Налог на имущество делится

Глава 32 НК РФ. Налог на имущество физических лиц

Налог на имущество физических лиц платят граждане (включая ИП), которые являются собственниками недвижимости, в том числе нежилой. Налог рассчитывают налоговики исходя из кадастровой или инвентаризационной стоимости. Данный материал, который является частью цикла «Налоговый кодекс «для чайников»», посвящен главе 32 НК РФ «Налог на имущество физических лиц». В этой статье доступно, простым языком рассказано о порядке расчета и уплаты налога на имущество физлиц и о ставках налога. Обратите внимание: статьи из этого цикла дают только общее представление о налогах; для практической деятельности необходимо обращаться к первоисточнику — Налоговому кодексу Российской Федерации

Где введена уплата налога на имущество физлиц

Во всех муниципальных образованиях России: сельских поселениях, городских округах, муниципальных районах и пр., а также в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе. Причем, в каждом городе или поселке уплата налога на имущество физлиц вводится отдельным нормативным правовым актом (законом, решением или постановлением), который принимают органы представительной власти данного города или поселка.

Как соотносятся общие правила и местные особенности

Правила начисления и уплаты налога на имущество физических лиц закреплены в главе 32 Налогового кодекса. Положения данной главы едины для всех муниципальных образований РФ, но при этом местные власти вправе устанавливать некоторые особенности в рамках общих правил.

Так, муниципалитет может утвердить свои ставки налога. Главное, чтобы «местное» значение укладывалось в установленные главой 32 НК РФ рамки. К тому же «местные» ставки могут быть не едиными, а дифференцированными, то есть зависящими от вида объекта, его местонахождения, кадастровой или суммарной инвентаризационной стоимости, либо от вида территориальной зоны.

Помимо этого муниципалитетам разрешено увеличивать закрепленные в НК РФ размеры налоговых вычетов и вводить дополнительные льготы. А вот уменьшать вычеты и сокращать перечень льгот местные власти не вправе.

Размеры налоговых ставок и вычетов можно узнать в своей налоговой инспекции.

Кто платит налог

Физические лица (в том числе индивидуальные предприниматели) — собственники жилых домов, комнат, квартир, гаражей, машино-мест, единых недвижимых комплексов, объектов незавершенного строительства и прочих зданий, строений, помещений и сооружений (в том числе нежилых). Налогоплательщиками также являются владельцы жилых построек, которые расположены в приусадебных хозяйствах, на огородах, в садовых товариществах и на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства.

Кто не платит налог

В главе 32 НК РФ приведен закрытый перечень граждан, освобожденных от налога на имущество физлиц. Это инвалиды I и II групп, инвалиды детства, пенсионеры, ветераны, герои Советского Союза, герои Российской Федерации и ряд других категорий.

Если человек, имеющий право на льготу, владеет сразу несколькими однотипными объектами недвижимости, льгота предоставляется только в отношении одного из них по выбору самого налогоплательщика. Поясним на примере. Допустим, в собственности ветерана находятся две квартиры и три гаража. Тогда ему полагается льгота по одной квартире и одному гаражу. Оставшаяся квартира и два гаража облагаются налогом на общих основаниях.

Существуют и другие ограничения. Так, льготу можно получить только в отношении недвижимости, незадействованной в предпринимательской деятельности. Кроме того, под льготу ни при каких условиях не подпадают объекты незавершенного строительства и единые недвижимые комплексы.

Чтобы получить льготу за текущий год, нужно до 1 ноября этого года уведомить налоговую инспекцию о выбранном льготном объекте. Изменить свой выбор можно только со следующего года. Также следует написать заявление (о форме заявления см. «Утверждена новая форма заявления о предоставлении физлицам льготы по «имущественным» налогам»). Если «льготник» не известит ИФНС о том, какой объект он хочет освободить от налога, инспекторы сами сделают выбор. Это будет объект, сумма налога по которому максимальна.

Кто рассчитывает налог

Сумму налога на имущество физических лиц рассчитывают налоговики. Они же присылают налогоплательщику уведомление об уплате. При этом работники ИФНС могут предъявить налог к уплате не более чем за три года, предшествующих году, когда отправлено уведомление. Если же они включат в уведомление налог за более ранние периоды, налогоплательщик вправе не перечислять деньги.

На практике нередко случается, что информация о приобретенных квартирах, домах, гаражах и проч. не поступает к налоговикам своевременно. В связи с этим уведомления не направляются, и, как следствие, налог не уплачивается.

Чтобы урегулировать эту проблему, с 1 января 2015 года введена новая обязанность физлиц. Теперь граждане-собственники недвижимости должны самостоятельно сообщить в инспекцию об объектах обложения налогом на имущество. Но делать это нужно не всегда, а только в том случае, если за весь период владения имуществом инспекторы так и не прислали уведомление об уплате налога. Помимо сообщения требуется представить документы, подтверждающие право собственности. Сделать это нужно до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Начиная с 2017 года физлица, не исполнившие указанную обязанность, будут платить штраф в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога в отношении «сокрытого» от инспекторов объекта.

Как определяется налоговая база и налоговая ставка

Чтобы рассчитать сумму налога, необходимо знать значения таких показателей, как налоговая база и налоговая ставка. До 2020 года включительно возможны два варианта определения базы и ставки: исходя из кадастровой стоимости объекта и исходя из инвентаризационной стоимости объекта.

Первый вариант (исходя из кадастровой стоимости) действует только в тех регионах (республиках, областях, краях, автономных округах и городах федерального значения), где выполнены два условия. Во-первых, утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости. Во-вторых, установлена единая дата, с которой в данном регионе база по налогу на имущество физлиц определяется исходя из кадастровой стоимости. Перечень регионов, которые соответствуют указанным условиям, можно ознакомиться на официальном сайте ФНС России. Муниципалитеты в таких регионах принимают местные нормативные правовые акты, где закреплены правила определения налоговой базы и ставки налога с учетом местных особенностей.

Второй вариант (исходя из инвентаризационной стоимости) действует в тех субъектах РФ, где приведенные выше условия еще не выполнены.

С 2020 года и далее сохранится только первый вариант. Другими словами, во всех без исключения регионах база и ставка по налогу на имущество физлиц будет определяться только по кадастровой стоимости.

Как определяется налоговая база исходя из кадастровой стоимости

Налоговая база расчитывается по каждому объекту. В тех регионах, где введен расчет налога исходя из кадастровой стоимости, налоговая база — это кадастровая стоимость объекта по состоянию на 1 января. Если объект образован в середине года, то берется кадастровая стоимость на дату постановки объекта на кадастровый учет. Кадастровую стоимость можно узнать в документах на объект, в офисах Росреестра и кадастровой палаты, в Многофункциональных центрах (МФЦ) или на официальном сайте Росреестра. Данная информация предоставляется бесплатно.

При расчете суммы налога кадастровая стоимость уменьшается на величину налогового вычета. В главе 32 НК РФ приведены следующие значения вычетов: для квартиры — кадастровая стоимость 20-ти квадратных метров, для комнаты — кадастровая стоимость 10-ти квадратных метров, для дома — кадастровая стоимость 50-ти квадратных метров, для единого недвижимого комплекса — 1 000 000 руб. Расчет базы проиллюстрируем на примере.

Кадастровая стоимость квартиры составляет 4 500 000 руб., а кадастровая стоимость одного квадратного метра — 90 000 руб. Тогда сумма налогового вычета будет равна 1 800 000 руб.(20 х 90 000 руб.), а размер налоговой базы — 2 700 000 руб.(4 500 000 — 1 800 000).

Муниципалитеты вправе без каких-либо ограничений увеличивать вычеты. Если в результате размер вычета окажется больше, чем кадастровая стоимость объекта, налоговая база станет равной нулю. Отрицательное значение базы не предусмотрено.

Как определяется налоговая база исходя из инвентаризационной стоимости

Налоговая база расчитывается по каждому объекту. В тех регионах, где до сих пор не введен расчет налога исходя из кадастровой стоимости, база по налогу на имущество физлиц — это инвентаризационная стоимость объекта. Ее устанавливает бюро технической документации (БТИ) и сообщает налоговикам.

При расчете суммы налога инвентаризационная стоимость умножается на коэффициент-дефлятор, значение которого ежегодно устанавливает правительство РФ (в 2020 году оно составляет 1,518).

Инвентаризационную стоимость можно узнать в отделении БТИ по месту жительства. Для этого необходимо написать заявление, предъявить паспорт, документы на объект недвижимости и оплатить услуги.

Налоговые ставки

При определении базы исходя из кадастровой стоимости

Для жилых домов и жилых помещений, недостроенных жилых домов, гаражей и машино-мест ставка составляет 0,1 процента от кадастровой стоимости. Местные власти вправе увеличить данное значение, но не более чем в три раза. Также муниципалитеты могут понизить ставку до любого значения вплоть до нуля.

Для административно-деловых и торговых центров, нежилых помещений, используемых под офисы, торговых объектов, объектов общепита и бытового обслуживания, а также объектов с кадастровой стоимостью выше 300 млн. рублей ставка составляет 2 процента кадастровой стоимости. Данное значение является максимально допустимым, то есть муниципальные власти могут его понизить, но не могут увеличить.

Для всех прочих объектов максимально допустимая ставка составляет 0,5 процентов кадастровой стоимости.

При определении базы исходя из инвентаризационной стоимости

Для регионов, где налог определяется исходя из инвентаризационной стоимости объектов, в НК РФ установлены допустимые значения ставок:

Суммарная инвентаризационная стоимость, умноженная на коэффициент-дефлятор (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности)

Допустимое значение ставки

до 300 000 руб. включительно

до 0,1 % включительно

свыше 300 000 руб. до 500 000 руб. включительно

свыше 0,1 % до 0,3 % включительно

свыше 500 000 руб.

свыше 0,3 % до 2 % включительно

Местные власти выбирают значение ставки из допустимо возможного диапазона и утверждают его нормативным правовым актом. Если муниципалитет не утвердит свою ставку, то будут применяться следующие значения. Для объектов, чья суммарная инвентаризационная стоимость, умноженная на коэффициент-дефлятор (с учетом доли налогоплательщика), не превышает 500 000 руб. включительно, ставка составит 0,1 процент. Для всех прочих объектов ставка составит 0,3 процента.

Чему равна сумма налога к уплате

Сумма налога, подлежащая уплате, равна налоговой базе, умноженной на налоговую ставку. Величина к уплате рассчитывается по итогам налогового периода, который равен одному календарному году.

В случае, когда право собственности на объект недвижимости возникло или прекратилось в середине года, налог на имущество нужно рассчитывать с учетом коэффициента. Чтобы его найти, надо взять число полных месяцев, в течение которых объект принадлежал налогоплательщику, и разделить на количество календарных месяцев в году. Если право собственности возникло до 15 числа включительно, то за полный месяц принимают месяц возникновения права. Если же право возникло после 15 числа, то данный месяц в расчет не берется. В случае прекращения права собственности действует противоположное правило. Если право прекратилось до 15 числа включительно, то данный месяц в расчет не берется. Если же прекращение права произошло после 15 числа, то за полный месяц принимают месяц прекращения права.

Допустим, гражданин приобрел жилой дом 20 февраля и продал 21 сентября. Получается, что владение домом длилось семь полных месяцев (март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь). Значит, коэффициент равен 0,59 (7 мес.: 12 мес.).

При наследовании объекта недвижимости налог начисляется с даты открытия наследства. В случае, когда объект находится в общей долевой собственности, сумма налога определяется для каждого дольщика пропорционально его доле. Если объект находится в общей совместной собственности, величина налога делится на всех владельцев поровну.

На третий год после того, как налог стали рассчитывать исходя из кадастровой стоимости, нужно начинать применять следующее правило определения суммы налога, подлежащей уплате. Необходимо сравнивать две величины. Первая — это налог за текущий период. Вторая — это налог за предыдущий период, умноженный на коэффициент 1,1. Важная деталь: обе величины следует рассматривать без учета коэффициента, который применяется в ситуации, когда в середине года у налогоплательщика произошли какие-либо изменения (поменялась доля в праве общей собственности, появилось или пропало право на льготу, появилось или пропало право собственности на объект). Если окажется, что первая величина больше второй, налог за текущий период будет равен второй величине с учетом указанного выше коэффициента 1,1.

Данная формула не применяется в отношении торговых, офисных комплексов и других объектов, включенных в региональный «кадастровый» перечень. Исключение касается гаражей и машино-мест, входящих в состав этих объектов — к таким гаражам и машино-местам формула применяется.

Когда перечислять деньги

Получив уведомление об уплате налога за тот или иной год, собственник недвижимости обязан перечислить указанную сумму налога не позднее 1 декабря следующего года. Авансовые платежи по налогу на имущество физических лиц не предусмотрены.

Кроме того, физические лица могут добровольно внести так называемый единый налоговый платеж физического лица. Для этого нужно просто перевести некую сумму на соответствующий счет Федерального казначейства. Деньги будут списаны в счет исполнения обязанности по уплате «имущественных» налогов, в том числе налога на имущество физлиц. Инспекция сама решит, как зачесть средства: в счет предстоящих платежей либо в счет уплаты недоимки.

Читайте так же:  Как составить заявление на материальную помощь в соцзащиту

Как отчитываться по налогу на имущество физлиц

Отчетность по налогу на имущество физических лиц не предусмотрена.

Правило переходного периода

В регионах, которые уже перешли на расчет налога исходя из кадастровой стоимости, действует правило переходного периода. Оно введено, чтобы не допустить резкого увеличения налоговой нагрузки. Применяться данное правило будет на протяжении четырех лет.

Согласно правилу сотрудники ИФНС обязаны рассчитать налог дважды: первый раз исходя из кадастровой стоимости, и второй раз исходя из инвентаризационной стоимости. Затем эти две величины нужно сравнить. И если окажется, что величина налога по кадастровой стоимости выше, то налог рассчитают по формуле:

Н = (Н1 — Н2) x К + Н2

Н — сумма налога к уплате;
Н1 — сумма налога, рассчитанная исходя из кадастровой стоимости;
Н2 — сумма налога, рассчитанная исходя из инвентаризационной стоимости;
К — понижающий коэффициент.

  • 0,2 — первый год;
  • 0,4 — второго год;
  • 0,6 — третий год;
  • На четвертый год после того, как в регионе введен порядок расчета по кадастровой стоимости, налог будет рассчитываться по общему правилу, то есть путем умножения налоговой базы на налоговую ставку.

    Налог на имущество физлиц для предпринимателей

    Индивидуальные предприниматели, которые использовали недвижимость в своей коммерческой деятельности, вправе включить налог на имущество физлиц в профессиональные вычеты и уменьшить тем самым сумму НДФЛ. Правда, данное правило распространяется не на любое имущество. Исключение сделано для жилых домов, квартир, гаражей и дач.

    Разъяснения

    Если вы владеете только долей в квартире или доме, то налог на имущество физических лиц платят лишь с инвентаризационной стоимости доли.

    ВНИМАНИЕ! Приведенный порядок расчета налога утратил силу с 1 января 2015 года. Начиная с этой даты действует новые правила уплаты налога на имущество.

    Как рассчитать налог на имущество в общем случае мы написали здесь. Но как быть если имущество, облагаемое налогом, не полностью находится в вашей собственности. Например, вы владеете не всей квартирой (домом), а лишь долей в ней. Аналогичный вопрос возникает, если квартира находится не в долевой, а в совместной собственности (то есть у нескольких лиц без определения их долей).

    Ответ на этот вопрос дан в пункте 2 статьи 5 Закона РФ от 9 декабря 1991 г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц». Прежде всего цитата:

    «За имущество, признаваемое объектом налогообложения, находящееся в общей долевой собственности нескольких собственников, налог уплачивается каждым из собственников соразмерно их доле в этом имуществе. В целях настоящего Закона инвентаризационная стоимость доли в праве общей долевой собственности на указанное имущество определяется как произведение инвентаризационной стоимости имущества и соответствующей доли».

    Итак, для расчета налога нужно:

    1. Знать инвентаризационную стоимость квартиры в целом.
    2. Рассчитать инвентаризационную стоимость доли в квартире (для этого инвентаризационную стоимость всей квартиры умножают на размер доли конкретного собственника).
    3. Умножить инвентаризационную стоимость доли на ставку налога.

    Причем необходимо применять те ставки, которые установлены именно для стоимости доли, а не всей квартиры в целом. Об этом говорится, например, в письме Минфина России от 22 августа 2012 № 03-05-06-01/46.

    Пример
    В регионе, где находится квартира, действуют ставки налога при инвентаризационной стоимости доли:
    — до 300 000 руб. — 0,1 процент;
    — от 300 000 до 500 000 руб. — 0,2 процента;
    — свыше 500 000 руб. — 0,5 процента.

    Человек владеет доле в данной квартире в размере 1/3.

    Ситуация 1
    Инвентаризационная стоимость квартиры составляет 800 000 руб. Инвентаризационная стоимость доли в квартире составит:
    800 000 руб. х 1/3 = 266 667 руб.
    Сумма налога будет равна:
    266 667 руб. х 0,1% = 267 руб.

    Ситуация 2
    Инвентаризационная стоимость квартиры составляет 1 200 000 руб. Инвентаризационная стоимость доли в квартире составит:
    1 200 000 руб. х 1/3 = 400 000 руб.
    Сумма налога будет равна:
    400 000 руб. х 0,2% = 800 руб.

    Ситуация 3
    Инвентаризационная стоимость квартиры составляет 1 900 000 руб. Инвентаризационная стоимость доли в квартире составит:
    1 900 000 руб. х 1/3 = 633 333 руб.
    Сумма налога будет равна:
    633 333 руб. х 0,5% = 3167 руб.

    Как рассчитать налог, если квартира находится в совместной собственности без определения долей собственников. Еще одна цитата из закона:

    «В целях настоящего Закона инвентаризационная стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения и находящегося в общей совместной собственности нескольких собственников без определения долей, определяется как часть инвентаризационной стоимости указанного имущества, пропорциональная числу собственников данного имущества».

    Проще говоря, в этой ситуации предполагается, что квартира или дом находятся в равнодолевой собственности между всеми владельцами.

    Квартира находится в совместной собственности четырех человек.

    Ситуация 1
    Инвентаризационная стоимость квартиры составляет 800 000 руб. Инвентаризационная стоимость доли в квартире составит:
    800 000 руб. : 4 чел. = 200 000 руб.
    Сумма налога будет равна:
    200 000 руб. х 0,1% = 200 руб.

    Ситуация 2
    Инвентаризационная стоимость квартиры составляет 1 900 000 руб. Инвентаризационная стоимость доли в квартире составит:
    1 900 000 руб. : 4 чел. = 475 000 руб.
    Сумма налога будет равна:
    475 000 руб. х 0,2% = 950 руб.

    Ситуация 3
    Инвентаризационная стоимость квартиры составляет 2 300 000 руб. Инвентаризационная стоимость доли в квартире составит:
    2 300 000 руб. : 4 чел. = 575 000 руб.
    Сумма налога будет равна:
    575 000 руб. х 0,5% = 2875 руб.

    ____________________________________________________________________________________________________________________

    ВНИМАНИЕ!

    НЕ РАЗМЕЩАЙТЕ СВОИ ВОПРОСЫ В РАЗДЕЛЕ «КОММЕНТИРОВАТЬ». ОН ПРЕДНАЗНАЧЕН ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ ДАННОГО МАТЕРИАЛА.
    ДЛЯ ВОПРОСОВ ЕСТЬ КНОПКА «ЗАДАТЬ ВОПРОС НА САЙТ».

    ВОПРОСЫ, ЗАДАННЫЕ ЗДЕСЬ, БУДУТ БЕСПОЩАДНО УДАЛЯТЬСЯ! НАДЕЕМСЯ НА ВАШЕ ПОНИМАНИЕ

    ИНЮСТА

    юридическая фирма

    Налоги и раздел имущества

    Вы здесь

    Теги статьи:

    Одним из самых насущных вопросов, который задается нашим юристам на консультациях по семейному праву — это вопрос о налогообложении раздела имущества. Тему сложно не назвать актуальной, так как информации и судебной практики по ней практически нет. Чтобы найти решения, нужно думать и рассуждать. Тема развивается юристами по бракоразводным делам: нужно иметь достаточно большой практический материал и наработки по теме, что у адвокатов по общим вопросам, как правило, отсутствует. В результате, в Интернете можно встретить ошибочную и устаревшую информацию.

    Для удобства разобьем вопрос на отдельные подвопросы:

    Налог и раздел в целом

    А какие вообще налоги так или иначе касаются раздела? Ведь их в Налоговом кодексе несколько десятков. Должны ли супруги платить, в принципе, какие-либо налоги в связи с получением ими в результате раздела собственности на совместно нажитое имущество?

    Министерство финансов России считает, что актуальным является налог на доходы физических лиц, установленный главой 23 Налогового кодека РФ (письмо от 15 марта 2017 г. N БС-4-11/4624). Такое мнение было высказано министерством в марте 2017 года. Ранее мнение по вопросу у министерства отсутствовало, а раздел имущества государственные органы власти не интересовал в принципе. Читайте об этом в статье : За раздел нужно заплатить налог 13%. Нововведение Минфина РФ по соглашениям об имуществе.

    Вкратце утверждение чиновников сводится к следующему. Когда раздел имущества – квартиры и иной недвижимости, осуществляется бывшими супругами, то есть после развода, и делается это без суда через заключение соглашения о разделе имущества, то в некоторых случаях может возникнуть налоговая база. В частности, если имущество делится не поровну. Например, если по соглашению супружеская квартира переходит в собственность только бывшей супруге, а другой при этом ничего не получает, половина от стоимости квартиры будет налоговой базой и бывшая жена должна заплатить с этой суммы 13 %, ибо это будет являться ее доходом.

    Таким образом, по мнению чиновников, налогом на доходы физических лиц облагается та часть имущества, которая по соглашению о разделе имущества передается бывшему супругу и которая превышает половину от делимого.

    Еще один налог касается раздела имущества супругов, как до развода, так и после расторжения брака – это государственная пошлина, регулируемая главой 25.3 НК РФ. Правда, и его следует назвать условным, поскольку он уплачивается в связи с обращением в суд с иском о разделе имущества или в связи с регистрационными действиями Росреестра.

    Таким образом, так или иначе, раздел имущества мужа и жены касается только одни налог – НДФЛ.

    Налогооблагаемые сделки супругов

    Как мы указали выше, интерес у налоговых органов могут вызвать только соглашения о разделе имущества, заключаемые после расторжения брака. Если сделка заключается до развода, делить поровну не обязательно. Стоит добавить, что, во избежание рисков, исполнение сделки тоже следует провести до прекращения брака. Если заключается несколько соглашений, нужно обусловить их взаимосвязь.

    Налог на имущество организаций: изменения 2020 года и отражение в «1С:Бухгалтерии 8»

    В порядок исчисления налога на имущество организаций в очередной раз внесены изменения. Федеральным законом от 03.08.2020 № 302-ФЗ движимое имущество полностью исключается из объекта налогообложения, а Федеральным законом от 03.08.2020 № 334-ФЗ установлено, что изменение кадастровой стоимости в течение года в определенных случаях будет учитываться при расчете налога. Указанные новации вступают в силу с 2020 года и поддерживаются в актуальных версиях «1С:Бухгалтерии 8» редакции 3.0. На что обратить внимание при учете налога на имущество организаций в программе по новым правилам? Рассказывают эксперты 1С.

    Отмена налога на движимое имущество

    Федеральный закон от 03.08.2020 № 302-ФЗ внес изменения в главу 30 НК РФ, согласно которым устанавливается, что с 01.01.2020 налогом облагается только недвижимое имущество организаций (п. 1 ст. 374 НК РФ). В целях определения налогооблагаемой базы по налогу, как и сейчас, критерии отнесения имущества к недвижимому (движимому) являются крайне важными.

    Что такое недвижимое имущество

    Исходя из пункта 1 статьи 130 ГК РФ, к недвижимому имуществу относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе:

  • здания, сооружения, объекты незавершенного строительства;
  • жилые и нежилые помещения;
  • предназначенные для размещения транспортных средств части зданий или сооружений (машино-места), если границы таких помещений, частей зданий или сооружений описаны в установленном порядке.
  • К недвижимым вещам также относятся объекты, подлежащие государственной регистрации: воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания. Гражданский кодекс РФ допускает отнесение к недвижимым вещам и иного имущества, если это определено законом (например, космические объекты).

    Согласно пункту 1 статьи 131 ГК РФ и в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» вещные права на объекты недвижимости подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН). При этом отсутствие записи в ЕГРН не является основанием для освобождения имущества от налогообложения.

    Для подтверждения наличия оснований отнесения объекта имущества к недвижимости ФНС России рекомендует налоговым органам устанавливать следующие обстоятельства (письмо от 02.08.2020 № БС-4-21/[email protected]):

    • наличие записи об объекте в ЕГРН;
    • при отсутствии сведений в ЕГРН — наличие оснований, подтверждающих прочную связь объекта с землей и невозможность перемещения объекта без несоразмерного ущерба его назначению. Например, для объектов капитального строительства это могут быть документы технического учета или технической инвентаризации объекта в качестве недвижимости; разрешения на строительство и (или) ввод в эксплуатацию; проектная или иная документация на создание объекта и (или) о его характеристиках.
    • В письме от 01.10.2020 № БС-4-21/[email protected] ФНС России также приводит критерии разграничения имущества на движимое и недвижимое.

      Недвижимое имущество в «1С:Бухгалтерии 8»

      В прежних версиях программы «1С:Бухгалтерия 8» признак отнесения объектов основных средств (ОС) к движимому (недвижимому) имуществу определялся значением реквизита Группа учета ОС. Значение данного реквизита выбирается из предопределенного списка и указывается в карточке основного средства.

      Так, к объектам недвижимости автоматически относились объекты, если в поле Группа учета ОС, указывалось одно из значений:

    • Здания;
    • Сооружения;
    • Многолетние насаждения;
    • Земельные участки;
    • Объекты природопользования;
    • Прочие объекты, требующие государственной регистрации, относимые статьей 130 ГК РФ к недвижимости.
    • Соответственно, не относились к объектам недвижимости объекты, если реквизит Группа учета ОС принимал одно из значений:

    • Машины и оборудование (кроме офисного);
    • Офисное оборудование;
    • Транспортные средства;
    • Производственный и хозяйственный инвентарь;
    • Рабочий скот;
    • Продуктивный скот;
    • Другие виды основных средств.
    • При этом на практике возникали ситуации, когда требовалось менять группу, чтобы налог на имущество исчислялся корректно. Например, сооружения типа строительных бытовок (которые не имеют прочной связи с землей и не соответствуют критериям недвижимого имущества) приходилось указывать в группе Другие виды основных средств. А некоторые транспортные средства, например морские суда, следовало указывать в группе Прочие объекты, требующие государственной регистрации, относимые статьей 130 ГК РФ к недвижимости.

      Между тем, реквизит Группа учета ОС используется в программе не только для целей налогового учета по налогу на имущество организаций. При заполнении бухгалтерской отчетности также широко используется распределение основных средств по группам (например, Здания, Земельные участки, Транспортные средства и т. д.), поэтому пользователям не всегда удобна «переквалификация» основных средств в другие группы.

      Начиная с версии 3.0.66 в «1С:Бухгалтерии 8» признак недвижимого имущества указывается в явном виде с помощью одноименного флага в карточке основного средства (рис. 1).

      Рис. 1. Признак недвижимого имущества в карточке основного средства

      При переходе на версию 3.0.66 в справочнике Основные средства флаги по умолчанию устанавливаются для тех групп, которые относились к недвижимому имуществу в соответствии с прежним алгоритмом (Здания; Сооружения; Многолетние насаждения; Земельные участки; Объекты природопользования; Прочие объекты, требующие государственной регистрации, относимые статьей 130 ГК РФ к недвижимости).

      При создании нового объекта ОС флаг по умолчанию также проставляется в соответствии с группой, после чего пользователь может снять или установить флаг в зависимости от характеристик конкретного имущества.

      Независимо от установленного флага, по-прежнему не будут признаваться объектами налогообложения Земельные участки и Объекты природопользования (п. 4. ст. 374 НК РФ).

      Расчет и начисление налога на имущество в программе выполняется автоматически с помощью регламентной операции за декабрь Расчет налога на имущество, входящей в обработку Закрытие месяца. Если в регистре Порядок уплаты налогов на местах имеются записи, где указано, что по налогу на имущество уплачиваются авансовые платежи, то в перечень операций закрытия месяца за март, июнь и сентябрь также добавляется операция Расчет налога на имущество.

      Изменение кадастровой стоимости

      В отношении отдельных видов недвижимого имущества налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как его кадастровая стоимость (п. 2 ст. 375, ст. 378.2 НК РФ).

      По общему правилу кадастровая стоимость должна быть определена на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Изменение кадастровой стоимости в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы. Исключения составляют ситуации, когда кадастровая стоимость меняется вследствие исправления ошибок, а также по решению комиссии по рассмотрению споров или по решению суда. Но и в этих случаях кадастровая стоимость пересчитывается с начала налогового периода (налоговых периодов) (п. 15 ст. 378.2 НК РФ).

      При этом если право собственности на объект недвижимости у налогоплательщика возникало (прерывалось) в течение года, то налог на имущество (авансовый платеж) по кадастровой стоимости нужно определять с учетом поправочного коэффициента (далее — коэффициент владения Кв). Определяется он как отношение количества полных месяцев, в течение которых данные объекты находились в собственности налогоплательщика, к количеству месяцев в налоговом (отчетном) периоде. Полным месяцем считается (п. 5 ст. 382 НК РФ):

    • месяц регистрации права собственности на объект, если возникновение права собственности произошло до 15 числа соответствующего месяца включительно;
    • месяц прекращения права собственности на объект, если прекращение указанного права произошло после 15 числа соответствующего месяца.
    • Неполный месяц в расчете коэффициента владения не учитывается.

      В соответствии с Федеральным законом от 03.08.2020 № 334-ФЗ пункт 15 статьи 378.2 НК РФ дополнен положением о том, что изменение кадастровой стоимости объекта недвижимости учитывается при определении налоговой базы, если изменяются качественные и (или) количественные характеристики данного объекта налогообложения (например, площадь или назначение). Учитывается указанное изменение со дня внесения в ЕГРН сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости.

      За налоговый (отчетный) период, в котором произошло изменение кадастровой стоимости вследствие изменений качественных и (или) количественных характеристик объекта недвижимости, налог (авансовый платеж) по данному объекту нужно рассчитывать с учетом поправочного коэффициента (новый пункт 5.1 статьи 382 НК РФ, введен Законом № 334-ФЗ). Поправочный коэффициент (далее — коэффициент использования Ки) рассчитывается точно так же, как и коэффициент владения (Кв) в порядке, аналогичном установленному пунктом 5 статьи 382 НК РФ.

      Новые правила нужно применять с расчета налога (авансового платежа) за 2020 год.

      Для объектов недвижимого имущества, налоговой базой в отношении которых признается кадастровая стоимость, предназначен Раздел 3 Налогового расчета (Декларации) по налогу на имущество. В «1С:Бухгалтерии 8» (ред. 3.0) Раздел 3 заполняется автоматически на основании записей регистра сведений Налог на имущество: объекты с особым порядком налогообложения (раздел Главное — Налоги и отчеты — Налог на имущество — Объекты с особым порядком налогообложения).

      С 2020 года при изменении кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая учитывается при расчете налога на имущество, следует ввести новую запись в регистр Регистрация земельного участка, где отразить новую кадастровую стоимость и дату внесения изменения в ЕГРН.

      Декларация по налогу на имущество

      Действующие формы отчетности по налогу на имущество организаций утверждены приказом ФНС России от 31.03.2017 № ММВ-7-21/[email protected]

      В связи с выводом движимого имущества из-под налогообложения у ряда организаций (а в первую очередь это касается субъектов малого предпринимательства) отпадет необходимость в представлении отчетности по налогу на имущество организаций. Контролирующие органы неоднократно высказывали мнение, что при отсутствии имущества, признаваемого объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 НК РФ, у организации не возникает обязанность по представлению в налоговый орган декларации, в том числе декларации по налогу на имущество организаций (см., например, письмо Минфина России от 28.02.2013 № 03-02-08/5904).

      Отметим, что в налоговую декларацию (в налоговый расчет по авансовому платежу) по налогу на имущество организаций планируется внести изменения. Проект соответствующего приказа ФНС России размещен на сайте . Предполагается, что изменения вступят в силу, начиная с отчетности за I квартал 2020 года.

      Изменения в Разделе 2.1

      Поскольку отчетность с 2020 года будет формироваться только в отношении недвижимого имущества, наименование Раздела 2 уточнено: «Определение налоговой базы и исчисление суммы налога в отношении подлежащего налогообложению недвижимого имущества российских организаций и иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства».

      В свою очередь, в Раздел 2.1 внесены следующие основные изменения:

    • добавлен код номера объекта для кадастрового номера, условного номера, инвентарного номера объекта недвижимого имущества, которому присвоен адрес и которому не присвоен адрес;
    • добавлены графы для указания адреса недвижимости в формате Федеральной информационной адресной системы (ФИАС).
    • Изменения в Разделе 3

      В Раздел 3 декларации внесены следующие основные изменения (рис. 2):

    • добавлен код вида сведений об объекте, в отношении которого заполняется Раздел 3. Благодаря коду вида сведений для помещения (гаража или машино-места) теперь достаточно указать кадастровый номер, а кадастровый номер здания (строения, сооружения), куда входит данное помещение (гараж или машино-место), указывать не надо;
    • помимо коэффициента владения Кв добавлена строка для указания коэффициента использования (Ки). Коэффициенты Кв и Ки указываются в десятичной дроби с точностью до десятитысячных долей.
    • Рис. 2. Проект Раздела 3 декларации по налогу на имущество

      Помимо форм декларации и расчета по налогу на имущество изменятся и форматы их представления в электронном виде.

      В «1С:Предприятии 8» обновленные формы и форматы расчета и декларации по налогу на имущество будут реализованы после утверждения налоговым ведомством соответствующего приказа с выходом очередных версий. О сроках см. в «Мониторинге изменений законодательства» .

      1С:ИТС

      Подробнее о начислении и уплате налога на имущество организаций см. в справочнике «Налог на имущество организаций» раздела «Налоги и взносы».

      Налог на недвижимость станет меньше?

      В Госдуме создана рабочая группа, которая унифицирует правила кадастровой оценки

      Фото: РИА Новости/Леся Полякова

      С 1 января 2017 года налог на недвижимость в России стал рассчитываться по-новому — исходя из кадастровой стоимости объекта. Предполагалось, что кадастровая стоимость помещения будет максимально приближена к рыночной цене. Однако нередки оказались случаи, когда стоимость была намного выше: то «однушку» оценят, как дворец, то дачный летний домик превратят по цене в коттедж со всеми удобствами. В результате «платёжки» россиян заметно выросли. Теперь сделать имущественный налог справедливым намерены в специально созданной в Государственной Думе рабочей группе. Как именно? Об этом депутаты рассказали в пресс-центре «Парламентской газеты».

      Честный сбор обеспечат математические расчёты

      По данным Росреестра, с госоценкой недвижимости не согласны более 35 тысяч граждан — они ожидают пересмотра кадастровой оценки своего имущества. При этом почти половина споров решается в пользу заявителя — то есть к качеству проводимой оценки есть вопросы.

      Налоги на недвижимость: сколько и как платить в 2017-м

      «Эта проблема охватила всех — и физических лиц, и юридических лиц, и сельхозпредприятия. Впервые сложилась ситуация, при которой кадастровая стоимость земли превышает рыночную, причём многократно», — описал ситуацию председатель Рабочей группы по совершенствованию законодательства в сфере кадастровой оценки глава Комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Сергей Жигарев (ЛДПР). От кадастровой стоимости, в частности, рассчитывается налог на объекты недвижимости, определяется размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, и цены продажи таких земельных участков.

      «С учётом того, что данный налог был отдан регионам и делится между субъектом и муниципалитетом в пропорции 80 на 20, понятно, то губернаторы таким образом хотят пополнить местный бюджет, — пояснил Жигарев. — На остающиеся муниципалитетам 20 процентов они не могут нормально развивать свои территории, к тому же с неадекватно высоким сбором за землю никакой инвестор не придёт строить предприятия и заниматься сельхозпроизводством».

      Сергей Жигарев. Фото: Юрий Инякин / «Парламентская газета»

      Получается, что реальные инвестиции подменяются увеличением налогов на промышленные и сельскохозяйственные предприятия. При этом граждане пытаются оспорить сборы, суды завалены исками, а деньги в бюджет региона во время тяжб никто не платит. «Это приводит к репутационным потерям органов власти, — считает член Комитета Госдумы по транспорту и строительству Владимир Афонскиий («Единая Россия»). — Кадастровая оценка должна представлять адекватную стоимость земли, чтобы она была востребована у бизнеса. Так что в справедливой оценке заинтересовано и само государство».

      Владимир Афонский. Фото: Юрий Инякин / «Парламентская газета»

      Пока же субъекты совершенно по-разному оценивают свои земли — к примеру, кадастровая оценка поля, проходящего по границе Московской и Рязанской областей, может отличаться в десятки раз. Чтобы избежать этой ситуации, правила оценки должны быть унифицированы — этим и намерена заняться рабочая группа. «Решение проблемы надо выводить на федеральный уровень — нужно устанавливать общие правила, сделать математические расчёты, чтобы налог на землю стал справедливым», — подчеркнул Сергей Жигарев.

      Собственность не должна обременять

      С налогом на имущество физических лиц, исчисляемым из кадастровой оценки, ситуация не лучше. В 2017 году к 28 субъектам, перешедшим на новую схему исчисления сбора, присоединится ещё 21 регион. «Напомню, что только в Москве по состоянию на 1 декабря прошлого года новый налог оплатили лишь 46 процентов жителей, — заметил вице-президент Ассоциации «Объединение саморегулируемых организаций оценщиков» Алексей Каминский. — Сейчас же масштабы могут вырасти вдвое».

      Алексей Каминский. Фото: Юрий Инякин / «Парламентская газета»

      К 2020 году граждане будут платить налог на любой объект недвижимости в размере 1 процента от его кадастровой стоимости. Правда, повышение налоговой планки будет происходить постепенно — на 20 процентов выше каждый год, пока к 2020 году не дойдёт до 100 процентов.

      К качеству работы оценщиков (их в России 22 тысячи — прим. ред.), которые должны объявлять справедливую кадастровую стоимость объектов, тоже есть вопросы, подчеркнул первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам Сергей Катасонов (ЛДПР). Эксперты указывают на низкое качество исходных данных налоговиков — порой, платёжка может прийти на помещение, которое никогда не принадлежало гражданину. «В этом смысле наша рабочая группа должна стать медиатором между бизнесом, гражданами и властью», — отметил депутат.

      Сергей Катасонов. Фото: Юрий Инякин / «Парламентская газета»

      Несовершенным остаётся и механизм оспаривания кадастровой оценки, добавила вице-президент Международной академии ипотеки и недвижимости Ирина Радченко. Из-за завышенной кадастровой стоимости многие предприниматели вынуждены существовать на нулевом уровне рентабельности.

      «В Москве, к примеру, одно из оборонных предприятий расположено на площади 80 тысяч квадратных метров. Один из этих земельных участков имеет разрешённое использование под офисы. Из-за этого кадастровая стоимость всего объекта определена как для офисного здания: предприятию предлагается заплатить налог в 70 миллионов рублей», — рассказала эксперт.

      Владимир Блоцкий. Фото: Юрий Инякин / «Парламентская газета»

      Несоответствие кадастровой и рыночной стоимости недвижимости, как и недостоверность сведений, использованных при определении кадастровой стоимости, остаются основанием для пересмотра кадастровой цены объекта, напомнил член Совета по оценочной деятельности при Минэкономразвития Кирилл Кулаков. Чтобы оспорить госоценку недвижимости, физическое лицо может обратиться в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или в суд. А вот для юридических лиц обращение в комиссию обязательно, уточнил он.

      Ирина Радченко. Фото: Юрий Инякин / «Парламентская газета»

      Впрочем, депутаты надеются, что впоследствии при определении кадастровой стоимости будет всё меньше субъективного фактора, заявил член Комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Владимир Блоцкий (КПРФ). «Налоги должны быть адекватны экономической ситуации, а собственность — не обременять, но быть вовлечённой в оборот», — полагает парламентарий.

      Конкретные предложения по совершенствованию законодательства в сфере кадастровой оценки, имущественных налогов и оценочной деятельности члены рабочей группы озвучат на следующем заседании — оно состоится уже 24 октября.

      Налог по имуществу за 2 квартал 2020 года — расчет и уплата

      Чем определяется наличие авансов по имуществу?

      Авансовые платежи по налогу на имущество юрлиц нужно рассчитывать и уплачивать не всегда. Связано это с тем, что правила для этого налога определяет не только НК РФ, но и законы региона (ст. 372 НК РФ).

      НК РФ устанавливает:

    • круг плательщиков налога;
    • необлагаемые и освобождаемые от налогообложения объекты;
    • перечень общих льгот;
    • протяженность налогового и отчетных периодов;
    • виды налогооблагаемых баз и правила исчисления налога за налоговый и отчетные периоды;
    • максимальные величины применяемых ставок;
    • порядок и сроки сдачи отчетности.
    • О последних новшествах, связанных со льготой по налогу на имущество, причисляемое к движимому, читайте в статье «Налог на движимое имущество организаций с 2020 года».

      Регион вправе ввести:

    • дополняющие общий список льготы;
    • особенности расчета показателей для определения одной из баз (от кадастровой оценки);
    • свои значения ставок (но не выше оговоренных НК РФ);
    • порядок и сроки уплаты налога.
    Читайте так же:  Адвокат альберт погосян

    Установление порядка уплаты налога предполагает, в частности, введение или невведение в регионе отчетных периодов (п. 3 ст. 379 НК РФ). То есть необходимость выполнения расчета налога на имущество за 2 квартал 2020 года будет зависеть от того, предусматривает ли такие действия закон региона. Принятие решения об их невведении имеет следствием отказ от промежуточной отчетности и от уплаты авансов.

    Однако если оговорки об отказе от отчетных периодов в законе региона нет, то придется следовать ряду правил, содержащихся в части авансов в НК РФ:

  • начислять их по окончании отчетных периодов;
  • руководствоваться в этом расчете общими принципами определения налоговых баз и оговоренными формулами исчисления от них суммы налога.
  • Из-за наличия возможности устанавливать собственные льготы, ставки и некоторые правила расчета итог расчета может существенно различаться в зависимости от региона.

    Форма отчета по авансам

    При исчислении налога все данные, необходимые для этой процедуры, заносятся в специальную форму отчета. Ее бланк утвержден приказом ФНС России от 31.03.2017 № ММВ-7-21/[email protected] (приложение № 4) и отличается от утвержденного этим же документом бланка декларации (приложение № 1), в обязательном порядке формируемой за год.

    Бланк расчета авансов является единым и применяется для составления отчета по каждому из отчетных периодов. И в частности, на нем будет формироваться расчет налога на имущество за 2 квартал 2020 года.

    ВНИМАНИЕ! За 2-й квартал 2020 года применяется форма в редакции от 04.10.2020. Основное изменение — с 2020 года в расчет включают только недвижимость. Движимое имущество освобождено от налогообложения. Обновлены также контрольные соотношения к расчету.

    От бланка декларации форму расчета авансов отличают:

  • отсутствие строк для сумм, уменьшающих начисленный за год налог (авансы и платежи, осуществленные за пределами России);
  • наличие меньшего числа строк в расчете средней за период стоимости, соответствующего максимально возможному количеству месяцев, возникающих в этом расчете при авансах;
  • наличие другой даты рядом со строками, отражающими приводимые справочно данные на конец периода;
  • отсутствие в разделе с итоговыми данными расчета строк для указания суммы, исчисляемой к возмещению.
  • Читайте так же:  В каких случаях стаж считается непрерывным

    Соответственно, существуют и разные правила заполнения этих документов. Утверждены они тем жеприказом № ММВ-7-21/[email protected], но изложены в разных его приложениях (№ 3 — для декларации, № 6 — для расчета по авансам).

    Указываем продолжительность отчетного периода

    НК РФ (п. 2 ст. 379) разделяет длительность отчетных периодов по налогу, ставя их в зависимость от вида налогооблагаемой базы:

  • для средней стоимости, определяемой нарастающим итогом, они завершаются ежеквартально, но отсчитываются с начала года;
  • для кадастровой оценки, которая имеет фиксированную величину, они равны по протяженности кварталу.
  • При этом даты окончания каждой очередной пары очередных периодов совпадают. Например, 30.06.2020 завершится как полугодовой период для авансов, рассчитываемых от средней стоимости, так и равный кварталу для авансов на имущество за 2 квартал 2020 года по кадастровой оценке. Это позволяет формировать отчетность по ним на одну дату. В силу последнего обстоятельства расчеты, осуществляемые по двум разным базам, сведены в единый отчет.

    Какой же следует указать отчетный период на титульном листе этого общего отчета при таких различиях в оценке их продолжительности? Коды периодов, подлежащие отражению в отчете, приведены в приложении № 1 к порядку заполнения расчета по авансам (приложение № 6 к приказу ФНС России № ММВ-7-21/[email protected]) и соответствуют периодам, определяемым нарастающим итогом. То есть даже если отчет будет содержать данные об исчислении налога только от кадастровой оценки, период всё равно придется указать равным отсчитанному с начала года, и в этом случае расчет по имуществу за 2 квартал 2020 года будет иметь указание на полугодовой период отчетности, то есть код 17.

    В силу такой особенности, говоря о периоде составления отчета, правильно называть его продолжительность, отсчитываемую от начала года. Хотя фактически в нем — вне зависимости от вида базы — в каждом из основных разделов считается сумма налога, подлежащая уплате за последний квартал этого соответствующего периода (п. 4 ст. 382 НК РФ). То есть даже при исчислении, например, аванса по имуществу за 2 квартал 2020 года от средней за период стоимости, из формулы расчета следует, что база, взятая за полугодие, приравнивается к ее годовой сумме и делится на 4, чтобы соответствовать величине, приходящейся на квартал.

    Исчисление авансов от средней стоимости

    Для получения величины средней за период стоимости имущества нужно по учетным данным установить общую остаточную стоимость основных средств на первые числа всех месяцев, входящих в отчетный период, и месяца, следующего за этим периодом, исключив из нее стоимость как не облагаемых налогом объектов, так и облагаемых от другой стоимости или по иной ставке. Деление общей суммы этих значений на количество дат, на которые они должны быть взяты, даст искомое значение средней за период стоимости.

    О правилах расчета остаточной стоимости читайте в материале «Как определить остаточную стоимость основных средств».

    То есть чтобы рассчитать налог на имущество за 2 квартал, нужно определить 7 значений остаточной стоимости имущества, попадающего под налог, сложить их и поделить на 7. Отсутствие данных по стоимости на какую-либо из дат не исключает слагаемое, имеющее значение суммы, равное нулю, из формулы расчета.

    Причитающийся к перечислению в бюджет за отчетный период налог будет получен умножением базы на ставку и делением этого результата на 4. Его величина может быть снижена, если такое прямое уменьшение суммы налога установлено законом региона в качестве одной из льгот.

    Как рассчитать аванс от кадастровой оценки?

    Расчет суммы аванса от кадастровой оценки осуществляется по той же самой формуле (база умножается на ставку и делится на 4 — подп. 1 п. 12 ст. 378.2 НК РФ), однако базу при этом необходимо определить по-иному. Она каждый раз высчитывается пообъектно и будет равна стоимости объекта, установленной на начало года. Если объект получен или выбыл в течение года, то к базе применяют коэффициент, учитывающий число полных месяцев принадлежности налогоплательщику. Полным будет считаться и тот неполный месяц, в котором дни владения составляют больше половины его протяженности (п. 5 ст. 382).

    На величину базы могут влиять:

  • льготы, введенные в регионе;
  • долевое владение объектом;
  • принадлежность объекта к двум и более регионам.
  • Налог по объектам, не получившим кадастровую оценку на начало года, начисляется от средней за отчетный период стоимости (подп. 2 п. 12 ст. 378.2). А вот обратный шаг (включение в базу от средней за период стоимости объекта, уже получившего все основания для обложения на основании кадастровой оценки) невозможен (п. 2 ст. 378.2 НК РФ), если только объект не должен облагаться по этой стоимости в силу принадлежности иностранной организации.

    К конечному результату расчета также может быть применено прямое уменьшение его суммы, если это предусматривает закон региона.

    Подробнее см. здесь.

    Сроки для отчетности и платежей по авансам

    В части сроков НК РФ четко разграничивает два понятия:

  • представление отчетности, для которой он устанавливает необходимые даты;
  • оплата налога, когда крайние даты этих событий остаются на усмотрение регионов.
  • То есть сроки уплаты при сравнении по этому показателю регионов могут сильно различаться.

    О том, как могут устанавливаться сроки для платежей по налогу, читайте в этой статье.

    А для сроков отчетности даты прописаны непосредственно в НК РФ (пп. 2, 3 ст. 386):

  • декларацию надо подать не позже 30 марта года, идущего за закончившимся годом;
  • расчет аванса сдается в течение 30 календарных дней с даты завершения очередного отчетного периода.
  • То есть срок отчета по авансам за 2 квартал 2020 года истечет 30.07.2020.

    Итоги

    Ответ на вопрос о том, будут ли в регионе платиться авансы по налогу на имущество, зависит от решения, принятого этим регионом. Несмотря на существование общих правил расчета налоговой базы, конечный результат этого процесса может существенно различаться из-за введения регионами своих льгот, дифференцирования ставок и нюансов определения базы от кадастровой оценки. Разными будут и сроки уплаты налога, притом что конечные даты для подачи отчетности (как промежуточной, так и итоговой годовой) установлены едиными.

    ВС РФ запретил налоговикам доначислять на оборудование налог на имущество

    Верховный Суд РФ отменил решения налоговых органов и судов, которые посчитали установленное в цехе оборудование частью производственного здания и доначислили налог на имущество организаций.

    Налоговые органы признали частью единого объекта недвижимости (цеха) установленные в здании цеха трансформаторную подстанцию, производственные линии, транспортеры и автоматическую систему защиты от пожаров и пылевых взрывов.

    ВС РФ в своем определении от 12.07.2020 № 307-ЭС19-5241 поддержал налогоплательщика, который посчитал перечисленные объекты оборудованием и применил к ним освобождение от налога, предусмотренное пунктом 25 статьи 381 НК РФ для движимого имущества.

    Суд указал, что определенность при взимании налога на имущество организаций обеспечивается за счет использования установленных в бухучете формализованных критериев признания имущества налогоплательщика (движимого и недвижимого) в качестве соответствующих объектов основных средств.

    При этом в отношении объектов основных средств, принятых на учет с 01.01.2013 в качестве движимого имущества, установлено освобождение от уплаты налога.

    Суд напоминает, что правила формирования в бухучете информации об основных средствах организации установлены ПБУ 6/01 «Учет основных средств» ПБУ 6/01. Данное положение выделяет рабочие, силовые машины и оборудование в отдельный вид ОС, подлежащих учету, отличного от зданий и сооружений. При этом основой классификации ОС в бухучете выступает Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013- 2014 (СНС 2008) и ранее действовавший классификатор ОК 013-94.

    Согласно данным классификаторам, оборудование не относится к зданиям и сооружениям, формируя самостоятельную группу основных средств, за исключением прямо предусмотренных в классификаторах случаев, когда отдельные объекты признаются неотъемлемой частью зданий и включаются в их состав (например, коммуникации внутри зданий, необходимые для их эксплуатации; оборудование встроенных котельных установок, водо-, газо- и теплопроводные устройства, а также устройства канализации). Из этих классификаторов также следует, что оборудование для осуществления процесса производства путем выполнения тех или иных технических функций, связанных с изменением предмета труда, в том числе, установленное на фундаменте, по общему правилу не классифицируется в качестве сооружений. Данное оборудование подлежит классификации в соответствующих группировках машин и оборудования.

    Учитывая изложенное, машины и оборудование, приобретенные как объекты движимого имущества, учитываются в бухучете отдельно от зданий и сооружений в качестве самостоятельных инвентарных объектов, и согласно пункту 1 статьи 374 НК РФ подлежат налогообложению в таком качестве.

    Это значит, что по общему правилу к машинам и оборудованию, выступавших движимым имуществом при их приобретении и правомерно принятым на учет в качестве отдельных инвентарных объектов, применимо освобождение от налога на имущество (предусмотренное подпунктом 8 пункта 4 статьи 374 и пунктом 25 статьи 381 НК РФ).

    Суд при этом признал, что в ходе налоговой проверки инспекторы могут выявить искусственное разделение в бухучете единого объекта основных средств, выступающего недвижимым объектом (зданием или сооружением) и доначислить налог на имущество. Однако подобные решения должны быть основаны на объективных критериях, соблюдение которых являлось бы ясным любому разумному налогоплательщику при принятии объекта основных средств к учету.

    Так, в частности, сам по себе факт монтажа оборудования в специально возведенном для его эксплуатации здании, в том числе, если последующий демонтаж и перемещение оборудования потребуют несения дополнительных затрат и частичной ликвидации здания, не означает, что назначением оборудования становится обслуживание здания.

    По мнению судей, отнесение объектов к недвижимости или движимому имущество не должно зависеть от оценочных суждений экспертов и приводить к постановке в неравное положение налогоплательщиков, осуществивших инвестиции в обновление производственного оборудования в зависимости от особенностей монтажа и эксплуатации этих объектов.

    Например, если климатические условия места производства требуют расположения оборудования в здании для обеспечения его нормальной эксплуатации, то это не должно приводить к отнесению этого оборудования для целей налогообложения к составной части здания.

    ВС РФ в своем определении не только отменил налоговые доначисления но и предписал судам учитывать изложенную в определении правовую позицию.

    Напомним, из-за разных подходов к налогообложению движимого имущества и недвижимости споры с налогоплательщиками об отнесении объектов к тому или иному виду часто доходят до суда. Кроме того, с 1 января 2020 года движимое имущество полностью исключено из объектов налогообложения, и налог уплачивается только в отношении недвижимости. Это изменение только усилило актуальность данной темы.

    Новое определение Верховного Суда РФ поставило точку в одном и споров об отнесении оборудования к движимому имуществу. Позиция судей ВС РФ поможет организациям избежать неправомерных налоговых доначислений и сэкономит бизнесу миллиарды рублей.