Налог фонд занятости

Налог фонд занятости

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Минфина России от 18 октября 2020 г. № 03-15-08/74860 Об уплате страховых взносов ИП — инвалидами, не производящими выплаты и вознаграждения физическим лицам, и о повышении с 2020 г. размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование для указанных плательщиков

Министерство финансов Российской Федерации рассмотрело обращение и по вопросу уплаты страховых взносов индивидуальными предпринимателями — инвалидами, не производящими выплаты и вознаграждения физическим лицам, а также по вопросу о повышении с 2020 года размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование для указанных плательщиков сообщает следующее.

В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 15.01.2016 N 13 «О дополнительных мерах по укреплению платежной дисциплины при осуществлении расчетов с Пенсионным фондом Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования» в 2016 году в законодательство Российской Федерации были внесены соответствующие изменения, согласно которым с 1 января 2017 года полномочия по администрированию страховых взносов переданы от Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации в налоговые органы и все положения, касающиеся порядка исчисления и уплаты страховых взносов, включены в главу 34 «Страховые взносы» Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Налоговый кодекс).

При этом Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» с 1 января 2017 года утратил свою силу (часть 5 статьи 18 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование»).

Страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, в отличие от налогов, являющихся обязательными, индивидуально безвозмездными платежами, взимаемыми с организаций и физических лиц (пункт 1 статьи 8 Налогового кодекса), уплачиваются в целях обязательного социального страхования застрахованных лиц и являются источником финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующим видам обязательного социального страхования: обязательного пенсионного страхования, обязательного медицинского страхования, обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (пункт 3 статьи 8 Налогового кодекса).

Кроме того, своевременная и полная уплата страховых взносов является необходимым условием реализации в обязательном социальном страховании принципов устойчивости и автономности его финансовой системы, а также принципа солидарности, в частности, в несении бремени установленных законом обязательных расходов на осуществление обязательного социального страхования.

Согласно статье 419 Налогового кодекса индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2012 N 621-О-О предусмотренная законом государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя не только дает ему возможность пользоваться правами и гарантиями, связанными с указанным статусом, но и предполагает принятие им на себя соответствующих обязанностей и рисков, в том числе обязанностей по соблюдению правил ведения такой деятельности, налогообложению, уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и др.

Процедура государственной регистрации носит заявительный характер, то есть не регистрирующий орган, а сам гражданин решает вопросы о целесообразности выбора данного вида деятельности, готовности к ее осуществлению, наличии необходимого имущества, денежных средств, образования, навыков и т.п., равно как и о том, способен ли он нести обременения, вытекающие из правового статуса индивидуального предпринимателя.

Таким образом, уплата страховых взносов в государственные внебюджетные фонды индивидуальным предпринимателем производится с момента приобретения статуса индивидуального предпринимателя и до момента исключения из ЕГРИП (Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей) в связи с прекращением деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Не предприняв этих действий, предприниматель сохраняет статус индивидуального предпринимателя и обязан уплачивать упомянутые страховые взносы.

Исходя из норм части 1 статьи 430 Налогового кодекса индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и вознаграждения физическим лицам, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование.

Положениями подпункта 1 пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса установлен дифференцированный подход к определению размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для индивидуальных предпринимателей исходя из их дохода (но до определенной величины), который заключается в следующем:

— в случае если величина дохода индивидуального предпринимателя за расчетный период не превышает 300 000 рублей, — в фиксированном размере;

— в случае если величина дохода индивидуального предпринимателя за расчетный период превышает 300 000 рублей, — в фиксированном размере плюс 1,0 процента суммы дохода индивидуального предпринимателя, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.

При этом размер страховых взносов наобязательное пенсионное страхование за расчетный период не может быть более восьмикратного фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного подпунктом 1 пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса.

Уплата индивидуальными предпринимателями страховых взносов осуществляется независимо от возраста, наличия инвалидности, вида осуществляемой деятельности и факта получения от нее доходов в конкретном расчетном периоде.

Положениями главы 34 Налогового кодекса не предусмотрено освобождение плательщиков страховых взносов — индивидуальных предпринимателей, являющихся инвалидами, от обязанностей по уплате страховых взносов, за исключением определенных периодов, указанных в части 1 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (пункт 7 статьи 430 Налогового кодекса) (например, периодов ухода за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет, и др.), в течение которых ими не осуществлялась соответствующая деятельность, при условии представления документов, подтверждающих отсутствие деятельности в указанные периоды.

Что касается изменения с 2020 года размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование для индивидуальных предпринимателей, не производящих выплаты и вознаграждения физическим лицам, то в целях поддержания приемлемой фискальной нагрузки в части уплаты страховых взносов такими плательщиками был принят Федеральный закон от 27.11.2017 N 335-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», изменивший подход к расчету страховых взносов в фиксированном размере для индивидуальных предпринимателей, который исключил из формулы расчета величину минимального размера оплаты труда (учитывая принятое решение о повышении МРОТ до уровня прожиточного минимума трудоспособного населения), и установлена на ближайшие три года абсолютная величина страхового взноса на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, подлежащая уплате данной категорией плательщиков.

Так, для указанных плательщиков за 2020 год страховой взнос на обязательное пенсионное страхование установлен в размере 26 545 рублей, а на обязательное медицинское страхование — 5 840 рублей. Совокупный размер платежа за год составил 32 385 рублей (2 698,75 рублей в месяц). По сравнению с размером страховых взносов, который упомянутые плательщики должны были заплатить за 2017 год в сумме 27 990 рублей, взнос за 2020 год увеличился на 15,7% по сравнению с возможным увеличением такого платежа на 26,5% при сохранении в расчете величины МРОТ, который будет доведен до величины прожиточного минимума трудоспособного населения.

При этом обращаем внимание, что по вопросам уплаты страховых взносов индивидуальными предпринимателями, являющимися получателями пенсий по инвалидности, за периоды, истекшие до 1 января 2017 года, следует обращаться в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.

В отношении упомянутого в обращении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 23.12.1999 N 18-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 1, 2, 4 и 6 Федерального закона от 4 января 1999 года «О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1999 год» и статьи 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1998 год» в связи с жалобами граждан, общественных организаций инвалидов и запросами судов» сообщаем следующее.

Согласно пункту «в» статьи 6 Федерального закона от 04.01.1999 N 1-ФЗ «О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1999 год» (далее — Федеральный закон N 1-ФЗ) индивидуальные предприниматели, в том числе иностранные граждане, лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты, являющиеся инвалидами I, II и III групп и получающие пенсии по инвалидности в соответствии с законодательством Российской Федерации, освобождаются от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования.

Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 23.12.1999 N 18-П, не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статье 19 (части 1 и 2) признан пункт «в» статьи 6 Федерального закона N 1-ФЗ в той части, в какой он не освобождает от уплаты страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды работающих инвалидов I, II и III групп, получающих пенсии по старости.

Таким образом, Конституционным Судом Российской Федерации признано неконституционным законодательно установленное неравное положение лиц, являющихся инвалидами I, II и III групп, но получающих различные виды страховых пенсий (по старости и инвалидности).

При этом Конституционным Судом Российской Федерации в указанном Постановлении конституционность самого факта установления обязанности по уплате страховых взносов работающими инвалидами I, II и III групп (вне зависимости от вида получаемой ими пенсии) не рассматривалась.

С учетом того что заявитель фактически не согласен с вменяемой ему обязанностью по уплате страховых взносов, правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, выраженная в указанном Постановлении, в рассматриваемом случае не может быть применима.

Заместитель
Министра финансов
Российской Федерации
И.В. Трунин

Обзор документа

ИП должны уплачивать страховые взносы с момента приобретения соответствующего статуса и до момента исключения из ЕГРИП в связи с прекращением деятельности в качестве ИП.

ИП, у которых нет наемных работников, уплачивают страховые взносы на ОПС и ОМС. Размеры взносов на ОПС дифференцированы в зависимости от величины доходов ИП.

ИП уплачивают страховые взносы независимо от возраста, наличия инвалидности, вида осуществляемой деятельности и факта получения от нее доходов в конкретном расчетном периоде.

НК не освобождает ИП-инвалидов от обязанности уплачивать страховые взносы, за исключением отдельных периодов (например, периоды ухода за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет, и др.), в течение которых они не вели бизнес. Нужны подтверждающие документы.

Отмечается также, что изменился подход к расчету страховых взносов в фиксированном размере для ИП. Из формулы исключен МРОТ. На ближайшие годы установлена абсолютная величина страхового взноса на ОПС и ОМС.

КОМПЕНСАЦИОННЫЕ ВЫПЛАТЫ ПО СДЕРЖИВАНИЮ МАССОВЫХ УВОЛЬНЕНИЙ — мероприятие соц. защиты применяются как чрезвычайная соц. мера и предназначены для сдерживания массовых увольнений и частичной поддержки доходов работников организаций, находящихся в отпусках без сохранения заработной платы в связи с вынужденным временным прекращением работы или работающих в режимах неполного рабочего дня. Производятся за счет средств Гос. фонда занятости населения РФ при отсутствии средств у ликвидируемых организаций. [c.134]

К доходам бюджета приравниваются также поступления во внебюджетные фонды — пенсионный фонд, фонды занятости, меди- [c.130]

Часто сокращение продолжительности строительства приводит к высвобождению основных производственных фондов, занятых на сооружении рассматриваемого объекта или их группы. При расчете получаемого при этом экономического эффекта определяют ту возможную прибыль, которая может быть получена при использовании высвобождающейся техники, [c.63]

Отчисления на социальные нужды — простая статья, которая включает обязательные отчисления по установленным законодательством нормам по социальному страхованию, а именно, на государственное социальное страхование, пенсионный фонд, государственный фонд занятости и медицинское страхование. Затраты по этой статье относятся на себестоимость нефти,попутного и природного газа путем распределения этих затрат пропорционально расходам по предыдущей статье. [c.111]

В последние годы наблюдается тенденция роста затрат на производство и реализацию продукции. К увеличению себестоимости приводят удорожание стоимости сырья, материалов, топлива, энергии, оборудования, рост процентных ставок за пользование кредитом, повышение тарифов на транспортные услуги, рост расходов на рекламу, представительских расходов. Увеличивается сумма амортизационных отчислений основных фондов, в том числе из-за их переоценок и введения индексации. Большую роль играет повышение удельного веса заработной платы в структуре затрат в условиях либерализации цен и социальной напряженности. Одновременно повышаются отчисления на социальное и медицинское страхование, пенсионное обеспечение, в фонд занятости населения, различные компенсационные выплаты. Все это впоследствии обусловливает очередной виток инфляции. [c.115]

Фонд занятости Республиканский 2% от фонда оплаты труда Все предприятия [c.129]

Законом определено, что раздел продукции между владельцем недр (государством) и инвестором заменяет взимание всех налогов и сборов, за исключением налога на прибыль и платежей за право пользования недрами. Кроме того, инвестор осуществляет обязательные платежи по социальному и медицинскому страхованию своих работников, и в Государственный фонд занятости Российской Федерации. Раздел продукции между государством и инвестором предусматривает следующий порядок [c.4]

Читайте так же:  Увольнение по соглашению сторон компенсация запись в трудовой

Соизмерение себестоимости выполненных объемов строительно-монтажных работ со стоимостью производственных фондов, занятых на выполнении этих работ (Фпр). При сравнении вариантов производства строительно-монтажных работ величина С в формуле (5.11) выступает как себестоимость годового объема этих работ, а величина /С — как вложения в производственные фонды строительной организации, занятые на выполнении этого объема работ Ф р. Величина Ф р включает стоимость основных производственных фондов и оборотных средств (стоимость машин и оборудования, запасов строительных материалов, незавершенное производство). Формула (5.11) с учетом вышесказанного примет вид [c.97]

Во-первых, предприятия-участники производят отчисления в НПФ и чистой прибыли. Во-вторых, эти отчисления автоматически засчитываются как доходы выгодоприобретателя (то есть, будущего пенсионера), и с них взимается подоходный налог. В итоге — на один рубль пенсионных выплат с работника взимается более рубля налоговых отчислений. Плюс еще двойное налогообложение инвестиционной прибыли сначала налогом на прибыль облагается инвестиционный доход фонда, а затем подоходный налог платит пенсионер. Взносы работодателей не облагаются лишь платежами во внебюджетные фонды (фонд социального страхования, фонд обязательного медицинского страхования, фонд занятости, транспортный налог), поскольку не включаются в состав ФОТ. На эти взносы не начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, если суммы страховых платежей (взносов) работодателей, выплачиваемые но договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным в НПФ на срок не менее пяти лет и предусматривающим выплаты сумм участнику Фонда в случае достижения им пенсионного возраста, дающего право на установление государственной пенсии, не превышают в год 24-кратного минимального размера оплаты труда, а также при условии отсутствия у работодателя задолженности по платежам в ПФ РФ На практике это означает, что очень немногие компании могут себе позволить производить взносы для пенсионного обеспечения своих работников, и сумма, не подлежащая обложению взносами в ПФ РФ, составляет 2 003,7 деноминированных рублей. [c.26]

Кроме федерального и территориальных бюджетов (бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов), в бюджетную систему входят государственные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ, Федеральный внебюджетный фонд и внебюджетные фонды субъектов РФ обязательного медицинского страхования). Средства этих фондов по экономическому содержанию и направленности их использования мало чем отличаются от бюджетных средств. До 1991 г. они входили в состав государственного бюджета, в настоящее время имеется тенденция включения внебюджетных фондов в бюджет. Так, в 1999 г. в бюджет включены средства внебюджетного Федерального дорожного фонда РФ. [c.105]

Средства для образования государственных и других специальных бюджетных и внебюджетных фондов — всего, в том числе пенсионного фонда фонда социального страхования фонда страховой медицины фонда занятости населения дорожных фондов экологических фондов муниципальных фондов 9. Резервные фонды субъектов Российской Федерации и муниципальных образований [c.208]

В целях совершенствования системы управления средствами, направляемыми на социальное обеспечение, гарантированного финансирования выплат пенсий и пособий в условиях перехода к рыночным отношениям, усиления контроля за поступлением и расходованием средств на эти цели Верховным Советом РСФСР были приняты законы об образовании Пенсионного Фонда РСФСР, Фонда социального страхования, а затем, в связи с прогнозируемой безработицей, и Фонда занятости населения. В совокупности средства этих фондов создают условия для социальной защиты населения в современных условиях. [c.238]

Безработным, имеющим стаж работы, дающий право выхода на полную пенсию по старости (по возрасту), с их согласия пенсия оформляется досрочно, но не ранее чем за два года до установленного законодательством срока выход на пенсию. За этот период Фонд занятости возмещает Пенсионному фонду выплачиваемую досрочно пенсию. [c.258]

Государственный фонд занятости населения РФ [c.264]

Кроме пенсий российские граждане из Фонда социального страхования РФ получают пособия. Наибольший удельный вес занимают пособия по временной нетрудоспособности и пособия на детей. Лица, потерявшие работу, получают пособие по безработице из Государственного фонда занятости населения РФ, который с 1 января 2001 года будет ликвидирован. [c.318]

Нужно сделать также начисления и других налогов и выплат, включаемых в себестоимость продукции (фонд занятости, чрезвычайный чернобыльский налог, земельный налог и др.). В результате на 100 тыс. руб. возрастут затраты предприятия и обязательства по расчетам с бюджетом. [c.249]

В соответствии с действующим законодательством предприятие как работодатель обязано производить отчисления в фонды обязательного государственного социального страхования и обеспечения. Их источником являются производственные затраты предприятия. Норматив отчислений установлен в процентах к сумме начисленной основной и дополнительной заработной платы. Поэтому одновременно с начислением заработной платы в учете предприятия отражаются и включаются в состав затрат (счета 20, 25, 26 и др.) отчисления на социальное страхование и в Фонд занятости населения. Эти отчисления учитываются на счете 69. [c.480]

Кроме затрат на заработную плату работодатель несет еще ряд затрат, связанных с рабочей силой по обучению, найму, отбору, обеспечению условий труда, возмещению ущерба, причиненного здоровью работающего, отпускам, взносам в Пенсионный фонд, Фонд занятости населения, Государственный фонд социального и обязательного медицинского страхования. Данная группа расходов также обобщается, по статьям классификации и распределяется либо вместе с накладными расходами, либо пропорционально базе расчета — фонду оплаты труда. [c.121]

Государственный фонд занятости населения Российской Федерации (ФЗН) представляет собой централизованный фонд финансовых ресурсов, предназначенный для реализации мероприятий в области содействия занятости и формируемый на страховой основе. [c.474]

Пенсии и пособия включают все виды получаемых населением выплат на эти цели из средств федерального, региональных и местных бюджетов, бюджетов Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Государственного фонда занятости населения Российской Федерации, Федеральной миграционной службы Российской Федерации, профсоюзов, предприятий, учреждений и организаций. [c.656]

ФЗ «О бюджете Государственногр фонда занятости населения Российской Федерации на 2000 год». [c.410]

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФОНД ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РФ — самостоятельная финансовая система, образуемая на федеральном, региональном и местном уровнях и используемая для финансирования мероприятий, связанных с обеспечением занятости населения, в т.ч. с оказанием гражданам помощи в трудоустройстве, организацией профессиональной подготовки, переобучения и профориентации незанятого населения, выплаты пособий по безработице, стипендий на период обучения, содержания органов гос. службы занятости населения, реализации др. мер, предусмотренных федеральной и терр. программами занятости населения. Г.ф.з.н. РФ формируется за счет обязательных страховых взносов работодателей, обязательных страховых взносов с заработка работающих, ассигнований при необходимости из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, добровольных взносов юридических и физ. лиц, др. поступлений, в т.ч. средств, взыскиваемых с работодателей за нарушение требований, предусмотренных Законом «О занятости населения в Российской Федерации». Фонд занятости является гос. внебюджетным фондом РФ и федеральной собственностью и состоит из федерального фонда занятости и терр. фондов занятости, образуемых в республиках в составе РФ, краях, областях, автономных областях и округах, городах и районах. [c.57]

Российской Федерации», которым определяется комплекс мер, предусматривающих инвестиции в быстроокупаемые коммерческие проекты, намечаемые к размещению на конкурсной основе, квоту в размере 500 млдр. руб., в т.ч. 200 млрд. руб. (в неденоминированных руб.) для Центрально-Черноземного региона РФ, па представление кредитов субъектам малого предпринимательства по представлению Федерального фонда поддержки малого предпринимательства. В Указе предусматривается предоставление гос. гарантий на сумму не менее 200 млн. долл. США ежегодно иностранным кредитным организациям, выделяющим кредиты па поддержку малого предпринимательства, сохранение перечисления 5% средств от приватизации объектов федеральной собственности непосредственно в Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, выделение гос. льготных кредитов, направление не менее 40% средств Фонда занятости РФ на создание новых рабочих мест в этой сфере. Сохраняются налоговые льготы субъектам малого предпринимательства, банкам, лизинговым и страховым компаниям, обеспечивающим их кредитно-инвестиционное обслуживание. Освобождается от налогообложения доходов от деятельности Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, соответствующие гос. и муниципальные фонды. Поддержка безработных, стремящихся заняться бизнесом включает субсидии и оплату части затрат на открытие своего дела (на кредитование этой функции банков), оказание консультативных услуг, обучение малому бизнесу на основе «инкубаторов» малого бизнеса. Постановлением правительства от 12 мая 1993 г. предусмотрены такие меры поддержки малого предпринимательства, как освобождение от налогообложения прибыли, накопленной за определенный период развития собственного производства, продление налоговых каникул на третий и четвертый год работы малого предприятия. В январе 1996 г. вступил в силу Закон РФ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства», согласно которому может выплачиваться единый налог по упрощенной системе субъектами малого бизнеса с численностью не более 15 человек и совокупным доходом не более 100 тыс. ММОТ. В России сложился достаточно значительный по своим масштабам и качеству слой пред- [c.255]

В данном элементе затрат учитывают обязатель-Отчисления ные отчисления (по установленным законодательна социаль- ством нормам) органам государственного социальные нужды ного страхования, пенсионного фонда, государственного фонда занятости и медицинского страхования. [c.254]

Реформа единого социального налога: «за» и «против»

История вопроса

Как известно, единый социальный налог (далее — ЕСН) взимается с 2001 года. Однако предложение о его введении обсуждалось на протяжении нескольких лет. Суть налога при его включении в НК РФ виделась в том, чтобы заменить взносы организаций в различные внебюджетные социальные фонды единым налогом, ликвидировав таким образом неразбериху в существовавшей до введения налога системе. До вступления в силу НК РФ существовали несколько фондов: пенсионный, медицинского страхования, социального страхования, а также фонд занятости.

Аргументы в пользу введения ЕСН были более чем существенные: дело в том, что у всех социальных фондов была одна и та же облагаемая база — фонд оплаты труда и выплаты в пользу работников. Но взносы были разными по величине. В Пенсионный фонд России (далее — ПФР) — 29%, в Фонд обязательного медицинского страхования (далее — ФОМС) — 3,6%, в Фонд занятости — 1,5%, в Фонд социального страхования (далее — ФСС) — 5,4%. В совокупности взносы составляли 39,5%. «Почему бы не заменить все взносы одним платежом?» — удивлялись налогоплательщики. Ведь каждый фонд требовал перечисления взноса в него отдельным платежным поручением, устанавливал собственные сроки уплаты и представления отчетности, правила представления отсрочек и т.д.

Но это было еще полбеды. Ведь каждый фонд проводил проверки предприятий, запрашивая при этом у налогоплательщиков одни и те же документы по выплате заработной платы. Существовало свыше 1,5 тысяч различных писем, указаний, разъяснений фондов, которые регламентировали порядок начисления и уплаты взносов. В итоге ошибка бухгалтера, неправильно прочитавшего (или вообще не читавшего) одно из указаний, могла обернуться большими финансовыми санкциями какого-либо фонда.

Несмотря на очевидную необходимость введения ЕСН, некоторое время это решение откладывалось. Сказалась ведомственная заинтересованность самих фондов, не желающих ничего менять из опасений в ухудшении социальной защиты граждан. Нельзя исключать, что на задержке принятия решения о вводе нового налога сказались и опасения отдельных чиновников, которые, видимо, предполагали, что после введения единого платежа исчезнет необходимость в существовании самих фондов…

Как бы то ни было, но 1 января 2001 года налоговая система Российской Федерации все же пополнилась еще одним налогом. Ставка налога была регрессивной, базовый платеж составлял 35,6%.

Снижение ставок ЕСН: «за» и «против»

Вместе с необходимостью упростить сбор ЕСН предприниматели постоянно говорили о своем желании понизить его ставку. По мнению представителей бизнес-сообщества, именно высокая ставка ЕСН препятствует выплате «белых» зарплат. Тем не менее государство, пойдя навстречу предпринимателям и снизив с 1 января 2005 года базовую ставку ЕСН с 35,6 до 26%, уже два года отвергает всякую возможность дальнейшего ее уменьшения одновременно для всех категорий работающих. Уже немало публично сказано о том, какими проблемами это оборачивается для государства и самих налогоплательщиков. Какие же аргументы используют стороны, отстаивая свои позиции?

Для начала кратко обозначим доводы государства в пользу сохранения существующей ставки ЕСН. С 1 января 2005 года и до сегодняшнего дня, если годовой доход сотрудника не превышает 280 тыс. руб., работодатель рассчитывает налоговую базу согласно ст. 237 НК РФ и платит ЕСН в размере 26% от нее. Снижая ставку ЕСН, государство надеялось, что предприниматели сделают ответный шаг, то есть выведут зарплаты «из тени». Ведь ни для кого не секрет, что многие организации минимизируют выплаты ЕСН с помощью различных незаконных схем. Одна из наиболее распространенных схем уклонения от уплаты ЕСН состоит в выплате сотрудникам зарплаты в конвертах из получившего неофициальное название «фонда руководителя».

Схема состоит в том, что руководителю начисляется высокая зарплата. Это приводит к тому, что благодаря регрессивной шкале налоговых ставок (ст. 241 НК РФ) организация платит ЕСН с налоговой базы руководителя по самой низкой ставке. Однако часть полученных им средств он раздает в конвертах своим сотрудникам. Как отмечают налоговики, раскрыть такую схему особого труда не представляет. Однако крайне сложно доказать, что она использовалась.

Подробности использования этой схемы изложены в материалах семинара ФНС России «Схемы ухода от налогообложения единым социальным налогом и страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование», состоявшегося в конце 2006 года (см.: В. Романов. Налоговики обменялись схемами ухода от ЕСН // Учет. Налоги. Право. 2007. № 1. 9–15 января. С. 1–2). Эти материалы ФНС России разослала региональным налоговым управлениям.

Снижая ЕСН, государство рассчитывало, что большинство предпринимателей откажется от использования подобных схем. Эти надежды не оправдались. Кроме того, снижение ЕСН преследовало еще одну цель —уменьшить суммарную налоговую нагрузку на фонд оплаты труда. Особенно хорошо это должно было сказаться на так называемых «зарплатоемких» предприятиях, например занятых научно-исследовательской и опытно-конструкторской деятельностью (далее — НИОКР). Как известно, основные налоговые поступления от таких организаций сильно зависят от размера фонда оплаты труда.

Тем не менее снижение ставок ЕСН не дало положительных результатов. Как неоднократно признавали чиновники Минфина России и ФНС России — массовой легализации зарплат не произошло. Первыми открыто заявить об этом решили аудиторы Счетной палаты (далее — СП). В середине 2006 года СП обнародовала доклад, в котором анализируются последствия реформы ЕСН на примере Волгоградской области. В нем сказано: «Поставленные при снижении указанного налога цели не были достигнуты: снижение ставки ЕСН не привело к увеличению объема его поступлений вследствие вывода из «тени» значительной части оплаты труда». По подсчетам СП в 2005 году сборы ЕСН в Волгоградской области сократились на 31,9%, а налоговая база за тот же период увеличилась на 8,6%.

Читайте так же:  П 12.4 пдд какой штраф

Нет точных данных о доле «серых» зарплат в общем объеме трудовых выплат, а результаты различных исследований сильно различаются. Например, согласно исследованию ВЦИОМ, 27% работающих граждан России в настоящее время вовлечены в «серые» и «черные» зарплатные схемы. При этом 9% из них зарплата выплачивается «вчерную», а 18% — по «серым» схемам. Данные ВЦИОМа слишком оптимистичны, считают многие эксперты. Ведь даже государственные чиновники, не говоря уж о независимых экспертах, нередко приводят большие цифры.

Несколько лет назад Пенсионный фонд оценивал долю зарплат в конвертах в размере одной трети от фонда оплаты труда. Примерно на те же цифры ориентируются и в Минфине России. Ведь заместитель министра финансов в середине прошлого года сообщил, что доля «серых» зарплат, которые выдаются в конвертах, составляет в России около 30% от фонда оплаты труда.

Еще более высокие цифры приводят независимые источники. Так, по данным Всемирного банка, около 46% ВВП в России производит «серая» экономика. Исходя из этой оценки, совершенно очевидно, что данные ВЦИОМа занижены.

Обобщим доводы противников дальнейшего снижения ЕСН, к которым относится большая часть чиновников Минфина России и ФНС России, то есть тех, кто несет ответственность за наполнение государственного бюджета. После снижения ставок ЕНС в 2005 году зарплаты по-прежнему платят в конвертах, а бюджет потерял значительные суммы, считают многие налоговики. Отсюда следует вывод, что дальнейшее снижение ставок ЕСН нецелесообразно. Ведь тогда поступления денежных средств в федеральный бюджет и в государственные внебюджетные фонды еще больше уменьшатся. А это уже будет препятствовать реализации прав граждан на пенсионное и социальное обеспечение, медицинскую помощь. Ведь при последнем снижении ставки ЕСН в бюджете ПФР образовался дефицит около 300 млрд руб.

Мнение о нецелесоообразности дальнейшего снижения ЕСН нашло отражение, например, в докладе Минфина России «О состоянии и дальнейших мерах по совершенствованию налоговой системы Российской Федерации», представленном для рассмотрения на заседании Совета по конкурентоспособности и предпринимательству при Правительстве РФ во исполнение поручений Правительства РФ от 16.02.2005 № АЖ-П13-645 и от 17.02.2005 № МФ-Ш 3-675 (см. «Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке», 2005, № 12, с. 11). В главе «Меры, подлежащие реализации на завершающем этапе налоговой реформы» этого доклада уделяется много внимания проблемам реформирования налога на добавленную стоимость, реформе системы имущественного налогообложения и изменениям налога на прибыль организаций. Но о ЕСН упомянуто лишь в связи с созданием особых экономических зон: «Для резидентов технико-внедренческих зон предусмотрены пониженные ставки ЕСН (максимальная ставка 14%)».

Никаких изменений ЕСН не предполагает параграф «Налоговая реформа» из главы 6 «Повышение эффективности государственного управления и регулирования» раздела II «Создание институтов, способствующих повышению темпов экономического развития» Программы социально-экономического развития Российской Федерации на средне- срочную перспективу (2006–2008 гг.), утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 19.01.2006 № 38-р (см. «Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке», 2006, № 3, с. 11).

В марте 2006 года Министерство экономического развития и торговли РФ представило в Правительство РФ свои предложения к основным направлениям налоговой политики. С 2008 года предлагается увеличить ставку страховых взносов в ПФР с 14 до 17% за счет уменьшения на 3% ставки ЕСН, зачисляемой в федеральный бюджет. Установленную в ст. 241 НК РФ регрессивную шкалу ЕСН предложено периодически индексировать (см. «Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке», 2006, № 4, с. 7).

На заседании Правительства РФ 23 марта 2006 года был рассмотрен Проект сценарных условий социально-экономического развития России на 2007 год и на период до 2009 года. Согласно этому документу ставки регрессивной шкалы ЕСН до 2009 года не изменятся.

Для того чтобы Госдума смогла рассмотреть и принять в 2008 году (для ввода в действие с 2009 года) сложные изменения в

НК РФ, связанные с реформированием условий начисления и уплаты ЕСН и, возможно, с необходимостью компенсации выпадающих доходов бюджета, все детали этих нововведений должны быть согласованы в 2007 году.

Рассмотрим аргументы сторонников дальнейшего снижения ставок ЕСН. Нет ничего удивительного в том, что надежды чиновников не сбылись, ведь Правительство РФ снизило ставку ЕСН недостаточно для того, чтобы бизнесмены «обелили» зарплаты, — считают предприниматели. В этой связи любопытно посмотреть на исследование общественной организации, представляющей интересы мелкого и среднего бизнеса, то есть «Деловой России». По ее данным бизнесмены согласятся платить легальную зарплату лишь в случае уменьшения ЕСН до 12–15%. Иначе большинство предпринимателей все равно будут скрывать от обложения ЕСН существенную часть трудовых выплат своим работникам.

Участники II Всероссийского налогового форума «Бизнес и налоговая политика государства», состоявшегося в Москве при активной поддержке Торгово-промышленной палаты России 9 ноября 2005 года, выработали Рекомендации, в которых обратились к Правительству РФ с предложением: «Провести комплекс мероприятий по снижению с 1 января 2007 года ставки единого социального налога до 18% с одновременной корректировкой системы социального страхования. Ввести порядок, предусматривающий использование при уплате единого социального налога одного платежного поручения, при условии выработки соответствующей казначейской технологии».

Снижение ЕСН: предложение Экспертного управления президента

О планах Экспертного управления президента по дальнейшему реформированию ЕСН стало известно еще в 2005 году, то есть уже через полгода после начала действия новой ставки налога. В 2006 году Экспертное управление президента обнародовало предварительную концепцию реформы ЕСН, которую начальник Экспертного управления А. Дворкович озвучил на встрече с активистами «Деловой России» весной 2006 года. Суть предложения А. Дворковича заключалась в том, чтобы ликвидировать ЕСН как единый налог и вернуться к существовавшей до 1 января 2001 года системе, при которой предприниматели делали одновременно несколько платежей в фонды социального, пенсионного и обязательного медицинского страхования.

Как считают в Экспертном управлении президента, регрессивная шкала ЕСН должна быть отменена. Финансирование базовой части пенсии, которое сейчас осуществляется за счет ЕСН, должно взять на себя государство. За счет этого налоговая нагрузка на облагаемую сейчас ЕСН базу, считает А. Дворкович, должна снизиться примерно до 15%.

Излагая концепцию новой системы, А. Дворкович дал понять, что она может начать действовать не ранее 2009 года и только после детальных расчетов.

Все без исключения предпринимательские объединения, естественно, поддерживают реформу. Однако у нее есть весьма влиятельные противники (Минфин России, ФНС России и ПФР), которые ничего не хотят слышать о дальнейшем снижении ставок ЕСН. Поэтому сейчас можно утверждать только одно: уменьшение налогового бремени на фонд оплаты труда вряд ли произойдет раньше 2009 года.

Вывод зарплат из «тени»: действия ФНС России

Пока чиновники Экспертного управления президента и Минфина России решают, стоит ли дальше снижать ЕСН, налоговики начали активные действия по пополнению бюджета. В начале года ФНС России создала в каждом районе и при каждой инспекции специальную комиссию по легализации зарплат. На заседания таких региональных комиссий приглашаются руководители организаций, выплачивающие своим сотрудникам оклады ниже прожиточного минимума.

Весьма вероятно, что после 2005 года среди таких организаций банков уже не было. Последнее публичное упоминание о такой проблеме в кредитных организациях было сделано Председателем ЦБ РФ С.М. Игнатьевым на XVI съезде Ассоциации российских банков 5 апреля 2005 года. Он сказал, что в нескольких десятках банков (почти все из них московские, но крупных нет) среднемесячная заработная плата в 2004 году оказалась ниже 4 тыс. руб. (см. «Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке», 2005, № 5).

В 2005 году прожиточный минимум для трудоспособного населения Москвы составлял более 4 тыс. руб. Для трудоспособного населения России в целом он последний раз был установлен Постановлением Правительства РФ от 02.03.2005 № 105 на уровне 2690 руб. и затем постановлениями Правительства РФ больше не устанавливался. Постановлением правительства Москвы от 05.12.2006 № 931-ПП прожиточный минимум трудоспособного населения Москвы за II квартал 2006 года установлен в размере 5795 руб.

На заседание Межведомственной комиссии правительства Москвы по вопросам оплаты труда, уплаты налогов и страховых взносов были приглашены руководители ряда коммерческих банков и предпринимательских структур, в которых уровень заработной платы ниже прожиточного минимума в Москве. Предприниматели немедленно подтвердили готовность в ближайшее время поднять размер зарплаты в 2–3 раза и довести его до среднеотраслевого.

В Москве в 2006 году насчитывалось около 60 тыс. организаций, выплачивающих зарплату ниже установленного прожиточного минимума. Уже к середине 2006 года была проведена работа с представителями почти 11 тыс. организаций.

В том числе примерно 9,5 тыс. приняли меры для повышения заработной платы, причем почти половина из них — не дожидаясь рассмотрения материалов налоговыми органами.

Поводами для проведения выездных налоговых проверок могут стать: несоответствие статистическим данным о средней зарплате по отрасли; разница между информацией о предлагаемой зарплате, размещаемой кадровой службой компании в объявлениях, и сведениями, поданными в налоговую инспекцию; высокая зарплата сотрудников предпенсионного возраста и низкая руководителей; отличающиеся в разы оклады работников, занимающих одинаковые должности; свидетельские показания (см. «Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке», 2006, № 10, с. 7).

Как сообщило ФНС России в 2006 году, с начала года такие беседы были проведены с 500 тыс. налогоплательщиков. Из них 334 тыс. согласились увеличить своим сотрудникам оклады до уровня, превышающего прожиточный минимум. Следующим этапом предполагается работа ФНС России по «обелению» зарплат до среднеотраслевого уровня.

Нет никаких сомнений в эффективности таких мер. Однако, по мнению многих юристов, действия ФНС России выходят за рамки правового поля. Ведь отечественное законодательство в принципе не запрещает выплачивать зарплату, установленную на уровне ниже прожиточного минимума. На налогоплательщиков просто оказывается давление, считают они. Ведь немногие захотят портить отношения со своим налоговым инспектором.

Заключение

По всей видимости, в ближайшее время Правительству РФ придется рассмотреть предложения по реформированию ЕСН. Оно окажется перед трудным выбором. В случае принятия решения о снижении ставок ЕСН потребуется компенсация так называемых выпадающих доходов бюджета. Однако такой шаг может дать неплохой результат в том случае, если зарплаты действительно почти полностью выйдут из «тени», и за счет этого увеличатся поступления ЕСН в бюджет. Предложенный Экспертным управлением президента вариант снижения ЕСН, как нам кажется, можно считать наиболее приемлемым. При колоссальном бюджетном профиците такой эксперимент в принципе возможен.

У Фонда занятости с 1 октября новый отчет

В представленном обзоре новостей подобраны самые актуальные и обсуждаемые события прошедшей недели.

У Фонда занятости с 1 октября новый отчет

С 1 октября 2020 года Фонд занятости попросил местные центры занятости новые отчеты о работниках. Письмо Роструда от 25 июля 2020 г. № 858-ПР.

За бухгалтеров-«молчунов» возьмется прокуратура

Компании и ИП, оказывающие бухгалтерские услуги, обязаны сообщать о подозрительных клиентах в Росфинмониторинг. Соответствующие сведения они должны представить через личный кабинет на сайте ведомства, напоминает Росфинмониторинг в письме от 29.08.2020 № 04-00-07/17775.

Доллар выведут из бизнес-оборота

Минфин России поддержал идею председателя правления ВТБ Андрея Костина отказаться от расчетов в долларах, сообщил заместитель министра финансов Алексей Моисеев.

Минимум стал больше, МРОТ подрастет

21 сентября 2020 года вступает в силу Приказ Минтруда РФ от 24.08.2020 № 550н, в котором установлен прожиточный минимум для трудоспособного населения за второй квартал 2020 года в размере 11 280 рублей.

«Беспрецедентная наглость»: бизнес требует льгот за неувольнение «предпенсионеров»

В коллективном письме Дмитрию Медведеву представители РСПП, ТПП и «Опоры России» просят снизить взносы в Пенсионный фонд из-за пенсионной реформы.

«Дадим денег. Просьба не возвращать»

Швейцарская коммуна Рейнау (кантон Цюрих) с населением 1300 человек примет участие в необычном эксперименте. Каждый житель деревни, согласившийся участвовать в проекте, в течение года будет безвозмездно получать по 2500 швейцарских франков (2215 евро) ежемесячно. Об этом пишет газета Suddeutsche Zeitung. Стать объектом изучения уже согласились 848 человек.

Нюансы заполнения сведений о страховом стаже и застрахованных лицах

В письме от 7 июня 2020 г. N 08/30755 ПФР России дал разъяснения по двум вопросам. Первый – о порядке проставления кода «ДЛОТПУСК» в форме СЗВ-СТАЖ. Второй – о необходимости подавать сведения в ПФР в отношении единственного учредителя, являющегося руководителем компании.

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2020 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Поделиться

Распечатать

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Предпенсионерам

В соответствии с федеральным законом № 350-ФЗ для сохранения и соблюдения прав граждан в законодательство Российской Федерации вводится понятие предпенсионный возраст.

Льготы и гарантии людям предпенсионного возраста

Для граждан предпенсионного возраста сохраняются льготы и меры социальной поддержки, ранее предоставляемые по достижении пенсионного возраста: бесплатные лекарства и проезд на транспорте, скидка на оплату капремонта и других жилищно-коммунальных услуг, освобождение от имущественного и земельного налогов и прочие.

С 2020 года для предпенсионеров также вводятся новые льготы, связанные с ежегодной диспансеризацией, и дополнительные гарантии трудовой занятости. В отношении работодателей предусматривается административная и уголовная ответственность за увольнение работников предпенсионного возраста или отказ в приеме их на работу по причине возраста. За работодателем также закрепляется обязанность ежегодно предоставлять работникам предпенсионного возраста два дня на бесплатную диспансеризацию с сохранением заработной платы.

Право на большинство предпенсионных льгот возникает за 5 лет до нового пенсионного возраста с учетом переходного периода, то есть начиная с 51 года для женщин и 56 лет для мужчин. С 2020 года и далее правом на льготы пользуются женщины 1968 года рождения и старше и мужчины 1963 года рождения и старше.

Читайте так же:  Заявление об оспаривании исполнительского сбора

Пятилетний срок также актуален, когда при назначении пенсии учитываются одновременно достижение определенного возраста и выработка специального стажа. Это прежде всего относится к работникам опасных и тяжелых профессий по спискам №1, №2 и др., позволяющим досрочно выходить на пенсию. Наступление предпенсионного возраста и права на льготы в таких случаях возникает за 5 лет до возраста досрочного выхода на пенсию при соблюдении одного из условий: выработка требуемого льготного стажа, в случае если человек уже прекратил работу по соответствующей специальности, либо факт работы по соответствующей специальности.

Например, водители общественного городского транспорта при наличии необходимого спецстажа (15 или 20 лет в зависимости от пола) выходят на пенсию в 50 лет (женщины) или 55 лет (мужчины). Это значит, что границы наступления предпенсионного возраста будут установлены для женщин-водителей начиная с 45 лет, а для мужчин-водителей начиная с 50 лет.

Предпенсионный возраст врачей, учителей и других работников, у которых право на пенсию возникает не с определенных лет, а при выработке специального стажа, наступает одновременно с его приобретением. Так, школьный учитель, который в марте 2020 года выработает необходимый педагогический стаж, начиная с этого же момента будет считаться предпенсионером.

Для тех, у кого пенсионный возраст с 2020 года не поменялся, тоже есть право на предпенсионные льготы за 5 лет до выхода на пенсию. Например, у многодетных мам с пятью детьми оно возникает начиная с 45 лет, то есть за 5 лет до обычного для себя возраста выхода на пенсию (50 лет). При определении статуса предпенсионера в подобных случаях учитываются два фактора. Во-первых, основание, дающее право на досрочное назначение пенсии – им может быть необходимое количество детей, инвалидность, стаж на вредном производстве и пр. А во-вторых, непосредственно возраст назначения пенсии, от которого отсчитывается пятилетний период предоставления льгот.

Исключением, на которое не распространяется правило 5 лет, являются налоговые льготы. Они предоставляются по достижении прежних границ пенсионного возраста. Для большинства россиян это 55 или 60 лет в зависимости от пола, а в случае с досрочно выходящими на пенсию людьми – ранее этого возраста. Например, для северян, которые по прежнему законодательству выходят на пенсию на 5 лет раньше всех остальных, предпенсионным возрастом для получения налоговых льгот соответственно является 50 лет для женщин и 55 лет для мужчин.

Подтверждение предпенсионного статуса

Начиная с 2020 года Пенсионный фонд России запускает новый сервис информирования, через который предоставляются сведения о россиянах, достигших предпенсионного возраста. Эти данные используются органами власти, ведомствами и работодателями для предоставления соответствующих льгот гражданам.

Благодаря сведениям Пенсионного фонда самому предпенсионеру не нужно получать документ, подтверждающий право на льготы, – достаточно просто подать заявление в ведомство, предоставляющее льготу, где уже будет вся необходимая информация. К примеру, граждане предпенсионного возраста освобождены от уплаты имущественного налога на жилье и земельного налога с шести соток земли. Для того чтобы воспользоваться льготой, достаточно просто подать заявление в налоговый орган, специалисты которого самостоятельно сделают запрос в ПФР для подтверждения предпенсионного статуса заявителя.

Аналогичное взаимодействие у ПФР налажено с центрами занятости, которые с 2020 года предоставляют предпенсионерам повышенное пособие по безработице и занимаются программами профессионального переобучения и повышения квалификации предпенсионеров.

Данные ПФР передаются в электронной форме по каналам СМЭВ, через Единую государственную информационную систему социального обеспечения (ЕГИССО) и электронное взаимодействие с работодателями.

В личном кабинете на официальном сайте ПФР работает электронный сервис, позволяющий заказать справку об отнесении гражданина к категории граждан предпенсионного возраста.

Справку в формате PDF и XML можно получить за несколько секунд. Для этого необходимо войти в Личный кабинет при помощи пароля и логина учетной записи после регистрации на Едином портале государственных услуг , выбрать в разделе «Пенсии» вкладку «Заказать справку (выписку): об отнесении гражданина к категории граждан предпенсионного возраста», после чего указать орган, куда предоставляются сведения, — Федеральная налоговая служба России, орган государственной власти РФ в области содействия занятости населения, работодатель. При желании сформированную справку можно получить на электронную почту, сохранить, распечатать, а также просмотреть в разделе «История обращений».

Новый отчёт в фонд занятости

Здравствуйте.
Новый отчет в Центр занятости: что произошло
Письмо Роструда от 25.07.2020 N 858-ПР о проведении ежеквартального мониторинга сведений об организациях (работодателях) и численности работников организаций, не являющихся пенсионерами, а также ежемесячного мониторинга реализации мер по содействию занятости граждан предпенсионного возраста.

Сдать отчет до 15 октября – обязанность Центра занятости, а не Работодателей.
Письмом Роструд поручает Центрам занятости населения провести соответствующий мониторинг данных о «предпенсионерах». По результатам Центры занятости должны отчитаться — до 15 октября направить собранные данные в Роструд.

И, чтобы успеть составить «свои» отчеты в срок, Центры занятости указывают работодателям более ранний срок для сдачи отчета – до 4 числа месяца, следующего за отчетным.

На сегодня для Работодателей обязанность сдавать отчет о работниках предпенсионного возраста законом не установлена.
Форма отчета для Работодателей также не разработана и не утверждена.

Ответственность
Соответственно, если этот отчет не сдать, штрафов не будет, мер ответственности нет. Отчет сдается в виде содействия Центрам занятости в проведении мониторинга.

Пенсионный фонд РФ составил списки работодателей с работниками, которые достигнут предпенсионного возраста в 2020 году:

женщины 1964 года рождения
мужчины 1959 года рождения
Таким работодателям Центры занятости направляют письма с требованием сдать отчет.

Скорее всего, в дальнейшем этот вопрос законодательно урегулируют, отчет станет обязательным, утвердят форму.

Итак, организации уже начали получать уведомления от служб занятости о необходимости представить ежеквартальный отчет о сотрудниках — будущих пенсионерах. Первый раз его надо было сдать в октябре — в одних регионах не позднее 1 октября, в других — не позднее 4 октября. Службы занятости передадут сведения работодателей в Роструд до 15 октября (п. 3 раздела III протокола заседания Правительства от 14.06.2020 № 16, письмо Роструда от 25.07.2020 № 858-ПР). Так Правительство будет отслеживать работников, которым скоро на пенсию.

Рекомендованный бланк отчета службы занятости разместили на своих сайтах. В отчете надо заполнить название компании, ее ИНН и КПП, среднесписочную численность и число штатных единиц сотрудников 1959 и 1964 годов рождения. Надо сообщить, сколько сотрудников предпенсионного возраста работают в компании, сколько уволено, в том числе по инициативе работодателя. Персональные данные работников указывать не надо.

Социальный налог — вперед в прошлое?

Все бизнесмены обязаны платить налоги. Их экономический смысл состоит во взаимоотношении любых граждан и хозяйствующих субъектов, с одной стороны, и государства -с другой стороны, направленном на формирование государственных финансов. Нормативное определение налогов дано в статье 8 Налогового кодекса РФ:

Все налоги носят императивно-обязательный характер, являются индивидуальными и безвозмездными со стороны плательщиков, при их уплате происходит одностороннее изъятие части собственности налогоплательщика и переход ее к государству. Средства, поступившие в виде налогов, направляются на финансирование деятельности государства и муниципальных образований. Поэтому налоги делятся на федеральные и местные. От сбалансированности налоговой системы страны зависит не только наполняемость бюджета, но и общий деловой климат. Инвесторы стремится туда, где меньше налоговое бремя, а сами налоги проще и прозрачнее.

Эти, казалась бы, прописные истины выглядят иначе, когда возникает экономический кризис и требуется пересмотр сложившейся налоговой системы. Такой пересмотр может принести бизнесу как положительные перемены, так и наоборот — загнать его в тень. Можно сказать, что единый социальный налог, о котором заговорили чиновники, является как раз таким инструментом.

Что такое единый социальный налог?

Единый социальный налог был введен в России в 2001 году. Он заменил обязательные для всех работодателей и граждан взносы в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Государственный фонд занятости населения и фонды обязательного медицинского страхования. ЕСН обязали платить всех работодателей осуществляющих выплаты наемным работникам индивидуальных предпринимателей и граждан. Все платежи по ЕСН разделялись на несколько направлений:

  • единый социальный налог, уплачиваемый в Федеральный бюджет;
  • единый социальный налог, уплачиваемый в Фонд социального страхования (ФСС);
  • единый социальный налог, уплачиваемый в Фонд медицинского страхования (ФМС);
  • страховые взносы по обязательному страхованию от несчастных случаев и профзаболеваний в Фонд социального страхования (ФСС);
  • страховые взносы по обязательному пенсионному страхованию в Пенсионный фонд.
  • Работодатели платили ЕСН, зачисляемый в государственные внебюджетные фонды, — пенсионный, социального страхования и обязательного медицинского страхования. А на долю индивидуальных предпринимателей и адвокатов пришелся ЕСН, зачисляемый в Федеральный бюджет, в Фонд социального страхования и Фонд обязательного медицинского страхования. Ставки ЕСН были дифференцированы в зависимости от фонда заработной платы, организационно-правовой формы и даже вида деятельности работодателей. Однако, большинство работодателей уплачивали налог по нижней шкале.

    Ряд работодателей был освобожден от уплаты ЕСН. Среди них:

    Организации, выплачивающие вознаграждения работникам-инвалидам 1,2 и 3 группы, не превышающие в течение налогового периода 100 тысяч рублей по каждому работнику.

    Общественные организации инвалидов, с количеством трудоустроенных инвалидов и их законных представителей не менее 80%, а также их региональные и местные отделения.

    Организации, чей уставный капитал полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50%, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25%.

    Образовательные, культурные, лечебно-оздоровительные, физкультурно-спортивные, научные, информационные и прочие социальные учреждения, а также организации, созданные для оказания правовой и другой помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям, единственными собственниками имущества которых являются указанные общественные организации инвалидов.

  • При этом льготы не распространялись на организации, осуществляющие производство и реализацию подакцизных товаров, минерального сырья и полезных ископаемых.
  • Страховые взносы

    Просуществовав 9 лет, ЕСН опять уступил место обязательным страховым взносам во внебюджетные фонды. С 2010 года работодатели стали начислять такие взносы на все выплаты и вознаграждения в пользу физических лиц. Регулирование уплаты страховых взносов определено в Федеральном законе N 212-ФЗ. Перечисление социальных взносов в федеральный бюджет было полностью отменено и все средства сосредоточились в бюджетах ПФР и ФСС.

    В 2015 году в систему страховых взносов были внесены значительные коррективы, затронувшие как особенности их расчета, так и уплату. В частности, изменились требования к среднесписочной численности работников, расчет суммы взносов теперь должен осуществляться с учетом копеек, определены требования к обложению страховыми взносами выходного пособия, а также ряд других изменений.

    Но главный принцип страховых взносов сохранился: все средства, перечисляемые работодателями, попадают в непосредственно в ПФР и ФСС и потом распределяются на пенсии, пособия и выплаты в пользу застрахованных лиц. При этом существует возможность для разделения пенсионных взносов на страховые и накопительные. Пенсионный фонд России самостоятельно администрирует сбор взносов и распределение полученных средств. Аналогичные права имеет Фонд социального страхования. Все неиспользованные средства остаются в распоряжении внебюджетных фондов.

    Перспективы возврата социального налога

    Сразу же после перехода Пенсионного фонда России и Фонда социального страхования под управление Минфина, Федеральная налоговая служба объявила о реформировании сложившейся системы социальных взносов. По задумке налоговиков, вместо разных взносов в ПФР, ФСС и ФОМС работодатели должны платить единый взнос. Этот взнос не должен зависеть от фонда оплаты труда работников и будет контролироваться одним органом.

    Казалось бы, такая инициатива ФНС является первым шагом на пути к возврату ЕСН, уже анонсированному некоторыми чиновниками. Но это не совсем так. Сама налоговая служба пояснила, что объединение социальных взносов не должно изменить их основную суть, а также порядок учета и распределения. Ведь при страховых взносах собранные средства целиком поступают в бюджеты соответствующих фондов и распределяются ими в зависимости от потребностей. В случае с социальным налогом деньги поступают в бюджет и подлежат распределению оттуда на общих основаниях.

    Именно способ распределения средств вызвал наибольшее беспокойство у экспертов, когда впервые заговорили о возврате социального налога. Совокупный бюджет социальных фондов на 2016 год составляет 5,9 трлн рублей, или 7,5% ВВП. Доходная часть федерального бюджета на 2016 год утверждена в размере 13,7 трлн рублей, или 17,5% ВВП. Это значит, что внебюджетные средства составляют почти половину общероссийского бюджета.

    Правда, такая проблема не сильно волнует самих бизнесменов. Им, по большому счету, важнее не то, куда пойдут их деньги (которые все равно придется заплатить), а то, каким образом их будут администрировать. Практика показывает, что удобнее, когда администрирование и сбор средств осуществляет одна структура, а не две, три или четыре. Поэтому, если речь идет об объединении всех взносов в один, без увеличения ставки, то предприниматели готовы это поддержать.

    Как выяснили журналисты, чиновники собираются не просто объединить все социальные взносы в один, но и изучить возможность введения дополнительного платежа в Пенсионный фонд в размере 2%, который будут уплачивать сами граждане. Кроме того, глава российского Правительства Дмитрий Медведев поручил Минтруда, Минфину и Минэкономразвития «проработать вопросы: начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с сумм, превышающих установленную предельную величину базы для начисления страховых взносов; введения соплатежа застрахованных лиц при уплате взносов». Это значит, что страховые взносы с высоких зарплат, которые уплачивают работодатели, также могут быть увеличены.

    Министр экономического развития Алексей Улюкаев опроверг факт обсуждения правительством таких инициатив, хотя и не отрицает само существование подобных идей.

    Однако, как показывает практика, такие заявления зачастую не соответствуют действительности, поскольку делаются чиновниками тогда, когда вопрос еще «висит в воздухе» и не решен окончательно. Как известно, власти ввели мораторий только в отношении налоговой нагрузки для бизнеса. А страховые взносы, пока они еще не стали ЕСН, к налогам не относятся. Поэтому, можно сказать только о том, что уже в 2017 году бизнесу придется привыкать к единому социальному взносу и новым «старым»функциям ФНС, а вот станет ли этот взнос налогом, чиновники еще не решили.