Налог киргизии

Зарплата и налоги в Киргизии

Киргизия является одной из стран, которые ранее входили в Союз Советских Социалистических Республик. На сегодня это государство признано одним из самых бедных среди стран бывшего СССР. Об этом свидетельствуют зарплаты, пенсии, уровень жизни Киргизии и уровень внутреннего валового продукта страны.

Хотя Киргизия и весьма красивая страна с интересными национальными традициями, уникальной природой и колоритом, посещать её иностранцы не особо спешат. Хотя россиянам, например, виза для въезда в Киргизию не нужна.

Из-за дефицита туристов, замедления развития промышленности страна перестала быть привлекательной для иностранных граждан. С каждым годом всё больше киргизов уезжают из своего родного государства в иностранные республики с целью трудоустройства и заработка денег.

Показатели окладов

Киргизская Республика стоит на последнем месте по развитию среди стран бывшего СССР. Средняя зарплата в этой республике не превышает 220 долларов, в то время как в соседней России этот показатель уже давно превысил отметку в 900 долларов. Если сравнить Казахстан и Киргизскую Республику, то можно сказать, что средний месячный оклад гражданина Казахстана превышает на 480 долларов среднюю месячную зарплату киргиза.

Согласно данным Национального Статистического Комитета Киргизской Республики средний месячный оклад напрямую зависит от области. Так, в более крупных городах, включая Бишкек, средний оклад равен 16 тысячам сом (сом – национальная валюта Киргизии). В более отдалённых городах этот показатель равен 12 тысячам. Напомним, что одна тысяча сом равняется в 2020 году 850 рублям. В переводе на доллар эта сумма будет равняться 14,6 доллара.

Прожиточный минимум в этом государстве останавливается на отметке в 5396 сом, или 78,8 доллара.

Минимальный оклад киргизов равен 940 сом. В 2020 году этот показатель планируют поднять до 1140 сом (17 долларов).

Можно заметить, что прожиточный минимум в несколько раз больше минимальной зарплаты резидента Киргизской Республики. Эту проблему стараются решить за счёт увеличения заработных плат. Но, по словам представителей правительства республики, на сегодняшний момент это крайне сложно осуществить из-за коррупции и выдачи зарплат в конвертах.

Если человек получает зарплату в конвертах, он не отчисляет в государственный бюджет Киргизии налоговые платежи, поэтому и покрывать разницу между минимальным прожиточным минимумом и минимальным окладом не из чего.

Согласно обещаниям правительства, средний оклад Киргизской Республики в 2020 году должен подняться до 17242 сом. А прожиточный минимум поднимется до 5878 сом.

Рынок в Бишкеке

Размер оклада по профессиям

В Киргизии есть, конечно, как высокооплачиваемые специальности, так и низкооплачиваемые. Люди с хорошим образованием всегда найдут работу в Бишкеке и других городах Киргизии.

  1. Финансист, экономист, сотрудник банковской сферы. В 2017 году представители этих профессий в среднем получали по 28500 сом. Максимальная заработная плата таких специалистов достигает отметки в 90 тысяч.
  2. Программисты в этой стране в среднем получают 24700 сом. Максимальная заработная плата у них 120 тысяч.
  3. Сотрудники тепловой, газовой, электрической сферы получают по 21 тысяче сом.
  4. Технические специальности. Сотрудники этой области могут рассчитывать на плату в размере 25 тысяч сом. Максимальная заработная палата таких сотрудников достигает отметки в 50 тысяч.
  5. Бухгалтер получает в пределах от 25 до 82 тысяч сом.
  6. Риелторы, специалисты по недвижимости зарабатывают в среднем от 21 до 85 тысяч.
  7. Маркетологи ежемесячно получают оклад в 30 тысяч сом.
  8. Шеф-повара являются весьма востребованными на территории Киргизкой Республики. Их плата варьируется от рабочего графика, опыта работы и направленности. В среднем опытные шеф-повара получают не менее 40 тысяч в месяц.
  9. Кафе «Таксим», Бишкек

    Самые низкие оклады получают работники сельского хозяйства и сотрудники сферы искусства. Зачастую их заработная плата не превышает 3 тысяч сом.

    Ранее в Киргизской Республике самыми престижными профессиями считались врач и учитель. Но сегодня в связи с низкими окладами эти специальности утратили свою популярность. Врач в этой республике получает в среднем 1700 сом в месяц, а зарплата учителя равна 3-3,5 тысячам сом.

    Налоговая система

    Несмотря на то что Киргизия является одной из самых неразвитых стран мира, налоги в стране весьма высоки. Система налогообложения в этой республике вводилась ещё в 1992 году. С того времени не раз вносились поправки.

    В связи с низкими зарплатами граждане Кыргызстана не особо изъявляют желание платить налоги в государственный бюджет. С целью устранения дефицита государственного бюджета с 2005 года ставки налогов были подняты. Согласно данным НацСтаткома теневая экономика равняется более 25 процентам.

    В этой стране различают два вида налогов: общегосударственные и местные.

    К общегосударственным налоговым платежам в 2020 году относят:

    1. Подоходный. Налоговая ставка подоходного налога исчисляется исходя из получаемой заработной платы:
      • Если оклад выше пятидесятикратного минимального оклада, то резидент платит 20 процентов.
      • Если же оклад менее вышеуказанной суммы, то гражданину потребуется заплатить всего 10% от своего дохода.
      • Налог на прибыль. Этот налог обязаны платить все юридические лица. Налоговая ставка равняется 10 процентам. Если резидент Киргизской Республики получает дивиденды, то он платит всего 10%, а если его прибыль зависит от процентного соотношения, то налоговая ставка опускается до 5 процентов. Юридические лица, которые являются инвалидами 1 и 2 группы освобождаются от уплаты сбора.
      • Налог на добавленную стоимость (НДС). Это один из главных налогов для киргизского государственного бюджета. Он составляет почти половину государственной казны. Налоговая ставка по этому налогу равна 20 процентам. Стоит заметить, что НДС не платится при экспорте товара. Исключение касается лишь экспорта золота.
      • Акцизный налог.
      • Земельный.
      • Налог на использование автомобильных дорог.
      • Среди местных налоговых платежей различают:

        • рекламный;
        • налог на проведение различных мероприятий вроде выставок, ярмарок и т. п.;
        • налог за парковку;
        • за использование атрибутов местной символики;
        • гостиничный;
        • транспортный налог. Размер сбора напрямую зависит от типа автомобиля и объёма двигателя. Так, владельцы машин с объёмом двигателя более 2 тысяч сом обязаны платить ежегодно по 30 долларов.
        • В этой республике действует и налог на недвижимость. Налоговая ставка варьируется от 0,35 до 1% в зависимости от группы недвижимости.

          1. Жилые дома и квартиры. Ставка сбора равняется 0,35% от общей стоимости недвижимости.
          2. Административные помещения, пансионаты. Налог – 1 процент.
          3. Временные помещения. Налоговый сбор в размере 1 процента.
          4. Работодателями отдельно оплачиваются налоговые сборы в пенсионный фонд, фонд занятости, фонд медицинского страхования.

            Ставка три процента

            По словам заместителя главы ведомства Дастана Кадырова, в случае одобрения данной инициативы «начнут открываться площадки для международной торговли и будут созданы хорошие условия для выхода местных предпринимателей на международные рынки, а налоговая нагрузка уменьшится почти в шесть раз».

            Законопроект, как пояснили в минэкономики КР, был разработан в рамках Среднесрочной программы фискальной политики на 2020-го 21 годы. Одна из целей документа — совершенствование нормативно-правовой базы по обязательным платежам, которое в итоге выровняет налоговую нагрузку на предпринимателей в разных отраслях экономики в стране и позволит плательщикам выполнять свои обязательства с наименьшими временными и трудовыми затратами.

            Ранее кабинет министров Киргизии в целях стимулирования инвестиционной деятельности и поддержки промышленных инновационных предприятий утвердил список так называемых преференциальных населенных пунктов (ПНП) в республике, в которых инвесторов будут освобождать от уплаты четырех налогов — с продаж, на прибыль, земельного и на недвижимость.

            В число ПНП вошли все айыльные аймаки (сельсоветы), получающие трансферты из республиканского бюджета, и 30 городов страны, в том числе Каракол, Нарын, Кара-Балта, Талас, Баткен, Кадамжай, Джалал-Абад, Чолпон-Ата, Орловка.

            — Решение о предоставлении льгот по налогам в пределах территории конкретного населенного пункта принимается на основе инвестсоглашения, заключенного органами местного самоуправления с инвесторами, осуществляющими вложения в новые промышленные предприятия, которые прошли госрегистрацию после первого января 2020 года, — говорится в постановлении кабинета министров.

            Кроме того, в конце 2020-го министерство экономики отозвало законопроект о повышении в два раза налога с продаж. Это произошло после того, как президент КР Сооронбай Жээнбеков встретился с представителями деловых кругов республики, выслушал их жалобы, предложения и пообещал оказывать всестороннюю помощь.

            Через несколько дней после общения главы государства с предпринимателями министр экономики КР Олег Панкратов заявил, что постановления, ухудшающие положение бизнесменов Киргизии, отзовут и введут мораторий на законодательные изменения, которые затрудняют ведение бизнес-деятельности в стране.

            Кроме налога на прибыль (10 процентов), в республике организации обязаны платить такие налоги, как подоходный (10 процентов), акцизный (ставка от 35 до 5000 сомов за единицу измерения — литр, килограмм, тонна — в зависимости от вида продукции), НДС (вычисляется в соответствии с установленным порядком), налог с продаж (от одного до пяти процентов в зависимости от деятельности), земельный налог и налог на имущество.

            Сергей Пономарев, глава Ассоциации рынков КР

            Инициативу минэкономики направленную на снижение налога на прибыль для тех, кто занимается внешнеэкономической деятельностью, можно только приветствовать. Это предложение обсуждалось давно и теперь оно, наконец, воплощается в жизнь.

            Повышают ставки

            — Золотосодержащие руду и концентраты из Киргизии вывозят все добывающие компании, кроме «Кумтора», — пояснил чиновник. — Руду перерабатывают в Казахстане, Китае и Турции. Мы хотим, чтобы наше золото оставалось здесь либо возвращалось в страну.

            Зачем это нужно?

            В горнодобывающей отрасли Киргизии давно складывается странная ситуация. Ежегодно в республике добывается свыше 15 тонн золота. Драгоценный металл считается одной из основных экспортных статей КР. При этом внутренний рынок испытывает дефицит золота. Как такое возможно?

            В минэкономики объясняют это несовершенством законодательства и недостатком инвестиций. К примеру, внутренняя потребность республики в золоте оценивается ведомством и неправительственными экспертами примерно в пять тонн в год. Половина этого объема необходима местным ювелирам. Однако последние вынуждены закупать золото за рубежом, что, в конечном итоге, повышает себестоимость конечной продукции. Почему ювелиры импортируют драгоценный металл, тогда как в стране добывается сверх того, что необходимо?

            Дело в том, что непосредственно в КР перерабатывается всего около 2,5 тонны золота. Его аффинируют на предприятии госконцерна «Кыргызалтын», куда поступают слитки Доре с рудника «Кумтор». И весь этот объем затем скупает Национальный банк. Остальное государство продает за рубеж.

            Другие рудники предпочитают вывозить концентрат и руды для переработки за границу, пользуясь промышленной базой других стран. Отчасти потому, что мощностей местного аффинажного завода недостаточно, а вкладывать в строительство нового инвесторы желанием не горят.

            Верните золото назад

            — При продаже сырья добавленная стоимость меньше, — сетует начальник управления фискальной политики минэкономики КР Кубан Айдаралиев. — Поэтому мы и заинтересованы в том, чтобы золото перерабатывалось здесь. Изначально с этой целью были подготовлены поправки, которые увеличили бы пошлину на вывоз. Однако оказалось, что применить подобные нормы мы не можем, поскольку часть золота у нас реализуется на территории стран-членов ЕАЭС, в основном в Казахстане. Поэтому и решено увеличить ставки на доход от реализации золотосодержащих руд и концентратов.

            — В 2017 году сумма налогов на валовый доход золотодобывающих компаний составила более 6,5 миллиарда сомов, — утверждает начальник управления методологии Государственной налоговой службы КР Нурлан Умтулов. — 6,45 миллиарда из них поступили от «Кумтора» и только 110 миллионов — от других золотодобывающих компаний.

            По его словам, за 10 месяцев текущего года предприятия той же сферы перечислили в бюджет страны 4,83 миллиарда сомов. На долю «Кумтора» пришлось 4,4 миллиарда из указанной суммы. Остальное — от компаний, которые предпочитают вывозить золотосодержащие руды и концентраты для аффинажа за рубеж. Разница вкладов горнодобывающих предприятий в экономику огромна, что объясняется не только объемами добываемого золота, но и способом его производства.

            По этой причине, в частности, ставки на доходы «Кумтора» как основного золотодобытчика страны изменять не собираются. По крайней мере, пока. Впрочем, политика государства может измениться и по отношению к «Кумтору».

            Вновь задумались о пересмотре

            Несмотря на гарантии, полученные «Кумтором» годом ранее, правительство Киргизии вновь заявило о желании пересмотреть действующие договоренности с инвестором. Об этом, в частности, говорил премьер Мухаммедкалый Абылгазиев. По его словам, нынешнее коалиционное правительство не устраивают условия соглашения, заключенного предыдущим составом кабинета министров.

            — Мы должны усилить наши позиции, — заявил премьер. — Сейчас идут переговоры. Наши предложения переданы представителям канадской стороны. Они их изучают.

            Подробности переговоров пока неизвестны и в парламенте. «Мы ничего об этом не знаем, — утверждает законодатель Бакыт Торобаев. — Но если речь действительно идет о подписании нового договора, необходимо обсудить конкретные предложения. Например, можно было бы открыть на средства, поступающие от инвестора, фонд развития регионов. Эта структура могла бы выдавать кредиты под три процента годовых, не выше, и стать альтернативой Российско-Киргизскому фонду развития».

            Информация о новых переговорах, однако, уже успела всполошить местное бизнес-сообщество. Компания «Центерра», разрабатывающая «Кумтор», считается крупнейшим частным инвестором в республике, и нестабильная ситуация вокруг проекта наносит ущерб деловому климату, препятствуя привлечению в экономику КР новых капиталовложений. Исключением служат только компании из Китая.

            В первой половине ноября, к примеру, в Киргизии побывал замгенерального директора китайской национальной золотодобывающей корпорации «Китайское золото» Цзян Лян-Ю. Он сообщил, что до нового года компания готовится ввести в эксплуатацию обогатительную фабрику на месторождении Куру-Тегерек в Чаткальском районе Джалал-Абадской области. В его разработку компания успела вложить 10,5 миллиарда сомов и намерена увеличить инвестиции. Однако перерабатывать руду она пока стремится на территории Китая.

            Законодательство Кыргызской Республики

            База данных «Законодательство Кыргызской Республики» содержит законы, кодексы, постановления, указы, правила, инструкции и другие документы на русском языке.

            Налоговая система Кыргызстана

            Общие сведения

            Налоговые правоотношения в Кыргызской Республике регулируются Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами, принятыми на его основе. К таким актам можно отнести постановления Правительства КР, которые регулируют различные аспекты налоговых отношений, а по некоторым налогам даже устанавливают ставки.

            Общей частью Налогового кодекса КР урегулированы общие вопросы налогообложения. Так, подробно регламентирована процессуальная составляющая налоговых правоотношений, например, детально прописаны процедуры исполнения налоговых обязательств, заполнения и подачи налоговых деклараций, налогового контроля, зачета, возврата излишне уплаченных налогов и т.д. Имеются и разделы, посвященные ответственности за налоговые правонарушения, обжалованию неправомерных, по мнению заявителя, действий (бездействия) налоговых органов и их должностных лиц.

            Особенная часть целиком посвящена отдельным видам налогов и специальным налоговым режимам.

            Закон выделяет в Кыргызстане два вида налогов:

            Общегосударственные налоги

            Подоходный налог. Плательщики – физлица. Объект – экономическая (кроме предпринимательской) деятельность, приносящая доход. База – разница между годовым доходом и установленным законодательством вычетом. Налоговая ставка одна из самых низких в мире – десять процентов не зависимо от размера дохода.

            Налог на прибыль. Плательщики – юрлица и индивидуальные предприниматели. База – положительная разница между годовыми доходами и расходами. Ставка – десять процентов. С предприятий золотодобывающей отрасли налог не взимается. Для лизинговых компаний ставка составляет пять процентов.

            Налог на добавленную стоимость. Косвенный налог, плательщиками которого являются лица, осуществляющие облагаемую налогом деятельность. Налогом облагается реализация (поставка) определенных работ, услуг и товаров, а также импорт. Ставка налога – двенадцать процентов.

            Акцизный налог. Косвенный налог. Плательщики –импортеры и производители подакцизных товаров. К подакцизным киргизским законодательством традиционно отнесены: табачная и алкогольная продукция, нефтепродукты. Ставки варьируются от ста до двух тысяч сомов в зависимости от товара.

            Налог за пользование недрами. Различают две разновидности таких налогов – бонусы и роялти. Бонус – единовременный платеж за право недропользования с целью разведки, поиска, разработки месторождений. Его плательщиками являются организации (как отечественные, так и иностранные), предприниматели, имеющие право на пользование недрами. База – количество (в том числе прогнозное) ископаемых в месторождении. Ставка устанавливается Правительством в зависимости от различных факторов, к коим, например, относят ценность ресурсов, площадь месторождения, степень его изученности и т.д. Для ее определения существуют специальные таблицы. Роялти – периодические (текущие) платежи за пользование недрами. Ставка зависит от выручки, полученной от реализации добытых ресурсов, их вида и объемов добычи

            Налог с продаж. Косвенный налог. Плательщиками являются организации и предприниматели, реализующие работы, услуги и товары на территории страны. База – выручка от такой реализации. Ставка варьируется от полутора до пяти процентов в зависимости от вида деятельности.

            Местные налоги

            Налог на имущество. Плательщики – собственники и законные владельцы недвижимого имущества или транспортных средств. Облагаемая стоимость определяется, исходя из стоимости квадратного метра и месторасположения объекта. Для транспорта – из его мощности либо балансовой стоимости. Ставка зависит от назначения недвижимого имущества и от объема двигателя (для транспортного средства).

            Земельный налог. Плательщики – собственники земельных участков и землепользователи. База – площадь участка. Ставка зависит от района, в котором участок расположен, а также от его назначения.

            Также налоговым законодательством Кыргызстана предусмотрен ряд специальных налоговых режимов, таких, как

          5. обязательный и добровольный патенты
          6. единый налог
          7. налоговый контракт
          8. Данные налоговые режимы введены для упрощения налогообложения организаций и предпринимателей в установленных законом сферах деятельности, заменяют собой уплату нескольких налогов, как правило, это НДС, налог на прибыль и налог с продаж (в разных вариациях для разных режимов). Цель введения данных специальных режимов – через упрощение процедуры сбора налогов повысить их собираемость и эффективность системы налогообложения в целом, что, как следствие, благотворно сказывается на пополняемости бюджета.

            Особые налоговые режимы предусматривают ряд налоговых преференций для свободных экономических зон (их в стране четыре: «Бишкек», «Каракол», «Маймак» и «Нарын»), а также для Парка высоких технологий. Эти налоговые привилегии призваны стимулировать динамичное развитие подобных зон, способствовать притоку в них капитала.

            Заключительные положения

            Налоговое законодательство Кыргызстана можно охарактеризовать не только как современное, подробное и доступное для понимания, но и как одно из самых либеральных на пространстве всего бывшего СССР.

            Отличительной его чертой являются чрезвычайно низкие налоговые ставки по основным налогам (подоходному, на прибыль, НДС) по сравнению с аналогичными ставками у соседей и партнеров по СНГ.

            Количественная составляющая тоже не может не радовать налогоплательщиков: налогов, собираемых на территории государства, немного.

            Например, в России граждане и организации уплачивают в бюджеты различных уровней гораздо больше налогов как по количеству наименований, так и в денежном выражении.

            Такая мягкость налогового бремени, как правило, является привлекательной для развития бизнеса и иностранных инвестиций.

            Разумная налоговая нагрузка, хорошая и современная общая часть налогового законодательства, наличие нескольких вариантов упрощенных налоговых режимов, преференции для особых экономических зон свидетельствуют о заинтересованности государства в повышении эффективности работы налоговой системы, борьбе с уклонениями от уплаты налогов, привлечении в страну иностранного бизнеса.

            Статья подготовлена специалистами ООО «СоюзПравоИнформ».

            © СоюзПравоИнформ. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

            НДС при импорте товаров из Киргизии в Россию

            Где содержатся правила импорта в Россию из Киргизии?

            Ввоз товаров (импорт) на территорию РФ сопровождается начислением и уплатой НДС. Однако применяемый для этих процедур порядок может быть разным. От чего это зависит? От того, из какой именно страны осуществляется ввоз.

            В отношении правил обложения НДС страны делятся на две группы:

          9. входящие в ЕАЭС (Евразийский экономический союз) и подчиняющиеся положениям договора об этом союзе (подписан в Астане 29.05.2014);
          10. все прочие, при ввозе из которых налог начисляется согласно таможенному законодательству.
          11. Евразийский экономический союз образован пятью государствами:

          12. Россией;
          13. Арменией;
          14. Белоруссией;
          15. Казахстаном;
          16. Киргизией, вошедшей туда позже всех (в августе 2015 года).
          17. То есть импорт из Киргизии в 2020 году подчинен правилам Договора о ЕАЭС, и описание порядка начисления НДС, уплачиваемого при ввозе товаров, надо искать в нем, точнее, в приложении № 18 к этому договору.

            Особенности исчисления и уплаты налога при ввозе из ЕАЭС

            Что же отличает процедуру обложения НДС товара, ввозимого из стран ЕАЭС? Особенностей здесь несколько:

          18. Налог рассчитывается и уплачивается не в момент ввоза, а после оприходования товара у покупателя или наступления срока очередного лизингового платежа, если речь идет о предмете лизинговой сделки (п. 19 раздела III приложения № 18 к договору о ЕАЭС).
          19. Платить НДС надо не на таможне, а в налоговый орган.
          20. Расчет суммы причитающегося к уплате налога осуществляет импортер, определяя налоговую базу для него на дату принятия товара к учету или на дату платежа, указанную в договоре лизинга.
          21. Процесс расчета отражается в отчетных документах особых форм, составляемых по окончании каждого из месяцев, в которых имел место импорт. Если в каких-то месяцах ввозных операций не было, то нулевую отчетность сдавать не нужно. Однако когда импорт осуществляется в каждом месяце, то отчетность по ЕАЭС-НДС приобретает характер ежемесячной.
          22. Для уплаты налога и составления отчетности по нему установлен особый срок, отличный от срока, действующего для обычного НДС. Он соответствует 20-му числу месяца, наступающего за месяцем осуществления импорта (пп. 19, 20 раздела III приложения № 18 к Договору о ЕАЭС). Однако в части взаимодействия с ИФНС применяется правило для смещения этого срока при совпадении его с выходным днем на более позднюю дату, соответствующую ближайшему буднему дню (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).
          23. В налоговую базу для расчета ЕАЭС-НДС включается стоимость самого товара, указанная в сопроводительных документах, а также акциз (если товар подакцизный). При необходимости пересчета стоимости товара в величину, выраженную в российских рублях, курс для пересчета берется на дату принятия товара к учету (п. 14 раздела III приложения № 18 к Договору о ЕАЭС). Если цена в сопроводительных документах не указана, то базой становится учетная стоимость товара.

            Предмет договора лизинга подлежит обложению налогом по частям (по мере наступления срока осуществления лизинговых платежей, предусмотренного договором лизинга). Причем платеж, осуществляемый в инвалюте, для целей обложения налогом также пересчитывается в российские рубли по курсу, но определить этот курс следует на дату платежа, указанную в договоре лизинга, вне зависимости от того, когда и в каком именно размере на самом деле осуществлен платеж (п. 15 раздела III приложения № 18 к Договору о ЕАЭС).

            Величина применяемой для расчета налога ставки зависит от вида ввозимого товара (п. 15 раздела III приложения № 18 к Договору о ЕАЭС). Для 2020 года ее размер в России составит, соответственно, либо 20%, либо 10% (ст. 164 НК РФ).

            От обложения ЕАЭС-НДС освобождаются товары:

          24. не облагаемые НДС в соответствии со ст. 150 НК РФ (подп. 1 п. 6 ст. 72 Договора о ЕАЭС);
          25. являющиеся давальческим сырьем (п. 14 раздела III приложения № 18 к Договору о ЕАЭС);
          26. купленные у российского поставщика, но доставляемые покупателю через территорию страны ЕАЭС (письмо Минфина России от 26.02.2016 № 03-07-13/1/10895).
          27. Применение спецрежима (ЕСХН, УСН, ЕНВД, ПСН) или освобождения, предусмотренного ст. 145 НК РФ, не избавляет импортера от уплаты ввозного НДС и подачи отчетности по нему (п. 13 раздела III приложения № 18 к Договору о ЕАЭС).

            Отчетность по НДС при импорте из стран ЕАЭС

            В состав отчетности, формируемой при ввозе товаров из стран ЕАЭС, входят (п. 20 раздела III приложения № 18 к Договору о ЕАЭС):

          28. заявление о ввозе товаров, составленное по форме, утвержденной протоколом «Об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств — членов ЕАЭС…» от 11.12.2009 (приложение № 1);
          29. декларация, сформированная на бланке формы КНД 1151088, утвержденном приказом ФНС России от 27.09.2017 № СА-7-3/[email protected] (приложение № 1).
          30. Оба отчета могут быть поданы в налоговый орган как на бумаге, так и электронно. При подаче на бумаге заявление в отличие от налоговой декларации, составляемой в двух экземплярах (для ИФНС и для налогоплательщика), формируется в четырех экземплярах (подп. 1 п. 20 раздела III приложения № 18 к Договору о ЕАЭС).

            Такое количество экземпляров бумажного заявления объясняется тем, что оно предназначено:

            • для самого заявителя;
            • его поставщика — члена ЕАЭС;
            • налогового органа, перед которым отчитывается заявитель;
            • налогового органа, перед которым отчитывается поставщик.
            • То есть подав 4 экземпляра этого документа в ИФНС на бумаге, плательщик налога обратно получит всего 3 экземпляра, содержащих отметку налогового органа, из которых 2 ему надлежит отправить своему поставщику — члену ЕАЭС.

              При обнаружении ошибки в данных, внесенных в заявление, возможна подача его уточненного варианта (п. 21 раздела III приложения № 18 к Договору о ЕАЭС). Если допущенная в заявлении ошибка влечет за собой необходимость уточнения декларации, то корректируется и декларация.

              При последующем изменении стоимости товара в сторону увеличения в обоих отчетных документах (заявлении и декларации) отражается не новая стоимость, а сумма ее увеличения. Подать эти документы в ИФНС следует за тот месяц, в котором согласован факт роста стоимости (п. 24 раздела III приложения № 18 к Договору о ЕАЭС).

              Пакет обязательных документов к ЕАЭС-отчетности

              В качестве обязательной составной части отчетности по НДС Договором о ЕАЭС (подп. 2-8 п. 20 раздела III приложения № 18) предусматривается представление документов, подтверждающих факт уплаты начисленного налога и данные, попавшие в отчетность:

            • Банковские выписки или документы на уплату налога. Их можно не подавать, если у налогоплательщика имеется переплата по ЕАЭС-НДС.
            • Товаросопроводительные документы. Они могут отсутствовать в случае, когда оформление их продавцом не предусмотрено по законодательству его государства.
            • Счета-фактуры. Они нужны, если продавец их выписывает согласно законодательству своей страны.
            • Договор поставки (лизинга, товарного кредита, изготовления продукции, переработки).
            • Информационное сообщение, оформляемое в случае участия в процедуре импорта трех сторон (при транзитных операциях или посреднических сделках). В него включаются сведения о третьем лице сделки (его идентификационный номер, наименование, место нахождения, реквизиты заключенного с ним договора, номер и дата спецификации). Не является обязательным, если все необходимые сведения указаны в договоре поставки (лизинга, товарного кредита, изготовления продукции, переработки).
            • Посреднический договор, если он имеет место.
            • Договор на приобретение товара, покупаемого третьим участником поставки. Нужен, когда есть третий участник и налоги платит конечный покупатель, а не посредник.

            Таким образом, набор подтверждающих документов может различаться в зависимости от конкретной ситуации, сопровождающей поставку. Но он в любом случае должен давать необходимую информацию о данных, внесенных в заявление и, соответственно, в декларацию.

            Подтверждающие документы в ИФНС можно подать как в виде заверенных бумажных копий, так и в электронной форме. Документы, продолжающие действовать, повторно предоставлять не требуется.

            Когда берем ЕАЭС-НДС к вычету

            Налог, возникающий при ввозе в РФ товаров из стран ЕАЭС, можно взять в вычет. Однако для этого недостаточно выполнения условий, предусмотренных п. 2 ст. 171 и п. 1 ст. 172 НК РФ (т. е. принятия товара на учет, предназначенности его для операций, облагаемых НДС, и уплаты налога).

            Необходимыми моментами для возможности осуществления этой процедуры в силу обязательности оформления становятся также (письмо Минфина России от 02.07.2015 № 03-07-13/1/38180):

          31. наличие подписанного налоговым органом заявления о ввозе;
          32. принятие ИФНС декларации, отражающей данные по нему.
          33. То есть процедура принятия ЕАЭС-НДС в вычеты оказывается более сложной, чем при импорте товара из стран, не входящих в этот союз. Напомним, что в последней ситуации достаточно наличия ГТД с отраженной в ней суммой уплачиваемого налога и подтверждения факта его уплаты.

            Лица, пользующиеся освобождением от НДС по ст. 145 НК РФ, и спецрежимники, для которых факт импорта приводит к обязанности уплачивать ввозной налог, вычетами воспользоваться не могут, поскольку не являются плательщиками обычного для РФ НДС. Им придется такой налог включать в стоимость приобретенного товара (подп. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ).

            Бухучет ЕАЭС-НДС

            Бухгалтерский учет НДС, образующегося при ввозе из стран ЕАЭС, достаточно прост. Здесь задействуется всего три проводки:

          34. Дт 19 Кт 68 — начислена сумма, отраженная за соответствующий месяц в заявлении и декларации;
          35. Дт 68 Кт 51 — уплачен налог;
          36. Дт 68 Кт 19 — ввозной НДС взят в уменьшение обычного российского НДС.

          Последняя из них становится возможной только при соблюдении всех необходимых для применения вычета по ЕАЭС-НДС условий. Сумма, сопровождающая эту проводку, в обычной квартальной декларации по НДС попадет в строку 160 раздела 3, специально предназначенную для отражения налога, возникающего при импорте из стран ЕАЭС.

          Итоги

          Киргизия входит в число стран, заключивших договор о ЕАЭС. В соответствии с этим документом начисление, уплата НДС и отчетность по нему осуществляются по особым правилам. В том числе это:

        • наличие нюансов в определении налоговой базы;
        • существование иной обязательной отчетности (заявления о ввозе и налоговой декларации особой формы);
        • другой получатель платежа (налоговый орган, а не таможня);
        • отдельный срок для осуществления платежей по налогу и подачи отчетности по нему;
        • возникновение дополнительных условий для принятия НДС к вычету.
        • Бухучет операций с ЕАЭС-НДС не сложен и осуществляется с использованием всего трех проводок.

          Киргизия планирует ввести налог на майнинг

          Министерство экономики Киргизии представило новый законопроект “О внесении изменений в Налоговый кодекс”, в котором предлагается ввести налог на добычу криптовалют. Об этом сообщило информационное агентство Kabar 28 августа.

          Согласно документу, законопроект разработан с целью внедрения в Кыргызстане налогообложения майнинга криптовалют, что позволит увеличить доходы государственного бюджета, а также будет способствовать принципу справедливости налогообложения в Киргизии, согласно которому налогообложение в КР должно быть всеобщим, независимо от вида осуществляемой деятельности.

          Представляемый законопроект предлагает:

        • дополнить раздел XV «Специальные налоговые режимы Налогового кодекса КР главой 60 «Налог на майнинг криптовалюты»;
        • определить значение терминов «криптовалюта», «майнинг криптовалюты», «хеширование»;
        • определить налогооблагаемую базу налога на майнинг криптовалюты в виде расходов налогоплательщика по оплате электроэнергии, потребленной при майнинге криптовалюты, включая НДС и налог с продаж.
        • Предлагаемый законопроектом механизм налогообложения легко администрируется, при этом налоговая нагрузка соответствует уровню, который установлен в отношении других видов деятельности в настоящее время в Кыргызской Республике.

          Граждане ЕАЭС и налогообложение в России — как платить налоги НДФЛ гражданину страны участника договора ЕАЭС

          В данной статье мы рассмотрим уточнения Минфина России касательно налогообложения доходов граждан стран – членов ЕАЭС от работы в Российской Федерации и размер НДФЛ, который необходимо уплачивать гражданам Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии, которые осуществляют трудовую деятельность на территории России и получают за это деньги.

          Напомним, 1 января 2015 года вступил в силу договор о Евразийском экономическом союзе от 29.05.14, который был заключен между республикой Беларусь, республикой Казахстан и Российской Федерацией. Позднее к договору присоединились республика Армения и Киргизская республика.

          В статье 73 договора о ЕАЭС говорится о том, что доходы граждан стран-участников договора ЕАЭС с первого дня работы по найму облагаются по тем же ставкам, что и доходы физических лиц — налоговых резидентов того государства, на территории которого иностранные граждане осуществляют трудовую деятельность.

          Так как с зарплаты работника, который является налоговым резидентом России, работодатель удерживает НДФЛ по ставке 13 % (п. 1 ст. 224 НК РФ), значит доходы, которые получают граждане стран — участников договора о ЕАЭС от работы в РФ, также облагаются НДФЛ по ставке 13 %.

          Таким образом, доходы граждан Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии на территории России подлежат налогообложению (НДФЛ ЕАЭС) по ставке 13 % с первого дня работы, вне зависимости от срока пребывания в России.

          Однако если по итогам налогового периода сотрудник, являющийся гражданином Армении, Белоруссии, Казахстана или Киргизии, не приобрел статус налогового резидента РФ, то такой гражданин страны участника договора о ЕАЭС платит НДФЛ по ставке 30 % с доходов, полученных в этом году, поскольку доходы нерезидентов РФ облагаются НДФЛ в размере 30 %.

          Таким образом, если по итогам года работники — граждане стран участников договора АЭЕС, находились в России менее 183 дней, то они не приобрели статус налогового резидента России, а значит их доходы, полученные в этом году, будут облагаться НДФЛ по ставке 30 %.

          Проще говоря, доходы граждан Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии на территории России подлежат налогообложению (НДФЛ ЕАЭС) по ставке 13 % с первого дня работы, если гражданин имеет статус резидента РФ (находится в России более 183 дней за отчетный год).

          Тогда как доходы граждан Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии на территории России подлежат налогообложению (НДФЛ ЕАЭС) по ставке 30 % с первого дня работы, если гражданин является нерезидентом РФ (находится в России менее 183 дней за отчетный год).

          Таким образом, окончательный налоговый статус физического лица — гражданина страны участника договора о ЕАЭС и налоги (ставка) для оплаты, определяется по итогам налогового периода.

          Такая информация была представлена в письме Минфина России от 10.06.16 № 03-04-06/34256.

          Читайте так же:  Ходатайство о наложении обеспечительных мер госпошлина