Квалификационные требования к воспитателю по фгос

Центр мониторинга и сертификации

  • Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих

    Помощник воспитателя

    Должностные обязанности. Участвует в планировании и организации жизнедеятельности воспитанников. Осуществляет под руководством воспитателя повседневную работу, обеспечивающую создание условий для их социально-психологической реабилитации, социальной и трудовой адаптации. Совместно с медицинскими работниками и под руководством воспитателя обеспечивает сохранение и укрепление здоровья воспитанников, проведение мероприятий, способствующих их психофизическому развитию, соблюдению ими распорядка дня. Организует с учетом возраста воспитанников работу по самообслуживанию, соблюдение ими требований охраны труда, оказывает им необходимую помощь. Участвует в работе по профилактике отклоняющегося поведения, вредных привычек у воспитанников. Обеспечивает санитарное состояние помещений и оборудования. Обеспечивает охрану жизни и здоровья воспитанников во время образовательного процесса. Взаимодействует с родителями воспитанников (лицами, их заменяющими). Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

    Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; основы педагогики, психологии, возрастной физиологии, гигиены, доврачебной медицинской помощи, прав ребенка, теории и методики воспитательной работы; правила по охране жизни и здоровья воспитанников, ухода за детьми; санитарно-гигиенические нормы содержания помещений, оборудования, инвентаря; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.

    Требования к квалификации. Среднее (полное) общее образование и профессиональная подготовка в области образования и педагогики без предъявления требований к стажу работы.

      Содержание материала

      Воспитатель (включая старшего)

      Должностные обязанности. Осуществляет деятельность по воспитанию детей в образовательных учреждениях и их структурных подразделениях (интернате при школе, общежитии, группах, группах продленного дня и др.), иных учреждениях и организациях. Содействует созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности обучающихся, воспитанников, вносит необходимые коррективы в систему их воспитания. Осуществляет изучение личности обучающихся, их склонностей, интересов, содействует росту их познавательной мотивации и становлению их учебной самостоятельности, формированию компетентностей; организует подготовку домашних заданий. Создает благоприятную микросреду и морально-психологический климат для каждого обучающегося, воспитанника. Способствует развитию общения обучающихся, воспитанников. Помогает обучающемуся, воспитаннику решать проблемы, возникающие в общении с товарищами, учителями, родителями (лицами, их заменяющими). Осуществляет помощь обучающимся, воспитанникам в учебной деятельности, способствует обеспечению уровня их подготовки соответствующего требованиям федерального государственного образовательного стандарта, федеральным государственным образовательным требованиям. Содействует получению дополнительного образования обучающимися, воспитанниками через систему кружков, клубов, секций, объединений, организуемых в учреждениях, по месту жительства. В соответствии с индивидуальными и возрастными интересами обучающихся, воспитанников совершенствует жизнедеятельность коллектива обучающихся, воспитанников. Соблюдает права и свободы обучающихся, воспитанников, несет ответственность за их жизнь, здоровье и безопасность в период образовательного процесса. Проводит наблюдения (мониторинг) за здоровьем, развитием и воспитанием обучающихся, воспитанников, в том числе с помощью электронных форм. Разрабатывает план (программу) воспитательной работы с группой обучающихся, воспитанников. Совместно с органами самоуправления обучающихся, воспитанников ведет активную пропаганду здорового образа жизни. Работает в тесном контакте с учителями, педагогом-психологом, другими педагогическими работниками, родителями (лицами, их заменяющими) обучающихся, воспитанников. На основе изучения индивидуальных особенностей, рекомендаций педагога-психолога планирует и проводит с обучающимися, воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья коррекционно-развивающую работу (с группой или индивидуально). Координирует деятельность помощника воспитателя, младшего воспитателя. Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в работе по проведению родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим). Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся, воспитанников во время образовательного процесса. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности. При выполнении обязанностей старшего воспитателя наряду с выполнением обязанностей, предусмотренных по должности воспитателя 3 , осуществляет координацию деятельности воспитателей, педагогических работников в проектировании развивающей образовательной среды образовательного учреждения. Оказывает методическую помощь воспитателям, способствует обобщению передового педагогического опыта, повышению квалификации воспитателей, развитию их творческих инициатив.

      Должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; педагогику, детскую, возрастную и социальную психологию; психологию отношений, индивидуальные и возрастные особенности детей и подростков, возрастную физиологию, школьную гигиену; методы и формы мониторинга деятельности обучающихся, воспитанников; педагогическую этику; теорию и методику воспитательной работы, организации свободного времени обучающихся, воспитанников; методы управления образовательными системами; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися, воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; основы экологии, экономики, социологии; трудовое законодательство; основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.

      Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.

      Для старшего воспитателя — высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» и стаж работы в должности воспитателя не менее 2 лет.

      — За исключением обязанностей по непосредственному воспитанию детей в образовательных учреждениях, в которых штатными расписаниями предусмотрена самостоятельная должность старшего воспитателя.

      Квалификационные требования к должности воспитатель: надо ли проходить ДПО?

      Вопрос-ответ по теме

      Вопрос

      В ДОУ есть педагогические работники, которые имеют высшее педагогическое образование, но их квалификация не «дошкольное образование». Сейчас работникам необходимо получить документ, дающий право профессиональной деятельности в области дошкольного образования, на основании квалификационных требований к должности воспитатель. Какое минимальное количество часов необходимо прослушать для получения данного документа?

      Ответ

      Указанным работникам проходить ДПО не требуется.

      Квалификационные требования к должности воспитатель следующие: высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы (ЕКС, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н).

      Таким образом, для того, что занимать должность воспитателя достаточно иметь высшее или среднее профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика». При квалификация может быть не только в области дошкольного образования, а любая, которая относится к указанному направлению.

      Работники, имеющие педагогическое образование, соответствуют квалификационным требованиям к должности воспитатель и могут занимать данные должности. Прохождения ДПО не требуется.

      К сведению о сроках освоения ДПО: минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов, а срок освоения программ профессиональной переподготовки — менее 250 часов (п. 12 Порядка, утв. Приказом Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499).

      Должностная инструкция старшего воспитателя ДОУ

      Внимание! На сайте https://dou.su представлен типовой образец должностной инструкции. Это значит, что каждое учреждение адаптирует представленный текст под свои требования, правила и нормы, принятые в конкретном ДОУ, руководствуясь документом «Правила и порядок составления должностной инструкции в ДОУ». Администрация сайта не несет ответственности за использование шаблонного образца в качестве нормативного документа.

      заведующий МБДОУ № ________

      ___________ /___________________/
      подпись Ф.И.О.
      Приказ № ___ от «___»_____2020 г.

      Должностная инструкция старшего воспитателя ДОУ

      Пакет включает 37 инструкций и 1 положение в формате *.doc, который полностью совместим со всеми основными текстовыми редакторами: Microsoft Word, Open Office Writer, Libre Office Writer.

      Каждая инструкция содержит не менее 6 разделов и размещается в отдельном файле, оформленном в соответствии с требованиями ГОСТ Р 7.0.97-2016.

      1.1. Данная должностная инструкция старшего воспитателя в детском саду разработана с учетом требований ФГОС дошкольного образования, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. №1155; Федерального Закона №273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 6 марта 2020 года; на основании Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»), утвержденного Приказом Минздравсоцразвития № 761н от 26.08.2010 г. в редакции от 31.05.2011 г.; в соответствии с Трудовым кодексом РФ и другими нормативными актами, регулирующими трудовые отношения между работником и работодателем.

      1.2. Старший воспитатель детского сада принимается на работу и освобождается от должности заведующим дошкольным образовательным учреждением, подчиняется непосредственно заведующему детским садом.

      1.3. Старший воспитатель должен пройти медицинский осмотр, ознакомиться с должностной инструкцией старшего воспитателя ДОУ, пройти вводный инструктаж по охране труда и пожарной безопасности.

      1.4. На период отпуска и временной нетрудоспособности старшего воспитателя детского сада его должностные обязанности могут быть возложены на воспитателя ДОУ из числа наиболее опытных сотрудников. Временное исполнение обязанностей в этих случаях осуществляется на основании приказа заведующего дошкольным образовательным учреждением, соответствующего требованиям трудового законодательства Российской Федерации.

      1.5. Старший воспитатель ДОУ должен иметь высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» и стаж работы в должности воспитателя не менее 2 лет.

      1.6. Старшему воспитателю детского сада непосредственно подчиняются все воспитатели дошкольного образовательного учреждения.

      1.7. В своей профессиональной деятельности старший воспитатель должен руководствоваться должностной инструкцией старшего воспитателя детского сада, а также:

    • Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и другими законодательными актами Российской Федерации;
    • Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования;
    • СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
    • Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования;
    • правилами и нормами охраны труда и противопожарной безопасности;
    • Уставом и локальными актами дошкольного образовательного учреждения;
    • Конвенцией ООН о правах ребенка;
    • инструкцией по охране жизни и здоровья детей;
    • Трудовым договором, Договором с родителями и Коллективным договором;
    • инструкцией по охране труда для старшего воспитателя детского сада.
    • 1.8. Старший воспитатель детского сада должен знать:

    • приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;
    • законы и другие нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность в Российской Федерации;
    • Федеральный закон от 24.07.98г № 124-ФЗ (в редакции от 29.06.2013г) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации«;
    • данную должностную инструкцию старшего воспитателя в детском саду с учетом требований ФГОС ДО;
    • педагогику, детскую, возрастную и социальную психологию;
    • психологию отношений, индивидуальные и возрастные особенности детей, возрастную физиологию, гигиену;
    • методы и формы мониторинга деятельности воспитателей ДОУ;
    • педагогическую этику;
    • теорию и методику воспитательной работы;
    • методы управления образовательными системами;
    • современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода;
    • способы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с коллегами по работе;
    • технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
    • основы экологии, экономики, социологии;
    • трудовое законодательство Российской Федерации;
    • основы работы с текстовыми и графическими редакторами, электронными таблицами и презентациями, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;
    • Правила внутреннего трудового распорядка дошкольного образовательного учреждения;
    • правила по охране труда и пожарной безопасности.
    • 1.9. Старший воспитатель должен пройти обучение и иметь навыки оказания первой помощи пострадавшим, знать порядок действий при возникновении чрезвычайной ситуации и эвакуации.

      Старший воспитатель детского сада выполняет должностные обязанности:

      2.1. Осуществляет методическое руководство воспитательно-образовательной деятельностью воспитателей и других педагогических работников, обеспечивая выполнение основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

      2.2. Координирует деятельность воспитателей, педагогических работников в проектировании образовательной среды дошкольного образовательного учреждения.

      2.3. Оказывает учебно-методическую и научную поддержку всем участникам образовательного процесса.

      2.4. Осуществляет взаимосвязь и сотрудничество в работе детского сада, семьи и социума.

      2.5. Старший воспитатель ДОУ организовывает:

    • работу по подготовке и проведению педагогических советов, родительских собраний и других мероприятий, предусмотренных годовым планом дошкольного образовательного учреждения;
    • взаимодействие воспитателей и других специалистов ДОУ для решения задач годового плана и образовательной программы;
    • внедрение педагогики партнерства для всех участников воспитательно-образовательного процесса;
    • групповые и тематические консультации, тематические выставки и конкурсы;
    • работу творческих и проектных групп воспитателей и других педагогов-специалистов;
    • работу воспитателей по изготовлению пособий, дидактических материалов, а также по использованию образовательных ресурсов;
    • наставничество с целью оказания помощи молодым воспитателям-специалистам в их профессиональном становлении, а также реализация идеи социально-педагогического партнерства;
    • проведение совместных мероприятий с общеобразовательными учреждениями и другими социальными партнерами;
    • обеспечение информационного поля для родителей о деятельности дошкольного образовательного учреждения с использованием различных ресурсов.
    • 2.6. Старший воспитатель детского сада организовывает проведение мониторинга:

    • в начале учебного года – для определения зоны образовательных потребностей каждого воспитанника;
    • в конце года – в выявлении уровня достижений каждым воспитанником промежуточных и итоговых показателей освоения программы, динамики формирования интегративных качеств.
    • 2.7. Старший воспитатель ДОУ принимает участие:

    • в подборе кандидатов на должности воспитателей, помощников воспитателей, педагогов-специалистов;
    • в создании благоприятного морально-психологического климата в коллективе;
    • в обеспечении соблюдения работниками детского сада прав и свобод воспитанников, норм по охране их жизни и здоровья во время воспитательно-образовательного процесса, выполнения правил охраны труда и пожарной безопасности;
    • в стратегическом планировании, разработке и внедрении программы развития, образовательной программы и годового плана работы организации;
    • в создании положительного имиджа дошкольного образовательного учреждения в социуме;
    • в организации, контроле и координации воспитательно-образовательной работы с воспитанниками;
    • в организации экспериментальной, исследовательской и проектной работы в детском саду;
    • в развитии и эффективном использовании творческого потенциала педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения;
    • в установлении связей и развитии сотрудничества с партнерами детского сада (другими дошкольными образовательными учреждениями, школами, библиотеками и т.д.);
    • в работе районных и городских методических объединений.
    • 2.8. Планирует методическую работу с учетом профессиональных навыков, опыта воспитателей и специалистов, предусматривая:

    • уровень их профессиональной квалификации;
    • оказание помощи в самообразовании и методической помощи (в первую очередь начинающим специалистам) в применении в работе с воспитанниками деятельностных технологий, использование форм и приемов организации детей ДОУ;
    • учет гендерной специфики развития детей дошкольного возраста;
    • в обеспечении преемственности с примерными основными общеобразовательными программами начального общего образования;
    • ознакомление педагогических работников с достижениями современной педагогической теории и практики;
    • построение взаимодействия с семьями воспитанников в целях осуществления полноценного развития ребенка и организации совместной деятельности детей и родителей;
    • оказание помощи при подготовке к процессу аттестации педагогических работников;
    • организовывает обмен опытом работы среди педагогов дошкольного образовательного учреждения с целью повышения их квалификации (открытые просмотры, семинары, тренинги и др. формы).
    • 2.9. Систематически выполняет разного вида контроль и анализ состояния образовательной и воспитательной работы в ДОУ и принятие на его основе конкретных мер по повышению качества и эффективности работы.

      2.10. Старший воспитатель в детском саду способствует:

    • обобщению передового педагогического опыта, повышению квалификации педагогических работников, развитию их творческих инициатив;
    • обеспечению уровня подготовки воспитанников, соответствующего ФГОС ДО;
    • созданию развивающей образовательной среды, которая обеспечивает духовно-нравственное развитие и воспитание детей, высокое качество дошкольного образования и его доступность, открытость и привлекательность для воспитанников и их родителей; гарантирующей охрану и укрепление физического и психологического здоровья детей, являющейся комфортной по отношению к детям и педагогам.
    • 2.11. Старший воспитатель в ДОУ содействует:

    • всестороннему развитию воспитанников дошкольного образовательного учреждения через систему кружков, клубов, секций, объединений, организуемых в детском саду;
    • формированию общей культуры личности, социализации, развитию познавательных интересов воспитанников;
    • непрерывному профессиональному развитию и росту педагогов;
    • выполнению целевых федеральных, региональных и муниципальных программ развития дошкольного образования.
    • 2.12. Контролирует работу воспитателей в части:

    • соблюдения прав и свобод детей, по обеспечению охраны жизни и здоровья воспитанников во время воспитательно-образовательного процесса;
    • планирования и выполнения воспитательно-образовательной работы;
    • организации и проведении в группах образовательной деятельности воспитанников, режимных моментов, игровой и самостоятельной деятельности;
    • выполнения годового плана работы дошкольной образовательной организации и решений, принятых на заседаниях педсоветов;
    • самообразования.
    • 2.13. Старший воспитатель оказывает методическую помощь воспитателям, которые занимаются воспитательно-образовательной деятельностью с воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействует с медицинскими организациями.

      2.14. Ведет в установленном порядке необходимую документацию, своевременно представляет заведующему ДОУ необходимые данные и сведения (в соответствии с номенклатурой дел дошкольной образовательной организации).

      2.15. Строго соблюдает свою должностную инструкцию старшего воспитателя в ДОУ, права и свободы воспитанников, содержащиеся в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» и Конвенции о правах ребенка, требования охраны жизни и здоровья воспитанников, правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности, трудовую дисциплину и правила внутреннего трудового распорядка детского сада.

      2.16. Соблюдает правовые, нравственные и этические нормы, следует требованиям профессиональной этики.

      2.17. Уважает честь и достоинство педагогических работников, а также воспитанников детского сада.

      2.18. Систематически повышает свой профессиональный уровень, проходит аттестацию на соответствие занимаемой должности.

      2.19. Проходит в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению заведующего дошкольным образовательным учреждением.

      Старший воспитатель ДОУ имеет право:

      3.1. Старший воспитатель дошкольного образовательного учреждения имеет права, предусмотренные Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», Уставом и другими локальными актами дошкольного образовательного учреждения.

      3.2. В пределах своей компетенции принимать участие в разработке Программы развития, образовательной программы и годового плана дошкольного образовательного учреждения, должностных инструкций воспитателей.

      3.3. По вопросам, входящим в его компетенцию, вносить на рассмотрение администрации детского сада свои предложения по совершенствованию воспитательно-образовательного процесса и методов работы, а также варианты устранения имеющихся в деятельности детского сада недостатков.

      3.4. Требовать от администрации дошкольного образовательного учреждения создания условий для выполнения своих профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам и т. д.

      3.5. Проверять работу непосредственно подчиненных ему сотрудников; присутствовать на проводимых ими занятиях и мероприятиях; давать обязательные для исполнения распоряжения непосредственно воспитателям курируемых групп.

      3.6. Знакомиться с проектами решений администрации дошкольного образовательного учреждения, которые касаются его профессиональной деятельности.

      3.7. Повышать свою квалификацию (не реже 1 раза в 3 года).

      3.8. На предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии.

      3.9. Устанавливать деловые контакты со сторонними организациями в рамках своей компетенции.

      4.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка, иных локальных нормативных актов, законных распоряжений заведующего детским садом, должностных обязанностей, установленных настоящей должностной инструкцией старшего воспитателя в детском саду, в том числе за не использование предоставленных прав, старший воспитатель несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством РФ;

      4.2. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью ребенка, а также совершение иного аморального поступка старший воспитатель может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации«. Увольнение за данный поступок не является мерой дисциплинарной ответственности;

      4.3. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, несет ответственность в пределах определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

      4.4. За виновное причинение ДОУ или участникам воспитательно-образовательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей старший воспитатель несет материальную ответственность в порядке и пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.

      4.5. За невыполнение требований по охране труда, пожарной безопасности, неоказание первой доврачебной помощи пострадавшему, не своевременное извещение или скрытие от администрации детского сада произошедшего несчастного случая несет ответственность в соответствии с действующим законодательством РФ.

      5.1. Аттестация педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемой должности является обязательной и проходит в сроки, определенные законодательством РФ. Ее проведение должно быть не реже чем раз в 5 лет. При этом стаж и категория воспитателя никоим образом не может повлиять на периодичность проведения процедуры проверки. Такой вид является проверкой на профессиональное соответствие занимаемой должности.

      5.2. Аттестация педагогических работников в целях установления квалификационной категории является добровольной и проводится по желанию самого работника в целях повышения имеющейся категории.

      5.3. На основе приказа Министерства образования и науки РФ от 7 апреля 2014 г. № 276 г. Москва «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» старший воспитатель может обратиться в аттес­тационную комиссию с заявлением о проведении аттестации или установления соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к первой квалификационной категории, имея стаж не менее 2 лет.

      Первая квалификационная категория может быть установлена педагогическим работникам на основе:

    • стабильных положительных результатов освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией;
    • стабильных положительных результатов освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»;
    • выявления развития у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности;
    • личного вклада в повышение качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, активного участия в работе методических объединений педагогических работников организации.
    • 5.4. Старший воспитатель может обратиться в аттестационную комиссию с заявлением о проведении аттестации или установления соответствия уровня их квалификации требованиям, предъявляемым к высшей квалификационной категории не ранее чем через 2 года после установления первой квалификационной категории.

      Высшая квалификационная категория педагогическим работникам устанавливается на основе:

    • обладания первой квалификационной категорией;
    • достижения обучающимися положительной динамики результатов освоения образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией;
    • достижения обучающимися положительных результатов освоения образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»;
    • выявления и развития способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участия в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях;
    • личного вклада в повышение качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания, и продуктивного использования новых образовательных технологий, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, в том числе экспериментальной и инновационной;
    • активного участия в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах.
    • Старший воспитатель детского сада должен:

      6.1. Работать в режиме нормированного рабочего дня по графику, составленному исходя из 36-часовой рабочей недели и утвержденному заведующим ДОУ, участвовать в плановых общих мероприятиях детского сада, на которые не установлены нормы выработки.

      6.2. Самостоятельно планировать свою работу, разрабатывать и своевременно предоставлять на утверждение план работы.

      6.3. Осуществлять координацию деятельности воспитателей, педагогических работников в проектировании развивающей образовательной среды дошкольного образовательного учреждения.

      6.4. Своевременно предоставлять заместителю заведующего по воспитательно-образовательной работе или непосредственно заведующему детского сада письменный отчет о своей деятельности.

      6.5. Получать информацию от заведующего и заместителя заведующего дошкольным образовательным учреждением по воспитательно-образовательной работе, информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомиться под расписку с соответствующими документами.

      6.6. Принимать участие в совещаниях, педагогических советах, проводимых в дошкольном образовательном учреждении.

      6.7. Систематически обмениваться информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с администрацией и педагогическими работниками детского сада.

      7.1. Внесение изменений и дополнений в действующую должностную инструкцию производится в том же порядке, в котором принимается должностная инструкция.

      7.2. Должностная инструкция вступает в силу с момента ее утверждения и действует до замены ее новой должностной инструкцией.

      7.3. Факт ознакомления старшего воспитателя с настоящей должностной инструкцией подтверждается подписью в экземпляре должностной инструкции, хранящемся у работодателя, а также в журнале ознакомления с должностными инструкциями.

      Один экземпляр получил на руки
      и обязуюсь хранить на рабочем месте

      Должностная инструкция младшего воспитателя

      ___________ /___________________/
      подпись Ф.И.О.
      протокол № ___ от «___»_____ 2020 г.

      Должностная инструкция младшего воспитателя

      _____________________________________
      фамилия имя отчество

      Пакет должностных инструкций в ДОУ

      Обновление: 23.03.2020 г.

      1.1. Данная должностная инструкция младшего воспитателя детского сада (ДОУ) разработана в соответствии с ФГОС дошкольного образования, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 г. №1155; на основе Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденного Приказом Минздравсоцразвития № 761н от 26 августа 2010 г. в редакции от 31.05.2011 г.; в соответствии с ФЗ №273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 6 марта 2020 года, Трудовым кодексом Российской Федерации и другими нормативными актами, регулирующими трудовые отношения между работником и работодателем.

      1.2. Младший воспитатель ДОУ принимается на работу и освобождается от должности заведующим дошкольным образовательным учреждением.

      1.3. Младший воспитатель ДОУ должен иметь среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или среднее (полное) общее образование и профессиональная подготовка в области образования и педагогики без предъявления требований к стажу работы.

      1.4. Младший воспитатель детского сада непосредственно подчиняется заведующему ДОУ, выполняет указания заведующего хозяйством (завхоза), медицинского работника и воспитателя группы.

      1.5. В своей профессиональной деятельности младший воспитатель ДОУ должен руководствоваться:

    • Конституцией Российской Федерации;
    • Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»;
    • законодательными актами Российской Федерации;
    • правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты;
    • Правилами внутреннего трудового распорядка, утвержденными в детском саду;
    • приказами и распоряжениями заведующего дошкольным образовательным учреждением;
    • Также младший воспитатель руководствуется должностной инструкцией младшего воспитателя ДОУ, трудовым договором.
    • 1.6. Младший воспитатель детского сада должен знать:

    • законы Российской Федерации и другие нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;
    • основы педагогики, психологии, возрастной физиологии, гигиены, оказания первой доврачебной медицинской помощи;
    • основы теории и методики воспитательной работы;
    • способы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с воспитанниками разного возраста и их родителями (законными представителями);
    • инструкции и правила по охране жизни и здоровья воспитанников, по уходу за детьми;
    • санитарно-гигиенические нормы содержания помещений, оборудования и инвентаря в детском саду;
    • Правила внутреннего трудового распорядка дошкольного образовательного учреждения.
    • 1.7. Младший воспитатель должен знать должностную инструкцию младшего воспитателя детского сада, порядок действий при при эвакуации в случае возникновения чрезвычайной ситуации, правила по охране труда и пожарной безопасности, пройти обучение и иметь навыки оказания первой помощи.

      1.8. Младший воспитатель детского сада обязан строго соблюдать Конвенцию ООН о правах ребенка, а также Федеральный закон от 24.07.98г № 124-ФЗ (в редакции от 29 июня 2013 года) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации«.

      Младший воспитатель детского сада имеет следующие должностные обязанности:

      2.1. Осуществление под руководством воспитателя группы ДОУ повседневной деятельности, обеспечивающей создание условий для социально-психологической адаптации воспитанников.

    • в организации деятельности воспитанников, в проведении занятий, организуемых воспитателем группы детского сада согласно образовательной программе с учетом требований ФГОС ДО;
    • в работе, направленной на профилактику отклоняющегося поведения и вредных привычек у воспитанников.
    • совместно с медицинским работником ДОУ и под руководством воспитателя группы детского сада сохранения и укрепления здоровья воспитанников, проведения мероприятий, способствующих их психофизическому развитию;
    • строгого соблюдения детьми режима дня возрастной группы;
    • состояния помещений и оборудования детского сада, которое соответствует санитарно-гигиеническим нормам их содержания в соответствии с СанПиН 2.4.1.3049-13;
    • охраны жизни и здоровья воспитанников во время их пребывания в детском саду;
    • выполнения требований заведующего ДОУ, медицинского работника и заведующего хозяйством, которые связаны с педагогической деятельностью и охраной жизни и здоровья детей.
      • влажной уборки групповых помещений два раза в день с применением моющих средств;
      • влажной уборки в спальном помещении после дневного сна;
      • чистки ковров влажной щеткой и с применением пылесоса;
      • генеральной уборки всех помещений группы 1 раз в месяц (по графику) с применением моющих и дезинфицирующих средств; мытья окон 2 раза в год;
      • санитарной обработки посуды и детских столов перед каждым приемом пищи, детских горшков (при наличии) после каждого использования в соответствии с требованиями СанПиН;
      • смены постельного белья по мере его загрязнения, но не реже 1 раза в неделю;
      • ежедневной гигиенической обработки санузлов 2 раза в день;
      • дополнительных мероприятий, соответствующих требованиям СанПиН при неблагоприятной эпидемической ситуации.
      • работы по привитию воспитанникам навыков самообслуживания в соответствии с их возрастом;
      • общественно-полезного труда воспитанников старших и подготовительных групп (разовые поручения для младших групп), сервировки стола;
      • приема пищи воспитанниками, проведение работы по освоению детьми правил поведения за столом, культурно-гигиенических навыков.
      • 2.6. Взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников по вопросам, входящим в его компетенцию.

        2.7. Подготовка воды, предназначенной для закаливающих процедур детей и полоскания рта.

        2.8. Оказание помощи воспитателю группы детского сада во время одевания и раздевания воспитанников: первые две трети одетых на прогулку детей выходят с воспитателем группы, оставшуюся одну третью часть детей, одевает младший воспитатель и выводит их на участок, передавая воспитателю.

        2.9. Осуществление контроля чистоты полотенец и наличия в группе кипяченой воды для питья.

        2.10. Совместно с воспитателем группы детского сада:

      • проведение гигиенических и закаливающих процедур;
      • подготовка участка для прогулки;
      • присмотр за воспитанниками во время «тихого часа» во время отсутствия воспитателя в группе по уважительной причине.
      • 2.11. Проявление выдержки и педагогического такта в общении с воспитанниками и их родителями (законными представителями).

        2.12. Младший воспитатель детского сада должен приходить на работу за 10 мин до начала рабочего дня.

        2.13. Поддержание надлежащего порядка на своем рабочем месте и во всех помещениях закрепленной за ним группы. Бережное и аккуратное использование имущества дошкольного образовательного учреждения.

        2.14. Своевременное прохождение ежегодного медицинского осмотра по графику, утвержденному в дошкольном образовательном учреждении.

      • прав и свобод воспитанников, которые содержатся в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» и в Конвенции ООН о правах ребенка;
      • требований должностной инструкции младшего воспитателя ДОУ в соответствии с ФГОС ДО;
      • правил и норм охраны труда, техники безопасности и пожарной безопасности, санитарно-гигиенических норм и требований;
      • трудовой дисциплины, требований данной должностной инструкции и Правил трудового распорядка, установленных в дошкольном образовательном учреждении.
      • 3.1. Младший воспитатель ДОУ имеет права, предусмотренные Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», «Типовым положением о дошкольной образовательной организации», Уставом, Коллективным договором, Правилами внутреннего трудового распорядка и другими локальными актами дошкольного образовательного учреждения.

        3.2. Младший воспитатель детского сада в пределах своей компетенции имеет право:

      • вносить свои предложения по улучшению воспитательно-образовательного процесса в детском саду;
      • знакомиться с проектами решений заведующего дошкольным образовательным учреждением, которые касаются его профессиональной деятельности;
      • требовать от администрации дошкольного образовательного учреждения создания условий, которые необходимы для выполнения профессиональных обязанностей;
      • участвовать в работе органов самоуправления.
      • 3.3. Младший воспитатель имеет право на защиту профессиональной чести и достоинства, знакомиться с жалобами и другими документами, которые в той или иной мере содержат оценку его работы, давать по ним объяснения.

        3.4. Младший воспитатель имеет право информировать заведующую ДОУ, заместителя заведующего по административно-хозяйственной работе (завхоза) о приобретении необходимых для воспитательно-образовательной деятельности развивающих и демонстрационных материалов и средств, необходимости проведения ремонтных работ оборудования или помещения группы.

        4.1. Младший воспитатель ДОУ несет персональную ответственность:

      • за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных данной должностной инструкцией, — в пределах, установленных действующим трудовым законодательством Российской Федерации;
      • за правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей профессиональной деятельности, — в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации;
      • за причинение материального ущерба — в пределах, установленных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.
      • 4.2. В случае нарушения Устава дошкольного образовательного учреждения, условий Коллективного договора, Правил внутреннего трудового распорядка, данной должностной инструкции младшего воспитателя детского сада, приказов заведующего младший воспитатель ДОУ подвергается дисциплинарным взысканиям в соответствии со статьей 192 Трудового кодекса Российской Федерации.

        4.3. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью воспитанника, а также за совершение иного аморального поступка младший воспитатель ДОУ может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации«. Увольнение за данный поступок не является мерой дисциплинарной ответственности.

        4.4. За виновное причинение детскому саду или участникам воспитательно-образовательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей младший воспитатель несет материальную ответственность в порядке и пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством РФ.

        Контроль исполнения данной должностной инструкции младшего воспитателя в ДОУ возлагается на воспитателя дошкольного образовательного учреждения.

        Младший воспитатель детского сада:

        5.1. Работает в режиме нормированного рабочего дня по графику, составленному исходя из 36-часовой рабочей недели и утвержденному заведующим ДОУ, участвует в обязательных плановых общих мероприятиях дошкольного образовательного учреждения, на которые не установлены нормы выработки.

        5.2. Принимает участие в совещаниях, педагогических советах, других мероприятиях по вопросам воспитания и образования воспитанников.

        5.3. Информирует заведующего ДОУ, заместителя директора по административно-хозяйственной работе (завхоза) обо всех недостатках в обеспечении воспитательно-образовательного процесса. Вносит конкретные предложения по устранению выявленных недостатков, по оптимизации работы младшего воспитателя.

        5.4. Заменяет временно отсутствующего младшего воспитателя детского сада на основании почасовой оплаты и в соответствии с тарификацией.

        5.5. Получает от администрации детского сада материалы нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится с приказами, инструкциями и распоряжениями под расписку.

        5.6. Систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с администрацией, педагогическими работниками и обслуживающим персоналом дошкольного образовательного учреждения.

        5.7. Своевременно информирует заведующего ДОУ и соответствующие службы обо всех чрезвычайных происшествиях, связанных с жизнью и здоровьем воспитанников.

        6.1. Внесение изменений и дополнений в действующую должностную инструкцию производится в том же порядке, в котором принимается должностная инструкция.

        6.2. Должностная инструкция вступает в силу с момента ее утверждения и действует до замены ее новой должностной инструкцией.

        Инструкция по мытью игрушек в ДОУ

      • Вновь приобретённые игрушки перед поступлением в группы моют в течение 15 минут проточной водой при температуре воды 37°C с 2% мыльно-содовым раствором, а затем высушивается на воздухе. (2% мыльно-содовый раствор – 200гр. мыльно-содового раствора на 10 л. воды.)
      • Игрушки моют ежедневно в конце дня, а в ясельных группах – 2 раза в день.
      • Кукольная одежда стирается по мере загрязнения с использованием детского мыла и проглаживается.
      • Пенолатексные, ворсованные игрушки обрабатываются согласно инструкции завода – изготовителя.
      • Не допускается использование мягконабивных игрушек для игр детей.
      • Инструкция по мытью столовой посуды в ДОУ

      • Посуду и столовые приборы моют в 2 или 3-гнездовых ваннах, установленных в буфетных каждого группового помещения.
      • Столовая посуда после механического удаления остатков пищи моется с добавлением моющих средств (на 10 литров воды 200 грамм мыльно-содового раствора), (первая ванна) с температурой воды не ниже 40 градусов.
      • Ополаскивается горячей проточной водой с температурой не ниже 65 градусов (вторая ванна) с помощью гибкого шланга с душевой насадкой и просушивается на специальных решётках.
      • Чашки промывают горячей водой с применением моющих средств в первой ванне, ополаскивание горячей проточной водой производят во второй ванне и просушивают.
      • Столовые приборы после механической очистки и мытья с применением моющих средств (первая ванна) ополаскивают горячей водой (вторая ванна). Чистые столовые приборы хранят в предварительно промытых кассетах в вертикальном положении ручками вверх.
      • При возникновении случаев инфекционных заболеваний проводится обеззараживание (дезинфекция) посуды в установленном порядке.
      • Посуду хранят в буфете.
      • Инструкция по уборке туалетной комнаты в ДОУ

      • Санитарно-техническое оборудование подлежит обеззараживанию независимо от эпид. ситуации.
      • Сиденья на унитазах, ручки сливных бочков и ручки дверей моют мыльно-содовым раствором ежедневно. Унитазы чистят 2 раза в день квачами и щётками с использованием чистящих и дезинфицирующих средств после использования квачи замачивают 3% «Самаровке» на 60 мин. (3% «Самаровка» – 30 мл. р-р + 970 мл воды или 0,1 клорсепта 30 мин. 7 таб. клорсепта+10 л воды.)
      • Горшки моют после каждого использования при помощи квачей и 2% мыльно-содовым раствором (2% мыльно-содовый раствор – 200гр. мыльно-содового раствора на 10 л. воды.)
      • Уборочный инвентарь для туалета (тряпки, вёдра, щётки) маркируют ярким цветом и хранят в туалетной комнате в специальном шкафу.
      • Весь уборочный инвентарь после использования промывают горячей водой с моющими средствами и просушивают.
      • Дезинфицирующие растворы (хранятся в тёмной посуде) и моющие средства хранятся в местах, недоступных детям.
      • Инструкция по соблюдению санитарно-гигиенических требований по обработке ветоши

      • Ветошь – замачивается в дезинфицирующем растворе, затем простирывается в конце рабочего дня с 2% мыльно-содовым раствором, прополаскивают, сушат и хранят в специальной промаркированной таре.
      • Правила смены постельного белья в ДОУ

        1. Смену постельного белья, полотенец проводят по мере загрязнения, но не реже 1 раза в неделю. Всё бельё маркируют. Постельное бельё, кроме наволочек, маркируют у ножного края. На каждого ребёнка необходимо иметь три комплекта белья, включая полотенца для лица и ног, и две смены наматрасников. Чистое бельё доставляют в мешках и хранят в шкафах.
        2. Бельё после употребления складывают в специальный бак, ведро с крышкой, клеёнчатый, пластиковый или из двойной материи мешок. Грязное бельё доставляют в постирочную (или в специальное помещение). Матерчатые мешки сдают в стирку, клеёнчатые и пластиковые – обрабатывают горячим мыльным или содовым раствором.
        3. Постельные принадлежности: матрацы, подушки, спальные мешки следует проветривать непосредственно в спальнях при открытых окнах во время каждой генеральной уборки, периодически выносить на воздух. Один раз в год постельные принадлежности подвергаются химической чистке или обработке в дезинфекционной камере.
        4. Инструкция по обработке дорожек «Здоровья»

        5. Дорожки «здоровья» изготавливаются из материала, подлежащего обработке (клеёнка, пленка самоклеющая, дерматин, линолеум, пластик, дерево ).
        6. После каждого применения дорожки «здоровья» протирают горячим мыльно-содовым раствором, используя таз для влажной уборки группового помещения.
        7. С инструкцией ознакомлен:

          __________ /_____________________
          подпись Ф.И.О.

          Квалификационная категория

          Квалификационная категория

          Методическая работа

          Аттестация

          Квалификационные требования,
          предъявляемые к педагогическим работникам
          дошкольных образовательных учреждений

          Должностные обязанности:
          Старший воспитатель организует текущее и перспективное планирование деятельности педагогического коллектива ДОУ.
          Анализирует выполнение учебно-методической и воспитательно-образовательной работы в ДОУ и разрабатывает предложения по повышению ее эффективности.
          Оказывает помощь педагогическим работникам в выборе программ, определении содержания, форм, методов и средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
          Организует работу по научно-методическому обеспечению содержания образования. Корректирует расписание режима дня и составляет расписание занятий.
          Осуществляет контроль за учебной нагрузкой воспитанников, за качеством выполнения образовательной программы.
          Координирует работу воспитателей, специалистов и других работников в рамках единого образовательного процесса.
          Обобщает и принимает меры по распространению наиболее результативного опыта работы ДОУ.
          Участвует в подборе и расстановке педагогических кадров, организует повышение их квалификации и профессионального мастерства.
          Организует работу методического кабинета ДОУ, систематизирует информационные, методические и дидактические материалы.
          Организует и руководит просветительской работой с родителями (лицами их заменяющими).
          Проводит работу по созданию развивающей среды в ДОУ.

          Зарплата воспитателя детского сада

          Способствует созданию положительного микроклимата в коллективе.

          Должен знать:
          Конституцию Российской Федерации, законы РФ, решения правительства РФ и органов управления образованием по вопросам образования; Конвенцию о правах ребенка; педагогику, психологию, достижения современной психолого-педагогической науки и практики; основы физиологии и гигиены; теорию и методы управления образовательными системами,; основы гражданского и трудового законодательства; правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

          Требования по квалификационным категориям

          Первая квалификационная категория
          — Должен отвечать общим требованиям, предъявляемым к старшему воспитателю;
          — Имеет обобщенный опыт работы;
          — Участвует в методической работе города, района (МО, ШПО, семинары, творческие группы).
          — Строит методическую работу на ее основе
          — Владеет методикой диагностики профессиональной компетентности педагогов.
          Высшая квалификационная категория
          — Воспринимает и ретранслирует информацию по передовым технологиям обучения и воспитания отечественного и мирового опыта;
          — Координирует взаимодействие между представителями педагогической науки и практики;
          — Максимально использует возможности ближайшего окружения ДОУ для развития детей;
          — Осуществляет мониторинг роста профессиональной компетентности педагогов, организует педагогический мониторинг развития дошкольников;
          — Владеет навыками публичных выступлений по вопросам дошкольного образования;
          — Должен отвечать требованиям, предъявляемым к старшему воспитателю I квалификационной категории

          Показатели оценки уровня профессиональной компетентности

          Показатели для оценки уровня профессиональной компетентности Кол-во баллов
          Показатели квалификации
          Знание:
          — стратегии развития образования в России и принципов образовательной политики;
          — целей, содержания, форм, методов обучения и воспитания, современных концепций и технологий дошкольного образования;
          — видов дошкольных образовательных учреждений, их места и роли в системе непрерывного образования, требований к результатам их деятельности;
          — основ экономики образования;
          — нормативно-правовых основ функционирования и развития системы образования;
          — теоретических основ управления, ведущих управленческих школ и концепций, особенностей управления в сфере дошкольного образования;
          — принципов анализа и построения образовательных систем и методов планирования их деятельности;
          — систем и методов материального стимулирования работников;
          — стилей эффективного руководства коллективом;
          — современных методов контроля образовательной, финансово-хозяйственной деятельности и делопроизводства в учреждении;
          — требований к ведению делопроизводства в дошкольном образовательном учреждении.
          Показатели профессионализма
          Умение:
          — анализировать деятельность образовательного учреждения, выявлять наиболее значимые проблемы и находить эффективные пути их решения;
          — разрабатывать нормативно-организационную документацию образовательного учреждения (договоры, уставы, правила, положения, должностные инструкции);
          — разрабатывать программы развития образовательного учреждения;
          — мотивировать исполнителей на достижение высоких результатов в трудовой деятельности и повышении квалификации;
          — предупреждать и разрешать конфликты в коллективе;
          — проводить деловые совещания, беседы, организовывать групповую работу;
          — осуществлять диагностику профессиональной деятельности педагогов в ДОУ;
          — организовать повышение квалификации педагогов в ДОУ на основе диагностики профессиональной деятельности педагогов;
          — анализировать состояние и результативность методической работы и на этой основе определить цели и задачи ее совершенствования;
          — осуществлять мониторинг уровня развития детей и осуществлять на этой основе оценку результативности;
          — организовать разработку и использование дидактических и методических материалов в соответствии с направлениями работы ДОУ;
          — оценивать методическое обеспечение мини методических кабинетов ДОУ и разрабатывать рекомендации по их совершенствованию;
          — устанавливать и регулировать связи ДОУ с методической службой города, других ДОУ, школой, научными учреждениями;
          — изучать, обобщать, транслировать внедрение передового педагогического опыта педагогов ДОУ, внедрять ППО педагогов-новаторов других ДОУ;
          — организовать работу педагогического лектория, школы молодой семьи и других форм работы с семьей;
          — организовать работу методического кабинета ДОУ.
          Показатели продуктивной деятельности
          — сохранение нормативно-правовой базы для функционирования и развития ДОУ;
          — состояние учебно-материальной базы ДОУ (наличие, использование, развитие);
          — количественные и качественные характеристики движения кадрового состава;
          — освоение детьми образовательной программы;
          — результаты инновационной деятельности;
          — социально-психологический климат в ДОУ;
          — состояние делопроизводства.

          Для оценки профессиональной компетентности по каждому показателю устанавливается следующая шкала баллов:
          0 баллов – знания, умения или результаты деятельности отсутствуют;
          1 балл – наличие знаний, умений или результатов деятельности;
          2 балла – высокий уровень знаний, умений или результатов деятельности.
          2. При суммарной оценке профессиональной компетентности в баллах, составляющих не менее 50, старшему воспитателю присваивается первая квалификационная категория, а свыше 50 баллов – высшая квалификационная категория.

          1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6
          страницы
          Вернуться в методическую работу

          Квалификационные характеристики педагога-психолога

          К числу основных нормативных документов, регламентирующих труд служащих, относятся квалификационные характеристики должностей, призванные способствовать правильному решению вопросов разделения и кооперации труда посредством четкого определения должностных обязанностей работников и предъявляемых к ним квалификационных требований.

          Квалификационная характеристика — это нормативный документ, устанавливающий, требования, предъявляемые к работнику, иначе говоря, что он должен знать и уметь, каков должен быть уровень его подготовки.

          Должностные квалификационные характеристики являются основой для разработки должностных инструкций – регламентов деятельности служащих на уровне предприятий, учреждений, организаций.

          Должностная инструкцияявляется организационно-распорядительным документом, определяющим совокупность трудовых функций (должностных обязанностей) каждого работника, его права и ответственность за выполненную работу, а также нормативной основой для правильного применения мер дисциплинарного и материального воздействия. Наличие на предприятиях, в учреждениях и организациях должностных инструкций способствует объективной оценке деятельности работников, установлению соответствия их занимаемым должностям при проведении аттестации.

          Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. N 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»

          Осуществляет профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия обучающихся, воспитанников в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях. Содействует охране прав личности в соответствии с Конвенцией о правах ребёнка. Способствует гармонизации социальной сферы образовательного учреждения и осуществляет превентивные мероприятия по профилактике возникновения социальной дезадаптации.

          Определяет факторы, препятствующие развитию личности обучающихся, воспитанников и принимает меры по оказанию им различных видов психологической помощи (психокоррекционного, реабилитационного, консультативного).

          Оказывает консультативную помощь обучающимся, воспитанникам, их родителям (лицам, их заменяющим), педагогическому коллективу в решении конкретных проблем.

          Проводит психологическую диагностику; используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы.

          Проводит диагностическую, психокоррекционную реабилитационную, консультативную работу, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий.

          Составляет психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ с целью ориентации педагогического коллектива, а также родителей (лиц их замещающих) в проблемах личностного и социального развития обучающихся, воспитанников.

          Ведёт документацию по установленной форме, используя её по назначению. Участвует в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей обучающихся, воспитанников, в обеспечении уровня подготовки обучающихся, воспитанников, соответствующего требованиям федерального государственного образовательного стандарта, федеральным государственным образовательным требованиям.

          Способствует развитию у обучающихся, воспитанников готовности к ориентации в различных ситуациях жизненного и профессионального самоопределения. Осуществляет психологическую поддержку творчески одаренных обучающихся, воспитанников, содействует их развитию и организации развивающей среды.

          Заявление на аттестацию воспитателя на высшую категорию в ДОУ по ФГОС

          Определяет у обучающихся, воспитанников степень нарушений (умственных, физиологических, эмоциональных) в развитии, а также различного вида нарушений социального развития и проводит их психолого-педагогическую коррекцию.

          Участвует в формировании психологической культуры обучающихся, воспитанников, педагогических работников и родителей (лиц их заменяющих), в том числе и культуры полового воспитания.

          Консультирует работников образовательного учреждения по вопросам развития обучающихся, воспитанников, практического применения психологии для решения педагогических задач, повышения социально-психологической компетентности обучающихся, воспитанников, педагогических работников, родителей (лиц, их заменяющих).

          Анализирует достижение и подтверждение обучающимися уровней развития и образования (образовательных цензов).

          Оценивает эффективность образовательной деятельности педагогических работников и педагогического коллектива, учитывая развитие личности обучающихся, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности.

          Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим).

          Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся, воспитанников во время образовательного процесса.

          Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

          Должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Декларацию прав и свобод человека; Конвенцию о правах ребенка; нормативные документы, регулирующие вопросы охраны труда, здравоохранения, профориентации, занятости обучающихся, воспитанников и их социальной защиты; общую психологию; педагогическую психологию, общую педагогику, психологию личности и дифференциальную психологию, детскую и возрастную психологию, социальную психологию, медицинскую психологию, детскую нейропсихологию, патопсихологию, психосоматику; основы дефектологии, психотерапии, сексологии, психогигиены, профориентации, профессиоведения и психологии труда, психодиагностики, психологического консультирования и психопрофилактики; методы активного обучения, социально-психологического тренинга общения; современные методы индивидуальной и групповой профконсультации, диагностики и коррекции нормального и аномального развития ребёнка; методы и приемы работы с обучающимися, воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья; методы и способы использования образовательных технологий, в том числе дистанционных; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода; основы работы с персональным компьютером, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися, воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.

          Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Педагогика и психология» без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Педагогика и психология» без предъявления требований к стажу работы

          Дата добавления: 2017-03-18; просмотров: 191 | Нарушение авторских прав

          Квалификационные категории учителей.

          Аттестация работников во всех учебных заведениях служит важным инструментом как морального, так и материального стимулирования. Присужденные ученые сте­пени и присвоенные звания позволяют установить более высо­кий разряд, определяющий размеры заработной платы. Присвоение званий происходит на основе документальных материалов: стажа работы, характеристики, документа об окончании курсов повышения квалификации, анализа педагогической деятельности и результатов работы.

          Задачами аттестации являются: целенаправленное, непрерывное повышение профессионального уровня педагогических и руководящих работников; установление соответствия между качеством и оплатой труда; управление качеством образования для создания оптимальных условий развития личности, учет требований федеральных государственных образовательных стандартов к реализации образовательных программ.

          Аттестация педагогов проводится на основе экспертной оценки труда: его результативности и качества учебно-воспитательного процесса.

          Квалификационные категории присваиваются за непосредственную работу с детьми. Администрация школ, инспектора органов образования имеют право на получение этих категорий при условии педагогической работы и соответствующего стажа наравне с другими педагогами.

          С 1 января 2011 года был введен новый порядок аттестации педагогических работников (порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных учреждений, утв. Минобрнауки России от 24.03.2010г.№ 209). По новым правилам имевшуюся вторую категорию отменили совсем, а проведение аттестации педагогических работников поручили органам образования на уровне субъекта РФ. При этом она стала обязательной: раз в пять лет каждый педагог, не имеющий категории, независимо от желания и стажа работы должен проходить аттестацию с целью подтверждения соответствия занимаемой должности. Учителя, которые желают получить первую или высшую категорию, могут вместо этого подать заявление об аттестации для установления соответствия их профессионального уровня требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям. Категории присваиваются на 5 лет, после чего их нужно снова подтверждать в том же порядке.

          педагогический работник высшей категории вынужден будет сначала аттестоваться на первую категорию, и лишь спустя два года он получит право претендовать на высшую категорию.

          учителям, проработавшим менее 2 лет на данной должности; беременным женщинам и женщинам, находящимся в декретном отпуске и в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет. Их аттестация проводится не ранее чем через два года после выхода из указанных отпусков.

          Для прохождения аттестации с целью подтверждения соответствия занимаемой должности работника, работодатель оформляет представление. В случае, если учитель работает на разных педагогических должностях у одного работодателя и ни по одной из них не имеет квалификационной категории, то представление работодателя может подаваться сразу по всем должностям, на которых он состоит.

          Не позднее, чем за месяц до начала проведения аттестации работодатель под роспись знакомит педагога с представлением, подает документы в аттестационную комиссию субъекта РФ, где получает информацию о дате, месте и времени проведения аттестации педагога. Срок прохождения аттестации не должен превышать 2 месяца. Не позднее, чем за месяц до проведения аттестации работодатель письменно доводит до сведения педагогического работника информацию о дате, месте и времени проведения его аттестации (п.21 Порядка аттестации педагогических работников). В случае несогласия с представлением работодателя работник может представить в аттестационную комиссию заявление с соответствующим обоснованием. Он имеет право передать собственные сведения, которые характеризуют его трудовую деятельность за период с момента предыдущей аттестации.

          В соответствии с пунктом 13 «Порядка аттестации педагогических работников» решение аттестационной комиссии оформляется протоколом и заносится в аттестационный лист педагогического работника. Этот документ, а также выписка из распорядительного акта аттестационной комиссии хранятся в личном деле педагога.

          При успешном прохождении аттестации комиссия выносит решение: «соответствует занимаемой должности».

          В этом случае трудовой договор с педагогическим работником может быть расторгнут в соответствие с п. 3. ч. 1. ст.

          Расчет должностного оклада воспитателя

          81 ТК РФ. Однако работодатель не обязан увольнять не прошедшего аттестацию учителя. Он, например, может предложить ему пройти курсы повышения квалификации, и по их окончании пройти повторную аттестацию.

          Кроме того, увольнение не допускается, если есть возможность перевести педагогического работника с его письменного согласия на другую работу (например — вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу).

          Так же, в соответствии со статьей 261 ТК РФ, нельзя уволить работника в период его временной нетрудоспособности и в период пребывания в отпуске;

          Добровольная аттестация проводится на основании заявления педагогического работника для установления соответствия его квалификации требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационным категориям.

          Добровольную аттестацию имеют право пройти: 1. педагогические работники, не имеющий категорий; педагогические работники, имеющие первую категорию — если срок действия предыдущей «добровольной аттестации» подходит к концу.

          2. педагогические работники, имеющие первую категорию — но не ранее, чем через 2 года после ее присвоения;

          педагогические работники, имеющие высшую категорию — если срок действия предыдущей «добровольной аттестации» подходит к концу.

          Учителям, уже имеющим категорию, рекомендуется подавать заявление не позже, чем за три месяца до истечения срока предыдущей добровольной аттестации. Это нужно для того, чтобы этот срок не истек во время рассмотрения заявления и прохождения аттестации. Документы на прохождение добровольной аттестации подаются следующим образом:

          1. Учитель собирает пакет документов: заявление по установленной форме;

          ксерокопию аттестационного листа предыдущей аттестации (если она была);

          портфолио своих профессиональных достижений, которое можно предоставить в аттестационную комиссию, как в момент подачи заявления, так и в течение месяца после этого.

          2. Пакет документов подается в аттестационную комиссию субъекта РФ

          Квалификационное испытание педагог проходит в форме экспертизы портфолио его профессиональных достижений.

          -установлена первая квалификационная категория;
          -владение современными образовательными технологиями, методиками и эффективное применение их на практике;
          -стабильные результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в субъекте РФ, в том числе с учетом результатов участия обучающихся и воспитанников во всероссийских, международных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях;
          -личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания, инновационной деятельности, в освоение новых образовательных технологий и активное распространение собственного опыта в области повышения качества образования и воспитания.
          При этом олимпиады, конкурсы и соревнования учитываются только для оценки тех педагогических работников, чья работа предусматривает эти мероприятия.

          В ходе аттестации для установления соответствия их профессионального уровня требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям, решение комиссии протоколируется и записывается в аттестационный лист педагогического работника. Затем оно утверждается органам образования субъекта РФ. Аттестационный лист и выписка из акта органа образования высылаются работодателю.

          1. Если учитель прошел аттестацию, выносится решение «соответствует требованиям, предъявляемым к первой (высшей) квалификационной категории.

          В этом случае квалификационная категория присваивается педагогическому работнику со дня принятия аттестационной комиссией соответствующего решения. С этого же числа учитель имеет право на оплату труда в соответствии со своей категорией.

          http://www.consultant.ru/popular/tkrf/14_20 ТК РФ от 30.12.2001 N 197-ФЗ

          Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 24 декабря 2010 г. N 2075 г.

          http://government.ru/docs/22263 (Распоряжение Правительства РФ № 2620-р от 30 декабря 2012 г. «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки»)

          Экономика образования : Учебное пособие / В. П. Щетинин, Н. А. Хроменков, Б. С. Рябушкин. – : Рос. пед. агентство, 1998. Гл.6

          Приказ Министерства образования и науки РФ от 24 марта 2010 г. N 209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений»

          lektsii.net — Лекции.Нет — 2014-2020 год. (0.015 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав

          Квалификационная категория является существенным фактором при установлении оплаты труда педагогу. Это соответствующий нормативным критериям уровень квалификации, профессионализма и производительности педагогического труда, который обеспечивает работнику возможность решать профессиональные задачи определенной степени сложности. Квалификационные категории педагогическим работникам присваиваются на срок, который определяется территориальными и ведомственными положениями, но не более чем на пять лет. Они присваиваются по итогам аттестации и являются подтверждением соответствия уровня профессиональной компетентности учителя квалификационным требованиям.

          Целью аттестации является стимулирование роста квалификации, профессионализма, результативности педагогического и управленческого труда, развитие творческой инициативы, обеспечение правовой и социальной защищенности работников отрасли.

          По старым правилам учитель, желающий больше зарабатывать, по собственному желанию мог подать заявление о присвоении второй, первой или высшей категории. Категории присваивались: вторая — руководством школы, первая — районным управлением образования, а высшая — в министерстве.

          Если учитель вовремя не подтвердит свою категорию, она аннулируется. В результате: педагогический работник первой категории должен будет либо подать заявление об аттестации для присвоения первой категории, либо в общем порядке проходить аттестацию на подтверждение соответствия;

          При этом квалификационные категории, которые были присвоены до 1 января 2011 года, остаются действительными на тот срок, на который были присвоены. Однако правило, в соответствии с которым педагогу, отработавшему по профессии 20 лет, «пожизненно» присваивалась вторая категория, отменяется. Отныне; эти учителя также должны будут проходить аттестацию каждые пять лет.

          Т.о. аттестация для всех учителей является обязательной и проводится каждые пять лет для подтверждения соответствия занимаемой должности. Ее обязаны пройти педагогические работники, не имеющие категорий и не выразившие желания пройти аттестацию на квалификационную категорию.

          Согласно приказу Минобрнауки России от 24.03.2010г.№ 209, аттестацию не нужно проходить следующим лицам:

          Если учитель совмещает работу по специальности у нескольких работодателей, каждый из них имеет право направить его для прохождения аттестации.

          При аттестации с целью установления соответствия занимаемой должности в Аттестационную комиссию передаётся пакет документов, который включает в себя представление,экспертное заключениеи аттестационный лист. Установленным образом работодатель оформляет представление на педагога. В этом документе он всесторонне оценивает профессиональные навыки педагога и его работу на занимаемой должности. Также в документе должна содержаться информация о прохождении учителем курсов повышения квалификации и сведения о результатах предыдущих аттестаций.

          В процессе аттестации, учителя проходят письменные испытания по вопросам, связанным с их профессиональной деятельностью или компьютерное тестирование, которое позволяет определить уровень владения современными методиками преподавания и воспитания.

          Если педагог не прошел испытания, комиссия принимает решение, что учитель «не соответствует занимаемой должности».

          В этом случае трудовой договор с педагогическим работником может быть расторгнут в соответствие с п. 3. ч. 1. ст. 81 ТК РФ. Однако работодатель не обязан увольнять не прошедшего аттестацию учителя. Он, например, может предложить ему пройти курсы повышения квалификации, и по их окончании пройти повторную аттестацию.

          беременную женщину, а также женщину, имеющую детей в возрасте до трех лег; одинокую мать, воспитывающую ребенка в возрасте до четырнадцати лет или ребенка-инвалида — до восемнадцати лет; других лиц, воспитывающих указанных детей без матери.

          Помимо обязательной аттестации на соответствие занимаемой должности, существует добровольная аттестация для получения первой или высшей категории.

          Учителя, проработавшие в занимаемой должности менее 2 лет, беременные женщины и женщины, находящиеся в отпусках по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет также имеют право подать заявление о добровольной аттестации.

          В отличие от обязательной аттестации, заявление для прохождения добровольной аттестации каждый учитель подает самостоятельно.

          Законом не установлены централизованные сроки подачи заявлений и периоды проведения аттестации, поэтому педагогический работник может подать документы на аттестацию в любое время.

          новый аттестационный лист, заполненный до 7 пункта включительно;

          3. В течение месяца комиссия рассматривает заявление и назначает дату, месту и время проведения аттестации учителя. Срок прохождения аттестации не должен превышать 2 месяца.

          Согласно «Порядку аттестации педагогических работников» к квалификационным категориям предъявляются определенные требования.

          К первой квалификационной категории:

          — владение современными образовательными технологиями и методиками и эффективное применение их на практике;
          — личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания;
          — стабильные результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в субъекте РФ.
          К высшей квалификационной категории:

          Например, для педагогов-психологов этот пункт не действителен.

          Заседание аттестационной комиссии может проходить как без участия учителя, проходящего испытания, так и в его присутствии. О желании присутствовать на заседании, нужно заранее написать в заявлении.

          Если учитель заявил о желании присутствовать на заседании, но в указанный срок не явился на него без уважительной причины, аттестационная комиссия вправе провести аттестацию в его отсутствие.

          2. Если учитель не прошел аттестацию, выносится решение «не соответствует требованиям, предъявляемым к первой (высшей) квалификационной категории».

          В этом случае те, кто «сдавал» на первую категорию, остаются без категории, и должны пройти аттестацию на соответствие занимаемой должности.

          Тем, кто «не сдал» на высшую категорию — сохраняется первая квалификационная категория до завершения срока ее действия. После чего аттестацию придется проходить снова — либо на подтверждение первой категории, либо на установление высшей.

          Экономика образования : Учебное пособие / В. П. Щетинин, Н. А. Хроменков, Б.

          Категории детских садов

          С. Рябушкин. – : Рос. пед. агентство, 1998. Гл.6

          Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Приказ Минздравсоцразвития от 26 августа 2010 г. № 761н

          Дата добавления: 2015-04-11; просмотров: 163 | Нарушение авторских прав

          lektsii.net — Лекции.Нет — 2014-2020 год. (0.014 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав

          Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС), 2017
          Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»
          Раздел утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н

          Педагог дополнительного образования (включая старшего)

          Должностные обязанности. Осуществляет дополнительное образование обучающихся, воспитанников в соответствии со своей образовательной программой, развивает их разнообразную творческую деятельность. Комплектует состав обучающихся, воспитанников кружка, секции, студии, клубного и другого детского объединения и принимает меры по сохранению контингента обучающихся, воспитанников в течение срока обучения. Обеспечивает педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов работы (обучения) исходя из психофизиологической и педагогической целесообразности, используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы. Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области методической, педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий. Обеспечивает соблюдение прав и свобод обучающихся, воспитанников. Участвует в разработке и реализации образовательных программ. Составляет планы и программы занятий, обеспечивает их выполнение. Выявляет творческие способности обучающихся, воспитанников, способствует их развитию, формированию устойчивых профессиональных интересов и склонностей. Организует разные виды деятельности обучающихся, воспитанников, ориентируясь на их личности, осуществляет развитие мотивации их познавательных интересов, способностей.

          Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и семье

          Организует самостоятельную деятельность обучающихся, воспитанников, в том числе исследовательскую, включает в учебный процесс проблемное обучение, осуществляет связь обучения с практикой, обсуждает с обучающимися, воспитанниками актуальные события современности. Обеспечивает и анализирует достижения обучающихся, воспитанников. Оценивает эффективность обучения, учитывая овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности. Оказывает особую поддержку одаренным и талантливым обучающимся, воспитанникам, а также обучающимся, воспитанникам, имеющим отклонения в развитии. Организует участие обучающихся, воспитанников в массовых мероприятиях. Участвует в работе педагогических, методических советов, объединений, других формах методической работы, в работе по проведению родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям или лицам, их заменяющим, а также педагогическим работникам в пределах своей компетенции. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся, воспитанников во время образовательного процесса. Обеспечивает при проведении занятий соблюдение правил охраны труда и пожарной безопасности. При выполнении обязанностей старшего педагога дополнительного образования наряду с выполнением обязанностей, предусмотренных по должности педагога дополнительного образования, осуществляет координацию деятельности педагогов дополнительного образования, других педагогических работников в проектировании развивающей образовательной среды образовательного учреждения. Оказывает методическую помощь педагогам дополнительного образования, способствует обобщению передового их педагогического опыта и повышению квалификации, развитию их творческих инициатив.

          Должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; возрастную и специальную педагогику и психологию; физиологию, гигиену; специфику развития интересов и потребностей обучающихся, воспитанников, основы их творческой деятельности; методику поиска и поддержки молодых талантов; содержание учебной программы, методику и организацию дополнительного образования детей, научно-технической, эстетической, туристско-краеведческой, оздоровительно-спортивной, досуговой деятельности; программы занятий кружков, секций, студий, клубных объединений; деятельность детских коллективов, организаций и ассоциаций; методы развития мастерства; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контакта с обучающимися, воспитанниками, детьми разного возраста, их родителями, лицами, их заменяющими, коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; технологии педагогической диагностики; основы работы с персональным компьютером (текстовыми редакторами, электронными таблицами), электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.

          Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю кружка, секции, студии, клубного и иного детского объединения без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.

          Для старшего педагога дополнительного образования — высшее профессиональное образование и стаж педагогической работы не менее 2 лет.

          Комментарии к должности

          Приведенные выше квалификационные характеристики должности «Педагог дополнительного образования (включая старшего)» предназначены для решения вопросов, связанных с регулированием трудовых отношений и обеспечением эффективной системы управления персоналом в различных организациях. На основе этих характеристик разрабатывается должностная инструкция педагога дополнительного образования, содержащая права и ответственность работника, а также конкретный перечень его должностных обязанностей с учетом особенностей организации и управления деятельностью предприятия (учреждения).

          При составлении должностных инструкций руководителей и специалистов необходимо учесть общие положения к данному выпуску справочника и введение с общими положениями к первому выпуску справочника должностей.

          Обращаем ваше внимание на то, что одинаковые и схожие наименования должностей могут встречаться в разных выпусках ЕКС. Найти схожие названия можно через справочник должностей (по алфавиту).

          Читайте так же:  Возврат подоходного налога нк рф