Налог пигу.

Универсальный дополнительный практический толковый словарь . И. Мостицкий . 2005–2012 .

Смотреть что такое «Налог Пигу» в других словарях:

НАЛОГ ПИГУ — введен А.Пигу, крупным английским экономистом, представителем кембриджской школы. Он показал, что в устранении социально значимых внешних эффектов рыночная система обнаруживает свои провалы или фиаско , поскольку данные эффекты не имеют денежной… … Большой экономический словарь

ИНТЕРНАЛИЗАЦИЯ — (от англ. internal – внутренний) – стратегия крупных, как правило, транснациональных корпораций (ТНК), направленная на сокращение или устранение отрицательных внешних эффектов путем превращения их во внутренние. Стратегия И. может осуществляться… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

Торговля эмиссионными квотами — Водяной пар из охладительных башен угольной электростанции в германском Бергхайме Торговля квотами на эмиссии парниковых газов (англ. E … Википедия

Инфляция — (Inflation) Инфляция это обесценивание денежной единицы, уменьшение ее покупательной способности Общая информация об инфляции, виды инфляции, в чем состоит экономическая сущность, причины и последствия инфляции, показатели и индекс инфляции, как… … Энциклопедия инвестора

Безработица — (Unemployment) Безработица – это такое социально экономическое явление, при котором часть взрослого трудоспособного населения, не имеет работы и активно ее ищет Безработица в России, Китае, Японии, США и странах Еврозоны, в том числе в кризисные… … Энциклопедия инвестора

Занятость — (Employment) Занятость населения, виды занятости Постоянная занятость, вторичная и теневая Содержание Содержание 1. Вторичная . 2. Постоянная и нерегулярная занятость. 3. Теневая занятость, частичная и условная. Занятость населения Понятие… … Энциклопедия инвестора

П — Пааше индекс [Paasche price index] Пагамент (Payment in cash) Пай (share, stock, stake) Пакет акций (interest, stock ) Пакетный множитель (blockage factor) … Экономико-математический словарь

Налог Пигу

Идея использовать налог для достижения оптимальной по Парето аллокации принадлежит А. Пигу [1] и основывается на том, что при наличии отрицательных внешних эффектов частные затраты производства блага меньше общественных затрат. Введение налога должно уравнять эти два вида затрат.

Определим величину налога Пигу, необходимого для эффективного производства красителей в рассмотренном выше примере. Если химический завод за каждую единицу красителей должен платить налог в размере, то его кривая предельной прибыли опустится на расстояние т, как показано на рис. 9.4. В результате химическому заводу будет выгодно производить только общественно оптимальное количество красителей. Однако реально получить всю необходимую информацию для расчета величины налога (субвенции) Пигу – функции затрат фирм, производящих и потребляющих внешние эффекты, функции спроса на их продукцию, общественно оптимальные объемы выпуска каждого вида продукции – удается редко.

Пример 9.1

Одно из двух соседних фермерских хозяйств выращивает яблоки, а другое занято пчеловодством с целью получения меда. Пчеловодство создает для производства яблок положительный внешний эффект посредством опыления яблонь, а производство яблок для производства меда – отрицательный внешний эффект: чем интенсивней садовод ухаживает за яблонями с использованием техники и химикатов,

Рис. 9.4. Налог Пигу

тем больше вреда он наносит. Поэтому затраты на выращивание яблок отображаются функцией

где– количество яблок;

– количество меда;

функция затрат на производство меда –

Оба фермера стремятся максимизировать свою прибыль и могут продавать любое количество своей продукции по неизменным ценам

Из условия максимизации прибыли следует, что садовод произведет 60 ед. яблок, а пасечник – 70 ед. меда. Для определения общественно оптимальных объемов каждого из продуктов представим, что фермеры объединились в единое хозяйство. Его прибыль вычисляется по формуле

Она становится максимальной при

Определим, сколько денежных единиц нужно взимать с каждой единицы яблок и сколько нужно доплачивать за каждую единицу меда, чтобы самостоятельные фермы производили общественно оптимальные объемы своей продукции из условияи

Сущность налога Пигу

Налог Пигу – это налог, накладываемый на объем выпуска товаров и услуг, влияющий на увеличение предельных издержек производителя до предельно допустимых, с общественной точки зрения.

Это налог взимается с тех производителей, чьи субъекты хозяйствования формируют негативный внешний эффект. Налог Пигу призван сокращать вредные производства. Пигу был представителем кембриджской школы. Он исследовал методы устранения социально значимых внешних эффектов, которые оборачивались провалами для рыночной экономики. Внешние эффекты не имеют денежной оценки с точки зрения экономики. Для выравнивания хозяйственной ситуации Пигу предлагал использовать государственный механизм регулирования. Государство должно применять специальные налоги для тех производителей, которые являются причиной проявления внешних эффектов.

Понятие внешних эффектов в экономике

Под внешним эффектом понимается воздействие рыночных отношений на третьих лиц, не опосредованное рынком. Как правило, здесь рассматривается воздействие деятельности одного субъекта хозяйствования на другие, без учета рыночных сделок. Внешние эффекты еще называют экстерналиями. Они делятся на:

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

  1. Отрицательные, связанные с внешними затратами.
  2. Положительные, связанные с внешними выгодами.

Экстерналии могут иметь различную природу. Например, предприятие, создавая благо необходимое обществу, параллельно негативным образом воздействует на окружающую среду. На бытовом уровне внешние эффекты могут быть представлены громкой музыкой у соседей.

Внешние эффекты оценивают все происходящее в экономике с точки зрения общественной пользы. То есть, экономический эффект может рассматриваться как личная выгода участника сделки, а внешний эффект исследуется в отношении влияния на третьих лиц, не задействованных в сделке.

Сфера применения налога Пигу

Налог Пигу – это налог, который применяется в качестве повышенных ставок для предприятий и индивидов, осуществляющих вредные выбросы в атмосферу. Сюда относят налоги на утилизацию отходов, акцизы на табак и алкогольную продукцию, сборы за парковку в центре города и другое.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Безусловно, государство может использовать прямые административные меры воздействия. Например, приказом заставить сократить объем выбросов в атмосферу. Однако, применение налога Пигу реализует экономическое воздействие на производителей. Кроме того, он стимулирует производителей улучшать производственные процессы с учетом требований к объему выбросов и так далее.

Налог Пигу помогает решить проблемы, связанные с экономическим паразитизмом, деятельностью биржевых спекулянтов, ростовщичеством, а также перераспределять средства в зависимости от потребностей общества.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Налоги и субсидии. Корректирующие налоги Пигу

Один из способов, позволяющих интернализировать внешние эффекты, — корректирующие налоги Лигу, названные по имени английского экономиста, предложившего ввести налоги такого рода.

Читайте так же:  Патент амурская область

Артур Пигу (1877-1959) — английский экономист. Ученик А. Маршалла, профессор политической экономии Кембриджского университета. По окончании Королевского колледжа он начал читать лекции по экономике в Кембридже, написал много работ по разным экономическим проблемам: о тарифах, внешнем долге, безработице, промышленных колебаниях, общественных финансах, а также по макроэкономике. Основная работаА. Пигу «Экономика благосостояния» вышла в свет в 1920 г. Он выдвинул идею о несостоятельности рыночного механизма. Эта идея, базирующаяся на концепции внешних эффектов, позволила Пигу создать теорию государственного регулирования экономики. Понятие внешних эффектов (экстерналий) дало основание разделить частные и общественные издержки, частные и общественные выгоды. Для уменьшения потерь общества от несовпадения частного и социального оптимумов Пигу предложил вводить корректирующие налоги (в случае отрицательного внешнего эффекта) или субсидии (в случае положительного внешнего эффекта). Эта теория оказала значительное влияние на государственную политику в XX в. В экономической теории она способствовала появлению целого раздела исследований, связанных с различными формами несостоятельности рынка и государственного регулирования экономики.

Налог Пигуналог на каждую единицу выпускаемой продукции, равный разнице между предельными общественными издержками и предельными частными издержками. Поскольку полное устранение экстерналий обычно экономически неэффективно, налог Пигу должен быть равным предельным внешним издержкам, т.е. предельному вреду, наносимому обществу при эффективном уровне производства. Рисунок 13.6 иллюстрирует, как действует налог Пигу.

Рис. 13.6. Налог Пигу

.S’ — кривая рыночного предложения; Р] — рыночная равновесная цена; Q < объем предложения при рыночном равновесии в точке A; Qe объем предложения при его общественно эффективном уровне; Т — налог Пигу, равный МЕС.

Введение налога Пигу интернализирует внешний эффект, повышая издержки продавца. Кривая предложения смещается из положения S = MFC в положение MSC = МРС + Т — МРС + МЕС. Устанавливается новое, общественно эффективное равновесие в точке В. В бюджет государства поступает доход, соответствующий площади РхРеВС.

Введение налога Пигу, увеличивая издержки производителя, заставляет его сокращать объем выпуска до общественно эффективного уровня. Однако, несмотря на привлекательность налога Пигу с точки зрения устранения отрицательных последствий экстерналий, его использование наталкивается на ряд трудностей. Во- первых, сложно определить ставку налога Пигу, которая обеспечивала бы общественно эффективный уровень предложения. Во-вторых, необходимо установить источник вреда, вид загрязняющего вещества и его количество при различных технологических процессах. Ответов на эти вопросы недостаточно. В-третьих, необходимо выяснить, какова степень опасности каждой концентрации загрязняющего вещества в различных условиях.

Примером таких сложностей служат проблемы, возникающие при использовании налога Пигу для уменьшения отрицательных внешних эффектов от эксплуатации автомобильного транспорта. В крупных городах он оказывается одним из основных источников загрязнения окружающей среды. В частности, в Москве на его долю приходится 90% всех выбросов вредных веществ, ежегодный объем которых в столице достигает нескольких тысяч тонн, а наносимый ими ущерб оценивается в сотни миллионов долларов.

Казалось бы, налог Пигу должен быть зависим от пробега автомобиля. Однако определение ущерба при этом требует постоянного мониторинга и очень затратно. Кроме того, загрязнение воздушного пространства в условиях городского движения автотранспорта происходит наиболее сильно во время работы двигателей при многочисленных простоях в автомобильных пробках. Влияние этого фактора еще труднее установить. Оно различно на улицах с неодинаковой интенсивностью движения и пропускной способностью. Само по себе знание масштабов загрязнения еще не говорит однозначно о величине наносимого вреда. Он многообразен и зависит от конкретной ситуации.

Эксплуатация автомобилей сказывается на здоровье людей не только непосредственно при вдыхании загрязненного воздуха и при повышении шума на городских улицах и автомагистралях, но и косвенно. Автомобильное движение угнетающе действует на городские зеленые насаждения. В результате люди страдают и потому, что деревья меньше поглощают углекислого газа и меньше выделяют кислорода в атмосферу городов. В сельской же местности и прямое, и косвенное влияние загрязнения, порождаемого автомобильным транспортом, не столь ощутимо не только из-за меньшей интенсивности движения, но и вследствие низкой плотности населения.

На практике снижение последствий внешних эффектов может быть достигнуто путем введения налога на продажи автомобилей, специального целевого налога на автовладельцев либо налога на продажу горючего для автотранспорта. Разумеется, в подобных случаях величина налога будет лишь весьма приблизительно отвечать требованиям, предъявляемым к налогу Пигу как способу, с помощью которого государство пытается уменьшить вред от экстерналий. Естественно, при таком уравнительном возмещении ущерба величина налога в каждом конкретном случае лишь случайно может соответствовать масштабу наносимого вреда.

Платежи за загрязнение. Из-за рассмотренных трудностей использование корректирующих налогов в экологических целях не получило широкого распространения. Платежи за загрязнение, используемые на практике, во-первых, взимаются при превышении определенного уровня загрязнения, т.е. фактически оказываются штрафами, а во-вторых, позволяют фирмам выбирать способы уменьшения загрязнения, стимулируя внедрение экологически более чистой технологии, снижая издержки борьбы с загрязнением. Однако, если издержки фирмы по уменьшению загрязнения больше, чем платежи за него, фирме выгоднее платить за загрязнение, а не снижать его.

Платежи за загрязнение используются в США, ФРГ, Великобритании, Франции, Нидерландах, Норвегии. В ФРГ взимаются платежи за сброс отходов промышленных фирм в бассейн реки Рур, в США — за промышленные органические сбросы, перерабатываемые на муниципальных очистных сооружениях, за сброс отходов в городскую канализацию, в ряде штатов взимается штраф за каждую единицу сточных вод, который по своей сути равнозначен налогу за загрязнение среды.

В Российской Федерации установлена плата за пользование конкретными природными ресурсами — водой, землей, лесами. В начале 1990-х годов введены платежи за загрязнение, которыми финансируются экологические фонды. За превышение ограничений на масштабы загрязнения установлены многократные штрафные платежи.

Что предпочтительнее в качестве средства воздействия на уровень загрязнения — платежи за загрязнение или платежи за пользование природными ресурсами? Платежи за загрязнение прямо привязаны к масштабам наносимого вреда и поэтому непосредственно влияют на величину отрицательных вредных эффектов. Напротив, между платежами за использование природных ресурсов и величиной вреда существует лишь косвенная зависимость. По этой причине платежи за пользование природными ресурсами менее эффективны по сравнению с платежами за загрязнение. Однако платежи за пользование природными ресурсами требуют и меньших затрат на выявление величины вреда и оказываются менее дорогостоящей мерой государственного воздействия на отрицательные внешние эффекты.

Читайте так же:  Как оформить чертежи в компасе

В российских условиях при выборе способов борьбы с отрицательными внешними эффектами необходимо принимать во внимание, что они порождают не только экологические последствия, но и большие экономические проблемы, влияя на конкурентоспособность отечественных производителей. Например, из-за более жестких требований к охране окружающей среды за рубежом российские автомобили, так же как и самолеты, не соответствующие западным стандартам, не допускаются к эксплуатации в Европе и за океаном.

Субсидии. Общественно эффективный уровень производства может быть достигнут при предоставлении фирмам-загрязнителям субсидий за снижение объема выпуска. Такие субсидии по своим последствиям аналогичны отрицательным налогам. Фирма выбирает, что ей выгоднее — оставить прежний объем выпуска или сократить его. Потери фирмы вследствие уменьшения объема производства компенсируются субсидией. По существу, субсидии оказываются альтернативными издержками отказа от уменьшения выпуска.

Стимулирование сокращения производства с отрицательными экстерналиями с помощью субсидий менее эффективно, чем налогообложение, потому что, во-первых, привлекает новые фирмы в производство, которое государство пытается ограничить, во-вторых, требует увеличения налогов для финансирования субсидий, которые по этой причине непопулярны.

В ряде стран с рыночной экономикой, таких как США, Канада, Япония, ФРГ, Франция, получили известное распространение косвенные субсидии фирмам-загрязнителям. К их числу относятся правила ускоренной амортизации очистных сооружений; налоговые льготы, касающиеся собственности и продажи очистных сооружений; субсидии на научные исследования в области борьбы с загрязнением, на разработку очистного оборудования. Хотя такого рода льготы стимулируют более широкое использование очистных сооружений и, следовательно, позволяют уменьшить непосредственный ущерб от отрицательных внешних эффектов, они сдерживают внедрение малоотходной технологии, позволяют не повышать цены на продукцию экологически грязных производств и перекладывать издержки уменьшения загрязнения с их виновников на общество.

Страхование. В практике России известно экологическое страхование, которое позволяет компенсировать убытки загрязнителя или других лиц, особенно в аварийных случаях. Оно ослабляет прямую ответственность за загрязнение. Такая форма страхования объясняется неразвитостью мер по борьбе с загрязнением и сложным финансовым положением российских предпринимателей. В других странах применяется страхование от риска загрязнения, не связанного с виной самого загрязнителя.

Государственное регулирование внешних эффектов

Поскольку внешние эффекты существуют в экономике длительное время, к решению их проблем неизбежно привлекается государство. Выделают следующие формы государственного регулирования.

Административно-командные методы, которые сводятся к прямым запретам или требованиям выполнения экономическими субъектами определенных действий. Государственные органы устанавливают уровни предельно допустимых концентраций ПДК вредных и токсичных веществ и облекают их в виде административных приказов.

Однако административно-командные методы регулирования внешних эффектов не приводят к оптимальному размещению ресурсов.

Корректирующие налоги. Корректирующий налог (налог Пигу) — налог на выпуск товаров или услуг, который поднимает предельные индивидуальные издержки до уровня предельных общественных издержек и приводит к сокращению производства.

Налог Пигу устанавливается в размере, равном предельным внешним издержкам на каждую единицу выпускаемой продукции:

где Т — размер корректирующего налога; МЕС — предельные внешние издержки.

Тогда МРВ + Т = MSC, и кривая предельных индивидуальных издержек с учетом налога Пигу совпадает с кривой предельных общественных издержек, что ведет к уменьшению выпуска продукции с отрицательными внешними эффектами до оптимального уровня (рис. 51.1).

Корректирующие субсидии

Корректирующие субсидии — это платеж потребителям или производителям товара, потребление которого создает положительный внешний эффект. Такие субсидии предназначены для интернализации внешнего эффекта посредством оказания такого понижающего воздействия на цену потребления товара, которое увеличит объем его производства до эффективного уровня.

Корректирующая субсидия устанавливается в размере, равном предельной внешней полезности на каждую единицу выпускаемой продукции с положительным внешним эффектом:

где Ср — размер корректирующей субсидии; МЕВ — предельная внешняя полезность.

Тогда МРВ + G = MSB, и кривая предельной индивидуальной полезности с учетом такой субсидии будет совпадать с кривой предельной общественной полезности, что приведет к увеличению выпуска продукции с позитивными внешними эффектами до эффективного с позиции размещения ресурсов уровня: Qq = Qp (рис. 51.2).

Если корректирующий налог увеличивает предельные индивидуальные издержки до уровня предельных общественных издержек и приводит к повышению цены, то корректирующая ссуда, увеличивая предельную индивидуальную полезность до уровня предельной общественной полезности, приводит к понижению цены.

Корректирующие налоги и субсидии могут быть использованы для достижения эффективности производства. И чтобы ввести эти налоги, требуется установить внешний эффект и определить предельные издержки третьих лиц, связанные с данным эффектом.

Создание рынков прав на загрязнение

Проблема создания прав собственности — одна из важнейших сфер функционирования государства. Установление прав собственности особенно актуально там, где они ранее отсутствовали. Это даст возможность создать новые рынки и подключить под контролем государства рыночный механизм к реализации вопросов внешних эффектов.

Отрицательные внешние эффекты зарождаются вследствие конкуренции между различными вариантами использования ресурсов в случае, если права собственности на каждый из этих вариантов еще не закреплены. При отрицательном внешнем эффекте дискуссионный вопрос состоит в следующем: имеют ли право продавцы и покупатели перекладывать издержки на третьих лиц? Имеют ли право производители сбрасывать отходы в реки без уплаты за приобретение такого права?

Поскольку право собственности на реку не установлено, фирмы могут сбрасывать в нее отходы бесплатно. Граждане, которым наносится ущерб в результате сброса отходов, претендуют на использование реки в альтернативных целях. Для интернализации внешнего эффекта нужно установить права собственности на ресурсы. Будучи установленными, эти права могут быть проданы. Правительство, принимая закон о гарантиях граждан на незагрязненную реку, тем самым запрещает сброс отходов.

При положительном внешнем эффекте права собственности тех, кто приносит выгоду третьим лицам, не установлены. Экономические субъекты, доставляющие полезность третьим лицам, не имеют возможности получить за это плату, что приводит к недопроизводству товаров и услуг. При интернализации (трансформации внешних эффектов во внутренние) положительного внешнего эффекта принимаются меры для того, чтобы третьи лица платили тем, кто приносит им полезность.

Государство, устанавливая определенный допустимый объем загрязнения, тем самым определяет фиксированный объем предложения прав на загрязнения. Рыночная цена определяется с учетом спроса на загрязнения. Экономические субъекты, для которых эта цена будет выше издержек на снижение либо ликвидацию вредных выбросов, очевидно, не купят такую лицензию, а будут осуществлять сравнительно дешевые меры.

Читайте так же:  Приказ на выходное пособие за второй месяц по сокращению

Эффект предоставления рыночных лицензий на сброс отходов показан на рис. 51.3 (выброс отходов в тоннах), на котором видно, что равновесие наступит тогда, когда предельные издержки, нацеленные на борьбу с загрязнением, сравняются для всех потенциальных источников загрязнения. Равновесная цена лицензии определится точкой пересечения кривых спроса и предложения (в нашем примере эта цена составляет 50 руб.). Если количество предоставленных лицензий будет соответствовать величине, определяемой точкой пересечения кривых спроса и предельных общественных издержек загрязнения, то будет достигнут оптимальный уровень загрязнения окружающей среды.

Г.C. Beчкaнoв, Г.P. Beчкaнoвa

Обратная связь

Одним из возможных путей учета общественных интересов является наложение специального налога на загрязнителей, по величине равного экстернальным издержкам. В теории он назван налог Пигу (или Пигувианский налог).

u Корректирующие налоги — это налог на выпуск благ, характеризующихся отрицательными экстерналиями, который повышает предельные частные издержки до уровня предельных общественных. В этом случае интернализация отрицательных внешних эффектов приводит к увеличению цены товара, порождающего этот эффект, и к снижению объема спроса на данный товар.

u Корректирующая субсидия — это субсидия производителям или потребителям благ, характеризующихся положительными экстерналиями, которая позволяет приблизить предельные частные выгоды к предельным общественным. В этом случае интернализация положительных экстерналий должна привести к падению цены, уплачиваемой потребителем, что будет стимулировать рост потребления.

Пигувианский налог— налог на предприятие, равный величине ущерба от загрязнения. Определяется в точке пересечения кривых предельной чистой частной прибыли и экстернальных издержек. Назван по имени предложившего данный налог английского экономиста А.С. Пигу (1877—1959), представителя неоклассической школы.

СХЕМА образование и величина оптимального налога (налога Пигу) на загрязнение

u ось Х – объемы производства

u кривая 1 – предельная чистая частная прибыль

кривая 2 – предельные экстернальные (внешние) издержки

u Уровень производства на предприятии будет стремиться к Qm, так как до этого показателя предприятие получает прибыль – точки на кривой 1 предельной чистой прибыли больше нуля.

u Величина загрязнения при производстве Qm составит Zm.

u В условиях загрязнения необходимо достижение общественно оптимального уровня производства на уровне Qs.

u Для этого государство должно ввести налог, равный величине ущерба от загрязнения (кривая 2 предельных экстернальных издержек).

u Уровень налога равен t, и он определяется точкой пересечения кривых 1 и 2.

u Теперь за каждую единицу произведенной «загрязняющей» продукции предприятие должно платить государству налог t.

u Если предприятие решит производить продукции больше общественно оптимального уровня Qs, величина получаемой прибыли (линия 1) станет меньше налога , и такой уровень производства будет убыточным для предприятия.

u Тем самым введение налога на загрязнение создает у предприятия стимул держаться в «общественно приемлемых рамках» и сократить уровень производства до Qs, при котором достигается общественно оптимальный уровень загрязнения Zs.

Корректирующие налоги и субсидии не могут полностью решить проблемы, возникающие благодаря экстерналиям. Здесь имеется несколько причин:

«––», недостатки, проблемы

· невозможность точного измерения предельных издержек и выгод в реальной практике;

· приблизительность оценки размеров ущерба (в ходе юридических и политических дискуссий);

· корректирующий налог, который платят производители продукции с отрицательными экстерналиями, не всегда достигает поставленной цели.

· значительная величина оптимального налога, что требует повышения существующих платежей за загрязнение в мире и России в десятки и сотни раз.

Дата добавления: 2014-01-04 ; Просмотров: 1579 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Налог Пигу — налог на выпуск товаров или услуг, который поднимает предельные издержки частных производителей (этих товаров или услуг) до уровня предельно допустимых общественных издержек. Взимается с производителей отрицательных внешних эффектов, что приводит к сокращению производства.

Введён А.Пигу , [1] английским экономистом, представителем кембриджской школы. Он показал, что при попытке устранения социально значимых внешних эффектов рыночная экономика обнаруживает свои «провалы» или «фиаско», поскольку данные эффекты не имеют для неё денежной меры оценки. Для разрешения конфликтов, вызываемых экстерналиями, Пигу была обоснована необходимость государственного вмешательства и принятия специального налога для тех, кто порождает внешние эффекты.

Внешние эффекты — результат воздействия одного экономического субъекта на другие, не учитываемый в условиях сделок на рынке. Другими словами, это затраты и выгоды, не включенные в цену товара. Внешние эффекты подразделяются на отрицательные, связанные с внешними затратами ( англ. external costs ), и на положительные, связанные с внешними выгодами ( англ. external benefits ). Внешние эффекты могут создаваться как при производстве (например, в случае выпуска продукции предприятием-загрязнителем), так и при потреблении (например, в случае мешающей соседям громкой музыки).

Появление внешних эффектов означает различие в оценке экономической ситуации с двух точек зрения — частной, учитывающей только интересы участников рыночной сделки, и общественной, или социальной, учитывающей интересы всех экономических субъектов, в том числе и третьих лиц.

Современные сферы применения [ править ]

В основном, сегодня — это налоги на выбросы загрязняющих веществ, утилизационные налоги, а также акцизы на сигареты, бензин, сборы за парковку, въезд в центр города.

Пример. Предположим, что завод сбрасывают в реку по 500 т ядовитых отходов ежегодно. Государство решает, что необходимо снизить объем выбросов, и рассматривает два возможных решения.

1. Регулирование. Заводу предписывается сократить объем отходов до 250 т в год.

2. Вводится новый налог Пигу в размере 50 тыс. долларов за каждую тонну выбросов.

В первом случае государство диктует субъектам рынка свои условия, а во втором — экономически стимулирует владельцев заводов к сокращению уровня выбросов. Если налог достаточно высок, завод может либо полностью прекратить свою деятельность либо, изменив производственные процессы или построив очистные сооружения, свести ядовитые выбросы к требуемому уровню.

Возможные сферы применения [ править ]

  • ограничение экономического паразитизма:

деятельности биржевых спекулянтов, предельной нормы ростовщических процентов банков,

занимающихся выкачиванием доходов из сфер реальной экономики;

  • ограничение рекламы потреблятства в средствах массовой информации;
  • дополнительное обложение предметов и услуг статусного потребления,
  • оказывающих разлагающее действие на моральные и культурные ценности нации.