Ндпи это прямой налог

Тема 8. ИМУЩЕСТВЕННЫЕ НАЛОГИ

8.4. Налог на добычу полезных ископаемых

Налог на добычу полезных ископаемых – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с пользователей недр при добыче (извлечении) полезных ископаемых из недр (отходов, потерь). Введен в действие главой 26 НК РФ.

Плательщиками налога на добычу полезных ископаемых являются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством РФ.

Пользователями недр являются субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, граждане РФ на условиях соглашений о разделе продукции, юридические лица, частные предприниматели, не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц. Установлены ограничения при ведении работ по добыче радиоактивного сырья: в этом случае пользователями недр могут быть только юридические лица, зарегистрированные на территории РФ и имеющие лицензии на ведение работ по добыче и использованию радиоактивных материалов, токсичных и иных опасных отходов.

Предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, Пользователи недр должны встать на учет по месту нахождения участка недр, предоставленного им в пользование.

При добыче полезных ископаемых на континентальном шельфе РФ, в исключительной экономической зоне РФ, а также за пределами РФ плательщики налога становятся на учет по месту своего нахождения (государственной регистрации).

Объектом обложения налогом на добычу полезных ископаемых признаются:

· полезные ископаемые, добытые из недр на территории РФ, на континентальном шельфе РФ, в исключительной экономической зоне, а также за пределами РФ (на арендуемых территориях или используемых на основании международного договора);

· полезные ископаемые, извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию в соответствии с законодательством РФ о недрах.

Налоговая база определяется как стоимость добытых полезных ископаемых. Количество добытого полезного ископаемого определяется налогоплательщиком самостоятельно в единицах нетто массы (объема) прямым или косвенным методом.

Прямой метод предполагает определение количества полезного ископаемого посредством измерительных приборов.

Косвенный метод применяется в том случае, когда количество добытых полезных ископаемых прямым методом определить невозможно. Количество добытого полезного ископаемого определяется расчетным путем по показателям содержания добытого полезного ископаемого в извлекаемом минеральном сырье (например, по доле содержания).

По драгоценным металлам и драгоценным камням при добыче их из коренных, россыпных и техногенных месторождений установлены особенности определения количества добытого полезного ископаемого. Так, по драгоценным металлам количество добытого полезного ископаемого определяется по данным обязательного учета при добыче в соответствии с законодательством РФ о драгоценных металлах и камнях, то есть по химически чистому металлу.

Налоговый период – квартал.

По налогу на добычу полезных ископаемых применяются следующие налоговые ставки: 0; 3,8; 4; 4,8; 5,5; 6; 6,5; 7,5; 8 и 16,5%.

Ставка по налогу определена по видам добытых полезных ископаемых, по отдельным добытым полезным ископаемым, а также по полезным ископаемым, обладающим определенными признаками. Например, конкретно по торфу установлена ставка 4%, по горнорудному неметаллическому сырью в целом — 6%, по полезным ископаемым, добываемым при разработке некондиционных запасов, — 0%.

Прямые и косвенные налоги – таблица

pryamye_i_kosvennye_nalogi.jpg

Похожие публикации

Существует множество признаков, по которым можно классифицировать налоговые платежи. Один из основных критериев – это разделение на прямые и косвенные налоги. Что же такое прямой, и что такое косвенный налог? Определение главного отличия прямых налогов от косвенных – в возможности или невозможности «переложить» налоговое бремя на конечного потребителя.

Виды прямых налогов

Прямые налоги можно разделить на 2 группы – налоги с дохода и с имущества. Эти обязательные платежи оплачивает сам налогоплательщик – получатель дохода или собственник имущества. С точки зрения классической теории основное, чем отличаются прямые налоги от косвенных – это невозможность перераспределить налоговую нагрузку на других экономических субъектов.

Однако не для всех платежей это отличие прямого налога от косвенного соответствует традиционным представлениям

К налогам с дохода относятся налог на доходы физических лиц и налог на прибыль предприятий. Данные платежи действительно практически невозможно переложить на иных лиц.

Что же касается «имущественной» группы прямых налогов, то здесь ситуация несколько иная. Владелец объекта недвижимости, земельного участка или транспортного средства может сдать его в аренду. Тем самым, затраты по налогам на владение указанными объектами фактически будет нести не собственник имущества, а арендатор.

Следовательно, эта группа прямых налогов в определенной степени обладает свойствами косвенных.

Виды косвенных налогов

Косвенные налоги взимаются таким образом, что налогоплательщик имеет возможность компенсировать затраты на их уплату за счет других лиц. Основным способом такого перераспределения является включение сумм налога в цену товара или услуги для конечного потребителя. Финансирование затрат на налоговые платежи за счет средств самого налогоплательщика для косвенного налога не характерно.

К косвенным налогам относятся следующие группы обязательных платежей.

1. Универсальные налоги. Практически при любой реализации товаров или услуг (за исключением отдельных льготных категорий) взимаются относящиеся к этой группе косвенные налоги. Примеры — НДС или налог с продаж.

2. Специальные налоги. В данном случае налог уплачивается только при реализации определенных категорий товаров (как правило — алкоголь, табачные изделия, предметы роскоши). Примером специальных косвенных налогов являются акцизы.

3. Государственные монополии. Экономические субъекты вносят платежи в бюджет за получение разрешений на занятие определенными видами деятельности (лицензирование) либо за совершение юридически значимых действий (госпошлина).

4. Косвенные налоги наряду с прочими включают и таможенные пошлины. Это особая группа обязательных платежей, которые уплачиваются только при перемещении товаров или услуг через границу государства.

Прямые и косвенные налоги – таблица

Итак, мы рассмотрели группы, на которые делятся прямые и косвенные налоги. Перечень основных видов налогов в разрезе групп приведен в таблице.

Прямые и косвенные налоги

Прямые налоги

Косвенные налоги

налог на прибыль;

Косвенные налоги на бизнес и физических лиц с точки зрения государства

По сравнению с прямыми сбор косвенных налогов для государства представляется более простой задачей. В данном случае основным налогоплательщиком является бизнес, а налоговой базой – выручка от реализации или добавленная стоимость, т.е. показатели, которые несложно проконтролировать во время проверки.

Предприятие может некоторое время не получать прибыль или не иметь в собственности (арендовать) недвижимость, но добавленная стоимость генерируется практически всегда, если ведется хоть какая-нибудь деятельность. Физические лица могут не являться плательщиками НДФЛ (например, пенсионеры), но они любом случае опосредованно платят косвенные налоги, включенные в цену приобретаемых товаров.

Поэтому можно сказать, что, в отличие от прямых, косвенные налоги обязательны для уплаты всеми экономическими субъектами на территории государства.

Кроме того, т.к. эти налоги уплачиваются с оборота, то при наличии инфляции суммы налоговых платежей «автоматически» растут пропорционально росту цен.

Поэтому в государствах с относительно высоким уровнем инфляции и сложностями в налоговом администрировании (к которым относится и Россия) соотношение прямых и косвенных налогов, как правило, сдвигается в пользу последних.

Косвенные налоги и эластичность спроса

Говоря о перераспределении налогового бремени на конечного потребителя товаров и услуг не следует забывать о том, что цены нельзя повышать до бесконечности. А до какой степени можно? Это зависит от показателя, называемого эластичностью спроса. Спрос тем более эластичен, чем сильнее он меняется при изменении какого-либо влияющего фактора (для нашего случая – чем сильнее снижается при росте цены).

Соответственно, чем менее эластичен спрос на определенную группу товаров, тем большую часть нагрузки по косвенным налогам производитель может переложить на потребителей своей продукции.

Не случайно самыми высокими косвенными налогами – акцизами облагается в первую очередь алкогольная и табачная продукция. Эластичность спроса на эти группы товаров очень низка (попросту говоря, их будут покупать практически по любым ценам), что и гарантирует поступления в бюджет по данному налогу.

Вывод

В зависимости от возможности переложить нагрузку на конечного потребителя товаров или услуг налоги подразделяются на прямые и косвенные. Прямые налоги делятся на подоходные и имущественные, а косвенные – на универсальные, специальные, оплату государственных услуг и таможенные пошлины. Косвенные налоги проще администрировать, чем прямые, и их поступления растут пропорционально инфляции. Поэтому в структуре доходов бюджета РФ традиционно преобладают косвенные налоги.

Налог на добычу полезных ископаемых: ставка НДПИ, расчет, база, изменения

НДПИ (расшифровка — налог на добычу полезных ископаемых) должны платить все предприятия, которые имеют право на пользование недрами. Он регулируется Налоговым кодексом, 26 главой. Все богатства природы, которые находятся на территории страны, находятся в государственной собственности. Поэтому добывать их без ведома правительства нельзя. Сначала получают разрешение, после получения которого предприниматель становится на учет как налогоплательщик.

Налог НДПИ должны выплачивать все предприятия, задействованые в этой отрасли. Благодаря ему средства за использование природных богатств используют на благо населения России и государства. Налог планируют повышать, но это может негативно повлиять на скорости добычи ископаемых. При несвоевременной выплате соответствующих сумм полагается штраф. Если организация не может вовремя рассчитаться, то есть возможность продлить срок выплаты налога, но для этого нужны веские причины.

Что такое НДПИ

Что такое НДПИ простыми словами – это главная статья расходов нефтегазового бизнеса. За каждую тонну добытой продукции должны выплачивать государству определенную сумму. Все деньги отправляют в федеральный бюджет.

Отвечая на вопрос, НДПИ — какой налог федеральный или региональный, то можно сказать, что налог НДПИ – это прямой федеральный налог, который взимается с недропользователей. Он является основным инструментом налогообложения добывающих отраслей.

Общая характеристика налога на полезные ископаемые показывает, что с его помощью средства за использование природных богатств перераспределяют и направляют в пользу граждан и всей страны.

Кто является плательщиком?

Какие организации обязаны вести отчисления? Налог на добычу полезных ископаемых (кратко НДПИ) должны платить предприятия, которые:

  • работают на участках, находящихся на территории страны и предоставленных в пользование налогоплательщику;
  • используют продукцию, полученную из отходов добывающего производства, если на извлечение есть лицензия;
  • добывают полезные ископаемые за пределами страны на участках, арендуемых у других государств или находящихся под юрисдикцией России.
  • Налогоплательщиками налога на добычу полезных ископаемых признаются все организации, которые получили лицензию и на ее основании осуществляют свою деятельность.

    Налоговые ставки для расчета показателя

    Все ставки выражены в процентах и рублях. К некоторым из них применяют коэффициенты. Ставка зависит от:

  • колебания цен;
  • способа и уровня сложности добычи;
  • характеристик территории, на которой находится месторождение;
  • колебаний цен на мировом рынке;
  • степени выработанности месторождения.
  • Все коэффициенты действуют для определенных видов природных богатств. Они имеют конкретное значение или рассчитываются дифференцировано. Первые меняются в течение года.

    Ставка НДПИ может снижаться:

  • если предприниматель за собственные средства ищет месторождения (ведети геологоразведку полезных ископаемых). В этом случае показатель ниже на 30%;
  • при добыче в Магаданской области налог ниже на 40%. Но это не относится к углеродным и общераспространенным ископаемым.
  • Ставки, выраженные в процентах, или адвалорные определяют стоимость полученной из недр земли продукции. Налог на добычу полезных ископаемых ставка а в рублях – это специфические ставки за количество добытого.

    Справка: Адвалорные ставки — определяются в процентах от таможенной стоимости товаров.

    Ставка НДПИ = R x Кц – Дм

  • где R – базовая ставка НДПИ (919 рублей в 2017 году);
  • Кц – коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть,
  • Дм – показатель, характеризующий особенности добычи нефти и определяемый в порядке, установленном ст. 342.5 НК РФ (см. себестоимость добычи нефти).
  • Дм = Кндпи x Кц x (1 — Кв x Кз x Кд x Кдв x Ккан) — Кк,

  • Кндпи равно 530 — с 1 января по 31 декабря 2015 года включительно, 559 — на период с 1 января 2016 года;
  • Кц — коэф-т, характеризующий динамику мировых цен на нефть (п. 3 ст. 342 НК РФ);
  • КВ – коэффициент, характеризующий степень выработанности конкретного участка недр,
  • КЗ — коэффициент, характеризующий величину запасов конкретного участка недр,
  • ККАН — коэффициент, характеризующий регион добычи и свойства нефти,
  • КД — коэфф., характеризующий степень сложности добычи нефти,
  • КДВ — коэфф., характеризующий степень выработанности конкретной залежи углеводородного сырья,
  • Кк — устанавливается равным 306 на период с 1 января по 31 декабря 2017 года включительно, 357 — на период с 1 января по 31 декабря 2020 года включительно, 428 — на период с 1 января по 31 декабря 2020 года включительно, 0 — с 1 января 2021 года (источник: pravobez.ru).
  • Период, порядок и условия взимания платежей

    Плательщиками налога должна выплачиваться определенная сумма за календарный месяц (месяц — в данном случае налоговый период). В конце месяца проводят расчеты по каждому виду и деньги выплачивают в бюджет в зависимости от места расположения участка.

    Оплата должна осуществляться не позже 25 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Порядок и условия выплат за пользование недрами регулирует Правительство РФ.

    Декларация по НДПИ предоставляется соответствующим органам по месту нахождения предприятия или проживания индивидуального предпринимателя. Предоставить документ нужно в бумажном или электронном виде.

    Срок уплаты НДПИ определены статьей 344 НК РФ, но налогоплательщик может скорректировать их на законных основаниях. Важно не только вносить оплату вовремя, а и отчитываться об этом с помощью декларации.

    По НДПИ сроки подачи декларации и оплату можно перенести на 3 года в случае, когда у предпринимателя возникли серьезные финансовые трудности. Но должны быть гарантии на то, что он все же рассчитается с бюджетом.

    КБК НДПИ 2020 для юридических лиц утверждены приказом Минфина РФ. В кодах бюджетной классификации (КБК) указаны также проценты, штрафы и пени по НДПИ КБК.

    Налоговая база для НДПИ

    Налоговая база – это:

    1. Количество полезных ископаемых (далее — ПИ), которые подверглись добыче. Это относится к предприятиям, занимающимся природным газом, нефтью, газовым конденсатом, кроме добытых на новых морских месторождениях, углем, многокомпонентными рудами, которые получают на участках в Красноярском крае.

    2. Стоимость добытых ПИ. Если занимаются нефтью, природным газом, газовым конденсатом на новых морских месторождениях и другими полезными веществами.
    Стоимость зависит от цен на реализацию, цен без учета субсидий, расчетной цены продукции.

    Формулы расчета

    Расчет осуществляется так:

  • Чтобы узнать стоимость, нужно общее количество ПИ умножить на стоимость единицы.
  • Для определения цена на единицу ПИ выручку от реализации делят на количество реализованного ископаемого.
  • Выручка от реализации полезных ископаемых = цена без учета НДС и акциза – сумма расходов налогоплательщика на доставку ископаемого.
  • Заниматься расчетом налоговой базы должен сам предприниматель. Необходимы данные для каждого элемента.

    Пример для расчета НДПИ при добыче нефти в 2020 году

    НДПИ рассчитывается и уплачивается налогоплательщиками ежемесячно. Для этого Федеральная налоговая служба раз в месяц публикует данные, необходимые для расчета НДПИ при добыче нефти. В сообщении ФНС от 18.06.2020 ведомство отмечает, что расчет налоговых отчислений за период июнь 2020 года следует выполнять на основе следующих показателей:

  • средний уровень цен нефти сорта «Юралс» на рынках нефтяного сырья в июне 2020 года составил 62,37 долларов за баррель;
  • среднее значение курса доллара к рублю, устанавливаемого ЦБ РФ, за все дни налогового периода — 64,2314 руб. за доллар.
  • значение коэффициента Кц — 11,6576.
  • Прямые и косвенные расходы

    Определение расчетной стоимости осуществляется с учетом:

    1. Прямых расходов. Ими называют все траты на оплату труда, использование средств для добычи, размеры страховых взносов.

    2. Косвенных расходов. Это средства, потраченные на ремонт техники, освоение природных ресурсов, ликвидацию основных средств, которые выводятся из эксплуатации, консервацию и расконсервацию производственных мощностей и прочие.

    Чтобы получить данные о показателе, нужно из общего размера расходов выделить ту часть, которая соответствует добыче определенного вещества.

    Сумма налоговых отчислений

    НК РФ налог на добычу полезных ископаемых рассчитывается в соответствии с пунктом 1 статьи 343.

    Формула НДПИ следующая:

    налог = налоговая база * ставка налога

    Расчет нужно проводить с соблюдением таких правил:

  • Учитывать нужно каждое месторождение и все виды добытых ПИ по отдельности.
  • Методы расчета должны быть закреплены в учетной политике плательщика за год. Заменить метод можно только в конце года.
  • Расчет НДПИ осуществляется с учетом сырья, прошедшего полный технологический цикл.
  • Для некоторых элементов применяют повышающие и понижающие коэффициенты.
  • Как рассчитать НДПИ, чтоб не ошибиться с оплатой налога? Все изменения в правилах расчета отображаются на официальном сайте налогой.

    Пример:

    Расчет НДПИ на песок должен проводиться с учетом:

    1. Актуальности ставки для песка. Его позиционируют, как неметаллическое сырье.
    2. Критериев расчета базы, определенных в статье 340 НК РФ.
    3. Для получения нужной суммы, первый показатель умножают на второй.

      Также ключевыми показателями в расчете НДПИ НК РФ являются количество добытого и проданного товара, расходы на доставку и размеры НДС. Немаловажно и то, участвует ли организаций, разрабатывающая и реализующая данные ресурсы в региональном инвестпроекте и получает ли субсидии от государства.

      Порядок исчисления

      Сумму налога исчисляют, как соответствующую налоговой ставке процентную долю налоговой базы. Данные для расчета НДПИ собирают по итогу каждого налогового периода по каждому ископаемому. Оплату нужно проводить по месту нахождения каждого участка.

      При этом сумму должны рассчитывать исходя из доли полезного ископаемого, добытого на определенном участке в совокупном количестве добытого вещества определенного вида.

      Налоговый вычет при добыче нефти

      С 1 января 2020 года налоговый вычет предоставляется и при добыче нефти на участках недр, расположенных полностью в границах Нижневартовского района Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, лицензия на пользование недрами которых выдана до 1 января 2016 года и начальные извлекаемые запасы нефти каждого из которых составляют 450 миллионов тонн или более по состоянию на 1 января 2016 года.

      Сумма налогового вычета за налоговый период определяется в сумме по названным участкам недр и составляет 2 917 миллионов руб. Право на предоставление данного налогового вычета зафиксировано по 31 декабря 2027 года.

      С 1 января прошлого года введены еще 2 вида налоговых вычета:

    4. вычет, установленный ст. 343.3 НК, РФ при добыче природного газа из всех видов месторождений углеводородного сырья, добытого на участке недр, расположенном полностью или частично в Черном море. Данный вычет можно использовать с 1 января 2020 года по 31 декабря 2020 года;
    5. вычет, узаконенный ст. 343.4 НК РФ, при добыче газового конденсата из всех видов месторождений углеводородов. Такой вычет применяется при одновременном выполнении трех пунктов:
  1. добытый организацией-налогоплательщиком газовый конденсат направлен им и (или) иной организацией, зарегистрированной в РФ, обладающей правом владения и (или) пользования и (или) распоряжения в отношении указанного газового конденсата, на переработку на технологическом оборудовании, принадлежащем российской организации;
  2. из добытого налогоплательщиком газового конденсата на технологическом оборудовании, принадлежащем российской организации, в процессе его переработки получена широкая фракция легких углеводородов;
  3. факт получения широкой фракции легких углеводородов из добытого налогоплательщиком газового конденсата документально подтвержден. Источник: hpravobez.ru.
  4. Как облагаются налогами добытчики природного газа и газового конденсата

    Налоговую ставку умножают на базовое значение единицы условного топлива и на коэффициент, который характеризует степень сложности добычи газа горючего природного и газового конденсата из залежей углеродного сырья.

    Расчет НДПИ на газовый конденсат осуществляется с учетом установленного корректирующего коэффициента.

    В ходе расчета налоговой ставки по природному газу произведение базовой ставки, показателя базового значения единицы условного топлива и коэффициента сложности добычи суммируют со значением показателя расходов на транспортировку ископаемого.

    Расчетная цена реализации газа за пределы территорий государств-участников Содружества Независимых государств или ЦДЗ НДПИ за июль 2020 года составляет 15 552 руб. за 1000 кубов газа без учета налога на добавочную стоимость.

    Нефтегазоконденсатное месторождение им. В. Филановского

    Как облагаются налогами драгоценные металлы

    НДПИ при добыче россыпного золота и других драгоценных металлов из рудных, техногенных и россыпных месторождений определяется в соответствии с законодательством РФ о драгоценных металлах.

    Оценка стоимости добытых драгоценных ископаемых проводится в зависимости от того, какие у налогоплательщика в соответствующем периоде сложились цены на реализацию химически чистого металла без учета НДС, расходов по добыче и доставке до получателя. От этого зависит ставка НДПИ на серебро, золото и другие металлы.

    Если в налоговом периоде не составили цены для реализации чистого драгоценного металла, независимо от того, есть ли полуконцентрат, содержащий драгоценные металлы, расчеты проводятся с учетом цен, которые были сложены в предыдущем или предшествующем ему налоговом периоде.

    НДПИ в алмазодобывающей промышленности позволяет полностью пополнить бюджет регионов, в которых добываются эти ископаемые.

    Как происходит налогообложение угля

    К нему применяется специфическая ставка. Это значит, что оплачивать уголь нужно в рублях за тонну. Ставки устанавливают на каждый вид угля каждые три месяца. При этом учитывают, как поменялись цены на уголь на территории российской Федерации за этот период.

    Также используются коэффициенты-дефляторы, применяемые раннее. Их определяют и публикуют в общий доступ.

    Законодательство в статье 343.1 Налогового кодекса предусмотрело возможность уменьшить налог, если будут расходы, которые позволят обеспечить всем рабочим безопасные условия.

    Владелец предприятия может учитывать это во время расчета суммы налога или указать сумму в виде налогового вычета. Также он должен самостоятельно посчитать размер вычета.

    Добыча угля в шахте

    Какие изменения ожидаются в 2020 году?

    НДПИ в 2020 включен в программу нового налогового режима. Правительство планирует вести для нефтяных компаний налог на прибыль (налог на добавленный доход), который вступает в силу с 1 января 2020 года. Сейчас к объектам налогообложения относится нефть и газ, за которые нефтяные компании платят НДПИ.

    Перед тем, как рассчитать отчисления на нефть, учитывают, насколько изменились цены на нефть в мире, истощились ли запасы и объемы добычи.

    Одобрение нового налогового режима уже осуществлено Правительством, но размер новой налоговой ставки еще не предусмотрен.

    Изменения в НДПИ на нефть будут относиться к месторождениям, расположенным на территории Восточной и Западной Сибири, некоторых месторождения на западе Сибири, которые уже были истощены, а также тех месторождений, для которых выгодно снижение экспортных пошлин.

    Министр энергетики утверждает, что этот налог коснется только новых проектов, которые находятся в разработке российских нефтяных компаний.

    Министерство финансов убеждено, что если увеличить налоговую нагрузку на нефтяную отрасль, это может негативно повлиять на темпы добычи ископаемых в традиционных районах.

    Вопросы по теме

    На вопросы по теме отвечает Людмила Дуканич, профессор кафедры международной коммерции Высшей школы корпоративного управления РАНХиГС.

    Как рассчитать налоговую базу по НДПИ, если ископаемые, добытые организацией, не были подвержены реализации, а подлежат использованию для дальнейшей переработки?

    Налоговая база по НДПИ в случае, если полезные ископаемые, добытые организацией, не реализуются, определяется исключительно исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых (подпункт 3 пункта 1 ст.340 НК РФ). В указанной статье не предусматривается другого порядка в зависимости от направления дальнейшего использования добытых полезных ископаемых, в частности, для целей дальнейшей их переработки. Расчетная стоимость добытых полезных ископаемых определяется в соответствии с п.4 ст. 340:

  5. самостоятельно;
  6. в соответствии с тем порядком признания доходов и расходов, который налогоплательщик применяет при определении налоговой базы по налогу на прибыль;
  7. с учетом следующих видов расходов, произведенных налогоплательщиком в налоговом периоде:
    — материальных расходов (ст. 254) за исключением расходов, понесенных в процессе хранения, транспортировки, упаковки и иной подготовки;
    — расходов на оплату труда (ст. 255) ха исключением оплаты труда работников не занятых при добыче полезных ископаемых;
    — суммы начисленной амортизации (ст. 256 – 259) за исключением сумм начисленной амортизации по амортизируемому имуществу, не связанному с добычей полезных ископаемых;
    — расходов на ремонт основных средств (ст.260) за исключением расходов на ремонт основных средств, не связанному с добычей полезных ископаемых;
    — расходы на освоение природных ресурсов (ст. 261);
    — расходы, предусмотренные ст.265 п. 8 и 9 за исключением указанных в этих пункт. расходов, не связанному с добычей полезных ископаемых;
    — прочие расходы, определяемые в соответствии со ст. 263, 264 и 269 НК РФ

Кроме этого, в расчетную стоимость включаются косвенные расходы, определяемые в соответствии с порядком, предусмотренным в гл. 25 НК РФ. При определении расчетной стоимости полезных ископаемых не учитываются расходы, предусмотренные статьями 266, 267 и 269.

Должно ли предприятие исчислять и уплачивать НДПИ, если ПИ извлекают из отходов собственного производства, занимающегося добычей природных ресурсов?

Ответ на вопрос зависит от того, подлежат или нет извлечение указанных полезных ископаемых отдельному лицензированию в соответствии с законодательством РФ о недрах. Если да, то полезные ископаемые, извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства являются объектом налогообложения по НДПИ ( п.2 ст.336 НК РФ).

Не являются объектом налогообложения полезные ископаемые, извлеченные из собственных отвалов или отходов (потерь) горнодобывающего и связанного с ним перерабатывающих, если при их добыче они подлежали налогообложению НДПИ в общеустановленном порядке ( п.4 ст. 336). Таким образом, чтобы организации не платить НДПИ, необходимо подтвердить факт, что ранее НДПИ был уже уплачен.

Налог на добычу полезных ископаемых. Статья 339. Порядок определения количества добытого полезного ископаемого

Материалы подготовлены группой консультантов-методологов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»

1. Количество добытого полезного ископаемого определяется налогоплательщиком самостоятельно. В зависимости от добытого полезного ископаемого его количество определяется в единицах массы или объема.

2. Количество добытого полезного ископаемого определяется прямым (посредством применения измерительных средств и устройств) или косвенным (расчетно, по данным о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье) методом, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если определение количества добытых полезных ископаемых прямым методом невозможно, применяется косвенный метод.

Применяемый налогоплательщиком метод определения количества добытого полезного ископаемого подлежит утверждению в учетной политике налогоплательщика для целей налогообложения и применяется налогоплательщиком в течение всей деятельности по добыче полезного ископаемого. Метод определения количества добытого полезного ископаемого, утвержденный налогоплательщиком, подлежит изменению только в случае внесения изменений в технический проект разработки месторождения полезных ископаемых в связи с изменением применяемой технологии добычи полезных ископаемых.

3. При этом, если налогоплательщик применяет прямой метод определения количества добытого полезного ископаемого, количество добытого полезного ископаемого определяется с учетом фактических потерь полезного ископаемого.

Фактическими потерями полезного ископаемого признается разница между расчетным количеством полезного ископаемого, на которое уменьшаются запасы полезного ископаемого, и количеством фактически добытого полезного ископаемого, определяемым по завершении полного технологического цикла по добыче полезного ископаемого. Фактические потери полезного ископаемого учитываются при определении количества добытого полезного ископаемого в том налоговом периоде, в котором проводилось их измерение, в размере, определенном по итогам произведенных измерений.

Пунктом 1 статьи 339 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) установлено, что порядок определения количества добытого полезного ископаемого определяется налогоплательщиком самостоятельно.

Количество добытого полезного ископаемого определяется по данным геолого-маркшейдерского учета, а также учета, ведущегося в соответствии с отраслевыми методическими указаниями по учету добычи полезного ископаемого.

Количество добытого полезного ископаемого определяется прямым или косвенным методом:

Прямой метод — это определение количества путем применения измерительных средств и устройств непосредственно к добытому полезному ископаемому.

Косвенный метод – это метод при котором количество добытого полезного ископаемого определяется по данным о его содержании в извлекаемом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье.

Косвенный метод применяется, если количество добытого полезного ископаемого нельзя определить прямым методом, то есть прямой метод носит преимущественный характер.

При прямом методе определения налоговой базы количество добытого полезного ископаемого определяется с учетом фактических потерь полезного ископаемого. Фактическими потерями полезного ископаемого считается разница между количеством погашенных в недрах запасов полезных ископаемых и количеством добытого полезного ископаемого, определяемого после завершения технологического процесса по добыче полезного ископаемого, предусмотренного техническим проектом разработки месторождения. В общее количество добытого полезного ископаемого включается количество полезного ископаемого, содержащегося в минеральном сырье, реализованном и (или) использованном на собственные нужды до завершения комплекса технологических операций, предусмотренных техническим проектом разработки месторождений.

Применяемый налогоплательщиком метод определения количества добытого полезного ископаемого подлежит утверждению в учетной политике налогоплательщика для целей налогообложения.

В течение всей деятельности налогоплательщика по добыче полезного ископаемого выбранный метод изменению не подлежит. Единственное исключение составляет внесение изменений в технический проект разработки месторождения полезных ископаемых в связи с изменением применяемой технологии добычи полезных ископаемых.

При применении налогоплательщиком прямого метода, плательщик НДПИ учитывает фактические потери определения количества добытого полезного ископаемого.

Фактические потери полезного ископаемого представляют собой разницу между расчетным количеством полезного ископаемого, на которое уменьшаются его запасы, и количеством фактически добытого полезного ископаемого.

Фактические потери полезного ископаемого учитываются в том налоговом периоде, в котором проводилось их измерение, в размере, определенном по итогам произведенных измерений.

4. При извлечении драгоценных металлов из коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений количество добытого полезного ископаемого определяется по данным обязательного учета при добыче, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации о драгоценных металлах и драгоценных камнях.

Не подлежащие переработке самородки драгоценных металлов учитываются отдельно и в расчет количества добытого полезного ископаемого, установленного абзацем первым настоящего пункта, не включаются. При этом налоговая база по ним определяется отдельно.

Количество добытого полезного ископаемого каждого вида определяется на основании пункта 4 статьи 339 НК РФ по данным обязательного учета при добыче, установленного законодательством Российской Федерации о драгоценных металлах и драгоценных камнях.

При определении количества добытых самородков полезного ископаемого следует пользоваться определением понятия «самородки драгоценных металлов», данным в Постановлении Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года №1068 «О порядке и критериях отнесения самородков драгоценных металлов и драгоценных камней к категории уникальных» (далее Постановление №1068) в соответствии с которым самородками драгоценных металлов являются обособления самородных, драгоценных металлов в коренных и россыпных месторождениях, резко отличающиеся по своим размерам от преобладающих частиц драгоценного металла и обладающие массой не менее 0,1 грамма, из них уникальными признаются редко встречающиеся в природе самородки, обладающие особыми минералогическими, морфологическими, размерно-весовыми характеристиками или их сочетаниями.

u из коренных месторождений;

u кристаллы, дендриты и их срастание массой 1 грамм и более;

u кристаллы, дендриты и их срастания массой 5 граммов и более, имеющие низкие степени окатанности;

u скопления неправильной формы массой 50 граммов и более, имеющие низкие степени окатанности;

u скопления неправильной формы массой 1000 граммов и более независимо от степени окатанности;

· серебряные самородки из коренных и россыпных месторождений:

u кристаллы, дендриты и их срастания массой 0,5 грамма и более;

u скопления неправильной формы массой 5 граммов и более;

· самородки платины и металлов платиновой группы:

u кристаллы и их срастания массой 1 грамм и более;

u из россыпных месторождений;

u кристаллы и их срастания массой 5 граммов и более, имеющие низкие степени окатанности;

u скопления неправильной формы массой 20 граммов и более, имеющие низкие степени окатанности;

u скопления неправильной формы массой 200 граммов и более независимо от степени окатанности;

· самородки, связанные с какими-либо историческими событиями или известными личностями, сыгравшими выдающуюся роль в истории, науке и культуре;

· самородки, связанные с историей развития добычи драгоценных металлов в стране;

· самородки из известных коллекций, собраний, музеев.

Количество добытого полезного ископаемого определяется по данным обязательного учета добычи, осуществляемой в соответствии с законодательством Российской Федерации о драгоценных металлов и драгоценных камнях.

Правила учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2000 года №731 «Об утверждении правил учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности» (далее Правила №731).

Согласно пункту 7 Правил №731 в добывающих организациях, учет драгоценных металлов и драгоценных камней при добыче, производстве, использовании и обращении осуществляется по массе и качеству, а также в стоимостном выражении, если это возможно с учетом условий технологических процессов извлечения, обогащения, дальнейшей переработки, опробовании и анализа минерального сырья, содержащего в драгоценных металлах.

Учет драгоценных металлов, входящих в состав продуктов переработки минерального и вторичного сырья, при передаче их на аффинаж осуществляется в перерасчете на массу химических, чистых драгоценных металлов.

Согласно статье 1 Федерального закона №41-ФЗ аффинаж драгоценных металлов — это процесс очистки извлеченных драгоценных металлов от примесей и сопутствующих компонентов, доведение драгоценных металлов до качества, соответствующего государственным стандартам и техническим условиям, действующим на территории Российской Федерации, или международным стандартам.

Учет драгоценных камней в добывающих организациях ведется по массе и качеству, а также в стоимостном выражении при проведении ими самостоятельной сортировки, первичной классификации и первичной оценки.

Те добывающие организации, которые не имеют возможности осуществлять сортировку, первичную классификацию и первичную оценку драгоценных камней, передают их по договору в Гохран России, для проведения указанных операций. При этом первичный учет драгоценных камней ведется в стоимостном выражении в соответствии с расценками за единицу массы продукции, указанными по каждому месторождению отдельно. После проведения в Гохране России операций по сортировке, очистки, взвешивания, классификации и оценку драгоценных камней вносятся соответствующие уточнения в учет драгоценных камней по массе, качеству и в стоимостном выражении.

5. При извлечении драгоценных камней из коренных, россыпных и техногенных месторождений количество добытого полезного ископаемого определяется после первичной сортировки, первичной классификации и первичной оценки необработанных камней. При этом уникальные драгоценные камни учитываются отдельно и налоговая база по ним определяется отдельно.

При определении количества добытых драгоценных камней необходимо учитывать, что добычей драгоценных камней считается их извлечение из коренных, россыпных и техногенных месторождений, а также сортировка, первичная классификация и первичная оценка. Количество добытого полезного ископаемого при извлечении драгоценных камней определяется после первичной сортировки, первичной классификации и первичной оценки необработанных камней.

Согласно Постановлению №1068 к категории уникальных драгоценных камней, могут быть отнесены:

· алмазы массой 50 каратов и более;

· алмазы, обладающие уникальными характеристиками по одному или по совокупности признаков: по форме, редким уникальным цветам в сочетании с высокой чистотой, характеру включений и кристаллографическим очертаниям независимо от массы алмаза (стоимостью, эквивалентной не менее 3000 долларов США за 1 карат);

· бриллианты массой 20 каратов и более, а также бриллианты, уникальные по форме, цветовым и качественным характеристикам (стоимостью, эквивалентной не менее 10 000 долларов США за 1 карат);

· необработанные изумруды (штуфы, кристаллы или сростки кристаллов изумрудов) первого цвета (темно — зеленого), первого и второго сорта, представляющие интерес по форме кристаллов и минеральным ассоциациям, а также их обломки размером от 10 миллиметров и более, первого цвета (темно — зеленого), высокой степени прозрачности с внутренним блеском (категория «экстра»);

· ограненные изумруды массой 10 каратов и более, уникальные по цвету, форме и качеству, первого цвета (темно — зеленого), первой и второй групп чистоты;

· необработанные рубины, сапфиры насыщенных цветовых тонов и александриты с сильным александритовым эффектом (штуфы, кристаллы или сростки кристаллов) первого и второго сорта, представляющие интерес по форме кристаллов, минеральным ассоциациям с хорошо выраженной природной формой кристаллов;

· ограненные рубины массой 10 каратов и более, кроваво — красного цвета типа «бирманских», первой группы чистоты;

· ограненные сапфиры массой 10 каратов и более, васильково — синего цвета типа «кашмирских», первой группы чистоты, а также редких цветов (желтые, зеленые, оранжевые, фиолетовые);

· ограненные александриты массой 5 каратов и более, с сильным александритовым эффектом первой и второй групп чистоты;

· жемчуг массой более 5 каратов, белого, голубого и черного цветов, обладающий хорошим блеском с перламутровым оттенком, различной формы: правильной, сферической, овальной, каплевидной («бутон») и неправильной («барокко»);

· драгоценные камни, связанные с какими-либо историческими событиями или известными личностями, сыгравшими выдающуюся роль в истории, науке и культуре.

К категории уникальных самородки драгоценных металлов и драгоценных камней относят по результатам экспертизы, проводимой Экспертной комиссией по самородкам драгоценных металлов Министерства финансов Российской Федерации и экспертными комиссиями по отдельным видам драгоценных камней Министерства финансов Российской Федерации. На экспертизу самородки представляют субъекты их добычи, а драгоценные камни — организации, осуществляющие их сортировку, первичную классификацию и первичную оценку. В случае признания самородков драгоценных металлов и драгоценных камней уникальными на них оформляются документы, подтверждающие этот факт. Уникальные самородки подлежат специальному учету.

6. Количество добытого полезного ископаемого, определяемого в соответствии со статьей 337 настоящего Кодекса как полезные компоненты, содержащиеся в добытой многокомпонентной комплексной руде, определяется как количество компонента руды в химически чистом виде.

Количество добытого полезного ископаемого, определяемого в соответствии со статьей 337 НК РФ как полезные компоненты, содержащиеся в добытой многокомпонентной комплексной руде, определяется как количество компонента руды в химически чистом виде.

Рассмотрим на примере.

Организация занята добычей многокомпонентной комплексной руды. Предположим, что за отчетный период было добыто 3 тонны. Результаты химического анализа показали, что в добытой руде содержится:

Исходя из этих данных количество полезных компонентов, содержащихся в руде, для целей налогообложения составит:

· Молибдена – 1,2 тонны (3т х 40%);

· Меди — 0,45 тонны (3т х15%);

· Серебра – 0,09 тонны (3т х 3%).

7. При определении количества добытого в налоговом периоде полезного ископаемого учитывается, если иное не предусмотрено пунктом 8 настоящей статьи, полезное ископаемое, в отношении которого в налоговом периоде завершен комплекс технологических операций (процессов) по добыче (извлечению) полезного ископаемого из недр (отходов, потерь).

При этом при разработке месторождения полезного ископаемого в соответствии с лицензией (разрешением) на добычу полезного ископаемого учитывается весь комплекс технологических операций (процессов), предусмотренных техническим проектом разработки месторождения полезного ископаемого.

Технологический процесс добычи определенного полезного ископаемого на конкретном месторождении описывается в техническом проекте разработки данного месторождения. Помимо самой операции по извлечению минерального сырья из недр (отходов, потерь) проект включает в себя комплекс технологических операций (процессов) по доведению фактически извлеченного минерального сырья до соответствующего стандарта качества, осуществляемых, как правило, в границах горного отвода.

Комплекс технологических операций (процессов) может включать в себя: подготовку сырья для получения кондиционного продукта (сортового сырья); отделение попутных компонентов и примесей; процессы, облегчающие транспортировку и хранение товарного продукта; другие операции, цель которых — получение товарного продукта без изменения его основного характера; иные операции, предусмотренные техническим проектом разработки месторождения.

В случае разногласий между налоговым органом и налогоплательщиком, возникающих в результате определения технологического процесса добычи полезного ископаемого, налоговый орган вправе запросить у органов государственного горного надзора заключение о соответствии используемого для добычи полезного ископаемого комплекса технологических операций указанному в проекте разработки месторождения.

(Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 9 апреля 2004 года №А78-2867/03-с2-18/217-ф02-1008/04-с1).

8. При реализации и (или) использовании минерального сырья до завершения комплекса технологических операций (процессов), предусмотренных техническим проектом разработки месторождения полезных ископаемых, количество добытого в налоговом периоде полезного ископаемого определяется как количество полезного ископаемого, содержащегося в указанном минеральном сырье, реализованном и (или) использованном на собственные нужды в данном налоговом периоде.

При реализации минерального сырья до завершения комплекса технологических операций, предусмотренных техническим проектом разработки данного месторождения, количество полезного ископаемого определяется как количество полезного ископаемого, содержащегося в минеральном сырье.

Более подробно с вышерассмотренными вопросами Вы можете ознакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Налоги и сборы за пользование природными ресурсами».

Нефтянка

Всё о нефти, газе и не только

Долгожданный налог

О реформировании налоговой системы для нефтяной отрасли речь идет который год. В апреле 2020 г. Госдума приняла в первом чтении законопроект о переходе нефтянки от НДПИ к налогу на дополнительный доход. Минэнерго РФ анонсирует снижение налоговых выплат нефтяных компаний и рост добычи в стране. «Нефтянка» поговорила о новом налогообложении с Юлей Зазулей, управляющим партнером компании «ЮСТИКОМ», смотрите наше видео.

В основу существующей налоговой конструкции российского нефтяного комплекса заложен налог на добычу полезных ископаемых, введенный еще в 2003 г. Это прямой федеральный налог, взимаемый с недропользователей. Изначально НДПИ был привязан только к динамике мировых котировок на нефть, курсу национальной валюты, а также объемам извлекаемой нефти, и не учитывал характеристик разрабатываемых месторождений. Из-за этого в стране был затруднен запуск новых месторождений.

С 2007 г. для повышения добычи нефти в России стали вводится индивидуальные льготы для каждого из месторождений, в так называемом ручном режиме. В результате, по данным Vygon Consulting, к 2016 г. треть извлекаемой нефти в России попала под льготы.

НДПИ, а также экспортные пошлины, которые платят нефтяные компании сегодня, рассчитываются, исходя из выручки. НДД (налог на дополнительный доход) должен частично заменить НДПИ (ставка НДД составит 50% налога на добычу), но взиматься новый налог будет не с объемов добываемой нефти, а с дохода от ее реализации. При этом будут учитываться экспортная пошлина, сниженный НДПИ, затраты на добычу и транспортировку. Таким образом НДД предполагает снижение основных налогов и введение налогообложения дополнительного дохода от добычи нефти. Налог будет браться с денежного потока. Сейчас, по мнению руководства российского Минэнерго, в условиях нарастающей конкуренции на мировом нефтяном рынке первоочередной задачей для компаний является монетизация запасов. Тогда как в основной российской нефтегазовой провинции – Западной Сибири – добыча за последние 6 лет упала на 8%. Сейчас здесь для поддержания извлекаемых объемов необходимо применение дорогих технологических решений. Согласно концепции министерства, введение НДД должно способствовать финансированию использования таких технологий. Кроме того, речь идет и о новых проектах в Восточной Сибири. Предполагается, что переход на НДД позволит до 2035 г. получить прирост добычи на 100 млн т нефти, привлечь инвестиции на 0,5 трлн рублей и обеспечить бюджету дополнительные налоговые поступления в размере 1 трлн рублей. Но пока это лишь пилотный проект. По данным Минфина РФ, добыча на первых месторождениях, которые попадут под действие НДД в ближайшие годы, составит 22 млн т.

Федеральные налоги в 2020 году

Вернуться назад на Федеральные налоги 2020

Федеральные налоги, согласно Налоговому кодексу Российской Федерации — это налоги и сборы, которые установлены Налоговым Кодексом и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 статьи 12.

Таким образом, понятно, что поступления в казну от этих налогов пополняют не только Федеральный, но и местный бюджет. Вы должны знать, что в России также есть федеральный конституционный закон «Федеральный договор», который разграничивает полномочия центральных и местных властей. На этом основании и налоговые поступления перераспределяются.

Налог на добавленную стоимость (НДС) — это налог на ту стоимость, которую добавил продавец к стоимости товара, услуги. Грубо говоря, это налог на наценку. Более точно же добавленная стоимость — это сумма стоимости работы работника и полученной фирмой прибыли. Этот налог является косвенным, так как входит в стоимость всех продаваемых товаров или услуг. Его платят разные организации и индивидуальные предприниматели. Поэтому, когда ты покупаешь автомобиль, ты оплачиваешь не только наценку продавца, но и НДС вместо него.

Акцизы — это налог на массовые товары потребления: алкоголь, табак, автомобили, мотоциклы, пользующиеся массовым спросом. Этот тоже косвенный налог, то есть оплачивается потребителем при покупке товара. Следуют отличать акцизы от таможенных пошлин. Последние собираются тоже с массовых товаров, но уже ввозимых в страну из-за границы. То есть люди в России очень любят пить спиртное и курить сигареты. Почему бы не обложить эти товары налогом, чтобы вместе с наценкой потребители платили бы еще акцизы за то, что часто потребляют.

Налог на доход физических лиц (НДФЛ) — это прямой налог с тех доходов, которые получает физическое лицо от дивидендов по ценным бумагам, от страховки (если наступил страховой случай), непосредственно со своего дохода от своего труда, или от авторских вознаграждений и гонораров. Заработал деньги — отдай часть государству. Парадокс в том, что все бюджетные работники (учителя, врачи и пр.) получают деньги от государства и государству же платят этот НДФЛ.

Налог на прибыль организаций — это прямой налог, который выплачивается организациями (юридическими лицами) в зависимости от размера своей прибыли. Прибыль — это разница между доходами и расходами.

Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) — это прямой налог на те организации (юридические лица), которые занимаются добычей полезных ископаемых. Налог платится либо в зависимости от количества добытых полезных ископаемых, либо от их стоимости.

Налог на воду (водный налог) — это налог на забранную организациями у государства воду. Исчисляется в зависимости от количества забранной воды.

Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов. Например, пошел ты ловить рыбу сетями, имея на это разрешение. Поймал сколько-то рыбы, взвесь и отдай налог государству.

Государственная пошлина — это сбор на обращения граждан в государственные органы как местные, так федеральные, на разного рода пользование государственными услугами. Например, захотел ты подать иск в суд — будь любезен заплати госпошлину.

Федеральные налоги и сборы – обязательные безвозмездные платежи, установленные Налоговым Кодексом РФ, и взимаемые федеральной налоговой службой с физических и юридических лиц на всей территории России.

То есть федеральные налоги обязательны для всех и всюду, вне зависимости от того, какой это регион РФ (республика, область, край и т. д.). Соответственно ставки по ним также задаются в Налоговом Кодексе и не зависят от регионального и местного законодательства.

Если налог именуется федеральным, это еще не значит, что он полностью зачисляется в федеральный бюджет. Например, налог на прибыль организаций частично направляется на пополнение и того бюджета субъекта РФ, где он был собран.

На 2020 год, в систему федеральных налогов входят:

• НДС;
• НДФЛ;
• налог на прибыль;
• акцизы;
• налог на добычу полезных ископаемых;
• водный налог;
• сборы за пользование объектами животного мира и водных биоресурсов;
• государственная пошлина.

Отмечу, что в таблице, как и далее в статье, информация приведена с некоторыми упрощениями. Я не ставил себе целью в мелочах описать здесь федеральные налоги, но хотел максимально просто и доступно дать Вам общее о них представление. Поэтому за дополнительными данными рекомендую обратиться к первоисточникам. Особенно к Налоговому Кодексу РФ (далее НК РФ).

А пока предлагаю пройтись по списку федеральных налогов и сборов, и кратко ознакомиться с их ключевыми особенностями.

Первый федеральный налог, рассматриваемый нами – налог на добавленную стоимость, или как его обычно сокращают, НДС. Подробно все его аспекты описаны в главе 21 НК РФ ч. 2.

НДС – это форма обязательной уплаты в госбюджет доли от стоимости товара (материального или нематериального продукта, услуги), создаваемой на всех этапах производственного процесса, и вносимая в бюджет по мере его реализации потребителям.

НДС – косвенный налог. То есть это такой вид налога, который устанавливается в форме надбавки к цене товара. Получается, что, по сути, налог платит покупатель товара, а продавец выступает в роли сборщика налога.

Налогоплательщики НДС: юридические лица, ИП, организации занимающиеся перевозкой груза через таможню. Объекты налогообложения: реализация товаров на территории России, ввоз продукции из заграницы.

Основная налоговая ставка в случае НДС – 20%. Кроме того, в некоторых ситуациях используется пониженная ставка: 10% (реализация мясных и молочных продуктов, яиц, сахара, соли; продажа определенных детских товаров, журналов и газет, медикаментов и пр.) или 0% (услуги международной транспортировки товаров, сбыт экспортируемой продукции и пр.).

Подоходный налог, он же налог на доходы физических лиц (НДФЛ) – доля взимаемая от совокупного дохода физических лиц.

Это прямой налог, поскольку он взимается напрямую с дохода физического лица им заработанного или полученного иным способом. Например, с зарплаты работника предприятия.

Платить НДФЛ обязаны все физические лица – резиденты РФ, а также лица налоговыми резидентами России не считающиеся, но извлекающие экономическую выгоду из источников на территории нашей страны.

Объект налогообложения, как сказано ранее – доходы физического лица, за рядом исключений. К таким исключениям, освобождаемым от налогообложения, относятся: разнообразные компенсационные выплаты, государственные пособия, пенсии, научные гранты, алименты и пр.

Основная налоговая ставка НДФЛ на 2020 год – 13%. Но ставка может быть повышена в ряде случаев. Так она может составлять: 9% — для процентов по ряду облигаций, 30% — для лиц, не являющихся резидентами РФ, и некоторых видов ценных бумаг, 35% — для выигрышей в лотереях.

Также российские налогоплательщики вправе получить налоговые вычеты, ознакомиться с которыми можно в главе 23 НК РФ ч. 2.

Налог на прибыль организаций (НПО) – федеральный налог, взимаемый как определенная доля от прибыли юридического лица.

Налог на прибыль – прямой налог, уплачиваемый российскими организациями (предприятиями, коммерческими банками, торговыми сетями) и иностранными организациями получающими доходы в РФ. Объект налогообложения – прибыль юридического лица (доходы за вычетом расходов).

Базовая ставка в случае НПО – 20%. При этом 2% уходит в федеральный, а 18% перечисляется в региональный бюджет (это соотношение иное: 3% и 17%, соответственно).

В ряде случаев (например, для предприятий особых экономических зон) может применяться пониженная налоговая ставка. Подробности – в главе 25 НК РФ ч. 2.

Акциз – налог, устанавливаемый на особые категории товаров массового потребления (табак, алкоголь, легковые автомобили) внутри страны.

Это также косвенный налог, поскольку величина акциза учитывается в стоимости товара или тарифа на услугу, и по факту уплачивается конечным потребителем.

Как правило, величина акцизов довольно большая, и они считаются крупным источником пополнения госбюджета страны.

В России к подакцизным причислены следующие категории товаров:

• этиловый спирт, содержащая спирт продукция (с долей этанола > 9%) и алкогольная пищевая продукция (водка, вино, шампанское, пиво, ликеры);
• разнообразная табачная продукция;
• электронные сигареты для вейпинга;
• легковые автомобили и мотоциклы (с мощностью движка > 150 л.с.);
• бензин, дизельное топливо и отдельные виды моторных масел.

Размер акцизов разный и устанавливается отдельно для каждой категории товаров. К примеру, для пива он может составлять от 0 до 39 рублей за литр (в зависимости от крепости напитка). Акциз на сигары – 171 руб. за штуку. Автомобильный бензин – 10 130 руб. или 13 100 руб. за тонну, в зависимости от класса топлива. Более подробно — в главе 22 НК РФ ч. 2.

НДПИ – прямой федеральный налог, который платят организации и предприниматели, являющиеся пользователями земных недр и добывающие полезные ископаемые (нефть, уголь, руды металлов, торф, минеральные воды, известняк, гранит, алмазы, апатиты и пр.).

ИП и юрлица платят НДПИ при добыче полезных ископаемых, являющихся государственной собственностью РФ (а это почти все природные богатства, кроме песка, мела и некоторых типов глины). При этом «добытчикам» необходимо оформить разрешение. Подробнее в главе 26 НК РФ ч. 2.

Налоговые ставки, применяющиеся в случае федерального налога на добычу полезных ископаемых, разнообразны и зависят от их вида и обстоятельств добычи. Они могут быть заданы в абсолютном или относительном выражении. Например: 4% — при добыче горючего торфа; 6,5%- при разработке драгоценных металлов (кроме золота). Или 11 рублей за тонну суббитоминозного, или иначе бурого, угля (при этом ставка еще перемножается на дефлятор).

Водный налог – федеральный налог, взимаемый с физических лиц и организаций за особое (подлежащее обязательному лицензированию) пользование водными объектами России.

Объектами налогообложения считаются: забор воды, применение энергии воды для выработки электричества (например, работа ГЭС) или сплав древесины. Не подлежит налогообложению использование акваторий для рыбалки, хождения судов, тушения пожаров и т.п.

Ставка водного налога зависит от месторасположения водного объекта, его наименования и объема забранной жидкости. К примеру, забор воды из реки Волги в Приволжском экономическом районе будет стоить 294 руб. за 1 тыс. куб. м. (согласно главе 25.2 НК РФ ч. 2).

Эти сборы – обязательные платежи, уплачиваемые в бюджет физическими лицами (в т. ч. ИП) и организациями, получившими разрешение на добычу представителей фауны на территории РФ и/или водных биоресурсов в ее водах.

К объектам налогообложения здесь относятся, говоря простым языком, звери, птицы и рыбы. Ставка этого сбора зависит от вида животного или рыбы. К примеру, установлено 20 руб. за фазана, 450 руб. за косулю или 3500 руб. за тонну улова минтая из Охотского моря. Соответствующие данные имеются в главе 25.1 НК РФ ч. 2.

Государственная пошлина – сбор, взимаемый с лиц обращающихся в государственные органы, органы местного самоуправления или к уполномоченным специалистам, за осуществлением определенных услуг.

Например, за удостоверение у нотариуса доверенности на совершение сделки определена госпошлина в размере 200 руб. А государственная регистрация физического лица в качестве ИП предполагает уплату 800 руб.

Подробное описание этого федерального сбора можно получить, обратившись к главе 25.3 НК РФ ч. 2.

На этом завершу обзор федеральных налогов и сборов РФ. В следующий раз расскажу про региональные и местные налоги.

Уставной капитал 2020
Усыновление 2020
Учетная политика 2020
Учет рабочего времени 2020
Учет расчетов 2020

Читайте так же:  Трудовой договор материальная ответственность образец