Приказ 241 от 17.07.2012 минтранса

Приказ 241 от 17.07.2012 минтранса

О Вашей безопасности в небе
мы заботимся на земле.

Нормативная правовая база

Федеральный закон от 15.08.1996 N 114-ФЗ (ред. от 19.02.2020)
«О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»

Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ (ред. от 31.12.2017)
«О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
(с изм. и доп., вступ. в силу с 09.01.2020)

Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 31.12.2017)
«О лицензировании отдельных видов деятельности»
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2020)

Федеральный закон от 09.02.2007 N 16-ФЗ (ред. от 06.07.2016)
«О транспортной безопасности»
(с изм. и доп., вступ. в силу с 21.12.2016)

Федеральный закон от 06.03.2006 N 35-ФЗ (ред. от 06.07.2016)
«О противодействии терроризму»
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)

Постановление Правительства РФ от 26.02.2015 N 172 (ред. от 08.04.2017)
«О порядке аттестации сил обеспечения транспортной безопасности»
(вместе с «Правилами аттестации сил обеспечения транспортной безопасности»)

Постановление Правительства РФ от 30.07.2014 N 725 (ред. от 08.04.2017)
«Об утверждении Правил аккредитации юридических лиц для проведения проверки в целях принятия органами аттестации решения об аттестации сил обеспечения транспортной безопасности, а также для обработки персональных данных отдельных категорий лиц, принимаемых на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности, или осуществляющих такую работу»

Постановление Правительства РФ от 10.12.2008 N 940 (ред. от 30.12.2013)
«Об уровнях безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о порядке их объявления (установления)»

Постановление Правительства РФ от 30.07.1994 N 897 (ред. от 14.12.2006)
«О Федеральной системе обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства»

Постановление Правительства РФ от 15.11.2014 N 1208 (ред. от 03.10.2015)
«Об утверждении требований по соблюдению транспортной безопасности для физических лиц, следующих либо находящихся на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах, по видам транспорта»

Приказ Минтранса России от 21.08.2014 N 231 (ред. от 04.09.2017)
«Об утверждении Требований к знаниям, умениям, навыкам сил обеспечения транспортной безопасности, личностным (психофизиологическим) качествам, уровню физической подготовки отдельных категорий сил обеспечения транспортной безопасности, включая особенности проверки соответствия знаний, умений, навыков сил обеспечения транспортной безопасности, личностных (психофизиологических) качеств, уровня физической подготовки отдельных категорий сил обеспечения транспортной безопасности применительно к отдельным видам транспорта»
(Зарегистрировано в Минюсте России 09.10.2014 N 34278)

Приказ Минтранса России от 31.07.2009 N 128 (ред. от 18.07.2017)
«Об утверждении Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации»
(Зарегистрировано в Минюсте России 31.08.2009 N 14645)

Приказ Минтранса России от 25.07.2007 N 104 (ред. от 13.06.2017)
«Об утверждении Правил проведения предполетного и послеполетного досмотров»
(Зарегистрировано в Минюсте России 09.08.2007 N 9975)

Приказ Минтранса России от 01.04.2015 N 145 (ред. от 02.03.2017)
«Об утверждении Порядка аккредитации юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности и требований к ним»
(Зарегистрировано в Минюсте России 08.07.2015 N 37926)

Приказ Минтранса России от 17.07.2012 N 241 (ред. от 06.02.2017)
«Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации»
(вместе с «Перечнем и правилами формирования тарифов и сборов за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации», «Правилами взимания рассчитанной на основе тарифов и сборов платы за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации»)
(Зарегистрировано в Минюсте России 03.08.2012 N 25099)

Приказ Минтранса России от 23.07.2015 N 227
«Об утверждении Правил проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности»
(Зарегистрировано в Минюсте России 24.03.2016 N 41529)

Федеральный закон от 21.03.2005 N 20-ФЗ (ред. от 04.05.2011)
«О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер авиационной безопасности на воздушном транспорте»

—>
Поделитесь полезной информацией с друзьями:

ДГП ГА: предложения АЭВТ по изменению приказа 241 «Об аэропортовых сборах» поступили слишком поздно

В ответ на открытое обращение АЭВТ от 20.08.2012, опубликованное в сети «Интернет» на сайте www.Ato.ru, относительно отзыва приказа Минтранса России от 17.07.2012 № 241 «Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации» Департамент государственной политики в области гражданской авиации Минтранс России сообщает следующее.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» в целях проведения независимой антикоррупционной экспертизы проект приказа Минтранса России «Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации» (далее — проект приказа) был размещен на официальном сайте Минтранса России с указанием контактов лица, сопровождающего проект, а также срока проведения независимой экспертизы проекта на коррупциогенность в период с 27.06.2012 по 02.07.2012.

Это закрытый материал портала ATO.RU.
Полный текст материала доступен только по платной подписке.

(скидка 1195 р.)
4194 р.
2999 р.

(скидка 3389 р.)
8388 р.
4999 р.

Подписка на материалы ATO.ru предоставляет доступ ко всем закрытым материалам сайта:

  • — уникальному контенту — новостям, аналитике, инфографике — каждый день создаваемому редакцией ATO.ru;
  • — расширенным версиям статей и интервью, опубликованных в бумажной версии журнала «Авиатранспортное обозрение»;
  • — всему архиву журнала «Авиатранспортное обозрение» с 1999 года по текущий момент;
  • — каждому новому номеру журнала «Авиатранспортное обозрение» до выхода бумажной версии из печати и доставки его подписчикам.
  • Вопросы, связанные с платным доступом, направляйте на адрес [email protected]

    Услуга «Автоплатеж». За двое суток до окончания вашей подписки, с вашей банковской карты автоматически спишется оплата подписки на следующий период, но мы предупредим вас об этом заранее отдельным письмом. Отказаться от этой услуги можно в любое время в личном кабинете на вкладке Подписка. Подробные условия автоматической пролонгации подписки.

    Я подписчик / Я активировал промокод.
    Если у вас есть неактивированный промокод, авторизуйтесь/зарегистрируйтесь на сайте и введите его в своем Личном кабинете на вкладке Подписка

    Управление Роспотребнадзора по Рес.

    Отправляясь в путешествие (в отпуск, в командировку, в гости к родственникам или друзьям) мы не задумываемся о проблемах, с которыми можем столкнуться в пути. А неприятные сюрпризы поджидают нас при неожиданных обстоятельствах.

    К сожалению, на вокзалах и в зданиях аэропортов можно столкнуться с такой проблемой, как платные туалеты. Как дополнительная услуга, как альтернатива, наличие платных туалетов не запрещено законом. За дополнительный комфорт надо платить.

    Но пассажиры имеют право на эту услугу на «безвозмездной» основе. Слово «безвозмездной» взято в кавычки, поскольку мы ее уже оплатили при приобретении билета.

    Аэропорты

    Пунктом 3.4 Приказа Министерства транспорта Российской Федерации (Минтранс России) от 17.07.2012 № 241 «Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации» (далее по тексту Приказ № 241) определен сбор за предоставление аэровокзального комплекса, который включен в стоимость билета пассажира.

    Подпункт 3.4.1 Приказа № 241 изложен в следующей редакции: Сбор устанавливается за обслуживание в зоне и зданиях аэровокзального комплекса убывающих пассажиров (с момента прибытия в аэропорт до начала регистрации) и прибывающих пассажиров (с момента прибытия из воздушного судна в аэровокзал до убытия из зоны аэропорта) в соответствии с установленной технологией, включая:

    • предоставление привокзальной площади;
    • предоставление вестибюля, справочно-информационной зоны, помещений и зон ожидания;
    • предоставление помещений обязательного дополнительного обслуживания пассажиров (комнаты матери и ребенка, медпункта, туалета и других, за пользование которыми отдельная плата не взимается);
    • обслуживание инвалидов, в том числе предоставление кресел-колясок, специальных подъемных устройств (амбулифтов);
    • сопровождение инвалидов;
    • информационное обеспечение пассажиров;
    • обеспечение пограничного, санитарного и таможенного контроля пассажиров, багажа, ручной клади (на международных перевозках).

    Железнодорожные вокзалы

    Статья 80 (абзац 4) Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» изложена в следующей редакции:

    На железнодорожных станциях, открытых для выполнения операций по перевозкам пассажиров, багажа, грузобагажа, вокзалы имеют в соответствии с нормами технологического проектирования и содержания связанных с обслуживанием пассажиров объектов железнодорожного транспорта, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, железнодорожные билетные кассы, помещения для приема и выдачи багажа, камеры хранения ручной клади, залы ожидания, справочные бюро, комнаты отдыха пассажиров, комнаты матери и ребенка, рестораны и буфеты, помещения для культурно-бытового и санитарно-гигиенического обслуживания пассажиров. Пассажирам предоставляется право бесплатного пользования залами ожидания и туалетами.

    Кроме того, пунктом 39 Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2005 № 111 также определено, что пассажиру предоставляется право бесплатного пользования залами ожидания и туалетами.

    Время пользования туалетом в уставе и в правилах не указано, следовательно, пассажир имеет право пользоваться туалетом без ограничений во времени. И любые ограничения со стороны администрации вокзалов противозаконны.

    Автовокзалы

    Что касается автовокзалов, постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2015 № 410 внесены изменения в пункт 21 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 № 112), в соответствии с которым пассажир имеет право на бесплатное пользование залами ожидания и туалетами, размещенными в зданиях автовокзала, автостанции, при наличии билета, подтверждающего право проезда по маршруту регулярных перевозок, в состав которого включен остановочный пункт, расположенный на территории этого автовокзала или автостанции:

  • в течение времени, установленного владельцем автовокзала, автостанции, но не менее 2 часов с фактического времени прибытия транспортного средства, — для остановочного пункта, являющегося пунктом назначения;
  • в течение срока действия билета (с учетом фактического времени задержки отправления и (или) опоздания прибытия транспортного средства) — для других остановочных пунктов.
  • Из этого следует, что на автовокзале пользование туалетом бесплатно администрация может ограничить до 2-х часов, если для задержки в здании вокзала отсутствуют основания, связанные с задержкой или опозданием транспортного средства на который приобретен билет.

    Зная Закон и умея отстаивать свои права, избавьте себя от дополнительных проблем и денежных трат.

    © 2020 Управление Роспотребнадзора по Республике Алтай
    Joomla! is Free Software released under the GNU General Public License.
    Mobile version by Mobile Joomla!

    Вопрос: ЗАО предоставляет услуги по содержанию и авиационно-техническому обслуживанию самолетов и вертолетов (далее — воздушные судна, ВС), включающие летную эксплуатацию и техническое обслуживание ВС.
    Техническое обслуживание ВС проводится в соответствии с перечнем, определяемым регламентом технического обслуживания ВС (далее — Регламент).
    Регламент, в свою очередь, подразумевает проведение работ по оперативному техническому обслуживанию ВС.
    Оперативное техническое обслуживание представляет собой систему подготовительных работ, осмотров и проверок технического состояния авиационной техники, обеспечивающих исправность, готовность и использование ВС в интервалах между формами его периодического технического обслуживания (Приказ Минтранса России от 20.06.1994 N ДВ-58 «Об утверждении «Наставления по технической эксплуатации и ремонту авиационной техники в гражданской авиации России. НТЭРАТ ГА-93»).
    Оперативное техническое обслуживание производится на 3 (трех) сертифицированных площадках (местах производственной деятельности): аэропорт в г. А, аэропорт в г. Б и посадочная площадка в г. А.
    Таким образом, ВС могут осуществлять взлет и посадку, минуя аэропорты, но при этом и должны быть обеспечены инженерно-техническим обслуживанием по формам Регламента.
    В соответствии с пп. 22 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация на территории РФ услуг, оказываемых непосредственно в аэропортах РФ и воздушном пространстве РФ, по обслуживанию воздушных судов, включая аэронавигационное обслуживание.
    Вместе с тем ни в ст. 149 НК РФ, ни в иных положениях НК РФ не содержится конкретного перечня услуг по обслуживанию воздушных судов (точно указано только место оказания услуг — аэропорты РФ и воздушное пространство РФ).
    Минфин России в Письме от 04.06.2013 N 03-07-08/20415 разъясняет, что перечень услуг, относящихся к услугам по обслуживанию воздушных судов в целях применения пп. 22 п. 2 ст. 149 НК РФ, не установлен. В связи с этим при решении вопросов об освобождении от НДС услуг по обслуживанию воздушных судов возможно руководствоваться Приказом Минтранса России от 17.07.2012 N 241 (далее — Приказ N 241).
    Согласно Приложению N 1 к Приказу N 241 перечень услуг, которые оказывает ЗАО, регламентируется следующими подпунктами:
    4.17.1 — обслуживание ВС по форме А-1 (А-транзитной);
    4.17.2 — обслуживание ВС по формам обеспечения вылета и встречи и осмотра ВС;
    4.18.1 — обеспечение приема и выпуска ВС;
    4.18.2 — буксировка ВС;
    4.18.3 — внутренняя уборка ВС;
    4.18.7 — подача электроэнергии ВС;
    4.18.10 — заправка авиадвигателей маслом ВС;
    4.18.12 — заправка системы азотом или сжатым воздухом ВС;
    4.18.13 — проверка и дозаправка гидросистемы ВС;
    4.22 — обработка колес воздушного судна ВС.
    Кроме этого, ЗАО своими силами оказывает следующие виды услуг при проведении наземного обслуживания ВС с привлечением специальных средств, оборудования сторонних сертифицированных организаций:
    4.18.4 — обслуживание санузлов (туалетов) ВС;
    4.18.5 — заправка питьевой водой ВС;
    4.18.6 — слив питьевой воды из системы ВС;
    4.18.11 — заправка системы кислородом ВС.
    В настоящее время планируется заключение отдельного договора на оказание услуг по оперативному техническому обслуживанию воздушных судов, стоимость которых будет установлена в виде фиксированной ежемесячной ставки на основе ежемесячного тарифа.
    Освобождается ли от НДС согласно пп. 22 п. 2 ст. 149 НК РФ реализация услуг по оперативному техническому обслуживанию воздушных судов на территории аэропорта и на посадочной площадке?
    Освобождается ли от НДС реализация услуг по наземному техническому обслуживанию, оказываемых своими силами, но с привлечением специальных средств, оборудования сторонних организаций?
    Вправе ли ЗАО устанавливать единый тариф за весь комплекс оказываемых услуг без выделения ставки по каждому виду услуг?
    Если ЗАО имеет право на льготу по НДС, необходимо ли вести раздельный бухгалтерский учет по данным услугам и услугам, оказываемым согласно ст. 146 НК РФ?

    Ответ:
    МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

    ПИСЬМО
    от 3 ноября 2016 г. N СД-4-3/[email protected]

    Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение ЗАО (далее — заявитель) по вопросу применения подпункта 22 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Налоговый кодекс) и сообщает следующее.
    Как указано в рассматриваемом обращении заявителя, ЗАО оказывает услуги по содержанию и авиационно-техническому обслуживанию самолетов и вертолетов, включающие летную эксплуатацию и техническое обслуживание воздушных судов, на трех сертифицированных площадках: аэропорт (г. А); аэропорт (г. Б); посадочная площадка (г. А).
    Согласно подпункту 22 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса реализация услуг, оказываемых непосредственно в аэропортах Российской Федерации и воздушном пространстве Российской Федерации, по обслуживанию воздушных судов, включая аэронавигационное обслуживание, освобождена от налогообложения налогом на добавленную стоимость (далее — НДС).
    В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Налогового кодекса институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Налоговом кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом.
    Глава 21 Налогового кодекса не содержит определения понятия «услуги, оказываемые непосредственно в аэропортах Российской Федерации и воздушном пространстве Российской Федерации по обслуживанию воздушных судов» и перечня таких услуг.
    При решении вопроса об освобождении от налогообложения НДС операций по реализации услуг по обслуживанию воздушных судов, оказываемых непосредственно в аэропортах Российской Федерации и воздушном пространстве Российской Федерации, можно руководствоваться, в частности, приказом Минтранса России от 17.07.2012 N 241 «Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации» (в редакции приказа Минтранса России от 22.07.2013 N 254) (далее — приказ Минтранса России N 241), которым утверждены Перечень и правила формирования тарифов и сборов за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации (далее — Перечень), а также поименованы услуги, за которые они взимаются. В частности, подпунктами 4.17.1, 4.17.2, 4.18.1 — 4.18.7, 4.18.10 — 4.18.13, 4.22 раздела IV Перечня установлены тарифы за услуги, которые, как указано в обращении заявителя, оказывает ЗАО.
    При этом в случае если налогоплательщиком наряду с операциями, не подлежащими налогообложению (освобождаемыми от налогообложения) в соответствии с положениями статьи 149 Налогового кодекса, осуществляются операции, подлежащие налогообложению, то на основании пункта 4 статьи 149 Налогового кодекса налогоплательщик обязан вести раздельный учет таких операций.
    По вопросу правомерности (неправомерности) применения заявителем освобождения от налогообложения НДС при реализации услуг по наземному техническому обслуживанию, оказываемых заявителем своими силами, но с привлечением специальных средств и оборудования сторонних организаций, необходимо учитывать следующее.
    На основании пункта 7 статьи 149 Налогового кодекса освобождение от налогообложения НДС в соответствии с положениями указанной статьи не применяется при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом.
    С учетом изложенного на операции по реализации услуг, предусмотренных подпунктом 22 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса, оказываемых ЗАО с привлечением специальных средств и оборудования сторонних организаций в рамках иных договоров, не перечисленных в пункте 7 статьи 149 Налогового кодекса, положения пункта 7 статьи 149 Налогового кодекса не распространяются.
    Вопрос, касающийся применения нормы подпункта 22 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса в отношении операций по реализации услуг по обслуживанию воздушных судов на посадочной площадке, принимая во внимание положения подпункта 5 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса, требует согласования с Минфином России, в связи с чем соответствующие разъяснения по указанному вопросу будут направлены в адрес заявителя в установленном порядке после его согласования с Минфином России.
    Одновременно ФНС России сообщает, что согласно пункту 1 статьи 30 Налогового кодекса налоговые органы осуществляют контроль за соблюде
    нием законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов.
    С учетом изложенного решение вопроса об установлении единого тарифа за весь комплекс оказываемых заявителем услуг без выделения ставки по каждому виду услуг к компетенции ФНС России не относится.

    Государственный советник
    Российской Федерации
    3 класса
    Д.С.САТИН
    03.11.2016

    Аэропортовые сборы, тарифы за наземное обслуживание

    Вопрос-ответ по теме

    Вопрос

    Авиакомпания попросила у Обслуживающей компании пересмотреть стоимость Тарифа «За внутреннюю уборку» в сторону уменьшения согласно приказу Минтранса № 241 от 17.07.2012 г., и исключить услугу по очистке пепельниц, т.к. пепельницы конструктивно не предусмотрены на воздушных суднах Авиакомпании. Обязан ли Аэропорт пересматривать данный тариф для авиакомпании в данном случае? Если не обязан, не будет это нарушением п. 1.14. приказа Минтранса № 241 от 17.07.2012 г., где говорится, что организация ГА дополнительно утверждает тариф, включающий предоставляемые услуги.

    Ответ

    Да, обязан, т.к. в соответствии с п. 1.13 Приказа № 241 аэронавигационные и аэропортовые сборы, тарифы за наземное обслуживание взимаются только за предоставляемые потребителям услуги и операции.

    В Вашем же случае часть услуг не предоставляется.

    Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

    Приказ Минтранса России от 17.07.2012 № 241

    1.13. Аэронавигационные и аэропортовые сборы, тарифы за наземное обслуживание взимаются только за предоставляемые потребителям услуги или операции.*

    1.14. В случае, если потребитель самостоятельно или через уполномоченную организацию и в установленном законодательством Российской Федерации порядке осуществляет отдельные операции, включенные в состав аэронавигационных, аэропортовых сборов и тарифов за наземное обслуживание воздушных судов, то организация ГА, предоставляющая все операции, включенные в состав аэронавигационных, аэропортовых сборов и тарифов за наземное обслуживание, взимающая предусмотренный настоящими Перечнем и правилами формирования тарифов и сборов за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации аэронавигационный, аэропортовый сбор или тариф за наземное обслуживание (далее — базовый сбор (тариф) дополнительно к базовому сбору (тарифу) утверждает сбор (тариф), включающий только предоставляемые потребителю операции.*

    Актуальные проблемы ценовой системы аэропортов Текст научной статьи по специальности « Экономика и экономические науки»

    Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Липатова Марина Евгеньевна

    Похожие темы научных работ по экономике и экономическим наукам , автор научной работы — Липатова Марина Евгеньевна,

    ACTUAL PROBLEMS OF PRICE SYSTEM OF THE AIRPORTS

    Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы ценовой системы аэропортов»

    АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЦЕНОВОЙ СИСТЕМЫ АЭРОПОРТОВ

    Статья представлена доктором экономических наук, профессором Артамоновым Б.В.

    В статье рассмотрены основные текущие проблемы по системе аэропортовых сборов и тарифов, установленной в гражданской авиации для обеспечения расчетов за услуги, предоставленные воздушным судам российских и иностранных авиакомпаний в аэропортах Российской Федерации.

    Ключевые слова: аэропортовые сборы, тарифы за наземное обслуживание, комплексы услуг.

    Действующая система расчетов за обслуживание воздушных судов в аэропортах Российской Федерации была реализована в отрасли приказом ФСВТ России от 15.05.2000 г. № 125 [1] для иностранных эксплуатантов и приказом Минтранса России от 02.10.2000 г. № 110 [2] для российских эксплуатантов. За истекший период в нее был введен целый ряд изменений и дополнений, уточняющих или дополняющих отдельные положения по отдельным аэропортовым сборам и тарифам. Но по основам своего построения система, реализованная в 2000 — 2001 гг., действует и сейчас, без изменений принципиального характера. Однако изменения, которые будут реализованы в текущем году в соответствии с новым приказом Минтранса России от 17.07.12 г. № 241 [3], изменят действующую систему расчетов с российскими эксплуатантами практически полностью. Это связано с тем, что основные изменения вводятся именно по общим положениям, определяющим принципы ее построения, прежде всего, в части системы аэропортовых сборов, имеющей выраженные отличия от системы тарифов за наземное обслуживание.

    Действующая система аэропортовых сборов, реализованная приказом Минтранса России от 02.10.2000 г. № 110, была сформирована в соответствии с международной практикой расчетов и рекомендациями, предусмотренными документом Международной организации гражданской авиации (ИКАО) Doc 9562 «Руководство по экономике аэропортов» (1991, 2006). Аэропортовые сборы были установлены за комплексы услуг, которые в обязательном порядке предоставляются в аэропортах и соответственно взимаются с эксплуатантов также в обязательном порядке, как это принято в международной практике расчетов. Требования и правила, установленные в гражданской авиации по обслуживанию воздушных судов в аэропортах, регулярно пересматриваются, поэтому для поддержания данного статуса аэропортовых сборов необходимо своевременно и корректно вносить соответствующие изменения в формулировки комплексов услуг, что, к сожалению, за период с 2001 года выполнялось не всегда. Структура сборов, их общий перечень, показатели по объему услуг в натуральном измерении по сборам в действующей системе установлены в соответствии с рекомендациями ИКАО. Ставки сборов установлены для каждого аэропорта отдельно, при этом каждый аэропорт имеет, в соответствии с рекомендациями ИКАО, индивидуальные ставки сборов, но по каждому сбору — только одну ставку, что обеспечивает ответственность за предоставление обязательного комплекса услуг, установленного по конкретному сбору, одной конкретной организации. При наличии выраженного, четко определяемого различия в стоимостной основе, ставки некоторых сборов устанавливаются отдельно по разным объектам (например, пассажирским, грузовым терминалам) или видам перевозок (международным, внутренним перевозкам пассажиров, грузов). По конкретным сборам, как исключение, ставки могут устанавливаться отдельно для двух и более организаций отрасли, если они предоставляют основные услуги по данному сбору. Но уже в текущем году, после введения в действие нового приказа Минтранса России от 17.07.12 г. № 241, все будет иначе.

    В соответствии с п. 1.9 и п. 1.12 Приложения № 1 к новому приказу [3] ставки аэропортовых сборов будут устанавливаться «для каждой организации ГА и для каждого аэропорта (сооружения аэропорта) отдельно», отдельно для каждой организации — «за предоставление соответствующих услуг (мероприятий)». Таким образом, теперь в аэропортах России по каждому аэропортовому сбору может устанавливаться целый ряд ставок каждого сбора. Ведь в соответствии с данными формулировками на свою собственную, отдельную ставку могут претендовать все «организации ГА», принимающие даже минимальное участие в предоставлении тех или иных услуг. Предоставляющие, например, коммунальные услуги или спецавтотранспорт и т.п. И это количество ставок может быть умножено на количество «сооружений аэропорта» -как трактовать эту формулировку. Кроме того, в соответствии с п. 1.15 Приложения № 1 к приказу, ставки всех сборов теперь будут устанавливаться и взиматься «дифференцированно для воздушных судов, осуществляющих внутренние и международные перевозки». То есть количество ставок каждого сбора будет удвоено, независимо от того, есть ли различия в их стоимостной основе в соответствии с технологией обслуживания воздушных судов по видам авиаперевозок. Поскольку данные положения применяются также и к тарифам за наземное обслуживание, то в аэропортах удвоится также и количество тарифов, установленных для российских авиакомпаний (например, за предоставление трапов, перронных автобусов и т.д.) по их полному перечню. А для расчетов за обслуживание полетов воздушных судов без коммерческой загрузки, то есть не осуществляющих перевозки, в аэропортах России придется, видимо, устанавливать все ставки сборов и тарифов также отдельно, и их общее количество вообще утроится или даже учетверится — отдельно для международных и внутренних полетов.

    Но основные изменения действующей системы аэропортовых сборов установлены п. 1.13 и п. 1.14 Приложения № 1 к приказу [3]. Указанными пунктами предусмотрено, что аэропортовые сборы взимаются «только за предоставляемые потребителям услуги или операции». Кроме того, «если потребитель самостоятельно и в установленном законодательством Российской Федерации порядке осуществляет отдельные операции, включенные в состав . сборов . то организация ГА, предоставляющая все операции, включенные в состав . сборов . дополнительно к базовому сбору» (то есть включающему полный комплекс услуг), «утверждает сбор ., включающий только предоставляемые потребителю операции». Таким образом, установленные в соответствии с действующей ценовой системой ставки сборов с учетом этих положений будут теперь не единственными, а базовыми. И еще в аэропортах будут вводиться дополнительные ставки, которых может быть (и будет) несколько по каждому сбору, установленные за неполные комплексы услуг, и даже отдельно для конкретных авиакомпаний в зависимости от того, какие услуги она будет сама себе предоставлять самостоятельно. Аэропортовые сборы подлежат государственному ценовому регулированию, поэтому «утверждение» «организациями ГА» ставок дополнительных сборов предполагает, видимо, что органы государственного ценового регулирования будут обеспечивать регулирование только базовых ставок, а дополнительные -не их сфера деятельности, и это также создаст определенные проблемы.

    В целом, в соответствии с этими положениями вводится совершенно другое понимание статуса аэропортовых сборов: они взимаются за услуги, которые могут на самом деле не предоставляться, либо просто не требуются данной авиакомпании и соответственно не являются обязательными платежами авиакомпаний. И если в сфере услуг, предусмотренных по тарифам за наземное обслуживание, услуги действительно должны предоставляться (и предоставляются) только по требованию или заявкам потребителей, что соответствует назначению этих новых положений, то реализованные по аэропортовым сборам они приведут к крайне негативному результату. Но именно так «доработана» система сборов, реализованная данным приказом [3].

    Рассмотрим, например, как реализованы в системе сборов положения Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации», утвержденных приказом Минтранса России от 31.07.2009 г. № 128 (далее — ФАП — 128) и Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации,

    утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации 11.03.2010 г. № 138 (далее — ФП — 138). В соответствии с п. 3.1.1 Приложения № 1 к приказу [3] по сбору за взлет-посадку предусмотрена «организация предоставления экипажам воздушных судов аэронавигационной информации при подготовке к полету (брифинг)», включающая ряд соответствующих услуг. И это единственный комплекс услуг, который предусмотрен теперь системой аэропортовых сборов в части функций и задач персонала таких служб аэропортов, как наземная штурманская служба обеспечения полетов (далее — НСШОП) и служба (бюро) аэронавигационной информации (далее — САИ). Эта формулировка соответствует положениям ФАП — 128 в его действующей редакции. Пунктом 8.11.1 ФАП — 128 установлено, что «главный оператор аэропорта организует предоставление экипажам воздушных судов аэронавигационной и метеорологической информации при подготовке к полету (далее — брифинг)». Однако тем же пунктом установлено, что «брифинг аэропорта производится по запросам эксплуатантов или КВС».

    При этом пунктом 24 ФП — 138 установлено, что «аэронавигационная информация предоставляется пользователям воздушного пространства Федеральным агентством воздушного транспорта», то есть авиакомпании и экипажи могут получать аэронавигационную информацию из альтернативных источников. Поэтому очевидно, что многие из них не будут запрашивать и соответственно оплачивать все или часть таких услуг, установленных по сбору за взлет-посадку, что уже и происходит на практике. Однако тем же пунктом установлено: «аэронавигационная информация . направляется в Федеральное агентство воздушного транспорта старшим авиационным начальником аэродрома, вертодрома или посадочной площадки». А для того, чтобы направить эту информацию, нужно ее сначала разработать персоналу соответствующих служб в аэропортах и выполнять эту работу постоянно. И если САИ в аэропортах России такая работа не будет выполняться, то и «предоставлять пользователям воздушного пространства Федеральному агентству воздушного транспорта» будет просто нечего. Пунктом 26 ФП -138 установлено, что «Инструкции по производству полетов в районе аэродрома, вертодрома и посадочной площадки разрабатываются старшим авиационным начальником аэродрома, вертодрома и посадочной площадки . ». Есть и другие требования и правила, в соответствии с которыми в аэропортах должно быть в обязательном порядке обеспечено выполнение услуг, которые производятся персоналом НСШОП и САИ. Однако в состав сбора за взлет-посадку такие услуги не включены. Зато включены услуги по брифингу, которые могут не запрашиваться и соответственно не оплачиваться. Аналогичная ситуация и по метеорологической информации.

    Для того чтобы экипажи могли получить информацию, необходимую для производства полетов (из любого доступного им источника), в каждом аэропорте России должна быть обеспечена работа служб, которые будут разрабатывать эту информацию по своим зонам ответственности и направлять по установленным адресам. Но теперь установленные сборы за взлет-посадку и метеообеспечение [3] не позволят обеспечить возмещение затрат на содержание в аэропортах служб и средств, необходимых для выполнения этих услуг, которые в соответствии с действующими требованиями и правилами являются обязательными.

    А ведь это основная задача ценовой системы аэропортов. И данная проблема не единственная новая проблема, возникающая в соответствии с требованиями п. 1.13 и п. 1.14 Приложения № 1 к приказу [3] в части аэропортовых сборов. Например, авиакомпании, рейсы которых обслуживаются в конкретном аэропорте только в дневное время, могут потребовать дополнительную ставку сбора за взлет-посадку, предусматривающую меньший объем затрат в части услуги по светотехническому обеспечению аэродрома. Ведь очевидно, что в ночное время эти затраты имеют больший уровень, следовательно, им не предоставляется данное обеспечение в полном объеме. Еще более существенной эта проблема будет по сбору за обеспечение авиационной безопасности, который установлен комплексно, за обеспечение всех основных услуг в соответствии с действующими в отрасли требованиями и правилами.

    Авиакомпании, не имеющие по конкретному рейсу на борту пассажиров, будут рассчитываться с аэропортами по дополнительным ставкам данного сбора, в которых будут исключены

    услуги по досмотру пассажиров и багажа, а не имеющие на борту грузов — по другим дополнительным ставкам, без услуг по досмотру и маркировке грузов и т. д.

    Аналогичную ситуацию следует ожидать и по сбору за предоставление аэровокзального комплекса, предусмотренному п. 3.4 Приложения № 1 к приказу [3]. Тут тоже потребуются дополнительные ставки сбора без услуг, например, по обслуживанию и сопровождению инвалидов (если на рейсе нет пассажиров такой категории) или по предоставлению комнаты матери и ребенка (если на рейсе не осуществляется перевозка детей) и т.п.

    И здесь возникает проблема, связанная с методическими аспектами формирования ставок сборов. До настоящего времени ставки сборов рассчитывались в соответствии с рекомендациями ИКАО: делением стоимостной основы на объем обслуживания, исчисленный в соответствующих единицах измерения. При этом использовались данные статистической отчетности по аэропорту. Но теперь, если оставить этот порядок расчета прежним, то базовые ставки сборов будут занижены. Ведь далеко не все авиакомпании будут оплачивать сборы за полный комплекс услуг. И вполне вероятна ситуация, при которой полный перечень услуг (а значит, и базовые ставки) по конкретным сборам не будет потребляться вообще ни одним рейсом. Теперь все ставки сборов — базовые и целый ряд дополнительных ставок (кроме дополнительной ставки по минимальному перечню услуг), объективно нужно определять, как средневзвешенную величину: как сумму от деления стоимостной основы каждой отдельной услуги (операции) на объем обслуживания, определенный по количеству рейсов, потребляющих соответствующие услуги. При этом обоснование планируемого количества рейсов, при обслуживании которых будут потребляться те или иные услуги по отдельным сборам, весьма проблемно. Например, будет установлена дополнительная ставка по запросу одной авиакомпании, а уже завтра именно по этой ставке начнет осуществлять расчеты еще целый ряд авиакомпаний.

    Поэтому, если ФСТ России не введет новый порядок расчета базовых ставок сборов, учитывающий новые положения по системе сборов и тарифов, введенные Минтрансом России без согласования с этим ведомством и предварительной оценки неизбежных последствий, то базовые ставки будут устанавливаться для всех аэропортов России заниженными. И даже при изменении порядка расчета все равно, из-за разного порядка утверждения и соответственно разных процедур, сроков пересмотра и введения в действие базовых и дополнительных ставок сборов, дисбаланс между доходами и расходами аэропортов неизбежен. Причем не вследствие того, что в аэропортах будет предоставляться меньший объем услуг или снизятся расходы на их предоставление, а исключительно за счет несоответствий методического характера.

    Последствия реализации в сфере тарифов за наземное обслуживание новых положений, рассмотренных выше, не так критичны. В этой части ценовой системы аэропортов в соответствии с международной практикой расчетов, да и в соответствии с действующей практикой расчетов в аэропортах России, услуги предоставляются по требованию или заявкам эксплуатантов, хотя, конечно, нужны более корректные решения, реализующие цель этих положений.

    Аналогичные изменения в действующую систему сборов, установленную для иностранных эксплуатантов [1], пока не внесены. Но для обеспечения единообразия ценовой системы аэропортов для расчетов со всеми потребителями они, конечно, планируются и будут реализованы. И в этом случае сложится ситуация, беспрецедентная в международной практике расчетов -аналога нет. В соответствии с международной практикой расчетов аэропортовые сборы публикуются в сборниках аэронавигационной информации по международным аэропортам государств и оплачиваются иностранными авиакомпаниями в обязательном порядке и полностью. В документах ИКАО также нет подходов по установлению аэропортовых сборов, расчету ставок сборов, которые теперь будут действовать в Российской Федерации.

    Рассмотренные новые общие положения по ценовой системе аэропортов вводятся, видимо, с целью снижения расходов российских авиакомпаний в аэропортах России. Но такой эффект данными методами не может быть обеспечен. Расходы аэропортов имеют условно-постоянный характер. При изменении требований и правил по обслуживанию воздушных судов в аэропор-

    тах, без сомнения, обеспечивается соответствующее сокращение расходов. Но в тех условиях, когда эти требования не снижены и расходы аэропортов остаются на прежнем уровне, единственный эффект, который может быть достигнут, это несбалансированность системы доходов и расходов субъектов хозяйствования, предоставляющих услуги в аэропортах, и дестабилизация их доходов. Авиакомпании могут получить снижение своих затрат только за счет этих факторов на начальном этапе реализации нового приказа.

    Но с учетом новой высокой степени детализации и дифференциации ценовой системы аэропортов, отсутствия порядка перехода отрасли на эту систему, отсутствия отраслевых методик по ценообразованию в сфере услуг, не подлежащих государственному ценовому регулированию, во многих аэропортах, вероятно, будут заблаговременно увеличены тарифы и цены, не подлежащие государственному ценовому регулированию, что позволит им даже увеличить свои общие доходы. Поэтому реальным результатом ее реализации будет снижение качества и обоснованности ценообразования на услуги, предоставляемые в аэропортах, а также снижение эффективности государственного ценового и антимонопольного контроля и регулирования.

    1. Об аэронавигационных и аэропортовых сборах за обслуживание воздушных судов иностранных эксплуатантов в воздушном пространстве и аэропортах Российской Федерации: приказ Федеральной службы воздушного транспорта России от 15.05.2000 г. № 125: Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. — 2000. — № 31.

    2. Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов эксплуатантов Российской Федерации в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации: приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 02.10.2000 г. № 110: Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. — 2001. — № 14.

    3. Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации: приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 17.07.2012 г. № 241 // Российская газета. — 15.08.2012. — № 186.

    ACTUAL PROBLEMS OF PRICE SYSTEM OF THE AIRPORTS

    The article describes the main current problems of airports charges and tariffs system the civil aviation authority to ensure payment for services provided to aircraft of Russian and foreign airlines in airports of the Russian Federation.

    Key words: airports charges, tariffs for ground service, complexes of services.

    Сведения об авторе

    Липатова Марина Евгеньевна, окончила Московский ордена Трудового Красного Знамени институт управления им. С. Орджоникидзе (1977), кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник МГТУ ГА, автор более 70 научных работ, область научных интересов — экономика и финансы гражданской авиации.

    Библиотека

    Приказ Минтранса России от 31.07.2009 № 128

    «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации»

    Зарегистрировано в Минюсте России 31 августа 2009 г. N 14645

    МИНИСТЕРСТВО…

    Приказ Минтранса России от 21.06.2010 № 137

    «Об утверждении формы заявки на оказание услуг субъектов естественных монополий в аэропортах, формы и порядка ведения реестра заявок на оказание услуг субъектов естественных монополий в аэропортах»

    МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ…

    Приказ Минтранса России от 24.02.2011 № 63

    «Об утверждении Методики расчета технической возможности аэропортов и Порядка применения Методики расчета технической возможности аэропортов»

    МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    ПРИКАЗ
    от…

    Приказ Минтранса России от 05.12.2011 № 303

    «Об утверждении Порядка ведения раздельного учета доходов и расходов по видам деятельности, связанной с оказанием услуг субъектов естественных монополий в аэропортах»

    МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Приказ Минтранса России от 17.07.2012 № 241

    «Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации»

    Зарегистрировано в Минюсте России 3 августа 2012 г. N 25099

    Приказ Минтранса России от 19.08.2015 № 250

    «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Порядок направления владельцем посадочной площадки уведомления о начале, приостановлении или прекращении деятельности на посадочной площадке, используемой при выполнении полетов гражданских воздушных судов, и регистрации…

    Приказ Минтранса России от 25.08.2015 № 262

    «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Требования, предъявляемые к аэродромам, предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов»

    МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Приказ Минтранса России от 25.09.2015 № 286

    «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Требования к операторам аэродромов гражданской авиации. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие операторов аэродромов гражданской авиации требованиям федеральных авиационных правил» …

    Читайте так же:  Как делается доверенность на право подписи