Собственность рф и российских граждан за рубежом

Инвестиции – капитал, вложенный в производство, то есть стоимость, возрастающая благодаря своему фун

jar—> txt fb2 ePub html

на телефон придет ссылка на файл выбранного формата

Шпаргалки на телефон — незаменимая вещь при сдаче экзаменов, подготовке к контрольным работам и т.д. Благодаря нашему сервису вы получаете возможность скачать на телефон шпаргалки по международному частному праву. Все шпаргалки представлены в популярных форматах fb2, txt, ePub , html, а также существует версия java шпаргалки в виде удобного приложения для мобильного телефона, которые можно скачать за символическую плату. Достаточно скачать шпаргалки по международному частному праву — и никакой экзамен вам не страшен!

Не нашли что искали?

Если вам нужен индивидуальный подбор или работа на заказа — воспользуйтесь этой формой.

Под сделками в российском законодательстве, например, понимаются действия граждан и юридических лиц,

Правовое положение собственности Российской Федерации и российских организаций за границей

Похожие вопросы

  • Международное частное право — Правовоеположениесобственности.
    ПравовоеположениесобственностиРоссийскойФедерацииироссийскихорганизацийзаграницей. Имущество (движимое и недвижимое) может находиться зарубежом постоянно или временно.
  • Международное частное право — . инвестиций в РоссийскойФедерации
    ПравовоеположениесобственностиРоссийскойФедерацииироссийскихорганизацийзаграницей. Имущество (движимое и недвижимое) может находиться зарубежом постоянно или временно. В состав этого.
  • Шпаргалки по международному частному праву
    ПравовоеположениесобственностиРоссийскойФедерацииироссийскихорганизацийзаграницей.
    В РоссийскойФедерации регистрируются браки как между российскими гражданами и иностранцами, так и м. подробнее ».
  • Международное частное право — Понятие внешнеэкономической сделки
    ПравовоеположениесобственностиРоссийскойФедерацииироссийскихорганизацийзаграницей. Имущество (движимое и недвижимое) может находиться зарубежом постоянно или временно. В состав этого.
  • Международное частное право — . российских граждан заграницей
    Гражданская правоспособность российских граждан заграницей. Правовоеположениероссийских граждан зарубежом
    Согласно ч. 2 ст. 61 Конституции РФ «РоссийскаяФедерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами».
  • Международное частное право — . граждан в РоссийскойФедерации
    Гражданская правоспособность российских граждан заграницей. Правовоеположениероссийских граждан зарубежом определяется как российским
    Гражданская правоспособность и дееспособность иностранных граждан в РоссийскойФедерации.
  • Банковское право — Банковская система РоссийскойФедерации
    Банковская система РоссийскойФедерации. Термин «система» в переводе с греческого (systema) означает «целое, составленное из частей».
    Система банков РФ, их правовоеположение и содержание функций существенно
    2) российские кредитные организации
  • Таможенное право — Физические и юридические лица как субъекты.
    Правовойстатус региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов.
    Юридическим лицом признается организация, которая имеет в своей собственности
    быть истцом и ответчиком в суде (п. 1 ст. 48 Гражданского кодекса РоссийскойФедерации (ГК РФ)).
  • Государственное и муниципальное управление — Предмет ведения РФ
    4) федеральная государственная собственность и управление ею
    13) определение статуса и защита Государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РоссийскойФедерации
  • Гражданский процесс — Процессуальные права и обязанности иностранных.
    Правовоеположение иностранных граждан в РФ определяет Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 115–ФЗ «О правовомположении иностранных граждан в РоссийскойФедерации».
    Иностранная организацияорганизация, учрежденная заграницей.

найдено похожих страниц:10

Электронная библиотека

Как уже отмечалось, государство обладает иммунитетом собственности. Это означает неприкосновенность государственной собственности, находящейся на территории иностранного государства, включая случаи, когда она находится во владении лица, не обладающего иммунитетом.

Иммунитет присущ любому государству и является проявлением суверенитета государства. Поэтому собственность России за рубежом пользуется полной и безусловной правовой защитой, обеспечиваемой государством, на территории которой находится. Отступление от такого порядка может представить угрозу дружественным отношениям между странами и миру.

Что касается права собственности российских физических и юридических лиц за рубежом, то все вопросы решаются на основе коллизионных норм государства, на территории которого находилось имущество, если иное не предусмотрено международным договором или внутренним законодательством государства.

Вопросы права собственности России, ее граждан и юридических лиц встали достаточно остро после прекращение существования СССР как государства и образования независимых государств на его территории. В связи с этим государствами СНГ были подписаны четыре соглашения:

1) Соглашение о правопреемстве в отношении государственных архивов бывшего Союза ССР от 6 июля 1992 г.;

1) Договор о правопреемстве в отношении бывшего государственного долга и активов Союза ССР от 4 декабря 1991 г.;

2) Соглашение о распределении всей собственности бывшего Союза ССР за рубежом от 6 июля 1992 г.;

3) Соглашение о взаимном признании и регулировании отношений собственности от 9 октября 1992 г.

Участниками первых двух соглашений являются: Азербайджан, Армения, Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан и Украина.

Стороны, исходя из принципа целостности и неделимости фондов, образовавшихся в результате деятельности высших государственных структур бывших Российской Империи и Союза, которые хранятся в государственных архивах, находящихся за пределами их территорий, не претендуют на правовладения этими комплексами документальных материалов. Они взаимно признают осуществленный в соответствии с национальным законодательством переход под их юрисдикцию государственных архивов и других архивов союзного уровня, находящиеся на их территории.

Каждому из государств представлено право на возвращение тех фондов, которые образовались на их территории и в разное время оказались за их пределами. В случае, когда отсутствует возможность физического выделения комплекса документов, каждая из них имеет право доступа к ним и получения необходимых копий.

В случае, когда страной-владельцем передается право использования архивных документов, затрагивающих интересы другой страны, иностранным государствам, юридическим или физическим лицам, право на пользование этих документов сохраняется за страной, интересы которой затрагивает этот документ.

Стороны приняли на себя обязательство участвовать в погашении и несении расходов по обслуживанию государственного внешнего долга СССР в указанных долях, и только при условии его исполнения они имеют возможность реализовать права собственности на причитающуюся долю в собственности бывшего СССР за рубежом.

Указанным договором и Соглашением от 6 июля 1992 г.

Данные государства признали право каждого из них на владение, пользование и распоряжение причитающейся ему фиксированной долей имущества бывшего СССР за рубежом, а также право на ее выделение в натуре при соблюдении прав и интересов других стран, а также законов государств, на территории которых находится это имущество. Возможность раздела имущества в натуре должна осуществляться с надлежащим учетом обеспечения нормального функционирования объектов собственности.

Каждая сторона Соглашения от 9 октября 1992 г. признала осуществляемый в соответствии с национальным законодательством переход в их собственность имущества, в том числе финансовых ресурсов, предприятий, учреждений, организаций, их структурных единиц и подразделений бывшего союзного подчинения, расположенных на территориях сторон.

Более того, каждое из государств признало право собственности другого государства, его граждан и юридических лиц по отношению к расположенным на его территории предприятиям, учреждениям, организациям и другим объектам, находившимся на 1 декабря 1990 г. в ведении органов государственного управления других бывших союзных республик в составе СССР, а также являвшимся собственностью иных юридиче

ских и физических лиц, за исключением объектов, построенных в целях ликвидации последствий форс-мажорных обстоятельств. Однако объекты социальной сферы (санатории, санатории-профилактории, дома и базы отдыха, пансионаты, гостиницы, кемпинги, туристические базы, детские оздоровительные учреждения), находящиеся на территории одной стороны, но строительство которых осуществлялось за счет республиканских бюджетов других сторон, а также средств предприятий и организаций республиканского и бывшего союзного подчинения, расположенных на территории других сторон, являются собственностью этих сторон или их юридических и физических лиц.

Право собственности на землю и другие природные ресурсы регулируется законодательством страны, на территории которой находятся объекты собственности, если иное не предусмотрено другими международными отношениями.

Собственность одного государства, его юридических и физических лиц пользуются полной и безусловной правовой защитой, обеспечиваемой государством, на территории которой она находится. Эта собственность не может быть подвергнута принудительному изъятию, кроме как в исключительных случаях, предусмотренных законодательными актами. При принудительном изъятии ее владельцу государством выплачивается компенсация, соответствующая реальной стоимости изымаемой собственности, в сроки, установленные законодательством страны, где находится эта собственность.

Срочно?
Закажи у профессионала, через форму заявки
8 (800) 100-77-13 с 7.00 до 22.00

Собственность рф и российских граждан за рубежом

Сведения о федеральной собственности — и в России, и за рубежом — должны заноситься в Реестр федерального имущества, гласит постановление правительства №447, а затем в соответствии с приказом Минэкономразвития №329 публиковаться в интернете на сайте Росимущества. Исключением являются данные о земле и недвижимости военных баз и космодромов, отнесенные к гостайне и охраняемые соответствующим законом. Заграничная собственность (если это не военные базы) этим законом не защищена. Раньше в постановлении Минэкономразвития был пункт, который запрещал публиковать данные об объектах, относящихся к «закрытым сведениям», но в марте 2011 года ограничение было снято.

Тем не менее, работая над материалом об имуществе Управделами президента («Исследование РБК: чем владеет Кремль»), РБК не обнаружил данных о загрансобственности ни в публичном Реестре федерального имущества, ни на сайте «Госзагрансобственности» (подконтрольное Управделами предприятие, управляющее собственностью РФ за границей).

На сайте «Госзагрансобственности» есть данные только о четырех заграничных комплексах, все они — объекты культуры: Свято-Николаевский собор в Ницце, Подворье Русской православной церкви в Бари, Российский музейно-парковый комплекс в Иерихоне и Сергиевское подворье в Иерусалиме. Нет никакой информации и на сайте самого Управделами. А в публичном Реестре федерального имущества за «Госзагрансобственностью» помимо трех московских помещений их офиса числится один крымский санаторий — пансионат «Россия» в Евпатории. Он был закреплен за этим предприятием еще до присоединения Крыма к России.

«В целях национальной безопасности, в том числе в связи с недружественной политикой ряда стран, сведения о федеральном имуществе, расположенном за рубежом, не размещаются в сети интернет на сайте Росимущества, по этим же основаниям предоставление данной информации по запросам СМИ является нежелательным», — гласит письменный ответ РБК за подписью замруководителя Росимущества Алексея Чубаря.

На последующий запрос с просьбой указать, кем и когда было принято решение о засекречивании и каковы его правовые основания, Чубарь сообщил, что «ответ по существу поставленных вопросов находится вне полномочий Росимущества».

Запросы РБК министру экономических отношений Алексею Улюкаеву (Росимущество — подведомственная организация Минэкономразвития) и первому вице-премьеру Игорю Шувалову с просьбой указать, в чьи полномочия входит предоставление СМИ сведений о зарубежном имуществе, принадлежащем государству, к моменту публикации этого материала остались без ответа. «Вопрос очень щепетильный, ответа можете не ждать», — предупредил РБК источник, близкий к кабинету министров.

Информация о собственности за рубежом может быть защищена постановлением или актом на уровне правительства с пометкой «Для служебного пользования», которые не публикуются, не исключает партнер юридической фирмы Goltsblat BLP Виталий Можаровский.

Читайте так же:  Как использовать материнский капитал на приобретение жилья

В последнее время собственность России за рубежом стала объектом охоты экс-акционеров ЮКОСа по решению Гаагского суда от 18 июля 2014 года, согласно которому Россия обязана компенсировать им «экспроприацию имущества», выплатив $50 млрд.

В июне этого года французские и бельгийские судебные приставы приступили к исполнению судебных решений об аресте имущества России. Аресты производятся по решению Гаагского суда от 18 июля 2014 года, согласно которому Россия обязана компенсировать «экспроприацию имущества», выплатив бывшим владельцам ЮКОСа $50 млрд. Французские и бельгийские судебные приставы уже приступили к исполнению судебных решений об аресте российского имущества. В частности, летом в Париже было арестовано здание ФГУП «Госзагрансобственность» Управделами президента, где помещения арендует МИА «Россия сегодня», во Франции и Бельгии также были арестованы счета агентства, а в октябре стало известно об аресте акций ВГТРК в Euronews.

В поисках засекреченного

В отчете Счетной палаты, в 2012 году проверявшей расходы бюджета на поиск зарубежного госимущества, говорится, что в реестре — 973 заграничных объекта: 166 земельных участков и 807 зданий и помещений, но сам реестр аудиторы не публиковали. Ранее РБК, по данным госзакупок этого ФГУП, составил список упоминавшихся в них зданий и земельных участков: сейчас в нем 75 объектов (список пополняется).

М.М. Богуславский. Международное частное право

Правовое положение собственности РФ и российских организаций за границей

1. Категории государственного имущества за границей различны как по основанию возникновения, так и по своему удельному весу. Развитие экономических отношений между нашей страной и иностранными государствами неизбежно приводит к увеличению объема этого имущества, и прежде всего товаров, вывозимых как для продажи, так и для экспонирования на различных выставках.

За границей находятся различные категории имущества, входящие в состав государственной собственности. Это — имущество государства, торгпредства и других органов Российского государства и вклады Центрального банка РФ и Внешэкономбанка, экспортные товары, временно находящиеся за границей морские суда, самолеты и т. д. За границей находилось и различное имущество, перешедшее к Советскому государству после проведения им национализации. После окончания второй мировой войны значительную категорию советского государственного имущества за границей составляли так называемые активы, которые перешли к Советскому государству в порядке репараций.

Практическое значение вопросов, касающихся государственной собственности за рубежом, требует рассмотрения ряда специальных положений международного частного права.

2. Прежде всего возникает вопрос, может ли государственная собственность занимать за границей такое же положение, которое занимает собственность, принадлежащая любому частному лицу. Можно ли в иностранном государстве под тем или иным предлогом, в частности мнимого неисполнения обязательств российскими организациями, арестовать государственное имущество, находящееся за границей, продать его с публичных торгов или подвергнуть иным мерам принудительного характера?

На эти вопросы следует дать отрицательный ответ, поскольку собственность государства находится в особом положении, она пользуется иммунитетом. Выше был рассмотрен вопрос об иммунитете государства и его органов (гл. б). Иммунитет собственности тесно связан с иммунитетом государства, но может рассматриваться как самостоятельный вид иммунитета.

Иммунитет собственности государства заключается в особом режиме такой собственности, обусловленном особым положением субъекта права собственности — суверенного государства. Иммунитет собственности государства, находящейся за границей, сводится к тому, что это имущество не может быть объектом насильственных мер со стороны того государства, где указанное имущество находится.

Собственность государства пользуется неприкосновенностью. Это означает, что она не может без согласия государства-собственника быть подвергнута принудительному отчуждению, аресту, секвестру и другим принудительным мерам; ее нельзя насильно удерживать на иностранной территории; она не должна подвергаться расхищению со стороны другого государства, его органов или частных лиц.

Таким образом, неприкосновенность собственности государства не ограничивается изъятием ее из-под действия принудительных мер судебного характера. К ней не мотут применяться и административные меры, она не может быть объектом взыскания по всякого рода внесудебным требованиям.

Иммунитет, которым пользуется собственность иностранного государства, делает недопустимым: 1) предъявление исков непосредственно к такой собственности (исков in rem в англо-американском праве); 2) наложение ареста на собственность для обеспечения любого предъявляемого к иностранному государству иска, связанного или не связанного с такой собственностью; 3) принудительное исполнение решения суда, вынесенного в отношении такой собственности иностранного государства.

При рассмотрении вопроса об иммунитете собственности английский ученый Дайси различает два случая. В первом случае собственность иностранного государства находится в руках представителя этого государства, пользующегося судебным иммунитетом, и поэтому иск направлен против суверена. Во втором случае собственность находится в руках третьего лица, не пользующегося судебным иммунитетом, поэтому предъявление иска к такому лицу возможно. Но даже в последнем случае, признает Дайси, “иск или процессуальное действие в отношении собственности (суверена) считается. иском или процессуальным действием против такого суверена”.

Таким образом, на собственность иностранного государства не распространяется действие рассмотренного выше принципа “закон местонахождения вещи” (lex rei sitae), или, иными словами, в отношении этой собственности должны делаться изъятия из общего распространения на собственность иностранных лиц действия закона страны места нахождения имущества. Эти положения должны находить полное применение к государственной собственности РФ в тех случаях, когда государство или его органы не дали согласия на применение соответствующих принудительных мер в отношении российского имущества.

3. Иммунитет собственности иностранного государства находит свое выражение и в том, что органы другого государства не могут входить в рассмотрение вопроса о том, принадлежит ли собственность иностранному государству, когда она находится в его владении, если иностранное государство заявляет, что имущество принадлежит ему. Государство, в котором такое имущество находится, не может входить в рассмотрение этого вопроса.

В известном деле Лютера—Сегора английский судья совершенно резонно указал, что если Л. Б. Красин привез товары в Англию и объявил, что они принадлежат Советскому правительству, то ни один английский суд не может опровергнуть, такое заявление.

Таким образом, если государство фактически обладает имуществом и заявляет, что имущество принадлежит ему, то в суде иностранного государства это обстоятельство не может подвергаться сомнению. Это положение известно как доктрина акта государства. Она применялась в течение длительного времени в судебной практике ряда государств, и прежде всего в Великобритании и США. Доктрина акта государства исходит из того, что источником каждого акта государства является его суверенитет. Поскольку принцип суверенитета — это один из основных принципов международного права, доктрину акта государства следует рассматривать как доктрину международного права. Доктрина акта государства запрещает судам одного государства обсуждать законность актов другого государства и выносить решение об их недействительности. В последние годы наметилась тенденция к умалению значения указанной доктрины и к ограничению сферы ее действия. Эта тенденция проявилась наиболее ярко в США.

В широко известном деле Саббатино окружной суд Южного округа Нью-Йорка, признавая действительность доктрины акта государства, решил, что она ве может быть применена к кубинским законам о национализации, поскольку они якобы “нарушили международное право”. Верховный суд США не согласился с этими доводами. В его решении от 23 марта 1964 г. по делу Саббатино было признано экстерриториальное действие кубинских законов о национализации, Суд пришел к выводу, что в соответствии с доктриной акта государства американские суды не вправе обсуждать вопрос о законности или незаконности акта суверенного государства. Однако это решение было фактически аннулировано принятием конгрессом США так называемой второй “поправки Хикенлупера” к закону об иностранной помощи 1964 года. В этой поправке, иногда именуемой “поправкой Саббатино”, в частности, было предусмотрено, что суды не должны уклоняться, ссылаясь на доктрину акта государства, от вынесения решения по существу дела в случае, если иск основан на конфискации или другом изъятии собственности, осуществленном “в нарушение принципов международного права, включая принципы компенсации и другие стандарты”.

Сославшись на “поправку Хикенлупера”, окружной суд при новом рассмотрении дела Саббатино пришел к иным выводам, чем Верховный суд США. Из ограничения доктрины акта государства исходит также решение Верховного суда США от 7 июня 1972 г. по делу First National City Bank v. Banco.Nacioiud de Cuba.

4. В отношении правила об иммунитете необходимо отметить, что если имущество государства пользуется иммунитетом, то из этого не вытекает, будто это правило должно применяться во всех случаях, поскольку пользование иммунитетом является правом, а не обязанностью государства. Государство не всегда может претендовать: на такой иммунитет, а в ряде случаев может не ссы»; латься на иммунитет принадлежащей ему собственности. Каждое государство само определяет режим государственной собственности. Наше государство само опреде*! .ляет режим государственной собственности. Наше государство передает часть этой собственности в полное хозяйственное ведение либо оперативное управление государственных юридических лиц, закрепляет за ними определенное имущество.

Предприятие, за которым имущество закреплено собственником этого имущества на праве полного хозяйственного ведения, является юридическим лицом и осуществляет в отношении этого имущества права и обязанности собственника. В России основную оперативную работу по экспорту и импорту, как отмечалось в гл. 5, ведут внешнеэкономические объединения, другие объединения и предприятия, в том числе и полностью или частично принадлежащие государству. Поскольку подобное объединение или предприятие — это самостоятельное юридическое лицо и государство не принимает на себя ответственности по его обязательствам, оно, в отличие от торгпредства, не пользуется иммунитетами. В ходе проведения экономических реформ в нашей стране право осуществления внешнеэкономической деятельности получили государственные промышленные предприятия. В отношении их полностью действует принцип раздельной ответственности государства и юридического лица. Имущество объединения не пользуется иммунитетом в отношении предварительного обеспечения иска или принудительного исполнения решения только в том’случае, если речь идет об обязательствах самого объединения или предприятия. Если же истец требует наложить арест на имущество объединения по претензиям не к данному объединению, а к каким-либо другим государственным юридическим лицам или к самому государству, то на такое имущество взыскание обращено быть не может. Российское государство в отношении такого рода взысканий может ссылаться на иммунитет государственной собственности, поскольку речь уже будет идти о взыскании в отношении государственного имущества вообще, вне зависимости от того, в чьем управлении это имущество находится.

Таким образом, государственная собственность, находящаяся в хозяйственном ведении или в оперативном управлении государственных юридических лиц, не пользуется иммунитетом в тех случаях, когда она рассматривается как предмет взыскания по иску к такому юридическому лицу. Если же арест накладывается на это имущество как на собственность государства, в чем бы она ни заключалась и где бы она ни находилась, то подобная собственность уже не выделяется из общего фонда государственной собственности. В этом случае такой собственности как собственности государства присущ иммунитет.

В ином положении находятся государственные юридические лица, финансируемые- из государственного бюджета и осуществляющие определенные государственные или публично-правовые функции. В решении французского суда о картинах Матисса из музеев имени А. С. Пушкина и Государственного Эрмитажа (см. выше гл. 6) было обращено внимание на то, что картины, находящиеся в этих музеях, относятся к федеральной собственности государства, а сами музеи осуществляют публичные функции. Поэтому, как считал суд, музеи должны пользоваться судебным иммунитетом и иммунитетом от принудительного исполнения на равных основаниях с государством — Российской Федерацией.

Читайте так же:  Налоговый вычет ип усн 6

5. Вопрос об иммунитете собственности иностранного государства часто возникает в связи с иммунитетом государственных судов, используемых для торговых целей. Наша доктрина исходит из необходимости признания такого иммунитета. Кодекс торгового мореплавания СССР предусматривает, что на суда, находящиеся в собственности Советского государства, не может быть наложен арест или обращено взыскание без согласия Совета Министров СССР (ст. 20). Эта норма действующего в РФ закона должна уважаться и за границей, поскольку правовое положение морского судна определяется законом государства, под флагом которого оно плавает. В обязанности консулов РФ входит следить за тем, чтобы судам предоставлялись в полном объеме права и иммунитета в соответствии с законодательством государства пребывания и международными договорами, участниками которых являются РФ и государство пребывания .консула. К числу таких договоров относится, в частности, договор о торговом судоходстве между СССР и Великобританией 1968 года. Согласно протоколу к договору от 1 марта 1974 г., морские суда и грузы, принадлежащие на праве собственности одному государству, “не будут подлежать задержанию или аресту в связи с исполнением любого решения суда” другого государства. Однако государство-собственник будет принимать в этих случаях необходимые административные меры для исполнения таких решений (ст. 2 протокола).

6. Особый режим предоставляется имуществу иностранного государства и в области налогообложения. Это закреплено как во внутреннем законодательстве государств, так и в различных международных соглашениях. Например, в США на основании закона № 846 от 24 декабря 1942 г. находящаяся в округе Колумбия (т. е. в Вашингтоне) собственность, которая принадлежит иностранному правительству и используется для официальных целей или в качестве резиденции главы дипломатической миссии, освобождается от общего и специального налогообложения. Обложение налогом недви-жимостей, принадлежащих иностранным правительствам и используемых в консульских целях, находится в США в компетенции местных властей. В одних штатах освобождение от уплаты налогов на собственность, принадлежащую иностранному правительству, предоставляется на началах взаимности, в других — только в соответствии с договорами, заключенными США с другими государствами.

В решениях судов США отмечалось, что в силу принципа иммунитета к иностранным правительствам не могут предъявляться иски по поводу налогообложения их собственности, находящейся в США.

Согласно ст. 21 Консульской конвенции между СССР и США от 1 июня 1964 г., недвижимая собственность в США, принадлежащая Советскому государству и используемая для дипломатических или консульских целей, подлежит освобождению от всех федеральных, штатных и местных налогов.

Это положение нашло подтверждение в решении одного из американских судов. Предметом рассмотрения суда был вопрос о налогообложении здания, принадлежавшего СССР и использовавшегося как резиденция постоянного представительства-СССР при ООН. Местные власти г. Гленкова сделали попытку, вопреки тому, что эта собственность принадлежит иностранному суверену, подвергнуть ее в 1969 году налогообложению. В предшествующие годы налогообложение не производилось. 7 января 1971 г. окружной суд Восточного округа штата Нью-Йорк по делу правительства США против г. Гленкова вынес решение, согласно которому собственность постоянного представительства СССР при ООН в Гленкове в силу ст. 21 Консульской конвенции между США и СССР не подлежит налогообложению. В 1978 году в США было установлено налогообложение в отношении собственности иностранного государства, используемой для коммерческих целей.

Отметим, что любые российские организации, приобретая за рубежом недвижимое имущество, а также беря в аренду земельные участки, не должны руководствоваться законодательством страны места нахождения имущества. Они обязаны самым тщательным образом выполнять предписания этого законодательства (правила регистрации земельных участков в так называемых земельных кадастрах и др.). При этом необходимо проверять, не имеются ли в отношении земельного участка какие-либо обременения, в частности сервитута (право прохода других лиц, проживания и т. д.), не заложено ли соответствующее имущество и т, д. Игнорирование обстоятельств такого рода может привести к неблагоприятным последствиям для российской организации — собственника или арендатора имущества.

Контрольные вопросы по теме:

1. Какие коллизионные нормы применяются в отношении собственности?

2. Что понимается под правом государства на национализацию частной собственности?

3. Что понимается под экстерриториальным действием актов о национализации?

4. Каково содержание международных договоров РФ с другими странами по вопросам национализации?

5. Каково содержание соглашений РФ с другими странами о взаимном поощрении и защите инвестиций?;

6. Какой правовой режим должен предоставляться собственности Российского государства за рубежом?!

Правовое положение собственности Российской Федерации и российских организаций за рубежом

В соответствии с договоренностями между бывшими союзными республиками, РФ как государство — продолжатель СССР принимает на себя все права на движимую и недвижимую собственность бывшего СССР, находящуюся за рубежом, а также выполнение всех обязательств по погашению государственного долга СССР. Такое положение было закреплено Указом Президента РФ от 8 февраля 1993 г. N 201 «О государственной собственности бывшего Союза ССР за рубежом». МИД Украины оспорило данное решение со ссылкой на то, что оно противоречит нормам международного права. Напомню, что вопрос о зарубежной собственности СССР был предметом соглашения глав государств содружества независимых государств (Заключено в г. Минске 30.12.1991). В ст. 1. соглашения указано, что государства — участники Содружества взаимно признают, что каждое из них имеет право на соответствующую фиксированную справедливую долю в собственности бывшего Союза ССР за рубежом и будут способствовать реализации этого права. Исходя из сложившейся ситуации, Россия предложила так называемый нулевой вариант, по которому государства — республики бывшего СССР передают, а Российская Федерация принимает на себя обязательства по выплате доли этих государств во внешнем долге бывшего СССР по состоянию на 1 декабря 1991 г. в обмен на долю этих государств-республик в активах по состоянию на 1 декабря 1991 г. Позиция Российской Федерации состояла в том, что платежи по внешнему долгу и вступление в права собственности на имущество бывшего СССР за рубежом находятся в одной логической цепи. Отсюда ставились задачи: в кратчайшие сроки разработать нормативную базу правопреемства и управления зарубежными активами, оформить права Российской Федерации на зарубежную собственность бывшего СССР и начать сбалансированно обслуживать внешний долг.

Однако вопрос оформления прав России на имущество бывшего СССР до сих пор до конца не решен. Было заключено всего 8 отдельных Соглашений с государствами — бывшими союзными республиками, регламентирующих отношения по поводу владения загрансобственностью и погашения внешних долгов. В результате сложилась своеобразная ситуация: в 16 странах недвижимость по-прежнему числится за Советским Союзом со всеми вытекающими из этого факта последствиями. Особую позицию занимает Украина, которая хотя и подписала соответствующее Соглашение о нулевом варианте, однако до сих пор его не ратифицировала. В этой связи объекты недвижимости в таких странах, как Австрия, Болгария, Индия, Польша, Франция, ФРГ, Чехия, и других остались не перерегистрированными. В результате, как отмечают исследователи, сохраняется опасность инициирования этими странами процедуры лишения дипломатического иммунитета в отношении ряда объектов российской собственности и, как следствие, обращения на него исков и утраты имущества.

Ситуация парадоксальна: Россия не вступила во владение всей зарубежной собственностью бывшего СССР, но вместе с тем обслуживает весь внешний долг бывшего СССР, в том числе в части, приходящейся на Украину и другие государства — бывшие союзные республики, с которыми у России не урегулированы вопросы собственности и внешнего долга.

За границей находятся различные категории имущества, входящие в состав государственной собственности. Это имущество посольств, представительств РФ при международных организациях, консульств, торгпредств, вклады Центрального банка РФ и Внешэкономбанка, экспортные товары, временно находящиеся за границей морские и воздушные суда и т.д. По некоторым оценкам, стоимость такого имущества достигает 500 млрд. долл., однако проблема в том, что оно до конца не инвентаризировано и к тому же значительная часть имущества еще не найдена.

Правовое положение федеральной собственности, находящейся за рубежом, определяется как российским законодательством, так и законодательством страны места нахождения имущества, а также международными договорами РФ.

В отношении находящейся за рубежом российской государственной собственности следует различать собственность Российской Федерации (федеральную собственность) и собственность субъектов Федерации, а также имущество муниципальных объединений.

Правовой статус собственности государства обладает существенными особенностями. Собственность государства пользуется иммунитетом. Иммунитет собственности тесно связан с иммунитетом государства, но может рассматриваться как самостоятельный вид иммунитета.

Иммунитет собственности государства заключается в особом режиме такой собственности, обусловленном особым положением субъекта права собственности — суверенного государства. Иммунитет собственности государства, находящейся за границей, сводится к тому, что это имущество не может быть объектом насильственных мер со стороны того государства, где указанное имущество находится.

Иммунитет, которым пользуется собственность иностранного государства, делает недопустимым:

1) предъявление исков непосредственно к такой собственности (исков in rem в англо-американском праве);

2) наложение ареста на собственность для обеспечения любого предъявляемого к иностранному государству иска, связанного или не связанного с такой собственностью;

3) принудительное исполнение решения суда, вынесенного в отношении такой собственности иностранного государства.

Таким образом, на собственность иностранного государства не распространяется действие рассмотренного выше принципа «закон местонахождения вещи» (lex rei sitae), или, иными словами, в отношении этой собственности должны делаться изъятия из общего распространения на собственность иностранных лиц действия закона страны места нахождения имущества. В отношении правила об иммунитете необходимо отметить, что если имущество государства пользуется иммунитетом, то из этого не вытекает, будто это правило должно применяться во всех случаях, поскольку пользование иммунитетом является правом, а не обязанностью государства. Государство не всегда может претендовать на такой иммунитет, а в ряде случаев может не ссылаться на иммунитет принадлежащей ему собственности.

В отношении собственности широко применяется доктрина функционального (ограниченного) суверенитета. Согласно этой доктрине, если имущество иностранного государства служит осуществлению суверенных функций, функций публично-правового характера, оно продолжает пользоваться иммунитетом.

В Конвенции ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности дается перечень особых категорий собственности, которые, в частности, не должны рассматриваться как собственность, используемая государством «в иных целях, чем государственные некоммерческие цели». К ним относятся:

1) собственность, включая любой банковский счет, используемая или предназначенная для использования при исполнении функций дипломатического представительства государства или его консульских учреждений, специальных миссий, представительств при международных организациях или на международных конференциях;

2) собственность военного характера или используемая или предназначаемая для использования при исполнении военных функций;

3) собственность центрального банка или иного финансового органа государства;

4) собственность, составляющая часть культурного наследия государства или часть его архивов и не выставленная или не предназначенная для выставления на продажу;

5) собственность, составляющая часть экспозиции объектов, которые представляют научный, культурный или исторический интерес, и не выставленная или не предназначенная для выставления на продажу (ст. 21).

Иммунитет проявляется еще в том, что органы другого государства не могут рассматривать вопрос о том, принадлежит ли собственность иностранному государству, когда она находится в его владении, если иностранное государство заявляет, что имущество принадлежит ему. В этом проявляется доктрина акта государства, основанная также на принципе суверенитета государства. Судам запрещается обсуждать законность актов другого государства и выносить решение об их недействительности. Таким образом, если государство фактически обладает имуществом и заявляет, что имущество принадлежит ему, то в суде иностранного государства это обстоятельство не может подвергаться сомнению.

Читайте так же:  Кбк 2020 для уплаты налогов транспортный налог

Если же имущество предназначено для коммерческих, торговых целей — на такое имущество иммунитет не распространяется. В России оперативную работу по экспорту и импорту, как отмечалось, ведут внешнеэкономические объединения, созданные в различных правовых формах, в том числе и полностью или частично принадлежащие государству. Поскольку подобное объединение или предприятие — это самостоятельное юридическое лицо и государство не принимает на себя ответственности по его обязательствам, оно не пользуется иммунитетами. Государственная собственность, находящаяся в хозяйственном ведении или в оперативном управлении государственных юридических лиц, не пользуется иммунитетом в тех случаях, когда она рассматривается как предмет взыскания по иску к такому юридическому лицу. Если же арест накладывается на это имущество как на собственность государства, в чем бы она ни заключалась и где бы она ни находилась, то подобная собственность уже не выделяется из общего фонда государственной собственности. В этом случае такой собственности как собственности государства присущ иммунитет. Например, если претензия направлена самому государству или его органам и в качестве гарантии исполнения обязательств истец требует наложить арест на имущество такого юридического лица, то это имущество будет рассматриваться как государственная собственность со всеми вытекающими отсюда последствиями. Государство может прямо заявить об иммунитете своей собственности, независимо от того, в чьем управлении находится это имущество.

Принимая во внимание федеративное устройство России, следует несколько слов сказать о возможности распространения иммунитета государства на субъекты РФ и их собственность. В принципе как международные акты (в частности, Конвенция об иммунитете государств 1972 г.(Россия не участвует)), так и практика большинства зарубежных стран (кроме США и Австралии) исходят из признания права на иммунитет только за федеративным государством. Однако федеративное государство — участник упомянутой Конвенции может уведомить Генерального секретаря Совета Европы о том, что автономные единицы, входящие в его состав, могут ссылаться на положения Конвенции, применимые к государствам-участникам, и имеют те же обязательства, что и последние. Однозначно не признается иммунитет за территориальными подразделениями унитарных государств и органами местного самоуправления.

Право собственности российских граждан за границей

Приобретение недвижимости российскими гражданами в иностранных государствах регулируется двумя правопорядками: российским и иностранным, то есть законодательством того государства, где приобретается имущество.

Российское законодательство в настоящий момент позволяет осуществлять право собственности за рубежом. В частности, в соответствии со ст. 6 ФЗ РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» 2003 г. валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без каких-либо ограничений.

Тем не менее, предпринимались попытки ограничить такую свободу. Так, в 2001 году на рассмотрение в Государственную Думу РФ был внесен законопроект «О вкладах российских граждан за рубежом». Он предлагал регистрировать в течении 30 дней после совершения юридического акта все виды денежных вкладов как частных, так и юридических лиц, их недвижимое имущество, интеллектуальный продукт, ценные бумаги и паевые взносы в уставные капиталы организаций. Однако одним из значимых оснований отклонения данного проекта послужила позиция, что в документе нет четкого механизма регистрации собственности и вкладов, находящихся за рубежом, поскольку все подобные финансовые операции уже регулируются законодательством той страны, на чьих счетах это лежит. Также проект не получил поддержки со стороны Верховного и Арбитражного судов, и Центробанка.

В последнее время российские граждане все чаще приобретают недвижимую собственность в иностранных государствах. Регулирование данных правоотношений осуществляется по законодательству того государства, где находится недвижимость. Каждое государство определяет по-своему порядок приобретения. Например, на Кипре недвижимость регистрируется в Ктиматологио, Земельном Кадастре, в порядке, аналогичном принятому в Великобритании. Для того, чтобы приобрести недвижимое имущество на Кипре в первую очередь необходимо заключить предварительный договор, который носит обязательный характер, как для покупателя недвижимости, так и для продавца. После заключения такого договора, юрист со стороны покупателя наводит все необходимые справки, требуемые районным Управлением по регистрации земельных сделок, гарантирующие, что продавец недвижимости является фактическим ее владельцем, а покупатель приобретает действительное право собственности на данную недвижимость. Необходимо отметить, что для покупателей, не являющихся гражданами Кипра, требуется разрешение от Совета Министров на приобретение недвижимости на территории Кипра, без которого правоустанавливающие документы не могут быть переданы покупателю. Окончательный договор заключается только после того, как будут собраны и проверены все необходимые документы. Договор передается в Управление по регистрации земельных сделок в течение двух месяцев после его заключения, чтобы не допустить повторной продажи одной и той же собственности. В Центральный банк направляется заявление для получения разрешения на перевод денежных средств. Если и покупатель, и продавец являются иностранными гражданами, то заявления не требуется. После этого совершается передача Титула (правоустанавливающего документа), полностью оплачивается цена покупки, и объект недвижимости передается продавцом покупателю. Если приобретаемая недвижимость представляет собой новый объект, выдача уполномоченным органом Титула может быть отложена на срок до трех лет.

Передача права собственности происходит в процессе регистрации в Ктиматологио и выдачи свидетельства о праве собственности. Покупатель может пройти регистрацию либо самостоятельно, либо выдав доверенность юристу или поверенному. Российским гражданам для совершения регистрации необходимо предоставить свидетельство, что за объект недвижимости было заплачено иностранной валютой, и одобрение Советом Министров заявления покупателя о приобретении недвижимости на Кипре.

Законодательство некоторых государств предусматривает особый порядок приобретения недвижимого имущества, например, ограничивая круг субъектов, которые могут приобретать такое имущество. Так, вЧехии и Словакии приобрести недвижимость возможно только на юридическое лицо.

В Болгарии купить недвижимое имущество физическое лицо может без ограничений. Однако болгарское законодательство не разрешает иностранцам быть полноправными владельцами земли (как и в России, кстати). Нерезидент имеет право владеть апартаментами, офисом или домом, но не землей, на котором все эти постройки расположены. Дома покупаются либо на юридическое лицо, либо приобретается без земли и при невозможности или нежелании создавать в Болгарии фирму, придомовой участок остается в собственности строительной компании.

Однако не все государства приветствуют на своей территории «иностранных собственников». Так, Швейцария — страна, где иностранным гражданам купить недвижимость очень сложно. В Швейцарии действует закон lex Friedrich, который запрещает иностранным гражданам, не имеющим вида на жительство, покупать недвижимость. Кроме того, в каждом из 23 кантонов страны, действует своя конституция, налоговое законодательство и правила владения недвижимостью: в некоторых городах иностранцам разрешено лишь право аренды. Иностранцы, которые живут за границей, могут купить жилье в туристических зонах Швейцарии или промышленные здания для производства.

Для получения права на приобретение недвижимости в Австрии необходимо прожить в стране три года. А в Австралии иностранцы могут приобретать только «первичное» жилье: квартиры, таун-хаусы только в новостройках и лишь перед или во время их строительства и до момента их заселения.

Законодательство некоторых государств наоборот упрощает процедуру приобретения недвижимости иностранными субъектами. Так, например, в Испании сложности с приобретением жилья почти не возникают. Устанавливаются лишь дополнительные требования, в частности, для заключения сделки купли-продажи необходимо согласие супруги(а) владельца недвижимости, иначе права нового собственника в любой момент могут быть оспорены. Следует также быть предусмотрительным при подписании эскритуры – главного документа купли-продажи. А вот в Хорватии покупать недвижимость могут и физические, и юридические лица при условии визирования сделки в Министерстве иностранных дел и Министерстве юстиции.

Владеть недвижимостью в Китае может как резидент, так и нерезидент. Ограничений для иностранцев на приобретение нет. После совершения сделки купли-продажи подписанный в присутствии китайского нотариуса, покупателю выдается документ на право собственности. Причем, квартира оформляется только на одного человека.

Дата добавления: 2014-01-06 ; Просмотров: 2112 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Правовой режим собственности РФ, российских организаций и граждан за рубежом.

За границей находятся различные категории имущества, входящие в состав государственной собственности. Это имущество посольств, представительств РФ при международных организациях, консульств, торгпредств, вклады Центрального банка РФ и Внешэкономбанка, экспортные товары, временно находящиеся за границей морские и воздушные суда и т.д.

Правовое положение федеральной собственности, находящейся за рубежом, определяется как российским законодательством, так и законодательством страны места нахождения имущества, а также международными договорами РФ. В отношении находящейся за рубежом российской государственной собственности следует различать собственность Российской Федерации (федеральную собственность) и собственность субъектов Федерации, а также имущество муниципальных объединений.

Собственность государства пользуется неприкосновенностью. Это означает, что она не может без согласия государства-собственника быть подвергнута принудительному отчуждению, аресту, секвестру и другим принудительным мерам; ее нельзя насильно удерживать на иностранной территории; она не должна подвергаться расхищению со стороны другого государства, его органов или частных лиц. Таким образом, неприкосновенность собственности государства не ограничивается изъятием ее из-под действия принудительных мер судебного характера. К ней не могут применяться и административные меры, она не может быть объектом взыскания по всякого рода внесудебным требованиям.

Иммунитет, которым пользуется собственность иностранного государства, делает недопустимым:

1) предъявление исков непосредственно к такой собственности (исков in rem в англо-американском праве);

2) наложение ареста на собственность для обеспечения, любого предъявляемого к иностранному государству иска, связанного или не связанного с такой собственностью;

3) принудительное исполнение решения суда, вынесенного в отношении такой собственности иностранного государства.

Однако за исключением случаев, прямо предусмотренных в праве отдельных государств и в международных соглашениях, на собственность иностранного государства не распространяется действие рассмотренного выше принципа «закон местонахождения вещи» (lex rei sitae), или, иными словами, в отношении этой собственности должны делаться изъятия из общего распространения на собственность иностранных лиц действия закона страны места нахождения имущества. Эти положения должны полностью применяться к государственной собственности Российской Федерации в тех случаях, когда государство или его органы не дали согласия на применение соответствующих принудительных мер в отношении российского имущества.

Российское законодательство определяет, какие государственные органы осуществляют управление этой собственностью, кто правомочен принимать решения о ее приобретении или отчуждении, сдаче в аренду или решать иные вопросы, относящиеся к компетенции собственника имущества. Решения о приобретении в федеральную собственность недвижимого имущества за рубежом, а также ценных бумаг, долей, паев и акций в находящихся за рубежом юридических лицах за счет федерального бюджета принимаются Правительством РФ. Оно также принимает решения о продаже, мене, залоге, дарении, изъятии такого имущества.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете. 8429 — | 7333 — или читать все.

176.212.160.34 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно