Жалоба на судебного исполнителя рб

Жалоба на бездействие пристава-исполнителя: образец

Для принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ , привлекается судебный пристав-исполнитель. В состав его обязанностей входят, в частности (п. 1 ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ ):

  • принятие мер по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов;
  • предоставление сторонам исполнительного производства или их представителям возможность знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии;
  • рассмотрение заявлений сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайств, вынесение соответствующих постановлений, разъяснение сроков и порядка обжалования.
  • Если же судебный пристав-исполнитель не исполняет в полной мере возложенные на него обязанности, его бездействие может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу или в суд (п. 1 ст. 19 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ ).

    Приведем для жалобы на бездействие пристава-исполнителя образец в нашей консультации.

    Кому и в какие сроки писать жалобу на судебного пристава?

    В общем случае жалоба на бездействие судебного пристава подается в течение 10 рабочих дней со дня установления факта его бездействия (ст. 122 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ). Но, конечно, вам не откажут в подаче жалобы и в более поздние сроки, поскольку указанный десятидневный срок не является пресекательным.

    Внесудебная подача жалобы должна производиться в порядке подчиненности. Так, жалоба на бездействия судебного пристава-исполнителя или заместителя старшего судебного пристава подается старшему судебному приставу, в подчинении которого находится судебный пристав-исполнитель или заместитель старшего судебного пристава (п. 1 ст. 123 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ ). А, скажем, жалоба на бездействие главного судебного пристава субъекта РФ или заместителя главного судебного пристава РФ подается главному судебному приставу РФ (п. 3 ст. 123 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ ).

    Как написать жалобу на приставов за бездействие?

    Жалоба на бездействие судебного пристава-исполнителя подается в письменной форме и должна быть подписана лицом, обратившимся с ней, или его представителем. При этом к жалобе, подписанной представителем, должны прилагаться доверенность или иной документ, который удостоверяет полномочия представителя (п. 1 ст. 124 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ ).

    В жалобе на действие (бездействие) судебного пристава-исполнителя должны быть указаны (п. 2 ст. 124 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ ):

  • должность, фамилия, инициалы судебного пристава, действия или бездействия которого обжалуются;
  • фамилия, имя, отчество гражданина или наименование организации, подавших жалобу, место жительства или место пребывания гражданина либо местонахождение организации;
  • основания, по которым обжалуются действия (бездействие) судебного пристава;
  • требования лица, подавшего жалобу.
  • Заявление обычно составляется в двух экземплярах – один для службы судебных приставов, а второй, с отметкой о получении, остается у заявителя.

    Образец жалобы на приставов за бездействие

    Приведем бланк жалобы на действия (бездействие) пристава здесь.

    Пример жалобы старшему судебному приставу на бездействие пристава приведем ниже:

    Обжалование постановлений, действий (бездействия) судебного исполнителя

    Закон Республики Беларусь «Об исполнительном производстве»

    Обжалование (опротестование) постановлений,

    действий (бездействия) судебного исполнителя

    Обжалование (опротестование) постановлений, действий (бездействия) судебного исполнителя в случаях, предусмотренных Законом Республики Беларусь «Об исполнительном производстве», осуществляется в порядке подчиненности соответственно руководителю органа принудительного исполнения, вышестоящему руководителю органа принудительного исполнения, а в случае несогласия с их решением — в суд.

    Постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя, постановления, действия (бездействие) руководителя органа принудительного исполнения, связанные с непосредственным исполнением исполнительных документов, могут быть обжалованы:

    сторонами исполнительного производства;

    иными лицами, чьи права и законные интересы нарушены при исполнении исполнительного документами.

    Постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя, постановления, действия (бездействие) руководителя органа принудительного исполнения, связанные с непосредственным исполнением исполнительных документов, могут быть опротестованы прокурором. Прокурор имеет право принесения протеста в суд без соблюдения порядка обжалования (опротестования) постановлений, действий (бездействия) судебного исполнителя, постановлений, действий (бездействия) руководителя органа принудительного исполнения.

    ГЛАВНЫЙ СУДЕБНЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬ РАЙОННОГО (ГОРОДСКОГО) ОТДЕЛА ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ИСПОЛНЕНИЯ:

    рассматривает жалобы (протесты) на постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя районного (межрайонного), городского, районного в городе отдела принудительного исполнения.

    ГЛАВНЫЙ СУДЕБНЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬ ПО ОБЛАСТИ:

    рассматривает жалобы (протесты) на постановления, действия (бездействие) главного судебного исполнителя районного (межрайонного), городского, районного в городе отдела принудительного исполнения, связанные с непосредственным исполнением исполнительных документов, а также жалобы (протесты) на постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя управления принудительного исполнения главного управления юстиции областного (Минского городского) исполнительного комитета

    ГЛАВНЫЙ СУДЕБНЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ:

    рассматривает жалобы (протесты) на постановления, действия (бездействие) главного судебного исполнителя по области (городу Минску), связанные с непосредственным исполнением исполнительных документов, а также жалобы (протесты) на постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя главного управления принудительного исполнения Министерства юстиции Республики Беларусь

    Жалоба на непринятие мер по принудительному исполнению

    Основная обязанность органов принудительного исполнения и судебных исполнителей — принятие исчерпывающих мер по реальному исполнению исполнительных документов. Перечень таких мер закрепляет ст. 63 Закона об исполнительном производстве.

    После возбуждения исполнительного производства при принудительном исполнении исполнительного документа судебный исполнитель применяет следующие меры принудительного исполнения .

    Доказательства совершения действий по принудительному исполнению могут содержать как непосредственно материалы исполнительного производства, так и материалы сводного исполнительного производства .

    Закон об исполнительном производстве и ХПК предоставляют взыскателю право обжаловать бездействие, т.е. факта неосуществления необходимых действий, судебного исполнителя на стадии исполнительного производства. Если суд установит данный факт, то признает бездействие незаконным. В этом случае также подлежит отмене обусловленное бездействием постановление судебного исполнителя о возвращении взыскателю исполнительного документа неисполненным.

    Постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя, а также руководителя органа принудительного исполнения, связанные с непосредственным исполнением исполнительных документов могут:

    — обжаловать стороны исполнительного производства, иные лица, чьи права и законные интересы были нарушены при исполнении исполнительных документов;

    — опротестовать прокурор в суд, рассматривающий экономические дела, по месту нахождения органа принудительного исполнения.

    В случае несогласия с постановлением руководителя органа принудительного исполнения или его вышестоящего руководителя, вынесенным по результатам рассмотрения жалобы (протеста), поданной в порядке, установленном законодательством об исполнительном производстве, можно подать жалобу (протест) в течение 10 дней со дня получения постановления.

    Жалобы (протесты) рассматриваются не позднее 10 дней со дня поступления в суд, рассматривающий экономические дела. По результатам рассмотрения суд выносит решение.

    В случае признания жалобы (протеста) на постановление, действия (бездействие) судебного исполнителя, постановление, действия (бездействие) руководителя органа принудительного исполнения обоснованной суд в резолютивной части решения определяет меры, которые должен принять судебный исполнитель, руководитель органа принудительного исполнения для устранения допущенных нарушений.

    Суд, рассматривающий экономические дела, отказывает в удовлетворении жалобы (протеста), если судебный исполнитель, руководитель органа принудительного исполнения вынес постановление либо совершил обжалуемые (опротестовываемые) действия (бездействие) в соответствии с законом, в пределах полномочий и не нарушил при исполнении исполнительных документов права и законные интересы сторон исполнительного производства.

    Пример

    Экономический суд рассмотрел жалобу взыскателя на бездействие судебного исполнителя в рамках исполнительного производства и на постановление судебного исполнителя о возвращении взыскателю исполнительного документа, по которому исполнение не было произведено или произведено частично.

    Судебный исполнитель, а также отдел принудительного исполнения представили совместный отзыв на жалобу. В судебное заседание не явились, просили рассмотреть жалобу в их отсутствие. В отзыве ссылались на совершение судебным исполнителем всех необходимых действий по принудительному исполнению в рамках сводного исполнительного производства.

    Как следовало из анализа материалов исполнительного производства, а также сводного исполнительного производства, в период с момента возбуждения исполнительного производства 11.05.2020 до возвращения исполнительного документа взыскателю 15.06.2020 какие-либо исполнительные действия судебный исполнитель не совершал.

    В отзыве он ссылался на проверку имущественного положения должника 15.12.2017, 07.12.2017, 30.11.2017, 30.08.2017, а также на полученные из банковских и регистрирующих учреждений ответы на запросы о наличии у должника имущества.

    Вместе с тем данную информацию судебный исполнитель получил до возбуждения исполнительного производства. Отсутствовали доказательства совершения хоть каких-либо исполнительных действий по принудительному исполнению, в том числе проверки имущественного положения должника, обращения взыскания в пределах суммы требований на его денежные средства, вызова должника для дачи пояснений о сроках исполнения требования в период нахождения исполнительного производства в отделе принудительного исполнения. Руководитель должника к административной ответственности за уклонение от погашения кредиторской задолженности не привлекался.

    Заявленное взыскателем ходатайство об истребовании у должника сведений об источниках доходов, бухгалтерских документов, о применении в отношении руководителя должника мер принудительного характера и привлечении его к административной ответственности судебный исполнитель не удовлетворил.

    Из материалов сводного исполнительного производства, в том числе из пояснений руководителя должника, данных судебному исполнителю 17.06.2020 и 20.09.2017, следовало, что должник не осуществлял хозяйственную деятельность с января 2017 года, т.е. на протяжении более чем полутора лет. Однако ни в материалах исполнительного производства, ни в сводном исполнительном производстве не было доказательств, что судебный исполнитель информировал об этом уполномоченный регистрирующий орган.

    Оценив указанные обстоятельства, суд пришел к следующим выводам.

    После возбуждения исполнительного производства исполнительный документ, по которому исполнение не произведено или произведено частично, возвращается взыскателю, если:

    — у должника отсутствуют денежные средства и (или) иное имущество, на которые можно обратить взыскание;

    — должник не проживает или не находится по месту жительства (месту пребывания) или месту нахождения либо не установлено место нахождения его имущества.

    Исключение составляет случай, когда объявлен розыск должника-гражданина, в том числе ИП, через органы внутренних дел, а также случай исполнения исполнительных документов о взыскании сумм в доход государства .

    Вместе с тем вышеназванные обстоятельства должны подтверждаться доказательствами, полученными в период принудительного исполнения. Статья 10 Закона о судебных исполнителях возлагает на судебного исполнителя обязанности, связанные с принудительным исполнением исполнительных документов.

    Постановление судебного исполнителя о приостановлении полностью или частично операций по банковским счетам граждан, в том числе ИП, юридических лиц является исполнительным документом. Он направляется сторонам исполнительного производства, третьим лицам, в банк и (или) небанковскую кредитно-финансовую организацию. При наличии такого постановления или информации о приостановлении операций, полученной из автоматизированной информационной системы, используемой при взаимодействии регистрирующих органов с уполномоченными органами и организациями, гражданину, в том числе ИП, юридическому лицу не должны открываться иные банковские счета.

    После возбуждения исполнительного производства при принудительном исполнении исполнительного документа судебный исполнитель применяет меры принудительного исполнения .

    Довод отзыва судебного исполнителя и отдела принудительного исполнения о действиях по принудительному исполнению суд оценил критически, т.к. меры принудительного исполнения могут применяться лишь после возбуждения исполнительного производства. Меры, на которые ссылался в своем отзыве судебный исполнитель, принимались за пределами срока нахождения исполнительного документа в отделе принудительного исполнения.

    Суд учел непринятие судебным исполнителем каких-либо мер по принудительному исполнению, т.е. бездействие, и признал его незаконным. В свою очередь, постановление судебного исполнителя о возвращении взыскателю исполнительного документа, по которому исполнение не произведено или произведено частично, суд признал незаконным и подлежащим отмене.

    В вынесенном решении суд обязал судебного исполнителя принять все без исключения меры:

    — по проверке имущественного положения должника;

    — выявлению его дебиторской задолженности;

    — обращению взыскания в пределах суммы исполнительного производства на денежные средства на счетах должника;

    — привлечению к административной ответственности должностных лиц должника за уклонение от погашения кредиторской задолженности;

    — направлению представления в регистрирующий орган о ликвидации должника в связи с обстоятельствами, предусмотренными п. 3 Положения о ликвидации.

    Важный нюанс рассмотрения названной категории дел заключается в том, что суд в резолютивной части решения обязан указать меры, которые необходимо принять судебному исполнителю по принудительному исполнению исполнительного документа.

    Читайте так же:  Не платят транспортный налог 2020

    Как обжаловать постановление или действия (бездействие) судебного исполнителя: алгоритм

    Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь (далее – ХПК);

    Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь (далее – ГПК);

    Налоговый кодекс Республики Беларусь (далее – НК);

    Закон Республики Беларусь от 24.10.2016 № 439-З «Об исполнительном производстве» (далее – Закон № 439-З).

    Шаг 1. Определяем свое право обжаловать (опротестовать) постановление, действия (бездействие) судебного исполнителя .

    Жалобы вправе подавать (ст. 124 Закона № 439-З):

    – стороны исполнительного производства;

    – иные лица, чьи права и законные интересы нарушены при исполнении исполнительного документа;

    Шаг 2. Определяем орган, в который подается жалоба.

    Жалобы (протесты) на постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя районного (межрайонного), городского, районного в городе отдела принудительного исполнения подаются главному судебному исполнителю соответствующего отдела принудительного исполнения (ст. 125 Закона № 439-З).

    Например, если обжалуются действия судебного исполнителя отдела принудительного исполнения Минского района, то жалобу следует подать на имя начальника отдела принудительного исполнения Минского района.

    Если же обжалуется постановление начальника отдела принудительного исполнения Минского района либо действие судебного исполнителя отдела принудительного исполнения управления принудительного исполнения главного управления юстиции Минского областного исполнительного комитета, то жалобу (протест) следует подавать на имя начальника управления принудительного исполнения главного управления юстиции Минского областного исполнительного комитета.

    Жалобы (протесты) на постановления, действия (бездействие) главного судебного исполнителя по области (г. Минску), связанные с непосредственным исполнением исполнительных документов, а также жалобы (протесты) на постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя главного управления принудительного исполнения Министерства юстиции Республики Беларусь подаются Главному судебному исполнителю Республики Беларусь.

    Шаг 3. Составляем жалобу.

    В жалобе (протесте) указываются сведения, закрепленные в ст. 126 Закона № 439-З.

    Не забудьте к жалобе, подаваемой представителем, приложить доверенность или иной документ, подтверждающий его полномочия.

    Шаг 4. Соблюдаем сроки для подачи жалобы.

    Жалобы (протесты) на постановления судебного исполнителя, а также на постановления руководителя органа принудительного исполнения, связанные с непосредственным исполнением исполнительных документов, могут быть поданы в течение 10 дней со дня получения соответствующих постановлений судебного исполнителя, руководителя органа принудительного исполнения (ст. 127 Закона № 439-З).

    Важно! В силу ст. 128 Закона № 439-З пропущенный срок подачи жалобы (протеста) на постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя, а также на постановления, действия (бездействие) руководителя органа принудительного исполнения, связанные с непосредственным исполнением исполнительных документов, может быть восстановлен при условии, что одновременно с этой жалобой (протестом) подано ходатайство о восстановлении пропущенного срока подачи жалобы (протеста) и руководитель органа принудительного исполнения, рассматривающий жалобу (протест), признает причины пропуска срока уважительными.

    Шаг 5. Проверяем правильность вынесения постановления по результатам рассмотрения жалобы.

    По результатам рассмотрения жалобы (протеста) руководитель органа принудительного исполнения принимает одно из следующих решений (ст. 131 Закона № 439-З):

    – постановление, действия (бездействие) признаны законными и в удовлетворении жалобы (протеста) отказано;

    – жалоба (протест) признана обоснованной полностью или частично.

    Если жалоба (протест) признается обоснованной полностью или частично, то обжалованные постановления или действия отменяются в соответствующей части, но не только. Уполномоченный орган может признать их незаконными и определить меры, которые должны быть приняты для устранения допущенных нарушений.

    Руководитель органа принудительного исполнения выносит соответствующее постановление, которое не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляется сторонам исполнительного производства, а также лицу, подавшему жалобу (протест), судебному исполнителю, руководителю органа принудительного исполнения, постановления, действия (бездействие) которых обжалованы (опротестованы).

    Эвелина Дубовик, старший преподаватель кафедры финансового права и правового регулирования хозяйственной деятельности БГУ, управляющий партнер ООО «Юридическая компания Соломон»

    Жалоба на бездействия судебного пристава-исполнителя: образец, куда лучше обращаться

    Жаловаться на судебного пристава, если тот бездействует, конечно, нужно. Ведь речь идет о неисполнении должностным лицом его обязанностей. Или ненадлежащем исполнении. Так что же можно отнести к действиям судебного пристава, подлежащим обжалованию?

    По закону это:

  • длительное непринятие мер по исполнительному производству и, как следствие, невзыскание долга;
  • отказ (необоснованный) в ознакомлении с материалами исполпроизводства;
  • нарушение прав и интересов, как взыскателей, так и должников;
  • доведение до истечения срока взыскания, без исполнительных мероприятий со стороны пристава;
  • принудительно взыскание долга без предоставления возможности погасить его добровольно.
  • Чтобы отстоять свои интересы и восстановить права, гражданин может жаловаться на приставов в различные надзирающие ведомства или в судебные органы.

    Куда писать жалобу на судебного пристава?

    Воздействовать на судебного пристава, который не работает должны образом, можно обращением:

  • К старшему приставу.
  • В прокуратуру.
  • В суд.
  • Жалоба старшему судебному приставу

    По обращению граждан старшие приставы районных ССП работают до 10 суток. И список мер, которые они могут принять в отношении нерадивых сотрудников, достаточно велик. Однако такой способ обращения малоэффективен, потому что, как показывает практика, начальники этой службы довольно часто выгораживают подчиненных и ищут им разного рода оправдания вроде огромного количества исполнительных производств, приходящихся на одного пристава; стрессовой обстановки, в которой приходится работать и пр.

    Если уж жаловаться по ведомственной линии, то сразу в региональное управление ССП. Они, конечно, тоже спустят заявление в районную службу, но по крайней мере возьму жалобу на контроль.

    В любом случае заявитель должен получить письменный ответ на свою претензию, в котором, по идее, должен содержаться ряд мер, предпринятых судебным приставом по интересующему исполнительному производству. А кроме того, в ответе должно быть сообщение о мерах дисциплинарного воздействия, примененных к нерадивому исполнителю.

    Обращение в прокуратуру

    Вот это гораздо более эффективный способ пожаловаться. В этой инстанции обращение, правда, будет рассматриваться 30 дней. Зато статистика показывает, что удовлетворяется в положительном для заявителя ключе до 90% всех жалоб.

    Заявление в суд

    В этой инстанции также велики шансы отстоять права и интересы гражданина. И срок, предусмотренный действующим законодательством для рассмотрения подобного рода дел, короток — всего 10 дней. Правда, для пущего эффекта лучше заручиться поддержкой профессионального юриста — адвоката, знающего все тонкости судопроизводства. Тем более, что при благополучном исходе средства на оплату защитника будут взысканы с ССП.

    Важно: в районный суд заявление следует подавать по форме с обязательным заголовком после «шапки» в правом верхнем углу – «Жалоба о признании бездействия судебного пристава незаконным».

    Следует также иметь в виду, что такие обращения не облагаются пошлиной.

    Читайте так же:  Договор купли продажи квартиры долевой с участием детей

    Комплексный подход

    По закону гражданин может подавать жалобу одновременно в несколько инстанций. Скажем, начальнику приставов и прокурору. В этом есть смысл, поскольку к проблеме таким образом будет привлечено максимум внимания. Соответственно вырастут шансы на положительное для заявителя решение существующей проблемы.

    Что касается содержания, то жалобы в различные инстанции могут быть одинаковы. Разница будет лишь в адресатах, указанных в «шапке». Поэтому, коль скоро законом «комплексный подход» не возбраняется, его надо использовать.

    Срок подачи жалобы на судебного исполнителя

    Действия или бездействие судебного пристава по закону должно быть обжаловано в 10-дневный срок. Начало же этого срока определятся моментом, когда гражданину стало известно (или должно было стать известно) о попрании его прав и нарушении интересов.

    Допустим, некто Ж получил отказ на свое заявление судебному приставу об ознакомлении с материалами конкретного исполнительного производства. И уже со следующего за этой датой дня начинается течение срока, отпущенного на обжалование действий/бездействия должностного лица службы СП. Если же отказное письмо пришло по почте, началом течения срока будет считаться дата, следующая за днем получения письма в почтовом отделении.

    Впрочем, пропущенный срок подлежит восстановлению, если причины пропуска уважительные:

    • командировка;
    • тяжелая болезнь;
    • неполучение письма по вине почтальонов или по иным, не зависящим от адресата обстоятельствам.
    • А вот юридическая неграмотность не может служить основанием для продления законных сроков, ведь человек всегда может обратиться за квалифицированной адвокатской помощью.

      Что должна содержать жалоба на пристава

      Претензия должна отвечать вполне определенным требованиям, иначе рискует остаться без рассмотрения.

      Во-первых, в ней не должно быть оскорбительных и некорректных выражений. И уж тем паче, нецензурной брани (а то ведь бывает и такое)! Заявитель должен держать себя в рамках приличия, излагая все четко, связно, последовательно.

      Во-вторых, не должно быть пространных рассказов на несколько страниц. Все исключительно кратко, но не без деталей: в чем конкретно выразилась вина пристава, что он сделал или, напротив, не сделал.

      Так в жалобе на бездействие должностного лица обязательно должно быть:

      1. Подробное описание ситуации.
      2. Ссылка на то, что именно, не выполнил судебный пристав.
      3. Перечисление прав и интересов заявителя, которые были нарушены.
      4. Требование выполнить те или иные действия.
      5. В обращении нужно оставить контактные данные (лучше всего номер мобильного телефона), чтобы назначенное ответственное лицо смогло при необходимости связаться с заявителем.

        Важно: каких-то законных требований к форме жалобы нет, главное, чтобы она была написана простым и понятным языком, последовательно изложена.

        Есть, правда, некоторые особенности у подобных обращений, в зависимости от адресата. Они:

      6. если подаются руководителю отдела ССП, должны содержать требование выполнения его подчиненными конкретных действий;
      7. если посылаются прокурору, должны выражать несогласие с бездействием пристава и требовать проведения соответствующей проверки, а также содержать требования о восстановлении прав и наказании виновных;
      8. если направляются в суд, должны требовать признания незаконными действий/бездействия пристава-исполнителя.
      9. К любому из вышеперечисленных заявлений желательно прилагать имеющиеся доказательные документы.

        Каким образом можно подать жалобу на бездействие пристава?

        Как уже было отмечено выше, пожаловаться на нерадивого судебного пристава можно по-разному. В том числе и различными способами, например:

      10. Через интернет. Это, кстати, самый простой и на сегодняшний день доступный способ обращения. Достаточно отправить жалобу по электронному адресу старшего пристава отдела, который можно найти на официальном сайте ФССП. Однако стоит иметь ввиду, что ССП является одной из самых «безответных» государственных структур, где электронные обращения подчас просто «растворяются». Но найти их при желании, конечно, можно. А значит и доказать факт жалобы. Однако на все будет потрачено приличное количество времени. Плюс нервов заявителя.
      11. Письменно. Вот это самый надежный вариант, гарантирующий рассмотрение обращения и оперативное решение вопроса. Правда стоит предусмотреть некоторые нюансы:
        • если жалоба подается начальству пристава лично, заявителю надо подготовить ее второй экземпляр, на котором принимающее ответственное лицо обязано поставить дату приема, личную подпись с расшифровкой и указанием своей должности;
        • когда обращение отсылается почтой, нужно делать это заказным письмом с уведомлением, потому что в этом случае уведомление о получении жалобы чиновниками вернется отправителю и станет доказательством отправления (и что немаловажно, получения адресатом) заявления.

      Важно: при отправлении жалобы почтой в сопровождении документов, необходимо сделать опись вложения на специальных бланках, в двух экземплярах. И одну из этих описей, которая останется у отправителя, обязан заверить сотрудник почты, принявший отправление.

      Рассмотрение жалобы на бездействие судебного пристава

      В разных инстанциях рассмотрение жалоб граждан происходит тоже по-разному:

    • Старший судебный пристав обязан изучить досконально все материалы исполнительного производства, о котором идет речь в обращении гражданина. А после заставить своего подчиненного принять все необходимые законные меры к взысканию долга:
      • арестовать имущество;
      • принять меры к имущественному розыску (по авто сделать запрос в ГИБДД; по недвижимости — в Росреестр; по сбережениям — в банки);
      • разыскать место работы должника (запросы в ИФНС, ПФ И ФСС по отчислениям работодателей за работников) для инициации удержаний из его заработной платы;
      • выйти по адресу должника для ареста имущества с целью последующей реализации с торгов.
      • По результатам обращения заявителю направляется подробный ответ.

      • Прокурор будет рассматривать поступившую жалобу в течение 30 дней. Для этого он непременно истребует исполпроизводство, которое изучит на предмет бездействия исполнителя и нарушения прав заявителя. Если факты, изложенные в обращении, подтвердятся, будут приняты меры. А возможности прокурора широки — он может:
        • выносить представления;
        • отменять противозаконные решения;
        • вносить требования;
        • и объявлять предостережения.

        Кроме того, независимо от выбранной меры, прокурор официально потребует еще и устранения выявленных нарушений. И приставы обязаны будут исполнить требование — активизироваться и доложить о результатах предпринятых действий.
        Через месяц прокурор должен будет ответить подателю жалобы. А значит за это время судебными приставами будут предприняты конкретные шаги, чтобы было что отвечать. Плюс нерадивого исполнителя (пристава, на которого жаловались) ждет прокурорское дисциплинарное взыскание — выговор или строгий выговор.

      • В суде свой порядок работы с жалобами на приставов. Жалобу принимают, затем истребуется исполнительное производство, далее в судебном заседании в присутствии прокурора заслушивается мнение сторон по делу. И в итоге принимается определенное решение.
      • Для заявителей обращение к судебным инстанциям имеет и плюсы, и минусы.

        К минусам относятся:

      • невозможность отдачи судом конкретных указаний на выполнение приставами тех или иных исполнительных действий;
      • неустановление конкретного срока на исполнение каких бы то ни было действий;
      • отсутствие (неназначение) наказания для провинившегося должностного лица.
      • Что касается плюсов, они очевидны:

      • судебное решение дает право возместить моральный вред, причиненный действиями/бездействием государственного служащего (судебного пристава);
      • моральный вред взыскивается непосредственно с отдела ССП, а там уже деньги удерживаются из заработной платы виновного сотрудника;
      • у пристава появляется стимул работать только при одном упоминании судебных инстанций.
      • В общем, куда все-таки обращаться с жалобой – личное дело гражданина. Но прежде, чем принять решение, стоит разобраться, какое обращение будет самым эффективным по конкретному делу.

        Образец жалобы на бездействие судебного исполнителя

        Образец жалобы на бездействие судебного пристава-исполнителя – это шаблон документа для обращения в уполномоченные органы о защите нарушенных прав и интересов в результате бездействия судебного исполнителя. Каждый гражданин имеет возможность составить подобную жалобу, которая поможет не только восстановить его права, но и привлечь внимание к неудовлетворительной работе такого субъекта.

        Нормативно-правовые акты, регулирующие порядок подачи жалобы на бездействие судебного исполнителя

        Основополагающий законодательный акт, регулирующий правоотношения по поводу подачи жалобы на бездействие судебного исполнителя – Федеральный закон «Об исполнительном производстве» от 2.10. 2007 г. № 229-ФЗ, а именно 18 глава.

        В случае подачи жалобы в суд физические лица руководствуются статьей 441 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ, а юридические лица и индивидуальные предприниматели – главой 24 Арбитражного процессуального кодекса от 24.07.2002 № 95-ФЗ.

        Жалоба на бездействие судебного пристава-исполнителя: причины подачи

        На практике деятельность некоторых судебных исполнителей осуществляется вопреки отечественному законодательству, носит аморальный характер и существенно нарушает интересы граждан. Самая действенная форма оспаривания таких действий – это правильно составленная жалоба. Однако для того чтобы уполномоченное лицо (орган) принял жалобу во внимание, нужно четко аргументировать причины ее представления. К ним можно отнести:

        • Неаргументированный отказ судебного пристава в заявлении о просмотре материалов исполнительного производства.
        • Открытие исполнительного производства, срок выполнения которого уже истек.
        • Неоправданно медленное выполнение судебным исполнителем своих полномочий.
        • Исполнительное производство выполняется способом, нарушающим права граждан.
        • Невыполнение исполнительного производства.
        • Осуществление принудительного исполнительного производства без предварительного предоставления возможности осуществления этого в добровольном порядке и др.
        • Способы подачи жалобы на бездействие судебного исполнителя

          Гражданин, который оспаривает действия судебного исполнителя, может по своему усмотрению выбрать следующие официальные структуры для подачи жалобы:

        • Судебный орган. Физические лица должны обращаться в суд общей юрисдикции, а юридические лица – в арбитражный суд. При подаче жалобы в суд общей юрисдикции граждане освобождаются от уплаты налоговых взысканий.
        • Орган прокуратуры (обращаться нужно по месту жительства жалобщика).
        • Вышестоящий судебный исполнитель (в порядке подчиненности).
        • Юристы рекомендуют сначала обращаться в вышестоящий орган. Данный метод имеет ряд преимуществ: минимальная затрата времени, упрощенность процедуры (по сравнению с судебным разбирательством), получение отчета о принятых мерах.

          Жалобу можно подать лично в канцелярию уполномоченного органа, электронным сообщением или почтовым письмом.

          Форма и содержание жалобы на бездействие судебного пристава-исполнителя

          Жалоба на бездействие судебного исполнителя должна иметь письменную форму с подписью заявителя. Неподписанные заявления не рассматриваются. Срок подачи жалобы на неправомерные действия судебного исполнителя составляет 10 дней с момента таких нарушений. В жалобе необходимо указать следующую информацию:

        • Должность, ФИО соответствующего судебного исполнителя.
        • Обоснованные доказательства нарушения судебным исполнителем действующего законодательства.
        • ФИО, место жительства, контактные данные (телефонный номер, электронная почта) заявителя.
        • Требования заявителя (прекратить нарушение, возобновление законных интересов).
        • С образцом жалобы на бездействие судебного пристава-исполнителя можно ознакомиться на нашем сайте.

          Срок рассмотрения жалобы

          Согласно Закону «Об исполнительном производстве» срок рассмотрения жалобы вышестоящим судебным исполнителем не может превышать 3 дней. После этого срока он должен направить заявителю результаты рассмотрения жалобы. Вышестоящий судебный исполнитель после рассмотрения жалобы может прийти к следующим выводам:

        • Жалоба является обоснованной и неправомерные действия судебного пристава должны быть прекращены. Такой субъект также может быть привлечен к дисциплинарной ответственности.
        • Жалоба является необоснованной, поскольку предоставленные доказательства являются недостаточными или ошибочными.
        • Бездействие судебного пристава-исполнителя: советы и рекомендации юристов

          Перед подачей жалобы юристы рекомендуют пройти два этапа:

        • Собрать достаточное количество доказательств неправомерности действий судебного исполнителя. Также нужно убедиться в том, что полученная информация соответствует действительности и подлежит обжалованию.
        • Правильно составить жалобу, в которой будут указаны все необходимые реквизиты.
        • Специалисты также отмечают, что подавать жалобу можно через представителя, полномочия которого удостоверены доверенностью, учредительными документами и др.

          Жалоба должна быть написана в официально-деловом стиле, однако не требуется применения специальной юридической терминологии. Данный документ не должен содержать лишних эмоциональных выражений и слов, личных оскорблений и агрессивности. Текст должен быть написан в сжатой, четкой, лаконичной форме. Успешный результат могут гарантировать коллективные жалобы, поскольку они отражают не субъективное мнение одного человека, а недовольство целой группы. Это повышает их правдивость и объективность.

          Жалоба – это демократический способ урегулирования конфликтной ситуации. Если судебный исполнитель выполняет свои служебные обязанности ненадлежащим образом, граждане должны реагировать на такие случаи путем обращения в соответствующие органы с претензиями и жалобами. Это помогает повысить эффективность осуществления исполнительными органами своих обязанностей, создает порядок и дисциплину в сфере исполнительного производства.

          Жалоба на судебного исполнителя рб

          В каждом исполнительном производстве участвуют две стороны – должник и взыскатель. В ходе процесса принудительного исполнения у сторон могут возникнуть вопросы законности и обоснованности проведенных судебным исполнителем принудительных действий или вынесенных им постановлений и соответственно возникает вопрос каким образом сторонам защитить свои права и законные интересы, учитывая тот факт, что одним из принципов исполнительного производства является принцип равноправия и добросовестности сторон.

          Первое, что нужно понимать, что если вопросы касаются конкретного исполнительного производства и сторонами (должником или взыскателем) в обращении ставятся вопросы о действиях (бездействии) судебного исполнителя, о несогласии с постановлением судебного исполнителя, то данное обращение не подлежит рассмотрению в соответствии с Законом Республики Беларусь от 18 июля 2011 года «Об обращениях граждан и юридических лиц» (далее — Закон об обращениях граждан и юридических лиц).

          Действительно, порядок обращения граждан и юридических лиц в государственные органы, иные организации и порядок рассмотрения таких обращений установлен Законом Республики Беларусь от 18 июля 2011 года «Об обращениях граждан и юридических лиц» (далее — Закон об обращениях граждан и юридических лиц), Указом Президента Республики Беларусь от 15 октября 2007 года №498 «О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц» (далее – Указ). Однако под действие данных нормативных актов попадают лишь вопросы касающиеся организации работы органов принудительного исполнения, соблюдении профессиональной этики и трудовой дисциплины (п. 12 Приложения к Указу).

          Между тем, в соответствии с абзацем третьим пункта 1 статьи 15 Закона об обращениях граждан и юридических лиц обращения могут быть оставлены без рассмотрения по существу, если они подлежат рассмотрению в соответствии с законодательством о конституционном судопроизводстве, гражданским, гражданским процессуальным, хозяйственным процессуальным, уголовно-процессуальным законодательством, законодательством, определяющим порядок административного процесса, законодательством об административных процедурах либо в соответствии с законодательными актами установлен иной порядок подачи и рассмотрения таких обращений.

          Поскольку вопросы о действиях (бездействии) судебного исполнителя (о несогласии с постановлением судебного исполнителя) в рамках конкретного производства носят процессуальный характер, и порядок их рассмотрения установлен отдельными нормами Закона Республики Беларусь от 24 октября 2016 года «Об исполнительном производстве» (далее — Закон об исполнительном производстве), соответственно обращение по данным вопросам поданное в рамках Закона об обращениях граждан и юридических лиц будет оставлено без рассмотрения по существу.

          Таким образом, если у сторон исполнительного производства возникают вопросы к работе судебного исполнителя, то разрешение их возможно только в рамках обжалования постановлений, действий (бездействия) судебных исполнителей, иных работников органов принудительного исполнения, руководителя органа принудительного исполнения в соответствии с главой 12 Закон об исполнительном производстве. Иные лица, чьи права и законные интересы нарушены при исполнении исполнительного документа могут защитить свои интересы аналогичным образом (статья 124 Закона).

          В соответствии со статьей 124 Закона об исполнительном производстве постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя, связанные с непосредственным исполнением исполнительных документов, могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и законные интересы нарушены при исполнении исполнительного документа, прокурором в порядке подчиненности соответственно руководителю органа принудительного исполнения, вышестоящему руководителю органа принудительного исполнения, а в случае несогласия с их решением — в суд.

          Это значит, что жалоба на постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя подается начальнику районного отдела принудительного исполнения, при котором состоит судебный исполнитель. Жалоба рассматривается начальником отдела в десятидневный срок (учитываются только рабочие дни) и по результатам рассмотрения выносится постановление, которое направляется сторонам и лицу, подавшему жалобу. Если лицо подавшее жалобу несогласно с результатом ее рассмотрения начальником отдела, то дальнейшее обжалование постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя и постановления начальника отдела осуществляется в судебном порядке и подаются в суд по месту нахождения соответствующего органа принудительного исполнения.

          Таким образом жалобы на постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя районного отдела не рассматриваются областным управлением принудительного исполнения главного управления юстиции облисполкома и в случае поступления такой жалобы она возвращается заявителю, как поступившая не по подведомственности.

          В компетенцию начальника управления принудительного исполнения главного управления юстиции облисполкома входит рассмотрение жалоб на постановления, действия (бездействие) начальников районных отделов принудительного исполнения связанные с непосредственным исполнением ими исполнительных документов.

          Особо обращаем внимание, что с учетом того, что обжалование действий, постановлений судебного исполнителя носит процессуальный характер, то Закон об исполнительном производстве устанавливает требования к форме и содержанию жалобы, а также устанавливает сроки подачи жалобы.

          Требования к форме и содержанию жалобы изложены в статье 126 Закон об исполнительном производстве. Здесь особое внимание следует обратить на то, что к жалобе должны быть приложены документ, подтверждающий направление копии этой жалобы и приложенных к ней документов сторонам исполнительного производства (должнику, взыскателю), судебному исполнителю постановления, действия (бездействие) которых обжалуются. Этим документом, например, может быть квитанция о направлении копий жалобы заказной корреспонденцией.

          Сроки подачи жалобы установлены статей 127 Закона об исполнительном производстве и составляют десять дней со дня получения соответствующих постановлений судебного исполнителя, либо со дня совершения судебным исполнителем действий (установления факта бездействия), либо со дня, когда лицо, подающее жалобу, не извещенное о времени и месте совершения таких действий, узнало или должно было узнать об их совершении.

          Соответственно из текста жалобы, приложенных к ней документов или исполнительного производства должно быть видно, что срок на обжалование не пропущен.

          Закон об исполнительном производстве предусматривает возможность восстановления пропущенного срока подачи жалобы. Порядок восстановления срока изложен в статье 128 настоящего Закона и предусматривает в обязательном порядке подачу ходатайства о восстановлении пропущенного срока подачи жалобы одновременно с этой жалобой.

          Следует обратить внимание, что в случае, когда пропущены сроки подачи жалобы, установленные статьей 127 настоящего Закона, и лицо, подавшее жалоб, не обратилось с ходатайством о восстановлении пропущенного срока либо в удовлетворении такого ходатайства отказано, а также когда не соблюдены форма и содержание жалобы, установленные статьей 126, то жалоба возвращается без рассмотрения.

          По результатам рассмотрения жалобы соответствующий руководитель органа принудительного исполнения вправе признать постановления, действия (бездействие) законными и отказать в удовлетворении жалобы или же признать жалобу обоснованной полностью или частично.

          Читайте так же:  Договор займа учредителю с процентами