Метод анкетирования в психологии требования

Метод анкетирования

Анкетирование – метод сбора исследуемых данных, основанный на опросе с помощью анкет.

Анкета – это объединённая единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных, на выявление количественно-качественных характеристик предмета анализа психики детей, родителей.

Классификация вопросов анкет:

1. По содержанию:

— о фактах сознания – выявляют: мнение родителей, пожелания, ожидания, планы на будущее и т.д.

— о фактах поведения – выявляют: поступки, действия, результаты деятельности.

— о личности – выявляют: пол, возраст, образование, профессию и т.д.

2. По функциям:

— основные вопросы – сбор информации о содержании исследуемого явления.

Например: Покупаете ли вы журналы? Всегда. Иногда. Никогда.

вопросы-фильтры – направлены на выявление адресата основного вопроса.

Например: Знакомы ли Вы с последним номером журнала?

контрольные вопросы – направлены на проверку искренности ответа.

Например: Какие материалы из последнего номера вас заинтересовали?

3.По форме:

— открытые вопросы – ответ даётся в свободной форме (компетенция отвечающего). Например: охарактеризуйте детей, которые любят конструировать.

— закрытые вопросы – на вопрос даётся полный набор вариантов ответов;

альтернативные вопросы (выбирается один вариант ответа);

например: Занимаетесь ли вы спортом? Регулярно. Иногда. Никогда.

не альтернативные вопросы – можно выбрать несколько вариантов ответов;

например: Какие черты Вам больше всего нравятся в Вашем ребёнке? Организованность. Честность. Оптимизм. – Какие ещё?

— прямые вопросы – в вопрос включено то, что интересует исследователя;

например: Нравиться ли Вам профессия воспитателя? Да. Нет. Не знаю.

— косвенные вопросы – в вопрос включается воображаемая ситуация;

например: Согласны ли Вы с утверждением, что профессия воспитателя одна из самых лучших? Да. Нет. Не знаю.

4.Шкалированные вопросы –отвечающий лишь выбирает один из представленных ему чётко сформулированных ответов.

Например: «Трудно ли вам заговорить с незнакомым?» Очень трудно. Достаточно трудно. Не очень трудно. Не очень легко. Достаточно легко.

Оформление анкеты (сценарий для беседы)
Интервьюирование (очная беседа) Анкетирование (заочная беседа)

Основные требования к составлению анкеты:

1.Главный компонент анкеты – серия вопросов, отвечающих общему замыслу исследования.

2.Анкета должна учитывать:

— уровень общей культуры и психология учащихся;

— организацию материала и расположение вопросов;

— последующий способ обработки полученных данных.

3.В анкете должны быть поставлены конкретные цели и задачи анкетирования.

4. Чётко сформулированные вопросы анкеты на основе гипотезы.

5. Во вступлении излагается тема, цель, задачи опроса. Сообщается о конфиденциальности полученной информации. Объясняется техника заполнения анкеты.

Основные требования к расположению вопросов в анкете:

1.В начале анкеты:

Вопросы должны быть простые, нейтральные по смыслу. Их цель – сформировать установку на сотрудничество, заинтересованность опрашиваемого.

2.В середине анкеты:

Вопросы, требующие, анализа, размышления, активности памяти.

3.В конце анкеты:

Вопросы о паспортных данных опрашиваемого (пол, возраст и т.п.)

Основные требования к формулировке вопросов анкеты:

Вопросы должны Вопросы не должны
1.Отвечать исследовательской задаче. 2.Формулироваться ясно и конкретно: исходя из возрастных особенностей; учитывать терминологию, принятую в среде опрашиваемых. 3.Одинаково пониматься всеми отвечающими. 4.Одинаково формулироваться. 5. быть тактичными по отношению к личности опрашиваемых. 6.Быть стилистически грамотными, требующими конкретного ответа. 1.Иметь двойного толкования. 2.Предлагать делать выбор между несопоставимыми ценностями. 3.предопределяться социальной ситуацией. 4.Носить отпечаток установки исследования. 5.Иметь внушающий характер (в виде подсказок). 6.Быть такими, на которые можно получить информацию из других источников (например, из личного дела и т. п.). 7.Быть такими, на которые нет информации у опрашиваемого. 8.Быть в большом количестве.
При формулировке оценочных вопросов и вариантов ответов необходима сбалансированность положительных и отрицательных суждений.

Метод тестов.

Тесты – специализированные методы психодиагностического обследования, применяя которые можно получить точную количественную качественную характеристику изучаемого явления.

Тест – это кратковременное задание, выполнение которого может служить показателем уровня развития некоторых психических функций и которое определяет с известной вероятностью определить актуальный уровень развития у индивида необходимых ЗУН, личностных характеристик и т.д.

Метод тестов используется в детской психологии с начала XX в. в форме знаменитых шкал оценки умственного развития Бине – Симона. Эти тесты разработаны по заказу французского правительства в связи с переходом к всеобщему образованию для дифференциации детей со сниженным интеллектом и социально запущенных. Были разработаны системы задач для определения умственного возраста ребёнка и специальная формула для вычисления IQ (коэффициента умственного развития). С этого момента метод тестов получил широкое развитие в детской психологии. Сегодня существует целый ряд тестов, которые позволяют определить уровень умственного развития, социальной адаптации, особенностей личностного развития; тесты достижений, определяющих уровень усвоения ЗУН, тесты способностей. Тест – это сравнение уровня развития ребёнка по определённым показателям с репрезентативной выборкой, т.е. нормативной шкалой. Тест даёт представление о месте ребёнка по уровню развития в популяции.

Особенность тестов – жёсткая стандартизация процедуры проведения и обработки данных.

Основные требования, предъявляемые к тестам:

1.Валидность (пригодность, обоснованность) – установление соответствия между интересующим психическим свойствам и методом его измерения. Валидность относится не только к тесту, но и к критерию оценки его качества.

2.Надёжность (устойчивость) – это стабильность результатов при повторных тестированиях.

3.Стандартизация – многократная проверка теста на большом количестве испытуемых. Возможность:

— определения, в какой мере испытуемый соответствует определённому стандарту;

— сравнения полученных данных в разное время и разных местах.

4.Одинаковые возможности для всех испытуемых – одни и те же задания для выявления психических особенностей испытуемых.

5.Норма и интерпретация теста – определяется системой теоретических допущений (возрастные, групповые нормы, их относительность, стандартные показатели и др.) относительно предмета тестирования.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2020 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.002 с) .

Метод анкетирования в психологии требования

Широкую известность в исследованиях, проводимых в области физического воспитания и спорта, так же, как и в исследованиях по социологии, психологии и педагогике, приобрели методы, которые в наиболее обобщенном смысле можно назвать методами опроса . Главное их достоинство в том, что исследователь может опросить большое количество людей, живущих в различных районах, и получить сравнимые и легко анализируемые данные. Кроме того, методы опроса позволяют получать информацию о мнениях людей, мотивах поведения, намерениях и т.д., то есть обо всем, что пока еще не может быть установлено при помощи инструментальных методов измерения. В зависимости от методики и проведения опроса выделяют беседу, интервью и анкетирование.

Данные методы имеют много общего, но предпочтение можно отдать беседе, так как во время беседы исследователь имеет возможность уточнить отдельные мысли респондента (опрашиваемого), развить их и дополнить с помощью вопросов.

Беседа — вид опроса, строящегося на продуманном и тщательно подготовленном разговоре исследователя с компетентным лицом (респондентом) или группой лиц с целью получения сведений по изучаемому вопросу.

Беседа должна проводиться в атмосфере непринужденного и взаимного доверия по заранее намеченному, продуманному плану с выделением вопросов, подлежащих выяснению. При подборе собеседника следует находить возможность общения с теми респондентами, которые хорошо осведомлены о предмете исследования и проявляют желание обсудить интересующие исследователя вопросы. Проводящий беседу должен хорошо знать предмет исследования и суметь завоевать доверие собеседника, задавая четко сформулированные вопросы. Исследователь должен быть тактичным, корректным и всегда помнить о том, что его задача — собрать необходимые сведения, а не поучать или спорить.

Беседа ведется без записи ответов собеседника, целесообразно использовать магнитофон (диктофон). Для беседы важно создать атмосферу непринужденности и взаимного доверия, поэтому благоприятной обстановкой является привычная среда: спортзал стадион, бассейн, место прогулки и т.п.

Таким образом, эффективность беседы во многом зависит от опыта исследователя, степени его педагогической и, особенно, психологической подготовленности, уровня теоретических знаний, от мастерства ведения беседы и даже отличной привлекательности.

Интервьюирование — проводимый по определенному плану устный опрос, при котором запись ответов респондента проводится либо исследователем (его ассистентом), либо механически (с помощью записывающих устройств на различные носители информации). В отличие от беседы, в которой респонденты и исследователь выступают активными собеседниками, вопросы, построенные в определенной последовательности, задает только исследователь, а респондент отвечает на них. Интервьюер может наблюдать за поведением опрашиваемого, что значительно облегчает интерпретацию полученных данных.

При составлении вопросов нужно иметь в виду следующие основные требования:

— опрос не должен носить случайный характер, а быть планомерным (при этом понятные отвечающему вопросы задаются раньше, более трудные — позднее);

— вопросы должны быть лаконичными, конкретными и понятными для всех отвечающих;

— вопросы не должны противоречить педагогическому такту и профессиональной этике.

При опросе следует придерживаться следующих правил:

1) во время интервью исследователь должен быть с отвечающим наедине;

2) каждый устный вопрос следует прочитать с вопросного листа дословно, в неизменной форме;

3) следует точно придерживаться порядка следования вопросов;

4) отвечающий не должен видеть вопросника или иметь возможность прочитать следующее за очередным вопросы;

5) интервью должно быть кратковременным (с учащимися как правило не более 15-20 мин, со взрослыми не более 30 мин);

6) интервьюирующий не должен воздействовать на отвечающего каким-либо способом (косвенно подсказывать ответ, качать головой в знак неодобрения, кивать головой и т.д.);

7) если интервьюирующий не понимает ответа, то он может задавать дополнительно лишь нейтральные вопросы (например, «Что Вы хотели этим сказать?», «Объясните немного подробнее?»);

8) если отвечающий не понимает вопроса, его нужно медленно прочитать еще раз (нельзя разъяснять отвечающему вопрос); если вопрос остается не понят и после повторного чтения, против него следует написать: «Вопрос не понят».

9) ответы записываются в вопросник только во время опроса в заранее подготовленную графу вопросника.

Анкетирование — метод получения информации посредством письменных ответов на систему заранее подготовленных и стандартизированных вопросов с точно указанным способом ответов.

Для проведения анкетирования не обязателен личный контакт исследователя с респондентом, так как анкеты можно рассылать по почте или раздавать с помощью других лиц. Преимущество анкетирования перед вышеперечисленными методами опроса в том, что этот метод очень удобен для быстрого выяснения мнений большой группы опрашиваемых. Он может применяться на соревнованиях, совещаниях, собраниях, занятиях и т.д. Кроме того, результаты анкетирования удобно подвергать анализу методами математической статистики.

Приступая к составлению анкеты необходимо:

— хорошо знать самому исследуемую проблему,

— уяснить цель опроса (Какой хочешь получить ответ?),

— предусмотреть выявление зависимости от социального положения, пола, стажа опрашиваемых,

— учесть возраст и подготовленность опрашиваемых,

— продумать место и время проведения опроса,

— проконсультироваться со специалистами.

1) по содержанию (Прямые вопросы нацелены непосредственно на решение задач исследования. Например, в анкету может быть включен вопрос: «Какую роль, по Вашему мнению, играет скоростно-силовая подготовка в беге на короткие дистанции?». Однако респонденты не всегда охотно отвечают на прямые вопросы, поэтому иногда предпочтительнее косвенные вопросы. В этом случае косвенный вопрос прозвучал бы, например, так: «Каково Ваше мнение о сравнительной важности развития скоростно-силовых качеств и специальной выносливости в системе подготовки бегунов на короткие дистанции?»);

2) по степени свободы ответа (Открытыми называются вопросы, не ограничивающие ответа респондента. Например: «В какой сфере деятельности Вы хотели бы специализироваться после окончания вуза?» Такие вопросы позволяют получать ответы в естественной форме, содержащие обоснование мотивов, но в определенной степени подобные ответы, часто носящие пространственный характер, затрудняют последующую обработку полученных результатов.

Вопросы принято называть закрытыми , если возможность выбора заранее ограничивают определенным числом вариантов ответов. Например, «Довольны ли Вы тем, как проводятся занятия по специализации?» При этом могут быть указаны варианты ответов: очень доволен, доволен, безразличен, недоволен, очень недоволен. В большинстве случаев вопросы ставятся таким образом, что респонденту необходимо бывает ответить только «да» или «нет». Например, на вопрос: «Желаете ли Вы после окончания института работать по специальности?» — варианты ответов: 1 -Да; 2 — Нет; 3 — Не знаю. Могут быть вопросы и с «веером» ответом. Например, на вопрос: «Какими видами спорта желают заниматься современные школьники?» — может быть предложен перечень видов спорта (список не должен быть более десяти пунктов);

3) по цели (для получения новой информации: для подтверждения каких-то данных; для проверки на лживость);

4) по форме ( дезъюктивные — выбор одного варианта ответа, конъюктивные — выбор нескольких вариантов ответа, шкалированный вопрос для перевода качественного показателя в количественный).

При шкалированном вопросе используется оценка ответов по балльной системе (чаще всего по пятибалльной). Например, на вопрос: «Сильно ли развита сила воли Ивана Ивановича?» — варианты ответов: 5 баллов — «да»; 4 — «больше да, чем нет»; 3 — «не знаю, не уверен»; 2 — «больше нет, чем да»; 1 — «нет»).

Вопросы должны быть лаконичны и точны, соответствовать образовательному уровню респондентов. Следует избегать: подсказывающих вопросов, формулировки двух вопросов в одном, большого объема вопросов (ответ на анкету не должен превышать 40 мин).

Рекомендуется следующая примерная модель анкеты.

Введение Указывается, кто (организация) и для чего проводит анкетирование, как будут использоваться данные, гарантируется анонимность, дается инструкция по заполнению анкеты и способам ее возвращения тому, кто проводит анкетирование, выражается благодарность за сотрудничество
Основная часть анкеты
Вступительные вопросы Событийные, фактологические вопросы, призванные заинтересовать респондента, облегчить ему включение в работу
Основные вопросы Наиболее острые, интимные вопросы, связанные с жизненно важными для респондента сферами; сложные по форме вопросы; открытые вопросы
Заключительные вопросы Относительно легкие вопросы, с учетом утомления респондента
Паспортичка Вопросы о социальном статусе респондента (профессия, должность, образование, стаж работы, возраст и т.д.)
Благодарность за участие в анкетировании

Слабой стороной анкет является их стандартный характер, отсутствие живого контакта с опрашиваемыми, что не всегда обеспечивает достаточно исчерпывающие и откровенные ответы. Кроме того, рассылая анкеты, исследователь не знает, как к ней отнесутся, возвратят ли ее заполненной.

Вопросы анкет должны быть взаимосвязаны и по содержанию, частично, перекрывать друг друга, что позволяет проверить достоверность ответов. Кроме того, следует проверить анкету первоначально на небольшой группе людей. Вся анкета должна быть построена так, чтобы располагать респондентов к откровенности, но и не подсказывать им ответ. При этом опрашиваемые должны быть уверены, что их откровенность не будет использована против них, поэтому анкеты можно сделать анонимными.

При самой процедуре анкетирования следует:

— исключить влияние авторитета (лица, при котором отвечающие не будут откровенны),

— не давать советоваться и обсуждать,

— учитывать условия проведения (ситуационные — неправильно выбрано время; социологические — не тот и манера; психологические — настрой людей),

— помнить, что анкетирование не должно проводиться не чаще двух раз в год.

Полученные письменные ответы анализируются, обрабатываются методами математической статистики и могут служить основой для выявления имеющей место тенденции и формулирования определенных выводов. Погрешность от неверных, неискренних и неточных ответов тем меньше, чем больше охвачено респондентов и чем представительнее их состав. В литературе об интервьюировании и анкетировании особое внимание уделяется технике составления вопросов и ответов на них, чтобы результаты опросов можно было подвергнуть не только качественной, но и количественной обработке.

Анкетирование

Анкетирование

Анкетирование предполагает, что опрашиваемый заполняет вопросник в присутствии анкетера или без него, реже анкетер заполняет вопросник со слов опрашиваемого. По форме проведения анкетирование может быть индивидуальным или групповым, когда за относительно короткое время можно опросить значительное число людей. Анкетирование бывает также очным и заочным — в виде почтового опроса; опроса через газету, журнал, компьютерную сеть.

Анкета является основным инструментом опроса и представляет собой социологический документ, содержащий структурно-организованный набор вопросов, каждый из которых связан с задачами проводимого исследования. Эта связь выражается в необходимости получения информации, отражающей характеристики изучаемого объекта.

Анкета имеет определенную структуру, где важными элементами являются: вводная часть, «паспортичка», основная часть.

Вводная часть. Оформление анкеты следует начать с титульного листа, где обязательно указывают название анкеты, отражающее тему или проблему опроса, место и год выпуска анкеты, а также название организации, проводящей опрос. Например:

«Динамика интеграции вынужденных переселенцев в местное сообщество»

Южный научный Центр РАН

Во вводной части обычно кратко поясняют цели и задачи опроса, его значение и перспективы использования результатов. Здесь же разъясняются правила заполнения анкеты, обязательно указывается, что опрос анонимен. Пример вводной части:

Приглашаем Вас принять участие в обсуждении проблем интеграции вынужденных псрссслснисв в местное сообщество на территории края. Мы обращаемся к Вам, потому что никто глубже и точнее не сможет передать того, как это происходит. Мы надеемся также получить ответы на аналогичные вопросы представителей различных групп населения, живущих в нашем крае. Ваши искренние ответы будут способствовать открытости во взаимодействии с местным населением.

Внимание! Для заполнения анкеты Вам необходимо выбрать вариант ответа, соответствующий Вашему мнению, и обвести цифру, обозначающую этот вариант. Вы также можете дописать свой ответ на отведенной для этого строке. Подписывать анкету не обязательно.

Заранее выражаем благодарность за сотрудничество!

Некоторые правила заполнения и регистрации ответов могут размещаться отдельно, в самом тексте, состоящем из отдельных вопросов основной части анкеты. Например, это может быть указание на то, сколько вариантов ответа можно выбрать в конкретном вопросе («Пожалуйста, выберите один вариант ответа» или «Отметьте все подходящие варианты»).

«Паспортичка» состоит из вопросов, касающихся социально-демографических и других характеристик самого респондента. Как правило, она помещается либо в начале анкеты, либо в ее конце и в последнем случае заканчивается выражением благодарности респонденту за участие в опросе. Некоторые исследователи считают, что «паспортичка» в самом начале анкеты может вызвать недоверие к социологу и сомнение в действительной анонимности опроса и соответственно повлиять на искренность ответов. В то же время расположение «паспортич- ки» в начале анкеты оправдано психологически, поскольку позволяет постепенно повышать сложность вопросов.

Основная часть анкеты состоит из вопросов, связанных с целями и задачами исследования, а также самой процедурой заполнения анкеты. Большое значение имеют очередность вопросов, их формулировка, графическое оформление. Вопросы и варианты ответов, как правило, предлагается выделять шрифтом, номером, рамками. Текст анкеты обычно адаптируется с учетом уровня культуры и образования респондентов. Возможно использование схем, графиков, которые могут активизировать внимание участников опроса.

При составлении вопросов анкеты следует руководствоваться требованиями, проверенными на практике и повышающими их обоснованность и надежность анкеты.

Анкетные вопросы

В исследовании об интеграции вынужденных переселенцев было, в частности, решено выяснить причины, по которым мигранты решили переехать в Ставропольский край (табл. 1.3). В исследовании все ответы по их характеру были разделены на экономические, социокультурные, геополитические, географические и психологические. Очевидно, что в Ставропольский край мигрантов привлекают прежде всего экономические причины (возможность заработать). Почти столько же опрошенных имеют в крае родственников, что также облегчило трудовую миграцию.

Таблица 1.3. Причины переезда мигрантов с целью занятия трудовой деятельностью на территории Ставропольского края, %

Причина въезда в край

Возможность заработать больше, чем в других регионах России

Легче трудоустроиться, чем в других регионах России

Знаком с местной культурой

Наличие национальной диаспоры

Близость Ставропольского края к границам вашего государства

Благоприятные климатические условия

Все сюда ехали, может, останусь жить

Сумма ответов в столбце табл. 1.3 превышает 100 %, поскольку респонденты могли выбрать несколько вариантов от- вста. Таким образом, перед ними были поставлены безальтернативные вопросы. Если бы респондентам было предложено выбрать только один, определяющий вариант ответа о причинах переезда, то сумма ответов составила бы 100 %. В таком случае вопрос был бы альтернативным. Приведем простейший пример альтернативного вопроса:

Жалеете ли вы, что стали заниматься работой по найму ?

Трудно сказать — 20 %

Приведенные примеры показывают, что существуют вопросы альтернативные и безальтернативные. Кроме того, они содержат явные подсказки («да» или «нет»), а также «меню» для ответов. Поэтому такого рода вопросы называют закрытыми. Существуют также полузакрытые вопросы, позволяющие респонденту дополнить «меню». В таком случае в конце приводимых ответов предусмотрены возможности кодирования дополнительных ответов.

Из чего складывается доход вашей семьи?

Социологи используют и открытые вопросы, такие, которые не предусматривают подсказок. При открытых вопросах респондент имеет возможность свободно и полно выразить свое мнение, а социолог — собрать богатую информацию. Так, на открытый вопрос «Что вас больше всего не устраивает в работе? (напишите)» респондент свободен в выборе и формулировке ответа, например: «условия оплаты», «условия труда», «взаимоотношения с руководством» и т.д.

Для исследователя основное неудобство открытых вопросов заключается в трудностях их формализации и соответственно последующей обработки. Отвечая на заданный вопрос, респондент руководствуется исключительно собственными представлениями. Естественно, что полученные ответы индивидуальны и разнообразны, поэтому открытый вопрос применяется в тех случаях, когда необходима полная информация о представлениях респондента по изучаемой проблеме, его словарном запасе, способности к аргументации. Кроме того, респондент более охотно отвечает на вопрос, если он считает себя компетентным и заинтересованным в исследуемой области. Если эта область ему мало известна, то он либо уклоняется от ответов, либо дает заведомо некачественную информацию.

Итак, выбирая форму вопроса, целесообразно учитывать:

  • специфику исследования: закрытые вопросы предпочтительны для выявления фактов и мнений, предполагающих определенный перечень возможных вариантов ответов, а открытые — при сборе более богатой и индивидуализированной информации;
  • особенности последующей обработки ответов: при закрытой форме вопроса респондент, отмечая одну из альтернатив, одновременно кодирует ее, что значительно упрощает дальнейшую обработку, а при открытой форме кодировать все разнообразие ответов приходится самому исследователю, сводя их в конечном счете к некоторому ограниченному числу наиболее часто повторяющихся ответов.
  • Другие виды вопросов

    В любой анкете содержатся вопросы, направленные на сбор материалов в соответствии с основной задачей исследователя, поэтому вопросы такого вида называются основными. Однако практика показывает, что в опросах необходимо проверить искренность респондента (контрольные вопросы), а также выявить данные о некоторой части опрашиваемых (вопросы-фильтры). Контрольные и «фильтровые» вопросы называют неосновными, второстепенными.

    Контрольные вопросы располагаются или сразу после основных, или несколько позже. Например, если основной вопрос таков: «Знаете ли вы о причинах конфликта на предприятии?», то контрольный вопрос может быть следующим: «Какие из причин конфликта на предприятии вы считаете главными?» Допустим, что на основной вопрос респондент ответил отрицательно, а на контрольный положительно, причем перечислил несколько конфликтов: в таком случае возникает сомнение в тщательности заполнения анкеты или в искренности респондента.

    Вопросы-фильтры задают с целью отделить интересующую социолога одну часть опрашиваемых от других респондентов. Так, при изучении мнения студентов о службе в армии можно ввести вопрос-фильтр об имеющемся опыте студентов, отслуживших в армии. Например, «Знакомы ли вы на практике с армейской «дедовщиной»?». Этот вопрос-фильтр сразу выделит из всего массива опрашиваемых тех, кому в дальнейшем можно задавать вопросы о проявлениях «дедовщины».

    Формулировка вопросов, относящихся к изучению мнения и установок людей, чрезвычайно важна. «Оптимальным» считается вопрос, формулировка которого не влияет на распределение ответов при сохранении заранее заготовленного списка их возможных вариантов. На практике постоянно встречаются значительные смещения в ответах.

    Исследователь Э. Нойман иллюстрирует значимость формулировок анкетного вопроса следующим образом:

    1-я формулировка вопроса: «Считаете ли вы, что на предприятии все рабочие должны быть членами профсоюза?»

    2-я формулировка вопроса: «Считаете ли вы, что на предприятии все рабочие должны быть членами профсоюза или каждый сам должен решить, быть ему членом профсоюза или нет?»

    Ответы респондентов на первый взгляд кажутся неожиданными (табл. 1.4). Оказалось, что при введении во 2-й формулировке альтернативы сдвиг явных ответов был значительным, а неопределенный ответ падает до 6 %.

    Таблица 1.4. Значимость формулировок вопроса в определении характера ответа, %

    Warning: copy(http://oldsite.kmariinka.ru/image/mga/test_smailiki.jpg) [function.copy]: failed to open stream: php_network_getaddresses: getaddrinfo failed: Name or service not known in /home/kmariink/public_html/plugins/content/mavikthumbnails.php on line 668

    Warning: copy() [function.copy]: php_network_getaddresses: getaddrinfo failed: Name or service not known in /home/kmariink/public_html/plugins/content/mavikthumbnails.php on line 668

    Warning: copy(http://oldsite.kmariinka.ru/images/stories/image/mga/test_circle.jpg) [function.copy]: failed to open stream: php_network_getaddresses: getaddrinfo failed: Name or service not known in /home/kmariink/public_html/plugins/content/mavikthumbnails.php on line 668

    Методы исследования -анкетирование

    Анкетирование — метод сбора исследуемых данных, основанный на опросе опрашиваемых с помощью анкет.

    Анкета — это объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленная на выявление количественно-качественных характеристик предмета анализа психики детей, родителей. Все вопросы анкеты можно классифицировать по разным основаниям.

    Классификация вопросов анкеты

    По содержанию

    О фактах сознания

    Вопросы выявляют:
    — мнение родителей
    — пожелания
    — ожидания
    — планы на будущее и т.д.

    О фактах поведения

    Вопросы выявляют:
    — поступки
    — действия
    — результаты деятель-ности

    О личности

    Вопросы выявляют:
    — пол
    — возраст
    — образование
    — профессию

    По функциям

    Основные вопросы

    Не основные вопросы

    Вопросы-фильтры

    Контрольные вопросы

    Сбор информации о содержании
    исследуемого явления.

    «Читаете ли ВЫ журнал «Дошкольное воспитание»?

    — всегда
    — иногда
    — никогда

    На выявление адресата основного вопроса.

    «Знакомы ли вы с последним номером журнала?»

    На проверку искренности ответа.

    «Какие из материалов последнего номера вы считаете очень
    важными?»

    По форме

    Открытые вопросы

    (ответ дается в свободной форме, компетенция отвечающего)

    Закрытые вопросы

    (на вопрос дается полный набор вариантов ответов)

    Альтернативные вопросы

    (выбирается один вариант ответа)

    Не альтернативные вопросы

    (можно выбрать несколько вариантов ответов)

    «Охарактеризуйте детей, которые любят конструировать»

    Можно основной вопрос сопровождать вопросом о мотивах
    высказывания:

    «Почему именно
    так?»

    «Занимаетесь ли вы спортом?»:

    — регулярно
    — иногда
    — никогда

    «Какие черты вам больше всего
    нравятся в вашем ребенке?»:

    — организованность
    — честность
    — оптимизм

    Прямые вопросы

    (в содержание вопроса включено то, что интересует исследователя)

    Косвенные вопросы

    (в содержание вопроса включается воображаемая ситуация)

    «Каков современный ребенок?»

    «Насколько вы удовлетворены работой в детском саду?»:
    — вполне удовлетворен
    — скорее да, чем нет
    — нет
    — не знаю

    «Нравится ли вам профессия воспитателя?»:
    — да
    — нет
    — не знаю

    «Что думают ваши знакомые о современных детях?»

    «Предположим, что ваш знакомый занят выбором специальности, посоветовали ли вы ему свою специальность?»:
    — да
    — нет
    — не знаю

    «Согласны ли вы с утверждением, что профессия воспитателя — одна из лучших?»:
    — да
    — нет
    — не знаю

    Шкалированные вопросы

    Шкалированные вопросы это вопросы на которые отвечающий лишь выбирает один из представленных ему четко сформулированных ответов. Например: «Какие мотивационные средства в руководстве дошкольниками вы считаете эффективными?»

    Мотивационные средства

    Очень
    эффект.

    Дост.
    эффект.

    Мало
    эффект.

    1. Поручение ответственных заданий.

    2. Требование самостоятельности в выполнении заданий.

    3. Советы по выполнению задания.

    4. Указание на определенные возможности и способности ребенка.

    5. Знакомство с работами других детей.

    6. Популяризация успехов отдельных детей.

    7. Общественная похвала.

    8. Собственный пример взрослого.

    9. Другие средства (какие?)

    В вопросах анкеты могут быть использованы разные шкалы ответов. Например: «Трудно ли вам заговорить с незнакомым?»

    — Очень трудно
    — Достаточно трудно
    — Не очень трудно
    — Не очень легко
    — Достаточно легко
    — Очень легко

    — Да
    — Скорее да, чем нет
    — Скорее нет, чем да
    — Нет
    — Не могу сказать

    Вопросы могут быть сконструированы в виде
    поперечных профилей

    А . Например: «Как вы относитесь к новациям в воспитании детей?»

    1. Проявляю очень большой интерес

    Совсем не проявляю никакого интереса

    2. Очень стараюсь их применять в своей работе

    Совсем не применяю

    3. Очень стараюсь сам предложить новые формы работы

    Совсем не предлагаю

    Б . «Оцените качества характера вашего товарища».

    Некоторые вопросы могут быть оформлены в виде рисунков

    Иллюстрации могут выполнять психофизиологические функции: снимать утомление, переключать внимание опрашиваемого на новую тему, пояснять содержание вопроса.

    Например: «Какое выражение лица соответствует вашему ощущению настроения в данный момент?»

    Вопросы о непосредственно социальном окружении опрашиваемого (о коллективе, семье, круге общения) могут быть изображены в виде концентрических окружностей.

    Например: круги, которые вы видите ниже, представляют собой творческую деятельность коллектива.

    А. Определи свое место в группе.
    Б. Отметь место, где ты хотел бы быть.

    Вопросы можно сопроводить двумя колонками ответов, составленных на основе принципа противоположности

    Например: «Что вам нравится или не нравится в вашей будущей специальности?»

    1. ЧТО МНЕ НРАВИТСЯ:

    а) возможность учить, воспитывать;
    б) общественное значение труда;
    в) разнообразная деятельность.

    а) необходимость учить, воспитывать;
    б) низкая общественная оценка труда;
    в) однообразная деятельность.

    Положительные и отрицательные суждения должны быть сбалансированы при формулировке оценочных ответов

    Например: «Что вам нравится и что не нравится на родительских собраниях в детском саду?»

    а) возможность получить конкретный совет;
    б) возможность творческого обмена опытом.

    2. ЧТО МНЕ НЕ НРАВИТСЯ:

    а) не дается конкретных советов;
    б) нет обсуждений опыта родителей.

    Вопросы могут быть ориентированы на анализ
    специфических ситуаций

    Например: «Опишите ситуацию, в которой вы принимали участие, исход ее»:

    а) самую трудную и легкую;
    б) самую эффективную и наименее эффективную.

    С помощью предлагаемых ситуаций может быть выявлено отношение к какой-либо деятельности

    Например: «Выберите одно из приведенных ниже суждений, в наибольшей степени отражающих ваше отношение к профессии»:

    а) хороша любая работа, если она хорошо организована;
    б) хороша лишь та работа, которая оплачивается;
    в) главная ценность труда в его общественной полезности;
    г) хороша та работа, где чувствуется поддержка работающих с тобой товарищей;
    д) при несогласии с суждениями выскажите свое.

    Оформление Анкеты

    Оформление анкеты — это подготовка своего рода сценария для беседы с опрашиваемыми. Если беседа очная — то это ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЕ . Если беседа заочная — то АНКЕТИРОВАНИЕ .

    Главным компонентом анкеты является не вопрос, как таковой, а серия вопросов, отвечающая общему замыслу исследования. Анкета должна учитывать уровень, общей культуры и психологию опрашиваемых.

    В организации материала анкеты и расположении вопросов необходим также последующий способ обработки полученных данных.

  • Точная формулировка конкретной ЦЕЛИ и ЗАДАЧ анкетирования является важным условием ее эффективности.
  • На основе ГИПОТЕЗЫ формулируются вопросы анкеты.
  • Во ВСТУПЛЕНИИ излагаются тема, цель, задачи опроса. Сообщается о конфиденциальности полученной информации. Объясняется техника заполнения анкеты.

    Отношение к анкете определяется:

    • любознательностью опрашиваемого;
    • его знакомством с темой опроса.
    • Чем выше оценивается анкета, тем больше к ней интереса.

      В НАЧАЛЕ АНКЕТЫ: вопросы должны быть простые, нейтральные по смыслу. Их цель: сформировать установку на сотрудничество, заинтересованность опрашиваемого.

      В СЕРЕДИНЕ АНКЕТЫ: вопросы, требующие анализа, размышления, активности памяти.

      В КОНЦЕ АНКЕТЫ : вопросы о паспортных данных опрашиваемого: пол, возраст и т.п. Основные требования к формулировке вопросов анкеты приводятся в таблице ниже.

      ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ФОРМУЛИРОВКЕ ВОПРОСОВ АНКЕТЫ

      Вопросы должны:

      Вопросы не должны:

      • отвечать исследовательской задаче;

      • быть сформулированы ясно и конкретно, исходя из возрастных особенностей, учитывать терминологию, принятую в среде опрашиваемых;

      • быть одинаково понимаемы всеми отвечающими;

      • быть одинаково сформулированы;

      • быть тактичными по отношению к личности опрашиваемого;

      • быть стилистически грамотными, требующими конкретного ответа.

      • иметь двойного толкования;

      • предлагать делать выбор между несопоставимыми ценностями;

      • предопределяться социальной ситуацией;

      • носить отпечаток установки исследования;

      • носить внушающий характер, в виде подсказок;

      • быть такими, на которые нет информации у опрашиваемого (недостаточно памяти, мышления);

      • быть такими, на которые можно получить информацию из других источников: личное дело и т.п.

      • быть в большом количестве.

      При формулировке оценочных вопросов и вариантов ответов необходима сбалансированность положительных и отрицательных суждений.

      В анкете может быть использована кодировка ответов
      закрытых вопросов

      Для этого все ответы обозначают трехзначным числом, в котором две первые цифры служат для обозначения порядкового номера вопроса, а третья обозначает порядковый номер ответа.

      Вопросы могут быть закодированы, где все цифры служат для обозначения порядковых номеров ответов. Испытуемому предлагается при этом подчеркнуть (обвести) коды выбранных ответов.

      После составления анкета должна быть подвергнута ЛОГИЧЕСКОМУ КОНТРОЛЮ и ОПРОБОВАНА в предварительных исследованиях:

      1. Достаточно ли ясно обоснована техника заполнения анкеты и каждого вопроса?
      2. Все ли вопросы составлены стилистически грамотно?
      3. Все ли термины понятны опрашиваемым?
      4. Не следует ли добавить к некоторым вопросам позиции (другие ответы)?
      5. Нет ли логического несоответствия между смыслом формулировки вопроса и шкалой измерения?
      6. Не вызовет ли вопрос отрицательных эмоций у опрашиваемого (неприятные ассоциации, негативные воспоминания и т.п.).
      7. Проверить композицию всей анкеты:
        1. соблюдается ли принцип расположения вопросов от наиболее простых (контактных) в начале анкеты к наиболее сложным в середине ее и простым (разгрузочным) в конце анкеты;
        2. нет ли влияния предыдущих вопросов на последующие;
        3. нет ли скопления однотипных вопросов;
        4. находятся ли особо значимые, целевые вопросы в середине анкеты?

        После логического контроля анкета проверяется на практике предварительных исследований.

        Примечание. Пробная анкета может быть с преобладанием открытых вопросов.

        ВОПРОС. Как следует обрабатывать и анализировать данные анкетного опроса?

        ОТВЕТ. Рассмотрим особенности анализа анкет на примере исследования И. Шурыгиной («Народное образование». № 3. 2000. С. 113).

        Старшеклассникам был задан вопрос «Нравится ли учиться?». Большинство ответило неопределенно: «Когда как». Четко определили свои позиции 18% — кому нравится и 16% — кому не нравится. Такое противоположное отношение к школе связано с личностными характеристиками, так как и те и другие учатся в одних и тех же условиях (школа, учителя и т.п.).

        Для того чтобы узнать, что определяет отношение школьников к учебе, надо сравнить эти две группы. «Нравится или не нравится учиться» — определяется самочувствием ученика в школе. Адаптируются (приспосабливаются) или нет они к школьной жизни.

        Посмотрим, как относятся мальчики и девочки к учебе. Оказывается, мальчиков, которым не нравится учится больше, чем девочек (22% и 8%). Понятно, что мальчики менее послушны и им труднее подчиняться дисциплине. У них чаще конфликты. Они хуже адаптируются к школе.

        Далее посмотрим группу, кому нравится учиться. Оказывается, доля мальчиков и девочек одинакова (18%). Но мальчики больше склонны к крайностям — среди них больше отличников и двоечников. А среди девочек — тех, кто учится устойчиво хорошо (добросовестно). Если затем посмотреть с точки зрения возраста, то оказывается, что среди подростков увеличивается доля выразивших положительное отношение к школе. В 14-15 лет —16%, а среди 16-17-летних — 23%. Этому есть ряд причин. Учиться начинают «для себя».

        Затем сравниваем эти две группы с вариантами ответов на вопрос: «Как сложились ваши отношения с одноклассниками?». Оказывается, что среди тех, кому нравится учиться, больше подростков, у которых хорошие отношения с одноклассниками. Кому не нравится учиться — обычно не имеют друзей в школе. Прослеживается связь между успехами в учебе и отношением к школе. Среди тех, кому нравится учиться, значительно больше отличников и хорошистов, чем среди тех, кто учиться не любит (58% против 28%). В первой группе нет двоечников, во второй — 18%.

        Анализ следующего вопроса «Что необходимо вам для того, чтобы стать счастливым?» показан в таблице.

        Наиболее важные условия

        Для тех, кому нравится учиться

        Для тех, кому не нравится учиться

        Хорошие отношения с родителями.
        Успешно, хорошо учиться.
        Заниматься полезным делом.

        Веселиться, быть в хорошем настроении.
        Всегда иметь достаточно денег.
        Модная одежда, красивые вещи.

        Наименее важные условия

        Всегда иметь достаточно денег.
        Модная одежда, красивые вещи.
        Иметь больше времени на развлечения.

        Заниматься полезным делом.
        Успешно, хорошо учиться.

        Таким образом, отношение к учебе у старшеклассников связано со стремлением быть принятым взрослыми (тогда оно положительное) либо с желанием быть принятым сверстниками (в этом случае оно чаще всего будет отрицательным). Если человек не находит свое место в «большом» обществе, становится социальным неудачником, то он может найти убежище в группе значимых для него близких людей.

        ЗАДАЧА. На открытые вопросы анкеты респондент отвечает в свободной форме, как он считает нужным. Исследователь в результате собирает большой качественный материал, который обычно обрабатывать трудоемко.

        ВОПРОС. Как следует обрабатывать анкеты с открытыми вопросами?

        ОТВЕТ. Субъективные ответы каждого отвечающего нужно систематизировать. Нагляднее это можно сделать, составляя таблицу ответов. К примеру, ответ первого отвечающего вносят в 1-ю колонку таблицы. Ответ второго — во 2-ю колонку и т.д. Но если встречаются аналогичные ответы в последующем, то их приписывают в соответствующие колонки, где идентичный ответ, и т.д.

        В заключение проводится обработка анкетного опроса как и вопросов «закрытого» типа. Кроме того, ответы на открытые вопросы могут быть использованы в целях конкретизации статистически обработанного материала анкеты. Проводится качественный анализ ответов анкеты.

        Методы психологических исследований

        Методы опроса

        1.1. Устный опрос: интервью, беседа, дискуссия

        Опрос – прием получения информации о субъективном мире людей, их склонностях, мотивах деятельности, мнениях и отношениях.

        Опрос – метод сбора первичной информации посредством обращения с вопросами к конкретному человеку или определенной группе людей. С помощью опроса получается событийная (фактическая) информация, сведения о мнениях, оценках, предпочтениях опрашиваемых. Это непосредственное (в случае устной формы) или опосредованное (письменный опрос, с применением электронных средств коммуникации) получение интересующей исследователя информации от другого человека или группы людей.

        Основой опроса как метода является общечеловеческая способность общаться в форме беседы. Беседа – основной способ взаимодействия людей друг с другом как в обыденной жизни, так и в профессиональном взаимодействии. Существуют различные виды профессиональных бесед: исповедь, терапевтический диалог, переговоры, журналистское интервью, допрос, устный экзамен и др.

        Исследовательский опрос в устной форме основан на обыденном разговоре, но по своей цели, процедуре, способам фиксации и интерпретации имеет свою специфику и является также профессиональной беседой.

        Основная цель опроса в психологической беседе – узнать и описать жизненный мир респондента, что, конечно, подразумевает интерпретацию смысла описываемых феноменов.

        Опросы могут быть:

      8. 1) письменные (анкета, в форме сочинения на тему и т.п.) и устные (интервью, беседа, экспертная оценка, групповая дискуссия);
      9. 2) очные и заочные (почтовые, телефонные, Интернет и др.);
      10. 3) экспертные и фронтальные (массовые);
      11. 4) выборочные и сплошные;
      12. 5) первичные и повторные.
      13. Опрос в тех или иных формах – один из основных методов социально-психологических и психологических исследований. Причины его популярности:

      14. – наиболее прямой способ получения информации от субъекта;
      15. – доступность и простота в применении;
      16. – легкость в обработке, интерпретации, хранении.

    В проведении опроса существуют два действующих субъекта:

  • корреспондент (интервьюер) – исследователь, проводящий опрос;
  • респондент – опрашиваемый человек, отвечающий на вопросы корреспондента.
  • Отрицательные стороны опроса: выясняются субъективные мнения респондентов, предъявляемые корреспонденту, т.е. могущие не являться реальным.

    Велико влияние таких факторов на валидность (достоверность) полученной информации, как:

  • – индивидуальные особенности корреспондента;
  • – корректность составления вопросов и специфика их предъявления;
  • – ситуация проведения опроса;
  • – искренность респондента и доверие его корреспонденту;
  • – стереотипные ответы и стандартные высказывания;
  • – эффект ожидаемых мнений и стремление соответствовать социальным нормам;
  • – эпотажность и демонстративность поведения респондента.
  • Для снижения субъективности часто дополнительно используют другие методы исследования. Опросы также могут взаимопроверяться, дополняться контент-анализом, наблюдениями и изучением результатов деятельности.

    В классических психологических экспериментах опрос используется лишь как вспомогательный метод. В социологических исследованиях опрос чаще всего выступает как основной метод.

    Базовые правила при построении вопросов:

  • – респондент всегда прав;
  • – каков вопрос – таков и ответ.
  • Требования к формулировке вопросов:

  • – ясность (понятность для респондента; нельзя включать сложную, непонятную для респондентов терминологию, понятия, которые способны затруднить восприятие респондентами);
  • – конкретность (не допускать двоякого толкования понятий или вопроса в целом);
  • – проблемность (прямая или косвенная направленность вопроса на интересующую корреспондента проблему, но формулировка не должна наводить на ответ);
  • – последовательность (значимо выстроить порядок вопросов так, чтобы они не шокировали респондента, а позволяли постепенно конкретизировать и подробно раскрывать ответы).
  • Интервью и беседа применяются как основной метод в структурированных исследованиях, при экспертном опросе, а также в этнологических экспедициях по заранее составленным опросникам. Беседа – основная форма повседневного взаимодействия людей друг с другом. Однако простое обыденное общение и беседа как метод исследования существенно отличны друг от друга по целеполаганию, процедуре проведения, форме фиксации.

    Интервью – очный вид опроса. Интервью – встреча лицом к лицу. Буквальный перевод слова «интервью» – «взгляд между», т.е. взаимный обмен взглядами между двумя людьми, обсуждающими определенную тему, интересующую обоих. Отсюда специфика интервью – разговор, где присутствует определенная динамика и существует возможность обратной связи и уточнения непонятного (в отличие от анкеты). Ведущий принцип – вопросы исходят практически только от корреспондента, а ответы – от респондента.

    Интервью требует специальной предварительной подготовки. Важна не только правильность формулировки вопроса, но и интонирование, последовательность вопросов, внешний вид корреспондента и многое другое. Но при интервью или беседе в отличие от анкеты можно наблюдать за реакциями на вопросы и невербальными компонентами общения, дающими зачастую очень много информации.

    Виды интервью:

  • 1) стандартизованное (формализованное) – предполагаемые вопросы беседы формулируются заранее, и отход от них не допускается;
  • 2) нестандартизованное (неформализованное, свободное) – обозначается только тема и ключевые вопросы интервью, вопросы формулируются и уточняются по ходу интервью;
  • 3) фокусированное (направленное) – по поводу одного события, документа, явления и т.п.;
  • 4) ненаправленное – неформализованное интервью на общие темы или по поводу разнохарактерных вопросов.
  • Требования к интервью:

  • – не допускается подсказка (это влечет к увеличению субъективизма);
  • – нельзя проявлять чрезмерную настойчивость в опросе;
  • – важно учитывать культурный уровень интервьюера;
  • – важна организация единого социально-психологического пространства между корреспондентом и респондентом;
  • – а главное – корреспондент больше молчит, а респондент больше говорит, но не наоборот; важно не только уметь задать вопрос, но и уметь выслушать на него ответ.
  • Характер интервью также может различаться по типу вопросов:

  • – с точной и с неточной формулировкой вопроса;
  • – подготовленные заранее вопросы и вопросы, задаваемые по ходу интервью;
  • – общие и частные вопросы;
  • – наводящие и нейтральные вопросы.
  • Кроме того, выделяют следующие виды вопросов: вводные, отслеживающие, проясняющие, конкретизирующие, прямые, косвенные, структурированные, вопросы-интерпретации, а также смысловое молчание (паузы).

    Существуют различные стили проведения интервью. Например, выделяют жесткий и мягкий стили ведения интервью. Интервью может вестись:

  • – с позиции респондента (мягко, соучаствующее);
  • – с позиции, противоположной позиции респондента (жестко, недоверчиво);
  • – с собственной позиции интервьюера (может быть как «мягким», так и «жестким»).
  • Беседа в отличие от интервью в ней две участвующие стороны (задающий вопросы и отвечающий на них) находятся примерно в равном положении. Под беседой чаще всего понимается диалоговый метод исследования, идущий еще от Сократа. Важно умение вести диалог, т.е. не только интересоваться собеседником и корректно ставить ему вопросы, но уметь слышать вопросы другого и содержательно на них отвечать.

    Опрос экспертов. Методика в целом такая же, как при обычном опросе или анкетировании. Специфика – отбор экспертов, т.е. определение выборки опрашиваемых. Правильность метода зависит от правильности выбора эксперта. Этот метод чаще применяется при пилотажном исследовании.

    При выборе эксперта значимо учитывать компетентность эксперта в нужной теме. Выбор по параметрам: известность, профессионализм, принадлежность к области выбора, определение отношения к виду деятельности, включенность в событие и пр.

    Нарративное интервью – направляемый исследователем свободный рассказ респондента о своей жизни или каких-то ситуациях. Различают биографическое интервью (повествование мемуарного характера, о жизненном пути) и интервью о событиях и фактах жизни (рассказ о конкретных жизненно значимых происшествиях, переживаниях, встречах с людьми). Основной акцент в вопросах делается на индивидуальных событиях жизни респондента, его переживаниях и оценках. Нарративное интервью используется наравне с письменными методами сбора нарративных текстов. Одно из перспективных направлений психологических исследований, дающее материал о жизненном пути человека во взаимосвязи с социокультурной ситуацией развития.

    Дискуссия (от лат. discussio – рассмотрение, исследование) – публичное обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы; спор. Посредством обсуждения некоторых спорных для участников дискуссии вопросов происходит выявление и исследование как проблемы, так и точек зрения по ее поводу. В дискуссии каждая сторона, оппонируя мнению собеседника, аргументирует свою позицию и претендует на достижение своей цели. Благодаря этому дискуссия может выступать активным методом получения информации по тем или иным вопросам. Хотя в ситуации противопоставления зачастую срабатывает механизм противоборства, уводящий исследователя от выявления истинных мнений участников дискуссии. Дискуссия в исследовательских целях – тонкий и глубокий метод изучения индивидуальных и социальных мнений. Основные квалификационные требования к исследователю – умение организовать и корректно провести дискуссию. В ряде случаев в форме свободной дискуссии могут разговориться самые молчаливые респонденты.

    Этапы исследования с помощью методов устного опроса:

  • 1. Выбор темы – формулировка цели исследования, отвечающая на вопросы «почему?» и «что?», будет изучаться.
  • 2. Планирование – определение логики исследования (какие, в какой последовательности, в каком стиле, при какой ситуации, кому именно будут задаваться вопросы; определение места и времени выборки).
  • 3. Опрос – проведение беседы, интервью или дискуссии по запланированной схеме.
  • 4. Расшифровка – перевод аудиозаписи в письменный текст.
  • 5. Анализ – опираясь на цель и тему опроса, а также с учетом природы полученного материала, выбирается и применяется тот или иной метод анализа (качественный, количественный, качественно-количественный; обобщенный или детальный и т.д.).
  • 6. Верификация (проверка) – выясняется, насколько полученные тексты надежны (тексты опросов однородны) и валидны (тексты опроса реализуют именно ту цель, которая была поставлена исследователем).
  • 7. Написание отчета – изложение результатов исследования в заданной форме с соблюдением этических правил и методических норм.
  • Можно выделить следующие критерии качества интервью или беседы:

  • – объем спонтанных, подробных, конкретных и соответствующих теме ответов, полученных в ходе опроса;
  • – соотношение по объему вопросов корреспондента и ответов респондента (чем короче вопросы и длиннее ответы, тем лучше);
  • – глубина прослеживания и прояснения смысла исследователем различных аспектов ответов респондента;
  • – наличие интерпретаций ответов по ходу опроса, а также их верификация;
  • – «интервью говорит само за себя» – текст опроса как самодостаточный рассказ, который не нуждается в большом количестве лишних описаний и объяснений.
  • 1.2. Основные проблемы применения устного опроса

    Проблемы, связанные с личностью корреспондента. В. А. Ядов выделил следующие особенности влияния, пользуясь социологическими терминами – «интервьюера» в процессе работы с «респондентом» [1] :

  • – эффект стереотипного восприятия интервьюером респондента;
  • – особенности согласования темпа и характера речи интервьюера и респондента;
  • – влияние внешнего облика, манеры поведения интервьюера на восприятие и отношение к себе со стороны респондента.
  • Добавим к этому еще:

  • – личностные, возрастные и половые особенности корреспондента, которые влияют на процесс установления контакта и ведения работы с респондентом (ряд вопросов может быть открыт респондентом только человеку своего же пола, своего, или наоборот, младшего или старшего возраста; коммуникативный опыт и особенности общения корреспондента – все это и многое другое, безусловно, влияет на сбор материала);
  • – особенности восприятия корреспондентом собеседника в контексте исследуемой социокультурной действительности, под влиянием социальных стереотипов и собственного опыта;
  • – отражение субъективного восприятия действительности людьми, являющимися носителями и трансляторами определенного этноса или субкультуры, может быть искажено корреспондентом, в конечном счете фиксирующим материал, прошедший фильтры его собственного сознания.
  • Исследователю, изучающему личность в контексте культуры, приходится балансировать между вживанием в образ жизни и мыслей носителей рассматриваемой культуры, с одной стороны, и отстраненным восприятием и сопоставительным анализом – с другой. При этом корреспонденту приходится также учитывать, что своим присутствием и своими личностными и другими особенностями он выстраивает особое коммуникативное пространство во взаимодействии с отдельным респондентом или группой людей.

    Проблемы, связанные с личностью респондента. В исследованиях с применением устных опросов необходимо учитывать личностные, коммуникативные, креативные и иные способности и возможности респондента. Нельзя забывать об особенностях обыденного сознания людей изучаемого социального круга, а также о своеобразии самосознания респондента.

    Также следует учитывать, что множество тем не будут обсуждаться в присутствии других представителей значимого для респондента социального круга. В иных же случаях, наоборот, только присутствие сотоварищей может спровоцировать взаимное раскрытие респондентов перед интервьюером.

    Различные проблемы при интервьюировании возникают с определенными типами респондентов, в зависимости от характера их поведения:

  • – робкий респондент;
  • – респондент-спорщик;
  • – респондент-шутник;
  • – самоуверенный респондент.
  • В основном проблемы, связанные как с личностью корреспондента, так и с личностью респондента, относятся к общей проблеме коммуникации между ними.

    Проблема коммуникации и предъявления информации. В любой межличностной коммуникации при различных «культурных встречах» и «культурных контактах» (встречах людей из различных культурных, конфессиональных или социальных пространств; разных возрастов; разных социальных статусов; владеющих различной культурной информацией; имеющих различный жизненный опыт и т.д.) возникают «культурные барьеры» – препятствия, которые необходимо учитывать каждой из сторон общения. Любая субкультура выстраивает защитные границы, огораживающие ее от других. Универсальный принцип установления таких границ и барьеров – механизм «свой – чужой». Но данные разграничения необязательно жестко внешне детерминированы. Разделение может быть более сложное: «свой – другой – чужой» и т.п. Противопоставления между «мы» и «они» могут проходить по градуированной шкале (по так называемому матрешечному принципу):

  • – между своими (разделение по приобщенности к различиым полярностям);
  • – немножко не свои (по незначительным признакам; не жесткие барьеры);
  • – не свои (по значимому, но не основополагающему в конкретике ситуации признаку – по конфессии, этносу, языку, идеологии и т.д.);
  • – чужие (совсем иные по основополагающему признаку, которые особо актуализируются при конфликтной ситуации).
  • При этом происходит стереотипизация образов чужих, объединенных по ключевому (значимому) признаку. Могут быть актуализированы как положительные, так и отрицательные черты. Объединение или разъединение на «свой» и «чужой» может перестраиваться по тому или иному признаку вследствие того, с кем происходит культурный контакт. В зависимости от сторон взаимодействия выстраивается и специфика культурных барьеров. Активный субъект может изменять или даже переходить эти границы, становясь «своим» для одних и обособляясь от других как от «чужих». Культурные барьеры весьма вариативны и полифункциональны. С. Е. Никитиной предлагается следующая классификация культурных барьеров [2] :

  • 1. По происхождению:
    • а) естественные (те, которые есть, а не созданы специально):
      • – язык;
      • – совокупность фольклорных текстов;
      • – верования и вера и т.д.
      • б) искусственные (созданные):
        • – духовные языки, жаргонизмы, сленг, особые языковые формы;
        • – внутренние запреты (на пищу, действия, бытовую культуру и др.);
        • запреты на внешнее взаимодействие (на экзогамные браки – с людьми из другой культуры, иной веры и т.п.; па обмен или открытие информацией «чужим» и т.д.).

        • 2. По форме:
          • а) запреты:
            • – па контакты;
            • – в поведении;
            • – пищевые;
            • – на использование или владение предметами;
            • – па источники информации;
            • – на слова или речевые формы и др.
            • б) умения (владение способностью):
              • – владение каким-либо искусством;
              • – владение промыслом;
              • – владение знанием и др.
              • 3. По направленности:
                • а) внешние (для других, «чужих»);
                • б) внутренние (для «своих»).
                • С одной стороны, совершенно не обязательно информация, которую исследователь узнает из ответов респондента, – это именно то, что происходит в реальности. Необходимо учитывать фактор присутствия самого исследователя, учитывать, что любая информация является предъявляемой специально для него или с учетом его присутствия. Присутствие исследователя, особенно, если его цели явны, по-своему «сценирует» пространство диалога между корреспондентом и респондентом.

                  С другой стороны, проблемой является достоверность и открытость предъявляемой информации. Существует большой перечень тем, которые для «чужого» или даже любого «другого», т.е. непосвященного человека являются запретными либо полностью, либо частично. Запреты налагаются по различным причинам. В основном это касается особенностей трансляции тех или иных знаний или различных социокультурных норм, регламентирующих возможности сообщить другому человеку определенные личностные, семейные, внутрипоколенные или межпоколенные взаимоотношения, события, переживания и т.д. Кроме того, в сознании респондента могут быть определенные нормативы, накладывающие ограничение на обнародование собственной позиции по какому-то вопросу. В различных социальных кругах существуют достаточно вариативные представления о том, что и как можно, а что нельзя предъявлять внутри круга своего пола и/или своего возраста, а что – в присутствии представителей другого пола и/или возраста. Все эти аспекты могут сильно повлиять на содержание и характер беседы.

                  Также значим вопрос об общности понятийного пространства в коммуникации между корреспондентом и респондентом. В отношении большинства ключевых понятий и категорий необходимо уточнение их понимания через синонимичность и развернутые определения. В процессе коммуникации могут возникнуть ситуации некорректного употребления понятия, заданного вопроса или проделанного действия со стороны корреспондента (причем исследователь заранее не всегда может знать о возможном эффекте), на которые респондент отреагирует либо уклонением от ответа, либо вообще прекращением беседы.

                  Особенности ситуации и обстановки могут сильно влиять на весь процесс коммуникации. Бывают ситуации, уместные или даже провоцирующие ответы на те или иные вопросы, а бывают и закрытые для вопросов темы, и это необходимо учитывать.

                  Практическая часть. Проведите интервью на определенную тему. Темы опросов (интервью) должны быть проблемными и являться актуальными для самих студентов. Лучше всего, если у каждого студента будет своя конкретная проблематика интервью, но при этом все темы лежат в одной тематической области. Но также можно задать одну тему для всех, только чтобы каждый сам индивидуально составлял свои вопросы. Важно совместно определить выборку (кто у кого берет интервью, кто экспертное, а кто проводит массовый опрос и т.д.).

                  Итоговая часть. При обсуждении результатов интервьюирования важно, чтобы ученики не только поделились друг с другом информацией, а дали и ее анализ. Необходимо совместно корректировать формулировки вопросов и их последовательность. В ходе обсуждения результатов устных опросов важно на наглядных примерах заострить внимание на существенных моментах, влияющих на ход и результаты исследования с применением опросных методов. После обсуждения важно, чтобы каждый оформил результаты своей работы.

                  При обсуждении результатов устных опросов можно выходить на проблему квалификации интервьюера. Можно предложить следующие критерии квалификации интервьюера (по С. Квале).

                • 1. Знания. Обладает широкими познаниями по теме интервью, может поддерживать разговор на должном уровне. Знакомство с основными аспектами темы позволит интервьюеру понять, какие проблемы важно исследовать, не стараясь при этом блеснуть своими знаниями.
                • 2. Структурирование. Обозначает цель интервью, подчеркивает течение всей процедуры, заканчивает интервью, например, несколькими словами о том, что собеседники узнали в процессе разговора, а также интересуется, нет ли у интервьюируемого каких-либо вопросов, касающихся ситуации.
                • 3. Ясность. Задает ясные, простые и короткие вопросы; говорит отчетливо и понятно; не использует научные выражения или профессиональный жаргон. Исключения делаются для интервью, изучающих стресс. Там вопросы могут быть сложными и запутанными, так как цель этого интервью – выявить реакцию собеседника.
                • 4. Мягкость. Позволяет собеседнику закончить то, что он говорит, даст ему возможность думать и говорить в своем собственном ритме. Добродушен, спокойно переносит паузы, обозначает допустимость обсуждения нетривиальных и провокационных мнений, а также возможность проявлять эмоции.
                • 5. Чуткость. Активно прислушивается к содержанию сказанного, слышит в ответе множество смысловых нюансов и старается добиться более подробного описания оттенков смысла. Интервьюер обладает развитой эмпатией, прислушивается к эмоциональным посланиям, вложенным в слова, слышит не только то, что сказано, но и то, как сказано, а также отмечает то, о чем собеседник умолчал. Интервьюер чувствует, когда тема становится слишком эмоциональной для продолжения интервью.
                • 6. Открытость. Интервьюер чувствует, какие аспекты интервью важны для собеседника. Слушает с неослабевающим вниманием, открыт к новым поворотам темы.
                • 7. Ведение, управление. Интервьюер знает, что хочет отыскать: четко определяет цели интервью, контролирует ход беседы и не боится пресекать отклонение от темы.
                • 8. Критичность. Не принимает на веру все, что ему говорят, стремится проверить надежность и валидность сообщаемой информации. Этой критической проверке могут быть подвергнуты как сами по себе высказывания собеседника, так и логичность и последовательность его положений.
                • 9. Хорошая память. Интервьюер помнит все, о чем говорил собеседник на протяжении всего интервью, может воспроизвести более раннее высказывание и попросить развернуть его.
                • 10. Способность к интерпретации смыслов. Па протяжении всего интервью стремится прояснить и углубить информацию; интерпретирует то, что было сказано, причем его интерпретации могут как подтверждаться, так и опровергаться собеседником.
                • 1.3. Письменный опрос: анкетирование

                  Теоретическая часть

                  Анкетирование – непосредственно документальный сбор данных. Может быть как очным, так и заочным, как фронтальным, так и индивидуальным. Это письменный вид опроса.

                  Анкетирование широко применяется в социологических исследованиях, но также используется и в психологических. Оно удобно простотой и однозначностью процедуры получения письменно изложенных мнений широкого круга респондентов. Однако при этом оно не дает глубокой и детальной информации.

                  Анкетные опросы классифицируют в основном по содержанию и конструкции включенных в анкету вопросов:

                  По теме вопросов:

                • – событийные;
                • – на выяснение ценностных ориентаций и мнений;
                • – статистические;
                • – хронометражные и др.
                • Также различают анкетирование по процедуре его проведения: заполняется на месте в присутствии исследователя, отправляется по почте, раздается на определенный срок для заполнения и сдачи и другие варианты.

                  По числу участников письменного опроса выделяют массовое, групповое, индивидуальное анкетирование.

                  В наиболее распространенных вариантах анкетирования выделяют следующие части анкеты.

                • 1. Вводная часть:
                  • – титул анкеты – кто, зачем (с какой целью), когда, у кого и где проводит исследование;
                  • – объяснение назначения анкеты (почему респондент должен быть заинтересован в ее заполнении) и техники ее заполнения.
                  • 2. Основная часть – содержательные вопросы, предлагаемые для ответа.
                  • Правильная методика формулировки, организации и расположения вопросов снижает субъективный фактор.

                    Выделяют следующие виды вопросов в анкете.

                  • 1. Закрытые, открытые и комбинированные вопросы:
                    • а) закрытые – предполагают наличие ответов:
                      • – неальтернативпые – нужно выбрать один вариант из предложенных ответов;
                      • Пример: Любите ли вы купаться? (подчеркните вариант своего ответа): да, нет.

                        – альтернативные – можно выбрать несколько вариантов из предлагаемых ответов;

                        Пример: Какие времена года вы любите? (подчеркните варианты своего ответа): лето, осень, зима, весна.

                        – ранжируемые – нужно расставить по приоритету предлагаемые варианты ответов;

                        Пример: Расставьте по вашему желанию следующие виды деятельности:

                        ловить рыбу ; собирать грибы ; жечь костер ;

                        ходить по ягоды ; играть с друзьями ; смотреть телевизор ; работать на огороде ; работать на сенокосе ;

                        пасти скот ; исследовать жизнь муравьев ;

                        б) открытые – предполагают самостоятельный ответ респондента;

                        Пример: Что вы понимаете под словом экология?

                        в) комбинированные – включающие в себя и перечень, и возможность своего варианта ответа респонденту;

                        Пример: Из домашних животных в нашей деревне больше всего: коров; коз; овец; кур; других .

                        2. Незаконченное предложение.

                        Пример: Когда я иду по лесу, то думаю о

                        3. Прямые и косвенные.

                        Пример: прямой вопрос: «Какие места вы больше всего любите?»

                        4. Контрольные вопросы – ставят задачу выявления доверия к ответам респондентов.

                        Пример: «Знаете ли вы названия всех животных?» или «Всегда ли вы любите на саночках кататься?»

                        Утвердительные ответы на вопросы с кванторами общности (все, всегда, всех, везде и т.п.) чаще всего никак не могут соответствовать реальности и свидетельствуют либо о невнимательности респондента, либо о желании ответить как ему кажется нужным, а не как есть на самом деле. Другим типом проверочных вопросов могут быть дублирующие, или обратимые вопросы. Такие вопросы следует вставлять в разные части анкеты.

                        5. Вопросы-фильтры – определяют, является ли респондент представителем нужной социальной группы.

                        Пример: Какие разделы биологии вы уже изучили в школе? – Есть ли у вас удочка?

                        6. Функционально-психологические вопросы – снимают напряжение, переходя от одной темы к другой. Могут формулироваться либо в виде вопросов или в виде вставок, либо как шутки, либо как простые вопросы, не требующие долгих раздумий.

                        Однако они должны быть созвучны общей стилистике и тематике опроса.

                        Пример: «Для чего козе баян?» или «Если у вас есть собака, то как ее зовут?»

                        7. Содержательные (специальные) вопросы – для выявления специальных знаний, фактов, мнений.

                        Пример: «Каких ученых-экологов вы знаете?» или «Что такое биосфера?»

                        По содержанию вопросы можно разделить:

                        – о фактах сознания – направленные на выявление мнений, пожеланий, ожиданий, планов на будущее и т.п.;

                        Пример: Как вы относитесь к дождливой погоде?

                        – о фактах поведения – выявление поступков, действий, результатов деятельности людей;

                        Пример: Что вы делаете, если вас дождь застал в лесу?

                        – о личности респондента – входит во все анкеты, образуя как «паспортичку», так и выявляя личностные и социальные характеристики респондента.

                        Пример: Кто вы? – Сколько вам лет? – Какого цвета у вас глаза? – Какое у вас образование?

                        Демография («паспортичка») – краткие сведения о респонденте (пол, возраст, образование, семейное положение, род занятий и т.д., в зависимости от задач исследования). Важно не перегружать эту часть непринципиальными для исследования параметрами.

                        Анкета может включать в себя как один тип вопросов, так и различные виды вопросов (как по форме, так и по содержанию). При составлении анкеты всегда следует помнить правила: «Каков вопрос – таков ответ» и «Респондент всегда прав».

                        Так как анкетирование чаще всего применяется с целью опроса большого числа респондентов, то прежде чем анкета «запускается» в действие, проводится пилотажное анкетирование среди «доверенных» представителей будущей выборки. По результату их ответов и реакции на анкету корректируются формулировки вопросов, их последовательность, число и т.д.

                        При составлении анкеты следует помнить, что открытые вопросы респонденту обычно сложнее для ответов, так как требуют от него интеллектуальных усилий. Но они, как правило, в случае полноценных ответов наиболее содержательны, хотя и более сложны для обработки.

                        Закрытые и полузакрытые вопросы легче для ответов, так как в этом случае респондент должен сделать только выбор из предложенных вариантов ответов. Такие вопросы также легче для статистической обработки. При составлении таких вопросов значимо предусмотреть полный возможный перечень ответов.

                        Умение правильно подобрать тип формулировки вопроса к его содержанию – основное искусство составления анкеты.

                        Практическая часть. Составьте анкету на определенную тему и проведите анкетирование. Анкетирование чаще используется с целью опроса максимального количества людей за минимальное время. Но по причине затруднения тиражирования анкет в учебных целях важнее, как они будут составлены, а не сколько будет их заполнено. Анкетирование в учебной ситуации можно провести как пилотажное исследование, проверяющее, насколько «работает» составленная анкета. Сведения о типах и построении вопросов следует перенести и в другие виды опроса.

                        Итоговая часть. Обсуждение составленных анкет проводится в группе. Результатом являются заполненные анкеты, которые после необходимо будет сопоставить и проанализировать. При пилотажном исследовании после заполнения анкеты респондента обычно спрашивают, что вызвало у него вопросы, недоумение, сложности. Впрочем, сами ответы, их полнота или краткость, степень связи с вопросами и т.д., также иллюстративные.

                        Читайте так же:  Заявление км-3

                        Добавить комментарий

                        Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *