Экспертиза атомной

Экспертиза атомной

Экспертиза (от латинского expertus – опытный) – это исследование и разрешение при помощи сведущих людей какого-либо вопроса, требующего специальных знаний.

Применительно к использованию атомной энергии экспертиза – это вид научно-технической деятельности, направленной на применение новых знаний для решения технологических, инженерных и иных проблем, заключающейся в исследовании и анализе данных, представляемых заявителями, в том числе для подтверждения соответствия оборудования, изделий, материалов и комплектующих требованиям нормативных документов в области использования атомной энергии.

АО «АНК» имеет лицензию Ростехнадзора ГН-13-101-3504 от 25.04.2020 на право проведения экспертизы безопасности (экспертизы обоснования безопасности) видов деятельности в области использования атомной энергии.

Объектами, в отношении которых распространяется действие лицензии, являются атомные станции (блоки атомных станций).

Условия действия лицензии позволяют АО «АНК» проводить экспертизу безопасности (обоснования безопасности) видов деятельности в области использования атомной энергии, осуществляемых организациями, выполняющими работы и предоставляющими услуги эксплуатирующим организациям.

Лицензия распространяется на экспертизу следующих основных видов документов:

— документы, обосновывающие возможность соискателя лицензии осуществлять лицензируемый вид деятельности для атомных станций (конструирование, изготовление, экспертная деятельность и другая деятельность, не связанная с размещением, сооружением, безопасной эксплуатацией блоков атомных станций, продлением их эксплуатации или выводом их из эксплуатации);

— документы, обосновывающие возможность применения импортной продукции в системах, оборудовании и других изделиях, поставляемых на атомные станции;

— проектная, конструкторская и технологическая документация, предназначенная для изготовления систем, оборудования и других изделий, поставляемых на атомные станции и для строительства сооружений;

— документы, обосновывающие возможность безопасной эксплуатации оборудования на атомных станциях;

— документы, обосновывающие возможность продления срока эксплуатации систем, оборудования, трубопроводов и других элементов для использования на атомных станциях;

— другие документы, связанные с обоснованием принимаемых решений по разработке, изготовлению, испытаниям или монтажу продукции для атомных станций.

Экспертиза проводится с целью проверки достаточности обоснованного разработчиком документации обеспечения безопасности в области использования атомной энергии.

Результатом проведённой АО «АНК» экспертизы является экспертное заключение, утверждённое руководителем организации или уполномоченным им должностным лицом, с выводами:

а) о соответствии проектных, конструкторских и технологических решений законодательству Российской Федерации, федеральным нормам и правилам в области использования атомной энергии и другим критериям оценки;

б) о полноте мер технического и организационного характера по обеспечению безопасности при использовании атомной энергии при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

В АО «АНК» работают эксперты высшей квалификации, имеющие многолетний опыт экспертизы и известные в профессиональной среде экспертов, что позволяет нам проводить экспертизу в кратчайшие сроки без потери качества работы.

АО «АНК» ставит одной из своих целей ориентацию на потребителя и с большим вниманием относится ко всем пожеланиям и требованиям наших заказчиков, кроме того, гибкая ценовая политика, проводимая АО «АНК», позволяет достичь взаимоприемлемых условий оказания наших услуг.

Государственные услуги

В соответствии с Федеральным законом от 01.12.2007 № 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», Федеральным законом от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных услуг» Госкорпорация «Росатом» оказывает государственные услуги и выполняет государственные функции.

Перечень государственных услуг Госкорпорации «Росатом»:

1. Государственная услуга по организации рассмотрения заявок и выдачи патентов Российской Федерации на изобретения, содержащие сведения, составляющие государственную тайну.

Туранский Виктор Валерьевич, главный специалист отдела комплексного развития производственно-технологической базы Департамента развития научно-производственной базы ЯОК. Тел. (499) 949-4655, Е-mаil: [email protected]

2. Лицензирование деятельности организаций по использованию ядерных материалов и радиоактивных веществ при проведении работ по использованию атомной энергии в оборонных целях, включая разработку, изготовление, испытание, транспортирование (перевозку), эксплуатацию, хранение, ликвидацию и утилизацию ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения.

Старушенков Владимир Николаевич, главный специалист Отдела лицензирования, специальной безопасности и надзорной деятельности Департамента ядерной и радиационной безопасности, организации лицензионной и разрешительной деятельности, тел.: (499) 949-2892, Е-mаil: [email protected];

Бородин Руслан Владимирович, советник Отдела лицензирования, специальной безопасности и надзорной деятельности Департамента ядерной и радиационной безопасности, организации лицензионной и разрешительной деятельности, тел. (499) 949-4689, Е-mаil: [email protected];

Мурашко Александр Анатольевич, заместитель директора Департамента — начальник отдела лицензирования, специальной безопасности и надзорной деятельности Департамента ядерной и радиационной безопасности организации лицензионной и разрешительной деятельности, тел.: (499) 949-2916, Е-mаil: [email protected]

3. Государственная услуга по выдаче сертификатов (разрешений) на перевозки радиоактивных материалов и ведение их реестра.

Бучельников Александр Евгеньевич, Начальник отдела специальных перевозок департамента ядерной и радиационной безопасности, организации лицензионной и разрешительной деятельности, тел.: (499) 949-4828, Е-mаil: [email protected]

4. Государственная услуга по аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия продукции, для которой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии, обязательным требованиям.

Меньшиков Владимир Олегович, главный специалист отдела оценки соответствия Департамента технического регулирования, тел.: (499) 949-2978, Еmаil: [email protected];

5. Государственная услуга по аттестации экспертов по аккредитации в области использования атомной энергии.

Колесников Дмитрий Александрович, ведущий специалист отдела аккредитации Департамента технического регулирования, тел.: (499) 949-4876, Еmаil: [email protected]

6. Государственная услуга по согласованию создания организации с иностранными инвестициями на территории закрытых административно-территориальных образований, созданных по роду деятельности организаций и (или) объектов Госкорпорации «Росатом».

Рудакова Татьяна Викторовна, главный специалист Отдела взаимодействия с общественными организациями Управления по работе с регионами, тел.: (499) 949-4035, Е-маil: [email protected], [email protected]

7. Государственная услуга по выдаче справок по архивным документам в установленной сфере деятельности для предоставления по месту требования.

Давыдкина Тамара Петровна, ведущий специалист Отдела архивных услуг ЧУ «Центратомархив», тел./факс: (499) 949-2098, Е-mаil: [email protected]

Дополнительная информация: Отдел архивных услуг ЧУ «Центратомархив» (Мытищи), тел.: (498) 658-6073, доб. 204.

8. Выдача разрешений на строительство объектов использования атомной энергии в случаях строительства, реконструкции указанных объектов и выдаче разрешений на ввод в эксплуатацию указанных объектов.

Ходос Юрий Александрович, главный специалист Отдела разрешительной деятельности и территориального планирования Управления государственной экспертизы и разрешительной деятельности Госкорпорации «Росатом»

Ермолина Наталия Владимировна, главный специалист отдела разрешительной деятельности и территориального планирования Управления государственной экспертизы и разрешительной деятельности Госкорпорации «Росатом»

Рыбалкин Дмитрий Владимирович, начальник отдела разрешительной деятельности и территориального планирования Управления государственной экспертизы и разрешительной деятельности Госкорпорации «Росатом»

Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) от 21 апреля 2014 г. N 160 г. Москва «Об утверждении Положения о порядке проведения экспертизы безопасности (экспертизы обоснования безопасности) объектов использования атомной энергии и (или) видов деятельности в области использования атомной энергии»

Зарегистрирован в Минюсте РФ 23 июля 2014 г.

Регистрационный N 33238

В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст. 4552; 1997, N 7, ст. 808; 2001, N 29, ст. 2949; 2002, N 1, ст. 2; N 13, ст. 1180; 2003, N 46, ст. 4436; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 52, ст. 5498; 2007, N 7, ст. 834; N 49, ст. 6079; 2008, N 29, ст. 3418; N 30, ст. 3616; 2009, N 1, ст. 17; N 52, ст. 6450; 2011, N 29, ст. 4281; N 30, ст. 4590; ст. 4596; N 45, ст. 6333; N 48, ст. 6732; N 49, ст. 7025; 2012, N 26, ст. 3446; 2013, N 27, ст. 3451) и подпунктом 5.2.2.3(2) Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 401 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3348; 2006, N 5, ст. 544; N 23, ст. 2527; N 52, ст. 5587; 2008, N 22, ст. 2581; N 46, ст. 5337; 2009, N 6, ст. 738; N 33, ст. 4081; N 49, ст. 5976; 2010, N 9, ст. 960; N 26, ст. 3350; N 38, ст. 4835; 2011, N 6, ст. 888; N 14, ст. 1935; N 41, ст. 5750; N 50, ст. 7385; 2012, N 29, ст. 4123; N 42, ст. 5726; 2013, N 12, ст. 1343; N45, ст. 5822; 2014, N2, ст. 108), приказываю:

Утвердить прилагаемое Положение о порядке проведения экспертизы безопасности (экспертизы обоснования безопасности) объектов использования атомной энергии и (или) видов деятельности в области использования атомной энергии.

Руководитель А. Алёшин

Положение о порядке проведения экспертизы безопасности (экспертизы обоснования безопасности) объектов использования атомной энергии и (или) видов деятельности в области использования атомной энергии

I. Общие положения

1. Настоящее Положение устанавливает порядок проведения экспертизы безопасности (экспертизы обоснования безопасности) объектов использования атомной энергии и (или) видов деятельности в области использования атомной энергии, проводимой в ходе лицензирования видов деятельности в области использования атомной энергии (далее — экспертиза).

Читайте так же:  Заявление об оспаривании исполнительского сбора

2. Настоящее Положение разработано в соответствии с:

Статьей 26 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст. 4552; 1997, N 7, ст. 808; 2001, N 29, ст. 2949; 2002, N 1, ст. 2; N 13, ст. 1180; 2003, N 46, ст. 4436; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 52, ст. 5498; 2007, N 7, ст. 834; N 49, ст. 6079; 2008, N 29, ст. 3418; N 30, ст. 3616; 2009, N 1, ст. 17; N 52, ст. 6450; 2011, N 29, ст. 4281; N 30, ст. 4590; ст. 4596; N 45, ст. 6333; N 48, ст. 6732; N 49, ст. 7025; 2012, N 26, ст. 3446; 2013, N 27, ст. 3451) (далее — Федеральный закон от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии»);

Положением о лицензировании деятельности в области использования атомной энергии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2013 г. N 280 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 14, ст. 1700; N 52, ст. 7207) (далее — Положение о лицензировании).

Определения и понятия, используемые в настоящем Положении, применяются в значениях, указанных в Федеральном законе от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии», а также в Положении о лицензировании.

3. Экспертиза проводится с целью оценки соответствия представленного соискателем лицензии или лицензиатом (далее — заявитель) обоснования безопасности объекта использования атомной энергии и сведений о его фактическом состоянии и (или) обоснования безопасности вида деятельности в области использования атомной энергии законодательству Российской Федерации, нормам и правилам в области использования атомной энергии, современному уровню развития науки, техники и производства.

4. Экспертизе подлежат документы, представленные заявителем в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору в соответствии с требованиями Административного регламента и обосновывающие безопасность объектов использования атомной энергии и (или) видов деятельности в области использования атомной энергии, и сведения о фактическом состоянии объектов использования атомной энергии.

5. Требования настоящего Положения обязательны для работников Ростехнадзора и экспертных организаций, имеющих лицензию на право проведения экспертизы безопасности (экспертизы обоснования безопасности) объектов использования атомной энергии и (или) видов деятельности в области использования атомной энергии, выданную Ростехнадзором.

6. Экспертизу безопасности (экспертизу обоснования безопасности) объектов использования атомной энергии, в отношении которых установлен режим постоянного государственного надзора и включенных в перечень, указанный в части тринадцатой статьи 24.1 Федерального закона «Об использовании атомной энергии», и (или) видов деятельности в области использования атомной энергии, осуществляемых на таких объектах или в отношении таких объектов эксплуатирующими организациями, проводит одна из организаций научно-технической поддержки Ростехнадзора.

Экспертизу безопасности (экспертизу обоснования безопасности) объектов использования атомной энергии, не включенных в перечень, указанный в части тринадцатой статьи 24.1 Федерального закона «Об использовании атомной энергии», проводят экспертные организации, имеющие лицензию Ростехнадзора на право проведения экспертизы безопасности (экспертизы обоснования безопасности) объектов использования атомной энергии и (или) видов деятельности в области использования атомной энергии.

При проведении экспертизы экспертная организация руководствуется установленной в экспертной организации системой менеджмента качества.

7. Экспертная организация не вправе привлекать к проведению экспертизы лиц, участвовавших в разработке представленных в Ростехнадзор заявителем документов, обосновывающих обеспечение безопасности объекта использования атомной энергии и (или) вида деятельности в области использования атомной энергии.

II. Проведение экспертизы и оформление ее результатов

8. Основанием для проведения экспертизы является задание на проведение экспертизы, разработанное и утвержденное в Ростехнадзоре.

9. До даты письменного уведомления Ростехнадзором экспертной организации о принятии экспертного заключения в задание на проведение экспертизы могут вноситься изменения. Основанием для внесения изменений в задание на проведение экспертизы являются:

выявление неизвестных ранее обстоятельств, связанных с безопасностью объекта использования атомной энергии и (или) заявленного вида деятельности в области использования атомной энергии;

изменение законодательства Российской Федерации, норм и правил в области использования атомной энергии;

представление заявителем в установленном порядке дополнительных документов, содержащих обоснование безопасности объекта использования атомной энергии и (или) заявленного вида деятельности в области использования атомной энергии;

обращение заявителя о приостановлении рассмотрения документов с указанием срока приостановления рассмотрения.

Изменение в задание на проведение экспертизы оформляется документально, утверждается должностным лицом, утвердившим задание на проведение экспертизы, и направляется в экспертную организацию.

10. При возникновении в ходе проведения экспертизы вопросов к обоснованию безопасности объекта использования атомной энергии и (или) заявленного вида деятельности в области использования атомной энергии, представленному в документах заявителя, а также сведениям о фактическом состоянии объекта использования атомной энергии, экспертная организация проводить с заявителем их обсуждение.

Экспертная организация информирует ответственное подразделение Ростехнадзора, организующее проведение экспертизы, о месте и времени проведения обсуждения возникших в ходе проведения экспертизы вопросов.

11. Если на основании проведенного в Ростехнадзоре и (или) в экспертной организации анализа представленных заявителем документов установлена необходимость запроса у заявителя документов, на которые заявитель дает ссылки в документах, прилагаемых к заявлению, то такой запрос организуется ответственным подразделением Ростехнадзора, организующим проведение экспертизы. Запрос оформляется письмом в адрес заявителя за подписью должностного лица, утвердившего задание на проведение экспертизы, и направляется заявителю.

12. По результатам экспертизы экспертная организация составляет экспертное заключение об обосновании безопасности объекта использования атомной энергии и (или) видов деятельности в области использования атомной энергии. Экспертному заключению присваивается регистрационный номер в порядке присвоения таких номеров в экспертной организации. Экспертное заключение утверждается руководителем экспертной организации и заверяется печатью этой организации.

13. Экспертное заключение, оформленное согласно пункту 12 настоящего Положения, вместе с сопроводительным письмом экспертной организации направляется в ответственное подразделение Ростехнадзора, организующее проведение экспертизы, почтовым отправлением.

14. Ответственное подразделение Ростехнадзора, организующее проведение экспертизы, оценивает экспертное заключение на соответствие требованиям задания на проведение экспертизы и письменно уведомляет почтовым отправлением экспертную организацию о принятии или об отказе в принятии экспертного заключения.

15. В случае отказа в принятии экспертного заключения как не соответствующего заданию на проведение экспертизы, ответственное подразделение Ростехнадзора, организующее проведение экспертизы, возвращает экспертное заключение экспертной организации на доработку с изложением обоснованных причин отказа в письменной форме.

16. Датой завершения экспертизы в экспертной организации является дата письменного уведомления Ростехнадзором экспертной организации о принятии экспертного заключения.

Экспертиза документов, обосновывающих возможность выполнения работ по использованию радиоактивных материалов при проведении работ по использованию атомной энергии в оборонных целях

Направление деятельности

Институт оказывает услуги:

  • по проведению экспертизы документов, обосновывающих возможность выполнения работ по использованию радиоактивных материалов при проведении работ по использованию атомной энергии в оборонных целях, в части проведения экспертизы документов и оценки безопасности при проведении работ по использованию атомной энергии в оборонных целях, организаций, непосредственно не использующих и не имеющих в обращении радиоактивные материалы и радиоактивные отходы;
  • по разработке нормативно-методических документов и стандартов по обеспечению радиационной безопасности (в т.ч. стандартов Госкорпорации “Росатом”);
  • методической и консультационной помощи соискателям лицензий и лицензиатам;
  • информационно-консультационного характера по обеспечению безопасности работ по использованию атомной энергии в оборонных целях.
  • Оказание услуг осуществляется на основании лицензий, выданных Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом»:

  • лицензия на осуществление деятельности по использованию ядерных материалов и радиоактивных веществ при проведении работ по использованию атомной энергии в оборонных целях (п. 7, 9,10,11 Перечня работ…) (№ КВ-12-0590 от 25.08.2016, действует до 25.08.2020 на территории РФ);
  • лицензия на осуществление деятельности по использованию ядерных материалов и радиоактивных веществ при проведении работ по использованию атомной энергии в оборонных целях (п. 32 Перечня работ…) (№ КВ-12-0723 от 27.02.2020, действует до 27.02.2021 на территории РФ).
  • Практический опыт

    Институтом, по заказу Госкорпорации «Росатом», разработаны документы:

    1. Системы государственного санитарно-эпидемиологического нормирования, устанавливающие обязательные к исполнению требования по организации и проведению государственного санитарно-эпидемиологического надзора, регламентации деятельности в системе государственного санитарно-эпидемиологического нормирования (порядка 20 документов):
      1. Методические указания подгруппы 2.6.1. «Ионизирующее излучение, радиационная безопасность».
      2. Методические указания подгруппы 2.6.5. «Атомная энергетика и промышленность».
      3. Стандарты Госкорпорации «Росатом» по радиационной безопасности:
        1. Радиационная безопасность персонала Госкорпорации «Росатом». Единые требования к приборам и методам индивидуального дозиметрического контроля внешнего облучения персонала.
        2. Стандарт безопасности труда. Средства индивидуальной защиты от гексафторида урана. Требования к методам оценки защитных свойств и стойкости.
        3. Стандарт безопасности труда. Средства индивидуальной защиты от трития и его соединений. Требования к методам оценки проницаемости материалов.
        4. Стандарт безопасности труда. Средства индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующие от радиоактивного йода. Требования к методам оценки защитных свойств.
        5. Средства индивидуальной защиты персонала радиационно-опасных объектов. Порядок проведения оценки соответствия.
        6. Средства индивидуальной защиты. Одежда специальная основная, применяемая в условиях возможного загрязнения радиоактивными веществами. Общие требования и методы испытаний.
        7. Средства индивидуальной защиты. Одежда специальная дополнительная для персонала радиационно-опасных и химических объектов. Общие требования и методы испытаний.
        8. Средства индивидуальной защиты. Костюмы изолирующие для персонала радиационно-опасных и химических объектов. Общие требования и методы испытаний.
        9. Каталог-справочник «Средства индивидуальной защиты персонала предприятий атомной промышленности и энергетики».
          В Каталоге-справочнике изложена современная нормативно-методическая база по средствам индивидуальной защиты различных типов и классов и представлена информация о медико-технических и защитных характеристиках средств индивидуальной защиты, сертифицированные в соответствии с Техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» ТР ТС 019/2011 и рекомендованные Научно-экспертным испытательным центром технической поддержки «Индивидуальная защита» ФГБУ ГНЦ ФМБЦ им. А.И. Бурназяна ФМБА России к применению в условиях радиоактивного загрязнения.

        Проводятся работы (исследования), направленные на повышение гарантий безопасности деятельности ЯОК, на основе нормирования требований и оптимизации технологий и процедур регулирования безопасности по использованию атомной энергии в оборонных целях.

        Экспертиза

        Основными направлениями деятельности ФБУ «НТЦ ЯРБ» в области экспертизы являются:

      4. Экспертиза безопасности (экспертиза обоснования безопасности) объектов использования атомной энергии и (или) видов деятельности в области использования атомной энергии, являющаяся частью процедуры лицензирования деятельности в области использования атомной энергии, предусмотренной Федеральным законом ФЗ-170 «Об использовании атомной энергии»
      5. Экспертиза проектов нормативов допустимых выбросов и сбросов радиоактивных веществ В соответствии с Правилами разработки и установления нормативов допустимых выбросов радиоактивных веществ, нормативов допустимых сбросов радиоактивных веществ, а также выдачи разрешений на выбросы радиоактивных веществ, разрешений на сбросы радиоактивных веществ, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.2020 № 731 (далее — Правила), и Порядком проведения экспертизы проекта нормативов допустимых выбросов радиоактивных веществ в атмосферный воздух, проекта нормативов допустимых сбросов радиоактивных веществ в водные объекты, утвержденным приказом Ростехнадзора от 14.05.2020 № 183 (далее — Порядок), проекты нормативов должны проходить экспертизу в организациях к организации научно-технической поддержки уполномоченного органа государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии
        • Экспертиза и аттестация программ для ЭВМ, предназначенных для обоснования безопасности проектов, технических решений, параметров, режимов, влияющих на безопасность ОИАЭ, а также программных средств, применяемых в технологических системах, обеспечивающих безопасность ОИАЭ
        • Экспертиза безопасности

          Законодательная основа экспертизы безопасности

          В соответствии с Федеральным законом «Об использовании атомной энергии» от 25.11.1995 № 170-ФЗ (ред. от 05.06.2016), в рамках процедуры лицензирования деятельности в области использования атомной энергии:

          — при принятии решения о выдаче разрешения (лицензии) на право ведения работ в области использования атомной энергии или об изменении условий действия разрешения (лицензии) проводится экспертиза безопасности (экспертиза обоснования безопасности) объектов использования атомной энергии и (или) видов деятельности в области использования атомной энергии (далее – экспертиза безопасности);

          — экспертиза безопасности организуется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору(Ростехнадзор), являющейся уполномоченным органом государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии, и проводится в порядке, установленном Ростехнадзором;

          — предметом экспертизы безопасности является анализ соответствия представленных соискателем лицензии обоснований безопасности объекта использования атомной энергии и (или) обоснований безопасности видов деятельности в области использования атомной энергии, и (или) обоснований фактического состояния объекта использования атомной энергии законодательству Российской Федерации, нормам и правилам в области использования атомной энергии, современному уровню развития науки, техники и производства.

          Экспертиза безопасности проводится экспертными организациями, имеющими лицензии Ростехнадзора на право проведения экспертиз безопасности (экспертиз обоснования безопасности) объектов использования атомной энергии и (или) видов деятельности в области использования атомной энергии. Согласно Административному регламенту, информация об экспертных организациях, имеющих соответствующие лицензии Ростехнадзора, размещается на интернет-сайте www.gosnadzor.ru. Заявители самостоятельно выбирают экспертную организацию из числа имеющих соответствующие лицензии Ростехнадзора.

          Экспертиза безопасности в отношении объектов использования атомной энергии, включенных в перечень объектов, для которых установлен режим постоянного государственного надзора (указанный перечень утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.04.2012 № 610-р), и экспертиза безопасности видов деятельности в области использования атомной энергии, осуществляемых эксплуатирующими организациями на объектах постоянного надзора, проводится организациями научно-технической поддержки Ростехнадзора.

          На основании Положения об отнесении юридического лица к организации научно-технической поддержки уполномоченного органа государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2013 № 387), к организациям научно-технической поддержки Ростехнадзора отнесены федеральное бюджетное учреждение «Научно-технический центр по ядерной и радиационной безопасности» (ФБУ «НТЦ ЯРБ») и акционерное общество «ВО «Безопасность» (АО «ВО «Безопасность»).

          Экспертизе подлежат представляемые заявителями в Ростехнадзор при подаче заявлений на получение лицензий, переоформление лицензий (условий действия лицензий) документы, обосновывающие безопасность объектов использования атомной энергии и (или) заявленных видов деятельности в области использования атомной энергии и содержащие сведения о фактическом состоянии объектов использования атомной энергии. Требования к составу и содержанию этих документов установлены Административным регламентом.

          Каждая экспертиза безопасности проводится одной из экспертных организаций по утвержденному Ростехнадзором заданию на проведение экспертизы, включающему тематические вопросы экспертизы, требования к экспертному заключению и его представлению в Ростехнадзор, а также перечень документов заявителя, подлежащих экспертизе.

          К проведению экспертизы не могут привлекаться лица, участвовавшие в разработке представленных заявителем в Ростехнадзор документов, обосновывающих обеспечение безопасности объекта использования атомной энергии и (или) вида деятельности в области использования атомной энергии. При наличии в подлежащих экспертизе документах сведений, составляющих государственную тайну, экспертиза этих документов проводится экспертными организациями, имеющими право работы с такими сведениями.

          По результатам экспертизы безопасности экспертная организация составляет экспертное заключение об обосновании безопасности объекта использования атомной энергии и (или) видов деятельности в области использования атомной энергии. Экспертное заключение утверждается руководителем экспертной организации, заверяется печатью этой организации и направляется в Ростехнадзор, где оценивается на соответствие требованиям задания на проведение экспертизы, после чего Ростехнадзор письменно уведомляет экспертную организацию о принятии или об отказе в принятии экспертного заключения. Датой завершения экспертизы является дата письменного уведомления Ростехнадзором о принятии экспертного заключения.

          Нормативная правовая основа экспертизы безопасности

          Порядок организации и проведения экспертизы безопасности определены нормативными правовыми актами:

          Положение о лицензировании деятельности в области использования атомной энергии (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 29.03.2013 г. № 280)

          Положение об отнесении юридического лица к организации научно-технической поддержки уполномоченного органа государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2013 г. N 387)

          Административный регламент предоставления федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной услуги по лицензированию деятельности в области использования атомной энергии (утвержден приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 8.10.2014 г. № 453, зарегистрированным в Минюсте России 20.03.2015 г. N 36496) (далее – Административный регламент)

          Положение о порядке проведения экспертизы безопасности (экспертизы обоснования безопасности) объектов использования атомной энергии и (или) видов деятельности в области использования атомной энергии» (утверждено приказом Ростехнадзора от 21.04.2014 г. № 160, зарегистрированным Минюстом России 23.07.2014, рег. № 33238)

          Методика определения размера платы за оказание услуги по проведению экспертизы безопасности (экспертизы обоснования безопасности) объектов атомной энергии и (или) видов деятельности в области использования атомной энергии и предельных размеров платы за проведение экспертизы одного тематического вопроса, включенного в задание на экспертизу безопасности (экспертизу обоснования безопасности) объектов атомной энергии и (или) видов деятельности в области использования атомной энергии (утверждена приказом Ростехнадзора от 24.03.2014 г. № 114)

          Требования к проведению экспертизы безопасности

          В соответствии с требованиями пункта 58 Регламента, при экспертизе безопасности устанавливаются:

          — соответствие проектных, конструкторских и технологических решений законодательству Российской Федерации в области использования атомной энергии, требованиям федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, а также соответствие установленным требованиям условий для безопасного обращения с радиоактивными отходами при осуществлении лицензируемого вида деятельности;

          — полнота мер технического и организационного характера по обеспечению безопасности при осуществлении лицензируемого вида деятельности;

          — соответствие требованиям по обеспечению безопасности условий хранения и организации учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, физической защиты ядерной установки, радиационного источника, пункта хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ и хранилища радиоактивных отходов, планов мероприятий по защите работников объекта использования атомной энергии и населения в случае возникновения аварии и готовности к выполнению мероприятий, а также системы обеспечения качества и необходимой инженерно-технической поддержки лицензируемого вида деятельности;

          — способность соискателя лицензии обеспечить условия безопасного осуществления лицензируемого вида деятельности, безопасность объекта использования атомной энергии и проводимых работ, а также качество выполняемых работ и предоставляемых услуг, отвечающих федеральным нормам и правилам в области использования атомной энергии;

          — наличие и готовность соответствующих сил и средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций при возникновении ядерной и радиационной аварии на объекте использования атомной энергии;

          — способность соискателя лицензии обеспечить условия безопасного прекращения лицензируемого вида деятельности и вывод объекта использования атомной энергии из эксплуатации, а также наличие соответствующих проектных материалов.

          В соответствии с требованиями пункта 69 Регламента, экспертиза безопасности проводится по заданию на проведение экспертизы, утвержденному:

          — начальником ответственного подразделения Ростехнадзора (или лицом, исполняющим его обязанности) — в случае предоставления государственной услуги центральным аппаратом Ростехнадзора;

          — руководителем территориального органа Ростехнадзора — в случае предоставления государственной услуги соответствующим территориальным органом Ростехнадзора.

          В соответствии с требованиями пункта 70 Регламента, разработка и утверждение задания на проведение экспертизы осуществляются в течение 30 рабочих дней после поступления документов соискателя лицензии в ответственное подразделение центрального аппарата Ростехнадзора (или в территориальный орган Ростехнадзора).

          Задание на проведение экспертизы включает в себя тематические вопросы экспертизы, требования к экспертному заключению и его представлению, перечень подлежащих экспертизе документов, а также плановый срок представления экспертного заключения в Ростехнадзор, устанавливаемый в зависимости от объема обоснований, представленных в документах, предусмотренных подпунктом 2 пункта 17 Регламента, и исходя из потенциальной ядерной и радиационной опасности объекта применения и (или) заявленного вида деятельности. В задании на проведение экспертизы конкретизируются вопросы, предусмотренные пунктом 58 Регламента. Регламентом определено, что количество включаемых в задание тематических вопросов варьируется в зависимости от вида деятельности, потенциальной опасности объекта использования атомной энергии, при этом оно должно быть минимальным ив то же время достаточным для проведения обоснованной и всесторонней экспертизы безопасности.

          Выбор экспертной организации и плата за экспертизу

          Согласно пункту 72 Регламента, ответственное подразделение Ростехнадзора направляет задание на проведение экспертизы безопасности и представленный соискателем лицензии комплект обоснований (на бумажном носителе или в электронном виде) в экспертную организацию, выбранную соискателем лицензии.

          Необходимо подчеркнуть, что согласно Федеральному закону «Об использовании атомной энергии» экспертиза безопасности в отношении объектов использования атомной энергии, включенных в перечень объектов, для которых установлен режим постоянного государственного надзора (указанный перечень утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.04.2012 г. № 610-р), и экспертиза безопасности видов деятельности в области использования атомной энергии, осуществляемых эксплуатирующими организациями на объектах постоянного надзора, проводится организациями научно-технической поддержки Ростехнадзора. На основании Положения об отнесении юридического лица к организации научно-технической поддержки уполномоченного органа государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии(утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2013 г. N 387), к организациям научно-технической поддержки Ростехнадзора отнесены федеральное бюджетное учреждение «Научно-технический центр по ядерной и радиационной безопасности» (ФБУ «НТЦ ЯРБ») и федеральное государственное унитарное предприятие ВО «Безопасность» (ФГУП ВО «Безопасность»).

          Согласно Федеральному закону «Об использовании атомной энергии», экспертиза безопасности проводится за счет средств соискателя лицензии (или лицензиата).

          В соответствии с положениями статей 421, 423, 424 Гражданского кодекса Российской Федерации и иными требованиями законодательства Российской Федерации, оказание услуги по проведению экспертизы безопасности реализуется на основании договора, заключаемого между соискателем лицензии и выбранной им экспертной организацией.

          Размер платы за услугу по проведению экспертизы определяется Методикой определения размера платы за оказание услуги по проведению экспертизы безопасности, утвержденной приказом Ростехнадзора от 24.03.2014 г. № 114. Так как количество тематических вопросов, включаемых в задание на проведение экспертизы, а также плановый срок ее проведения устанавливаются в задании в зависимости от вида деятельности, потенциальной опасности объекта использования атомной энергии, то стоимость и срок проведения экспертизы могут быть определены лишь на основании утвержденного Ростехнадзором задания на проведение экспертизы.

          Принимая во внимание законодательные требования к выбору исполнителя услуги по проведению экспертизы безопасности (экспертной организации) на конкурсной основе, соискателем лицензии реализуется на практике следующая последовательность действий:

          — направление соискателем лицензии в Ростехнадзор запроса о получении копии задания на проведение экспертизы, утверждённого Ростехнадзором (конечно, после получения от Ростехнадзора письма-уведомления о принятом решении по дальнейшему рассмотрению документов, представленных соискателем лицензии);

          — направление соискателем лицензии в экспертные организации запросов о представлении технико-коммерческих предложений на оказание услуги по проведению экспертизы безопасности (вместе с копией утвержденного Ростехнадзором задания на проведение экспертизы);

          — проведение конкурсных процедур по выбору экспертной организации в качестве исполнителя услуги по проведению экспертизы безопасности;

          — направление соискателем лицензии в Ростехнадзор письма-уведомления о выбран¬ной экспертной организации с просьбой направить в ее адрес задание на проведение экспертизы и комплект обоснований безопасности, подлежащих экспертизе.

          Контактные лица по вопросам экспертизы безопасности

          Аверьянов Алексей Вячеславович

          начальник отдела организации и проведения экспертизы,

          тел. 8 (499) 753-05-38.

          Маханьков Евгений Георгиевич

          заместитель начальника отдела организации и проведения экспертизы,

          Статья 26. Разрешения (лицензии) на право ведения работ в области использования атомной энергии

          Информация об изменениях:

          Статья 26 изменена с 1 сентября 2020 г. — Федеральный закон от 23 мая 2020 г. N 118-ФЗ

          Статья 26. Разрешения (лицензии) на право ведения работ в области использования атомной энергии

          В настоящем Федеральном законе под разрешением (лицензией) на право ведения работ в области использования атомной энергии понимается надлежаще оформленный документ, подтверждающий право на осуществление определенного вида деятельности при условии обеспечения безопасности объектов использования атомной энергии и проводимых работ.

          Разрешения (лицензии) на право ведения работ в области использования атомной энергии выдаются органами государственного регулирования безопасности. Указанные разрешения (лицензии) выдаются эксплуатирующим организациям, а также организациям, выполняющим работы и предоставляющим услуги в области использования атомной энергии.

          В разрешении (лицензии) на право ведения работ в области использования атомной энергии должны быть указаны владелец разрешения (лицензии), требования и условия, необходимые для обеспечения безопасности при ведении работ, и срок действия разрешения (лицензии).

          В соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежат виды деятельности в области использования атомной энергии — размещение, сооружение, эксплуатация и вывод из эксплуатации ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, закрытие пунктов захоронения радиоактивных отходов, обращение с ядерными материалами и радиоактивными веществами, в том числе при разведке и добыче урановых руд, при производстве, использовании, переработке, транспортировании и хранении ядерных материалов и радиоактивных веществ, обращение с радиоактивными отходами при их хранении, переработке, транспортировании и захоронении, использование ядерных материалов и (или) радиоактивных веществ при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, проектирование и конструирование ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, конструирование и изготовление оборудования для ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, проведение экспертизы безопасности (экспертизы обоснования безопасности) объектов использования атомной энергии и (или) видов деятельности в области использования атомной энергии.

          Введение новых норм и правил в области использования атомной энергии не влечет за собой непосредственно прекращение действия или изменение срока действия разрешений (лицензий) на право ведения работ в области использования атомной энергии.

          Любая деятельность в области использования атомной энергии, подлежащая лицензированию органами государственного регулирования безопасности, не допускается без наличия разрешения (лицензии) на ее проведение.

          За предоставление органом государственного регулирования безопасности разрешения (лицензии) на право ведения работ в области использования атомной энергии, за переоформление и за продление срока его (ее) действия уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

          По заявлению соискателя лицензии или лицензиата может выдаваться совмещенная лицензия на право осуществления нескольких видов деятельности в области использования атомной энергии в отношении одного или нескольких объектов, на которых осуществляются указанные виды деятельности.

          Порядок лицензирования, в том числе порядок выдачи и прекращения действия разрешений (лицензий), устанавливается Правительством Российской Федерации.

          При принятии решения о выдаче разрешения (лицензии) на право ведения работ в области использования атомной энергии или об изменении условий действия разрешения (лицензии) проводится экспертиза безопасности (экспертиза обоснования безопасности) объектов использования атомной энергии и (или) видов деятельности в области использования атомной энергии. Указанная экспертиза организуется уполномоченным органом государственного регулирования безопасности и проводится за счет средств соискателя лицензии или лицензиата. При этом указанная экспертиза в отношении объектов использования атомной энергии, включенных в перечень, указанный в части тринадцатой статьи 24.1 настоящего Федерального закона, и (или) видов деятельности в области использования атомной энергии, осуществляемых на таких объектах или в отношении таких объектов эксплуатирующими организациями, проводится организациями научно-технической поддержки уполномоченного органа государственного регулирования безопасности.

          Предметом экспертизы безопасности (экспертизы обоснования безопасности) объектов использования атомной энергии и (или) видов деятельности в области использования атомной энергии является анализ соответствия документов, представленных заявителем для получения лицензии и обосновывающих безопасность объектов использования атомной энергии и (или) видов деятельности в области использования атомной энергии, и (или) фактического состояния объекта использования атомной энергии законодательству Российской Федерации, нормам и правилам в области использования атомной энергии, современному уровню развития науки, техники и производства.

          Экспертиза безопасности (экспертиза обоснования безопасности) объектов использования атомной энергии и (или) видов деятельности в области использования атомной энергии проводится в порядке, установленном уполномоченным органом государственного регулирования безопасности.

          В случае, если в целях подготовки указанных в части одиннадцатой настоящей статьи документов необходимо построение расчетных моделей процессов, влияющих на безопасность объектов использования атомной энергии и (или) видов деятельности в области использования атомной энергии (далее также — расчетные модели), для их построения используются программы для электронных вычислительных машин, прошедшие экспертизу в организации научно-технической поддержки уполномоченного органа государственного регулирования безопасности, определенной данным органом. Указанная экспертиза проводится за счет средств ее заказчика. Порядок проведения указанной экспертизы устанавливается уполномоченным органом государственного регулирования безопасности.

          Предметом указанной в части тринадцатой настоящей статьи экспертизы является оценка возможности использования представленных на указанную экспертизу программ для электронных вычислительных машин в целях построения расчетных моделей.

          ГАРАНТ:

          См. комментарии к статье 26 настоящего Федерального закона

          Читайте так же:  Коллекторы черный список