ют свою спе­ци­а­ли­за­цию. Это сле­ду­ет учи­ты­вать при вы­бо­ре та­мо­жен­но­го пред­ста­ви­те­ля, за­ве­до­мо ин­те­ре­су­ясь при­ори­те­та­ми в меж­ду­на­род­ных на­прав­ле­ни­ях и спо­со­бах пе­ре­воз­ки, объ­емах, и осо­бен­но — то­вар­ной но­мен­кла­ту­ре то­ва­ров. За­бла­гов­ре­мен­но изу­чив все ню­ан­сы со­труд­ни­чест­ва, мож­но из­бе­жать мно­гих разо­ча­ро­ва­ний в бу­ду­щем.

          Государственная пошлина по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции

          Государственная пошлина по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции

          Л.Н. Крыканова,
          советник налоговой службы I ранга

          Судебная система создана в Российской Федерации Федеральным конституционным законом от 31.12.1996 N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» на основании Конституции Российской Федерации в рамках соответствующих кодексов и законодательных актов.

          В соответствии с Конституцией Российской Федерации в судебной системе Российской Федерации действуют, в частности, федеральные суды общей юрисдикции, включающие Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные, суды городов федерального значения, суды автономных областей и автономных округов, городские и районные суды.

          Задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов физических и юридических лиц, а также прав и охраняемых законом интересов Российской Федерации, ее субъектов, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, прав, свобод и охраняемых законом интересов других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых, административно-правовых или иных правоотношений.

          Судам общей юрисдикции не подведомственны дела об экономических спорах между юридическими лицами, а также с участием физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, зарегистрированных в установленном порядке в соответствии с Законом РФ от 07.12.1991 N 2000-1 «О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации». К экономическим спорам относятся споры, перечисленные в ст. 22 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, так как эти споры подведомственны арбитражным судам, а не судам общей юрисдикции.

          Тем не менее согласно ст. 28 Гражданского процессуального кодекса РСФСР (далее — ГПК РСФСР) при объединении нескольких связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду общей юрисдикции, а другие — арбитражному суду, все требования рассматриваются судом общей юрисдикции.

          За защиту имущественных и неимущественных интересов и прав юридических и физических лиц в судах общей юрисдикции взимается государственная пошлина.

          Государственная пошлина уплачивается в соответствии с Законом РФ от 09.12.1991 N 2005-1 «О государственной пошлине» (далее — Закон N 2005-1) и инструкцией Госналогслужбы России от 15.05.1996 N 42 «По применению Закона Российской Федерации “О государственной пошлине”«, зарегистрированной Минюстом России 28.06.1996, регистрационный N 1115 (далее — Инструкция N 42).

          Государственная пошлина является обязательным платежом, действующим на всей территории Российской Федерации, и согласно ст. 19 Закона РФ от 27.12.1991 N 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» и ст. 13 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) относится к федеральным сборам.

          Законодательство о государственной пошлине, так же как и все налоговое законодательство, постоянно совершенствуется. В настоящее время Государственная Дума рассматривает проект главы «Государственная пошлина» части второй НК РФ и, видимо, примет ее в 2002 году. Тем не менее в этом проекте остаются прежними принципы и основные постулаты платежа, его структура и подходы к определению налоговой базы, что связано прежде всего с тем, что исчисление государственной пошлины заложено в гражданском законодательстве, действующем в настоящее время. Новая глава НК РФ отразит лишь изменение в размерах ряда ставок государственной пошлины и изменит порядок предоставления некоторых льгот, а также расширит круг юридически значимых действий, за которые будет взиматься государственная пошлина.

          Настоящая статья посвящена вопросам взимания государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции.

          Плательщиками государственной пошлины могут быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, а также юридические лица (независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности), выступающие в качестве истцов, ответчиков, предъявляющих истцам встречные иски, а также третьих лиц, выдвигающих самостоятельные требования.

          Согласно ст. 79 ГПК РСФСР государственная пошлина относится к основным видам судебных расходов.

          Государственная пошлина вносится в бюджет до подачи исковых заявлений, заявлений, апелляционных или кассационных жалоб. За рассмотрение дел судами общей юрисдикции уплаченная государственная пошлина зачисляется в доход местного бюджета по месту нахождения банка, принявшего платежи, кроме исков, подаваемых в Верховный Суд Российской Федерации, по которым государственная пошлина уплачивается в доход федерального бюджета.

          Для исчисления государственной пошлины необходимо определить цену иска в соответствии с НК РФ.

          Общие правила определения цены иска

          ГПК РСФСР предусматривает порядок определения цены иска и процедурные нормы уплаты государственной пошлины. В частности, ст. 79-96 главы 7 раздела I ГПК РСФСР посвящены этим вопросам.

          По мнению автора, из главы 7 ГПК РСФСР следовало бы исключить вопросы уплаты государственной пошлины и определения налоговой базы, так как они являются постулатами налогового права, и в ГПК РСФСР должна рассматриваться лишь обязанность по уплате государственной пошлины перед подачей заявлений и жалоб в суд. Тем не менее необходимо прокомментировать статьи ГПК РСФСР, посвященные этим вопросам.

          Порядок определения цены иска при исчислении государственной пошлины установлен ст. 83 и 84 ГПК РСФСР. При этом необходимо обратить внимание на то, что цена иска определяется истцом. Лишь в случае явного несоответствия указанной в исковом заявлении цены иска действительной стоимости отыскиваемого имущества цену иска устанавливает судья.

          Цена иска определяется:

          — денежной суммой, которую истец просит взыскать с ответчика;

          — стоимостью имущества по искам об истребовании в пользу истца какого-либо имущества;

          — суммой всех требований по каждому иску по искам, состоящим из нескольких самостоятельных требований.

          Если истец затрудняется определить цену иска до его предъявления в суд, размер государственной пошлины предварительно устанавливается судьей с последующим довзысканием в размере, определенном судом при разрешении дела.

          При подаче истцом заявления об увеличении первоначальных исковых требований недостающая сумма государственной пошлины уплачивается в соответствии с увеличенной ценой иска, а при уменьшении исковых требований уплаченная государственная пошлина не должна возвращаться истцу.

          В зависимости от обстоятельств дела суд может выйти за пределы заявленных истцом требований, и тогда государственная пошлина доплачивается в соответствии с увеличенной ценой иска истцом.

          При подаче в суд встречных исковых требований, а также заявлений о вступлении в дело третьих лиц с самостоятельными исковыми требованиями государственная пошлина уплачивается на общих основаниях.

          В случае выделения судьей в отдельное производство одного или нескольких требований из соединенных в исковом заявлении исковых требований государственная пошлина, уплаченная при предъявлении иска, не пересчитывается и не возвращается. По выделенным в отдельное производство исковым требованиям государственная пошлина вторично не уплачивается.

          По повторно предъявленным искам, которые ранее были оставлены без рассмотрения, государственная пошлина уплачивается вновь на общих основаниях.

          По искам, содержащим одновременно требования имущественного и неимущественного характера, государственная пошлина уплачивается как по ставкам, установленным для исковых заявлений имущественного характера, так и по ставкам, определенным для исковых заявлений неимущественного характера.

          Распределение между сторонами и возмещение судебных расходов регулируются в ст. 90, 93-95 ГПК РСФСР.

          Суммы судебных расходов, понесенных истцом при подаче искового заявления, в случаях удовлетворения судом исковых требований по решению суда возмещаются истцу ответчиком соответственно полностью или пропорционально удовлетворенной части этих требований.

          При освобождении истца в соответствии с предусмотренной законодательством льготой от уплаты государственной пошлины в случае удовлетворения иска государственная пошлина взыскивается с ответчика (если он не освобожден от уплаты пошлины) в доход государства, а при частичном удовлетворении иска — с ответчика пропорционально удовлетворенной части.

          По иску к юридическому лицу о восстановлении на работе и взыскании компенсации за вынужденный прогул в сумме 3000 руб. гражданин-истец был освобожден по закону от уплаты государственной пошлины при подаче иска в суд вследствие того, что суд полностью удовлетворил исковые требования. Ответчик должен уплатить государственную пошлину как по требованию неимущественного характера (о восстановлении на работе), так и по требованию имущественного характера (о взыскании 3000 руб.) в следующих размерах:

          а) по иску неимущественного характера — 10 % от минимального размера оплаты труда (МРОТ), то есть 10 руб.;

          б) по иску имущественного характера — 5 % от его цены в сумме 3000 руб., то есть 150 руб.

          При замене судом первоначального истца другим лицом это лицо должно уплатить государственную пошлину на общих основаниях.

          В случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном решением правоотношении (смерть гражданина, прекращение существования юридического лица, уступка требования, перевод долга) суд допускает замену этой стороны ее правопреемником. Государственная пошлина взыскивается с правопреемника, если она не была уплачена первоначальным истцом.

          Определение цены иска по конкретным требованиям

          По искам с требованиями о срочных, бессрочных или пожизненных платежах цена иска определяется совокупностью присужденных платежей, но не более чем за три года.

          По иску о возмещении вреда, причиненного увечьем, суд вынес решение о взыскании с ответчика по 10 000 руб. в месяц пожизненно. Цена иска составит 360 000 руб. (10 000 руб. х 36 мес.). Размер государственной пошлины, подлежащей взысканию с ответчика, составит 5210 руб. (2610 руб. + 1 % от 260 000 руб.).

          Цена иска о досрочном расторжении договора имущественного найма, заключенного истцом с лицом, сдавшим внаем имущество, определяется совокупностью платежей за пользование истцом имуществом в течение оставшегося срока действия договора, но не более чем за три года.

          По искам о прекращении платежей или выплат истцом ответчику цена иска определяется совокупностью оставшихся платежей или выплат, но не более чем за один год.

          Цена иска о присуждении истцу права собственности на строения, помещения и сооружения, принадлежащие гражданам, определяется стоимостью этого имущества, но не меньше инвентаризационной, а для строений, принадлежащих предприятиям, учреждениям и организациям, — не меньше балансовой стоимости этого имущества.

          В соответствии со ст. 83 ГПК РСФСР по делам о взыскании алиментов цена иска определяется исходя из совокупной суммы платежей алиментов за 12 месяцев.

          Согласно ст. 83 Семейного кодекса Российской Федерации если взыскиваются алименты на несовершеннолетних детей при отсутствии соглашения родителей об уплате алиментов, либо ответчик имеет нерегулярный, меняющийся заработок или иной доход, либо получает заработок или иной доход полностью или частично в натуре или в иностранной валюте, либо у него отсутствует заработок или иной доход, а также в других случаях, когда взыскание алиментов в долевом отношении к заработку или иному доходу невозможно, затруднительно или существенно нарушает интересы одной из сторон, суд вправе определить размер алиментов, взыскиваемых ежемесячно, в твердой денежной сумме или одновременно в долях и в твердой денежной сумме.

          Размер твердой денежной суммы определяется судом исходя из максимально возможного сохранения ребенку прежнего уровня его обеспечения с учетом материального и семейного положения сторон и других заслуживающих внимания обстоятельств.

          Исчисление государственной пошлины по алиментам производится с начисленной суммы заработка (дохода), причитающегося лицу, уплачивающему алименты, после удержания налога на доходы этого лица. Если судом выносится решение о взыскании алиментов на содержание детей и на содержание истца, государственная пошлина исчисляется исходя из совокупной суммы этих платежей за год.

          Суд вынес решение об удержании с ответчика алиментов на двоих детей по 1/3 доли заработка в месяц и по 500 руб. в месяц на содержание истца. Заработок ответчика составляет 12 000 руб. в месяц. Цена иска — 54 000 руб. [(12 000 руб. х 1/3 х 12 мес.) + (500 руб. х 12 мес.)] после удержания налога. Ответчик должен внести в бюджет 1690 руб. (1610 руб. + 2 % от 4000 руб.) государственной пошлины.

          В случае отказа в принятии заявления или в выдаче судебного приказа внесенная за это государственная пошлина при предъявлении иска к должнику в порядке искового производства засчитывается в счет уплаты государственной пошлины по вновь подаваемому иску.

          На основании заявления истца об отказе от требований после принятия иска судом к производству вследствие их добровольного удовлетворения ответчиком или заключения сторонами мирового соглашения суд прекращает производство по делу (ст. 219 ГПК РСФСР). Согласно ст. 93 ГПК РСФСР суд решает вопрос об уплате государственной пошлины применительно к ст. 90 и 95 ГПК РСФСР. Если истец был освобожден от уплаты государственной пошлины, суд должен рассмотреть вопрос об уплате ответчиком государственной пошлины в бюджет исходя из того, что требования истца фактически удовлетворены. Такой порядок следует из части первой ст. 95 ГПК РСФСР.

          Если в мировом соглашении не предусмотрен порядок распределения судебных расходов между сторонами, суд в соответствии со ст. 93 ГПК РСФСР решает этот вопрос применительно к ст. 90 и 95 ГПК РСФСР, то есть государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика пропорционально удовлетворенной части исковых требований в мировом соглашении.

          По искам об установлении права собственности на имущество, о признании права на долю в имуществе, о выделе доли из общего имущества, если спор об этом не решался судом, государственная пошлина уплачивается как с заявлений имущественного характера, подлежащих оценке, в то время как по искам об истребовании наследниками доли имущества, если спор о признании права собственности на это имущество судом ранее был разрешен, государственная пошлина уплачивается как с исковых заявлений имущественного характера, не подлежащих оценке.

          По искам о расторжении брака и о разделе имущества государственная пошлина уплачивается как за расторжение брака, так и за раздел имущества.

          Имеются некоторые сложности в применении ставок государственной пошлины в случаях удовлетворения судом исковых требований граждан к юридическому лицу и требований, носящих неимущественный характер либо имущественный характер, но не подлежащий оценке.

          При подаче искового заявления неимущественного характера к юридическому лицу гражданин уплачивает государственную пошлину в размере 10 % от МРОТ. При удовлетворении исковых требований в полном размере согласно ст. 90 ГПК РСФСР стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает с другой стороны возмещение всех понесенных по делу судебных расходов, к которым относится и государственная пошлина. Таким образом, юридическое лицо должно будет возместить истцу уплаченную государственную пошлину в размере 10 % от МРОТ. Если истец был освобожден от уплаты государственной пошлины, ответчик при удовлетворении судом исковых требований должен внести государственную пошлину в бюджет в размере, в котором она подлежала бы взысканию с истца, то есть в размере 10 % от МРОТ.

          При подаче юридическим лицом искового заявления неимущественного характера государственная пошлина уплачивается в размере 10-кратного МРОТ. При удовлетворении иска гражданин должен возместить юридическому лицу государственную пошлину в указанном размере.

          Различие в размерах государственной пошлины для граждан и юридических лиц следует сохранять и при рассмотрении вопроса об определении размера государственной пошлины при подаче кассационных жалоб, то есть по требованиям неимущественного характера либо имущественного характера, не подлежащего оценке, независимо от того, кем был заявлен иск; размер государственной пошлины должен определяться исходя из статуса лица, подающего жалобу, а не из размера государственной пошлины, уплаченной при подаче искового заявления. Так, при подаче кассационной жалобы гражданином размер государственной пошлины — 50 % от 10 % МРОТ, то есть 5 руб. (100 руб. х 10 % х 50 %), а при подаче кассационной жалобы юридическим лицом — 50 % от 10-кратного МРОТ, или 500 руб. (100 руб. х 10 х 50 %).

          По делам, рассматриваемым судами в порядке особого производства, государственная пошлина уплачивается по ставке 10 % МРОТ. В соответствии со ст. 245 ГПК РСФСР речь в данном случае идет о следующих делах:

          — об установлении фактов, имеющих юридическое значение;

          — о признании гражданина безвестно отсутствующим и об объявлении гражданина умершим;

          — о признании гражданина ограниченно дееспособным и недееспособным;

          — о признании имущества бесхозяйным;

          — об установлении неправильности записей в книгах актов гражданского состояния;

          — о жалобах на нотариальные действия или на отказ в их совершении;

          — о восстановлении прав по утраченным документам на предъявителя (вызывное производство).

          Государственная пошлина уплачивается наличными денежными средствами или перечисляется на счет местного бюджета через учреждения банка. При приеме государственной пошлины наличными деньгами банки обязаны выдавать квитанции.

          Подлинные экземпляры платежных поручений или квитанций об уплате государственной пошлины хранятся в делах судов общей юрисдикции.

          Имеются существенные особенности в процедуре возврата государственной пошлины.

          Общий порядок возврата государственной пошлины определен НК РФ, ГПК РСФСР и Законом N 2005-1.

          С вступлением в силу НК РФ между Кодексом и Законом N 2005-1 появились противоречия в порядке возврата государственной пошлины. Согласно Закону N 2005-1 государственная пошлина может быть возвращена плательщику в течение года со дня ее зачисления в местный бюджет, а в соответствии со ст. 78 НК РФ — заявление о возврате государственной пошлины может быть подано в налоговый орган в течение трех лет со дня ее уплаты в местный бюджет.

          Согласно ст. 7 Федерального закона от 31.07.1998 N 147-ФЗ «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» законодательные акты, не отмененные с вступлением в силу НК РФ, действуют в части, не противоречащей Кодексу. Следовательно, с вступлением в силу с 1 января 1999 года НК РФ действует срок возврата государственной пошлины, определенный ст. 78 НК РФ, то есть три года.

          Поступившие в бюджет суммы государственной пошлины могут быть возвращены плательщику в случае отказа в принятии от него искового заявления, жалобы и иного обращения в суды либо отказа лиц, уплативших государственную пошлину, от совершения юридически значимого действия, а также при уплате государственной пошлины в большем размере, чем предусмотрено законом, при прекращении производства по делу, если спор не подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции, или при оставлении иска без рассмотрения, когда истцом не соблюден установленный досудебный (претензионный) порядок урегулирования спора с ответчиком либо когда иск предъявлен недееспособным лицом.

          При оставлении исков без рассмотрения (если спор не подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции) государственная пошлина подлежит возврату. В случае ее невозврата к повторно предъявляемому иску может быть приложен первоначальный документ об уплате государственной пошлины, если не истек трехгодичный срок после ее уплаты.

          В других случаях пошлина, как правило, не возвращается.

          Заявление о возврате государственной пошлины из бюджета подается плательщиком в налоговый орган. К заявлению прилагаются решения, определения, справки суда об обстоятельствах, являющихся основанием для полного или частичного возврата государственной пошлины, а также платежные поручения или квитанции с подлинной отметкой банка, подтверждающие уплату государственной пошлины. В случае частичного возврата государственной пошлины из бюджета к заявлению прилагаются копии платежных поручений и квитанций, а также справка, в которой указано, где хранятся подлинные платежные документы.

          После проверки поступивших в налоговый орган документов и факта поступления государственной пошлины в бюджет решение о возврате должно быть выдано гражданину или юридическому лицу в течение месяца со дня подачи ими заявления об этом.

          В последнее время участились случаи, когда за возвратом государственной пошлины из местного бюджета обращаются лица, не участвующие в деле, но уплатившие государственную пошлину за истца. Что же получается?

          Согласно ст. 2 Закона N 2005-1 плательщиками государственной пошлины являются граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства и юридические лица, обращающиеся за совершением юридически значимых действий или выдачей документов. В соответствии со ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога.

          Если уплата государственной пошлины в установленных порядке и размере произведена за налогоплательщика, то есть за истца (заявителя), за лицо, подающее апелляционную или кассационную жалобу, другим лицом, суд исходит из того, что государственная пошлина фактически уплачена, зачислена в местный бюджет, и, следовательно, оснований для возвращения искового заявления (заявления), жалобы по мотиву уплаты государственной пошлины ненадлежащим лицом не имеется.

          Однако согласно ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного сбора, в том числе государственная пошлина, подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика, а не другого лица.

          Таким образом, при возникновении необходимости возврата государственной пошлины налоговый орган не сможет вернуть ее истцу, так как он государственную пошлину не уплачивал (хотя решение суда на возврат государственной пошлины выносится). Возврат государственной пошлины третьему лицу невозможен, так как это лицо не является налогоплательщиком.

          Ставки государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, установлены в виде сложной регрессии, пропорционально к МРОТ, в кратности МРОТ или пропорционально к исчисленной сумме государственной пошлины. Государственная пошлина уплачивается в следующих размерах:

          1) с исковых заявлений имущественного характера при цене иска:

          Как видно из шкалы ставок, она регрессивная, то есть при повышении цены иска ставка (пропорциональная) с суммы превышения уменьшается;

          2) с заявлений о повторной выдаче судебного приказа — 50 % от размера государственной пошлины, взимаемой при подаче исковых заявлений имущественного характера.

          Термин «повторная выдача судебного приказа» является, по нашему мнению, некорректным. Статьей 125.5 ГПК РСФСР предусмотрено, что заявление о выдаче судебного приказа оплачивается государственной пошлиной, и не предусмотрено такое понятие, как «повторная» выдача судебного приказа.

          Судебный приказ представляет собой постановление судьи по заявлению кредитора о взыскании денежных сумм или об истребовании движимого имущества от должника;

          3) с надзорных жалоб по делам, которые не были обжалованы в кассационном порядке, — 50 % от размера государственной пошлины, взимаемой при подаче исковых заявлений (жалоб) неимущественного характера, а по спорам имущественного характера — от размера государственной пошлины, исчисленной из суммы, оспариваемой стороной или другим лицом, участвующим в деле;

          4) с исковых заявлений о расторжении брака — однократный МРОТ;

          5) с исковых заявлений о расторжении брака с лицом, признанным в установленном порядке безвестно отсутствующим или недееспособным вследствие психического расстройства, либо с лицом, осужденным к лишению свободы на срок свыше трех лет, — 20 % от МРОТ;

          6) с исковых заявлений о разделе имущества, находящегося в общей собственности (выделе доли из него), размер государственной пошлины определяется в соответствии с вышеуказанным подпунктом 1, если спор о признании права собственности на это имущество ранее не разрешался судом, либо в соответствии с вышеуказанным подпунктом 5 настоящего пункта, если спор о признании права собственности на это имущество судом ранее был разрешен;

          7) с исковых заявлений неимущественного характера, а также с исковых заявлений, подлежащих оценке, — 10 % от МРОТ — для граждан; десятикратный МРОТ — для юридических лиц;

          8) с жалоб на решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, иных организаций, должностных лиц, нарушающих права и свободы граждан, — 15 % от МРОТ;

          9) с заявлений, жалоб по делам особого производства — 10 % от МРОТ;

          10) с кассационных жалоб на решения суда — 50 % от размера государственной пошлины, взимаемой при подаче исковых заявлений (жалоб) неимущественного характера, а по спорам имущественного характера — от размера государственной пошлины, исчисленной из суммы, оспариваемой стороной или другим лицом, участвующим в деле;

          11) за повторную выдачу копий (дубликатов) решений, документа приговоров, определений, постановлений суда, копий (дубликатов) других документов из дела, выдаваемых судом по просьбе сторон или других лиц, участвующих в деле, а также за выдачу копий (дубликатов) названных документов, выдаваемых судом по просьбе заинтересованных лиц, — 1 % от МРОТ за страницу.

          МРОТ применяется на день уплаты государственной пошлины. Так, с 1 января 2001 года при расчете государственной пошлины применяется установленный Федеральным законом от 19.06.2000 N 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» МРОТ в размере 100 руб.

          Установление ставок с применением МРОТ связано с тем, что это дает возможность избегать индексации ставок в связи с инфляционными процессами.

          По уплате государственной пошлины установлен ряд льгот при обращении в суды общей юрисдикции.

          Освобождены от уплаты государственной пошлины граждане, проявившие себя в экстремальных условиях, выполняя свой долг перед Родиной: Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы и участники и инвалиды Великой Отечественной войны; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и радиационным воздействиям на других объектах; граждане, принимавшие непосредственное участие в составе подразделений особого риска в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружений и военных объектах.

          По некоторым искам освобождены от уплаты государственной пошлины одна либо обе стороны в споре: истцы — по искам о взыскании заработной платы (денежного содержания) и иным требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений; по спорам об авторстве и авторских правах, правах на изобретение, полезную модель, промышленный образец; о взыскании алиментов; о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, а также смертью кормильца; о возмещении материального ущерба, причиненного преступлением.

          От уплаты государственной пошлины освобождены:

          — органы социального страхования — по регрессным искам о взыскании с причинителя вреда сумм пособий, выплаченных потерпевшему или членам его семьи;

          — органы внутренних дел, выступающие в качестве истцов, — по делам о взыскании расходов по розыску лиц, уклоняющихся от уплаты алиментов и других платежей, а также по делам о возмещении дополнительных затрат, связанных с пресечением побега содержащихся под стражей подозреваемых или обвиняемых, их розыском, а равно лечением в случае умышленного причинения вреда своему здоровью;

          — налоговые, финансовые, таможенные органы и органы по валютному и экспортному контролю, выступающие в качестве истцов и ответчиков, — по искам о взыскании налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей в бюджет и их возврате из бюджета, а также по делам особого производства;

          — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий управление государственным резервом, его территориальные органы, предприятия, учреждения и организации системы государственного резерва — по искам, связанным с нарушением их прав;

          — органы управления и подразделения ГПС МВД России при осуществлении своих функций, установленных законодательством Российской Федерации, — по искам, связанным с нарушением их прав;

          — общественные организации инвалидов, их учреждения, учебно-производственные организации и объединения — по всем искам;

          — органы государственной власти, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и общественных интересов, а также юридические лица и граждане, обращающиеся в случаях, предусмотренных законом, в защиту охраняемых законом прав и интересов других лиц.

          Если вышеуказанные органы обращаются в суд общей юрисдикции с исковым заявлением (заявлением), жалобой, связанным с их участием в гражданско-правовых отношениях в качестве учреждений, они обязаны уплатить государственную пошлину в общеустановленном порядке;

          — прокурор — по искам, подаваемым в интересах юридических лиц и граждан;

          — Пенсионный фонд Российской Федерации и его органы — по искам о взыскании с граждан обязательных платежей;

          — потребители — по искам, связанным с нарушением их прав;

          — стороны — по спорам, связанным с возмещением материального ущерба, причиненного гражданину незаконным осуждением, незаконным привлечением к уголовной ответственности, незаконным применением в качестве меры пресечения заключения под стражу либо незаконным наложением административного взыскания в виде ареста;

          — реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, — при обращении по вопросам, возникающим в связи с применением Закона РФ от 18.10.1991 N 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий», за исключением споров между этими лицами и их наследниками;

          — вынужденные переселенцы и беженцы — по жалобам на отказ в регистрации ходатайства о признании их вынужденными переселенцами или беженцами;

          — ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территориях других государств, ветераны военной службы, ветераны органов внутренних дел, прокуратуры, юстиции и судов, ветераны труда, обращающиеся за защитой своих прав, установленных Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах»;

          — федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы), а также федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль за качеством и безопасностью для потребителя товаров (работ, услуг), органы местного самоуправления по защите прав потребителей, общественные организации потребителей (их ассоциации, союзы) — по искам, предъявляемым в интересах потребителя, группы потребителей, неопределенного круга потребителей;

          — ликвидационные комиссии — по искам о взыскании просроченных задолженностей к дебиторам должника в пользу потребителей.

          Существует еще ряд льгот по государственной пошлине, которые имеют меньшее значение, чем вышеперечисленные.

          Кроме того, суд или судья в соответствии с ГПК исходя из имущественного положения гражданина вправе освободить его от уплаты государственной пошлины, а также отсрочить или рассрочить одной или обеим сторонам уплату государственной пошлины либо уменьшить ее размер, что входит в противоречие с НК РФ:

          — ст. 56 НК РФ запрещает предоставление индивидуальной льготы, а ст. 63 Кодекса предоставляет право отсрочки и рассрочки по уплате государственной пошлины уполномоченным органам, осуществляющим контроль за уплатой государственной пошлины. Контроль за соблюдением налогового законодательства о государственной пошлине возложен на налоговые органы, что закреплено ст. 32 НК РФ и ст. 7 Закона N 2005-1.

          Пункт 2 ст. 64 НК РФ установил, что отсрочка или рассрочка по уплате сбора, в том числе государственной пошлины, могут быть предоставлены заинтересованному лицу по заявлению, подаваемому в налоговый орган при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

          1) причинение этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;

          2) задержка этому лицу финансирования из бюджета или оплаты выполненного этим лицом государственного заказа;

          3) угроза банкротства этого лица в случае единовременной выплаты им налога;

          4) если имущественное положение физического лица исключает возможность единовременной уплаты налога;

          5) если производство и (или) реализация товаров, работ или услуг лицом носит сезонный характер. Перечень отраслей и видов деятельности, имеющих сезонный характер, утверждается Правительством РФ;

          6) иные основания, предусмотренные Таможенным кодексом Российской Федерации в отношении налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации.

          Государственная пошлина 2020

          Что такое государственная пошлина?

          Государственная пошлина (или «госпошлина») — это сбор, взимаемый с граждан или юридических лиц при обращении в госорганы за совершением каких-либо юридически значимых действий. Отметим, что эти юридически значимые действия перечислены законодательством; по каждому из них установлен свой размер госпошлины — он и только он является платой за нужное гражданину или организации действие.

          Государственная пошлина установлена и регулируется главой 25.3 Налогового кодекса РФ. Она относится к федеральным налогам, то есть органы власти в регионах не имеют права на своем уровне устанавливать какие-либо нормы, касающиеся госпошлины.

          Плательщики

          Плательщикам госпошлины может оказаться любое лицо — как юридическое, так и физическое. Мы становимся плательщиком пошлины, когда:

          • обращаемся за совершением юридически значимых действий в органы, уполномоченные на их совершение;
          • выступаем ответчиками в судах (любого уровня), где решение принято не в нашу пользу, а истец по делу освобожден от уплаты госпошлины.
          • Самый простой пример: оплата пошлины при подаче заявления на брак или развод в ЗАГС, при получении копии свидетельства о рождении и т.д.

            За что уплачивается госпошлина?

            Государственная пошлина уплачивается за совершение государственными органами юридически значимых действий в отношении гражданина или организации, которые за этими действиями обратились.

            Юридически значимые действия, где требуется заплатить госпошлину, перечислены в Налоговом кодексе.

            Например, госпошлину нужно уплатить:

            • при обращении в суды — как арбитражные, так и общей юрисдикции, а также к мировым судьям;
            • при обращении в Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов РФ;
            • при обращении к нотариусу за совершением нотариальных действий (например, составление доверенности);
            • за государственную регистрацию актов гражданского состояния (регистрация браков, рождений, смертей, разводов и пр.);
            • при получении паспортов граждан России и загранпаспортов;
            • при приобретении гражданства России;
            • за государственную регистрацию программы для ЭВМ, базы данных;
            • за госрегистрацию лекарственных препаратов;
            • за госрегистрацию юридических лиц, политических партий, СМИ, выпусков ценных бумаг, прав собственности, транспортных средств;
            • за право использования наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях компаний;
            • за право вывоза культурных ценностей;
            • за выдачу разрешений на вывоз с территории России, а также на ввоз на ее территорию видов животных и растений,подпадающих под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения.
            • и другие юридически значимые действия.
            • Особенности уплаты госпошлины в зависимости от вида совершаемых юридически значимых действий, категории плательщиков либо от иных обстоятельств устанавливаются статьями 333.20, 333.22, 333.25, 333.27, 333.29, 333.32 и 333.34 НК РФ.

              Порядок и сроки уплаты. Возврат госпошлины

              Государственная пошлина в большинстве случаев уплачивается до совершения юридически значимого действия. Налоговым кодексом указаны такие сроки уплаты пошлины:

              • при обращении в суды — до подачи запроса, ходатайства, заявления, искового заявления, жалобы;
              • проигравшие судебный спор ответчики — в 10-дневный срок со дня вступления решения суда в законную силу;
              • при обращении за совершением нотариальных действий — до совершения нотариальных действий;
              • при обращении за выдачей документов (дубликатов) — до выдачи этих документов (дубликатов);
              • при обращении за проставлением апостиля — до проставления апостиля;
              • при обращении за государственной регистрацией прав, ограничений, договоров и т.д. — до подачи соответствующих заявлений, а если они были поданы в электронном виде — до принятия их к рассмотрению;
              • при совершении иных юридически значимых действий — до подачи заявлений и (или) документов на совершение таких действий либо до подачи соответствующих документов.
              • Особенности уплаты государственной пошлины за совершение действий по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней установлены в статье 333.32 НК РФ.

                Госпошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия в наличной или безналичной форме. Документ, подтверждающий уплату:

                • Квитанция — если пошлина уплачена наличными. Квитанция выдается либо банком, либо должностным лицом или кассой госоргана, в который производилась оплата.
                • Платежное поручение с отметкой банка — если пошлина уплачена в безналичной форме.

                Иностранные организации, иностранные граждане и лица без гражданства уплачивают государственную пошлину в общем порядке.

                Отсрочка или рассрочка уплаты госпошлины предоставляется по ходатайству заинтересованного лица на срок до одного года. Проценты в случае рассрочки не начисляются.

                Уплаченную госпошлину можно вернуть в следующих случаях:

                • Если она переплачена (сумма оплаты больше, чем установленный размер пошлины).
                • Если суд вернул заявление или жалобу, отказав в рассмотрении.
                • Если нотариус отказал в совершении нотариальных действий.
                • Если лицо отказывается от совершения действия, за которое уплачена госпошлина, до обращения в госорган.
                • Если гражданину отказывают в выдаче паспорта (в случаях, определенных законом).
                • И в некоторых других случаях.
                • Пошлину, уплаченную за заключение или расторжение брака и другие действия ЗАГС, вернуть нельзя. Также не возвращается пошлина, уплаченная за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, сделок с ним, в случае отказа в государственной регистрации.

                  Для возврата суммы госпошлины необходимо в течение 3 лет со дня ее уплаты подать заявление в тот государственный орган, который совершает действия, за которые эта пошлина уплачена. К заявлению нужно приложить квитанцию с подтверждением оплаты. Вернуть излишне уплаченную сумму должны в течение 1 месяца.

                  Государственная пошлина не уплачивается, если внесение изменений в документ вызвано ошибкой, допущенной по вине органа или должностного лица, выдавшего документ.

                  Судам общей юрисдикции, мировым судьям, арбитражным судам, Конституционному Суду РФ и конституционным (уставным) судам субъектов РФ предоставлено право освобождать плательщика от уплаты госпошлины, исходя из его имущественного положения.

                  Госпошлина за выдачу водительского удостоверения, регистрационных документов и государственных регистрационных знаков на транспортные средства, паспорта а также за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество не уплачивается гражданами проживающими на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя.

                  Льготы по уплате госпошлины

                  Налоговым кодексом РФ установлены льготы по уплате государственной пошлины для отдельных категорий физических лиц и организаций. Этот список довольно большой. Он содержится в статье 333.35 НК РФ.

                  Также льготы и освобождения от уплаты госпошлины по конкретным видам нотариальных действий, госрегистрацию и обращение в суд определены в статьях 333.36-333.39 НК РФ.

                  Размеры государственной пошлины

                  Размеры госпошлины установлены Налоговым кодексом по каждому виду юридически значимого действия, они также зависят от категории плательщиков. Все размеры установлены в статьях 333.19, 333.21, 333.23, 333.24, 333.26, 333.28, 333.30, 333.31, 333.32, 333.32.1, 333.32.2, 333.33 НК РФ.

                  Особенности уплаты госпошлины по различным основаниям регулируются статьями 333.20, 333.22, 333.25, 333.27, 333.29, 333.34 НК РФ.

                  Обращаем внимание!

                  Зачисление

                  100% в бюджет субъектов РФ зачисляется госпошлина:

                  • по делам, рассматриваемым конституционными (уставными) судами;
                  • за совершение нотариальных действий;
                  • за госрегистрацию межрегиональных, региональных и местных общественных объединений, их отделений, а также за госрегистрацию изменений их учредительных документов;
                  • за госрегистрацию региональных отделений политических партий;
                  • за госрегистрацию договора о залоге транспортных средств, включая выдачу свидетельства и его дубликата;
                  • за выдачу квалификационного аттестата, предоставляющего право осуществлять кадастровую деятельность;
                  • за выдачу свидетельства о государственной аккредитации региональной спортивной федерации;
                  • за регистрацию средств массовой информации, продукция которых предназначена для распространения преимущественно на территории субъекта РФ, а также за выдачу дубликата свидетельства о такой регистрации;
                  • за действия уполномоченных органов, связанные с лицензированием пользования участками недр местного значения;
                  • за действия уполномоченных органов, связанные с лицензированием заготовки, переработки и реализации лома цветных и черных металлов;
                  • за предоставление лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, выдаваемых органами исполнительной власти субъектов РФ;
                  • за действия органов исполнительной власти субъектов РФ, связанные с лицензированием и аккредитацией образовательных учреждений;
                  • за предоставление лицензии на производство, хранение и поставки спиртосодержащей непищевой продукции в части, произведенной из конфискованного сырья;
                  • за выдачу свидетельств об аккредитации в целях признания компетентности организации в соответствующей сфере науки, техники и хозяйственной деятельности для участия в проведении мероприятий по контролю;
                  • за действия органов исполнительной власти субъектов РФ по проставлению апостиля на документах об образовании, ученых степенях и званиях;
                  • за выдачу органом исполнительной власти субъекта РФ специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов.
                  • 100% в бюджет поселений зачисляется госпошлина:

                    • на совершение нотариальных действий должностными лицами органов местного самоуправления поселения, уполномоченными на совершение нотариальных действий, за выдачу органом местного самоуправления поселения специального разрешения на движение по автомобильной дороге транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов.
                    • 100% в муниципальные бюджеты зачисляется госпошлина: