Договор о предоставлении земельного участка в бессрочное пользование

Договор о предоставлении земельного участка в бессрочное пользование

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Между государственным унитарным предприятием и органом местного самоуправления заключён договор аренды бессрочного пользования земельным участком до введения в действие ст. 39.9 ЗК РФ.
Обязано ли предприятие расторгать указанный договор и заключать договор аренды земельного участка на определённый срок (аналогичная ситуация с договорами безвозмездного пользования, заключёнными до введения Земельного кодекса РФ)?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Государственное унитарное предприятие обязано переоформить право постоянного (бессрочного) пользования муниципальным земельным участком на право аренды на срок, определенный договором аренды, или приобрести земельный участок в собственность в порядке, предусмотренном законодательством.

Обоснование вывода:
В соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 137-ФЗ) юридические лица, за исключением указанных в п. 2 ст. 39.9 Земельного кодекса РФ (далее — ЗК РФ) юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность (письмо Министерства экономического развития РФ от 23 июля 2012 г. N 15167-ПК/Д23и).
Отметим, что для землепользователей, не названных в п. 2 ст. 39.9 ЗК РФ, право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками после введения в действие ЗК РФ не прекращается автоматически, несмотря на то, что они более не относятся к лицам, которым земельные участки могут быть предоставлены на этом праве. Однако это не освобождает данных лиц от обязанности совершить действия по переоформлению права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, результатом чего является возникновение у этих лиц права аренды либо права собственности на земельные участки. При этом в силу подп. 11 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ предоставление в аренду государственного или муниципального земельного участка, находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании юридических лиц, производится без проведения торгов*(1).
Согласно п. 2 ст. 22 ЗК РФ земельные участки, за исключением земельных участков, изъятых из оборота (п. 4 ст. 27 ЗК РФ), могут быть предоставлены в аренду в соответствии с гражданским законодательством и ЗК РФ. При этом отношения по предоставлению в аренду земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, между его собственником в лице уполномоченного органа и арендатором регулируются нормами гражданского законодательства, что соответствует названной выше норме п. 2 ст. 22 и п. 3 ст. 3 ЗК РФ, поскольку иное земельным законодательством не предусмотрено (см. определение ВАС РФ от 13 февраля 2012 г. N ВАС-233/12, постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 21 февраля 2014 г. N Ф08-8277/13 по делу N А53-18576/2011, постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 27 ноября 2014 г. N Ф06-17130/13 по делу N А06-10168/2013).
Для земельных участков, как и для любых объектов аренды, действует общее правило, установленное п.п. 1, 2 ст. 610 ГК РФ, согласно которому договор аренды заключается на срок, определенный договором, а в случае, если срок аренды в договоре не определен, договор аренды считается заключенным на неопределенный срок. Законом могут устанавливаться максимальные (предельные) сроки договора для отдельных видов аренды. В этих случаях договор по истечении предельного срока прекращается даже при наличии в нем условия о сроке аренды, превышающем предельный срок, или при отсутствии указания на срок аренды (п. 3 ст. 610 ГК РФ)
Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по общему правилу, заключается на срок до сорока девяти лет; в частности, это касается земельных участков, предоставляемых для размещения линейных объектов, а также участков, предоставляемых в аренду собственникам зданий и сооружений, расположенных на таких земельных участках, помещений в них (пп. 17 п. 8 ст. 39.8 ЗК РФ).
С учетом вышеизложенного государственное унитарное предприятие обязано переоформить право постоянного (бессрочного) пользования муниципальным земельным участком на право аренды на срок, определенный договором аренды, или приобрести земельный участок в собственность в порядке, предусмотренном законодательством.

К сведению:
Согласно ст. 7.34 КоАП РФ использование земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования юридическим лицом, не выполнившим в установленный федеральным законом срок обязанности по переоформлению такого права на право аренды земельного участка или по приобретению этого земельного участка в собственность, влечет наложение административного штрафа в размере от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Глебов Валерий

Ответ прошел контроль качества

28 декабря 2017 г.

————————————————————————-
*(1) Обратим внимание, что предоставленное землепользователям до введения в действие ЗК РФ право бессрочного (постоянного) пользования земельными участками соответствует предусмотренному ЗК РФ праву постоянного (бессрочного) пользования земельными участками (п. 12 ст. 3 Федерального закона N 137-ФЗ).

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Статья 39.9. Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование

СТ 39.9 ЗК РФ

1. Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование осуществляется на основании решения уполномоченного органа.

2. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование исключительно:

1) органам государственной власти и органам местного самоуправления;

2) государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным);

3) казенным предприятиям;

4) центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий.

3. В решении о предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование указывается кадастровый номер земельного участка, а также:

1) наименование организации, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц в случае предоставления земельного участка юридическому лицу;

2) наименование органа местного самоуправления в случае предоставления ему земельного участка;

3) наименование органа государственной власти в случае предоставления ему земельного участка.

4. Не допускается предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, указанным в настоящей статье лицам на других правах, кроме права постоянного (бессрочного) пользования, если иное не предусмотрено статьями 39.10 и 39.20 настоящего Кодекса.

Комментарий к Статье 39.9 Земельного кодекса РФ

В статье законодатель воспроизвел положения ранее действующего п. 1 ст. 20 ЗК РФ.

Согласно ст. ст. 123.21, 123.22 ГК РФ учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением.

Как предусмотрено ст. 9.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 145; 1998. N 48. Ст. 5849; 1999. N 28. Ст. 3473; 2002. N 12. Ст. 1093; N 52. Ст. 5141; 2003. N 52. Ст. 5031; 2006. N 3. Ст. 282; N 45. Ст. 4627; 2007. N 1. Ст. 37, 39; N 22. Ст. 2563; N 27. Ст. 3213; N 49. Ст. 6039, 6061; 2008. N 20. Ст. 2253; N 30. Ст. 3604, 3616; 2009. N 23. Ст. 2762; N 29. Ст. 3582, 3607; 2010. N 19. Ст. 2291), государственными, муниципальными учреждениями признаются учреждения, созданные РФ, субъектом РФ и муниципальным образованием.

Бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Бюджетное учреждение осуществляет в соответствии с государственными (муниципальными) заданиями и (или) обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к его основным видам деятельности, в указанных сферах (ст. 9.2).

Понятие автономного учреждения раскрывается в ст. 2 Федерального закона от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (СЗ РФ. 2006. N 45. Ст. 4626), согласно которой автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах).

Согласно ст. 113 ГК в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, на базе государственного или муниципального имущества может быть создано унитарное казенное предприятие (казенное предприятие). Унитарное предприятие создается от имени публично-правового образования (ст. 125) решением уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.

Статьей 8 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (СЗ РФ. 2002. N 48. Ст. 4746; 2007. N 49. Ст. 6079; 2010. N 27. Ст. 3436; 2012. N 50. Ст. 6963) установлены случаи, при которых может быть создано казенное предприятие: если преобладающая или значительная часть производимой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг предназначена для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта РФ или муниципальных нужд; необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, необходимого для обеспечения безопасности РФ, функционирования воздушного, железнодорожного и водного транспорта, реализации иных стратегических интересов РФ; необходимости осуществления деятельности по производству товаров, выполнению работ, оказанию услуг, реализуемых по установленным государством ценам в целях решения социальных задач; необходимости разработки и производства отдельных видов продукции, обеспечивающей безопасность РФ; необходимости производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной; необходимости осуществления отдельных дотируемых видов деятельности и ведения убыточных производств; необходимости осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для казенных предприятий.

Согласно Федеральному закону от 13 мая 2008 г. N 68-ФЗ «О Центрах исторического наследия Президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий» (СЗ РФ. 2008. N 20. Ст. 2253) Центр исторического наследия Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, является юридическим лицом, созданным в организационно-правовой форме фонда. Целями деятельности Центра являются изучение и публичное представление исторического наследия Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, как неотъемлемой части новейшей истории России, развития демократических институтов и построения правового государства. Центр создается Администрацией Президента РФ по согласованию с Президентом РФ, прекратившим исполнение своих полномочий, или с его наследниками.

Предусмотренный п. 2 комментируемой статьи перечень лиц является исчерпывающим. С другой стороны, законодатель особо подчеркнул, что не допускается предоставление указанным лицам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности на других правах, кроме права постоянного (бессрочного) пользования, обозначив два исключения из этого правила:

1) в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование на срок до одного года (ст. 39.10 ЗК РФ);

2) в случае заключения в отношении неделимого земельного участка, на котором расположено здание, сооружение, часть которых или помещения в которых принадлежат указанным лицам на праве оперативного управления, договора аренды земельного участка со множественностью лиц на стороне арендатора (ст. 39.20 ЗК РФ).

Законодательством РФ установлены ограничения в части распоряжения земельными участками, предоставленными на указанном виде права. Так, не допускается внесение права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками в уставные (складочные) капиталы коммерческих организаций (п. 6 ст. 3 Закона N 137-ФЗ).

Лица, которым земельные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование, не вправе распоряжаться такими земельными участками, за исключением случаев заключения соглашения об установлении сервитута и передачи земельного участка в безвозмездное пользование гражданину в виде служебного надела в соответствии с ЗК РФ (п. 3 ст. 269 ГК РФ).

Читайте так же:  Льготы ветеранам великой отечественной войны в 2020 году

Министерство экономического развития
Российской Федерации

О надлежащих правоустанавливающих документах на земельный участок, предоставляемый в собственность, аренду или постоянное (бессрочное) пользование.

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 30 октября 2009 г. N Д23-3585

Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о том, какие документы являются надлежащими правоустанавливающими документами на земельный участок, и сообщает.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают в том числе из договоров и иных сделок и актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
Согласно ч. 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании сделки об отчуждении этого имущества (договор купли-продажи, мены, дарения и т.п.), перейти по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом (в случае смерти гражданина) либо в порядке правопреемства (в случае реорганизации юридического лица).
Согласно ч. 1 ст. 268 ГК РФ право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется на основании решения государственного или муниципального органа, уполномоченного предоставлять земельные участки в такое пользование.
Обязательственные права (аренда, рента и т.п.) возникают из договора и из иных оснований, указанных в ГК РФ (ст. 307 ГК РФ).
При этом п. 7 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривается, что решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченного распоряжаться земельным участком, о предоставлении земельного участка для строительства или протокол о результатах торгов (конкурсов, аукционов) является основанием: 1) государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования при предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование; 2) заключения договора купли-продажи и государственной регистрации права собственности покупателя на земельный участок при предоставлении земельного участка в собственность; 3) заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора при передаче земельного участка в аренду.
С учетом изложенного анализ вышеуказанных норм гражданского и земельного законодательства позволяет сделать вывод, что решение о предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование является основанием возникновения такого права и, следовательно, такое решение является надлежащим правоустанавливающим документом.
В случае предоставления земельного участка в собственность или аренду решение о предоставлении земельного участка или протокол о результатах торгов является исключительно основанием для заключения соответствующего договора. В указанном случае права на земельные участки возникают на основании соответствующих договоров, в связи с чем надлежащими правоустанавливающими документами в указанных случаях наряду с решениями о предоставлении земельного участка или протоколами о результатах торгов должны являться договоры отчуждения земельного участка (купля-продажа, аренда и т.п.).
Необходимо отметить, что во всех вышеперечисленных случаях права на земельные участки возникают с момента государственной регистрации таких прав (ст. ст. 8, 131, 164 ГК РФ, ст. 4 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»), за исключением случаев, когда договоры аренды земельного участка, субаренды земельного участка, безвозмездного срочного пользования земельным участком не подлежат государственной регистрации (п. 2 ст. 26 Земельного кодекса Российской Федерации).

Заместитель директора
Департамента недвижимости
М.В.БОЧАРОВ
30.10.2009

1. Для получения муниципальной услуги заявитель представляет:

­ документ, удостоверяющий личность заявителя, – паспорт гражданина Российской Федерации либо иной документ, предусмотренный законодательством Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина (копию документа в случае обращения по почте, электронной почте);

­ заявление в Комитет о предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, в собственность бесплатно, в безвозмездное пользование под существующими объектами недвижимости.

В заявлении указываются:

­ фамилия, имя, отчество (последнее – при наличии), место жительства заявителя и реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина);

­ наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, когда заявителем является иностранное юридическое лицо;

­ кадастровый номер испрашиваемого земельного участка;

­ вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок;

­ цель использования земельного участка;

­ реквизиты решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка (в случае если испрашиваемый земельный участок образовывался или его границы уточнялись на основании данного решения);

­ почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем;

­ способ получения результата предоставления муниципальной услуги.

В случае если в заявлении о предоставлении муниципальной услуги указан способ получения результата предоставления муниципальной услуги в виде электронного документа, дополнительно указывается способ получения результатов рассмотрения заявления в виде бумажного документа при личном обращении либо почтовым отправлением.

В случае если заявитель является собственником общей долевой собственности на объект недвижимого имущества совместно с другими гражданами или юридическими лицами либо на земельном участке расположено несколько зданий (сооружений), принадлежащих нескольким лицам, и при этом все заявители имеют право на предоставление земельного участка на одном виде права, сособственники (созаявители) обязаны обратиться за получением муниципальной услуги совместно с заявителем (при предоставлении земельного участка в собственность бесплатно). Каждый созаявитель представляет:

­ документ, удостоверяющий личность созаявителя, – паспорт гражданина Российской Федерации либо иной документ, предусмотренный законодательством Российской Федерации в качестве удостоверяющего личность (копию документа в случае обращения по почте, электронной почте);

­ приложение к заявлению, подаваемое совместно с заявлением.

Заявление о предоставлении муниципальной услуги составляется от руки (чернилами или пастой) или машинописным текстом, примерный образец заявления приводится в приложениях № 1 и № 2 к Административному регламенту, примерный бланк заявления приводится в приложениях № 3 и № 4 к Административному регламенту.

В случае подачи заявления с комплектом документов представителем заявителя (созаявителя) к заявлению прилагается документ, подтверждающий его полномочия (нотариально удостоверенная доверенность либо доверенность, удостоверенная иным предусмотренным законодательством Российской Федерации способом).

1.1. Вместе с заявлением заявитель представляет следующие документы:

­ сообщение заявителя (заявителей), содержащее перечень всех зданий, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке, с указанием их кадастровых (условных, инвентарных) номеров и адресных ориентиров (при предоставлении участка в собственность бесплатно или в безвозмездное пользование религиозным организациям);

­ документ, удостоверяющий (устанавливающий) права заявителя на здание, сооружение, если право на такое здание, сооружение не зарегистрировано в ЕГРН (при предоставлении участка в собственность бесплатно и в безвозмездное пользование при наличии созаявителей представляется каждым сособственником);

­ документ, удостоверяющий (устанавливающий) права заявителя на испрашиваемый земельный участок, если право на такой земельный участок не зарегистрировано в ЕГРН (при предоставлении участка в собственность бесплатно и в безвозмездное пользование);

­ документ, подтверждающий право заявителя на предоставление земельного участка в соответствии с целями использования земельного участка (при предоставлении участка в постоянное (бессрочное) пользование);

­ договор найма служебного жилого помещения (при предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование, в случае если жилье не является муниципальным).

Заявитель получает примерную форму заявления у специалиста МФЦ, ответственного за прием и выдачу документов, при личном обращении либо самостоятельно в электронном виде на официальном сайте Администрации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» klgd.ru в разделе «Услуги».

Доверенность на право представления интересов физического лица выдается нотариусом. Список нотариусов города Калининграда и Калининградской области размещен на официальном сайте нотариальной палаты Калининградской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Справка из технической документации, содержащая техническое описание объекта, выдается Бюро технической инвентаризации Калининградской области.

Дубликат договора на бессрочное пользование землей выдается Государственным архивом Калининградской области.

Электронная форма получения заявителем перечисленных в п. 2.6 настоящего Административного регламента документов не предусмотрена.

Заявление о предоставлении муниципальной услуги с комплектом документов заявитель представляет:

­ при личном обращении к специалисту МФЦ, ответственному за прием и выдачу документов;

­ по почте в адрес Комитета;

­ по электронной почте в форме электронных документов по адресу: [email protected];

– в электронной форме посредством заполнения интерактивной формы на региональном сегменте Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) (далее – Портал).

В случае направления заявления о предоставлении муниципальной услуги и комплекта документов по электронной почте заявление, подаваемое в форме электронного документа заявителем – физическим лицом, подписывается по выбору заявителя:

– электронной подписью заявителя (представителя заявителя);

– усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя (представителя заявителя).

В случае направления заявления о предоставлении муниципальной услуги и комплекта документов по электронной почте заявление, подаваемое в форме электронного документа заявителем – юридическим лицом, заверяется по выбору заявителя электронной подписью либо усиленной квалифицированной электронной подписью:

– лица, действующего от имени юридического лица без доверенности;

– представителя юридического лица, действующего на основании доверенности, выданной в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В случае если заявление подписано усиленной квалифицированной электронной подписью, представление копии документа, удостоверяющего личность заявителя (удостоверяющего личность представителя заявителя, если заявление представляется представителем заявителя), в виде электронного образа не требуется.

Заявления, направленные по электронной почте, должны предоставляться в виде файлов в одном из форматов: DOC, DOCX, TXT, XLS, XLSX, RTF.

Электронные документы (электронные образы документов), прилагаемые к заявлению, в том числе доверенности, направляются в виде файлов в формате PDF или TIF.

Качество представляемых электронных документов (электронных образов документов) в форматах PDF, TIF должно позволять в полном объеме прочитать текст документа и распознать реквизиты документа.

Заявление о предоставлении муниципальной услуги, подаваемое в электронной форме через Портал, формируется посредством заполнения интерактивной формы на региональном сегменте Портала, после чего заявление и прилагаемые к нему документы направляются в Администрацию в виде файлов в формате XML, созданных с использованием XML-схем и обеспечивающих считывание и контроль представленных данных.

Идентификация заявителя, подавшего заявление в электронном виде, регистрация заявления осуществляются в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Калининградской области, нормативными правовыми актами городского округа.

В случае направления заявления о предоставлении муниципальной услуги с комплектом документов по почте и электронной почте выдача результата предоставления муниципальной услуги (в случае избрания заявителем способа получения результата в виде бумажного документа при личном обращении) осуществляется при личном обращении заявителя и предъявления документа, удостоверяющего личность (паспорта гражданина Российской Федерации либо иного документа, предусмотренного законодательством Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина).

2. Исчерпывающий перечень документов и информации, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, участвующих в предоставлении муниципальных услуг, и которые заявитель вправе представить:

2.1. Выписка из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении заявителя, если заявителем является юридическое лицо.

2.2. Кадастровый паспорт испрашиваемого земельного участка либо кадастровая выписка об испрашиваемом земельном участке.

2.3. Кадастровый паспорт здания (сооружения), расположенного на испрашиваемом земельном участке.

2.4. Выписка из ЕГРН о правах на приобретаемый земельный участок и расположенные на нем объекты недвижимого имущества либо уведомление об отсутствии в ЕГРН запрашиваемых сведений.

2.5. Договор найма служебного жилого помещения (при предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование, в случае если служебное жилье является муниципальным).

Услуги

Предоставление в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельных участков, находящихся в федеральной собственности, без проведения торгов

Юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица либо их уполномоченные представители, имеющие право на получение земельного участка, находящегося в федеральной собственности, без проведения торгов, в соответствии с законодательством Российской Федерации

Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области

Приказ Министерства экономического развития РФ от 4 апреля 2017 г. № 166 «Об утверждении Административного регламента по предоставлению Федеральным агентством по управлению государственным имуществом государственной услуги по предоставлению в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельных участков, находящихся в федеральной собственности, без проведения торгов»

Приказ Министерства экономического развития РФ от 12 января 2015 г. № 1 «Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов»

При предоставлении земельного участка без проведения торгов в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование срок предоставления государственной услуги не должен превышать тридцати дней со дня поступления заявления в Орган.

При предоставлении земельного участка без проведения торгов путем заключения договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком срок предоставления государственной услуги не должен превышать шестидесяти дней со дня поступления заявления в Орган.

Читайте так же:  Как оформить комнату для новорожденной девочки

В случае поступления заявления о предоставлении земельного участка с использованием процедуры предварительного согласования предоставления земельного участка, находящегося в федеральной собственности, без проведения торгов срок предоставления государственной услуги не должен превышать тридцати дней со дня поступления такого заявления в Орган.

Срок на рассмотрение заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка не включается в сроки по предоставлению земельного участка без проведения торгов в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование, заключения договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком.

Для получения государственной услуги по предоставлению земельного участка без проведения торгов заявитель представляет следующие документы:

1. заявление в письменной форме, содержащее следующую информацию (форма размещена в разделе «Ссылки на бланки и образцы заявлений, квитанций на оплату при предоставлении платных услуг»):

  • фамилия, имя, отчество (последнее – при наличии), место жительства заявителя и реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина);
  • наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо;

    кадастровый номер испрашиваемого земельного участка;

    основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) оснований;

    вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка указанному заявителю допускается на нескольких видах прав;

    цель использования земельного участка;

    реквизиты решения об утверждении документа территориального планирования и (или) проекта планировки территории в случае, если земельный участок предоставляется для размещения объектов, предусмотренных этим документом и (или) этим проектом;

    реквизиты решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок образовывался или его границы уточнялись на основании данного решения;

    почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем;

    2. документ, подтверждающий личность заявителя, а в случае обращения представителя юридического или физического лица – документ, подтверждающий полномочия представителя юридического или физического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации, копия которого заверяется специалистом МФЦ и приобщается к поданному заявлению;

    3. заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо;

    4. документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование указанной организации для ведения огородничества или садоводства;

    5. документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, предусмотренные перечнем, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 12 января 2015 г. № 1, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

    Для получения государственной услуги по предоставлению земельного участка без проведения торгов в случае, если земельный участок предстоит образовать или осуществить уточнение его границ в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», заявитель представляет следующие документы:

    1. заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка в письменной форме, содержащее следующую информацию (форма размещена в разделе «Ссылки на бланки и образцы заявлений, квитанций на оплату при предоставлении платных услуг»):

    фамилия, имя и отчество (последнее – при наличии), место жительства заявителя, реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина);

    наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо;

    кадастровый номер земельного участка, заявление о предварительном согласовании предоставления которого подано (далее – испрашиваемый земельный участок), в случае, если границы такого земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом № 218-ФЗ;

    реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории, если образование испрашиваемого земельного участка предусмотрено указанным проектом;

    кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка предусмотрено образование испрашиваемого земельного участка, в случае, если сведения о таких земельных участках внесены в государственный кадастр недвижимости;

    основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 ЗК РФ оснований;

    вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка возможно на нескольких видах прав;

    реквизиты решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в случае, если земельный участок предоставляется взамен земельного участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд;

    реквизиты решения об утверждении документа территориального планирования и (или) проекта планировки территории в случае, если земельный участок предоставляется для размещения объектов, предусмотренных указанными документом и (или) проектом;

    2. документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, предусмотренные перечнем, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 12 января 2015 г. № 1, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия;

    3. схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории (далее – схема расположения земельного участка) в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;

    4. документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка обращается представитель заявителя;

    5. заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо;

    6. подготовленные некоммерческой организацией, созданной гражданами, списки ее членов в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование указанной организации для ведения огородничества или садоводства.

    При подаче заявления физическое лицо предъявляет документ, удостоверяющий его личность, а представитель физического лица – оформленную в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность, подтверждающую его полномочия.

    Органом от государственных органов исполнительной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и иных организаций в зависимости от указанного заявителем основания предоставления земельного участка без проведения торгов, запрашиваются следующие документы:

    выписка из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости;

    копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц) или выписка из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) о юридическом лице, являющемся заявителем или выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) об индивидуальном предпринимателе, являющемся заявителем;

    утвержденные проекты планировки и утвержденные проекты межевания территории;

    договор о комплексном освоении территории;

    проект организации и застройки территории некоммерческого объединения (в случае отсутствия утвержденного проекта межевания территории);

    решение о предоставлении в пользование водных биологических ресурсов либо договор о предоставлении рыбопромыслового участка, договор пользования водными биологическими ресурсами.

    Данные документы могут быть представлены заявителем самостоятельно. При этом непредставление заявителем указанных документов не является основанием для отказа заявителю в предоставлении услуги.

    предоставление заявителем (представителем заявителя) заявления без удостоверения личности либо непредставление представителем заявителя оформленного надлежащим образом документа, подтверждающего его полномочия на совершение соответствующих действий от имени заявителя;

    заявление не соответствует установленным требованиям (наличие исправлений, серьезных повреждений, не позволяющих однозначно истолковать содержание, отсутствие обратного адреса, подписи, печати и др.).

    Форма заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, границы которого подлежат уточнению
    Скачать документ Просмотреть документ

    Форма заявления о предоставлении земельного участка без проведения торгов
    Скачать документ Просмотреть документ

    Форма заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, в случае если земельный участок предстоит образовать
    Скачать документ Просмотреть документ

    заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком или принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование;

    отказ в заключении договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком или принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.

    Как возникает право постоянного бессрочного пользования земельным участком

    Земельные участки на территории России могут предоставляться гражданам на самых разных условиях, непосредственно зависящих от того, кто и по какой причине собирается их получить.

    Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

    +7 (812) 317-50-97 (Санкт-Петербург)

    ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

    Это быстро и БЕСПЛАТНО!

    При этом многие не знают о том, в каких ситуациях можно получить право постоянного бессрочного пользования земельным участком через договор и как оно оформляется в 2020 году.

    Основания и обязанности

    Во времена СССР в принципе не существовало такого понятия как частная собственность на какие-либо земельные участки по той причине, что вся территория находилась во владении государства.

    При этом осуществлялась передача земельных участков гражданам в постоянное пользование, и на основании факта передачи в дальнейшем они могли распоряжаться этим имуществом, как собственным, то есть продавать его, обменивать или предоставлять в аренду.

    Новый Земельный кодекс, который вступил в законную силу с 2001 года, полностью запретил распоряжение муниципальной землей в качестве собственной, и в то же время была прекращена возможность передачи недвижимости людям в вечное пользование. В то же время право постоянного бессрочного использования земельного участка, которое действовало раньше, продолжает действовать по сегодняшний день.

    В частности, это касается:

  • органы самоуправления;
  • государственные органы власти;
  • всевозможные бюджетные, казенные или автономные государственные организации;
  • казенные учреждения;
  • центры наследия бывших президентов России.
  • В соответствии с действующим законодательством право бессрочного использования какой-либо территории сохраняется за теми гражданами, которые получили ее на неопределенный промежуток времени.

    Если участок в бессрочное пользование предоставлялся компании, то в таком случае в преимущественном большинстве случаев он или приватизирован, или на него оформлен соответствующий договор аренды.

    Причина этого заключается в том, что, если не была проведена процедура переоформления определенной территории, на компанию в конечном итоге могут просто наложить штраф, сумма которого составляет от 20 000 до 100 000 рублей. Это требование устанавливается законодательством и не распространяется на физических лиц.

    Если говорить об обязанностях, которые накладываются на лиц, пользующихся такой недвижимостью на постоянной основе, они выглядят следующим образом:

  • не создавать загрязнений;
  • использовать территорию в соответствии с первоначальным предназначением;
  • обеспечивать требуемую противопожарную защиту;
  • исключить возможность истощения почвы с последующей потерей плодородности территории.
  • Образец кадастрового паспорта на земельный участок:

    Как оформить участок в собственность — читайте в этой статье.

    Право постоянного бессрочного пользования земельным участком по закону

    Граждане, которые распоряжаются какими-либо земельными участками на правах постоянного пользования, имеют полное право на то, чтобы переоформить данную территорию в частную собственность.

    Таким образом, каждому человеку предоставляется возможность один раз абсолютно бесплатно купить в частную собственность земельный участок, который принадлежит ему на правах постоянного пользования, причем заплатить в данном случае нужно только те суммы, которые предусматриваются какими-либо федеральными законами в виде сборов.

    Данная форма пользования земельными участками по сегодняшний день остается одной из наиболее распространенных, и огромная длительность реформы так и не смогла привести к снижению популярности этого вида прав.

    Важные уточнения и правила

    Использование земельных участков должно осуществляться в полном соответствии с различными правилами, предусмотренными действующим законодательством, но при этом многие граждане достаточно часто даже не подозревают о том. Какими нормами это регулируется и что нужно учитывать.

    Договор и нюансы его составления

    В зависимости от того, к какой именно категории относится гражданин, имеющий право на бессрочное использование земельного участка, на территорию нужно будет оформлять разную правоустанавливающую документацию.

    В таком договоре в обязательном порядке должны присутствовать следующие пункты:

    • представление сторон с точным перечислением реквизитов;
    • ключевой предмет договора;
    • общая площадь и адрес указанного надела;
    • категория, к которой принадлежит указанный земельный участок;
    • цели, в которых будет использоваться данная территория;
    • кадастровый план, оформленный на земельный участок;
    • сроки, на протяжении которых надел должен передаваться в пользование;
    • общие правила, на основании которых должно осуществляться использование надела.
    • Важно не забывать о том, что такой договор нужно будет в обязательном порядке зарегистрировать в государственных органах.

      Предметом договора выступает определенный земельный участок с четко обозначенными границами, то есть в бессрочное пользование могут предоставляться только те территории, на которых проводилась процедура межевания с определением точных координат границ, а также присвоением уникального кадастрового номера.

      Передача земельного участка от государственных органов к гражданину осуществляется в те сроки, которые изначально прописываются в заполняемом договоре, а сопровождается данное соглашение подписанием соответствующего акта приема-передачи территории.

      В соответствии с оформленным договором владелец недвижимости должен взять под свой контроль использование указанного участка землепользователем, и в то же время ему предоставляется возможность полностью прекратить действие договора при наличии следующих обстоятельств:

    • использование земельного участка не соответствует тем целям, которые прописаны в соглашении;
    • использование земельного участка не соответствует той категории, к которой принадлежит указанный надел;
    • в процессе эксплуатации земельного участка был зарегистрирован серьезный урон окружающей среде;
    • в процессе эксплуатации земельного участка нарушались законные интересы каких-либо граждан.
    • Во всех перечисленных ситуациях предусматривается возможность расторжения договора с пользователем, но в некоторых ситуация гражданину предоставляется возможность для устранения тех нарушений, которые появились по причине неправомерного использования земельного участка.

      Процесс появления и развития понятия

      Стоит отметить, что появление понятия «бессрочное постоянное пользование земельным участком» появилось только в начале 90-го года, а после этого уже было повторено в Земельном кодексе РСФСР от 1991 года. Появление данного понятия представляло собой уже последствие имеющейся политической борьбы, ведущейся между реформаторскими приверженцами и теми, кто придерживался старой системы.

      При этом власти России изначально рассматривали данное понятие как пережиток исчезнувшей советской системы, в связи с чем регулярно предпринимали попытки для того, чтобы полностью исключить это понятие из действующего законодательства.

      В Земельном кодексе, который был принят в 1991 году, право бессрочного пользования предоставлялось исключительно юридическим лицам, в то время как граждане, которые получили по такой терминологии земельные участки еще во времена Советского Союза, брали на себя обязательство по переоформлению территории в частную собственности или же получении ее на основании договора аренды.

      Однако в дальнейшем Гражданский кодекс перетерпел определенные корректировки, в связи с чем данное понятие снова начало в нем фигурировать и сохраняется по сегодняшний день.

      Пожизненное и безвозмездное пользование

      Лицо, которое владеет определенным земельным участком на бессрочных основаниях, имеет законное право на то, чтобы вести какую-либо деятельность на данной территории, и оно передается по наследству. При этом стоит отметить, что он не может распоряжаться указанной территорией каким-либо другим образом, помимо передачи его в качестве наследственного имущества.

      Если правила использования определенной территории не устанавливают никаких ограничений, то в таком случае владелец территории имеет полное право на то, чтобы возводить на своем участке всевозможные здания и сооружения, а также оформлять в государственных органах на них право собственности. Помимо этого, по наследству вместе с указанной территорией переходит новому лицу и все, что на ней находится.

      В соответствии с действующим законодательством право бессрочного пользования не может передаваться по наследству, но при этом есть также довольно важные исключения.

      В первую очередь, получатель наследства имеет полное право на то, чтобы оформлять право собственности на то имущество, которое находилось во владении наследодателя, в связи с чем ему предоставляется возможность выкупа земельного участка, на котором стоит недвижимость, принадлежащая ранее родственнику.

      Случай с продажей недвижимости

      Недвижимость, которая находится на территории, предоставленной гражданину на правах постоянного бессрочного пользования, может отчуждаться владельцем на свое усмотрение в собственность каким-либо третьим лицам. В соответствии с действующим законодательством после проведения такой сделки покупателю предоставляются аналогичные права на использование данной территории.

      Если же покупатель не относится к какой-либо категории лиц, перечисленных в статье 20 Земельного кодекса, то в таком случае оформление договора на постоянное бессрочное использование определенной территории с его стороны не предусматривается.

      В то же время, если учитывать то, что ему предоставляется право по причине оформления соответствующего договора, он может выкупить указанную территорию или же получить ее в аренду на точно таких же правах, которые ранее присутствовали у продавца.

      Как происходит переоформление

      Для того, чтобы зарегистрировать любую сделку, нужно в обязательном порядке иметь документ, на основании которого проводится данная операция, которым может быть, к примеру, составленный договор купли-продажи или же решение уполномоченных государственных органов о предоставлении определенной территории.

      Это относится к тем случаям, когда участок находится на территории какого-либо дачного товарищества или садоводческом земельном участке. Причина этого заключается в том, что указанная территория сформировалась из крупного участка, который был предоставлен лично не определенному лицу, а колхозу или садоводству, в связи с чем в качестве основания для проведения процедуры переоформления будет использоваться выписка, сделанная из распоряжения, вынесенного местным исполнительным комитетом, о предоставлении территории в постоянное использование определенному садоводству, товариществу или колхозу.

      Для последующей приватизации такого участка, в первую очередь, нужно будет позаботиться об оформлении его на кадастровый учет. В первую очередь, в данном случае проводится процедура межевания, которая осуществляется любым кадастровым инженером, имеющим соответствующую лицензию Росреестра. Чтобы узнать полный перечень список инженеров, можно обратиться на официальный сайт кадастровой палаты или указанного выше Росреестра.

      После подготовки межевого дела нужно будет непосредственно посетить кадастровую палату или обратиться с документами в ближайший многофункциональный центр, после чего подать заявление, на основании которого будет осуществляться постановка данной территории на государственный учет. Регистратору в данном случае вполне достаточно будет предоставить собственный гражданский паспорт и межевое дело, после чего он на протяжении десяти рабочих дней должен будет оформить кадастровый паспорт.

      Момент прекращения действия

      Прекращает действовать данное право только после того, как собственник земельного участка самостоятельно отказывается или же соответствующее решение принимается уполномоченными органами власти.

      В качестве причин, по которым может произойти добровольный отказ, чаще всего рассматриваются изменения условий, из-за которых участок был предоставлен в частную собственность, или же нежелание собственника заниматься им.

      Если же федеральный орган отказывается от предоставления участка, то в таком случае для этого должны быть какие-либо веские причины, и в частности, это касается грубых нарушений установленных правил. К примеру, участок может использоваться не по своему прямому назначению или же было допущено ухудшение состояния почвы, отравление химикатами и прочие серьезные нарушения.

      Что такое бесплатное предоставление земельных участков многодетным семьям — узнайте из этой публикации.

      Как происходит образование части земельного участка — мы расскажем далее.

    • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
    • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.
    • Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

      1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
      2. Позвоните на горячую линию:
        • Москва и Область — +7 (499) 110-56-12
        • Санкт-Петербург и область — +7 (812) 317-50-97
        • Регионы — 8 (800) 222-69-48

      Предоставление в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование, аренду земельных участков, находящихся в государственной собственности Мурманской области, юридическим и физическим лицам

      1. Краткое описание организации предоставления услуги в МФЦ: в ходе предоставления услуги осуществляется информирование и консультирование граждан о порядке предоставления государственной услуги, прием документов, необходимых для ее получения, выдача результатов.

      2. Оплата услуги: предоставляется бесплатно.

      3. Срок предоставления услуги:
      — при выдаче Заявителю решения о предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование или об отказе в предоставлении земельного участка – не более тридцати дней со дня поступления в Министерство заявления о предоставлении земельного участка;
      — при выдаче Заявителю проекта договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком с предложением о заключении соответствующего договора – не более тридцати дней со дня поступления в Министерство заявления о предоставлении земельного участка.

      Приостановление предоставления услуги не предусмотрено.
      Срок возврата Заявителю заявления, если оно не соответствует по форме и содержанию, установленным требованиям, подано в иной уполномоченный орган, или к заявлению не приложены документы, обязанность предоставления которых возложена на Заявителя, — не позднее десяти дней со дня поступления заявления с указанием причины возврата заявления о предоставлении земельного участка.

      4. Получатели услуги: Заявителем на предоставление государственной услуги являются юридические и физические лица, в том числе иностранные граждане, лица без гражданства в случаях предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации.
      От имени Заявителя за предоставлением государственной услуги вправе обращаться представитель, действующий на основании документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя (далее — представитель Заявителя)

      5. Результат:
      — выдача Заявителю соответствующего решения о предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование земельных участков, находящихся в государственной собственности Мурманской области, об отказе в предоставлении земельного участка;
      — выдача Заявителю соответствующего договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, находящимся в государственной собственности Мурманской области.

      6. Перечень документов, необходимых для получения услуги:
      6.1. Для предоставления земельных участков необходимы следующие документы:

      а) заявление (Приложение № 1) о предоставлении земельного участка;
      б) документы (Приложение № 2), подтверждающие право Заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, необходимые для предоставления земельного участка на праве, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации и указанном в заявлении;
      в) документ, подтверждающий личность Заявителя;
      г) документ, подтверждающий полномочия представителя Заявителя в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае обращения с заявлением о предоставлении земельного участка представителя Заявителя;
      д) заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если Заявителем является иностранное юридическое лицо.

      6.2. Предоставление документов, перечисленных в подпунктах «б» — «д» пункта 6.1, не требуется в случае, если указанные документы направлялись в Министерство с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, по итогам рассмотрения которого принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В случае подачи заявления о предоставлении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.3 или подпунктом 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса к этому заявлению прилагаются документы, подтверждающие надлежащее использование такого земельного участка и предусмотренные перечнем, установленным в соответствии с Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

      6.3. Обязанность по предоставлению документов, указанных в подпунктах «а» — «д», пункта 6.1 (за исключением документов подпункта «б», отмеченных в Приложении № 2 знаком «*») возложена на Заявителя. Документы, указанные в подпункте «б», отмеченные в Приложении № 2 знаком «*» запрашиваются Министерством в рамках межведомственного взаимодействия в государственных органах или подведомственных им организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы (сведения, содержащиеся в них), в том числе, при наличии технической возможности, в электронной форме с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия, если Заявитель не представил указанные документы по собственной инициативе.

      6.4. Заявление может быть заполнено от руки или машинописным способом, распечатано посредством электронных печатающих устройств.
      Заявления юридических лиц оформляются печатным способом на официальном бланке организации, подписываются ее руководителем (или его заместителем) и заверяются печатью организации (при ее наличии).
      Копии документов заверяются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, либо должностным лицом Министерства, осуществляющим прием документов, при наличии подлинных документов.

      7. Перечень оснований для отказа в приеме документов и в предоставлении услуги:
      7.1. Основания для отказа в приеме документов и приостановления предоставления государственной услуги отсутствуют.
      7.2. Основания для возврата документов Заявителя: несоответствие заявления по форме и содержанию Приложению № 1 и (или) отсутствие необходимых документов, предоставление которых возложено на Заявителя,
      7.3. Основания для отказа в предоставлении государственной услуги:

      — наличие хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации (Приложение № 3);
      — земельный участок, указанный в заявлении о его предоставлении, расположен на территории, в отношении которой уполномоченным органом принято решение о подготовке документации по планировке территории в целях дальнейшего формирования земельных участков для предоставления их гражданам в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации;
      — наличие судебных споров о правах на земельный участок и (или) на расположенные на нем объекты недвижимого имущества, в том числе о границах земельного участка, о его площади, о разрешенном использовании земельного участка, до дня вступления в законную силу судебного решения.

      8. Телефоны для справок:
      приёмная: 8 (8152) 48-69-60;
      факс: 8 (8152) 45-10-23

      Читайте так же:  Документы для пособия до 1.5 лет в соцзащиту